Демьянова Влада Ярославна : другие произведения.

151

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  СЛАВЯНОФИЛЬСКИЕ ИЗДАНИЯ
  "Москвитянин" оказался более близок славянофилам, чем любой другой журнал сороковых годов, но своим журналом они его не считали.
  Славянофилам, находившимся в оппозиции к правительству Николая I, претило угодничество "Москвитянина" перед властью и его крепостничество. Восторженные статьи Давыдова, Шевырева, Погодина о Поречье и о губернаторских праздниках вызывали у славянофилов недовольство. Однако многие славянофилы помещали свои статьи на страницах "Москвитянина" и вместе с Погодиным и Шевыревым выступали против "Отечественных записок", некрасовского "Современника" и натуральной школы.
  Крайне узкий круг последователей славянофильства, недоверчивое отношение к ним со стороны правительства, неприспособленность славянофилов к спешной и постоянной литературной работе - все это мешало им организовать журнал.
  В середине 1840-х годов потребность в своем периодическом издании стала для славянофилов неотложной. К этому времени дошла до высокого напряжения борьба славянофилов с Белинским и Герценом, и несколько расширился самый круг славянофилов, в котором наряду с представителями старшего поколения (Хомяковым и Киреевскими) все активнее начинают проявлять себя молодые литераторы: К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Д.А. Валуев, А.Н. Попов и др. К тому же славянофилам стало известно, что Герцен и Грановский, не довольствуясь постоянным участием в "Отечественных записках", предполагают издавать новый журнал в Москве.
  Естественно, что славянофилы охотно согласились на предложение Погодина передать им редактирование "Москвитянина". С января 1845 г. погодинский журнал стал редактироваться славянофилом И.В. Киреевским, который не получил на это официального разрешения и не имел, таким образом, права открыто объявить о себе как о новом редакторе журнала. Погодин оставался издателем "Москвитянина" и сохранял в своем ведении исторический отдел.
  Переход "Москвитянина" в руки Киреевского хотя и не сопровождался радикальными переменами в составе сотрудников журнала и содержании отделов, все же несколько изменил его, придав ему славянофильский оттенок. Однако Киреевский смог выпустить под своей редакцией лишь три книжки. Разногласия, возникшие между славянофилами и Погодиным, и невозможность для них стать хозяевами "Москвитянина" заставили Киреевского отказаться от редакторства и снова передать журнал Погодину.
  После того как неоднократные попытки организовать в 1840-е годы издание журнала оказались безрезультатными, кружок московских славянофилов решил ограничиться выпуском сборников. В те годы сборники были распространены и часто заменяли собою журналы. У славянофилов был уже некоторый опыт. В первой половине 1840-х годов Д.А. Валуев при участии Хомякова и других выпустил "Симбирский сборник" и "Сборник исторических и статистических сведений о России". На решение славянофилов выступить с научно-литературными сборниками, несомненно, повлиял выход в Петербурге сборников, изданных Н.А. Некрасовым: "Физиология Петербурга" (1845) и "Петербургский сборник" (начало 1846 г.). Славянофилы считали, что необходимо дать ответ на эти программные выступления натуральной школы.
  В конце 1846 г. появился "Московский литературный и ученый сборник на 1846 год", а годом позднее под таким же названием - сборник на 1847 г. Издание этих книг принял на себя симбирский помещик В.А. Панов.
  Выпуская "Сборники", славянофилы ожидали, что они вызовут большой шум в обществе, но их надеждам не суждено было сбыться. "Вышел тот же мертвый нумер "Москвитянина", только немного толще", - писал Гоголь Языкову о "Московском сборнике" 1846 г.
  После выпуска "Московского сборника" 1847 г. славянофилы вынуждены были надолго отказаться от всяких издательских планов. Революция 1848 г. напугала их, а эпоха "мрачного семилетия" и "цензурного террора" ощутимо дала понять несвоевременность подобных предприятий. Аресты Ю.Ф. Самарина и И.С. Аксакова, официальное запрещение славянофилам носить бороду и национальную одежду, снятие со сцены пьесы К.С. Аксакова "Освобождение Москвы в 1612 году" и другие правительственные репрессии, заставили славянофилов умолкнуть.
  Только в 1852 г. славянофилы смогли продолжить издание "Московского сборника". К этому времени их кружок усилился, его активными участниками стали богатый помещик и литератор А.И. Кошелев и И.С. Аксаков. Кошелев взял на себя издание "Московского сборника", а И.С. Аксаков - его редактирование. Предполагалось за 1852 г. выпустить несколько сборников, превратив их тем самым в издание журнального типа.
  В апреле 1852 г. вышел новый том "Московского сборника". Однако пропущенная московской цензурой книга навлекла на себя недовольство "бутурлинского комитета", Дубельта и министра просвещения Ширинского-Шихматова.
  Вторая книга "Московского сборника", подготовленная к октябрю 1852 г., подверглась продолжительному и тщательному просмотру не только в Москве, но и в Петербурге. Почти все статьи вызвали острое недовольство цензуры и правительства. Книга была запрещена, И.С. Аксаков лишен права редактировать какие-либо издания, а главные участники "Московского сборника": братья Аксаковы, Хомяков, И.В. Киреевский, В.А. Черкасский - отданы подполицейский надзор.
  "Московским сборником" 1852 г. заканчивается первый период в истории славянофильских изданий. Следующий относится ко второй половине 1850-х годов, когда славянофилы издавали журнал "Русская беседа" и газеты "Молва" и "Парус".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"