Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии к повести "По ту сторону рока"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  
  РЕЦЕНЗИЯ 1.
  Поскольку, как известно, больше всего ждет рецензию автор (и он же единственный будет читать ее с волнением), поспешу сразу заявить: понравилось. Но - с оговорками. Разобравшись с самым главным, перейдем к частностям.
  Когда-то, во времена отрочества рецензента, была безумно популярна тема всяческих субкультур. Она не сходила со страниц газет и журналов, включая знаменитый перестроечный "Огонек", она воплощалась в не Бог весть какие по уровню, но собиравшие полные кассовые сборы фильмы. "Меня зовут Арлекино", "Трагедия в стиле рок", "Взломщик" - кто вспоминает их теперь? Разве что такие же олдфаги, да и то по случаю, поскольку атмосфера последнего (не сюжет) сильно напомнила атмосферу "По ту сторону рока". Ну, как могли показать рок-тусовку в советском кино? С надрывом, разрывом, криминалом, пьянками-гулянками и прочим крайне нездоровым образом жизни - то есть так, чтобы лица посвященные пожимали плечами, а обыватели закатывали глаза в ужасе. "Секс, драгс энд рок-н-ролл". При этом приятно отметить, что автор "По ту сторону рока" идет дальше, как и положено, и добавляет в атмосферу рока и порока труп. Отчего она - атмосфера - крайне сгущается. Но если отбросить легкую иронию, то свою картину мира, причем довольно яркую, автору создать удалось, и за это он получает первый плюс, хотя к последним страницам яркость несколько снижается.
  Второй плюс - динамичность и кинематографичность. Последнее в устах рецензента большой комплимент, ибо текст, который видишь - дорогого стоит. Все требования к жанру вполне соблюдены, мотивации предполагаемых убийц убедительны, как и образы главных героев. Даже те сюжетные линии, которые не отличаются новизной, как, например, конфликт подчиненного и начальника, на которого, в свою очередь, давят сильные мира сего, прописаны добросовестно и зримо. Правда, не всегда это можно сказать о персонажах второго плана, где то "густо" (то есть подробно расписана биография), то "пусто" - то есть личность намечена пунктиром.
  Что до развязки, то, хотя можно было бы подвести к ней несколько тщательнее, выпрыгнувший как чертик из табакерки подлинный убийца не раздражает, ибо опять же - психологически вполне вероятен.
  При этом текст нужно чистить. Дело даже не в стилистических погрешностях или фактических ошибках типа "Элизабет Тэтчер", а в тех несоответствиях реальности, которые снижают общий уровень произведения.
   "И почти ничего ей не грозит, потому что какой суд отправит в колонию великовозрастное, но дитя, которое с горя отравило коварного соблазнителя?" Позвольте, кто это думает? Баба Маня на лавочке? Нет, так думает следователь, дипломированный юрист. Встает вопрос: где он в таком случае купил диплом? В Париже, должно быть, ибо "убийства страсти" традиционно оправдывают именно там. А в постсоветской реальности дитя бы присело, там сажают даже за убийство при защите от изнасилования (увы).
   Не менее странно незнание молодым (34 года, пацан практически) мужчиной современных гаджетов. Теоретически все бывает, но в реальности вот в этот момент: "Потом она раскрыла серебристый ноутбук или большой планшет - Марат плохо разбирался в навороченных устройствах" - не верится, ибо даже рецензент отличает одно от другого, а он всяко постарше будет.
   Зато у молодого следователя глаз-рентген: он видит размер сосков уборщицы через халат. "... фигуру уборщицы, ладно влитую в белый халат. <...> Рыжая, чуточку конопатая, без лифчика, с крупными сосками". Ну ладно, халат белый, но не из полупрозрачного же трикотажа?
   Неоднозначное впечатление оставляет и широта души начальника Киреева. "То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя". То он упоминает персонажей Честертона, то общается матом. "Какого хрена ты начал копать, отец Браун недоделанный? <...> - Херня вывод! Трактуй, как врачебную ошибку, и всё тут". Но что интересно: без мата тут можно обойтись, но он вполне достоверен. А вот отец Браун достоверен примерно так же, как цитаты из Шопенгауэра на языке оригинала в тех же устах. И почему, собственно, Браун? Сказал бы "Мегрэ" или "Шерлок Холмс" - и никаких вопросов бы не возникло.
  
  И еще две мелкие недостоверности. "Аиша, практикующий психолог, делилась с ним всеми новинками, вычитанными из заграничных журналов". В провинциального психолога, свободно читающего по-английски или по-немецки, еще можно поверить, хотя и с трудом (рецензент видел провинциальных психологов вблизи). Но в то, что группа выступила без солиста, и никто не обратил на это внимания ("...солист группы "Накуйбыши". Они уже выступили без него, никто и не заметил") - нет.
  
  Однако все эти замечания, как говорится, не отменяют главного: повесть скорее удалась. Во всяком случае, рецензент о потраченном времени не жалеет (и здесь должен быть улыбающийся смайлик).
  
  РЕЦЕНЗИЯ 2.
  "Рок виноватого найдет"
   Уже в самом названии повести заложена двусмысленность: рок - судьба, и рок - музыка (убили-то не кого-нибудь, а музыканта! Да ведь и сыщик, ведущий расследование - тоже в прошлом член вокальной группы). Начало неплохое.
  Оставим в стороне мелочи - грамматические ошибки, запятые, даже тавтологии ("Полная женщина заполняла карточку" и т.д.). В конце концов, рецензент - не корректор.
  Текст, вроде бы, построен по всем правилам детектива - виноватый мелькает среди других персонажей, есть ложные следы (да еще сколько!). На мой взгляд, многовато ненужных подробностей, жизнеописания подозреваемых (к примеру, биография Гнедаровой), что смотрится временами как некий постсоветский стеб.
  Просматривается попытка писать эдаким "современным" языком, оживлять разговорную речь иностранными заимствованиями, жаргоном. Иногда попадание - не стопроцентное ("Когда Бобу стало плохо, мы сопли лизать не стали"). Вообще-то - "жевать", а не "лизать". Но это, опять же, по большей части, придирки.
  Налицо "классика жанра" - имеется сила, желающая, во чтоб это ни стало, "закрыть" дело по-тихому.
  Может ли внимательный читатель угадать виновного? Пятьдесят на пятьдесят. Несмотря на то, что многие считают именно этот пункт едва ли не важнейшим критерием при оценке качества детектива, я к этим многим не отношусь. Все-таки это - жанр развлекательный, и тайна, если она сохраняется до самого конца, идёт ему (в смысле, жанру) в плюс...
  В целом, персонажи повести - какие-то нехарактерные, трудно запоминающиеся, неяркие. Исключая, может быть, самого Киреева, но это и естественно - он "в кадре" постоянно.
  И, как всегда, ближе к концу на сыщика снисходит "озарение". Прием, увы, не новый. Но кто запрещает автору пользоваться готовыми рецептами?..
  Подводя итог, можно сказать следующее.
  Автор очень старался, и у него (нее?) действительно получился детектив. Если применять привычную с детства пятибалльную систему оценок, то я бы поставил твердую тройку с плюсом. Удачи Аметисту на конкурсе!
  
  РЕЦЕНЗИЯ 3.
   Говорят, музыканты самый циничный народ
  
   Чиж
  
  Один из самых понравившихся рассказов на конкурсе.
  Великолепно описан рок-фестиваль и истории из жизни музыкального сообщества.
  "Рамштайн" звучит, рок входит в жизнь героев детектива и окрыляет их на хорошие и злые поступки. Рок грохочет пульсом произведения.
  
  Интересно было следить за работой следователя, Марата Киреева:
  - за его пониманием психологии, например, как он получает показания от Радина: "Киреев усмехнулся про себя - этот пожилой медик вёл себя, как пацан из времён собственного детства, когда противника было принято задирать, настраиваясь на драку. "А я не дал, - иронично подумал Марат, - разнял. Ничего, мне наябедничаешь ..."";
  - за тем, как меняются версии следствия:
  Отравил врач Радин, воспользовавшись удобным моментом, чтобы помочь сестре унаследовать от Жарова квартиру и дачу.
  Отравила Нюрка-мотоциклистка, бывшая на фестивале, обладающая необходимыми для этого необходимыми медицинскими знаниями и имеющая мотив в виде риска утраты отчислений по авторским правам за песни.
  А может быть, за требованием "больших людей" закрыть дело стоит нечто более серьёзное, чем забота об имидже фестиваля? Марат не знает, а мы-то слышали страдания его начальника, что он "предаёт подчиненного". И как раз после этого на нашего следователя напали в безлюдном переулке "трое крепких молодых людей, одетых в тёмные спортивные костюмы".
  Отравительница - Людмила Сурова - ветеринар, волонтёрившая на фестивале санитаркой?
  - за столкновениями Марата с начальством, с "большими людьми", с хулиганами на улице;
  - за тем, как в душе следователя звучит музыка.
  Сцены, где Марат под "Рамштайн" настаивает на продолжении расследования или где он пересматривает старые кассеты со своими выступлениями, человечны и убедительны.
  Главный герой детектива вышел ярким, живым. Причём его воля, настойчивость, упорство, требовательность, внимательность, здоровый цинизм, уже подступающее выгорание на работе и в тоже время - внимательность, влюбчивость - во многом родом из рокерского прошлого. Более того, это прошлое - общее с прошлым жертвы убийства и отсылки к нему не только усиливают образ следователя, но одновременно играют на атмосферу произведения, придают убедительности разным ниточкам расследования, подбрасывают новых пазлов в игру с читателем.
  Лаконичными средствами создаётся цельный мир рок-музыки, созвучный, антипатичный или родной в большей или меньшей степени и жертве, и подозреваемым, и свидетелям и просто оказавшимся рядом персонажам.
  
  Минус:
  Пробелы в описании медицинских подробностей: преступление было совершено с использованием медицинских (ветеринарных) препаратов и соответствующих знаний, и эта сторона детектива событий требует более детальной проработки.
  
  Например, мне очень понравилась идея с проколом системы переливания крови и добавлением туда постороннего препарата. Но читателю, далёкому от знаний об устройстве капельниц, хорошо было бы показать, что это за система, как она работает, что и зачем в ней прокалывают. Мне видится, что этой улике не хватает в тексте детальности, осязательности.
  
  Есть упущение в фабуле.
  Николай украл ветеринарные препараты, которыми усыпляют животных, чтобы ввести их Жарову или, возможно, подмешать тому в выпивку.
  Я могу предположить, что если бы ему не повезло застать своего врага под капельницей, Николай мог бы найти способ подмешать яд в инсулин.
  Но! Жаров - не безсловесная усыпляемая собака, а человек. Он способен, заметив, что ему поплохело, позвать на помощь. В этом случае его можно было бы откапать в медпункте.
  Более того, предположить попадание Жарова в медпункт в беспомощном состоянии, да ещё и оставленного в одиночестве, пока медики выходили слушать выступление "Рамштайн", Николай не мог, а если подмешивать яд в инсулин (Есть ли ещё возможность осуществить это технически?), то невозможно предсказать, какую дозу яда введёт себе музыкант вместе с лекарством.
  Если бы Николай умчался в город за ветеринарными препаратами, обнаружив Жарова лежащим под капельницей, то у его торопливого отъезда и скорого возвращения остались бы улики и свидетели.
  
  Слабый, на мой взгляд, момент, а также море упущенных возможностей - в демонстрации неграмотности Марата в медицинской терминологии.
  Здорово описано, как он, не понимая предмета спора между врачами фестивального медпункта и скорой, добивается нужных для расследования показаний, упирая только на понимание психологии. Знание человеческих слабостей - его сила. А ещё у Марата есть недостаток - он ни хрена не рубит в теме, минимальные знания в которой необходимы для расследования.
  Дилетанта или дурака сыграть нелегко. Да ещё так, чтобы глупость персонажа увлечённо воспринималась бы не самым образованным в том же вопросе читателем. А тут и ситуация осложняется тем, что именно в то время, когда Марат не врубается, что такое гипогликемическая кома, логика игры с читателем (не более знающим, чем Марат) требует предоставления улик. Более того, медиков, спорящих про эту самую непонятную кому и... как его там... - цианоз! - читатель тоже видит глазами неграмотного следователя.
  Напрашивающиеся решения: сделать Марата не полным дилетантом, может же у него или у сестры оказаться знакомым, например, алкаш-диабетик, на котором Марат уже навострился различать гипо- и гипергликемические состояния и оказывать первую помощь. Или может найтись на фестивале кто-то из знакомых, кого ему удастся расспросить, о чём это спорят эскулапы? Только такой подход ослабляет, на мой взгляд, накал противостояния: воля + мастерство следователя, проявляющееся в знании человека vs коварство отравителя + специальные медицинские знания.
  Может быть, выход в создании некой второстепенной, переплетающейся с расследованием и / или личной жизнью Марата линии, в которой он будет расти в своём освоении медицинской терминологии, делать это гораздо медленнее, чем читатель и, конечно, по мере своего роста, что-то преодолевать и/или кого-то спасать?
  
  И вот ещё:
  "Молодой врач вызверился на пожилого коллегу:
   - Только не надо вот из себя всезнайку корчить! Алгоритм лечения я брал по справочнику!" - то есть, медик расписывается в том, что не знает, как оказывается помощь при неотложном состоянии? (Упавший сахар у диабетика - типичная ситуация, а о диабете, и о типе диабета, знали друзья жертвы, принёсшие его в медпункт и Тамара, сопроводившая его туда и оставшаяся ждать в медпункте)
  Или, вот так Марат отстаивает перед начальником на третий, кажется, день расследования идею, что не выйдет привлечь обвиняемым только врача Радина:
  "Только ведь он за собой и врача Малютину потащит. Она принимала участие в лечении Жарова, советовала. И оба сто процентов знали о его диабете! Отвечать должны оба". Но на этом этапе расследования, прочитав показания Радина и, расспросив, если что-то в них непонятно, коллег, Марат уже должен понимать, что врачи либо определённо знали о диабете у Жарова, либо что они подозревали диабет по результатам пробы на сахар. В его же словах слышится неуверенность в этом вопросе, только подозрение: знали или не знали?
  Ближе к развязке эксперты находят в теле Жарова следы ветеринарных препаратов, применяемых для усыпления животных:
  "Спустя полчаса он знал, что смесь лекарств, найденных в крови Жарова, неполный шприц, всего пять-шесть миллилитров" - обычный большой одноразовый шприц, который Марат (Он же дилетант от медицины?) видел в аптеках и в руках медиков имеет объём пять миллилитров. По умолчанию (в произведении описывается город и горожане, выехавшие на фестиваль), предполагается, что звонил он в ветеринарку, куда скорее кошку или собаку доставят, чем корову или лошадь, а следовательно, в ходу у них шприцы на два - три миллилитра, реже - на пять. Про наличие в деле менее распространённого шприца на десять миллилитров (Не "десятиграммового"! Объём шприца измеряют либо в миллилитрах либо в "кубиках" - кубических сантиметрах) до получения результатов разбора мешков с медицинскими отходами Марат ещё не знает.
  
  Сильные стороны (на мой вкус, отменно перевешивающие минусы):
  - Главный герой - следователь Марат Киреев, рокер Кир-Бас.
  С таким сыщиком грустно расставаться в финале, хочется следить за его новыми делами, сопереживать его будущим приключениям.
  - Узнаваемый, детально прописанный мир.
  - Многоплановость конфликтов.
  - Увлекательная игра с читателем.
  - Сцены драк.
  - Великолепно раскрыта тема: "Корни преступления в прошлом".
  - Рок! И кульминация в духе тяжёлого рока.
  
  РЕЦЕНЗИЯ 4.
  
  "Лёня, "Рамштайн" - давай-давай!!!"
  (из клипа "Все будет хорошо" Верки Сердючки/Андрея Данилко)
  
  Повесть "По ту сторону рока" представляет собой полицейский детектив. Расследование ведет следователь Марат Киреев - в силу обстоятельств вернувшийся в знакомую до боли среду молодости, когда сам был музыкантом Кир-басом. Ведению дела периодически мешает пресловутое телефонное право. Характерная реплика руководителя: "Мне замгубера только что звонил. Чем тебе естественная смерть не нравится? Какого хрена ты начал копать, отец Браун недоделанный?" Но при этом ситуация описана без чернушного надрыва (ибо и в сложном положении нашелся для упрямого следователя нашелся выход) - как вполне естественная для российских реалий.
   Интрига повести заключается в интеллектуальном поединке сыщика с неизвестным убийцей, который наверняка имел серьезные мотивы для мести жертве - рок-музыканту Бобу (Борису) Жарову (подозреваемых оказалось достаточно).
   Завязка удачная: быстрое погружение читателя в сложный мир грандиозного рок-фестиваля - благодаря музыкальному прошлому следователя; именно там происходит убийство. Данная среда сыщику хорошо знакома, а Киреева даже узнают обитатели фестиваля (по старой памяти): "Кир-бас? Ни хрена себе встреча! Лет двадцать не виделись, а?" (музыкант Гурий Сол, он же Дембель-Байкер); "Странно, почему Марат - кстати, надо же, следователем стал! - так интересуется историей с авторским вознаграждением?.. Да... Ему бы раньше родиться, и юной мне встретиться. Я бы втюрилась по уши..." - размышляет врач Малютина Анна Максимовна (бывшая Нюрка-мотоциклистка).
   Сюжет повести целиком основан на расследовании убийства, которое поначалу выглядит врачебной ошибкой, а затем в деле один за другим появляются несколько подозреваемых. Сначала врач Исай Радин: "...помочь племяннику, по сути, сестричке, сохранить права на квартиру и дачу. Мотив?", "Назавтра Киреев удивил полковника новыми подозреваемыми. Через авторские права на песни в дело вошли Нюрка-мотоциклистка и Саланин" и т.д. Нападение трех "качков" на следователя подтверждает, что тот копает в правильном направлении, наконец, экспертиза подтверждает, что потерпевший получил смертельную дозу двух ветеринарных препаратов. Кульминация получилась достаточно продолжительной: под серьезнейшее подозрение попадает уборщица Сурова, которая сначала посмеивалась над следователем, а затем очень быстро призналась в убийстве - дабы выгородить дочь Тамару. Обе - мимо. Мама неправильно назвала место укола в трубку капельницы, а Тома вводила только инсулин. И финита ля комедия: на шприце со смертельной инъекцией найдены отпечатки пальцев охранника Коли, который немедленно сознается.
  Сложный момент для данного детектива. С одной стороны, читателю известно, что именно Коля организовал нападение на Киреева, а роль недолго подозреваемой Гнедаровой, организатора рок-фестиваля (с чьей подачи организовано давление на следствие), - только в составлении заявления для "качков". Отмечается и тревожный взгляд Коли (Пуаро в "Убийстве на поле для гольфа" практически сразу, при первой встрече, в девушке с тревожными глазами заподозрил убийцу - и не ошибся). Однако, увы, Киреев (в минус детективу) не вычислил убийцу логическим путем. Получил отпечаток пальца (с опозданием, ибо шприцев было полно в мусоре) - и все, готово. А недалекий Коля сглупил дважды: сначала оставил пальчики на шприце; затем организовал нападение на следователя, да еще заявление накатал, что это Киреев их избил. Проколы не от большого ума злоумышленника, но следователь, повторю, так и не заподозрил Колю, пока не всплыли пальчики...
   Написано очень хорошо, читается легко. Атмосфера многолюдного рок-фестиваля отлично ощущается при чтении. Взять хотя бы такой штрих: врачи работают волонтерами (а работы у них немало), чтобы послушать музыку без отрыва от основной деятельности. Симпатичная деталь. Достаточно разнообразные персонажи, хотя местами лекционные биографические вставки (Радина, Гнедаровой, Нюрки-мотоциклистки) несколько напрягли. Отличное описание сексапильной Людмилы Суровой - какой ее увидел сразу сраженный наповал следователь Марат (а потом ему пришлось гасить в себе вспыхнувшие чувства, когда молодая женщина стала основной подозреваемой). Интересными показались образы главного героя - следователя Киреева и его начальника. Киреев - не правоохранительная функция. Это живой человек с прошлым рок-музыканта, он даже может выглядеть великовозрастным придурком. При этом упрям в достижении цели и не боится идти наперекор начальству. Начальник следственного отдела полковник Рюмин вынужден непрерывно лавировать: и заниматься своим делом, и угождать начальству, и не давать в обиду подчиненных. А внутренние сшибки вынуждают орать и бить кулаком по столу. Тем не менее в эпизоде с заявлением "качков" полковник действовал четко: организовал Кирееву "легальные" травмы в спортзале и сфабриковал доказательства (видеозапись с фальшивой датой съемки). К слову, похожий эпизод был в "Адъютанте его превосходительства": травмы на лице, полученные при покидании поезда красным разведчиком Кольцовым (после ликвидации в купе белого офицера с важными документами), пришлось в спешном порядке маскировать в спровоцированной у ресторана драке.
  Написано не без юмора, довольно точно дозированного. В авторской речи встречаются просторечия (например, "Анна Максимовна имела нехилые претензии к природе или господу богу"), в речи персонажей - ненормативная лексика (вкупе с "Рамштайном" эти нюансы, кажется, довольно указывают на одного автора), но это не смотрится нарочито, а вполне соответствует описанной в повести атмосфере.
  Некоторые технические замечания (опечатки):
  На вопрос о враче - ткнула пальцев.
  Первым дело Исай Миронович предъявил карточку.
  Жаров не должен бы умереть.
  сами заметет и помогут материально.
  Неясность: "Они тут же, причём, письменно оформили соглашение, жаль, не нотариально". Закон не требует нотариального заверения сделок между соавторами.
  Резюме. Несмотря на небольшие придирки рецензента по детективной части (к механизму разоблачения преступника), "По ту сторону рока" - отлично написанная увлекательная повесть, стопроцентный детектив. Рекомендовать к прочтению - вне всякого сомнения.
  
  РЕЦЕНЗИЯ 5.
  
  Рассказывать автору о том, что именно он написал, есть занятие, несомненно, увлекательное, однако абсолютно бессмысленное. Поэтому тут буду краток. Автор написал детектив. Полноценный детектив, без всяких "скидок на..."
  Теперь о том, как он его написал. Если опять же кратко, то плохо. Однако краткое "плохо" столь же бессмысленно. Если бы автор знал, что именно у него плохо, он бы сделал хорошо. По крайней мере, я на это надеюсь.
  Для начала определимся, что значит "плохо"? В данном конкретном случае, плохо - это когда читатель захотел бросить чтение, одолев всего лишь порядка 40% текста. Возникает два вопроса: почему это случилось, и как этого можно было избежать?
  На мой взгляд, главная и практически единственная проблема автора - стиль изложения. Остальные претензии прямо или косвенно вытекают из него.
  Главная проблема в том, что автор много и часто злоупотребляет длинными предложениями. Юрий Никитин в своей книге "Как писать книги" называет их гусеницами. Образно и сразу передает суть дела. Чем плохи гусеницы?
  Читатель, падла такая, живет в трехмерном мире. Более того, он успел к нему так привыкнуть, что, говорят, до 90% информации получает с помощью зрения. Соответственно, задачей автора является создание такого текста, за которым читатель мог бы увидеть трехмерную картину. Ее не обязательно подробно описывать. Достаточно набросать несколько штрихов, и читатель сам вообразит остальное, став в какой-то мере участником творческого процесса.
  Предложения-гусеницы уже сами по себе задают линейность, сводя всю картину к точкам на линии. Линия же для привыкшего к трем измерениям читателя слишком скучна. Даже если эти точки сами по себе интересны - что бывает куда реже, чем кажется автору - в мозгу читателя уже активировалась установка "мне скучно". А от этого до нежелания читать дальше - один шаг.
  Возьмем как пример предложение из самого начала:
  "Тиль Линдеман воздел руки, приветствуя почитателей, снял микрофон со стойки, Кристоф ударил по барабанам, и "Раммштайн" начал выступление".
  Сразу замечу, что это далеко не самый худший пример, но именно как пример - вполне сойдет. Итак, Тиль воздел руки, потом снял микрофон, потом Кристоф ударил по барабанам и "Раммштайн" начал выступление. Не буду спрашивать, кто все эти люди, по тексту логично предположить, что участники ансамбля.
  Их там, наверное, несколько, но значимы пока только два - Тиль и барабанщик. Они начинают шоу. Так, автор, дайте им возможность устроить его. Покажите шоу читателю. Покажите, а не расскажите, да еще с помощью банального перечисления фактов, от которого, как от всякого перечисления, за версту веет скукой.
  Вот, до этого автор пишет:
  "Могучий аккорд полетел над полем. Многотысячный крик ответил ему".
  У нас есть поле, многотысячная толпа и музыка. Есть картинка, которую и надо держать дальше.
  "Тиль Линдеман воздел руки, приветствуя почитателей".
  Всё, точка. Толпа прокричала, и Тиль приветствовал ее. Наверное, была какая-то ответная реакция или, напротив, народ безмолвствовал. Или же толпа замерла в предвкушении. А что? Хороший короткий образ, разбивающий гусеницу.
  "Тиль Линдеман воздел руки, приветствуя почитателей. Толпа замерла в предвкушении. В полной тишине Тиль снял микрофон со стойки".
  Не бог весть что, прямо скажем, но опять же для примера сойдет. Мы уже не перечисляем действия Тиля на сцене, мы показываем его. Мы слышим - читатель не только видит, но и ухи ему никто пока не оттоптал - гул толпы, который сменяется тишиной. Теперь нам ясно, что все эти люди собрались послушать Тиля и его команду, он им не похрену, и нам - чуть забегая вперед - не удивительно, что куча народу свалила на выходе следующего артиста. Одно цепляет за собой другое, придавая повествованию связность, а картине мира - целостность.
  Далее, в дело вступает барабанщик. Дайте ему свое персональное предложение:
  "Кристоф ударил по барабанам".
  Можно даже так и оставить. В нашей картине мира - уже трехмерной - появился новый образ. Кристоф ударил по барабанам. Читатель сам домыслит, что тишина сменилась барабанным боем. И далее, опять же, отдельным последним предложением абзаца:
  ""Раммштайн" начал выступление".
  Вы нарисовали картину - поле, толпа, Тиль с Кристофом - и, как настоящий художник, ее подписываете: ""Раммштайн" начал выступление". Вот, читатель, тебе картина маслом с места преступления, раз уж у нас детектив.
  Читаю дальше и вижу, что любовь автора к предложениям-гусеницам докатилась даже до прямой речи. Вот опять же для примера фраза из сцены, где спорят медики.
  "- Потом доругаетесь! Мне надо с каждым из вас поговорить. Вы кто? Здешний... Исай Радин. Что значит, надо приём вести? А кто мне данные трупа скажет? Вера? А, медсестра, которая тут была... Ладно, идите пока, работайте. А вы, доктор, из скорой? Я так и думал. Присядьте здесь, вы мне понадобитесь... Да бога ради, заполняйте свои бумажки, конечно!"
  Всю эту фразу проговаривает следователь Киреев. Остальные в это время, надо полагать, приняли образ сферических коней в вакууме, общаясь со следователем исключительно телепатически. Ну а как иначе? Где их голоса? У нас есть один Киреев аки центр мироздания и глас его, аки вся остальная Вселенная. Нет, автор, это не вы так думали, это я только что сочинил исходя из того, что вы мне написали. Что ж, давайте еще раз попробуем нарисовать нормальную картинку по вашему описанию.
  - Потом доругаетесь! Мне надо с каждым из вас поговорить. Вы кто? - следователь указал пальцем на молодого врача.
  - Здешний... Исай Радин, - как-то так ответил тот и, оглянувшись на какой-то шум в приемной или где-то там еще, добавил: - Мне надо прием вести.
  Посторонние звуки, живой и говорящий Радин со своими проблемами придают картине глубину.
  - Что значит, надо приём вести?
  Это спрашивает следователь, но он, наверное, в курсе, что такое прием у врача. Эта проходная фраза нужна лишь для того, чтобы сохранить целостность гусеницы. Значит, вычеркиваем, и сразу берем бык за рога.
  - А кто мне данные трупа скажет? - строго спросил следователь. - Вера?
  В принципе, телепатические способности следователя уже доказаны чуть ранее фразой:
  "Киреев сделал вид, что ему ясно, о чём спорят медики, хотя по его шкале понимания стрелка сейчас показывала отметку "ни бум-бум". Зато шум за дверью он интерпретировал прекрасно - медсестра Вера с помощью спортивного охранника Коли действовала решительно и успешно".
  До того имя Вера в тексте не встречается, а тут Киреев прекрасно понял, что Вера с ранее представленным Колей уверенно решала проблемы. Однако всё же лучше позволить озвучить ее имя кем-то другим. Например, доктором, к которому обращается следователь. Это позволит придать картине объем и более красиво представить читателю еще одного персонажа.
  - Вера, - сказал Радин.
  - Кто это? - переспросил Киреев, и тут сработал его дар телепатии, или просто находчивость: - Это медсестра, которая тут была?
  Радин согласно закивал, и Киреев отпустил его:
  - Ладно, идите пока, работайте. А вы, доктор, из скорой?
  Тут и второму доктору пора бы открыть рот. Тем более что по окончанию фразы у того свои заботы - бумажки заполнить надо - и он явно не из тех, кто промолчит о своих бедах. Так опять же покажите его читателю.
  Ну и напоследок, так сказать, удар милосердия.
  Сразу же за первым эпизодом идет вставка "от автора". А остальной текст, простите, от кого? От кутюр? Но это ладно, а вот что не ладно: фраза от автора вполне проходная, вполне уместная в тексте. Так скажите, автор, зачем вы меня выдернули из повествования, чтобы сообщить ваше особое мнение о Кирееве?
  Вот, по сути, два слова "от автора" - и две торпеды в борт своему же тексту. Первая - автор оторвал читателя от повествования; причём замечу, и без того пока что не шибко увлекательного. Вторая - автор оторвал читателя от чтения совершенно зря! Да прицепите вы всё "от автора" к последнему абзацу первого эпизода - и оно там будет вполне уместно.
  
  Подытоживая свою многословную критику (интересно, кстати, хоть кто-то до конца дочитал?), хочу напомнить автору давнишнее правило писателя: показывайте, а не рассказывайте. Да, я знаю, что это тяжело. Но результат того стоит.
  
  РЕЦЕНЗИЯ 6.
  
  По ту сторону рока
  Общее впечатление о повести - когда автор писал, он совершенно не думал о читателе. Следить за сюжетом было сложно: сцены резко обрываются, появляются из ниоткуда и туда же исчезают герои, ненужные детали и никаких объяснений читателю, кто это, что, зачем это появилось и что вообще происходит. Всё-таки детектив - это, как правило, лёгкое чтиво, где не хочется напрягать мозги, а при прочтении данной повести только и приходилось, что напрягаться: что за Антон вдруг появился и пропал? Почему во втором абзаце в прологе речь шла о Марате Кирееве, а в третьем - на подмостки вдруг вылезает некий Кир-бас. Рецензенту пришлось даже несколько раз перечитывать первые абзацы, чтобы понять, в чём дело.
  Второе, что хотелось бы отметить, - это большое разочарование от несоответствия названия повести с эпиграфом и содержания. Я понимаю, что автору хотелось поиграть на двойном значении слова "рок", но, тем не менее, увидев слово "рок" и тем более поговорку "рок виноватого найдёт" рецензент ожидал прочитать нечто таинственное, может даже мистическое, но никак не про бухающих и матерящихся рок-музыкантов и их окружение.
  Теперь детально:
  Жанр: полицейский детектив с зачатками боевика и любовной истории.
  Сюжет напомнил сюжеты из программы "Суд идёт": все друг с другом перетрахались, а потом выяснили, что они друг другу родственники. Некоторые сюжетные повороты выглядели искусственно: 1. Противостояние полицейского Марата, желающего докопаться до правды, и его начальника, желающего спустить дело на тормозах. Это противостояние очень избито, а в данной повести ещё и не особо оправдано сюжетом. 2. Версия убийства за наследство тоже притянута за уши. Сначала нам рассказывают, что у убитого квартира в центре города, а потом мы узнаем, что вовсе и не в центре, а в непрестижном районе.
  Идея: сложно определить, зачем автор написал эту повесть, что хотел донести до читателя. Задел, вытекающий из названия, был хорош: "рок настигнет в любом случае". Но собственно в повести эта идея никак не реализуется. Возможно, идея - нехорошо растлевать малолетних, но опять же она слабо проработана.
  Анализ композиции. Рецензенту композиция показалась несбалансированной: слишком длинная завязка, какое-то скомканное расследование, и развязка - как рояль из куста. Вдруг на последней странице произведения появляется неоспоримое доказательство виновности Николая.
  Хотелось бы отметить сцену кульминации: автор постарался сделать её эмоциональной, но всё же желаемого ощущения катарсиса у читателя (то бишь слёз и безудержного рыдания) не добился. Возможно, следовало её проработать получше.
  Герои. Главный герой - татарин и бывший рок-музыкант. И если музыкальное прошлое героя обыгрывается в сюжете, то его национальность - нет. Сразу возникает вопрос, а зачем тогда так настойчиво напоминать, что герой - определённой национальности, если из этого ничего не вытекает?
  Язык. Повесть читалась тяжело. Встречались несостыковки, которые заставляли излишне напрягаться, например, почему Марат искал боевик, а по телевизору не оказалось российского футбола? Встречались неведомые рецензенту слова, например, "безмысленно" и "идиотия", которые опять же отвлекали от сюжета и заставляли задуматься над собственным словарным запасом: это я каких-то слов не знаю, или всё же автор сделал грамматические ошибки?
  " Переключая программы, Марат искал боевик покровавее. Российского
  футбола найти не удалось, а смотреть зарубежный душа
  не лежала.
  Хотелось просто лежать и тупо, безмысленно, во временной идиотии
  пялиться на цветные картинки, что мельтешили на экране".
  В целом, если бы рецензент был издателем, издавать эту повесть он бы не стал. Если бы рецензент был продюсером, то, возможно, он бы предложил автору купить у него сюжет для переделки в сценарий для какого-нибудь ментовского сериала.
  
  РЕЦЕНЗИЯ 7.
  
  Так, начнём чтение и пойдём по тексту:
  Поток народа, который приехал на фестиваль только послушать немцев, и теперь возвращался к своему транспорту - заметно мешал. Бледно-голубые глаза под низкими бровями - парень имел мужественную внешность, как у агента 007, из раннего актерского ряда, имена которых Марат давно и прочно не помнил. Старость измяла, исчертила морщинами и складками кожу лба, щёк и шеи, добавила мешки под глазами, частично выбелила волосы, но длинные патлы и бледное лицо - соответствовали внешности, которую помнил ещё Кир-бас. Вечером уже отнесу, а пока мешки у стены лежат, - откликнулся грудной голос, затем в комнату, пятясь, вдвинулась обладательница аппетитной попы и стройных ножек, волоча солидных размеров мусорный бак, - снаружи.- как-то коряво, надо упростить
  Марату надоело притискиваться- наверно "прОтискиваться"
  переругивались два мужчины - или "двое мужчин"?
  Удвоенный визг и протесты привлёкли внимание - привлЕкли
  по его шкале понимания стрелка сейчас показывала отметку "ни бум-бум" - хорошо сказано
  немного споткнулся-запутался во врачах и их опросе СМЭ (то едет, то как будто уже приехал, то опять его ждут)
  Первым дело Исай Миронович предъявил - делоМ
  я прослушал сердце - лучше "послушал"
  Мы пробовали его раздышать - есть такой термин? Не встречал...
  Как только Сол-байкер нарисовался сразу пало подозрение на престарелую докторицу Нюрку...
  выражение лица Григория Саланина. Он же Гурий Сол, он же Дембель-Байкер. - он же Жора, он же Гога...
  создать имя, то сами заметет - заметЯт
  как только упомянули о смежности дачных участков, подозрение пало на манагерку...
  неужели начальники всегда и везде дураки и нужны только чтобы "давить"?
  ИВ порядке компенсации.- И в порядке...
  как рекомендует инструкция британским полисвимин- кому-кому???
  Плевать на областную иерархическую лестницу, которая, по сути, аналог насеста в курятнике!- хорошее сравнение!!!
  будучи уверен, что вчера попытка бунта подавлена полностью - лучше "вчерашняя"
  а может убийца молодой доктор - отомстил за сестру?
  Прикармливание соседских мальчишек - очень интересный ход
  Позавчера вон, рассёк щёку пьяному соседу, когда тот сдуру перерезал тетиву, мстя полковничьему внуку за ненароком подстреленную курицу. - а вот объяснять не надо, это -лишнее.
  Небольшая крепкая грудь безупречно формы - безупречноЙ
  а получил права, села на "табуретку" - получиВ
  В полный рост решили доделать уже после фестиваля, чтобы не сутиться.- суДиться?
  скользом пройдясь по лицу - а если по-русски?
  У поверженных врагов ни мобил, ни документов не нашлось. Даже ключей от машины или мотоцикла в карманах - лучше: У поверженных врагов ни мобил, ни документов в карманах не нашлось. Даже ключей от машины или мотоцикла. А то как-то странно, что в карманах мотоцикла не оказалось.
  Марат искал боевик покровавее. Российского футбола найти не удалось - клёвая ирония!
  Хотелось просто лежать и тупо, безмысленно - бессмысленно?
   Анна Максимовна, как оказалась, тоже видела Людмилу - как оказалОсь
  Ну вот, ещё одна "ветка" наметилась, инцестная.
  Кстати, разве генетический анализ делается так быстро?
  перерастянутые мышцы - зачем так сложно, а не просто растянутые
  Тамара сползла со стула, тонко завыла - а когда она успела усесться?
  Понимая, то утраты кота не пережить и ему - понимая, Что утраты...
  Вау, дочитал! А теперь - по пунктикам рецензирования:
  Итак, сюжет: 8 июня 2013 года под посёлком Петра-Дубрава, на самарском поле грохочет (в реале) Rammstein. 692 тысячи раскрытых ртов и пар глаз внемлют забугорному металлу. А в медпункте рядышком мрёт "гигант" самарского рока и секса... И тут начинается ретро - ведь по условиям конкурса "всё прёт из прошлого". Даже суровый, но влюбчивый полицай, изобличающий семейку таких же суровых потаскушек - любительниц рока, оказывается не чужд этому влиянию, и хранит на полке заезженную кассету, а в джинсах прячет эрекцию.
  Композиция - уравновешенная, многоплановая. Логична схема реминисценций. Множество ответвлений не мешают восприятию, не путают, но создают постоянную атмосферу саспенса, заставляя читателя строить уйму предположений.
  Язык и стиль интересны и богаты. Предложения, временами, длинноваты, можно упростить. Не портит повествование даже сленг.
  Психологическая достоверность персонажей на высоте. Немного подгулял только убийца. Хорош сексообильный труп! А вот малолетки прописаны малова-то и неубедительно. Вообще по этой колоритной среде (рокеры, шлюхи, педофилы, и пр.) можно было красочно прогуляться!
  Загадка интригующа и непонятна (даже самим действующим лицам). Запутано на славу (тут уж рок-дедушка со своими похождениями постарался).
  Качество расследования - ну как в жизни: расследовали-расследовали, а убийца взял и сам свалился на голову. Ну что ещё ожидать от следока, составляющего липовые отчёты и зависающего на концертах...
  Игра с читателем - см. выше: по ходу чтения так и кидаешься, как кошка за мышкой, то там хвостик мелькнул, то тут. А в конце стоишь и хлопаешь лазами вместе с сыщиком...
  Общее впечатление:
  Самый большой огрех - увы, текст не вычитан. Совет: читайте прои вслух, тогда сами заметите неудобоваримые-непроизносимые "спотыкачи" и сверх-предложения.
  Написано неплохо, но остаётся какое-то неприятное послевкусие. Возможно, из-за специфических пристрастий автора/ГГ: рок-немцы и Чурсина по вкусу меньшинству, а вот за неприятие раскрученных рок-поп-кино звёзд могут и невзлюбить.
  А как этот тупяга-качок разобрался в уколах? Неужто так хорошо учится в техникуме?
  И под конец вопрос: а есть ли сегодня действительно малолетки-соски среди фанатов настоящего рока? Ведь он уже такой древний, архаичный и непонятный современной молодёжи...
  Извините за сумбурность.
  
  РЕЦЕНЗИЯ 8.
  ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  
  Рок-н-ролл мертв, а я еще жив.(с)
  ВПЕЧАТЛЕНИЕ
  Есть такие, которые согласятся со знаменитым "аквариумистом".
  - Нет, это не так! - Восклицает автор повести, - пусть кое-кто уже умер, но рок-н-ролл будет жить в наших сердцах! - Громовыми раскатами сотрясает атмосферу ударная установка, вспыхивают огни, колонки нагружают басами, рвет душу пронзительное гитарное соло. Один за другим, по очереди, участники группы выступают вперед и подхватывают мелодию Кир-баса, подозреваемые рассказывают о своих мотивах. Хор голосов множится, когда случайно упоминается о полумиллионе зрителей, я пугаюсь. Неужели каждый хочет прорваться к микрофону? Нет, серьезно, без малого десяток ложных следов сбивает, очень скоро перестаешь верить в очередного кандидата на должность убийцы. На мой взгляд, один-два мотивированных персонажа, на которых указывают веские улики, могли бы справиться с такой задачей, как отвлечение внимания от настоящего преступника. А тут получается что-то похожее на игру, где дети друг дружке передают горящую лучину со словами: "Жив, жив Курилка, ножки тоненьки, душа коротенька", и все под музычку "Рамштайна". Гаснет "Курилка" на качке-Кольке, гаснет из-за банальных отпечатков пальцев. Обидно.
  О ЖАНРЕ И ТЕМЕ
  Налицо вполне себе последовательный полицейский... пардон, прокурорский детектив. Шаг за шагом, версия за версией раскручивается интрига, тайное становится явным, и никого из подозреваемых до самого конца следователь Киреев не вычеркивает из своего списка. Автор, действительно, спрятал немало корней в прошлом. Иной раз сверху все уже и увяло, а там, в прошлом... И пусть сущность претензий убийцы к покойному скрыта неглубоко, зато очень приятный привкус у меня оставляет ностальгия самого Кир-баса. Я бы рекомендовал повесть для прочтения возрастной категории 35+.
  СЮЖЕТ
  Убит (есть такое подозрение) музыкант заштатной рок группы. Следователь, Марат Киреев, он же Кир-бас, который когда-то был в теме и лично знаком почти со всей областной рок-тусовкой, случается рядом и берется за дело. Не сам берется, как положено, по приказу начальства. Подозреваемых - пруд пруди. По ходу пьесы Кир-бас наступает на массу чужих мозолей и тревожит целую ораву скелетов в шкафах. Возникают проблемы и случай проявить честность, принципиальность и бойцовские качества. Убитый - беспутный и не слишком э-э... добродетельный человек. Оплакивает его одна единственная малолетняя фанатка. Вокруг этой девчонки, как выясняется позже, и разгораются нешуточные страсти. О профессионализме следователя именно мне судить сложно, но не радует тот факт, что тов. Киреев успевает наворотить дел и настроить версий еще до того момента, когда эксперты дают заключение о снятых и рассортированных отпечатках со шприцов и с ампул из мусорных пакетов. Да, скоро сказка сказывается... И что мы имеем? Элементарно, Ва... или как ваша фамилия? Надо же Кольке было случится таким лопухом, чтобы шприц тут же в мусорку выбросить. В результате ему остается незамысловато подытожить: "Жарова отравил я. А что он, гад, мою любимую?" Неожиданно? Неожиданно для читателя, и неожиданно для главного героя. Следователь Киреев не дал закрыть дело, и это все, что он сделал для поимки преступника. Нет, мужик он головастый, столько мотивов накопал, а тут так нелепо "выстреливает ружье", оказывается оно не на стене висело, а лежало в мусорных мешках. Выходит, автор взял и подставил своего глав. гера? Получается так.
  До этого места как-то само собой обозрелось. Хм... Получилось не совсем то, что я хотел сказать. Нет, потом в планах у меня имеется что-то вроде того, мол, хорошая же повесть, и язык, и сюжет, и герои замечательные. И ведь так оно и есть. Я хочу сказать, что в данном случае строго соблюдается главный читательский принцип: все, что мне понравилось - хорошая литература. Убедить меня в обратном будет непросто.
  ПРЕДЛОЖЕНИЕ АВТОРУ
  Не побрезгуете, если я осмелюсь предложить вам другую логическую схему?
  Давайте так: Николай взял и унес с собой этот чертов шприц с отпечатками. Все, нет его, шприца, нет отпечатков, забыли. Зато следователю удается выяснить, что это по милости Кольки Тамара Сурова отсутствовала в памятный вечер на пьянке среди "Накуйбышей". Софке испанский херес должен будет добыть тоже Николай. В этом случае у него (у Кольки) может появиться некоторый шанс, что Боб попадет под капельницу, и тогда... Иначе имеем рояль. Что ж это получается, качок постоянно яд с собой таскал, поджидая удобного случая? Дальше, следователь складывает вышесказанное, мед. колледж, Колькину близость и беззаветную преданность семье Суровых, доступность вет. препаратов и... да, собственно, и все. Разве только еще добавить в копилку неудачное нападение с битой и сотоварищи, да в безлюдном переулке. Хватит. Прекращаем складывать, ставим знак "равно". Теперь у следователя есть уверенность в том, кто убил, но доказательств, увы, нет. Ничего страшного, дальше можно по прежней схеме: наезд на Суровых (Николай подслушивает/присутствует лично), обвинение в убийстве, и все, можно "запускать Берлагу". Колька раскалывается, чтобы снять обвинение с любимой. Согласен, схема неидеальна. Детективные истории, вообще, редко заканчиваются совсем уж счастливо, и эту повесть в полной мере автор не снабдил хэппи эндом. С моим же предложением тов. Киреев вовсе рискует потерять моральное право на дальнейшее общение с Людмилой. А так как оно есть, в авторском варианте, в холостяцком быту Кир-баса намечается некий вектор в виде номера телефона "красивейшей женщины мира". Может быть, так и лучше? Черт с ними, с детективными законами! И почему бы тогда не пожелать Марату удачи?
  
   РЕЦЕНЗИЯ 9.
  Роковой лабиринт
  Что я больше всего ценю в детективном рассказе? Во-первых, то же, что и в любом другом - умную мысль, идею. Во-вторых, интересный, захватывающий сюжет. В рассказах детективного жанра мысль, как правило, сводится к тому, что сколь верёвочке ни виться, а конец будет. Иначе говоря, каким бы хитроумным ни был преступник, всегда найдётся тот, кто выведет его на чистую воду. Сюжет в силу специфики жанра как раз построен на последовательном разоблачении и поимке преступника. Чтение детектива можно сравнить с хождением по лабиринту с крутыми поворотами, тупиками и туманными подсказками. Задача автора - поиграть с читателем в "кошки-мышки", чтобы под конец, разоблачив настоящего преступника, заставить его стукнуть себя по лбу со словами: как же я раньше не догадался? Удалось ли автору рассказа "По ту сторону рока" провести читателя по "роковому лабиринту"?
  Сюжет начинается с фестиваля "Рок на Волге", где оказывается следователь Марат Киреев, в студенчестве выступавший в рок-ансамбле под псевдонимом Кир-бас. Неожиданно ему звонит начальник и даёт задание расследовать на том же фестивале загадочную смерть рок-музыканта. Пробираясь в медпункт, Киреев чуть не вступает в конфликт с охранником Колей, затем становится свидетелем бурных дебатов между местным доктором Исаем Радиным и врачом скорой помощи, который обвиняет первого в том, что тот якобы залечит пациента до смерти. У трупа, коим оказывается солист группы "Новокуйбыши" Борис Жаров, две малолетние девушки Софья Горелова и Тамара Сурова устраивают разборку. Допросив медперсонал, Киреев узнаёт, что Жарова доставили к ним в коме, причиной которой стал резкий дефицит сахара в крови, и что прямо на больничной койке он разругался с Тамарой. Затем Киреев допрашивает организатора фестиваля - Изабеллу Гнедарову, которая ведёт себя надменно и вызывающе. Изъяв инструменты, которыми Жарову оказывали помощь, Киреев допрашивает его товарища по группе Григория Саланова, с которым был лично знаком. Тот рассказывает, что Жаров страдал сахарным диабетом и был охоч до малолетних девиц. Из показаний Тамары выясняется, что она была любовницей Жарова, но он променял её на Софью, и за день до смерти он выпил принесённого Софьей хереса, а утром Тамара по его просьбе сделала ему укол инсулина.
  Тем временем Гнедарова, желая отомстить следователю за неуважение к её статусу, подключает свои связи, после чего начальник устраивает Кирееву разнос и требует закрыть дело, списав на несчастный случай. Но Киреев предоставляет ему данные экспертизы, согласно которой в аппарате для переливания глюкозы находят лишний прокол. Начинается поиск лиц, заинтересованных в смерти Жарова и имеющих возможность совершить убийство. Мотив доктора Радина - иск Жарова к его сестре об отказе от признания отцовства её сыну, который в случае удовлетворения судом лишит его племянника приличного наследства. Мотив гражданской жены Григория Анны (она врач) - спор с покойным об авторских правах на их с Григорием песни.
  По пути на работу на Киреева нападают трое молодых людей, которым тот даёт отпор. Опасаясь, что следователя подставят и отстранят от дела, начальник обеспечивает ему правдоподобное алиби.
  Тем временем в крови Жарова экспертиза обнаруживает смесь веществ, используемых для эвтаназии кошек и собак.
  При просмотре старой записи с выступлением Кир-баса, Киреев узнаёт среди участников уборщицу Люду, которая на фестивале работала уборщицей. Сестра Киреева Айша рассказывает, что Людмила Сурова имела с Жаровым половую связь, которая закончилась беременностью, и нынче она работает в ветеринарной клинике.
  На допросе Сурова отрицает, что Жаров отец её дочери Тамары. Анна же рассказывает, что незадолго до смерти Жарова слышала, как Людмила ему угрожала.
  Напавшие на Киреева хулиганы, как и ожидалось, пишут заявление, будто он в нетрезвом состоянии напал на них. Дознаватель проводит очную ставку, в результате чего Киреев узнаёт в их главаре того самого охранника Колю с фестиваля. Выясняется, что писать на него жалобу их надоумила Гнедарова, у которой они охраняли дачу. Само же нападение Николай объясняет личной неприязнью.
  После обыска в квартире Суровой обнаруживают те самые вещества, которыми был отравлен Жаров. На допросе Николай выдаёт своё неравнодушное отношение к семье Суровых, в частности, к Тамаре. Заказанная Киреевым экспертиза на родственную связь между Тамарой и Жаровым показывает, что они являются отцом и дочерью.
  На допросе Сурова-старшая признаётся в отравлении бывшего любовника-кровосмесителя обнаруженными у неё препаратами, однако ошибается с указанием места прокола системы переливания. Тамара признаётся, что это она убила Жарова, думая, что он бросил её из-за Софьи. Но отпечатки пальцев на шприце, которым ему сделали смертельный укол, неоднозначно говорят о причастности к отравлению Николая. Убийца найдён.
  Заканчивается рассказ визитом Киреева к Людмиле с заболевшим котом его сестры.
  На мой взгляд, лабиринт, по которому автор провёл читателя, получился достаточно интересным. Сцены расследования нередко разбавляются историями жизни тех, которых автор назначает подозреваемыми: доктора Радина, Изабеллы и Анны. Осторожный Радин, оказывая помощь строго по регламенту, имеет мотив и возможность совершить убийство тихонько, чтобы комар носа не подточил. Изабелла, которой Жаров отказал в продаже своего дачного участка, как даёт понять автор, явно затевала что-то нечестное. Кроме того, ей было выгоднее всего, чтобы смерть Жарова списали на несчастный случай. Не потому ли, что это она его убила, уверенная, что с такими связями останется безнаказанной? Анна, имея бойцовский склад характера и не питая особой любви к товарищам гражданского мужа по группе, с неприспособленным к жизни мужем, вполне могла взять дело в свои руки и помочь ему устранить конкурента. Но после истории с препаратами для эвтаназии домашних животных (не зря указывается, что их просто так не купишь) все трое сразу же отходят на второй план, и на первый выходит незаметная в начале уборщица Люда. У неё же вырисовывается и как нельзя более веский мотив - защитить родную дочь от растления кровным отцом. Тем более, она могла и не знать, что после разговора Жаров честно "послал" их общую дочь. Этим, кстати, и объясняется, почему он, охочий до малолеток, отверг Тамару по причине возраста.
  Однако автор одновременно наводит читателя на мысль, что убийство совершила Тамара по причине ревности, а мать берёт на себя её вину. Интрига, кто же настоящий убийца, раскрывается только в конце. Мог ли читатель раньше догадаться, что это сделал Николай? Теоретически он имел возможность, мотив (любовь к Тамаре, ревность и злость на её любовника), а также, исходя из показаний Людмилы, мог ухитриться взять у неё препараты. К тому же, редко кто будет нападать на следователя просто потому, что не понравился.
  Кроме, собственно, расследования, в рассказе поднимается важный вопрос: так ли уж хороша принципиальность? В главном герое это качество явно подчёркивается, превращая его в человека бескомпромиссного - эдакого идеального полицейского, для которого закон и правда превыше не только воли начальства, но также личных отношений и чувств. Всё это главный герой отводит на задний план - и всё для того, чтобы найти убийцу не слишком порядочного человека. Упрямо шагая по пути расследования, Киреев делает больно многим людям, а заодно и наказывает себя, жертвуя шансом создать семью с той, в которую успел влюбиться. Так стоила ли игра свеч? Вопрос так и остаётся открытым.
  Что касается языка, которым ведётся повествование, большей частью с ним проблем не возникает. Разве что в прямой автор позволяет себе не слишком приличные выражения. Но по моему мнению, это необходимо для реалистичности диалогов. Хотя сцену, в которой разъярённый Николай, замахиваясь на Киреева, выражается нецензурно, можно было бы передать другим способом - например, просто написать, что из уст Коли посыпались такие выражения в адрес рокеров, что уже за них можно было бы влепить ему хороший штраф.
  Грамотность в целом на уровне, однако иногда встречаются такие ляпы как фамилия Софьи: Горелова она всё-таки или Лодыгина? Людка в одном месте вдруг называется Любкой.
  Однако в целом рассказ произвёл весьма неплохое впечатление. И на вопрос: понравился ли рассказ, могу ответить: скорее да, чем нет.
  
  РЕЦЕНЗИЯ 10.
  Не знаю, согласятся ли со мной коллеги-конкурсанты, но для меня создание рецензии на произведение собрата по перу, пишущего в том же жанре, определённо имеет свою специфику. Сама интонация рецензии, выбор аргументов и способ их подачи довольно сильно зависят от того, как в моём восприятии писательский уровень рецензируемого автора соотносится с моим. Если уровни не совпадают, я ловлю себя на том, что в своих высказываниях и критических замечаниях становлюсь осторожной: опасаюсь обидеть начинающего автора или же попась впросак со своими дилетантскими попытками "учить учёного". Если совпадают, внутренний цензор уходит погулять, оставляя моё творческое "я" без присмотра. С автором повести "По ту сторону рока" мы, по моим ощущениям, находимся в одной "весовой категории", поэтому заранее прошу прощения, если слишком разойдусь, высказывая (или доказывая) свою точку зрения.
  Начну с впечатления от повести в целом. В первый раз я читала её с наслаждением и чувством, близким... нет, не к зависти. Для того, чтобы позавидовать, нужно воображать, что и сама могла бы написать нечто подобное - если бы хорошенько постаралсь. А я точно знаю, что так мне не написать никогда. Полицейский детектив - не мой конёк. В первую очередь, потому что мне слабо достоверно показать специалиста - работника правохранительных органов. Элементарно не хватает знаний и представления о реалиях - тех мелких деталек, которые вызывают читательское доверие и делают художественное произведение живым. У автора "По ту сторону рока" с этим полный порядок. Не знаю, доводилось ли ему работать в правохранительной системе, но кухню он знает - если и не до мелочей, то до такой степени, что воображение позволяет ему заполнить лакуны без натяжек, вызывающих у читателя смутное подозрение, что автор прикидывается более сведущим, чем есть.
  Вторая причина, по которой я избегаю полицейских детективов - набившие оскомину штампы, кочующие из романа в роман, из сериала в сериал. Сколько можно читать (видеть, слышать, писать), как следователи (оперативники, криминалисты) рассуждают об отпечатках пальцев, называя их "пальчиками", просят кого-нибудь что-нибудь "пробить по базе" или предлагают "пустить наружку" за очередным подозреваемым? Создаётся впечатление, будто это стало неотъемлемой особенностью поджанра: перетягивать внимание с загадки (сердца детективной истории) на рутину, превращать интеллектуальное (и не только) приключение в унылый производственный роман. Автор "Рока" эту ловушку для создателей полицейского детектива виртуозно обходит. Его следователь (Киреев) демонстрирует свой профессионализм не с помощью профессионального арго, а посредством чётких грамотных профессиональных действий. Отдаёт толковые распоряжения окружающим, вызывает следственно-оперативную бригаду, интуитивно выбирает психологически верный тон, опрашивая свидетелей, чётко отбирает и быстро анализирует значимые факты.
  Последнее, что отвращает меня от данной разновидности детектива, - это крайне скудные возможности для превращения загадки в корректно поставленную задачу. Как можно построить игру с читателем, вовлечь его в процесс построения версий, если круг подозреваемых не ограничен, а нужная для отгадки информация поступает в процессе расследования до последнего момента - того самого, когда личность убийцы становится очевидна всем, включая читателя? Но автор "Рока" и тут блестяще выходит из положения. Его Киреев быстро вычленяет группу людей, имевших доступ в процедурную, где при подозрительных обстоятельствах скончался Боб Жаров - потасканный лидер второсортной провинциальной рок-группы. И, не утомляя читателя занудными подробностями "производственного" процесса, открывает нам мотивы тех, кто в медпункте отметился. В итоге перед нами - достаточно чётко очерченный круг подозреваемых и конечное множество фактов, дающих пищу для построения версий.
  Молодой врач, проводивший лечение умершего (у его сестры ребёнок, которого Жаров сначала признал, а потом подал в суд на установление отцовства). Две малолетние фанатки-поклонницы, с которыми охочий до юного тела старый козёл имел связь. Менеджер фестиваля, зарившаяся на дачный участок Жарова, не пошедшего на сделку. Пожилая врач - соавтор песен, авторские права на которые покойный присвоил. Плюс пара "перспективных" персонажей, мотив которых изначально не просматривается: юный агрессивный качок-охранник и соблазнительная санитарка-волонтёр, убиравшая в медпункте.
  Помимо ключиков-фактов, автор щедро снабжает нас психологическими характеристиками персонажей, поданными не прямо, а в контексте эпизодов из их жизни. Признаться, эта манера - встраивать в повествование фрагменты-отступления, открывающие читателю героев "изнутри" - мне особенно по сердцу. Если загадка (интрига) - сердце детективной истории, то характеры - душа любого сюжетного литературного произведения. Схематичные, поданные одномерно или охарктеризованные автором попросту, в лоб, персонажи пригасят читательский интерес при самой изощрённой интриге. Вспомним хотя бы Д. Д. Карра с его хитроумнейшими детективными схемами, но совершенно неинтересными (за редкими исключениями) героями. И наоборот: сложные живые характеры и нетривиальные судьбы заставят "заиграть" самую нехитрую сюжетную схему. В повести "По ту сторону рока" полновесная детективная интрига идёт в комплекте с яркими личностями-типажами.
  Главный герой, сумевший оставить в юности инфантильную мечту о карьере рок-музыканта и ставший крепким профессионалом-следователем. В меру трезвомыслящий, в меру гоношистый, эмоциональный, но умеющий держать себя в руках, ладить с коллегами, добиваться своего, постоять за себя. Достаточно гибкий, чтобы не переть напролом, когда жизнь ставит препоны, но целеустремлённый, с пути его не собьёшь. Выраженно мужской характер, но при этом не мачо и не супермен.
  Пожилой врач "скорой" - ябеда и скандалист, с удовольствием "топящий" молодого коллегу, но трусовато поджимающий хвост перед рыкнувшим следователем. Молодой врач - умный, такически грамотный, хороший психолог и манипулятор. Амбициозная и рассчётливая дама-менеджер, стерва с далеко идущими планами и жизненной целью, ради достижения которой все средства хороши. Анка-мотоциклистка - сильная личность, по ошибке родившаяся в теле не того пола. Её "невенчанный" муж - могучий, но беспомощный "Дембель-байкер", с радостью принявший лидерство супруги. Темпераментная фанатка с типичными симптомами влюблённой пятнадцатилетней дуры. Воинственный и неумный юный "качок", не до конца переживший гормональный расколбас. Все они (и ещё с полдюжины не названных персонажей) наполняют повествование жизнью, а читателя - радостным чувством узнавания и понимания.
  Добавим к этому образный, выразительный (местами, я бы даже сказала, экспрессивный) и при этом лёгкий язык, богатый лексикон, включающий все пласты великого и мгучего - от разухабистой разговорной речи до специальных терминов и канцелярита, намеренно выпяченного автором в одном из эпизодов; умение пользоваться стилистическими приёмами и фигурами, чередовать описания, размышления и динамичные сцены... Что же у нас получается? Шедевр?
  Нет, шедевра, увы, не получилось. Автора подвела концовка. При первом прочтении - увлечённая, "разбежавшаяся", я даже не поняла, в чём дело. Подумала, что автор просто сжульничал, под конец "вильнув хвостом" и всучив мне убийцу без подготовки. Вывалил убойную улику (пресловутые отпечатки пальцев) под самый финал, да ещё усугубил промах тут же последовавшим добровольным признанием преступника. Потом я припомнила, что ещё довольно задолго до концовки у меня мелькало местами недоумение и смутное недовольство, на которое я, должным образом заинтригованная, не обратила внимания. И при втором прочтении уже внимательно следила, откуда, с какого места меня начало "дёргать".
  И вот что обнаружилось. Примерно с последней трети - после сцены с нападением на Киреева - темпы, структура и интонации повествования меняются. Если прежде эпизоды были насыщены разного рода полезной информацией и переключали внимание с одного персонажа на другой, то после драки "камера" приклеилась к главному герою и начала фиксировать подробности, не имеющие к делу никакого касательства. Штрихи к семейному портрету, растительное возлежание перед теликом, ностальгия по ушедшей молодости и рефлексии на ту же тему. Дальше - больше. Вызвавшая в начале повести мимолётное мужское восхищение героя красотка в последней трети вдруг приобретает нешуточную власть над думами несчастного следователя. Внятный мужик с чёткой иерархией ценностей, умеющий держать дистанцию (вспомним хотя бы, как он "отодвинул" Дембеля-байкера, узнавшего в следователе Кира-баса из далёкой юности) на глазах превращается сначала в озабоченного недоумка, пускающего слюни при виде бюста и "изумительных бёдер", а потом - в пламенно влюблённого юнца, страдающего от разрушительного конфликта между чувством и долгом.
  При этом Людмила - красавица, покорившая его сердце - пожалуй, единственный неудачный персонаж во всей повести. При избыточно подробном внешнем описании, её внутренняя суть дробится и ускользает - несмотря на данную ей аж двумя персонажами явную ("в лоб") психологическую характеристику. Зрелая умная сильная прямодушная женщина? А как это сочетается с её кокетливым, насмешливым, откровенно провоцирующим (если не сказать хлеще) поведением по отношению к следователю? Мать, готовая на всё, чтобы защитить ребёнка? А как это сочетается с посыпывшимися из неё объяснениями-оправданиями в момент шока у дочери, узнавшей, что спала с собственным отцом? Если уж Людмиле не хватило ума понять, что словами тут ничего не поправишь, почему материнское чутьё не бросило к ребёнку, не подтолкнуло обнять девочку, прижать к себе?
  И вообще, её поведение на допросе вызывает недоумение и недоверие. В первый раз, услышав всего-навсего вопрос, не Жаров ли отец её дочери, Людмила вспыхивает, бьёт посуду и срывается на фальцет. Во второй раз, слушая, как следователь в утвердительном наклонении излагает историю убийства Жарова, построенную на том факте, что он - отец Томы, рыжеволосая валькирия поддакивает, кокетничает (спич про настоящего мужчину), неуклюже, как малолетка, иронизирует ("Какие волнующие подробности! Аж дух захватывает! Как интересно!") Почему? Даже если допустить, что её не пугает перспектива оказаться на скамье обвиняемых, уж мысль-то о том, что следствие установит факт отцовства Жарова, и шокирующая правда станет известна Томе, должна вызывать у неё тревогу. Она такая классная актриса? А как же прямолинейность и "боевитый дух"? И зачем ей нужен этот спектакль, чего она с его помощью рассчитывает добиться?
  И снова вернусь к Кирееву. Ладно, любовь - не моя тема, я ничего в ней не понимаю. Допустим, она может снизойти на взрослого человека вот так - как сугроб на голову. И разом изменить всё - от устоявшихся поведенческих стереотипов до иерархии ценностей. Но почему умному мужику, профессиональному следователю, лезущему на стенку при мысли, что он самым активным образом способствует препровождению возлюбленной за решётку, не приходит в голову проверить сначала других подозреваемых? Ведь и сестра, и Анка-мотоциклистка уверяют его, что Людмила не годится на роль убийцы психологически, а полковник Рюмин не скрывает скепсиса по поводу того, что ветеринар воспользовалась для убийства ветеринарными препаратами. Почему Марат Киреев не хватается за эти нестыковки, как утопающий за соломинку? Почему начинает действовать (сокрушая, по собственному признанию себе, надежду на семейную жизнь) до того, как получил и изучил отчёт из криминалистической лаборатории?
  А ведь если бы он подождал, не стал бы пороть горячку, и у него, и у читателя появилось бы время подумать, кто мог добраться до ветеринарных препаратов в холодильнике Суровой. И возможно, перебрав кандидатуры Томы и её подруги Софьи, кто-нибудь вспомнил бы про охранника, пытавшегося увести девушку из медпункта и обращающегося к ней по имени - Тома. И сумел бы связать нападение на следователя не с менеджером фестиваля Гнедаровой, а с тем фактом, что Николай учился с Тамарой в одной группе. И тогда не возникло бы у читателя ощущения, что развязка неудачна и не подготовлена.
  Подводя итог, скажу, что повесть "По ту сторону рока" имела все шансы стать высококлассным полицейским - и при этом интеллектуальным - детективом. И стала бы им, если бы автор, приближаясь к развязке, не решил бы вдруг устроить личное счастье героя, передумав писать детектив и сосредоточившись на мелодраме.
  
  РЕЦЕНЗИЯ 11.
  1. Сюжет.
   Следователь Марат Киреев, в прошлом более известный как Кир-бас, посещает рок-концерт. По стечению обстоятельств на том же концерте подозрительным образом умирает старый музыкант Жаров, не успевший еще выступить.
   Через некоторое время путем расспросов и стращаний следователь выясняет, что четыре человека принесли впавшего в кому Жарова в медицинский пункт. Малолетняя фанатка музыканта вколола ему инсулин в связи с гипогликемией. И умереть он от этого не мог. Стало быть, убийцей мог оказаться любой, кто имел возможность в страшной суматохе концерта зайти в пункт, где лежал Жаров, и прикончить его. Естественно, подозревать тысячи и тысячи людей - безумие, и Киреев, как здравомыслящий человек, начинает с имевших мотивы.
   Коих оказывается немало. И число их все растет. Мы имеем хамовитую суперзанятую "манагершу", раскатавшую губу на участок Жарова (он нужен ей для строительства коттеджного поселка), менее значительного "манагера" (а так ли он нужен в повести?), двух малолетних фанаток музыканта, Софку и Томку (которые не могут поделить престарелого возлюбленного), мать Томки Любу (тоже в юности не оставшуюся равнодушной к очарованию Жарова и даже родившую ему новую, пусть и недолговременную любовницу, которую держит о том в неведении). Еще подозреваем врача, врачиху, медсестру и охранника.
   Судьбы многих из этих людей взаимосвязаны, мотивы для убийства они имеют разные, интересные и убедительные. Это для меня, пожалуй, самый сильный элемент повести. Завидую.
  2. Композиция
  По композиции особых замечаний нет. Повествование перемежается с флешбеками, позволяющими читателю узнать некоторые детали о действующих лицах. Единственное, что мне показалось лишним - первый абзац. И кстати, в русской транскрипции пишется Тилль Линдеманн (восхитительный музыкант, но тут он, по-моему, тоже лишний). Первый абзац, имхо, не несет ничего, кроме путаницы. И на начало детектива не похоже. Думаю, без него история выиграет.
  3. Язык, стиль, слог, грамотность (здесь только по нескольку примеров приведу).
  Это, пожалуй, самый слабый элемент повести. И основные проблемы в нем:
  Пунктуация:
  "Спустя десяток минут древний видик проглотил не менее древнюю кассету и на экран вернулись кадры того концерта". - запятая, плюс неуместная игривость повествования (авторская речь, как-никак). Стиль очень скачет во всей повести.
  Запятых по тексту много потерявшихся или лишних.
  Во многих случаях неправильно оформлена прямая речь (грешу этим сильнее вас).
  Иногда встречается злобный канцелярит (понимаю, если он в речи одуревшего от протоколов следователя), но он у вас в авторской речи:
  "Учительские придирки (...) заставляли искать способы ухода от таких конфликтов" - неживая, отстраненная фраза.
  "Нижнему, в данном конкретном случае следователю Кирееву, остается лишь выбрать манеру поведения". А почему не "выбрать, как себя вести?" Тут в погоне за витиеватостью вы омертвляете язык.
  И, по-моему, "данный" и "конкретный" - речевая избыточность.
  "Вопль регистраторши анонсировал появление Киреева, почти как выход на сцену, а короткую недоуменную паузу он заполнил дежурным "здрасьте" и показом служебного удостоверения". - тут вообще лучше бы разбить на несколько предложений. И вместо нагромождения существительных лучше употреблять глаголы, так повествование станет живее.
  Еще мне по тексту встретились непонятные фразы:"Регистраторша, которая не успела остановить вторжение девиц, теперь воспользовалась мгновением, сцапала вторженку, рыжую, и- манере кошки с пойманной мышью - устремилась наружу".
  Я так поняла, что девица хоть и несовершеннолетняя, но не микроскопическая. И кошка ведь несет мышь в зубах... И два однокоренных слова рядом.
  Еще неудачная фраза: "Полковник юстиции Рюмин встретил следователя благожелательно, будучи уверен, что вчера попытка бунта подавлена полностью, и брать толкового подчиненного на голос сегодня - перебор". Тут хотя б "вчерашняя попытка" немного поправила дело.
  "умолчать что-то" - имхо, "о чем-то".
  "Назавтра Киреев..." - тут авторская речь, и вдруг просторечие.
  "Позавчера вон, рассек щеку пьяному соседу, когда тот сдуру перерезал тетиву, мстя полковничьему внуку за ненароком подстреленную курицу" - появление курицы и внука оказалось для меня очень внезапным. Возможно, вы какой-то кусок удалили?
  "Так мысленно ответила Анка, достигнув сознательного возраста, лет пять или шесть, сейчас уже далекого прошлого". - речевая недостаточность. Непонятно, о каком возрасте идет речь.
  Еще я не поняла, почему учебники, справочники, монографии привели Анну к выводу о том, что секс попахивает дурдомом и уголовным бараком. Это какие она учебники читала? Оо
  "Получив устное задание, завлабораторией кочевряжиться и требовать письменное, да еще немедленно - не стал" - снова речевая недостаточность. И тут лучше употребить имя заведующего лабораторией, а то сложно понять, о чем речь.
  "Чашка чая, поставленная перед Киреевым, улетела в раковину, предсмертно звякнула, а голос заледенел и высох до фальцета, утратив обертона". - получилось, что голос заледенел у чашки, а не у Людмилы.
  "...сорвался на крик Николай и замолчал навсегда" - недоумение. Почему навсегда, если он не умер? И в финале еще несколько фраз сказал.
  Далее, у Людмилы в холодильнике яды. У нее есть несовершеннолетняя дочь, не сильно обремененная интеллектом. Людмила говорит, что яды иногда пропадают - мало ли, подружка дочери взяла, всякое бывает. Не замки же вешать.
  По-моему, вешать замок на холодильник с ядами в таких условиях - можно и нужно. И вообще, не разумно ли иметь для них отдельных холодильник, раз по дому ходят люди и берут что хотят без спроса? Какое-то очень странное безразличие к пропаже опасных веществ. И девочка что, сама свою кошку будет усыплять? Как-то неправдоподобно.
  Далее есть сцена, где охранник замахивается на Киреева. После замаха охранник произносит пять предложений. Но Марат "успевает" поставить блок. Если у Марата было время выслушать мини-монолог, то поставить блок - разве это чудеса сноровки?
  "Когда я занялся убийством Жарова, то первым делом спросил себя - кому это выгодно?" - немножко наивно для опытного следователя, потому что: а как иначе?
  Томка, которой еще нет пятнадцати, как она признается в начале, вдруг называет следователя "иезуитом". Притом, что до этого разговаривает как обычный глуповатый подросток.
  Насчет того, что никакой суд не отправит в колонию девушку, отравившую соблазнителя - это правда? (просто ради интереса спрашиваю).
  Убийца-охранник учится с Томкой (которой пока еще четырнадцать) на одном курсе. Обычно однокурсники - ровесники, если не указано иное. Значит, охраннику где-то около четырнадцати? Даже если шестнадцать-семнадцать - все равно как-то маловато для такой работы.
  И остались сущие мелочи:
  "ткнула пальцев", "первым дело", "до которого был падок" - на который был падок, либо до которого охоч, "сами заметет", "ИВ порядке", "а получил права" - получив, "понимая, то утраты". В целом: гадать было интересно. Игра с читателем, считаю, удалась (по крайней мере, со мной). Слог мне не понравился, но сюжет и детективную составляющую я оценила. Отдельно похвалю название: люблю двойной смысл. Следователь мне показался толковым дядькой, и за сопротивление начальству его можно похвалить. Финал хорош, и мне понравилось, как кстати сыграла свою роль сестра Киреева (отнюдь не провисающий персонаж, как мне показалось вначале). И спасибо за хэппи-энд. Надеюсь, вы не будете на меня злиться на придирки к стилю.
  • Комментарии: 5, последний от 27/01/2016.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 25/01/2016. 76k. Статистика.
  • Эссе: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список