Добрый день дорогие читатели! Поговорим сегодня с вами, можно ли прожить детские годы без страха или хотя бы так, чтобы не чувствовать его последствий в зрелые годы? Что же такое страх и каковы пути его преодоления? Первые проявления страха наблюдаются у младенца на втором-третьем месяце жизни. Страх, является врожденной защитной реакцией организма, в подобной ситуации будет в той или иной степени проявляется у каждого младенца, а поэтому совершенно устранить его невозможно.
Задача взрослого не в искоренении естественного страха, а в том, чтобы его "дисциплинировать" ,ограничить развитие и придать разумную форму его проявлениям с тем, чтобы в дальнейшем на этой основе не развились трусость, малодушие.
Страх как отрицательная эмоция, как тяжелое переживание вредно сказывается на психики ребенка, подавляет его, делает пассивным, перевозбуждает и истощает и без того слабую нервную систему.
Ребенок дошкольного возраста вносит в реальную ситуацию фантастический элемент и этим изменяет условия возникновения страха и все протекание этой эмоции. В самом деле, насколько ужаснее должна быть темнота, населенная чудовищами, созданными воображением пятилетнего ребенка, которому известны приключения Красной Шапочки, семерых козлят, а иногда знакомы черти, домовые и другие создания человеческой фантазии.
Дети, приученные спать в темноте и пользующиеся уходом и вниманием взрослых, не испытывают перед ней страха, если их сознание не отравлено пугающими образами фантазии и рассказами о страшных реальных фактах. У ребенка, обладающего подобными знаниями и нормальным воображением, темнота может вызвать страх, даже если ребенок раньше ее не боялся. Это характерно для детей впечатлительных и слабых. А сама темнота может вызывать у ребенка своеобразные впечатления, способствуя возникновению страха.
Бороться с темнотой, уверяя ребенка, что в комнате ничего, кроме знакомых предметов, нет,-недостаточно. Нужно устранять, задерживать деятельность болезненного воображения ребенка, которое порождается пугающими рассказами и суевериями взрослых. Основные возбудители страха перед темнотой у дошкольника-воображение, создание пугающих образов.
Звук может вызывать страх своей новизной, необычность и кажущейся таинственностью своего источника. Звук как бы существует независимо от предметов, висит в воздухе и окружает нас, но остается невидимым. У здорового ребенка это пробуждает любознательность, желание установить источник звука и, если можно, самому его вызвать; чрезмерно впечатлительный и запуганный ребенок оказывается в плену безудержной фантазии, которая повергает его в ужас.
Когда страх как естественная оборонительная реакция усилиями взрослых не дисциплинируется, не вводится в разумное русло, то на его основе развиваются различные специально создаваемые взрослыми страхи, которые нередко становятся несчастьем ребенка на всю жизнь. Таким путем родителям часто удается на время добиться послушания. Дети легко поддаются внушению. Дайте ребенку стакан воды и скажите, что это горькое лекарство, и он по-настоящему почувствует горечь. Так же реально он представляет себе и опасность, которой грозит разбойник или волк, которыми его запугивают. Запугивая ребенка, взрослый не думает о жестокости своего поступка, наивно реабилитируя себя поступка, наивно реабилитируя себя тем, что это не настоящая опасность.
Известно, что дети обладают высокой способностью к подражанию. Но эта же способность часто служит причиной развития страха. Достаточно ребенку увидеть испуганного или плачущего человека, как он сам пугается и плачет.
Эмоциональная жизнь ребенка складывается не только под влиянием непосредственно на него направленных воздействий. Не меньшее влияние оказывают те эмоциональные отношения, в которых живут окружающие. Радости и страхи ребенка будут определяться духовной атмосферой, которую создали для себя окружающие люди. Неустойчивость в настроениях, недовольство и неприязнь, недоверие друг к другу создают у ребенка состояние напряжения, тревоги, ожидания: вот-вот что-то произойдет. Это состояние может превратиться в хронический безотчетный страх, сопровождающийся психическими расстройствами. Ведь длительное пребывание ребенка в отрицательных эмоциональных состояниях, особенно в состоянии тревоги и страха, ведет к тому, что страх будет вызываться не только предметами, представляющими реальную опасность, но и случайными представлениями, воспоминаниями образов, которые каждый раз будет трансформироваться ребенком в устрашающую картину. Это привычный страх, возникающий по любому поводу: его источником теперь является болезненная фантазия самого ребенка.
В этих условиях при слабом здоровье и высокой природной впечатлительности ребенка возможны тяжелые и длительные нервные заболевания. Чаще же страх порождает подозрительность, чрезмерную застенчивость, трусость, стремление избегать необходимых решений и действий, легкую возбудимость, нервозность, сопровождаемую чувством беспокойства и тревоги. Эти явления надо рассматривать как случаи болезненности ребенка, требующие особого внимания, как и всякая другая болезнь.
В основе застенчивости лежит страх. Его предупреждение и одновременно воспитание самостоятельности и чувства свободы в поведении-необходимые условия предупреждения и устранения застенчивости.
Предупреждение страха, а если он появляется, устранение его -благородная обязанность всех, кто воспитывает детей.
Забота о здоровье ребенка, организация духовной среды, в которой он живет, формирование бодрости, жизнерадостности, обучение свободному поведению среди взрослых и детей-вот условия предупреждения и преодоления страха, который во многих поколениях был величайшим страданием детей.