Демьянова Влада Ярославна : другие произведения.

10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ИЗДАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВОЛЬНЫМ ОБЩЕСТВОМ ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ
  В 1801 г. в Петербурге было создано Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (вначале оно называлось "Дружеское общество любителей изящного"), сыгравшее значительную роль в развитии передовой русской общественной мысли и журналистики. Учредителями общества выступили молодые писатели И.М. Борн и В.В. Попугаев. В состав его входили писатели и переводчики, художники и архитекторы, публицисты и ученые-исследователи. Многие члены Вольного общества служили в различных департаментах и канцеляриях на небольших должностях или занимались преподаванием.
  Вольное общество любителей словесности, наук и художеств - первое в России объединение разночинной интеллигенции: подавляющее большинство его участников - молодые люди недворянского происхождения, выходцы из мелкочиновной, купеческой и духовной среды. Были здесь и "незаконнорожденные" дети известных аристократов, жестоко страдавшие от своего ложного положения (например, И.П. Пнин).
  Общество не отличалось единством мнений. В нем образовалось два крыла: левое - радикально-демократическое и правое - умеренно-либеральное. Левое крыло представляли И.М. Борн, В.В. Попугаев, И.П. Пнин, поэт и лингвист А.X. Востоков и др. Правое крыло - историк и переводчик Д.И. Языков, писатели и журналисты А.Е. Измайлов, Н.П. Брусилов и др.
  Иногда русских радикальных просветителей XIX в., входивших в Вольное общество, называют "радищевцами"; это справедливо только отчасти: будучи демократами, защитниками интересов закрепощенного русского крестьянства, члены левого крыла Вольного-общества были противниками революционных действий, они преувеличивали роль просвещения в усовершенствовании общества и считали неприкосновенным право частной собственности. Историческое значение этой группы определяется не ее положительной, довольно-туманной социально-политической программой, а неприятием крепостнической действительности.
  Литературно-эстетические взгляды членов Вольного общества были неоднородными. Правое крыло в основном шло за Карамзиным, демократические поэты и публицисты развивали гражданскую поэзию и публицистическую прозу. Не было единой линии и в вопросе о литературном языке: умеренно-либеральные деятели Вольного общества защищали языковые принципы Карамзина, радикальные поэты и публицисты боролись и против излишней славянщины Шишкова, и против гладкости, манерности карамзинского слога за демократические элементы языка, за "просторечье", что в одинаковой мере было чуждо как Шишкову, так и Карамзину.
  В двадцатилетней истории Вольного общества любителей словесности, наук и художеств намечаются два периода: первый (1801-1807), когда во главе общества стояло левое крыло, и второй (1808-1812), когда руководство обществом осуществлялось умеренно-либеральными литераторами карамзинской школы. В первый период президентами общества были Борн, Пнин (1805) и снова Борн. В 1807 г. на очередных выборах группа Борна - Попугаева потерпела поражение, президентом был избран карамзинист Языков; с этого времени начинается упадок общества.
  Отсутствие единой линии в Вольном обществе, наличие в нем двух группировок сказалось на направлении связанных с ним изданий К числу их относятся органы, выходившие от имени всего общества: альманах "Свиток муз" (1802, 1803), журналы "Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств" (1804) и "Санкт-Петербургский вестник" (1812), и журналы, выпускавшиеся отдельными членами общества или близкими к нему людьми: "Северный вестник" (1804-1805) И.И. Мартынова, "Журнал российской словесности" (1805) Н.П. Брусилова, "Любитель словесности" (1806) Н.Ф. Остолопова, "Цветник" (1809-1810) А.Е. Измайлова и А.П. Бенитцкого.
  "Свиток муз" - стихотворный альманах, его первая книжка появилась в 1802 и вторая - в 1803 г. "Свиток муз" является значительной вехой в истории такого вида периодических изданий, как альманах. В русскую журналистику альманах ввел Карамзин своей "Аглаей" (1794). Отличительной чертой альманахов Карамзина и карамзинистов являлось то, что они давали преимущественно легкое занимательное чтение и рассчитаны были прежде всего на признание "прекрасных читательниц". Эту традицию разрушили декабристы, создавшие свой тип альманаха ("Полярная звезда", "Мнемозина"), который воспитывал читателя в гражданском духе.
  Однако первый удар по карамзинской традиции нанес альманах "Свиток муз". Здесь были представлены не только камерные поэтические жанры, но и замечательные образцы высокой поэзии - гражданские, философские, политические стихотворения Борна, Попугаева, Востокова и других поэтов левого крыла Вольного общества. Не случайно первая книжка "Свитка муз" открывалась "Одой достойным" Востокова - программной политической декларацией, исполненной тираноборческого пафоса. Выражая настроения радикальной части Вольного общества, автор восторженно приветствует убийство тирана-самодержца Павла, защищает право народа на свержение недостойного монарха.
  Большой интерес и по содержанию, и по композиции представляет вторая книжка альманаха. Сначала в ней идут высокие гражданские оды и послания радикальных поэтов-просветителей, которые с негодованием пишут о различных проявлениях социального зла в России и призывают бороться с этим злом, рисуют благородный образ патриота-гражданина, готового пойти на каторгу ради свободы и счастья своего народа ("Ода к истине", "Судьба моя" Борна, "Письмо к Борну", "К друзьям" Попугаева, "К бардам потомства" И.А. Кованько и др.). À заканчивался "Свиток муз" некрологом Радищева, написанным Борном ("На смерть Радищева"). Это был единственный печатный отклик на самоубийство Радищева, последовавшее 11 сентября 1802 г.
  "На смерть Радищева" - яркое публицистическое произведение, написанное в форме ораторской речи, обращенной к "любезным друзьям", к товарищам-единомышленникам. Это было очень смелое в условиях подцензурной печати похвальное слово в честь "истинно великого человека", который как борец за "правду" и "добродетель" вынужден был не только жить в "утеснении", т.е. в тюрьме и ссылке, - ведь "участь правды - быть гонимой", - но и вообще уйти из жизни. Борн сумел подчеркнуть, что гибель Радищева - факт политический: человека не стало по вине деспотического правительства.
  Форма стихотворного альманаха сужала сферу публичных выступлений в печати радикально-демократических писателей и журналистов. Им необходим был общественно-политический журнал, и в 1804 г. члены Вольного общества начали выпускать "Периодическое издание", редактирование которого поручили Попугаеву. Журнал прекратился на первом номере в результате разногласий, возникших в связи с подготовкой первой книжки: группа Языкова не желала поддерживать радикальное направление, которое стремились придать журналу Попугаев, Борн и другие представители левого крыла.
  Несмотря на то, что вышла всего одна книжка "Периодического издания", оно было заметным явлением в русской журналистике. По своему типу - это журнал серьезной публицистики, он противостоял литературным органам карамзинистов и продолжал традиции передовой русской журналистики последней четверти XVIII в.
  К числу наиболее интересных и политически острых материалов "Периодического издания" относятся статьи и очерки Попугаева и Борна. В очерке Борна "Ночь" дается оценка политического положения Европы и России конца XVIII - начала XIX в., выражается надежда на мирный исход социальных противоречий посредством развития просвещения, чему должны способствовать члены Вольного общества. Попугаев в ряде статей ("О публичном общественном воспитании и о влиянии оного на политическое просвещение", "О политическом просвещении вообще" и др.) выступает против сословных предрассудков, узаконенных в феодально-крепостнической России, за свободу человеческой личности, за единую систему образования для всех сословий.
  Центральное место в "Периодическом издании" занимает антикрепостнический очерк Попугаева "Негр". Автор снабдил его подзаголовком "Перевод с испанского" и рассказал в нем о трагической судьбе "отягченного цепями" негра Амру, которого "белые исторгли... изнедра семейства, дабы везти в сахарные плантации в Америку". Расшифровать смысл очерка Попугаева читателю было нетрудно. Категорически заявив, что "негр не может принадлежать белому ни по каким правам", Попугаев произносит суровый приговор не только над "свирепейшим тигрой европейцем", но и над хозяевами русских белых невольников: "Кто позволил вам делать невольниками собратий ваших..? Воля не есть продажною, цена золота всего света не в силах оной заплатить, и никакой тиран ею располагать не должен".
  Поскольку первая книжка "Периодического издания" оказалась и последней, участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, оставшиеся без своего печатного органа, начали сотрудничать в двух петербургских журналах, издатели которых были связаны с Вольным обществом, - в "Северном вестнике" и "Журнале российской словесности".
  "Северный вестник", общественно-политический и литературно-критический журнал, выходил ежемесячно в течение 1804-1805 гг. Издавался он директором канцелярии министерства народного просвещения И.И. Мартыновым, который не входил в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, но близко стоял к его правому крылу.
  В журнале довольно широко была представлена внутренняя политика России: печатались статьи по вопросам общественного и государственного устройства, по законодательству, просвещению, воспитанию; помещались переводы античных и новейших европейских авторов (Тацита, Гиббона, Монтескье и др.), в которых затрагивались эти же вопросы (например, в ряде номеров "Северного вестника" был напечатан почти полный перевод "Естественной политики" Гольбаха).
  Мартынов старался вести журнал в духе правительственного либерализма, он всячески поддерживал распоряжения царя, особенно в области просвещения и законодательства, и сам принимал участие в составлении цензурного устава 1804 г. Но в ряде случаев "Северный вестник" выходил за эти пределы и позволял себе кое-что посоветовать, ссылаясь на практику европейских государств. Например, автор статьи "Опыт о Великобритании" (1805, Љ2, 3), восторженно отзываясь об английской конституции, рекомендует и русскому правительству сделать законы равными для людей "всех состояний" (сословий).
  "Северный вестник" сообщал зарубежные и русские научно-литературные новости, с этой целью были заведены отделы "Смесь", "Разные известия", "Известия об ученых обществах в России", "Известия об иностранных ученых обществах" и др. Иногда в этих отделах под видом нейтрального материала помещались политически острые произведения. Так, в Љ1 за 1805 г. был перепечатан отрывок "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева (глава "Клин"), поданный как описание поездки, предпринятой одним "чувствительным" автором.
  Журнал Мартынова сыграл заметную роль в развитии русской литературной и театральной критики. В нем постоянно печатались рецензии и библиографические заметки о книжных новинках, отзывы о театральных постановках, а также серьезные статьи (преимущественно переведенные из французских журналов) по теории критики: например, "О рецензии" (1804, Љ1), "О критике" (1804, Љ4).
  Еще в большей степени, чем с "Северным вестником", члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств были связаны с "Журналом российской словесности", который выпускался в 1805 г. в Петербурге Н.П. Брусиловым.
  По сравнению с "Периодическим изданием" и "Северным вестником" в "Журнале российской словесности" немного было статей на социальные темы. И однако журнал Брусилова отличался ярко выраженной публицистической направленностью, которая пронизывала многие художественные произведения. Вместе с сентиментальной повестью, каким-нибудь "Посланием к Хлое" или "Триолетом Оленьке", в журнале печатались произведения высокой гражданской лирики, исполненные пафосом обличения и негодования, сатиры в стихах и прозе. Лучшие из них принадлежали И.П. Пнину, одному из руководителей левого крыла Вольного общества.
  Пламенный просветитель, автор сильных публицистических произведений "Вопль невинности" и "Опыт о просвещении относительно к России", Пнин был талантливым поэтом и журналистом. Уже в первом номере журнала он печатает свою гражданскую оду "Человек". Пнин страстно защищает идею просветительской философии: человек - царь земли и всей вселенной, он по природе своей свободен. Человек должен отвергнуть "презренную мысль", что он червь земли, и практически доказать свое право на личную свободу, добиваться независимости. Поэт-просветитель подчеркивает, что человек снискал мудрость "сам собою через труд и опытность свою", а, не через божественный промысел. Показательно, что шесть строк оды, в которых доказывается атеистический тезис о независимости бытия человека и природы от бога, цензура исключила из журнального текста.
  В журнале был опубликован ряд анонимных публицистических статей преимущественно в форме писем к издателю, в которых защищается право всех людей на личную свободу, выражается глубокое сочувствие простому народу ("Письмо деревенского жителя о воспитании", Љ1; "Письмо к издателю", Љ7 и др.).
  "Журнал российской словесности" - единственное в начале XIX в. периодическое издание, в котором сатирические материалы печатались не от случая к случаю, а регулярно. В них оживали традиции русской сатирической журналистики XVIII в. - литературный опыт Сумарокова, Новикова, Фонвизина.
  В форме сатирического диалога написан памфлет Пнина "Сочинитель и цензор" (Љ12), в котором органически сочетаются социальная сатира и высокая гражданская публицистичность. Помета в скобках "перевод с маньчжурского" не помешала читателю понять, что речь идет не столько о древней Маньчжурии, сколько о России начала XIX в. Диалог посвящен изобличению произвола цензурных комитетов, страстной защите свободы печати; он выражал отношение передовых людей России к цензурному уставу 1804 г.
  Большой интерес представляет сатирическое применение в "Журнале российской словесности" жанра лингвистической работы. Эту форму сатиры впервые в русской журналистике употребил Сумароков в "Трудолюбивой пчеле", потом к ней обращались Новиков, Фонвизин, Страхов. "Опыт критико-философического словаря" (Љ10) составлен по типу толкового словаря; в алфавитном порядке приводятся некоторые слова русского языка с их толкованием, причем отбираются такие слова, через объяснение которых автор получает возможность сделать язвительные замечания и намеки общественного характера:
  "Благородство - достоинство, нередко приобретаемое только одною родословною.
  Обещание - привычка знатных особ.
  Подарок - искусный стряпчий по приказным делам" и т.д.
  "Журнал российской словесности" возродил такой литературный прием, как сатирическое газетное объявление, введенный в русскую журналистику Новиковым. В "Сатирических ведомостях" (Љ12), например, сообщается: "Старый судья, отрешенный от должности за взятки, не имея более нужды в своей искаженной совести, желает отдать оную в наем или на откуп какому-нибудь честному стряпчему".
  Кроме Брусилова, и другие члены Вольного общества издавали журналы. Так, в 1806 г. поэт Н.Ф. Остолопов выпускал журнал "Любитель словесности", по типу своему близкий "Журналу российской словесности", но уступавший ему содержательностью и яркостью материалов.
  После прекращения "Любителя словесности" Петербург на некоторое время остался без литературного органа, но уже в 1809 г. члены Вольного общества А.Е. Измайлов и А.П. Бенитцкий приступили к изданию научно-литературного журнала "Цветник". Он выходил в 1809-1810 гг., причем в 1810 г., после смерти Бенитцкого, в редактировании принимал участие П.А. Никольский. "Цветник" отражал те изменения, которые произошли в Вольном обществе в результате победы его правого крыла. Главное внимание членов общества было сосредоточено теперь на разработке вопросов научных и литературных, а не на политике и философии, как в первые годы.
  Большой заслугой "Цветника" является серьезное внимание к вопросам критики; в течение 1809 г. в журнале было напечатано более двадцати статей и рецензий, из которых двенадцать написал Бенитцкий. В начале XIX в. считалось, что только подлинно художественные произведения могут претендовать на отзыв в журнале. "Цветник" был одним из немногих периодических изданий, которые отошли от подобного воззрения на предмет критики. Что касается редакторов журнала Бенитцкого и Никольского, то они были первыми в России критиками-профессионалами.
  В последний год своего существования Вольное общество любителей словесности, наук и художеств выпускало "Санкт-Петербургский вестник", который издавался с января по октябрь 1812 г. под руководством Д.В. Дашкова, избранного в 1811 г. президентом общества . К этому времени общество, совершенно отойдя от политики, ограничило круг своей деятельности литературой и чистой наукой. Как и в "Цветнике", в "Санкт-Петербургском вестнике" ведущее положение занимал отдел критики, причем сотрудники журнала рецензировали не только произведения изящной словесности, но и книги по различным отраслям знаний. За десять месяцев журнал дал отзыв почти о сорока книгах.
  С "Санкт-Петербургским вестником" в русскую журналистику вошел новый тип издания - критико-библиографический журнал.
  Участник Вольного общества Н.И. Греч вспоминал: "Санкт-Петербургский вестник" прекратился на десятой книжке, в октябре 1812 г. Тогда было не до литературы: большая часть членов разбрелась в разные стороны. Общество закрылось. Но и без тревог той эпохи оно прекратилось бы само собою. В нем не было общего интереса, не было единства воли и направления".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"