Денисов Игорь 2.0 : другие произведения.

Секс, насилие и рок-н-ролл: детская литература на Западе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В свое время американские и европейские христианские группы нападали на серию книг о Гарри Поттере, обвиняя Джоан Роулинг в пропаганде черной магии среди детей. На защиту автора встал Андрей Кураев, отмечая, что цикл использует христианскую мифологию, вдобавок, линия главного героя почти полностью повторяет библейский сюжет.
  
  Вопрос, впрочем, решается не так быстро. "Гарри Поттер" устроен очень хитро и сложно, как с сюжетной, так и с идейной точки зрения, и установить позицию автора до конца невозможно. Это некий лабиринт с системой зеркал, по которому можно бродить бесконечно, но так и не добраться до сути. Там все по-настоящему, все всерьез, и в то же время все - обман. Друзья одновременно враги, и наоборот, главный герой - не настоящий главный герой, а протагонист и антагонист - единое существо, фактически духовные близнецы.
  
  Христианские мотивы в "Поттере", конечно, есть. Но там есть и гностицизм. В частности, обе условно отцовские фигуры, Джеймс Поттер и Альбус Дамблдор, оказываются, мягко говоря, мерзавцами. Неприкосновенной Роулинг, конечно, оставила только мать героя. Но тут возникает вопрос: раз Лили такая замечательная, что ж она вышла замуж за такую мразь, как Поттер-старший?
  
  Более того: через 10 лет выходит пьеса "Проклятое дитя", где взрослый Гарри Поттер оказывается... таким же ублюдком, как и папаша! Роулинг окончательно всех запутала, и по мнению большинства, все испортила. Непонятно зачем. Но это другим непонятно, мне-то как раз понятно. Зная, что такое западная детская литература, видишь - не испортить не могла.
  
  Человек вроде знает, что у него миллионы, десятки миллионов читателей нежного возраста. Для многих ее книги - спасение души, единственная отрада тяжелого детства. Я лично знал таких. И она, по идее, должна беречь их чувства, эти хрупкие души, не разрушать мечту. Роулинг взяла и разрушила. Попутно получив 9 (!) премий Лоуренса Оливье и 6 "Тони".
  
  Но при этом Роулинг остается единственной национальной знаменитостью такого масштаба, которую не сделали кавалером (Дамой-Командором) Ордена Британской империи (несуществующего ныне государства), отделавшись издевательской степенью Офицера, самой младшей. Почему?
  
  И тут самое время время перечитать каноническую серию и посмотреть повзрослевшим взглядом: а что же там за мечта такая? Вот Роулинг спрашивали, о чем эти книги. Ответ: "Эти книги о смерти". Самая нужная тема для детской литературы. Аплодисменты, занавес закрывается, всем спасибо, все было очень вкусно.
  
  Но проблема в том, что "Поттер" вовсе и не детская, а подростковая литература, как и "Властелин Колец". ГГ в первом томе - 11 лет, в последнем - 17 или 18, точно не помню. Вопрос в другом: на каком основании англо-саксонские издатели выпускали ее как детскую? Лично я здесь, в России, цикл прочел в соответствующем возрасте, каждый раз мне было столько же лет, сколько и ГГ. Так же поступали все мои знакомые, и думаю, так было в целом по стране. А теперь возьмите хотя бы самую "невинную", "Философский камень", и представьте - на Западе вот это давали действительно маленьким детям, 7-ми, а то и пяти лет.
  
  Книгу многие упрекают в том, что история плохо рассказана, потому что герою "все время везет". Критики, видно, не понимают, что Роулинг положила в основу произведения структуру древнегреческой трагедии, то есть писала миф, а не реалистический роман, изобретенный в XIX веке. А в Древней Греции deus ex machina считался допустимым приемом.
  
  Главным объектом нападок стала сцена с василиском, когда в кульминации прилетел Феникс-с-Распределяющей-шляпой-с-мечом-Гриффиндора. Да еще ослепил змею. Но тут критики, ратуя за реализм, как раз от него отходят.
  
  Во-первых, даже если вам на блюдечке с голубой каемочкой подали меч - не факт, что вы им кого-нибудь убьете. Как минимум, у вас от страха не должны дрожать руки. Во-вторых, василиска Фоукс ослепил в самом начале, но это не сделало его менее опасным. В-третьих, речь, напомню, идет о 12-летнем мальчике. Вы в этом возрасте часто сражались с гигантскими змеями? Вы хотите оставить его вообще без помощи взрослых?
  
  Но бог с ним. Давайте посмотрим на "везение" Гарри Поттера.
  
  1. Потерял обоих родителей. Был лишен заботы, любви и ласки.
  
  2. Над ним издеваются опекуны, сводный брат и все, кому не лень.
  
  3. Он неоднократно становился игрушкой в руках тех, кому доверял.
  
  4. Его третировал Снегг и другие могущественные враги.
  
  5. Он участвовал в турнире для взрослых, где возможен смертельный исход.
  
  6. Внешностью не красавец. Потерпел неудачу в личной жизни.
  
  7. Неоднократно становился свидетелем убийства друзей и близких.
  
  8. Был вынужден пожертвовать собой. Кто-то скажет - дали Воскрешающий камень. Но это хорошо говорить, сидя дома с книжкой в руках. А если бы не сработало?
  
  9. Был вынужден спасать весь мир, сражаясь с могущественным волшебником в возрасте, когда думаешь только о поцелуях - и даже выбора не имел.
  
  Ну, и прочее. Несомненно, книга эта мрачная. Как утверждают многие, самая мрачная и жестокая детская литература в истории человечества (мы дальше увидим, что это не так). И она стала популярной. Такого не могло быть, если все эти 5-7-летние читатели не узнали бы в ГГ себя. Хочется спросить: какой жизнью существуют дети в западных странах, если так легко ассоциируют себя с "книгой о смерти".
  
  Сейчас самое время окинуть внимательным взглядом детскую западную литературу и посмотреть, что она из себя представляет. Начиная с Шарля Перро, чьи сказки у нас выходили "сглаженными", а в оригинале полны насилия и похабщины. Например, "Золушка" заканчивалась тем, что голубь выклевывал глаза мачехе героини и ее сестрам, потом новоявленная принцесса выгоняла их из дома и те, с окровавленными глазницами, уползали на карачках, воя от боли и ужаса. А "Кот в сапогах" - это история о том, что в жизни нужно быть лживым и мстительным, идти к цели по головам и уничтожать врагов. Протестантизм в чистом виде. Читайте, детишки!
  
  Далее славная традиция тянется через патологических садистов братьев Гримм, не к ночи будут помянуты, Гофмана, унылого ипохондрика Андерсена к педофилу Льюису Кэрроллу, чье творение я разбирал ЗДЕСЬ: https://author.today/post/69384. Сатанинская символика, сексуальные образы, пропаганда наркотиков и каннибализма. Жестокость. Дальше "Волшебник страны Оз" Фрэнка Баума, полный аллюзий на темы "черной магии" и того же сатанизма. И старой доброй жестокости.
  
  Ну, и все остальное:
  
  - Дж. М. Барри, "Питер Пэн" - то же самое.
  
  - Памела Трэверс, "Мэри Поппинс" - то же самое.
  
  - Кеннет Грэм, "Ветер в ивах" - то же самое!
  
  - Джон Беллэрс, "Тайна дома с часами" - черная магия, оккультная символика, сексуализация и жестокость, жестокость, жестокость...
  
  - Дэниел Хэндлер, он же Лемони Сникет, "33 несчастья" - даже вспоминать неловко.
  
  - Соман Чайнани, "Школа добра и зла" - без комментариев.
  
  Друзья мои, я в недоумении: а есть ли вообще на Западе нормальная детская литература? Ее нет! За 2000 лет не создали!
  
  Поневоле отпадают претензии к Роулинг - человек работал в той традиции, которая была наработана до него. А обвинителям в пропаганде колдовства можно сказать только одно: "С добрым утром!".
  
  Кто-то скажет, что есть, допустим, Астрид Линдгрен и Джанни Родари. Но, во-первых, оба на Западе куда менее популярны, бывшего фашиста Родари никогда не читали даже в Италии. Что до Линдгрен, которая в жизни была довольно распутной бабенкой, то ее книги с пропагандой детской вседозволенности воспитали то самое поколение, которое породило мем "шведская семья". В юности, нагуляв внебрачного сына от начальника, 50-летнего женатого мужчины, на 3 года сбагрила его в приемную семью, чтобы скрыть "позор". От чего всю жизнь "мучилась совестью", чем восхищается либеральная пресса. Так и поделом! Хвастаться нечем!
  
  Если говорить о Карлсоне, или Карлссоне (как его зовут в оригинале), то здесь опять что-то нечисто. Этот герой дико напоминает другого персонажа Линдгрен из ее рассказа "В Сумеречной стране", вышедшем в сборнике... "Крошка Нильс Карлсон". Прототип носит имя Лильонкваст, и является... ангелом смерти. Лильонкваст прилетает к мальчику Йорану и забирает его в Сумеречную страну, по любому поводу говоря "это не имеет значения". Карлсон говорит то же самое - "пустяки, дело житейское", критики отмечали, что их речь очень похожа. Линдгрен, кстати, уже в престарелом возрасте любила наряжаться ведьмой и пугать внуков, гоняя их по квартире метлой. Старческий маразм - не шутки.
  
  Я считаю, нужно очень осторожно относиться ко всему, что идет из Скандинавии, которую нам представляют как идеальное общество. Что это на самом деле, можно понять, читая если не социологические исследования, то хотя бы книги Ю Несбе и Стига Ларссона. Я только напомню, что именно оттуда к нам хлынули разнообразные "Приключения какашки" https://www.ozon.ru/product/priklyucheniya-kakashki-6290420/?sh=LZAxBAVK#section-description--offset-140--offset-80, книжки с пенисом и вагиной в качестве ГГ, писанина Перниллы Стальфельт, которую у нас продвигает секс-педагог (!) Юлия Ярмоленко.
  
  Вообще все западные детские авторы, особенно англосаксонские, люди странные и загадочные, и нужно очень внимательно смотреть на то, чем они пичкают детвору под видом сказок "о борьбе Добра со Злом". После них уже не удивляешься пропитанной сексом продукции Диснея. Особенно с учетом того, что сам мультипликатор ненавидел детей и подпольно производил порно.
  
  Я здесь не трогаю комиксы, например, о Бэтмене, где в каждом выпуске Джокер убивает тысячи людей самыми зверскими способами. Аниме - одна из знаменитых серий начинается с мальчика, чью мать изнасиловали у него на глазах, а потом повесили на суку (в другой версии - разорвали в клочья). "Леденящие душу приключения Сабрины", собравшие восторженные отзывы критиков, где ГГ совершает ритуал кровавого жертвоприношения над орущим младенцем, и так далее.
  
  В 70-е годы, пока у нас считали 33-х попугаев, в Дании вовсю процветало детское порно, которое абсолютно легально показывали в кинотеатрах. Среди актрис встречались девочки 7-11 лет, "талисман" студии Color Climax Энн Магле оказалась перед камерой в 12 лет, с согласия своей матери. В 2003 году лавочку прикрыли, но это мало что изменило. Современные скандинавские дети, катающиеся на горках в виде пенисов, так и остаются "пушечном мясом" для владельцев порностудий, родителей-педофилов и Андерсов Брейвиков.
   И при такой политике западным буржуазным психолухам хватает наглости объяснять все проблемы человека тем, что ему мама в детстве не то слово сказала. Вину свалили на родителей. Да при чем тут мама, когда у вас общество, опасное для детей? Ваших чад надо просто забирать со всего Запада и увозить... не знаю, на другую планету!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"