Чваков Димыч : другие произведения.

Торпедная атака

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Однажды на Тихом океане


Торпедная атака

  
     - Вот скажи мне, - спросил Салеев, - много ли тебе известно случаев, когда бы за разгильдяйство и своеволие правительственные награды давали? Причём, заметь, не просто какие-нибудь второстепенные, а самые, что ни на есть, высокие. Не слышу? Не знаешь ничего подобного... Вот ведь дела... Хорошо, не стану загадками изъясняться, а расскажу лучше к случаю историю, которую вспомнил недавно.
   Когда я "на моря'" призвался, то первым делом во Владик в "учебку" попал. Там нас, срочников, сразу на потоки разделили: кого на дизеля, кого на атомные субмарины. На атомные аппараты, собственно, не брали нашего брата срочника за редчайшим исключением. Если только высшее техническое за плечами. И не мудрено: на АПЛ экипаж практически из одних офицеров и мичманов состоял в те времена. Сложная техника, там без образования - как с вилами на танки! Морячков срочной службы привлекали лишь для затыкания дыр в штатном расписании на самые простые должности.
   Нас, "дизелистов", далее тоже по потокам разбили. Одних в команду изучения лодок морского класса проекта 613, куда и я попал, определили. Вторая же половина молодняка училась на субмарины 641-го проекта. Данные лодки считались океанскими, и в кругосветку могли в случае крайней нужды. Субмарины первоклассные для того времени - считай, эталон бесшумного хода. По НАТОвской классификации их называли "Foxtrot"1. Почему? Думаю, из-за особенных качеств этих аппаратов. По причине малого шума двигателей в экономичном режиме такие лодки могли незаметно приблизиться к цели в обход любой акустической разведки, будто бы лиса или рысь неслышно подкрадывается к добыче.
   Мы, попавшие на субмарины морского класса, люто завидовали "фокстротовцам". И особенно после того, как мичман из преподавателей поведал нам одно уникальное присшествие из недавнего времени, занесённое стараниями мореманов в анналы истории в качестве легенды - как мне тогда представлялось.
   Впрочем, зависть "613-ых" к "641-ым" довольно быстро рассосалось. Некогда было её испытывать, поскольку свободного времени на подобные глупости не оставалось - учёба проходила очень напряжённо. Особенно - практика.
   Зато, история - та самая, которой мичман в "учебке" поделился, запала в душу на всю сознательную жизнь. Как раз вспоминал оную недавно. Не знаю, честно говоря, что в ней правда, а что вымысел. Никогда после службы ничего похожего на сей сюжет мне слышать не доводилось. Не то оказался он быстро забытым мифом, не то можно это реальное событие отнести к режиму совершенно секретных - о таковых распространяться и сейчас не принято.
   А теперь? Теперь-то - кому интересны дела замшелой давности? Только вот если тебе. Рассказывать? Ну, слушай.
   Во второй половине 60-ых годов прошлого века дела в бассейне Тихого "пацифиста-океана" обстояли весьма неважно. С точки зрения напряжённости жуткой и возможностью внезапного выхода из-под контроля ситуации, созданной обстоятельствами "холодной войны".
    Регион в тот период оказался буквально нашпигован военной техникой. Во Вьетнаме шла полномасштабная война. В Корее она недавно закончилась, разделив государство на две части. И вдоль побережья страны Утренней Свежести постоянно курсировали корабли 7-го флота США.
     В данной обстановке вооружённым силам СССР приходилось держать ушки на макушке и следить за перемещениями боевых кораблей супостатов-ворогов. Вот поэтому наши океанские лодки проекта 641 постоянно уходили в рейды из Владивостокской базы по патрулированию морей Тихого океана, чтобы знать мельчайшие подробности о каждом шаге вероятного противника. Но при всём при том для командиров субмарин и надводных кораблей был издан приказ - на провокации не поддаваться и самим их не создавать, поскольку закончиться вольная трактовка манёвра противника могла весьма плачевно для всего человечества.
    И вот в разгар невероятно круто заваренной обстановки, от которой за триста кабельтовых разило пироксилином, как от бомжа афродизиаками трёхнедельного запоя, одна из лодок класса "Foxtrot" обозначилась близ Корейского полуострова. Субмарина уже возвращалась из рейда, но всё ещё находилась в состоянии выполнения боевой задачи.
    И тут прямо по курсу появилось несколько целей. Гидроакустики быстро определили, впереди соединение американского флота во главе с авианосцем "Enterprise". Как говорится, благородный джентльмен и сопровождающие его лица.
   Наша лодка шла не скрытно, в походном режиме, и потому её также быстро обнаружили акустики вероятного противника. Командир американского флагмана отдал приказ сбросить обороты до самых малых и оставаться на курсе следования "Фокстрота". Оно и понятно - этакая гадость, устроенная русским, обещала принести моральное удовлетворение честолюбивым янки.
   Почему? Всё дело в следующем: во время рейда командир советской субмарины был обязан следовать по заранее утверждённому курсу для выполнения боевой задачи. Любое значительное отклонение после похода приводило к бумажной тягомотине с объяснениями причин изменения маршрута. Особисты, осназовцы, штаб флота... В принципе, не самое худшее, что может случиться с подводником, но какой же военный любит оправдываться, пусть даже перед командованием и плодить рапорта почём зря?!
   А пойти напролом под американской эскадрой, спросишь? Спросишь же? Ну вот, спросил. Тогда отвечаю. Проход на глубине под авианосцем или его сопровождением в тех условиях международной напряжённости мог быть воспринят не просто как провокация, а в качестве вполне реальной атаки. Холодная война, хоть и холодная, но всё же война. Отоварить советскую субмарину под предлогом прямого нападения - милое дело.
   Командир "Фокстрота" несколько секунд оценивал ситуацию, а потом отдал, казалось бы, совершенно убийственный приказ:
   - Носовые, к атаке товсь!
   Я думаю, у каждого члена экипажа в данный момент сильно сжалась мышца сфинктера. Но дальше последовала другая директива:
   - Торпеды из отсека убрать!
   У подводников отлегло от сердца, но следующая команда вновь заставила их завибрировать:
   - Носовыми, по цели авианосец, предположительно, "Enterprise" - залп!
   Ты, наверное, думаешь, холостой выстрел несуществующей торпедой - полная ерунда, одни понты на разводе, как говорят современные взрослые дяди от крутых сходняков. Так вот, слушай меня сюда, моншер, ни хрена ж ты не угадал. Залп из носовых водяным пузырём - дело крутое, по перепонкам гидроакустикам столь сильно вдаряет, что потом полный моплезир с кровавыми мальчиками в глазах. Если здоровья вагон, то минут десять-пятнадцать в ауте акустики проваляются, а если ж не шибко хорошо с этим делом, тогда полная дисквалификация с частичной потерей слуха.
   Наши-то звуковики в курсе были, наушники поснимали. А у американцев паника после залпа, растерянность и деморализация - никто не ждал подлянки коммунистов. Командир 641-ой на это и рассчитывал. Сразу после удара из носовых, дизелисты "дали по газам" и на глубине под авианосцем проскочили. Мало того, что американские акустики не в форме, мягко говоря, оказались, так ещё и шумы двигателей своих и чужих слились в один интернациональный гул. Как заметил бы известный тебе Мишель Лермо'н, смешались в кучу кони, люди... и "Enterprise" лежит на блюде.
     После залпа лодка на самых высоких оборотах вылетела в нескольких кабельтовых с другой стороны флотилии вероятного противника. А потом - погружение на максимальную глубину и почти двое суток ухода на экономичном ходу в режиме молчания.
   Если рысь уходит на цыпочках, на подушечках мягких лап, то разве кто-нибудь сможет выследить, а не то, что поймать столь невероятно осторожного зверя. Это не вопрос, а констатация факта, имей в виду.
   Американцы, конечно же, все свои силы и средства подключили с целью стреножить беглянку, да - куда там. Вскоре субмарина обозначилась на Владивостокском рейде, а кэпа на ковёр к командующему Тихоокеанским флотом вызвали. Сам понимаешь - сыр-бор в эфире, радиоперехваты... и всё такое... Короче говоря, о художествах атакующего "Фокстрота" на базе не знал только ленивый.
   И вот случилось неминуемое рандеву, можно сказать, Дальневосточное дерби...
   - Товарищ капитан первого ранга, доложите - ваша лодка находилась такого-то числа в таком-то квадрате?
   - Так точно, товарищ адмирал!
   - Хорошо, хотя бы не отпираешься, - перешёл на "ты" закипающий, будто самовар, командующий. - Да и, собственно, никого там, кроме тебя, не было! Именно ты произвёл холостой залп по надводной группировке вероятного противника?!
   - Так точно, товарищ адмирал! Обозначил торпедную атаку по цели... по учебной цели. Команда отработала навыки боевого мастерства...
   - Тебе, член морской, кто давал команду атаковать?! По какому праву стрелял? Ты знаешь, Христофора Колумба мать, какой шум вокруг твоей провокации происходит?! Кремль уже нотами дипломатическими завален. И будь капитан "Enterprise"-а таким же дуболомом, как ты, неизвестно, чем бы всё кончилось. Ты понимаешь, что война могла начаться?!
   - Никак нет, товарищ командующий, не могла. Акустики у них сразу поняли, в чём дело. Подобная контузия бывает только в случае, если воздушным пузырём стреляешь. Это ведь не торпедой...
   - Ну, ты фрукт, капитан! Объяснить-то можешь, чего стрелял?
   - Они мне пройти по намеченному курсу мешали, а, стало быть - боевую задачу выполнить.
   - Что ты из меня дурака-то делаешь?! Прекрасно же знаешь, капитан, в случае экстренных обстоятельств мог изменить курс следования. Или подождать, пока авианосец со своей артелью мимо пройдёт.
   - Товарищ командующий, подождать нельзя было. Американцы нас засекли и машины врубили на самый малый, специально, сволочи, мне в малину гадили. Под ними не пройти в таком режиме, объявят провокацией. А если обойти и курс сменить, потом рапортами у вас в штабе на мелкие ракушки разложат. Опять же - перерасход топлива, могло до базы не хватить. Кому захочется подобного геморроя?..
   - Выходит, ты, товарищ капитан первого ранга, лёгкой жизни захотел?! Объяснениями, видишь ли, ему пачкаться не с руки. А вот лишишься погон, тогда как? Будь ты капитаном второго ранга, я б своей волей мигом тебя на гражданку отправил... в лучшем случае. А то бы и в прокуратуру дело твоё передал...
   Тут нужно пояснить, что все дисциплинарные действия, связанные с разжалованием и увольнением из рядов, вплоть до капитанов второго ранга, производились на уровне командования флота, а вот если проштрафившийся носил звание кэпа раз (так на флоте принято в разговорной речи называть капитана первого ранга), то тут уже прерогатива принятия решения оказывалась только у главкома ВМФ.
   Таким образом, командующий Тихоокеанским флотом не мог сам принять решения о наказании, а потому отправил документы в Москву с представлением на разжалованье опального командира "атакующего лиса". Главкомом ВМФ был тогда адмирал Горшков, по рассказам, человек достаточно импульсивный и решительный. Не знаю, советовался ли он в Политбюро, но, получив документы из Владивостока, махнул шашкой и... наградил командира, торпедировавшего авианосец "Enterprise" воздушным пузырём и ушедшего от погони на малом ходу, орденом Ленина. Золотую звезду героя СССР кэпу раз не дали, поскольку время всё же мирное. Не полагалось.
      Вот так в результате разгильдяйства, больше похожего на гипертрофированный патриотизм, была получена высокая правительственная награда. А ведь всё могло закончиться лишением формы или даже заведением дела военной прокуратурой.
      Вот я и говорю, разве можно победить страну, в которой за хулиганство государственные награды вручают? То-то.
      Недавно, припомнив ту давешнюю историю мичмана из Владивостокской "учебки", полез я в Интернет, дабы проверить, насколько она соответствует истине. Нельзя сказать, чтобы очень уж досконально занимался поиском, но вот что мне удалось установить. В шестидесятые годы 20-го века орден Ленина вручили всего одному командиру из числа капитанов лодок 641-го проекта на Тихоокеанском флоте. И звали его Станиславом Львовичем Шишковым.
      Правда, при упоминании награды, вручённой помянутому выше капитану, была процитирована несколько аморфная формулировка "за неоценимый вклад в развитие подводной лодки проекта 641". И всё, и никаких подробностей.
      Тот ли это капитан, тот ли эпизод, о котором я рассказал, не знаю. Вполне возможно, в нашем случае мы имеем дело лишь с легендой, мифом, но верить в легенду - верный признак романтика. А какой же моряк без романтики в душе? Ты меня понимаешь, надеюсь... А отчего тогда тельняшку не носишь, ёлки-иголки?
  
   1 - от английского fox - лиса, trot - рысь;


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"