Однажды тихой летней ночью, я просидел на балконе почти до утра. Приготовленная для этой посиделки бутылочка бренди прекрасно стимулировала моё сознание, питая пьянящим эликсиром и навеивая мечты и думы. Ночное светило согревало меня своим светом, а далёкие звёзды лукаво подмигивали. Уснул городской шум, и лишь тихое спокойное дыхание города, напоминающее песнь далёкого водопада, парило в эфире. Опустевшая более чем наполовину бутылка чуть поблёскивала в лучах ночного солнца. Катился медленно Дунай, серебрясь в лунном свете, мягко излучая волны спокойствия.
А в расположенном невдалеке парке, наброшенная вуаль ночи пробудила его таинственных обитателей, которые выбрались из своих жилищ. Угрюмо, призраками бродя, поджидают они жертву, случайного прохожего, чтобы, пообщавшись с ним, прибавить тому несколько седых волос, а если удастся то и целую прядь. Ночной парк плавно разливает свои таинства, граница которых незаметно расширяется. Вот я вижу, как в слабо освещённое фонарём пространство входит кошка. Цвет её не различим, скорее всего, она чёрная. И вот, это пластичное создание, плавно и мягко переливаясь из шага в шаг, замирает. Её взор обращён в глубину парка.
Вдруг шерсть на её спине встаёт дыбом, и она изгибается в странную позу. Её что-то сердит или пугает. Спустя мгновение она беззвучно пускается наутёк.
Я вглядываюсь в сторону её последнего взора. И словно непонятное завихрение воздуха или некое короткое помутнение сознания выдаёт перед моим взором густую и чуть расплывшуюся тень. И как бы сознание не противилось воспринимать увиденное, мне приходится согласиться, что я вижу нечто таинственное. Кто же там появился и так напугал кошку? Не будет кошка так красноречиво бояться человека. А может, это не человек? Конечно же это так. Скорее всего, это был или было то, что недавно напугало беднягу, шедшего через ночной парк, подарив ему несколько седых волос.
Продолжаясь, покажет мне ночная сказка города, перебегающую по остроконечным крышам, прячась за трубами, одетую в чёрные одеяния, персону промышляющую преступным ремеслом. И как не вспомнить тут "Карлсона, который живёт на крыше"? Вдали, на фоне луны, покажется, пролетающая над людскими жилищами верхом на метле Баба-Яга. Кажется, всё это можно увидеть только в сказках. Но не сказка ли ночной город в тихую тёплую ночь?
Ночная сказка, спящий город и созерцающие нас мириады звёзд, - всё это не позволяет уйти спать. Я пропускаю ещё рюмочку, и меня начинает охватывать желание приблизиться к таинствам. Я решаю подняться на крышу дома, в котором живу.
Но ведь дверь на крышу закрыта на замок. Да, закрыта. Но у меня есть ключ! Как, откуда? А мне удалось открыть ящичек, который висит на стене у двери на крышу и в котором находится ключ от выхода. Я сделал слепок, а потом изготовил дубликат. Вот он. Я разжимаю ладонь, на которой блестит серебром ключ. Вперёд.
Выйдя на лестницу, я осторожно закрываю мою дверь и, стараясь не создавать лишнего шума, поднимаюсь по лестнице, чтобы не нарушать тишины звуком лифта, на последний нежилой этаж. Романтика и загадочность захватывают меня с большей силой. Ночь, весь мой дом спит, а я поднялся к двери ведущей на крышу. Смешно, не правда ли? Взрослый человек, а словно школьник находящиеся в плену любопытства, пытаюсь попасть туда, куда нельзя.
Я вставил ключ в замок и повернул. Дверь открылась, и я оказался ещё перед одной дверью, которая тоже была закрыта. Но мне повезло, мой ключ подошёл и ко второй двери. Сразу почувствовалась свежесть ночного воздуха и лёгкий шум города. Я был на крыше. Внизу, словно светлячки, вытянулись в длинные шеренги фонари, а сверху надо мной нависло чёрное, испещрённое мелкими точками, ночное небо. Из безграничного пространства на меня мирно смотрела луна. Необычность обстановки пленяла, - я был в восторге. Внизу всё исхожено людьми и изъезжено машинами, тогда как здесь, совсем недалеко над землёй, царит совсем иной мир. (От того видно я и предпочитаю жить на высоком этаже.) И тут вновь послышались шаги. Меня охватило волнение. Я завернул за угол машинного отделения лифта и увидел его. От неожиданности я вздрогнул, но он поспешил меня успокоить.
- Извините, что напугал.
- А вы кто? - в испуге спросил я, видя, что это совсем незнакомый мне старик. Он явно не был жильцом этого дома.
- Я - Архивариус, - ответил он.
- А что вы здесь делаете, на крыше ночью?
- В общем-то, я преследую лишь одну цель - познакомиться с вами. Вы, пожалуйста, не пугайтесь.... Скажите, вы верите в страшные истории? - я пожал плечами. - По законам, которые вы же, люди, выработали за долгие века, призраки - одиночки. Я как бы таковым и являюсь, но я не призрак. И простите мне мою нескромность, но не могли бы вы угостить меня бренди?
- Да, конечно, - я достал из кармана изрядно опустошённую бутылку. Он же вынул из своего кармана небольшой бокальчик. - Вы меня простите, я буду пить из бутылки, не прихватил с собой стакан.
- Я не в претензии, - он подошёл ко мне, и я налил ему тёмной жидкости.
- За знакомство. Я - Архивариус, - произнёс он мягким спокойным голосом.
- Делириус, - ответил я, и мы чокнулись нашими сосудами с бренди.
- Я погляжу, вы романтик, забрались ночью на крышу, да ещё и любите бренди. Мне всё это так близко по духу.
- Вы кто, если не секрет?
- Я рассказчик и хранитель разных историй. Имя моё соответствует характеру моих занятий. Если будете не против, я стану приходить к вам, когда вас будет согревать и расслаблять хмель. При иных обстоятельствах, увы, я не могу появляться.
- Вы, - призрак?
- Повторяю - нет, я не призрак, я - галлюцинация.
- А это имеет какое-то особое различие?
- Да, имеет. Призрак или приведение - это элементы внешней реальности, а галлюцинация - это субъективное явление, которое порождается в голове галлюцинирующего. Призрак или приведение может увидеть одновременно с вами и другой человек, когда как галлюцинацию никто кроме вас.
- Если я правильно понял, вас Архивариус, могу видеть и слышать только я?
- Совершенно верно.
Вздрогнув, я впился в него глазами. Трудно было поверить, что это галлюцинация. Казалось он был материален, выглядел как нормальный живой человек. Одет, правда, он был старомодно, лет ему было не менее шестидесяти; длинные редкие седые волосы ниспадали на плечи. Первым делом в глаза бросались его пышные бакенбарды. Узкое худое лицо было иссечено морщинами, но в глазах блестел добрый живой огонёк.
- А где вы живёте, Архивариус? - спросил я, придя в себя.
- Не могу сказать, сам не знаю точно. С уверенностью могу сказать одно - не в квартире, и не в доме.
- Но хоть приблизительно?
- Приблизительно где-то в подсознании.
- Выходит, я не могу вас потрогать?
- Нет, только видеть. Я как призрак.
- А как вы тогда пьёте бренди?
- Я для этого подставляю мой специальный бокал.
- Архивариус, давайте спустимся ко мне в квартиру. Я хочу разглядеть вас при свете.
- Это зрелище не будет чем-то особым. Вы будете видеть перед собой пожилого человека, как видите кого-то кто приходит к вам в гости. Но если решите меня ощутить, то ваша рука пройдёт сквозь меня. Я вам это говорю, чтобы вы не испугались при нашей следующей встрече. А сейчас разрешите откланяться.
- Вы уходите?
- Да. До скорой встречи.
Старик повернул за машинное отделение и словно испарился. Мне уже не хотелось сидеть на крыше, и я спустился в квартиру.
Так произошло моё необычное знакомство со странным мистическим Архивариусом. Но, оно не стало первым и последним. При каждой нашей следующей встрече, я угощал его бренди, а он читал мне интересные страшненькие истории, которые я записывал и начал собирать в сборник под названием "Записки хмельного воображения".