Давыдова Татьяна Викторовна : другие произведения.

Программа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Давыдова Татьяна Викторовна педагог-психолог 1 категории МБДОУ Љ73 г.Ростова-на-Дону.Имею два высших образование по первому (РГПУ)детский психолог, по второй (ЮФУ) практический психолог.Стаж работы 6лет
  
  Коррекционная программа: "Преодаление страхов у детей"
  Пояснительная записка
  Детство дошкольника, как указывают ведущие психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина и другие, особо ответственный период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребенка возникает первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.
  Коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контактов с окружающими. Умение понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и целями, способность представить чужие потребности, чувства, переживания требуют достаточно богатого опыта межличностного общения.
  Малая общительность, неуверенность, застенчивость - черты характера, которые могут стать тормозом в развитии активности ребенка, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность.
  В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. И такие дети не правило, а исключение.
  Психологи и педагоги Л.А. Венгер, В.С. Мухина, А.И. Захаров сходятся во мнении, что тревожность у детей дошкольного возраста является результатом неудовлетворения важных потребностей ребенка.
  Среди причин, вызывающих детский страх, на первом месте неблагоприятные отношения с родителями, особенно с матерью и как следствие неправильного воспитание.
  Страх у ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия между воспитателем и ребенком: преобладанием авторитетной модели общения или непоследовательностью требований и оценок. И в первом, и во втором случае ребенок находится в постоянном состоянии напряжения из-за страха не выполнять требований взрослых, переступить жесткие рамки.
  Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, запретам, наказаниям.
  Непоследовательный воспитатель вызывает страх тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянное изменение требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, не дают возможности ему понять, как следует поступать в том ил ином случае. Поэтому взаимоотношения с детьми являются важнейшим материалом цивилизованности общества. Чем гуманнее и ответственнее это отношение, чем щедрее материальный и духовный вклад в детство, тем в большей степени реализуется потенциал каждого человека и общества в целом.
  В начале века особенно стал ощутимее огромный разрыв между научно-техническим прогрессом, достижениями человека в освоении Земли и Космоса и состоянием духовного развития, внутренней культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Наблюдаемый в большинстве развитых стран рост преступности, жесткости, вандализма, угроза экологических и социальных катаклизмов, представляют собой в настоящее время сплошную опасность для судеб человечества, для сохранения цивилизации на нашей планете.
  
  Путь выхода из глобального кризиса ученые, философы, педагоги разных стран видят в изменении самого человека, его духовного потенциала, в повышении его роли и ответственности за судьбы всего человечества, в гуманизации всех сфер жизни и деятельности людей. Поэтому проблемы гуманизации и приобрели сейчас такую актуальность.
  В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, обострения национальных отношений исключительно важной становится стабилизирующая роль педагога и педагогической науки как гарантов гражданского мира, сохранения культуры и общественной нравственности. Важной предпосылкой этого является создание в стране целостной системы непрерывного образования, направленной на возрождение духовного потенциала нации.
  Переход на гуманные принципы в построении педагогического процесса ориентируют воспитателя на то, что главным в его работе являются желания, потребности ребенка, его интересы, настроение, психическое состояние, как субъекта. Это позволило мне выдвинуть гипотезу: Я предполагаю, что у детей 5-6 лет с разным уровнем развития воображения наблюдаются различия в страхах: у детей с низким уровнем воображения преобладают страхи реалистического характера; у детей с высоким уровнем развития воображения преобладают фантазийные страхи.
  Цель:Преодаление страхов у детей с разным уровнем воображения
  Объект: Страхи детей.
  Предмет: Влияние воображения на особенности детских страхов
  Экспериментальное изучение особенностей проявления страхов у детей с разным уровнем развития воображения
  Цель, гипотеза и методы организации экспериментального исследования
  
  Экспериментальная работа проводилась
  Цель: Изучить характер влияния уровня развития воображения на особенности страхов у детей 5-6 лет.
  Гипотеза: Я предполагаю, что у детей 5-6 лет с разным уровнем воображения наблюдаются различия в страхах у детей с низким уровнем воображения преобладают страхи реалистического характера; у детей с высоким уровнем развития воображения преобладают фантазийные страхи.
  Задачи:
  1. Проанализировать изучение проблемы детских страхов в трудах отечественных и зарубежных психологов.
  2. Изучить страхи детей и их классификацию.
  3. Выявить основные особенности проявления страхов в детском возрасте.
  4. Определить основные диагностические методики выявления страхов у детей 5-6 лет.
  Методы организации экспериментального исследования:
  1. Наблюдение, беседа с воспитателем об эмоциональном состоянии детей.
  2. Проведение методики О.М. Дъяченко "Дорисуй картинку".
  3. Тематические рисунки детей на тему: "Что мне снится страшное ночью", и " Чего я боюсь днем"
  4. Диагностика наличия страхов по Захарову А.И.
  2. Проведение методики О.М. Дъяченко "Дорисуй картинку".
  Детям предлагались последовательно 10 карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.п.), так и простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат и т.п.). Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Ребенок последовательно дорисовывал фигуры на каждой из 10 карточек.
  
  4. Диагностика наличия страхов по Захарову А.И.
  В начале задается вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься":
  1. Когда остаешься один?
  2. Заболеть?
  3. Умереть?
  4. Каких-то детей?
  5. Какого-то из воспитателей?
  6. Того, что они тебя покажут?
  7. Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?
  8. Страшных снов?
  9. Темноты?
  10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?
  11. Машин, поездов, самолетов?
  12. Бури, грозы, урагана, наводнения?
  13. Когда очень высоко?
  14. В маленькой тесной комнате, туалете?
  15. Воды?
  16. Огня, пожара?
  17. Войны?
  18. Врачей (кроме зубных)?
  19. Крови?
  20. Уколов?
  21. Боли?
  22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?
  
  Методы психолого-педагогической коррекции, используемые для преодоления страхов у детей 5-6 лет
  
  На основе констатирующего эксперимента было выявлено, что в старшей и подготовительной группе имеются дети с высоким уровнем тревожности. Это подтвердилось в поведении детей:
  -- повышенное беспокойство,
  -- неуверенность в себе,
  -- эмоциональная неустойчивость.
  В соответствии с этим были определены задачи:
  1) Повысить общий уровень эмоциональных переживаний ребенка,
  2) Снять неуверенность, тревожность, беспокойство.
  Были выявлены причины страхов:
  -- дефицит общения с родителями,
  -- авторская модель воспитания в семье и в дошкольном учреждении,
  -- неудовлетворенность социальными отношениями в группе сверстников.
  В соответствии с выявленными причинами были намечены методы психолого-педагогической коррекции по преодолению страхов:
  1. Игротерапия.
  2. Куклотерапия.
  3. Анатомирование страха.
  4. Психогимнастика.
  5. Деятельная коррекция.
  6. Арттерапия.
  
  1. Игротерапия
  1. Игра "Кто первый".
  Цель: быстрое принятие решения, страх ен быть первым.
  Суть: в середине комнаты ставятся два стула, между ними остается проход, через которых может пройти или пролезть только один человек. Играющие встают на четвереньки у стены, лицом к стульям. Руки у них находятся на стартовой линии, как на спортивных соревнованиях, и любое движение раньше считается нарушением, влекущим за собой замечание, а при повторении ошибки - выбывание на время из игры.
  Как только будет дан заранее обусловленный сигнал можно начинать движение, причем ползком. Ползти нужно до стульев, между ними и обогнув один из них, вернуться обратно, прикоснувшись рукой к стене или стартовых слов применяется не одно, а два слова (лягушка прыгает, синий-красный, веселые человечки).
  Как дети вели себя в игре
  Многие дети хотели начать игру не дослушав до конца сигнал, что можно начинать. Когда они ползли, сбивали друг друга и каждый боялся не быть первым. Другие начинали игру вовремя, никого не толкали, и им было все равно, будут они первые или нет.
  
  2. Игра "Быстрые ответы"
  Цель: Снятие торможения, возникающее при внезапных вопросах. Развивает сообразительность, находчивость.
  Суть: Игровое пространство заранее разделяется предметами на небольшие квадраты, по одну сторону которых находится ведущий, а по другую - стоящие рядом остальные участники. Ведущий вначале взрослый, задает поочередно каждому посильные для его возраста вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета - 1,2,3. Ограничение времени создает стрессовую ситуацию, поскольку после счета три, ответ признается недействительным. При подходящем ответе произносится перемещение участника игры вперед на один шаг. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допустить чрезмерного опережения или отставания других.
  Как дети вели себя в игре
  Многим детям поначалу было тяжело быстро отвечать на заданные им вопросы. И они расстраивались или не могли на них отвечать. Но через некоторое время у них стало получаться отвечать быстро и правильно на заданный им вопрос. Хотя были и такие дети, которым было тяжело отвечать на заданные им вопросы из-за счета, который вслух произносил ведущий. Они сосредотачивали свое внимание не на вопросе, а на счете. И ребята просили ведущего, чтоб он считал про себя. Но со временем они стали отвечать быстро, и проявили в игре находчивость.
  
  2. Куклотерапия
  Проигрывание известных сказок
  Суть: Берется какая-либо из общеизвестных сказок: "Кот, петух и лиса", "Волк и семеро козлят", "Красная шапочка" и другие.
  Каждому дается определенная роль. Лучше всего, если руководитель разрешает отклонения в игре героев от известного сюжета. Импровизация обостряет интерес участников, требует большого внимания, тренирует реакцию диалогической речи.
  Проигрывание на куклах: характерно, что очень стеснительные дети, которые не могут вами играть в сценках из-за своей скованности, неловкости, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.
  Как дети проигрывали сказки на куклах
  Почти все дети легко разыгрывали импровизационные сюжеты на куклах. Но были и такие дети, которым было трудно разыгрывать импровизационные сюжеты, так как они были невнимательные, и у них не было быстрой реакции в диалогической речи.
  
  3. Анатомирование страха
  Сюжетно-ролевая игра "Как побороть страх".
  Цель: Игра способствует развитию смелости, снятию страхов.
  Дидактический материал - силуэты Бабы Яги, Змея Горыныча, волка и других страшных персонажей сказок.
  Ход игры: Педагог читает детям рассказ С. Афонькина "Как побороть страх?" "На свете много страшных вещей - темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди проберется в дом или влетит в раскрытое окно. Когда никого из взрослых нет дома.
  Но на самом деле страшным это только кажется. В темных уголках ничего интересного, кроме пыли, не бывает. Продумай - откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замки? Собаки никогда не нападают на маленьких детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе. Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану. Подумай - откуда волк появится в городе или поселке?
  Пауки никого, кроме мух, не обижают. Змеи при виде человека стараются поскорее удрать восвояси. Подумай, если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с великаном человеком.
  Гром - это просто громкий звук. Разве звук может причинить вред?
  Баба Яга живет только в сказках. Ей никуда не выбраться из книжки. Подумай!.. Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и победишь страхи, все до одного!". Затем педагог обсуждает рассказ вместе с детьми. Он предлагает им встать, заглянуть в темные углы их групповой комнаты и убедиться, что там никого нет. Дети вспоминают с педагогом, как ведут себя по отношению а человеку. Собака - друг и помощник малышей. Видели ли они в городе волка? Где может жить в городе (поселке) волк? Кого пытался обидеть паук в сказке "Муха-Цокотуха?"
  Дети представляют вместе с педагогом величину паука и человека. В каких сказках живет Баба Яга? Кто ее все время побеждает? И так далее.
  У детей повышенный интерес к игре отбрасывал в сторону страх. Все дети со мной обсуждали рассказ, заглядывали в темные углы. И отрадно отметить, что все ребята убедились в том, что собака - друг малышей, волк не может жить в городе (поселке), пауки могут обидеть только муху, а Баба Яга и Змей Горыныч живет только в сказках.
  
  4.Психогимнастика
  1. "Ночные звуки".
  Цель: Этюд имитирует чувство страха.
  Ход этюда: Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться. В зале притеняется свет. Все дети, кроме ребенка-утенка изображают деревья, коряги и пеньки. Пока звучит музыка Ф. Бургиюлмер "Баллада", дети не сходят со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и тому подобные. Утенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он собирается в комочек и дрожит. Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен.
  Как дети себя вели во время этюда
  Дима С. Непривычно растормозился, стал громко кричать (как сова) и энергично раскачиваться (как дерево в бурю). Но вот наступила очередь и ему быть гадким утенком. Он был отправлен в маленький коридорчик перед группой, в которой по недосмотру кто-то выключил свет. Никто не знал, что мальчик стоит за дверью в полной темноте. Он, видимо, это как-то не осознал: так он был поглощен тем, что происходило в группе (там дети договаривались как они будут его пугать), кроме того, мальчик ждал музыки, с первыми звуками которой он должен был вбежать в зал. Музыка звучала. Дима очень выразительно показал смятение гадкого утенка. Все хвалили его за то, что он не испугался полутемной группы и "страшных звуков ночного леса", еще не зная, что он не струсил и в полной темноте за дверью.
  Наблюдая за Димой, дети, боящиеся темноты, наконец-то в результате тренировок решаются войти в темное помещение и побыть там 1-2 минуты, приходишь к выводу, что каким бы правдоподобным не было моделирование страшной ситуации, при этом у детей не наблюдается явлений эмоционального шока. Ребенок защищен от пугающих представлений тем, что его мысль занята не тем, что он в темной комнате, а тем, что происходит на свету, он весь в игре.
  При повторении этюда "Ночные звуки" дети начинали играть роли храбрых рыцарей или воинов-богатырей, которые смело по одиночке или гурьбой проходили по ночному лесу, населенному страшными и угрожающими существами.
  
  2. "Страх"
  Цель: Этюд имитирует чувство страха.
  Ход этюда: Мальчик (Девочка) боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился. Что тогда?
  За это время этюда звучит музыка Н. Мясковского "Тревожная колыбельная".
  Выразительные движения, голову откинуть назад и втянуть в плечи.
  Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
  Как дети вели себя во время этюда
  Так как детям сразу не был понятен этот этюд, им тяжело было имитировать чувство страха. Но со временем ребята смогли без труда имитировать это чувство. В этом этюде большое внимание уделялось тем детям, которые боялись одиночества.
  
  5. Арттерапия
  Цель: Коррекция эмоциональной сферы.
  Методика проведения: Дети изображают на листе бумаги то, что больше всего их тревожит и пугает, затем это изображение самостоятельно уничтожается ребенком (рвет, мнет...)
  В процессе арттерапии дети испытали чувство победы над страхом и негативной ситуацией.
  Анализируя результаты с детьми по снятию тревожности можно отметить, что подобранный комплекс методик помог повысить общий уровень эмоциональных переживаний детей, снять неуверенность, тревожность, беспокойство.
  Большее влияние на эмоциональное состояние детей оказала игротерапия, так как игры проходили в естественной для ребенка деятельности, увлекали детей, ребята чувствовали себя раскрепощенными.
  У всех детей произошли изменения в эмоциональном состоянии.
  
  Заключение
  
  В настоящее время увеличилось число тревожный детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. И такие дети не правильно, а исключение. Психологи и педагоги В.С. Мухина, А.И. Захаров, Л.А. Венгер сходятся во мнении, что тревожность у детей дошкольного возраста является результатом неудовлетворения важных потребностей ребенка. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на 1-ом месте неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке, защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви. Детская тревожность может быть следствием симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия между воспитателями и ребенком: преобладанием авторитарной модели общения или непоследовательностью требований и оценок. В первом и во втором случае ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требование взрослых, не "угодить" им, преступить жесткие рамки.
  Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего, сводятся к порицаниям, крикам, отрицательным оценкам, запретам, наказаниям. Непоследовательный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, не дают возможности ему как следует поступать в том или ином случае. Поэтому взаимоотношения с детьми являются важнейшим материалом цивилизованности общества. Чем гуманнее и ответственнее это отношение, чем щедрее духовный и материальный вклад в детство, тем в большей степени реализуется потенциал каждого человека и общества в целом. В результате экспериментальной работы было выявлено, что в старшей и подготовительной группе имеются дети с высоким уровнем тревожности.
  Это подтвердило, что в настоящее время есть тревожные дети, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
  Мною была разработана коррекционная работа по преодолению страхов. В работе использовались методики М.И. Чистяковой, А.И. Захарова, Е.И. Рогова.
  
  Список использованной литературы
  
  1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. - М., 1985. - 395с.
  2. Гаспарова Е. Страхи у дошкольников.//Дошкольное воспитание, 1991, Љ4. - С.75.
  3. Детский психолог. В поддержку практических психологов, работающих в учреждениях образования. - Ростов-на-Дону, 1993. - 66с.
  4. Дъяченко О.М., Кирилова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста.//Вопросы психологии, 1980, Љ2. - С.107.
  5. Дъяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей.//Вопросы психологии, 1988, Љ6. - С.31.
  6. Дъяченко О.М., Лаврентьева С.Л. Психология развития дошкольника. - М., 1994. - С.93.
  7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб., 2000. - 447с.
  8. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995. - 197с.
  9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1992. - 360с.
  10. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. - М., 1986. - 110с.
  11. Захаров А.И. Что снится нашим детям. - СПб., 1997. - 430с.
  12. Каптерева П.Ф. О детском страхе.//Народное образование, 2000, Љ3. - С.257.
  13. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Минск, 1999. - 360с.
  14. Лавлинский С. Мешок со страхами.//Обруч, 2002, Љ2. - С.14-17.
  15. Легков Е. Детские страхи и их преодоление.//Дошкольное воспитание, 1965, Љ1. - С.24.
  16. Мухина В.С., Хвостов А.Л. Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1999. - 624с.
  17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. - 240с.
  18. Особенности психического развития для детей 6-7 летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988. - 136с.
  19. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000. - 304с.
  20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1995. - 525с.
  21. Самоукина Н.В. Программа психокоррекция игр для дома. - М., 1990. - 525с.
  22. Скрипкина Т.Г., Гульянц Э.К. Психологическая служба в ДОУ разных типов. - Ростов-на-Дону, 1996. - 250с.
  23. Степанов С. Детские страхи и их происхождение.//Дошкольное образование, 2004. - С.21.
  24. Степанова Е. Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы?//Дошкольное воспитание, 1997, Љ5. - С.23.
  25. Тащева А.И., Гриднева С.В. Психологическая коррекция страха медицинских процедур детей. - Ростов-на-Дону, 1997. - 27с.
  26. Филипповская О. Детские страхи. Как говорить о них с ребенком.//Обруч, 1997, Љ4. - С.17.
  27. Фрейд З. Психологические этюды. - Минск, 1997. - 601с.
  28. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989. - 265с.
  29. Чада Ф. Педагогическое изучение детских рисунков. - СПб, 1981. - 230с.
  30. Чистякова М.И. психодиагностика. - М., 1995. - 160с.
  31. Шипещина Л.М., Защирицкая О.В. Азбука общения. - СПб., 1998. - 380с.
  32. Шишкова Т. Как помочь маленькому трусишке.//Семья и школа, 1997, Љ1,2,3.
  33. Эмоциональное нарушение в детском возрасте и их коррекция./Под ред. Лебединского В.В., Никольская О.С., Боянская С.Р. - М., 1990. - 430с.
  Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.//Вопросы психологии
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"