Аннотация: Историческая подоплека возникновения современной системы школьного образования
Глава 1. Историческая подоплека возникновения современной системы школьного образования
Современная система образования сложилась еще в Древней Греции. Для того, чтобы понять как мы пришли к разрушающему началу современной школы, рассмотрим основные школьные системы складывавшиеся в разное время в Европе и Азии, а потом проследим их эволюцию и развитие.
Собственно, обучение - это процесс передачи знаний из поколения в поколение. Без этого невозможен прогресс, т.к. если бы каждый раз человек с пеленок познавал бы мир заново, а знания не накапливались, то, как легко себе представить, вы бы не читали сейчас эту книгу, я бы ее не написал, а о проблемах в образовании никто бы и не слышал. Первобытное сообщество передавало знание изустно, в основном это были практические навыки выживания, охоты, собирательства, обработки предметов, позднее земледелия и скотоводства. Передавались также легенды, истории, мифы - все, что составило основу религии и, позднее, литературы. По мере появления государств, в эпоху вавилонян, Др. Египта и Др. Греции - знания начали записываться, сначала на глиняных табличках, затем на папирусовых листах и выделанной коже. Начали появляться не только знания, необходимые для выживания, но и знания об устройстве мира - математика, астрономия, философия. Расширялась культурная часть знаний - религия усложнялась, появлялись более сложные литературные, музыкальные произведения. Все это требовалось передавать новому поколению.
В период расцвета античной эпохи в Древней Греции существовало два подхода к обучению детей - афинский и спартанский. Афинская система предполагала как культурное, так и физическое воспитание мальчиков. Спартанцы предпочитали видеть в уважаемом мужчине воина, нежели философа - сравниться с жителями Лаконии в военных достижениях того времени не мог никто.
Афиняне воспитывали своих детей, опираясь на такие нравственные устои как любовь к свободе, к своей родине, высоко ценился подвиг во имя своего народа. Все это выплывало из произведений Гомера и поэмы Гесиода "Работа и дни". Хотя никакого закона, регулирующего обязанность родителей давать воспитание своим детям, не существовало, общественное мнение и традиции побуждали родителей заниматься обучением и воспитанием своих детей. Уже тот факт, что к концу 5 века до н.э. в Афинах не было ни одного свободного человека, который бы не умел писать и читать, позволяет оценить уровень и качество образования в Древней Греции.
Обычно, обучение начиналось дома с семи лет. Преподавались уроки чтения и письма, а также счета и рисования. В более богатых семьях нанимались педагоги - рабы, не способные к физической работе, педагогика с греческого "детовождение, детоведение". Они следили за ребенком и проверяли их знания. Одновременно с обучением дома (иногда и после него) дети обучались у учителя физического развития - педотриба. Они занимались в гимназиях, упражняясь в метании копья и диска, борьбе, беге, прыжках. Присутствовал соревновательный элемент - в будущем особо успешные могли выступить на различных спортивны играх, например, в Олимпии. Это признавалось особо почетным. Кроме того, физическое развитие диктовалось и общим мнением - ты должен быть сильным, чтобы защищать свой город и свой народ в молодости, ты будешь иметь крепкое здоровье в старости. Также ребенок мог пойти в среднюю школу (практиковалось у более бедных слоев населения), где он обучался у грамматистов - изучались тексты классических писателей (поэтов, ораторов, историков и других) с объяснениями из всех областей знания. Дополнительно велись занятия с кифаристом - разучивались песни и религиозные гимны, обычно под аккомпанемент лиры или кифары.
По достижении 18 лет юноша становился эфебом и был обязан пройти воинскую службу в течении 4 лет. Эфебы первые 2 года получали необходимые воинские навыки в тренировочных лагерях, а затем 2 года собственно служили.
Высшее образование было представлено риторскими школами, где преподавалось практическое овладение искусством письменного и устного слова (ораторским искусством). Также изучались элементы права (поскольку целью была карьера судебного оратора) и философии (логика и этика).
Спартанская система обучения была, наоборот, направлена на обучение воинов, их закалку. Жители Лаконии - спартанцев - принесли в современную речь понятие "лаконичный", то есть краткий. Существует легенда, когда Филипп Македонский (отец Александра) подошёл к стенам Спарты, он направил спартанцам послание, в котором говорилось: "Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население". На что спартанцы (лаконийцы) ответили: "Если, то".
Древнеримская система обучения во многом впитала традиции греческой. В ней появляется разделение на три уровня, появляются новые предметы. Значительно повышается качество образования девочек - в Греции этому не уделялось много внимания. В семь лет в Афинах под руководством матери их начинали учить прядению, ткачеству, иногда учили читать и писать. Но, как правило, образование девочек волновало государство в меньшей степени, чем воспитание юношей и чему обучат девочек в семье, полностью зависело от фантазии родителей.
Итак, какие же основные черты имело образование в античности? Во-первых, это была трехсторонняя система обучения - наука, культура и физвоспитание. Во-вторых, обучение предполагалось вести в состязательной форме. И, в-третьих, обязательной являлась военная служба - как залог безопасности государства.