Предуведомление автора: текст этот написан и впервые опубликован почти 5 лет назад. За это время многое изменилось, и кое-какие детали уже не соответствуют реальности. Тем не менее в целом текст, как ни жаль, все так же актуален.
0. Введение. Постановка проблемы.
0.0. В последние годы в нашей стране особенно активно обсуждается тема наркомании и связанных с этим социальных проблем. Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, в действительности существует несколько зачастую взаимоисключающих мнений на этот счет. Однако все эти мнения сводятся по сути к двум позициям.
Наркотики - Зло с большой буквы, говорят одни, бороться с ними надо всеми возможными и невозможными способами, иначе нация деградирует и погибнет. Другие возражают: да, наркотики несут вред, но для того чтобы эффективно противостоять ему, следует разобраться в породивших его причинах. Ведь прежде чем браться за оружие, требуется провести элементарную разведку. Надо знать, с кем ты воюешь, желательно в лицо и поименно. В противном случае есть риск оказаться в положении Дон Кихота, поднявшего меч на ветряную мельницу. Разница в одном - у благородного рыцаря было время на эти гимнастические упражнения, а у нас с вами исчерпан всяческий лимит. Действовать необходимо быстро, слаженно и сообща. Ситуация не оставляет выбора - позади не только Москва, но вся Россия. Одна только эпидемия СПИДа, которой чревато неукротимое распространение героиновой наркомании, способна в корне подорвать национальную безопасность.
0.1. Однако пора разобраться, что же на самом деле происходит в стране. Это непросто: существуют вполне объективные причины для искажения информации. Одна из них в том, что вся наркоэкономика вытеснена в нелегальную сферу, а значит, любой контроль скорее желаем, чем действителен. Как это ни парадоксально, но приходится признать: несмотря на постоянное муссирование модной темы, толком никто ничего не знает.
Так ли страшен черт, как его малюют информаторы некомпетентные либо заинтересованные в коррозии общественного мнения?
Каков процент реальных наркоманов?
Кто эти люди - злостные преступники, достойные смерти, как считают некоторые особо рьяные борцы за чистоту нации вроде омского губернатора Полежаева или московского мэра Лужкова? Или перед нами несчастные больные, поставленные на грань выживания несовершенной правовой системой?
Ответы на эти вопросы есть. Должны быть. Найти их - достойная задача, которая, к сожалению, не решена до сих пор. Причина тому - отсутствие достоверных источников информации, отсутствие независимой, а значит, объективной экспертизы. А также наличие сильного и тайного лоббирования прогибиционизма, иначе говоря - продвижения политики так называемой "войны с наркотиками".
0.2. На эту войну тратятся огромные бюджетные средства, в ней участвуют многочисленные государственные фискальные и карательные подразделения с одной стороны и сложным образом выстроенные организованные преступные сообщества с другой. Только не стоит наивно полагать, что эти две силы всегда противостоят друг другу в кровавой схватке. И наркомафии, и всевозможным отделам по борьбе с ней порою выгоднее негласно договориться о слаженных совместных действиях, чем вести реальные боевые. Зачем нужны кровь и слезы, когда можно получить власть и деньги?
Представьте себе такую картину. Ленивому охотнику надоело гоняться за волком. К тому же хищный зверь и загрызть может. Проще договориться: волк будет ловить зайцев, отдавая охотнику, скажем, каждого третьего, а тот и ягдташ наполнит, и жену с ребенком накормит. Однако при столь эффективном повышении производительности охотничьего труда лес рискует остаться без зайцев - слаженные действия договорившихся сторон выведут поголовье на корню. В этой ситуации волку с охотником ничего не остается, как с а м и м контролировать численность своих жертв. То есть они станут разводить этих зайцев, чтобы было кого ловить. Приблизительно так все происходит и в реальном времени: в роли волка - героиновые либо кокаиновые картели, в роли охотника - коррумпированные госструктуры, а в роли зайцев - те самые молодые потребители наркотиков, которых разводят, чтобы ловить.
0.3. Пришло время понять: если мы хотим решить наркотическую проблему, ее надо увидеть в новом свете. Нам нужна правда в этом сложном вопросе, пускай страшная, неприглядная и нарушающая стереотипы.
1. Потребление и контроль.
1.0. Только по официальным данным количество потребляющих наркотики в России составляет 2 миллиона человек, около 4 миллионов граждан страны пробовали те или иные запрещенные вещества, а число больных наркоманией колеблется в районе полумиллиона. Притом эти цифры постоянно растут. Тут важно понять, что не каждый из тех, кто пробовал либо постоянно употребляет, становится наркоманом. Наркомания - это тяжелая форма физической зависимости, связанная прежде всего с веществами опиатной группы (опиум, морфий, героин и др.). В то же время существуют вещества, либо вовсе не вызывающие подобной зависимости, либо вызывающие психологическую зависимость, степень тяжести которой определяется индивидуально. Почему важно знать об этом? Да и какая нам разница, какова степень пристрастия, если само по себе пристрастие - уже достаточное основание для того, чтобы говорить о запрещении того или иного препарата? Если само по себе употребление того или иного подобного препарата наносит непоправимый вред здоровью граждан?
Разница есть, но только в одном случае - если мы откажемся от узкого взгляда на этот предмет.
1.1. Оказывается, что сама постановка вопроса о нанесении вреда здоровью не всегда корректна. По данным независимых исследований, курение табака либо распитие вполне легального алкоголя наносит объективно гораздо больший вред, чем употребление отдельных запрещенных законом веществ. Однако этот запрет дает возможность соответствующим ведомствам и органам наживаться на страданиях невинных людей. Это называется "коррупция запрета". Более того. Отнюдь не один героин вызывает физическую зависимость - к ней приводят многие синтетические препараты, в конце концов известный каждому жителю России бытовой алкоголизм - тоже форма тяжелой зависимости. И все же современные исследования показывают: не каждый регулярно потребляющий наркотики становится конченым наркоманом. По сведениям, опубликованным в World Drug Report за 1997 год (специальное издание ООН, посвященное проблеме наркотиков), большее количество людей склонно к использованию так называемых "легких" наркотиков, и прежде всего каннабиса или марихуаны. Это и есть самый распространенный наркотик в мире, его потребляют около 2,5% населения планеты, и вопрос, какова степень вызываемой им зависимости, до сих пор по сути остается открытым.
1.2. В то же время к героину склоняются всего 0,14% жителей Земли. Однако эти цифры меняются. В том числе и потому, что существует проблема агрессивного маркетинга героина. И это прекрасно видно на примере нынешней российской ситуации, когда рынок "легких" наркотиков сокращается за счет расширения рынка "тяжелых". К примеру, в начале 90-х годов из Москвы были выведены армейские стройбаты, укомплектованные по большей части среднеазиатами. В расположении таких частей шла активная торговля марихуаной. После их исчезновения рынок каннабиса сократился, зато спрос на "тяжелые" и синтетические наркотики скачкообразно возрос. Действительно, наркомафии выгоднее расширять героиновый рынок, то есть вытеснять "легкие" наркотики "тяжелыми". Ведь по-настоящему пристрастившийся наркоман уже никогда не перестанет покупать героин. Его остановит только смерть. И это является страшной гарантией сверхвысоких преступных доходов.
1.3. Согласно данным ООН, до 70% средств, находящихся в обороте криминальных группировок, поступает от торговли наркотиками. При этом мировой оборот наркоторговли, по оценкам экспертов ООН, приблизительно равен 400 миллиардам американских долларов, что составляет около 8% оборота всей международной торговли. Откуда берутся столь чудовищно высокие доходы? Экономический ответ прост - плата за риск. Ведь сегодня в нашей стране за продажу, например, одного грамма кокаина можно получить срок, как за убийство с отягчающими обстоятельствами - 15 лет!
Кто является основным потребителем наркотиков? Мировой опыт дает возможность ответить на этот вопрос одним словом - молодежь. Согласно информации Комитета Государственной Думы по охране здоровья, преобладающее число потребителей наркотиков - молодые люди в возрасте до 30 лет. Именно молодежь попадает под удар в первую очередь. С одной стороны, она - лакомый кусок для организованной наркомафии, с другой - легкий способ выполнить план по раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
2. Недостатки законодательства.
2.0. Что же такое наркотики с точки зрения современного российского законодательства? "Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащие контролю в Российской Федерации" - такова расплывчатая формулировка закона о наркотических средствах и психотропных препаратах, принятого 8 января 1998 года. Любой оборот включенных в Перечень веществ, за исключением специально оговоренных моментов, запрещен. Главным недостатком закона является отсутствие четких формулировок, а кроме того, ориентация карательной машины не против организованной наркомафии, а против рядового потребителя-покупателя, который может даже не быть больным наркоманией и уж тем более крупным продавцом. В Комментарии к Уголовному кодексу РФ, изданном под редакцией бывшего генерального прокурора Ю. Скуратова, сказано: "Острие уголовной репрессии обращено, прежде всего, на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта" (М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма, 1996. - с. 515). Однако там же на странице 518 говорится: "В правоприменительной практике преобладает мнение, что для квалификации содеянного по статьям 228 и 229 УК РФ количество наркотического вещества вообще не имеет значение", - и следует ссылка на Бюллетень Верховного Суда СССР за 1975 год! То есть признается авторитетным источник более чем 20-летней давности. Что это означает на практике?
2.1. Закон не формулирует прямо, какие вещества являются наркотиками и какие количества являются крупными, особо крупными и т.д. Определить эти существенные моменты предоставляется правительству, которое и выносит свой вердикт, основываясь на заключении экспертизы. Но кто же является главным экспертом в столь деликатном вопросе, от которого зависит конкретная судьба миллионов (!) граждан Российской Федерации? Большинство из которых - что крайне важно - даже не является наркоманами в строго медицинском смысле этого слова. Таким экспертом является некий Постоянный комитет по контролю наркотиков (ПККН). Эта организация работает на общественных началах и не может являться государственным экспертом, так как не проходила соответствующую регистрацию в Минюсте. Однако именно ПККН составляет Сводную таблицу размеров наркотических и психотропных веществ, на основе которой проводятся реальные оперативно-розыскные действия. Согласно этой таблице, крупным размером марихуаны на сегодня является 0,1 грамма (для сравнения - до недавнего времени крупным размером считалось количество в 500 граммов)! То есть с точки зрения УК уже не столь важно, продали вы или купили десятую долю грамма или один килограмм. Это значит, что под удар ставится не наркомафиози, а рядовой потребитель, в первую очередь молодой человек в возрасте до 30 лет.
2.2. Так закладывается основание под удивительную и эффективную смычку организованных структур наркомафии и государственных органов, осуществляющих контроль за нелегальным наркооборотом. Так формируется ситуация, когда за спровоцированную милицией продажу 0,15 грамма героина человек садится в тюрьму на 7 лет, а организатор международной сети по транспортировке героина в Россию получает в то же самое время 8! Известны случаи, когда арестованные с минимальными (а с точки зрения закона - с крупными) объемами умирали в тюрьме, не дождавшись суда. Всем известно состояние российских тюрем. Кому выгодно набивать перенаполненные и зараженные туберкулезом камеры молодыми людьми, не имеющими никакого отношения к наркомафии? В первую очередь - самой наркомафии, во вторую - соответствующим органам, для которых выполнение плана и дополнительный заработок в виде взяток важнее, чем права отдельно взятого человека.
3. Заключение. О перспективах развития.
3.0. На данный момент законом не предусмотрена ответственность за потребление запрещенных веществ. Однако член Совета Федерации Ю. Лужков, являющийся по совместительству мэром Москвы, еще в конце 1998 года представил в Государственную Думу законопроект о дополнении УК РФ статьей 230.1, согласно которому такая ответственность вводится. Наказывать потребителя Ю. Лужков предлагает ограничением свободы на срок от двух лет либо лишением свободы на срок до года. Если принять во внимание официальную информацию, распространенную правительством Москвы, количество потребителей запрещенных веществ в столице достигает 27,6%. Получается, что мэр предлагает репрессировать чуть ли не каждого четвертого жителя Москвы. С подобными предложениями восстановить уголовную ответственность за немедицинское потребление наркотических средств, отмененную как не соответствующую Конституции в 1991 году, выступали бывший генпрокурор Ю. Скуратов и Комитет Государственной Думы по охране здоровья. Отличился на этом фоне омский губернатор Л. Полежаев, инициировавший популистский сбор подписей за референдум о смертной казни "за производство и распространение наркотиков" и предложивший России пойти по пути таких просвещенных государств, как Малайзия или Иран.
3.1. Статья 46 Федерального закона о наркотических средствах и психотропных веществах сформулирована так, что любая достоверная информация о наркотиках приравнивается к их незаконной пропаганде. А ведь пункт 2 статьи 4 того же закона утверждает "приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств". Но о какой же профилактике может идти речь, если приведенные мной выше данные о некоторых преимуществах каннабиса или марихуаны перед героином легко могут квалифицироваться как наркопропаганда? О какой профилактике может идти речь, если на потребителя наркотиков, как предлагает Ю. Лужков, надо возложить обязанность добровольно обратиться в медицинское учреждение? Какова иезуитская формулировочка - "обязанность добровольно обратиться"?
3.2. Фактическая криминализация употребления наркотиков, жесткая репрессивная политика, направленная не против наркобаронов, а против рядового и прежде всего молодого потребителя, замалчивание альтернативной информации и отсутствие независимой экспертизы, запрет на лечение наркомании частнопрактикующими врачами - все это наш сегодняшний день. За прошедший год более 200 тысяч человек были привлечены к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, большинство в возрасте до 30 лет и не имеющие отношение к пресловутому сбыту в крупных размерах. Несовершенство законодательства при наличии столь сомнительного экспертного органа, как ПККН, не приводит к эффективной борьбе с наркобизнесом и наркомафией. Последняя чувствует себя вольготно и определенно имеет сильное лобби в Государственной Думе. Ведь принятие такого закона, который мы имеем сегодня, ей на руку. Парадоксальным образом наркомафия, как и коррумпированные госструктуры, заинтересована в усилении запрета - ведь тем самым повышается риск, а значит, и плата за него, а значит, и реальные доходы, выражающиеся в миллионах и миллиардах долларов.
3.3. Реальная борьба с конкретной наркомафией требует нового, усовершенствованного законодательства, учитывающего весь современный, в том числе и зарубежный опыт. В работе над таким законодательством должны принять участие не только и не столько официальные лица, как правило, заинтересованные в усилении запрета, но независимые специалисты-практики, ученые и эксперты. Требуется реальная государственная поддержка специализированных лечебных и (главное!) реабилитационных учреждений, где больные наркоманией могли бы бесплатно и анонимно получить требуемую помощь - тогда они не будут уклоняться от нее. В том числе требуется разрешение на лечебную практику частным врачам с правом применять наркотические средства и психотропные вещества. Требуется разработка государственной программы по снижению вреда от немедицинского употребления наркотиков. Требуется достоверная и полная информация по этому вопросу, включающая весь спектр мнений и исторического опыта.
Все это должно быть сделано в самое ближайшее время. Иначе мы будем иметь тоже, что и сейчас: количество потребителей и наркоманов будет расти, милиция продолжит торговлю героином в доле со всевозможными братками, СПИД и гепатит пожрут все новые жертвы, а несчастным родителям останется оплакивать участь своих детей, брошенных жестоким государством во власть наркобаронов на высоких постах и в хороших костюмах.
Избранная библиография:
1. Генеральная Прокуратура Российской Федерации. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма, 1996.
2. Лаборатория геополитики наркотиков. Всемирный атлас наркотиков. Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании". М.: "Путь", 1999.
3. Левинсон, Лев. Наркотики: универсальное репрессивное средство. Права человека и борьба с незаконным оборотом наркотиков. 1998-1999 годы. М.: Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, 1999.
4. Тимофеев, Лев. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. М.: РГГУ, 1998.
5. Уголовный Кодекс Российской Федерацией. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. СПб.: Издательство "Альфа", 1996.
6. World Drug Report. United Nations International Drug Kontrol Programme. Oxford University Press, 1997.
Статьи и публикации:
1. Владыкин Олег. Над страной сгустился дурман. Совет Безопасности объявил войну наркобизнесу.//"Общая газета", N 26 за 1-7 июня 1999.
2. Козловский Владимир. Белая подводная лодка.//"Коммерсант", N 147 за 18 августа 1999.
3. Колесников Андрей. Наркоман страшнее педофила.//"Коммерсант", N 201 за 2 ноября 1999.
4. Котрелев Федор. Война на Балканах изменила маршруты наркоторговцев. Южный героиновый путь.//"Коммерсант", N 90 за 28 мая 1999.
5. Назаралиев Женишбек, Шинкарев Леонид. Нидерландские галлюцинации.//"Известия" (9 апреля 1999).
6. Тимофеев Лев. Мир без наркотиков? Забудьте!//"Московские Новости", N 27 от 20-26 июля 1999.
7. Цветкова Роза, Куркин Борис. Закон Омска. В Сибири готовы ввести смертную казнь для наркоторговцев//"Время МН", N 64 (211) от 15 апреля 1999.
8. Щекочихин Юрий. Героиновый "чек". Сколько получают постовые от торговли наркотиками?//"Новая газета", N 25 (548) за 12-18 июля 1999.