Аннотация: Попытка представить искусство в качестве морального критерия.
ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
Любой объект имеет свою структуру, которую можно выразить в виде числовой последовательности. Из известных нам существ человек является единственным, кто способен описать объект математически. На определенном историческом этапе человечество научилось создавать числовые структуры и на их основе изготавливать объекты, не встречающиеся в природе. Видимо, эта способность человечества и подразумевается в Библии, где говорится, что человек создан по подобию Божьему. Числовые структуры создаются по подобию тех, что были использованы для создания природных объектов.
Разумеется, разница в уровне несоизмерима, и человечеству по многим причинам никогда не достичь вершин высшего Разума, но сам факт использования чисел для создания математических моделей доказывает, что хотя бы в первом приближении человек действует подобно Творцу. Уже Пифагор приравнивал числа к богам, а в философии давно доказано диалектическое единство и множественность числа, соединившее в себе конечное и бесконечное. А так как любой объект основан на числовой структуре, то и сам содержит в себе как конечную, так и бесконечную составляющие. Числа используются человеком в любом ремесле. Невозможно ничего сделать, не прикинув хотя бы на глазок размеры, расстояние, то есть количество.
И все же, несмотря на всю уникальность чисел, с их помощью невозможно полностью выразить человеческую сущность. Чувства невозможно выразить математически. Наука здесь бессильна. Да это и не ее сфера.
Откуда же взялись у человека чувства? Разум, как мы выяснили, здесь ни при чем. Возможно, чувства возникли на основе инстинктов? Опасность вызывает страх, голод - агрессию и т. д. Это все присуще как животным, так и человеку. Почему же тогда человечество занимается искусством? Зачем оно ему? Животные прекрасно обходятся без музыки, картин и поэзии. А человеку это почему-то нужно. Не здесь ли стоит искать смысл выражения: "по образу Божьему"? Давно замечено, что чувства, вызываемые художественным произведением, намного сильнее жизненных впечатлений. Не потому ли это происходит, что в шедеврах изображается Образ, Идеал, созвучный кантовскому моральному закону? Этот моральный закон в нас и есть Образ Божий. Искусство будет его, трогает его струны и заставляет звучать. Искусство изображает не реальность, а духовное в реальности.
Если наше предположение верно, то становятся понятны цель и задача искусства. Стремление к идеальному Образу и есть цель искусства, а задача - донести изображаемый образ до сердца человека, чтобы он зазвучал в унисон с моральным законом. Искусство должно быть моральным критерием, по которому человек может сверять свои помыслы, как время по часам.
Отсюда следует, что искусство должно быть бескорыстным. Иначе оно не сможет быть моральным критерием. Оно скатится на удовлетворение инстинктов, что, к сожалению, мы и наблюдаем в современном обществе.
Из вышесказанного легко вывести роль фантастики. Трудно переоценить значение воображения, фантазии при стремлении человека к Образу, Идеалу. Без фантазии тут просто не обойтись. Не зря говорят, что первый фантаст - сам Господь: он придумал этот мир. Ирреальные миры, герои и ситуации, изображаемые фантастикой, раздвигают представления читателя, позволяют создавать воображению новые образы, дающие пищу как чувству, так и рассудку. Не случайно раньше фантастика называлась научной. Пожалуй, это единственный вид литературы, где наука соприкасается с искусством, что позволяет соединить рассудок и чувство. Давайте помнить об этом, берясь за перо. На фантастах лежит двойная ответственность: писать по образу и подобию.
Как мог заметить читатель, в статье не приведено почти никаких доказательств в пользу вышеизложенной версии. Сделано это умышленно. Автор хотел лишь показать, что возможен и такой путь, возможно и такое понимание. А уж дело читателя соглашаться или не соглашаться с данной гипотезой.