Аннотация: Историческая поэма о вторжении монголов на Русь.
Андрей Геннадиевич Демидов
ОРДЫ БАТЫЯ НА РУСИ
роман-поэма
Оглавление:
Предисловие от автора
Пролог
Песнь первая. Появление монгольских сил в Половецких степях.
Осень 1237 года на рубежах Руси. Батый у Волги готовится
частью сил напасть на Рязанскую землю. Предшествующая
этому война, уничтожение Волжской Булгарии и осада Биляра в 1236 году.
Песнь вторая. Подавление сопротивления мокоши и эрзи
вдоль южных границ Рязанского княжества. Расстановка сил
перед вторжением. Выбор будущих правителей Руси. Сообщения
монгольских лазутчиков. Посольство Батыя к русским князьям.
Сбор сил и поход рязанских князей на Батыя. Битва у Воронежа
и гибель рязанского войска.
Песнь третья. Поход Батыя на земли Рязани. Разорение
Пронска и Ижеславля. Восстание против монголов лесных
народов мещеры и куршей. Осада и взятие Городка
Мещерского. Поход восточного крыла войска Батыя.
Захват Исад и выход к Рязани. Начало обороны Рязани.
Глоссарий
Послесловие от автора
ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА
Для того, чтобы понять произошедшее в 1237 году в Рязани, нужно знать в общих чертах законы развития человеческого общества, примерную историю проникновения славян и русских в бассейн реки Оки, географию Евразии, немного этнографию, физиологию, военное дело и экономику стран, вовлечённых в походы монголов-чингизидов на запад. Нужно иметь терпение, уметь сомневаться и не принимать на веру рассказы сомнительных исторических личностей, заинтересованных в искажении и подгонке событий в своих интересах. Не знаю, как говорить-то об этом. Очень болезненна и горька для сердца каждого русского эта история. Но похоже, что никак, кроме как словами, сказать об этом не получится.
Правда. Это слово манит как магнит. Не все, но многие готовы отдать за правду жизнь, пожертвовать благостной судьбой. Путь познания правды труден прежде всего из-за душевной слабости ищущих. Ложь и сказка словно алкоголь, принимаемый раз за разом, приучают к себе, затуманивают рассудок, усыпляют, расслабляют, не дают избавиться от наркотической зависимости. Очень трудно избавится от наркотической зависимости, когда сам себя всегда можешь уговорить продолжить приём наркотика лжи, сам себя всегда можешь обмануть. И тем, кому суждено прожить жизнь во лжи, может быть и весьма комфортно, не всегда желают просыпаться в стране правды.
О нашествии Батыя на Русь доподлинно известно мало. То, что известно - запутано и последовательно искажено. Всё это делает грандиозные события XIII века, заложившие основу нынешнего Великого Государства русских, раскинувшегося от Балтийского до Чёрного моря и от Баренцева моря до Тихого океана, сложными для понимания.
Обширное военное, этническое, культурное, организационное наследие тех событий живёт среди нас и поныне. Оно говорит с нами через интернет, ходит по улицам, ездит по дорогам, сидит в офисах банков и кабинетах Кремля. Нашествие Батыя - ключ к пониманию судьбы России, её горького опыта, преследующих её век за веком несчастий. Декоративная европейскость современной государственности под названием Российская Федерация тонким слоем вместе с грязью азиатской и кавказской дикости нанесена на материковую глыбу России.
Как же это всё началось? Откуда пошло рабство одних и палачество других? Почему финны прибалтийские стали европейцами, а финны московские стали азиатами? Кто виноват и что делать?
История народа, это не то, что оценки в школьном дневнике: хочу - поставлю за событие двойку, хочу - поменяю её на пятёрку. История - память. Если в ней содержатся пробелы, то это значит, что и у народа, как у единого живого организма, присутствует выпадение памяти и части опыта. Это приводит к повторению и накоплению ошибок. Ошибки приводят к поражениям. Поражения к гибели. Вот почему в истории русского народа не должно быть лжи.
История - это инструкция к настоящей жизни народа, его ДНК. В истории записано, что и когда народу надо делать, что и когда делать не нужно. Какие действия к каким последствиям приводят, кто хороший, то есть думающий не только о своей шкуре, а обо всех своих подданных или друзьях, кто плохой, то есть думающий только о своей шкуре и личных интересах. Что получается, когда правитель поступает так, а не иначе.
Горе тому народу, чья история жизни переписывается и вымарывается в угоду блажи правителей, потому что народ теряет возможность делать работу над ошибками. Раз за разом 'наступает на одни и те же грабли'. Народ не может окончательно повзрослеть, стать единой, сильной, мудрой нацией. Верхушке это всегда на руку. Народу наоборот.
Думается, что российский или зарубежный русскоязычный читатель, взявший в руки эту специфическую поэму, историю Западного похода Батыя 1236-1242 годов себе представляет. Вкратце напомню.
Западный поход монголов в Восточную и Центральную Европу состоялся в 1236-1242 годах во главе с чингизидом Батыем и военачальником Субэдэем.
Решение о покорении восточноевропейских народов силами всех монгольских улусов было принято на курултае проходившем на берегах реки Онон в конце весны в 1235 году. Всё началось с погони Чингисхана за хорезмским султаном Ала ад-Дином Мухаммедом II, когда весной 1220 года три тумена Субэдэя, Джэбэ и Тохучара прошли как завоеватели по Аррану, Азербайджану, Ираку, Ширвану и вышли в Закавказье.
Затем в 1223 году тумены Субэдэя и Джэбэ прорвались через Кавказ в степную зону Северного Кавказа и Причерноморья, чтобы атаковать своих старых врагов половцев. Субэдэй и Джэбэ разгромили алан на Северном Кавказе и стали преследовать половцев, которые бежали к границам Руси.
Выступившее против монголов объединённое русско-половецкое войско было разбито у реки Калки, после чего часть половцев отошла в Волжскую Болгарию. Осенью на Средней Волге Субэдэя и Джэбэ потерпел поражение от Волжской Булгарии и отступил. Летом 1232 года Бату провёл неудачный поход на столицу Волжской Булгарии город Биляр. Все эти подходы не привели к нужному результату - покорению восточноевропейских народов, что неприметно должно было случиться согласно завещанию Чингисхана.
Тогда было принято решение о походе всеми силами монгольского народа. Первоначально численность монгольских воинов составляла 30 - 40 тысяч человек и впоследствии было увеличено до 140 тысяч. Общее командование войск было возложено на Бату, а его главным советником стал Субедей.
Осенью 1236 года началось вторжение в Волжскую Булгарию несколькими группами войск по сходящимся направлениями одновременно мощными подвижными соединениями сразу на всю оперативную глубину с общим направлением на Биляр. Столичный Биляр был захвачен. Часть булгар перешла на сторону монголов и приняло участие в дальнейшем походе. Монгольские войска разделились и принялись завоевывать поволжские земли и народы один за другим.
Осенью 1237 года монгольское войско было разделилось на четыре части, три из которых готовились к вторжению на Русь зимой, когда реки и болота замёрзнут.
Вторжение на Русь было спланировано на трёх важнейших направлениях одновременно мощными подвижными соединениями сразу на всю оперативную глубину. Одна часть с востока подступила к Суздалю. Другая часть с юга нападала на границы Рязани. Третья часть двигалась западнее, отсекая атакованные княжества от возможной помощи с запада. Половцы, поволжское народы, русские, попавшие под власть Бату, включались в монгольскую военную систему и пополняли войска Чингизидов. Население обременялось трудовой повинностью и поборами для нужд похода. Монголами использовалась вывезенная из Китая и обслуживаемая китайскими инженерами передовая осадная военная техника, которая по своим характеристикам значительно превосходила все известные на тот момент мировые аналоги.
После поражения войск Рязанского княжества монголы, широко используя покорённые народы в войне на своей стороне, взяли Рязань 21 декабря 1237 года. После битвы у Коломны с соединёнными силами Северо-Восточной Руси в первых числах января 1238 года захватили Коломну. В январе захватили Москву, в феврале Владимир, Переславль-Залесский, Тверь. В битве на Сити дружины русских князей, поджидающие в труднодоступной местности нашествие, были неожиданно атакованы и уничтожены, а глава всех воинских сил страны Великий князь Юрий Всеволодович Владимирский убит. Затем был захвачен Торжок, а в начале мая Козельск. Монгольские и союзные им силы, возвращаясь обратно разделились на небольшие отряды и широко охватили значительные пространства черниговских и смоленских земель. Весной 1238 года монголы отошли в южнорусские степи.
Летом того же года монголы захватили у половцев Крым. К этому времени все наиболее крупные орды половцев были разгромлены. Осенью 1239 года последняя крупная 40-тысячная орда половцев ушла из степей и укрылась в Венгрии, приняли католичество и составили войско, подчинявшееся непосредственно королю Венгрии.
Завоевание Руси после этого продолжилось. Отряды монголов, прежде действовавшие против мордвы и мокши, зимой 1238/1239 годов провели рейд на Муром и Гороховец. В марте был взят штурмом Переяславль-Южный. Осенью того же года монголы, широко используя войска половцев и поволжских народов, начали наступление на Чернигов. Войско, состоящее из дружин нескольких русских князей было разбито, а Чернигов взят штурмом. Новгород-Северский, Путивль, Глухов, Вырь, Вщиж и Рыльск были разрушены и опустошены. Был сожжён Гомель, разорены Мозырь, Любеч, Могилёв.
Осенью 1240 года монголы после трёхмесячной осады захватили Киев. Приведя к покорности окружающие Киев области, Батый расположился возле Перемышля.
Огибая Карпаты с севера в Польшу вторглись три тумена монголов и союзные им войска. Польские силы трижды выходили на бой в поле и трижды были разбиты. В январе 1241 года монголы захватили Люблин и Завихост, в феврале Сандомир, в марте Краков и Бытом. Правитель Кракова бежал в Венгрию. 9 апреля в битве под Легницей польско-немецкое войско правителя Польши Генриха II потерпело поражение. Генриху II отрубили голову. Если бы Польша была нужна монголам, они могли бы её без помех присоединить к своей империи.
Главный удар монголы направили в Венгрию. Компания была спланирована, как и на Руси, как и против булгар и половцев, путём вторжения с нескольких направлений, затем концентрическое наступление в центр страны для изоляции и разгрома главных сил, затем распылёнными силами захват ключевых пунктов и приведение к покорности. Только в редких случаях, как например в Польше или на Кавказе, монголы действовали одной группой войск из-за слабости противника.
Основная часть монголов прошла в Венгрию через Верецкий перевал в Карпатах, разгромив передовой войско венгерского короля и выйдя к Пешту. Другая часть монголов вошла в Венгрию через Молдавию и Трансильванию, разорив города Бистрицу, Орадя и Темешвар. Ещё один отряд вошёл через Валахию, заняв Арад, Перг и Егрес. В марте монголы захватили Вац и Эгер. Войско венгерского короля сошлось с монголами в решающей битве 11 апреля у реки Шайо. Венгров было в 2 раза больше чем монголов. Здесь значительная часть монгольского войска состояла из русских. Венгры были разбиты наголову, венгерский король бежал в Австрию.
Через полгода с наступлением заморозков, войска Батыя, переправившись через замёрзший Дунай, приступили к осаде Буды, Фехервара, Эстергома, Нитры, Братиславы и ряда других венгерских городов. Часть монголов разорила Хорватию, сожгла Загреб и двинулась в Сербию и Болгарию. Болгария согласилась платить дань.
В Германию монголы не пошли, ограничившись рядом стычек. Ударные группировки даже не готовились. Это было не нужно. В марте 1242 года по разным причинам, основные из которых заключались в том, что главные враги монголов в степи половцы были окончательно уничтожены в Венгрии, монголы не ставили себе задачу завоевания Европы, завещание Чингисхана этого не предусматривало, начался отвод монгольских сил обратно на восток через Боснию, Сербию и Болгарию.
Как видно из этой хронологии, завоевание Руси составляет хоть важную, но не ключевую часть похода Батыя на запад. Зато для Руси это ключевая часть её истории. В этот период Русь становится участником глобальных мировых событий и частью великой империи Чингизидов, как когда-то Греция, Египет, Сирия, Ирак стали частью империи Александра Македонского, получив через это импульс к развитию внутри глобальной и мультинациональной общности.
Почему историческая поэма в XXI веке нужна, когда, надев интерактивный шлем можно погрузиться в 3D компьютерный мир с квадрозвуком и ходить в нём с датчиками на руках по далёким мирам как господь Бог? Слово разве имеет сейчас ту же мощь, как компьютерные технологии и интернет? Почему хотя бы не роман?
Во-первых, вначале всё равно было слово. Во-вторых, сравнивая художественную прозу с поэзией, становится ясно, что поэзией можно передать больше информации, чем в прозе за то же количество печатных знаков, то есть поэзия может сжимать информацию как компьютерный программный упаковщик. То, что рассказано в поэме, занимающей тетрадку, будучи написано в виде романа, заняло бы толстую книгу. В-третьих, читать стихи можно как упражнение для мозгов, для ума, чтобы функции мозга, отвечающие за пространственно-временное и образное мышление, не атрофировались, как обычно происходит с частью организма, не нагруженного работой. В-четвёртых, стихи - это красиво. В-пятых, стихи имеют эмоциональную насыщенность не передаваемую в прозе.
Хорошо известно, что умный большего достигает в жизни, чем глупый, а чтение, особенно стихи - это гимнастика для ума. Очевидно, что историческая поэма как нельзя лучше подходит для тренировки мышления, являя собой ещё и пищу для аллегорий с сегодняшним днём. Кроме шуток - всё хорошее должно быть красиво.
Понятно, что большие исторические поэмы не могут заинтересовать совершенно любого потребителя, как привлекает всех сладкая и тонизирующая 'Кока-кола' с пузырьками углекислоты. Поэма - духовная пища для тех, кто может отличить Вагнера от виагры и сказку от реальности. Но таков удел и любого серьёзного искусства - быть предназначенным не всем. Кроме того, поэма 'Орды Батыя на Руси' является произведением исключительно для русскоговорящих читателей. При переводе на любой иностранный язык она станет набором фраз, а при чтении её по-русски иностранцем, иностранец половину слов вообще не поймёт. Крайняя обидчивость и детская злопамятность настоящих русских людей приводит к тому, что критику в свой адрес они могут воспринимать только от своих. А автор-то свой, владимирских корней, из географического и политического эпицентра русской жизни юго-востока той поры.
Светоч рязанщины и русской поэзии Сергей Есенин в своей поэме 'Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете троеручице, о чёрном идолище и Спасе нашем Иисусе Христе', созданной в 1912 году, в тридцати пяти четверостишиях написанных не вполне понятным русским языком, показал героя народного эпоса Евпатия Коловрата и его богатырей как горьких пьяниц, пропивших свою рязанщину:
А рязанцам стать -
Только спьяну спать;
Не в бою бы быть,
А в снопах лежать.
В остальном тема героя литературного произведения ХV века предстаёт в воображении Есенина, поэта века серебряного, выходца из крестьянской среды в виде небывальщины, демонстрирует незнание им первоисточника легенды, 'Повести о разорении Рязани Батыем' и заканчивается мнением автора, вложенным в слова Батыя о том, что вся сила русская на выпивку только и сгодилась:
Возговорит лютый ханище:
'Ой ли, черти, куролесники.
Отешите череп батыря
Что ль на чашу на сивушную'.
Уж он пьет не пьет, курвяжится
Оглянется да понюхает -
'А всего ты, сила русская,
На тыновье загодилася'.
Если уж патриот рязанщины, крестьянский сын, был такого невысокого мнения о Евпатии Коловрате и роли русских защитников в истории Батыева нашествия, то... Это противоположное привычному бравурному представлению о Коловрате, который 'одним махом семерых побивахом' и сама история обороны Рязани заслуживает пристального внимания.
Трудно согласиться с Есенинской трактовкой образа защитников Рязанщины. Ни Корсунской иконы, ни князя Фёдора, ведущего переговоры о спасении Родины, и принявшего мученическую смерть, ни его красавицы жены и желания Батыя её заполучить у Сергея Есенина нет. '...Спаса нашего Иисуса Христа', надо сказать, тоже нет. Но истина где-то есть, её нужно искать и как всегда, она находится где-то посредине.
А.С. Пушкин, получивший от Императора Всероссийского гонорар для написания 'Истории Пугачёвского бунта', для изображения восстания в нужном для крепостников свете съездил в Казань, Оренбург и Уральск, а потом уединился в собственном поместье Болдино, где его обслуживали его рабы-крестьяне. Автор поэмы о Батые такой поддержки не имел и был вынужден сам себя содержать рутинной наёмной работой, поэтому время и ресурсы автора 'Орд Батыя на Руси' были ограничены. Может, был прав Микеланджело Буонаротти, считавший, что высоким искусством должны заниматься только аристократы?
Не имея денег императора, автор проехать по всему маршруту похода отрядов Батыя на Русь 1237 - 1238 годов не мог, но побывать в Казани, Оренбурге, Рязани, Касимове, Коломне и Москве получилось. Распространять поэму через собственный литературный журнал, как А.С. Пушкин, возможности тоже не было. С олигархами и премьер-министром России, как тот же А.С. Пушкин, автор в лицее не учился и на балах не танцевал. Никакой коммерсант-издатель поэму не издаст. Они издают или кассовую сиюминутную макулатуру, либо авторов, спущенных министерством культуру, выполняющей роль министерства пропаганды идеологии капитализма и министерства контрпропаганды социализма, что тоже является своего рода идеологией от обратного, хотя идеология запрещена Конституцией 1993 года, впрочем, так де-юре и не вступившей в силу. Толстые литературные журналы, созданные другими поэтами для издания себя, тоже издавать поэму не будут - конкуренты им не нужны. Поэтому путь поэмы к своему читателю предвидится трудным.
Поэма не историческая 'Рифмованная хроника Фредигера' или 'История государства Российского' Карамзина. 'Орды Батыя на Руси' в большей степени художественное произведение. Считать её научной работой не стоит. Она отражает опыт интуитивного осмысления.
Пепел сожжённых батыевскими отрядами русских, славянских, булгарских, половецких, мокшанских, голядских, эрзянских городов, селений и хуторов стучится в сердца нашего народа до сих пор. Где-то там лежат убитые наши древние матери, отцы, бредут в рабство наши древние братья и сёстры. Зарево тех пожаров озаряет раз за разом утреннее или вечернее небо России. Неупокоенные герои битв и кровавых осад бродят призраками и ночами заглядывают в окна. Потомки завоевателей и завоёванных образовали страну, ставшую Русью, Московией, Российской империей, СССР, РФ. Кто был кем тогда, почти 800 лет назад? Почему так получилось? Как на самом деле всё было? Эти и другие вопросы, даже по прошествии почти 800 лет после тех событий, продолжают волновать нас.
Почему нашествию Батыя в русских летописях уделено места не более, а даже менее, чем во внешних источник, монгольских, западных, арабских? Если для них это событие было лишь частью череды деяний монголов, то для Руси это ведь был целый цивилизационный перелом, сдвиг, результаты которого мы чувствуем и сейчас.
Почему нет ни одного современного тому событию документа, а Лаврентьевская, Ипатиевская и другие летописи, созданные спустя 200 после нашествия, описывают его однотипными фразами списанными друг у друга? Почему имеются правки ещё более новые, времён Ивана Грозного? Куда делась библиотека Ивана Грозного, содержавшая множество древних, не исправленных рукописей, где есть упоминания о нашествии? Почему историки Татищев и Карамзин, писавшие свои 'Истории государства Российского' по заказу российских императоров уже в эпоху Просвещения, уничтожили древние рукописи, собранные ими по монастырям России, и оставили только ссылки на них? Кто и почему таким варварским способом заметал следы? Что такого было в тех рукописях о правящей династии уже даже не Рюриковичей, а Романовых? Чего так боялись русские князья и русские цари? Какой правды истории?
Горько было осознавать, собирая материал к поэме, что предки оставили нам такие куцые и противоречивые сведения. Например, 'Сказание о разорении Рязани', написано спустя 500 лет после событий. Клочок текста 'Сказания о погибели земли Русской' всего из сорока строк и летописные сообщения, состоящие из повторов одних и тех же штампов, созданы спустя многие столетия после событий.
Сравнивая это с объёмом летописных материалов, например, о восстании гладиаторов Спартака в Древнем Риме, произошедшем за 1300 лет до Батыева нашествия на Русь, нужно заметить, что о сражениях 50 тысяч рабов на пятачке размером с современную Московскую область написано больше, чем о Батыевом нашествии, когда 140 тысяч монголов с востока и их многочисленные союзники завоёвывали огромную Русь и половецкую степь.
О небольших междоусобных стычках русских князей до и после нашествия летописцы пишут очень подробно: диспозицию отрядов, число труб и барабанов, численность союзников и ополчения, пишут как и что происходило, сколько погибших, чуть не поимённо, как погибли, и т.д. А про главные битвы нашествия Батыя следуют штампы типа 'и была сеча зла, и едва одолели их сильные полки татарские'.
Это как понимать? Куда делась информация? Про Великого князя Рязанского, его сына Фёдора и невестку Евпраксию, внука Ивана во время нашествия известно из написанной несколько столетий спустя после событий, описанных в 'Повести о разорении Рязани Батыем'. Однако эта информация не подтверждается ни одной летописью. Нет в летописях даже имени жены Великого князя, погибшей вместе с мужем при обороне Рязани, а по другой версии, в городе Пронске. А ведь Великий князь Рязанский Юрий Игоревич был правнуком Юрия Долгорукого - основателя Москвы, правнуком половецкой княжны, правнуком шведской принцессы Кристины Ингесдоттер. Женой его точно была представительница тогдашней знати. Разделив с мужем страшную долю, она осталась почему-то неизвестной для весьма въедливых в династических вопросах летописцев. Как это не похоже на Европу, где порой даже малозначительный дворянский род имеет подробную генеалогию за две тысячи лет.
Отсутствие интереса большинства русских людей к своим корням поражает. Их нелюбовь и незнание собственной истории, давно подмеченное иностранцами, наводит на мысли о неизбежной деградации народа как культурной общности. Главная вина здесь конечно за верхушкой. Именно власть всегда была враждебна как самому народу, так и его настоящей истории. Может быть, народ индифферентен к своей истории просто потому, что главные события в русской истории ещё не наступили и народа не считает нужным 'размениваться по мелочам'? Скорее всего, это подсознательный страх жутких открытий, которые могут повредить человеку в реальной спокойной жизни.
В летописях всё очень запутано. В разных русских летописях герой обороны рязанской земли Великий князь Юрий (Георгий) Игоревич, умирает в разных местах и в разное время. В Пронске, в Рязани, во время первой битвы на южных рубежах княжества, например. Появляются в летописях двойники, но исчезают истинные персонажи. Множества нестыковок и противоречий в источниках, словно преступники заметали следы. Всё сходится к одному - кто-то скрыл истинную правду о событии более важном, чем приход Рюрика на Русь.
Из анализа ситуации до и после нашествия видно, что Батый похоронил систему беспредела русских князей-рюриковичей под названием княжеские междоусобицы. Монгол ввёл централизацию власти по китайскому образцу, защитил православие от издевательств князей-двоеверцев и многоженцев, обеспечил завершение христианизации, колонизации русскими дружинами народов будущей России. Грабёж мещерского, мокшанского, голядского, марийского населения стал при Батые более цивилизованным.
Разгром Руси, подобный погрому советской Красной Армии Вермахтом в 1941 году (на трёх стратегических направлениях одновременно мощными подвижными соединениями сразу на всю оперативную глубину), был связан с рядом важных обстоятельств. Русь ко времени нашествия представляла собой конгломерат частично покорённых, едва христианизированных народов. Коренные народы ненавидели русских князей, по современным меркам бандитов, заставивших платить дань, принимать чужую веру, воевать за них. Княжеские дружины виделись коренному населению Руси бандами, выезжавшими на грабежи-полюдья из своих логовищ-городов. Города русских князей были местами обитания княжеской свиты, наложниц, рабов, боевых и охранных отрядов, церковников, торговцев. Что-то вроде чеченских бандитских аулов Ичкерии времён Джохара Дудаева. Только не в горах, а в лесах и на реках.
В войне с Батыем было много такого, что мы видели в недавней истории. Там были свои генералы Власовы и свои коллаборационисты по отношению ещё не к России, но к территориям, объединённым русскими князьями де-факто в подобие единого русского протогосударства с единым жизненным и культурным укладом, общими врагами и чаяниями. Политическая, технологическая, социальная и военная отсталость русских князей усугубляли дело.
Существуя в развитом средневековье с имеющимися уже в Европе, Иране, Китае банковским делом, университетами, научными новинками в производстве и военном деле, страна русских князей находилась на стадии ещё древнего уклада, мало чем отличаясь от доисторических времён князя Рюрика.
Единое русское государство существовало только в проекте, как получение одной из княжеских семей главенства над остальными. Легенда о мощной державе, которой в то время являлась Владимиро-Суздальская Русь, чья культура вознеслась на невиданную высоту, дружины которой могли 'Волгу вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать', неверна. Лишь республиканский Новгород выделялся из этого ряда. Он был сильной торговой республикой, только вот русским он тогда не был. Новгород был государством словен. Русские князья туда приглашались, как когда-то был приглашён и Рюрик, в качестве военных наёмников и административного персонала. Новгородское государство в эпоху монгольских и крестоносных походов в одиночку справлялось со всем европейским рыцарством, захватившим к тому времени даже Константинополь и Ближний Восток. Новгород не случайно не был захвачен монголами.
В абсолютно отсталую страну Русь вторглись оснащённые по последнему слову военной науки того времени опытные, спаянные в победоносных войнах монголы и их многочисленные союзники. Не дикие и голодные, доведённые до отчаянья голодом и холодом своей скалистой Скандинавии, кучки викингов с топорами, нанимающиеся затем в русские дружины с голоду. В тылу монголов были благодатные степи, цветущие края Средней Азии, Китая, Ирана, Индии. Монголы могли себе позволить использовать свои войска как заградотряды и гвардию, толкая перед собой в битву войска покорённых народов как пушечное мясо. Монголы были потомками гуннов, один раз уже устроивших мировую войну. Монголы имели письменность, почту, денежную систему, военных инженеров, моряков и артиллеристов как постоянный род войск, систему снабжения, разведку, лучшее на востоке вооружение, беспримерную жестокость, ум и коварство, дипломатический опыт. Они имели всё то, чего не имели русские дружины и подневольное местное ополчение.
Остановить монголов имели шанс только европейские каменные крепости с башнями, оснащённые камнемётами и рыцари в высококачественной броне на огромных конях, выходящие на войну все как один по указу германского императора или Папы Римского. И то, монголов остановили не они, а ряд обстоятельств. Русь же должна была выйти на бой против монголов вся, если собиралась победить, но...
События, обстоятельства и детали Батыева нашествия приходится собирать и анализировать по крупицам, гадать над обрывками сведений из Рашид-ад-Дина или 'Сокровенной истории монголов', из писем посланника римского Юлиана, истории Гази Бараджа, других источников разной степени достоверности, из сведений археологии, из работ культурологов, православных историков, исследователей древних тканей, оружия, даже животноводов и прочее.
Постепенно открывается картина произошедшего и она другая, не та, которая муссируется в интернете и кинофильмах. Только фильм 'Андрей Рублёв' режиссёра Андрея Тарковского выпадает из ряда фантазий и лжи о прошлом Руси.
Из маленьких кусочков информации, критически и придирчиво осмысленной, пришлось создавать поэму, скрупулёзно достраивая недостающие фрагменты. Недостающего было гораздо больше, чем того, чему можно было доверять в источниках.
Но главным был не поиск абсолютной истины. Написав поэму, удалось обрести связь со своими далёкими предками, своими древними отцами, матерями, братьями, сёстрами, с родной землёй, на которой они сражались и умирали в те трагические времена. Увидеть то время их глазами, почувствовать их кожей.
Обретение предков стоит любых усилий.
Так родилась поэма о том, как и почему разноязыкое и разноплеменное воинство Батыя оказалось перед укреплениями города Рязани 16 декабря 1237 года. Поэма прерывается у стен Рязани. Что было потом?
Воссоздание небольшого периода событий той поры, изобилующих пробелами и нестыковками фактов летописных источников, частое несоответствие с данными зарубежных источников, археологии, позднейшей антропологии, этнологии является главной задачей произведения. События нашествия до сих пор болезненно отзываются в самосознании русского народа, нерусских россиян, поскольку событие затронуло почти все народы, населяющие сейчас РФ. Разбираться в этом вопросе до конца, не прятать голову в песок, долг любого патриота.
Недостающая информация о способах планирования и проведения военной кампании против русских противников монгольскими войсками взята из их военных компаний того периода против Китая и Персии, булгар и половцев. Нет причин сомневаться, что применяемые в тех походах шаблоны действий следует распространять и на русский поход, поскольку и военачальники, и исполнители были одни и те же. Внешнеполитическая, внутриполитическая обстановка вокруг и внутри русских княжеств того периода хорошо известна, и даётся ретроспективно без противоречия с летописными историческими источниками.
Тяжёлое чувство горя, беды, воплощённого зла, огромных утрат и коренного перелома в судьбе Руси, ощущаемого до сих пор, пережитого автором при погружении в ту эпоху, потребовало больших усилий для его преодоления. Автор остановил повествование с началом осады Рязани, поскольку последующие кровавые события и последовательное взятие важнейших городов Восточной Руси, разгром военных сил, системы управления восточно-русских княжеств у Коломны, Москвы, Владимира, на реке Сить, слишком объёмны для одной поэмы в выбранном подробном 'до печёнок' способе повествования. Может быть, когда-нибудь другой русский поэт напишет свою часть поэмы и так удастся правдиво реконструировать следующую часть русской истории. В русской культуре ещё не было такой поэмы. Пусть она будет.
И было видеть страшно и трепетно,
как в христианском роде страх и сомнение,
и несчастье распространялись.
Мы согрешили - и наказаны,
так что жалко было видеть нас в такой беде.
И вот радость наша превратилась в скорбь,
так что и помимо своей воли
мы будем помилованы в будущей жизни.
Ведь душа, всячески наказанная в этом мире,
на будущем суде обретёт помилование и
облегчение от муки. О сколь неизреченно,
Боже, твоё человеколюбие! Именно так
должен наказывать добрый владыка.
И я, грешный, также много и часто Бога гневлю
и грешу часто каждодневно;
но теперь вернёмся к нашему рассказу...
Из Лаврентьевской летописи
ПРОЛОГ
Есть на востоке гора. Там лежит Чингисхан - царь Вселенной.
Древняя Бурхан-Халдун приютила его словно сына.
В этой горе скоро тысячу лет как лежит он нетленный.
Чтобы не вспомнить могилу его, не найдётся акына.
Там он родился в кочевье меж сосен прекрасного дола.
Реки Онон, Керулен и Туул выбегают оттуда.
Край милой родины гуннов, неистовых предков монголов,
Где со священных небес иногда опускается чудо.
Входами гэры кочевья смотрели на юг в детстве давнем.
Также на юг входом смотрит его из песка пирамида.
В почестях в гробе своём к императорам древним приравнен.
Там много золота, девственниц вместе с конями зарыто.
Как здесь родился неистовый мир бесконечно кровавый?
Край тут совсем не такой. Дикий край изначалья.
Тут все истоки истории нашей. Простой и упрямой,
Будто Онон, что течёт своевольно в холмы Забайкалья.
Всех уничтожил татар Тэмужин за обиды монголам
В духе тех средневековых свирепых традиций востока.
Силой собравши монголов всех по забайкальским просторам,
Он Чингисханом назвался и степью стал править жестоко.
В это же время в Европе четвёртый поход крестоносный
Константинополь в бою захватил. Перестал мир быть прежним.
Русские княжества центра лишилось в тот год високосный,.
Все племена под князьями Руси встрепенулись в надежде.
Вместе с торговлей всемирной дошли эти важные вести
В степи великие, Азию и города за Памиром.
Стал Чингисхан сокрушать все народы востока из мести
И из желания страстного стать повелителем мира.
Гением разных умений военных себя проявляя,
Создал машину войны по подобию древнего Рима.
Как ураган разгромил он Китай весь от края до края
И покатился на запад свирепствуя неудержимо.
Всей Средней Азией он завладел жажды золота ради.
Через Иран с боем вышли его полководцы к Кавказу.
Там разгромили алан, половецкие, русские рати.
После вернулись с победой в Китай подчиняясь приказу.
Сын Чингисхана неистовый Джучи скончался с ним вместе.
Он получил лишь леса Енисея и степи пустые,
Непокорённых соседей на западе, грозные вести
Про европейские страны, где сплошь города развитые.
Дешт-и-Кипчак до Днестра и Кавказ, Каспий, русские земли
Были ничьи после гибели древней как мир Византии.
Взяли её крестоносцы. Везде европейцы окрепли.
Венецианцы уже до Ирана товары возили.
Мог Папа Римский послать на восток крестоносные рати:
Сто тысяч рыцарей конных, приняв в войско русских, аланов.
Это весьма торопило монголов в великом захвате,
Осуществлении всех Чингисхана пророческих планов!
Стать во главе курултай выбрал сына умершего Джучи.
Бат звался он по-монгольски. Батый, Бату-хан по-другому.
С Батом двенадцать царевичей двинулись вместе могуче
И подступили стотысячным войском к великому Дону.
Воины войска все были из мест, где жара всё сжигала.
Даже яйцо можно было в июне на солнце изжарить.
В тех же местах был мороз, что вода на лету замерзала.
Снег выше пояса степь заметал, закрывала всё наледь.
С детства монгол был в седле. Как кентавр жил с конём воедино.
Мог он не есть и не пить много дней или есть что угодно.
Спал на земле, на коне от старейших до младшего сына.
Предпочитал он позору геройскую смерть принародно.
Вещи монголов, сноровка к войне приспособлены дельно:
Войлок и кожа, и мех в стужи их и в жару покрывают.
Кони у всех для поклажи, езды и для боя отдельно.
Беспрекословно приказы начальников все выполняют.
Луки имеют большие и малые, разные стрелы.
Быстро стреляют они на скаку далеко и прицельно.
Саблями рубятся лихо, арканы бросают умело.
Копья с крюками врагов поражают смертельно.
Треть от монголов и панцирь имели, кольчуги и шлемы.
Все на десятки разбиты и сотни и тысячи точно.
Беспрекословны к приказам начальников, словно бы немы.
Если отступят в бою, побегут - это только нарочно.
Сам Чингисхан создавал постоянный отряд для осады.
От инженеров античных, китайских, арабских брал опыт.
С помощью разных машин сокрушал укреплённые грады.
Он применял камнемёты и порох, таран и подкопы.
Многие крепости пали в Китае из камня и глины,
Стен многорядных и рвов, башен мощных, больших цитаделей.
Горы и те не спасали царей, ни леса, ни долины.
После начала осады столиц шёл их счёт на недели.
Тут, на пороге булгарских племён и буртасских кочевий
Многим из них не дано было помнить начало дороги.
Многих батыров монгольских конец до того был плачевен,
Смерть караулила лютая в Дешт-и-Кипчак очень многих.
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
Появление монгольских сил в Половецких степях.
Осень 1237 года на рубежах Руси. Батый у Волги
готовится частью сил напасть на Рязанскую землю.
Предшествующая этому война, уничтожение Волжской
Булгарии и осада Биляра в 1236 году.
'Знаешь, Бату, только женщине впору такая вот трусость!' -
Кто-то в шатре закричал, всех нукеров снаружи смущая.
'Брат мой, Гуюк, за тебя говорит старика близорукость!' -
Хмуро ответил Батый выходя и тем спор прекращая.
Был коренаст он, дороден, с большой головой, взглядом умным.
Красные пятна на смуглом лице нездоровьем пугали.
Слабо хромал он в китайском расшитом халате пурпурном,
Глядя тоскливо, но твёрдо в осенние волжские дали.
Тут же шатры всех монгольских царевичей вольно стояли.
Рядом рабы их и кони, и верных нукеров охрана.
Гости, верблюды. Костры и светильники ярко пылали.
Запах навоза витал и жаркого, травы и шафрана.
Под бунчуками святыми у статуи спящего Будды
Несколько бритых тибетцев занудливо песню тянули.
Рядом виднелся с распятием крест, католический будто.
Неподалёку Аллаху молились все, спины сутуля.
Важно ходили послы разных стран и купцы вместе с ними.
В венецианских одеждах, чалмах и афганских халатах.
Нам без Великого князя не жить всё равно на Мещере!
Если ворвутся, нас ждёт всех единая смертная чара.
Избы сожгут, церкви, жёны поруганы будут и дщери!'
Все закричали и пар на морозе поднялся густейший.
Юрий сидел на коне в окружении малой дружины.
Он всё пытался услышать совет сверху добрый и вещий.
Но небеса были зимние холодны, недостижимы.
Слышен был из-за валов гул идущих монгольских отрядов,
Скрип от повозок несчётных, рёв тысяч верблюдов,
Разноязыкие крики, как будто разверзся мир адов
И сто народов на суд страшный вышли к рязанскому люду.
'Если Рязань отстоим, все посты соблюдать буду строго.
Жён всех своих отпущу и наложниц с почётом отправлю, -
Князь прошептал, обращаясь с мольбой к христианскому богу. -
Только Тебе буду сердцем служить и Тебя лишь восславлю!
Больше не дам никому ни русалий плясать, ни колядок.
В жадности, похоти я ограничу весь род свой спесивый!
Пьянство и блуд монастырский прерву всех дружков без оглядок.
Больше не буду рабов на попов переучивать силой!
В городе каждом рязанском сложу по собору большому.
Буду мещеру и голядь крестить без отсрочек повсюду.
Нищих, рабов, иудеев пущу прямо в церкви и к дому.
Только в Рязань Ты Батыю ворваться не дай, сделай чудо!'
ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ АВТОРА
Героизм предков... Мужество мужчин, преданность женщин, самопожертвование стариков и детей... Кто встретил многочисленные и закалённые в войнах ударные группы войск монгольских царевичей, их союзников и рабов? Что за раздольная страна открылась их раскосым и жадным очам? Глухомани, лабиринт рек и болот, обширные необжитые просторы, пёстрый конгломерат племён, жизненных укладов и верований. Как это было? Почему случилось так, как случилось? Почему появился однобокий взгляд на те события, сказка для взрослых, оставшихся вечными детьми?
Когда заходит речь о загадках истории, к которым относятся и события, связанные с нашествием полчищ Батыя на Русь, хочется иметь ответы, а для этого нужно попытаться наиболее полно разобраться в вопросе. Нет ничего более полезного и увлекательного способа для этого, как написание поэмы.
Для получения достоверной, непротиворечивой картины приходится вникать во всё, вплоть до самой последней мелочи, просеивать огромное количество информации, не обращая внимания на готовые выводы других. После этого можно получить ответ на вопрос: 'Как это было?'. Если есть логика, пространственное и образное мышление, эрудиция, художественные навыки, настойчивость, возникнет поэма и ответы на вопросы.
Огромная разница в технологических возможностях между объединённой армией восточных народов и русских юго-восточных княжеств, обусловили сокрушительное поражение русской цивилизации. В отличие от Западной Европы к середине XIII века, русские княжества не имели каменных крепостей с башнями и донжонами, камнемётных и стреломётных машин, ручных арбалетов, греческого огня, практики ведения боя метательным оружием, многочисленной кавалерии, системы призыва на войну местного населения, возможности консолидировать усилия княжеских отрядов-дружин. Обособленность, удалённость лесистой части юго-восточной части Руси от центров развитой цивилизации, отсутствие заинтересованности каких-либо захватчиков ранее овладеть труднодоступными территориями, обусловило отсутствие необходимости вести напряженные и оборонительные войны с серьёзным противником. Как известно, отсутствие необходимости что-либо делать приводит к стагнации и деградации, и никаким образом к прогрессу.
Уровень военных технологий Руси соответствовал V - VII веку раннего средневековья, но никак не ХIII веку позднего средневековья. Восточные объединённые силы под командованием монголов, наоборот, вынуждены были вести длительные войны с передовым на тот момент в военном, экономическом и политическом отношении, многочисленным Китаем. Это привело к тому, что, победившая китайцев объединённая армия востока под командованием монголов обладала самой передовой на тот момент технологией ведения боевых действий, оружием, системой снабжения, стратегического мышления, комплектования, удержания контроля, политическими наработками.
Фактически зимой 1236 - 1237 годов столкнулись военные силы разных эпох, где отсталыми ордами были как раз русские князья с их недисциплинированными разноплемёнными витязями и ополченцами из абсолютно не воинственных народов с разными религиями и обычаями. Особенность территории, превращение зимой реки в отличные дороги, низкая плотность населения тоже способствовала успеху наступления монголов и поражению русских.
Русь с низким уровнем сельхозпроизводства, животноводства, не являлась самоцелью похода монголов и их союзников. Их интересовала прежде всего плодородная, солнечная степь от Венгрии до Средней Азии. Этим и объясняется неспешность всех походов на Русь и лишь частичное использование сил державы монголов. Обеспечение северного фланга своих завоеваний - вот что было главным для чингизидов. Пушнина, мёд и рабы, торговые пути в Новгород по Волге были вопросом вторичным.
Трудно сказать, есть ли место в жизни генетической памяти. Кто-то в неё просто вертит. Написание поэмы было не данью моде, а закономерностью. Странная генетическая память о тех событиях - гравитационному центру рождения современной страны, притягивало автора. Предки автора происходят от агрессоров и жертв нашествия одновременно.
Часть корней автора находится в городе Славянка (ранее Тор) в Донецкой области, когда-то центре западных половецких степей, недалеко от реки Калка, где в первый раз встретились в бою монголы с русскими в битве в 1223 году. Из тех половецких мест чудесным образом происходит и прадед, и дед автора Федорчук Игорь Александрович (Герой Советского Союза, лётчик-истребитель). А вторая часть корней чудесным образом находится на стыке Московской и Владимирской области, земель мокоши и голяди, подвластной славянам-вятичам под управлением русских, ставших центром тяжести событий Батыева нашествия 1236-1237 годов. Оттуда другой прадед автора Савельев Пётр Алексеевич (50 метрах от его могилы Новодевичьем кладбище в Москве похоронен Президент России Б.Н. Ельцин). Похороненная там же прабабка Мария Ивановна Иванова родилась в позапрошлом веке в Москве, входившей во времена нашествия во Владимирское княжество. Крохотная Москва сильно пострадала во время нашествия, но только благодаря нашествию стала потом столицей.
Предки жены автора - Марьям Беляловой происходят из мест, являвших собой во время нашествия Волжскую Булгарию, разгромленную монголами непосредственно перед походом на Русь. Булгары были вынуждены участвовать в походе Батыя на Русь. Ещё одни предки происходят из северного Казахстана - восточной части земель половецких орд - монгольских союзников в походе на запад. Лучший друг автора Игорь Горячев происходит из мещерского края, неподалёку от Старой Рязани - эпицентра неравной борьбы местного населения с монголами. Донецкие, некогда половецкие, степи, Владимирское княжество, куда входила Москва в 1237 году, Мещерский край, Владимирская область являются участниками истории монгольского нашествия.
Вот так получилось всё само собой. История Батыева нашествия не могла не ожить в стихах. Удалённость событий по шкале времени, может быть, большое, а вот по шкале координат места удаление от событий равно нулю. Время легко преодолевается. Стоит только закрыть глаза и сразу можно увидеть горящую Рязань, Батыя, пьющего кумыс с кровью из кубка, сделанного из черепа храброго воина и из золота. Это такой колодец времени. Он всегда открыт. На его поверхности всегда рябь истории. Там отчётливо видно это - орды Батыя на Руси.
Выиграла Русь от появления государства Батыя или проиграла в конечном счёте? Сравнительный анализ по раскопкам объёмов каменного строительства на Руси до и после нашествия, показывает резкое его увеличение. То же по количеству хлебных ям, - начался прирост населения и сельхозпродукции. Характер и численность групповых захоронений в разорённых городах не даёт картины геноцида и всеобщего уничтожения, как об этом принято говорить. Быстрое развитие культуры и военного дела, прирост населения, расширение финансовых возможностей, завершение христианизации, говорит о том, что Русь после вхождения в улус Джучиев выиграла. Остановить завоевания Руси крестоносными немцами и шведами, за спиной которых стоял папа Римский и весь Запад без чингизидов не удалось бы точно. Доказательство: двести лет господства крестоносцев на Ближнем Востоке. Выбить европейских колонизаторов с Ближнего Востока смогли только внешне силы: мусульмане, объединившие множество народов под руководством Салах ад-Дина. Так же и Русь устояла перед крестоносцами благодаря Чингизидами. Александр Невский не случайно стал духовным братом сына Батыя, - Сартака - христианина-несторианца, получив в помощь войска Чингизидов и пост главы русских земель.
Кому же на самом деле нужна была легенда о татаро-монгольском иге? Почему при этом о работорговцах, - крымских татарах под властью турок и работорговцах из Венеции, 300 лет вывозивших русских и кавказский рабов в это же время, все 'игоисты' молчат? Как действовали бы европейские и турецкие работорговцы, насколько более вольготно, если бы Русь не вошла в улус Джучиев, не оказалась потом под защитой Золотой Орды? На самом деле, многовековая компания по унижению России якобы имевшим место 300-летним игом, направлена на оправдание попыток Запада колонизировать Россию как 'несамостоятельную и отсталую' территорию для грабежа, колонизировать с помощью компрадорской верхушкой диктаторов России, сначала царей-немцев, а ныне международной шайки бандитов-капиталистов в смычке с хозяевами стран 'золотого миллиарда', - вечными колонизаторами и рабовладельцами. По сути, теория татаро-монгольского ига, - часть расистской теории о русском народе как о недочеловеках. А из недочеловеков Западу очень хочется сделать рабов.
На самом деле Батый пришёл на Русь с превосходной китайско-чжурчженьской государственной системой. Китай и тогда был мировым лидером, как по численности населения, так и по своим цивилизационным характеристикам. Не китайцы у европейцев, а европейцы у китайцев взяли порох, доменные печи с дутьём, кричный горн и кузнечно-пудлинговый процесс, компас, бумагу, лапшу, арбалет, зубную щётку с щетиной, висячий и каменный арочный мост, судоходные каналы и шлюзы, конскую сбрую и стремена, прививки, корабельные переборки, модульную архитектуру, государственные экзамены, буровые вышки, книгопечатание, хромирование металлов, цветное ткачество, календарный год на 365 дней, шёлк, угольное и газовое топливо, отрицательные числа, чугун, сталь, требушет, фарфор, химическое оружие, салют, наборные шрифты, игральные карты, ремённую и цепную передачи, чай, зонты, газовый баллон, огнемёт, вилки, бумажные деньги, туалетную бумагу, колокол, лак, вентилятор, наземные и морские мины, ружья, взрывающиеся пушечные ядра, многоступенчатые ракеты и реактивные снаряды с аэродинамическими крыльями, механические часы с анкерным механизмом, множество медицинских препаратов и технологий, много другого. Вот что несли с собой монголы вместе с культурой Китая.
Что дала Европа Руси? Сифилис? Жадность, блуд, зависть, рабство, звериную жестокость? Уже был XVIII век, а в европейском центре культуры Версале придворные самого могущественного европейского монарха мочились на шторы, по ним ползали вши под алмазными колье, а их самый могущественный европейский король Людовик XIV умер от гангрены ног. В такую культуру заталкивал Пётр I Русь, выводя из 'азиатчины'. А эта 'азиатчина' передовой Китай с 5000-летней традицией государственности, 3000-летняя Персия (Иран) которой ещё древние греки завидовали. Персия пронесла свою идентичность и язык через тысячелетия арабского и монгольского завоевания.
Вот в какую великую восточную цивилизацию вошла Русь при Батые. Этого не стыдиться надо, с гордиться таким великим генезисом. Где тогда и где сейчас цивилизация Китая по развитию, а где, например, тогда и сейчас ведущие представители европейской цивилизации Франция или Великобритания? Про Испанию или Австрию с Венгрией можно даже не вспоминать... Земля и небо...