Дорогие читатели сегодня мы поговорим с вами о мотивации и эмоциональной регуляции дошкольников.
При переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит глубокое изменения не только в интеллектуальной, но и мотивационно-эмоциональной сфере ребенка. На протяжении детства, овладевая простейшими способами практической и умственной деятельности, ребенок усваивает также социальные ценности, нормы и правила поведения и взаимоотношений с окружающими людьми, которые при целенаправленном воспитании становятся его внутренним достоянием, приобретают "личностный смысл".
Процесс превращения знаний о нормах взаимоотношений с окружающими в мотивы реального поведения ребенка и роль эмоций в этом процессе.
исследование онтогенеза мотивационно-эмоциональных процессов имеет особое значение для решения ряда практических задач обучения и воспитания детей этого возрастного периода, когда у них начинается формироваться новые потребности, интересы и чувства, определяется социальная направленность мотивов действий и поведения. От того, как эти качества личности будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит дальнейшее формирование личности и все его последующее развитие.
Возникновение нравственно направленных социальных мотивов и эмоциональных переживаний совершается не путем пассивной адаптации ребенка к требованиям социальной среды, его окружающей, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, которую ребенок осуществляет, сотрудничая и общаясь с другими людьми-взрослыми и сверстниками.
У детей очень рано, уже в дошкольном возрасте, под руководством родителей, педагогов в определенных условиях обучения и воспитания мотивы деятельности и поведения, возникает потребность сделать что-то полезное для окружающих - младших детей, своих сверстников и взрослых.
Вместе с тем социальные мотивы в дошкольном детстве еще неустойчивы, особенно на ранних этапах их формирования. Ребенок , начав действовать под влиянием социальной мотивации, предложенной взрослым, зачастую отключается от принятого намерения и приступает к другим действиям, знакомым ему и актуализирующимся в данной ситуации. Чем меньше ребенок и чем сложнее структура выполняемой им деятельности, тем труднее бывает малышу реализовать формирующиеся у него социальные мотивы и тем чаще он отвлекается от первоначального замысла и переключается на удовлетворение непосредственных желаний.
Таким образом, между мотивом, побуждающим ребенка к действиям, и их выполнением существуют сложные отношения, в которых наличие мотива не всегда однозначно определяет направление и динамику действий и не исключает отклонения ребенка от первоначального замысла.