Давыдова Оксана Сергеевна : другие произведения.

Мы играем в жизнь.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Помнишь, как уходили те,
    Кто пришел сюда раньше нас.
    Мы поражались чужой пустоте
    Их обесцвеченных глаз.
    Мы смотрели на них
    С изумленьем и страхом
    Глаз опустить боясь,
    Но те, кто приходит сюда сейчас,
    Точно так же смотрят на нас.


   Окс. Давыдова (Даэмирэль).

Мы играем в жизнь.

  
  
   Помнишь, как уходили те,
   Кто пришел сюда раньше нас.
   Мы поражались чужой пустоте
   Их обесцвеченных глаз.
   Мы смотрели на них
   С изумленьем и страхом
   Глаз опустить боясь,
   Но те, кто приходит сюда сейчас,
   Точно так же смотрят на нас.
  
  
   На перрон высыпала толпа шумного, лохматого, немытого народу. От нее исходит запах леса, дыма, пота и вина. С изумленьем оглядываясь на прилично одетый люд, вновь прибывшие пытаются хоть как -то замаскировать... мечи, топоры и арбалеты.
   Попытка засунуть в прорезь турникета золотой заканчивается неудачей -- крашеная бронзовым монетка не признает правил реальности и крошится гипсом.
   Мы вернулись...
   Сгибаясь под рюкзаками двигаемся по домам к забытым кроватям, столам и ванным с горячей водой.
   Мы вернулись!
   По комнатам разбросаны прожженные плащи и рубахи, избитые сапоги, надщербленные мечи, котелки, спальники...
   Мы вернулись?
   Но почему же так щемит сердце, и хочется опять доказывать, что последний раз тебя убили не честно, и если бы все по правилам -- крепость была бы взята?.. Почему телевизор -- лишь мертвый ящик, а растекающийся асфальт города кажется жестоким колдовством, предназначенным для того, что бы испортить жизнь честному эльфу?..
  
  

Как все начиналось (немного истории)

  
   Жил- был в Англии Джон Рональд Роуэл Толкиен ( 1892-1973) и было у него три сына и дочка, которые, как и все дети, очень любили слушать всяческие истории. А их-то Толкиен -- профессор филологии, лингвист -- знал огромное количество. Это всевозможные мифы, легенды, сказания. Но еще больше историй рассказывал он о мире, который жил в его голове. Ведь когда он изучал латынь, греческий, французский, немецкий, готский, древнеанглийский, древнеисландский, финский языки, это было не формальным зазубриванием. Он вникал в них и проникался ими, воспринимая не слова и конструкции, а тексты, которые казались ему нотными записями. "Ему не хватало наличной лексики языка -- с помощью чутья и воображения он создавал обороты, которые могли быть, должны были быть. Собственно, языков ему тоже не хватало и он начинал изобретать новые, например, скрещивать древнеанглийский и уэльский на фоне финского. Изобретались и алфавиты. Можно было предвидеть, что, раньше или позже для этих новоизобретенных праязыков понадобится, чтобы закрепить ощущение языкового единства, изобретать тексты, а для текстов -- праисторию и прамифологию" (В. Муравьев. Предыстория. Вступительная статья к Дж.Р.Р.Толкиен. Хранители. Летопись первая из эпопеи "Властелин колец" М., 1991, Радуга. Стр. 9).
   Так однажды и вышел в путь невысоклик Бильбо. Невысоклики, полумерки, полуростки -- все это русские переводы названия народца, появившегося из-под пера Профессора -- хоббитов. Забавно появление этого названия. Он вроде бы и кролик, что живет в своей норке (rabbit -- англ.), но вместе с тем и забавный человечек (homo -- лат.).
   Дети выросли, недосказанная история заброшена и забыта. Пока однажды не попадает к редактору издательства "Аллен энд Ануин" Сьюзен Дагнел. За сим следует просьба как можно быстрее закончить рукопись. Так в 1937 году выходит книга "Хоббит или Туда и обратно" -- детская сказка о странном существе по имени Бильбо Беггинс, который волей судьбы и мага Гэндальфа оказывается ввязанным в длительное и очень опасное странствие за чужими сокровищами. Но самое удивительное, что этой историей, полной магов, эльфов, гномов, троллей и драконов зачитывались не только дети, но и их родители. Читатели требуют продолжения. И Толкиен, не смущаясь, предлагает издательству "Сильмариллион" -- эпос Нолдоров (Премудрых Эльфов) -- систематизированный сборник тех легенд, которые появились вслед за изобретенными языками -- своеобразный Ветхий Завет без Заповедей. Здесь был и "...Эру, Единый, что в Арде зовется Илуватар и первыми создал он Айнуров... и они пели перед ним и он радовался..."; и один из Айнуров -- Мелькор, которому "...в душу запало искушение вплести в нее (музыку Айнуров) мелодии собственных дум, что были противны теме Илуватара...ибо более всех Айнуров был одарен Мелькор мудростью и силой... и началась борьба между Мелькором и прочими Валарами (Айнурами, что правят Стихиями, или Силами Мира"; и Мелькор на время отступил и ушел в иные области Мира, и делал там, что хотел; но жажда Царствия Земного не оставляла его сердца (Дж.Р.Р.Толкиен. Сильмариллион. М. 1992, Гиль-Эстель).
   Толкиен, воспитанный в строгих традициях римско-католической церкви, если вчитаться в текст, не так уж сильно отступил от Библии, вернее даже просто пересказал ее так, как это могла видеть другая цивилизация.
   Директор издательства Стенли Ануин с удивлением прочел рукопись и попросил все же принести что-нибудь другое. Тут-то профессор и вспоминает о странном колечке, появившемся из ниоткуда в "Хоббите". Из него-то и возникла трилогия "Властелин колец", -- первая книга, написанная в стиле фэнтези -- фантастики магии, меча и драконов. Именно на нем выросли знаменитые писатели Асприн, Перумов, Желязны, Саймак, и очень радостно видеть в этом ряду наших современников, харьковчан, пишущих под псевдонимом Олди (О. Ладеженский и Д. Громов).
   Несколько лет назад москвички Ниэннах и Иллет написали альтернативную Толкиену историю Арды с точки зрения темной стороны, где у Темного Властелина были благие цели, но его не поняли и отвергли. После выхода этих "Черных хроник" количество приверженцев темноты резко возросло. То есть это -- своеобразная "Синяя Книга".
   "Властелин колец" -- история, где мир подается не как заданность с четким сказочным разграничением на "добро" и "зло", а как история действительно существующего Средиземья, населенного живыми существами с более или менее сформировавшимся отношением к миру и богам -- Валарам. Но это отношение не глянцево -- приглаженное и эталонизированное. Оно изменяется, развивается и вдруг (ну, конечно, не вдруг, а под воздействием Кольца Могущества), казалось бы, совершенно "светлый" Хоббит Фродо стремится к силе и власти, к власти всепоглощающей, всеподавляющей, той, что в книге ассоциируется только со Злом. Но с другой стороны, -- и это гораздо важнее, -- что Фродо объявляет не о своей власти над миром, а о власти Кольца над ним. И лишь случай спасает Арду. И вся книга есть попытка разобраться, что такое Добро и Зло и где та линия, переступив через которую, ты, может быть, навсегда переступаешь через себя.
   И, как бы Толкиен ни пытался убедить читателей, что Вторая мировая война ("Властелин колец" писался с 1937 по 1949 гг.) совершенно не повлияла на сюжет книги, я уверена, что он не забыл те месяцы, проведенные в окопах под пулями в 1916 году. Да и сам профессор говорил, что образ друга Фродо Сэма Скромби списан с тех молодых ребят, что сражались рядом с ним.
   Рассказом об изгнании Мелькора, описанном в "Сильмариллионе", заканчивается Первая Эпоха. Но закончилась ли очередная эпоха на Земле победой над фашистами?
   "Век у Толкиена -- временное целое, имеющее начало и конец, который является одновременно началом нового века. Содержание каждого века -- борьба с возникшим злом, а завершение -- победа над ним" (С. Кошелев. "Великое сказание" продолжается". Сборник "Время покупать черные перстни", М., 1990, Молодая гвардия).
   Вторая эпоха -- это создание Сильмарилей (три алмаза, сотворенные великим эльфом и наполненнные светом Двух Древ), их похищение Мелькором, войны и распри из-за них, и наконец -- победа над Морготом (Черным Врагом -- Мелькором) и возвращение Сильмарилей.
   Конец "Сильмариллиона" -- Третья эпоха, когда и было создано Кольцо Всевластия, и история гибели которого была описана в "Хоббите" и "Властелине колец". Зло Третьей эпохи -- майяр (Айнур рангом ниже Валара) Саурон, что был мудр и бел, но обратился ко злу. "Но притязания Саурона (да и светлых сил) распространяются уже только на сферу обитания и на политическую жизнь..." а "...магическая власть над стихиями и чудеса, которые они творят,-- только добавочные штрихи фантастической "странности" этих персонажей (С.Кошелев. Великое сказание (см. выше).
   И сказано было: "... сила Трех Колец... сгинет и все, что создано ими, увянет, настанут сумерки эльфов и начнется Владычество Людей" (Дж.Р.Р.Толкиен. "Сильмариллион").
   Именно таким, совершенно разрушенным миром, миром, в котором исчезло почти все, на чем он стоял и чем жил, предстает Арда перед его новыми властителями, -- людьми, в начале Четвертой эпохи. И сейчас каждый из людей делает свой выбор, становится на "светлую" или "темную" сторону, или просто остается "серым", даже не догадываясь, что когда-нибудь все равно прийдется решать.
   Именно эти люди, что считают себя потомками Нолдоров, зачитываются Толкиеном и переигрывают историю Средиземья, быть может, готовясь к той, решающей битве, что закончит Четвертую эпоху.
   Но это сейчас...
   60-е годы. Пик популярности "Властелина колец" обеспеченный волнениями студентов, неудовлетворенных бесчеловечностью современной действительности. Пытаясь провести паралели с книгой, они осознают необходимость не созерцательного, а действенного отношения к жизни с точным определением своего места на векторе со знаками "плюс" и "минус".
   Знаменитые 70-е. Расцвет контркультуры. Повальное стремление к безграничной свободе, и активный интерес к психоделикам, культовость. Возникают культовые личности, культовая музыка и культовые книги. Среди них в одном ряду с "Дверями восприятия" О. Хаксли и хайнлайновским "Чужим в чужой земле" стоит трилогия "Властелин колец".
   Хиппи, мечтающие о мире, где "...на протяжении всей Эпохи хранились неумаленными блаженство и красота эльфов... где на деревьях цвели золотые цветы, и... лихие твари не осмеливались забрести туда" ("Сильмариллион") видели себя возможными жителями Имладриса и Лотлориэна.
   80-е. Проведено социологическое исследование по всему миру. В первой полусотне величайших книг человечества -- "Властелин колец".
   Мальчишеские игры в разбойников или в "войнушки" одеваются в костюмы средневековья и вооружившись деревянным оружием преобразуются в Толкиеновские игры.
  

Играют!

   1989 год. Лес, палатки, кострища. Но, приехавшие не слишком напоминают обычных туристов. Они играют... в битвы. Но это не навязшие у всех на зубах политизированные и обязаловские "Зарницы".Это -- первая в Советском Союзе большая игра по книгам Дж.Р.Р.Толкиена.
   1991 год. Первые Хишки (от сокращенного Х.И.-- Хоббитские Игры) в Украине, под Харьковом.
   За границей играют уже давно. Клубы заказывают в специальных магазинах одежду, доспехи и оружие, проводят какие-то игры, но, попав на наши полигоны, удивляются жизненности, душевности и самоотдаче игроков.

Играют? Как?

  
  
   Итак -- Игра
   Почти во всех больших городах Украины и России существуют клубы, объединяющие тех, кто играет. Они образовались в свое время из клубов Любителей фантастики и неформалов, неудовлетворенных действительностью. Кто-то из игровиков, определив тему будущей игры, пишет правила Игры. Процесс это очень долгий и кропотливый, поскольку любая упущенная в правилах мелочь может свести на нет качество и безопастность начинания.. Здесь указывается расхитовка персонажей (числовое выражение живучести), правила проведения боев, обязательная безопасность оружия, экономика, игровая магия и прочее.
   Поскольку между клубами всегда поддерживается очень тесная связь,то уже за несколько месяцев до Игры известно какая команда какую страну или город будет отыгрывать.
   Чем ближе ко "времени Икс" -- тем все чаще и активнее проводятся клубные тренировки. Ведь если плохо владеешь оружием, то будешь или убит сам (конечно, по игре) или травмируешь кого-то (по жизни). Именно здесь сотни раз проверяется безопасность мягких наконечников копий и стрел, резиновых топоров и защитные возможности доспехов, которые, кстати, очень часто отличаются исторической достоверностью и функциональностью, а не просто декоративны. Воины сами их выковали или выкрутили из проволоки. Они уже покрасили резиновые топоры и деревянные мечи серебрянкой, потуже натянули тетиву на луках и арбалетах и рвутся в бой. Мастера (организаторы Игры, ее ведущие) уже давно выбрали место, разведали подходы и напоили лесников. День назначен. В путь.
   За два дня до игры на полигоне (территории игры) все усиленно строят крепости, жуют тушенку, общаются за вечерней братиной с будущими врагами, поют туристсткие, бардовские, игровые песни и активно кормят комаров.
   До игры -- два часа. Построение. Все команды в полном облачении строятся, присматриваются к врагам и мастерам, уточняют правила и проверяют оружие...
   Игра. Все. Если ты -- девушка, что размахивает мечом, как веником, то одна из лагеря не выходи. Более умелые враги или убьют, нежно похлопав мечом по мягкому месту; или возьмут в плен (где ты будешь приставлена к кухне, или взята в жены, чтобы после "кровопролитной" битвы "родились" будущие воины, или продана за несколько игровых монет ) или просто принесена в жертву. Поклоняются, кстати говоря, на Играх чему угодно -- от Илуватара, Валар (и в частности, Мелькора) до Большой Ложки.
   На хорошо организованной игре обходится почти без травм. Но на всякий случай на полигоне всегда есть несколько играющих или не играющих врачей.
   А кстати, скажите, а когда бы еще вы без страха гуляли по ночному лесу не зная дороги? Только здесь. Заблудившись, ты можешь быть уверен, что в другой команде тебя напоят горячим чаем и дадут ночлег.
   Иногда сюда приезжают наблюдатели. Они отвлекают ролевиков и мешают игре. Но разве смогут они увидеть и понять весь азарт ночных прогулок по трое по-пластунски с деревянными кинжалами в зубах? Разве поймут они смертную тоску убитого, дожидающегося в Стране Мертвых нового рождения или объяснят все игровые интриги?... Нужно играть.

Кто играет?

   По своему не слишком маленькому игровому опыту могу заявить -- играют все.
   Самым маленьким действительно играющим существом на моей памяти был семилетний Розовый Дракон, а пожилому было семьдесят четыре года. "ветеранам" Игр уже давно перевалило за сорок и их дети привозят с собой на полигон своих детей. И все это не какие-нибудь там легкомысленные люди. В жизни они -- полиграфисты, педагоги, врачи, дворники, инженеры, каскадеры, милиционеры... Все.
   Если из нынешних "чайников", приехавших на свою первую игру и восторженно глядящих вокруг, кто-то приедет во второй раз, то это -- навсегда. Он в Игре.
  

Во что играют?

  
   Все сказанное выше могло натолкнуть вас на мысль, что существуют только игры по Толкиену. Но Хоббитские Игры -- это лишь один из видов Ролевых игр. Играют во все, во что можно играть. Это всевозможная фантастика, героический эпос, исторические события фэнтези, или просто выдуманные мастерами истории. Самое увлекательное -- то, что в игре задаются лишь исходные условия, а закончиться она может совершенно неожиданно. Так, однажды Робин Гуд обьеденился со своим злейшим врагм -- принцем Джоном и пошел войной чуть ли не на Ричарда Львиное Сердце. На Реконкисте (историческая игра, феодалка об освобождении Испании от мавров) мавритане завоевали почти всю Европу. А Киевская Русь однажды стала греческой колонией.
   Но играют не только в лесу и не только методом "ножа и топора". Часто, когда холодно, нет денег или мало времени, проводятся так назваемые Камерные Игры где основное -- интриги, а самое страшное оружие -- деревянный кинжал "кулуарка" (от слова "кулуары"), или яд, умело подсыпанный в бокал.
  

Играют ли?

   Что такое Игра?
   Как утверждают психологи, в жизни каждый человек играет свою роль или несколько ролей. Так, одновременно Вы можете быть сыном, врачом и покупателем. А Игровики живут не только в этом мире, и поэтому имеют какую-нибудь специфическую роль. Она может быть выбрана случайно, ведущим игры или самим игроком после знакомства с книгой, но навсегда остается та, что наиболее ему подходит. Так, в жизни, в скуповатом человеке вы увидите гнома, в певуне и романтике -- эльфа, в любителе домашнего уюта -- хоббита, а в мрачно глядящем человеке -- посланца темных сил -- назгула, хотя на Игре твоя роль может быть совершенно другой.
   Некоторые игроки с неуравновешенной психикой или просто крайне зажатые жизнью, "заигрываются" -- навсегда остаются в Игре. Остальным же помогает не уходить из действительности осознание того, что это -- хоть и реальная, но игра, и она когда-нибудь закончится.
   Игровики -- народ большей частью не обделенный талантами. На них держится не только специфическое, узко направленное творчество. Они пишут стихи, рассказы, рисуют картины, издают тематические газеты. Не так ли живут все, увлеченные своим делом?
  
   Так что же такое Игра?
  
   Вы любите театр? Игра -- это театр.
   Вы любите туризм? Игра -- это туризм.
   Любите ли Вы художественную литературу?
   Любая игра -- целый роман.
   Спорт? Да, игра -- это спорт.
   А Вы любите музыку?
   Игра -- это огромный музыкальный пласт.
   Вам нравится быть сумасшедшим хоть чуть-чуть?
   Здесь это можно.
   Вы любите хорошую компанию?
   Игра -- это интереснейщие знакомства.
   Вы любите жизнь? Игра -- это жизнь"
   (Искра)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"