Демина Евгения Александровна : другие произведения.

Екатерина Александрова. "...Обнимает мои плечи..."

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Один из рассказов с конкурса "Нео-нуар-2015". Вот здесь его можно прочитать: http://samlib.ru/b/belowa_j_r/obnimaetdoc.shtml


Екатерина Александрова. "...Обнимает мои плечи..."

  
   Признаться, что такое нуар и неонуар, я узнала недавно. В подробности жанра вдаваться не стану, они уже доходчиво расписаны самим автором, упомяну лишь постмодернистскую любовь к аллюзиям, цитатам, аппликациям и реминисценциям. Всё это интертекстуальное кружево плетётся вокруг "гангстерского" сюжета.
   И здесь мы видим двух таких "напарников". Хотя... скорее - начальницу и подчинённого. Он и она. У него - женщина и ребёнок. У неё - воспоминания о неких чувствах плюс необходимость убрать его. Чтобы избавиться от "слабого места", которое для них обоих представляет его связь с семьёй, от "информации, которой можно взять за горло". (Признаться, сначала я подумала, что собираются убить семью.) В последний момент главная героиня - она же рассказчица - даёт команду "отбой" и советует отправить родных в безопасное место.
   Впрочем, в моём пересказе это звучит немного неуклюже. Всё напряжение, вся противоречивость - не нуждаются в вербализации. Здесь правят бал детали. Ощущения. Звуки. Цвет. "Он" - с банально-брутальным прозвищем Зверь - не произносит ни слова. "Молчит". "Молча кивает". Не отвечает на телефонный звонок. Нужно ли описывать, что он чувствует, о чём он думает? "Она" - устало отгораживается металлом и алькантарой от дурмана цветущих лип. Была уже дискуссия автора с читателями на счёт того, что липа - символ Фрейи и Богородицы, древнегреческий символ супружеской любви. Символ "просто жизни". Антитеза слишком прозрачна? Но если это булгаковские липы, неоднократно украшавшие сцены "Мастера и Маргариты"? Атмосфера становится зловещей. И шуршащий пакет, целиком заполнивший багажник, в контексте профессии персонажей напоминает... А вы что подумали? Просто подарок для ребёнка. Большая мягкая игрушка, наверно. Но нуар есть нуар.
   Но вернёмся к символу - липе. При всех вариациях означаемого это - женское дерево. Во многих культурах. Само собой, ведь в центре рассказа - женщина. "Альфа-самка", "гиена", как её окрестили в комментариях. А может быть, Великая Богиня, решающая, кому жить, от кого избавиться, кого заставить говорить, а кого - замолчать? Нет, всё проще, ниже. Но, честно говоря, для меня "казино", "суммы с девятью нулями", "дорогой парфюм", "чёрная вдова", "запах крови и пороха" - лишь фон. В центре - женщина. И этот рой деталей не помогает ей скрыться от собственной женственности. Пожалуй, это логическое заключение на основе символики слишком формально, но всё же. Пусть будет. Кто обнимает её? - бархатистая алькантара. А могла бы чья-то рука. (Здесь к месту цитата "Не слепо ли само солнце?", хотя что общего у Гюго с нуаром?..) Для неё всё застыло, и даже небо - каменное. Целестиновое, кахолонговое, опалесцирующее. Эти эпитеты - не просто эстетизации ради и ритмики для, хотя эти элементы в рассказе далеко не последние по важности. Есть цвет. Есть запах. Нет звука. Воздух затвердел. Собеседник молчит. Он нем - она глуха. "Не слепо ли само солнце?" Ну вот, повторяюсь. А надо бы про постмодерн...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"