Demidov Michael : другие произведения.

Ницше и прагматисты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего
   Ницше "Так говорил Заратустра"
   Философы 20 века часто оправдывают свои концепции, ссылаясь на Ницше. Ницше и экзистенциалист, и постмодернист, и неопозитивист, и деструктивист. Сам философ и слышать не хотел о "подгонке" себя под какое-либо клише (возьмем хотя бы его биографию).
   Однако, вся иррационалистическая и околоиррационалистическая философия 20 века так или иначе замыкается на наследии Ницше. Вот и еще одна версия интерпретации Ницше, выполненная на этот раз Ричардом Рорти в статье "Ницше, Сократ и прагматизм".
   Ричард Рорти (р. 1931 г., США) выдвинул проект "деструкции" предшествующей философской традиции, обремененной, по его мнению, такими пороками, как метафизичность, трансцендента­лизм и фундаментализм. Образ ума, стремящегося вы­работать общую теорию точного представления о мире как грандиозного зеркала, постоянно подвергающегося анализу и улучшающей его свойства шлифовке, соглас­но Рорти, сопряжен с трактовкой философии как трибунала чистого разума, отвергающего либо привечающего то или иное положение культуры. Рорти, жестко разводя по либеральной модели сфе­ры жизни "публичной" и "приватной", также разграни­чивает "приватную мораль самосовершенствования" и "публичную мораль взаимоприспособления". Критики Рорти неоднократно отмечали по сути кантовский дух дан­ной процедуры (столь же категорически Кант принял как данное разделение между наукой, искусством и мо­ралью), хотя сам Рорти и подчеркивал: "Если однажды фи­лософы проглотили кантовское "настойчивое различе­ние", тогда они приговорены на бесконечные редукци­онистские и антиредукционистские ходы. Редукциони­сты будут пытаться сделать все научным, или политическим (Ленин), или эстетическим (Бодлер, Ницше). Антиредукционисты будут показывать, что не прини­мают во внимание такие попытки... Философия модер­на состояла в беспрестанной их перестройке, то в сжи­мании их друг с другом, то в разводе друг от друга. Но неясно, сделали ли эти усилия свое время значительно лучше". Не разделяя идею Канта о принципиальной не­возможности придать нравственный смысл человечес­кому познанию (по Рорти, эту ошибочную мысль достраи­вали с переменным успехом Маркс, Ницше и М.Вебер, "купились" на эту "типично немецкую басню" Фуко и Делез), Рорти подчеркивает, что рассмотрение истины от­дельно от власти результируется не в том, что язык на­уки мог бы обеспечить беспристрастную критику ин­ститутов социального контроля, а, наоборот, в том, что бюрократия исключительно эффективно пользует вер­бальную палитру, изобретенную мудрецами от либера­лизма.
   Ценность мышления, согласно прагматистам, обуслов­ливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизнен­ных задач. Мышление -- средство приспособления ор­ганизма к окружающей среде с целью успешного дейст­вия. Содержание знания определяется его практически­ми последствиями.
   С присущей любому американцу тягой к плюрализму, Рорти начинает свое исследование взаимосвязей немецкого философа с Сократом, и через отношение к Сократу, со всеми прагматистами. Рорти опирается на ряд работ Джемса и Дьюи, основателей прагматической концепции.
   Как известно, прагматисты ставят в красный угол идею полезности, а через нее выводят понятие "истины": то, что полезно, что обречено на успех, - то и истинно. Например, хорошо желать большего и просить об этом Бога, это и полезно, и истинно, так как из-за того, что на душу покой приходит, значит Бог и есть. Но прагматисты лукавят, приобщая понятие "истины" у Ницше к своему. То, что в науке называется истиной, есть просто биологический полезный вид заблуждения, то есть на самом деле вовсе не истина, а ложь. Поэтому и "мир, поскольку он имеет для нас какое-либо значение, ложен", он представляет собой "постоянно изменяющуюся ложь, которая никогда не приближается к истине". А у Джемса и Дьюи нет места заблуждению, там правит бал только расчет, коэффициент полезности.
   Вообще, очень точно концепцию американского прагматизма высказал француз Стендаль: "Чтобы быть хорошим философом, нужно быть сухим, ясным, свободным от иллюзий. Банкир, которому повезло, отчасти обладает характером, приспособленным к тому, чтобы делать открытия в философии, то есть видеть ясно то, что есть".
   Та же картина наблюдается и в теории познании. Известно пренебрежение (мягко выражаясь) Ницше по отношению к знанию: ""Я уже ни во что не верю" - таков правильный образ мысли творческого человека". Прагматическая теория истины знания использует тот факт, что истинное знание приносит пользу людям и что практическая сверка результатов в конце концов остается единственным критерием истинности. Тот же Дьюи абсолютизирует активный характер когнитивного процесса настолько, что объективно существующий предмет познания утрачивает свою реальность и исчезает, остается только сам "процесс исследования": вещи возникают только в результате нашей веры в их реальность и представляют собой "объекты верования". А это уже симулякры - так вода, согласно инструментализму Дьюи, не существовала до ее исследования, она - результат его. А до постмодерна осталось совсем ничего. . .
   С другой стороны, как Ницше, так и прагматисты, критикуют полностью идеализм сократического человека, правда с разных же опять позиций. Ницше - за его добродетель и веру в благо: "Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали" ("Злая мудрость", афоризм 105)
   А прагматисты - за то, что сократический человек был мямлей и не смог организоваться так, чтобы подчинить себе других.
   И действительно, зачем им обоим мораль? Ладно, одного из них, эта мораль раздражает, гнетет, он ее пытается обновить "шоковой терапией", вот, мол, "Бог умер" (все свободны! ) и через творческий нигилизм, построить новую, чистую и свободную от предрассудков и ressentiment мораль.
   А прагматистам она вообще не нужна - сумели решить проблему, закрыв глаза на моральные принципы, все довольны остались, и пусть будет так. А чтобы народ не возмущался, необходима подмена понятий, переоценка ценностей.
   Америка и ее одни двойные стандарты - есть сплошной, бесконечный релятивизм. И если в Европе в конце 19 века дело шло к заключительному действу, под названием "Закат Европы", то Америка организовала, не без помощи уцелевших актеров новый спектакль в философии. И ситуативизм и оппортунизм, прикрывшись ширмой прагматической трактовки сущего, начали свою деятельность во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в человеческих практиках, сознании и личности.
   И результат, начиная с 1945 года, и по сей день виден налицо. Либерализм, наука и демократия - те ингредиенты прагматизма, которые умудрились поставить себе на службу немецкий иррационализм 19 века. Видимо, закрыли глаза на высказывания Ницше по поводу либерализма : "Либерализм: по-немецки обращение в стадных животных...", а также см. эпиграф. А уж про равноправное общество, которое, как подчеркивает Рорти, было установкой для реализации прагматической доктрины, по Ницше лучше и не вспоминать, а то "Заратустра станет могильщиком"
   Если считать, что Сократ умер, Бог умер, Постмодерн тоже умер - то выходит, что наступила тотальная переоценка всех ценностей, против чего (в смысле против разрушительного нигилизма, который разрушает и не созидает) был Ницше. Пора задний ход давать и читать внимательно первоисточник. А у Рорти Ницше - великий прагматист всех времен и народов.
   "Мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми, как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами, как с порядочными людьми". (В. Г. Белинский)
  
  
   Симулякр здесь употреблен в смысле "то, чего не было", это только наше представление о том, что нам хотелось бы видеть, а в случае с прагматистами - исследовать и верить.
   Ницше, как с ним постоянно случалось, мимоходом сказал, что "люди наказываются сильнее всего за свои добродетели" ("По ту сторону добра и зла"). А прагматистам то и нужно было для своей псевдофилософской базы - сократический человек умер, но готов быть реинкарнированным с целью извлечения дивидендов за столь долгий по сроку вклад.
  
   Статья Ноговицына Н. О. "Как нельзя научить жить или почему Заратустра не стал могильщиком?"
   Справедливости ради необходимо отметить то об­стоятельство, что прагматизм, в конечном счете ставший весьма распространенным в культуре и в сфере образования именно США, распространился в этой стране как наибо­лее соответствующий опыту акцентированного и пафосного плюрализма гражданина подлинно демократическо­го общества. Внешне авторитарная ориентация прагматизма на по­иск наиболее эффективных репертуаров социализации индивидов и институализации общества оказалась с из­бытком уравновешиваемой идеей прагматизма (у Джемса, напри­мер) о "плюралистической Вселенной", включающей в себя, в конечном счете, столько же центров "организа­ции", сколько и самосознающих воль действительно сво­бодных людей. Поэтому в человекоцентрированной, ли­рической своей ипостаси прагматизм постулировал идею о том, что миром правят "любовь и случайность". Какой-то гомункул из смеси Эмпедокла с Ницше получается.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"