- Дамы и господа, прошу вашего внимания, - распорядитель и организатор выставки Георгий Георгиевич Хрустальный пару раз хлопнул в ладоши, привлекая взгляды к себе.
Толстый маленький мужчина с жидкими волосами, собранными в хвост, наряженный в смокинг и белые лакированные туфли, стоял у самого значимого экспоната - картины из частной коллекции - "Пожар в порту" кисти известного испанского художника, жившего в семнадцатом веке. Георгий Георгиевич приложил немало усилий, чтобы владелец "Пожара" - бизнесмен и очень уважаемый человек в городе - Олег Петрович Тепляков выставил картину.
- Олег Петрович, вы меня очень обяжете, - лебезил неделю назад Хрустальный. - Когда ещё к нам приедет такое светило, как Иохим Ван дер Берг? Это ведь эксперт с величайшим именем в мире искусства. Неужели вам не хочется получить ещё один сертификат подлинности вашей картины?
- Для чего мне это? Я никому ничего не собираюсь доказывать, - отмахивался Тепляков. - Тем более, что "Пожару" нужны специальные условия хранения, климат-контроль.
- Обещаю, всё будет по высшему разряду. Умоляю!
И вот "Пожар в порту" висел на стене галереи, красиво задрапированный чёрной тканью. Картина ждала своего часа, торжественного представления восхищённым взорам и лично звезде мировой художественной экспертизы Иохиму Ван дер Бергу.
- Задержите дыхание, то, что вы сейчас увидите, поразит ваше воображение, - пообещал Георгий Георгиевич, обожавший театральные интонации и жесты.
Пухлые пальцы ухватили край чёрной ткани. Сотни телефонов и камеры журналистов нацелили свои объективы на картину, которая вот-вот должна была показаться из-под непроницаемой вуали.
В зале была так тихо, что шелест падающей материи услышали все.
Картины была прекрасна. Она казалась окном, выходившем на порт. И этот порт пылал. Несколько кораблей спешно разворачивали паруса, чтобы уйти в море. На других матросы суетились, заливая искры и очаги. Мелкие лодочки сновали тут и там. Покачивались на воде щепки и тела. Зарево пламени охватило склады.
- Мне кажется, что пахнет гарью, - шёпотом сказал один из посетителей другому.
- Да, мне тоже...
И тут пламя на картине ожило - заискрило, вспыхнуло. Послышался треск огня. На полотне появились безобразные чёрные пятна, расползающиеся вширь.
Паника мгновенно охватила толпу, которая забыв о нарядах, шпильках и дорогих костюмах, превратилась в стадо, бегущее от лесного пожарища. Кто-то из охраны схватил огнетушитель и бросился заливать полотно.
- Что ты творишь?! - в бешенстве орал Олег Петрович. - Она бесценна! Прекратить!
Его едва оттащили, бьющегося в истерике, бледного и полубезумного.
Сработала автоматическая система тушения и с потолка полилась пена.
Где-то вдалеке уже слышались сирены.
***
Капитан Голованов Антон Леонидович сидел в своём кабинете и изучал заключение пожарных экспертов. Сухой язык фактов давно набил оскомину, и в сети было гораздо интереснее. Например, под видео, на котором горел "Пожар", вовсю строили теории о проклятости картины, самовозгорании и прочих чудесах. Это видео Антон Леонидович посмотрел ещё вчера, до того, как ему передали это дело - сын подкинул "прикол".
Хотелось бы, чтобы имело место действительно самовозгорание. Тогда можно было бы написать пространную записку и сдать дело в архив. Но нет - в заключении ясно значилось, что найдены остатки вещества со сложной химической формулой, которое при попадании на него света, воспламеняется. Следовательно, имел место злой умысел, и отписаться не получится.
- Можно? - в кабинет сунулся толстячок с конским хвостиком жидких волос. - Хрустальный. Георгий Георгиевич. Вы меня вызывали.
- Походите, располагайтесь.
Посетитель просеменил к стулу:
- Такое ЧэПэ! Это конец! Это ужас! Позор на весь мир! Просто невозможно что такое! И главное, Ван дер Берга не уберёг! Чуть не затоптали такого человека!
- Давайте успокоимся, Георгий Георгиевич, я во всём разберусь, честное слово.
Хрустальный, глядя в упор на капитана, посопел, сложил пухлые ладошки на не менее пухлых коленях и кивнул, показывая свою готовность работы со следствием.
- Итак, кто имел доступ к картине до открытия выставки?
- Никто! В том-то и дело, что Олег Петрович, владелец, поставил условие, что он лично привезёт картину накануне. Остальная экспозиция уже была готова, а для "Пожара" выделена отдельная стена. В конце концов не так много в нашем городе достойных коллекционеров и столь значимых полотен. Понимаете? О, горе! Такой шедевр уничтожен! - Хрустальный заелозил на стуле.
- Во сколько точно картину привезли? - Голованов решил не реагировать на расчувствовавшегося посетителя.
- В десятом часу вечера, позавчера. Да, точно. Я так нервничал, переживал, что Тепляков передумал. Как на иголках был весь. О, лучше бы он передумал!
- Он сам повесил картину?
- Вы что?! - от возмущения Хрустальный даже подпрыгнул на стуле. - Такой человек и сам будет вешать? Его водитель принёс и повесил. Олег Петрович, естественно, его сопровождал и всё контролировал.
- Вы видели картину? Как конкретно её вешали?
- Ну как? Конечно, я видел картину. Полотно принесли, повесили, задрапировали. Потом мы все вышли, я закрыл зал и поставил на сигнализацию. Охрана у нас тоже есть, и видеокамеры.
- То есть в вашем зале к картине никто не прикасался?
- Нет! Как можно? Это мистика! Мне говорили, что с этой картиной что-то не в порядке, но я не такой человек, я не верил. А теперь? Я опозорен! Я раздавлен! Я разорен!
***
Капитан Голованов медленным шагом возвращался в отделение. В больнице ему пришлось трижды показывать своё удостоверение, прежде чем попасть в вип-палату к Теплякову. Тот полулежал на заправленной койке с отрешённым видом. Разговор у Антона Леонидовича с потерпевшим не особо ладился.
Да, "Пожар в порту" был застрахован на крупную сумму. Да, это такая практика. Особенно после того, как картину несколько лет назад пытались похитить.
Нет, никто кроме самого Теплякова и его водителя к картине не прикасался. Нет, мы нигде не останавливались по дороге к галерее. Нет, выплата страховки никоим образом не восполнит потери картины.
Недоброжелатели? Да сколько угодно! Угрозы? Не поступали.
Всего доброго!
И всё в таком духе.
В общем, заключил, Антон Леонидович, с потерпевшим особо не поработаешь. Просмотр камер из выставочного зала ничего не дал. Снять отпечатки или потожировые следы с самой картины невозможно - при тушении было уничтожено всё, что можно. Дело пахло керосином или что за состав там воспламенился?
Где искать поджигателя? Ведь не сама же картина пропиталась горючей смесью.
"А не связано ли это с той попыткой кражи"? - подумал капитан Голованов, ускоряя шаг.
***
В деле, списанном в архив три года назад, было всего несколько листов. Суть проста - два неудачных грабителя попытались влезть в дом Теплякова, пока тот отдыхал в семьёй заграницей. Отключив сигнализацию, они проникли в дом и даже успели снять "Пожар в порту" с его законного места. Но тут грабителей застал охранник, который жил в доме постоянно. Всё - конец истории.
На суде грабители в один голос уверяли, что их нанял некий американец - Джон Смит именно для похищения "Пожара". Но, естественно, никакого американца не нашли - и воришки отправились на севера.
Устав от Теплякова и его картины, Антон Леонидович принялся убирать бумаги на своём столе.
- Нет, это фотка не отсюда, - пробубнил он себе под нос. - Или отсюда?
В руках у капитана оказались два листа с изображением "Пожара в порту" - одна в интерьере дома Теплякова, другая - в выставочном зале, сделанная до того, как началось возгорание.
Что-то было не так в этих снимках. Капитан пытался понять, что насторожило его интуицию, но никак не мог этого сделать. Одинаковый ракурс, почти одинаковое расстояние до объектива, освещённость. И всё же...
Вздохнув, капитан Голованов поднял телефонную трубку.
- Вы нашли злодея? - вместо приветствия спросил Хрустальный, которому и звонил Антон Леонидович.
- Пока нет.
- Жаль!
- Вы не представляете, насколько, - согласился Антон Леонидович. - Георгий Георгиевич, вы можете мне организовать встречу с этим вашим Ван дер Бергом?
- А что случилось? Что-то ещё более страшное?
- Так можете или нет? Он ещё в городе?
***
Парчовые тяжёлые шторы в кабинете Хрустального были задёрнуты. С высокого потолка свешивала гроздья огромная для такого небольшого помещения люстра. Дубовая тёмная мебель угнетала.
Иохим Ван дер Берг устроился за столом. Иностранный эксперт с увлечением рассматривал снимки "Пожара", вооружившись лупой. Изредка он крякал, пыхтел и что-то бормотал. Переводчица смирно сидела на стульчике и казалась роботом. Зато Георгий Георгиевич протирал в роскошном ковре дыры. Он ходил взад и вперёд, заламывая руки. Антон Леонидович терпеливо ждал, попивая замечательный кофе. Кресла в кабинете Хрустального были чрезвычайно удобны.
-Господин полицейский, подойдите, пожалуйста, сюда, - переводчица, казалось, заговорила одновременно с Ван дер Бергом.
Знаменитый искусствовед снял с длинного носа очки и, используя одну дужку в качестве указки, начал тыкать в изученные листы.
- Вот здесь посмотрите. Флаг у каравеллы развевается не в ту сторону. Это не оригинальная картина. В остальном, очень неплохая копия. Но только копия - не больше, - заключил Ван дер Берг. - У вас, господин полицейский, отменное зрение. Вы никогда не интересовались картинами? Не выявляли их подлинность?
***
Вот это была новость! Есть с чем пойти к руководству. "Пожар в порту", сгоревший на глазах изумлённой публики вовсе не являлся настоящим "Пожаром". Выходит, что картину подменили либо в самом выставочном зале, либо по дороге, либо привезли копию.
Мотив сжечь подделку был только у одного человека - Олега Петровича Теплякова. Уничтожив "картину" вне стен своего дома, Тепляков не только обеспечил себе алиби, но и может претендовать на страховку - ведь никому и в голову не могло прийти, что он выставит подделку.
***
Озадачив экспертов проверкой волос Теплякова на предмет обнаружения химических веществ, входящих в состав самовоспламеняющейся смеси, капитан Голованов принялся основательно изучать деловую и личную жизнь Олега Петровича.
Через довольно короткое время, сделав всего лишь пару запросов во всемирную сеть, Антон Леонидович узнал, что два года назад Тепляков был на грани банкротства. Мировой кризис коснулся предпринимателя в полной мере - его активы практически обесценились. Госзаказ, по которому Тепляков выступал подрядчиком, заморозили. В прессе муссировали новость об отъезде Теплякова за границу. Но буквально через пару месяцев всё наладилось, и Олег Петрович снова вошёл в обойму.
Вывод напрашивался сам собой: финансовые трудности заставили Теплякова по-тихому продать картину и вложить деньги в бизнес. Ведь по оценке экспертов "Пожар в порту" стоил не меньше четырёхсот тысяч американских долларов.
- И чтобы не терять репутацию значимого коллекционера, - рассуждал сам с собой Голованов, - Тепляков заказывает для себя копию. Однако вынужден уступить настойчивым просьбам Хрустального и выставить подделку. И чтобы Ван дер Берг не распознал подлог, устраивает это представление с пожаром "Пожара".
***
Убеждённый в своей правоте, капитан Голованов вновь оказался в больнице.
- Кому вы продали картину, Олег Петрович? - с порога спросил Антон Леонидович.
- Что? - Тепляков отложил так и не надкушенное яблоко.
- В принципе, меня не особо волнует сам факт продажи. А вот подлог и общественно опасное деяние - весьма.
- Да о чём вы толкуете?
- Перестаньте разыгрывать спектакли, господин Тепляков! Экспертиза дала точный ответ: выставленный в галерее "Пожар в порту" лишь копия, самовозгорание есть химическая реакция некоего вещества и солнечного света. Кроме вас никто больше не смог бы произвести подмену. Сейчас я дождусь результатов дополнительной экспертизы и смогу закрыть дело. Только, боюсь, вам не видать страховки, да и ущерб господину Хрустальному придётся выплатить.
Олег Петрович заметно побледнел. Его рука каким-то механическим движением рванула ворот футболки. Бледность начала сменяться пунцовостью. Сыграть такое невозможно.
- Врача! - выскочив в коридор, закричал Голованов.
***
Тепляков его послал. Сразу же, как только врачи сняли приступ. Есть доказательства, что именно он причастен к пожару и подделке картины? Ах, нет, так идите и ищите негодяя!
И капитан Голованов пошёл. Экспертиза волос Теплякова показала полное отсутствие летучих соединений горючего вещества.
- Мы пойдём другим путём, - решил Антон Леонидович.
Уличить Теплякова - а капитан не сомневался в причастности владельца к подделке и уничтожению картины - можно было и по-другому. Нужно только найти художника, сделавшего копию "Пожара в порту".
Побегать пришлось изрядно - в архивы, к искусствоведам, в другие отделы, где бывали случаи с подделкой картин. К концу недели в руках Голованова была фамилия Хладоков, Илья Геннадьевич.
- Нет-нет, господин полицейский, - растягивая слова сказал Хладоков, - я не занимаюсь подделками. Вы не по адресу.
- Бросьте, Илья Геннадьевич, не лукавьте. Вам напомнить, сколько раз вы проходили по уголовным делам?
- Вы мне лучше напомните, в качестве кого я там проходил, - улыбнулся художник. - Лишь свидетель.
- Весьма спорный статус. Не станете же вы отрицать, что делаете копии известных картин?
- И не собирался! - горячо заверил Хладоков. - Но, как вы изволили заметить, именно копии. И в каждую я всегда привношу что-то своё.
- Именно поэтому вас так легко вычислить. Помните "Пожар в порту"? Ваша работа?
- О нет, не моя. Я не столь гениальный маринист.
- Не валяйте дурака. Пожалуйста.
- Я нарисовал свой "Пожар"...
- Флаг на каравелле...
- Да вы знаток!
- По долгу службы изучил это полотно вдоль и поперёк. Не поделитесь информацией о заказчике?
Хладоков задумался, предоставив капитану любоваться своей мастерской. Впрочем, недолго.
- С удовольствием! Этот паршивец всё ещё должен мне часть гонорара. А ведь прошёл почти год. И на звонки не отвечает.
Имени заказчика Хладоков не знал, ему это было без надобности. Зато портрет набросал за пару минут. А уж по номеру телефона вычислить неизвестного для Голованова оказалось проще простого.
***
- Что вам нужно? - Тепляков сидел в своём кабинете, вполне оправившись от потрясений.
- Хотел прояснить некоторые моменты, Олег Петрович, - Антон Леонидович без приглашения уселся напротив.
- У меня очень мало времени.
- Я кратко. Узнаёте этого человека? - капитан положил на массивный старинный стол лист с наброском Хладокова.
Тепляков едва взглянул на бумагу.
- Вижу, что узнаёте. А зачем ваш сын так часто меняет номера телефона? Люди не могут ему дозвониться. И я не смог. Где он сейчас?
- Что вам нужно? - Тепляков потянул узел галстука.
- Закрыть дело. От вашего "Пожара" уже в носу свербит, - признался Голованов. - Когда вы поняли, что ко всей этой истории причастен ваш сын? В больнице? Вспомнили, что у него есть друг-химик? Студент пятого курса Семён Лихолетов. Он, кстати, уже дал показания. Хороший парнишка, увлечённый наукой и старт апами. Очень дружен с вашим Владом. Только все их начинания пока что проваливались. А чтобы начинать новое, нужны деньги. Только вы устали быть спонсором, так?
- Что ему будет? - Олег Петрович смотрел на капитана уставшими глазами.
- Думаю, вы заявлять о подмене картины не станете. От страховки придётся отказаться. Ну и заплатить Хрустальному за порчу выставочного зала. Так что, Олег Петрович с деньгами, вам всё равно придётся расстаться.
***
Уходя от бизнесмена, Голованов вынул телефон и нажал быстрый вызов:
- Сын, - сказал в трубку капитан, - а ты не думал открыть своё дело? Может, тебе пару сотен подкинуть?