Динабург Юрий Семёнович : другие произведения.

Разговоры. 37. Наш последний кот

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   Юрий Динабург. Разговоры. 37. Наш последний кот.
  
  
   Да-ра-гой Лев! (дефисы для того, чтоб ты расслышал грузинскую интонацию, это я потрафить тебе стараюсь, а слово потрафить ты можешь прочитать через толкование в Википедии, а то, небось, никогда ей не пользовался сам). Я для того же посвящу это письмо одному челябинскому воспоминанию с Бокаревым во главе. Но сначала хочу посоветовать завести кота. Наш последний кот достиг зрелого возраста, шалит меньше, чем в котячьем состоянии и в середине ночи приходит ко мне в один и тот же час отогревать мои колени - именно точно так ложиться норовит, это очень полезно. И обнаруживает умение воспринимать биополе человека с его болезнями. Кроме колен кот еще старается греть мне и поясницу, это ориентация на почки, вероятно.
   Теперь о Бокареве. Он когда-то за полгода до отлета моего из Челябинска отогрел меня своей скульптурной лепкой. Лепил он в основном отдельно головы, издали они были как бы угловатые глобусы, но рассматривая вблизи, я обнаружил в них необычайную выразительность - это были пустоты в масках. Лепка была тонкая и объем головы в основном пустой, за очень выразительным лицом я обнаруживал довольно темную пустоту, это был объем просторного сценического пространства, в котором привольно играть могли самые неожиданные фантомные фигуры. Фасад этой сцены, его передней кулисы, образовывало очень интересное лицо с очень высоким лбом, а под ним были огромные глазницы, открывавшие всю внутренность этого черепа. Очень тонкий нос, шедший от глазниц вниз, очень тонкие скулы (как бы прозрачные) и внизу лица четкие челюсти, как бы подтверждавшие, что перед тобой именно человеческое лицо. В глубине пространства подчерепного, напротив, терялась уверенность, что эта сцена эвклидова, там можно было легко представить себе самые разные топологические структуры и алгебры гармонии и динамику сюжетов из снов, описанных у классиков наших. (Например, "и снится страшный сон Татьяне, Ей снится, будто бы она...", ну, и так далее: сугроб зашевелился, медведь взъерошенный, избушка... и прочая компания, где мельница вприсядку пляшет и вот полужуравль и полукот. А еще у Пушкина есть замечательный сон Петруши Гринева с отцом, превращающимся на смертном ложе в Пугачева. Каково-то было это читать папаше Сергею Львовичу? А еще каковы сны Раскольникова и Свидригайлова?)
   Один такой большой череп со внутренней сценой и просцениумом в виде моего лица Бокарев в свое время провозгласил моим портретом, жаль, что его фотографии где-то у меня затерялись.
   Да, так вот, какие скульпторы могли зарождаться даже в Челябинске!
  
   Я озабочен твоим насморком, а еще тем, что ты делаешь такие паузы в нашей переписке. А я, как видишь, изощряюсь в усилиях тебя развлечь упоминанием чего-нибудь зауральского челябинского и радуюсь, что тебе угодил я расслоением времен по меридианам под предлогом толкования самосознания Марселя Пруста.
   Хочу еще подчеркнуть, что говорил в основном только о двух романах начала ХХ века ради их особой контрастности. Джойсовский "Улисс" подчеркнуто дискретен в событиях. Поэтому я и подчеркнул начальные и последние страницы этого романа. Молли в постели и Молли на ночном горшке.
   Резко контрастен тому стиль у Марселя Пруста - он ни словечка не промолвит в простоте. Какое, чье упущенное время ищет наш стареющий Марсель? В его книге все персонажи цедят времена сквозь свои беспомощные пальцы и уста, многоречивые донельзя. Откуда это выплывает лебедь-Сван, не то как лебедь Лоэнгрина, а не то из нашего Чайковского, из русского балета? А вслед за томом о Содоме и Гоморре - "Под сенью девушек в цвету" огромный том о ревности вообще, растворяющий в себе всякую любовь. Все заплетено необычайно сложными интонациями повествования, иносказания, эвфемизмами, эвфуэзами...
   ....Золотая забота, как времени бремя избыть.
   Словно темную воду, я пью помутившийся воздух.
Время вспахано плугом, и роза землею была.
В медленном водовороте тяжелые нежные розы,
Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела!
   Март 1920 ОЭМ.
   Это нужно для понимания эпопеи Марселя Пруста - про золотую заботу времени бремя избыть.
   Отчего компьютер иногда зависает - это он завистничает или ему приходится долго осмысливать диктуемое ему? Например, в моих снах-преображениях человеческие головы иногда преобразуются в черепа-планеты, этакие в плосколицых азиатов со множеством оспин-лакун или экологических ниш или в таких нишах пасутся как микробы первобытно нарождаемые народцы в перспективе способные слиться в огромные Россияды, исповедующие мифических россов, русалов и русалок по речным руслам своим - так снятся мне первобытные времена с пещерными жителями троглодитами, слагающие свои частушки-нескладушки в честь своих тотемных героев, предков не обезьяньих, а, скажем, кротовых, - как об этом у Антокольского:
   На лысом темени горы,
   В корнях кротовых нор,
   Стоит успешный до поры
   Высокий Эльсинор.
   Ум человека быстр и строг
   И в суть вещей проник,
   Спит на ковре ирландский дог,
   Мерцает груда книг...
   Пасущиеся по своим экологическим ложбинам и лакунам народишки-стада накапливают сведения преимущественно об опасностях, обитающих с ними вместе в экологических нишах. О всякого рода нечистых силах, божествах и даже святых, как, например, о Феофане, мол, святой Феофан на солнце накинул кафтан и т.д. Но вдруг из-за рубежа на пасущихся нисходят опасающие и просто пасущиеся становятся опасаемыми со стороны, скажем, варягов, литовцев, татар, - и образуются сложные социальные структуры пасомых и опасающих, а потом начинается столкновение между ними. До середины Х1Х века никто эти столкновения еще не догадывался называть событиями классовой борьбы.
   Не было до Маркса ясного понятия об увязке социальных конфликтов с разделением труда, да и труд он увязывал только с обслуживанием всевозможных физических инструментов - технических орудий, свойственных эпохе ремесленных производств: ар-ти-занств, - если пользоваться французским термином ар-ти-зан: ремесленник считался чем-то вроде артиста, мастерового. И вся энергия в производстве исходила от него - от умельца, пока не начали во всех делах применять паровые двигатели с их частичным автоматизмом. С этого времени Марксу надо было бы увидеть в Англии, что труд осуществляется в основном машинами, а не работягами, которые только обслуживают машины с их энергетикой. А мера труда, определяющая стоимость, измеряется не рабочим временем обслуживающего персонала, а трудом же ученых, успехи которых и создают новые технологии всех производств, начиная со всего, что обеспечивается работой колесных механизмов с трансмиссией от паровых двигателей. Помнишь, как гоголевские мужики - во все смотрели в корень и, увидев коляску Чичикова, задумались не о том, куда устремился этот барин со своими Селифаном и Петрушкой и с лошадьми, а задались только вопросом о колесах: докудова доедет колесо? Доедет до Москвы и доедет ли до Казани?
   Так нарождался наш пролетариат, то есть народ, которому и делать нефига и думать не о чем, как только о турусах на колесах.
   Из твоего письма, Лев, я понял, что жизнь под конец напомнила тебе через муравьев, что она, эта самая жизнь, очень редко доброжелательна и скорее перенаселена всякой враждебной нечистью, от чего страдают и люди и коты, которых надо вводить не просто в дом, а в самые недра своих семей, от чего никому плохо не бывает: они, коты, необычайно понятливы, чистоплотны и добры и никому никогда ничего не делают назло. Правда, они начинают скучать, и тогда на них смотреть грустно: живет себе кот в сытости и комфорте как при коммунизме и все же упорно скучает. И когда кот видит, что половое пространство ото всех, кроме кота, свободно, кот собирает свои игрушки и гоняет заварушки и всяческую кутерьму с большим шумом, превосходящим всякое мыслимое исполнение рок музыки.
   Предки наши из Египта шли, вероятно, пешком и босиком и выйти на хорошее место не смогли,- поселились на муравейнике и после двух тысяч лет рассеяния на муравейник же и вернулись , и ужились даже на нашей российской мертвечине, на которой все само собой переходит в перегной и на которой все хорошо пасется, опасается и опасаемо и все поклоняется Спасу.
  
   Ты мне очень метко подсказал, почему Маркс на крестьян не рассчитывал: мужик всегда был эксплуататором энергии рабочего скота: лошади, вола, осла и т.п., поэтому радикальной борьбы с эксплуатацией от земледельца ждать было нечего, зато можно было надеяться соблазнить рабочий класс на эксплуатацию всего, что поддавалось капитализации в труде ученых. Специалисты по такой капитализации были (называется у нас технологами или изобретателями или в лучшем случае бизнесменами и банкирами). Замечательный анекдот: пришел к Фарадею британский премьер-министр, посмотрел на всякие приборы и спросил: во что вам обошлась эта дребедень? А Фарадей ему отвечает: сэр, мне-то это влетело в копеечку, но вы-то с этого всего в скором времени соберете самые большие налоги. Ну, тут и пришел еще сам Максвелл и другие Герцы.
  
   Я чуть не упустил случая похвалить тебя за твой ЖЖ: это, по-моему, форма твоей ловли рыбы в мутной воде (Лев развел много мутной воды и ловит в ней крупную рыбу, и становится тут Лев соревнователем Пушкину по ловле информации из серого шума). Помнишь, у Пушкина оригинальнейшее его стихотворение:
  

СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ
   Мне не спится, нет огня;
   Всюду мрак и сон докучный.
   Ход часов лишь однозвучный
   Раздается близ меня,
   Парки бабье лепетанье,
   Спящей ночи трепетанье...
  
   Это он хотел сказать читателю: из ничего и выйдет ничего, из ни фига и выйдет ни фига. Иначе говоря, твой ЖЖ легко воспринять и как поток эвфемизмов и метафорической матерщины, снующий в этом потоке. Но что не матерщина в нашем славном русском языке? При всяком желании что-нибудь сказать по-русски невольно навлекаешь на себя подозрение, что материшься. Чего только стоять наши самые нормальные фамилии? Я, например, очень люблю спикера Думы Грызлова.
   Ну, остерегаясь твоего гнева, заканчиваю самыми лучшими пожеланиями.
   Твой Ю.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"