Да-ра-гой Лев! (дефисы для того, чтоб ты расслышал грузинскую интонацию, это я потрафить тебе стараюсь, а слово потрафить ты можешь прочитать через толкование в Википедии, а то, небось, никогда ей не пользовался сам). Я для того же посвящу это письмо одному челябинскому воспоминанию с Бокаревым во главе. Но сначала хочу посоветовать завести кота. Наш последний кот достиг зрелого возраста, шалит меньше, чем в котячьем состоянии и в середине ночи приходит ко мне в один и тот же час отогревать мои колени - именно точно так ложиться норовит, это очень полезно. И обнаруживает умение воспринимать биополе человека с его болезнями. Кроме колен кот еще старается греть мне и поясницу, это ориентация на почки, вероятно.
Теперь о Бокареве. Он когда-то за полгода до отлета моего из Челябинска отогрел меня своей скульптурной лепкой. Лепил он в основном отдельно головы, издали они были как бы угловатые глобусы, но рассматривая вблизи, я обнаружил в них необычайную выразительность - это были пустоты в масках. Лепка была тонкая и объем головы в основном пустой, за очень выразительным лицом я обнаруживал довольно темную пустоту, это был объем просторного сценического пространства, в котором привольно играть могли самые неожиданные фантомные фигуры. Фасад этой сцены, его передней кулисы, образовывало очень интересное лицо с очень высоким лбом, а под ним были огромные глазницы, открывавшие всю внутренность этого черепа. Очень тонкий нос, шедший от глазниц вниз, очень тонкие скулы (как бы прозрачные) и внизу лица четкие челюсти, как бы подтверждавшие, что перед тобой именно человеческое лицо. В глубине пространства подчерепного, напротив, терялась уверенность, что эта сцена эвклидова, там можно было легко представить себе самые разные топологические структуры и алгебры гармонии и динамику сюжетов из снов, описанных у классиков наших. (Например, "и снится страшный сон Татьяне, Ей снится, будто бы она...", ну, и так далее: сугроб зашевелился, медведь взъерошенный, избушка... и прочая компания, где мельница вприсядку пляшет и вот полужуравль и полукот. А еще у Пушкина есть замечательный сон Петруши Гринева с отцом, превращающимся на смертном ложе в Пугачева. Каково-то было это читать папаше Сергею Львовичу? А еще каковы сны Раскольникова и Свидригайлова?)
Один такой большой череп со внутренней сценой и просцениумом в виде моего лица Бокарев в свое время провозгласил моим портретом, жаль, что его фотографии где-то у меня затерялись.
Да, так вот, какие скульпторы могли зарождаться даже в Челябинске!
Я озабочен твоим насморком, а еще тем, что ты делаешь такие паузы в нашей переписке. А я, как видишь, изощряюсь в усилиях тебя развлечь упоминанием чего-нибудь зауральского челябинского и радуюсь, что тебе угодил я расслоением времен по меридианам под предлогом толкования самосознания Марселя Пруста.
Хочу еще подчеркнуть, что говорил в основном только о двух романах начала ХХ века ради их особой контрастности. Джойсовский "Улисс" подчеркнуто дискретен в событиях. Поэтому я и подчеркнул начальные и последние страницы этого романа. Молли в постели и Молли на ночном горшке.
Резко контрастен тому стиль у Марселя Пруста - он ни словечка не промолвит в простоте. Какое, чье упущенное время ищет наш стареющий Марсель? В его книге все персонажи цедят времена сквозь свои беспомощные пальцы и уста, многоречивые донельзя. Откуда это выплывает лебедь-Сван, не то как лебедь Лоэнгрина, а не то из нашего Чайковского, из русского балета? А вслед за томом о Содоме и Гоморре - "Под сенью девушек в цвету" огромный том о ревности вообще, растворяющий в себе всякую любовь. Все заплетено необычайно сложными интонациями повествования, иносказания, эвфемизмами, эвфуэзами...
....Золотая забота, как времени бремя избыть.
Словно темную воду, я пью помутившийся воздух. Время вспахано плугом, и роза землею была. В медленном водовороте тяжелые нежные розы, Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела!
Март 1920 ОЭМ.
Это нужно для понимания эпопеи Марселя Пруста - про золотую заботу времени бремя избыть.
Отчего компьютер иногда зависает - это он завистничает или ему приходится долго осмысливать диктуемое ему? Например, в моих снах-преображениях человеческие головы иногда преобразуются в черепа-планеты, этакие в плосколицых азиатов со множеством оспин-лакун или экологических ниш или в таких нишах пасутся как микробы первобытно нарождаемые народцы в перспективе способные слиться в огромные Россияды, исповедующие мифических россов, русалов и русалок по речным руслам своим - так снятся мне первобытные времена с пещерными жителями троглодитами, слагающие свои частушки-нескладушки в честь своих тотемных героев, предков не обезьяньих, а, скажем, кротовых, - как об этом у Антокольского:
На лысом темени горы,
В корнях кротовых нор,
Стоит успешный до поры
Высокий Эльсинор.
Ум человека быстр и строг
И в суть вещей проник,
Спит на ковре ирландский дог,
Мерцает груда книг...
Пасущиеся по своим экологическим ложбинам и лакунам народишки-стада накапливают сведения преимущественно об опасностях, обитающих с ними вместе в экологических нишах. О всякого рода нечистых силах, божествах и даже святых, как, например, о Феофане, мол, святой Феофан на солнце накинул кафтан и т.д. Но вдруг из-за рубежа на пасущихся нисходят опасающие и просто пасущиеся становятся опасаемыми со стороны, скажем, варягов, литовцев, татар, - и образуются сложные социальные структуры пасомых и опасающих, а потом начинается столкновение между ними. До середины Х1Х века никто эти столкновения еще не догадывался называть событиями классовой борьбы.
Не было до Маркса ясного понятия об увязке социальных конфликтов с разделением труда, да и труд он увязывал только с обслуживанием всевозможных физических инструментов - технических орудий, свойственных эпохе ремесленных производств: ар-ти-занств, - если пользоваться французским термином ар-ти-зан: ремесленник считался чем-то вроде артиста, мастерового. И вся энергия в производстве исходила от него - от умельца, пока не начали во всех делах применять паровые двигатели с их частичным автоматизмом. С этого времени Марксу надо было бы увидеть в Англии, что труд осуществляется в основном машинами, а не работягами, которые только обслуживают машины с их энергетикой. А мера труда, определяющая стоимость, измеряется не рабочим временем обслуживающего персонала, а трудом же ученых, успехи которых и создают новые технологии всех производств, начиная со всего, что обеспечивается работой колесных механизмов с трансмиссией от паровых двигателей. Помнишь, как гоголевские мужики - во все смотрели в корень и, увидев коляску Чичикова, задумались не о том, куда устремился этот барин со своими Селифаном и Петрушкой и с лошадьми, а задались только вопросом о колесах: докудова доедет колесо? Доедет до Москвы и доедет ли до Казани?
Так нарождался наш пролетариат, то есть народ, которому и делать нефига и думать не о чем, как только о турусах на колесах.
Из твоего письма, Лев, я понял, что жизнь под конец напомнила тебе через муравьев, что она, эта самая жизнь, очень редко доброжелательна и скорее перенаселена всякой враждебной нечистью, от чего страдают и люди и коты, которых надо вводить не просто в дом, а в самые недра своих семей, от чего никому плохо не бывает: они, коты, необычайно понятливы, чистоплотны и добры и никому никогда ничего не делают назло. Правда, они начинают скучать, и тогда на них смотреть грустно: живет себе кот в сытости и комфорте как при коммунизме и все же упорно скучает. И когда кот видит, что половое пространство ото всех, кроме кота, свободно, кот собирает свои игрушки и гоняет заварушки и всяческую кутерьму с большим шумом, превосходящим всякое мыслимое исполнение рок музыки.
Предки наши из Египта шли, вероятно, пешком и босиком и выйти на хорошее место не смогли,- поселились на муравейнике и после двух тысяч лет рассеяния на муравейник же и вернулись , и ужились даже на нашей российской мертвечине, на которой все само собой переходит в перегной и на которой все хорошо пасется, опасается и опасаемо и все поклоняется Спасу.
Ты мне очень метко подсказал, почему Маркс на крестьян не рассчитывал: мужик всегда был эксплуататором энергии рабочего скота: лошади, вола, осла и т.п., поэтому радикальной борьбы с эксплуатацией от земледельца ждать было нечего, зато можно было надеяться соблазнить рабочий класс на эксплуатацию всего, что поддавалось капитализации в труде ученых. Специалисты по такой капитализации были (называется у нас технологами или изобретателями или в лучшем случае бизнесменами и банкирами). Замечательный анекдот: пришел к Фарадею британский премьер-министр, посмотрел на всякие приборы и спросил: во что вам обошлась эта дребедень? А Фарадей ему отвечает: сэр, мне-то это влетело в копеечку, но вы-то с этого всего в скором времени соберете самые большие налоги. Ну, тут и пришел еще сам Максвелл и другие Герцы.
Я чуть не упустил случая похвалить тебя за твой ЖЖ: это, по-моему, форма твоей ловли рыбы в мутной воде (Лев развел много мутной воды и ловит в ней крупную рыбу, и становится тут Лев соревнователем Пушкину по ловле информации из серого шума). Помнишь, у Пушкина оригинальнейшее его стихотворение:
СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье...
Это он хотел сказать читателю: из ничего и выйдет ничего, из ни фига и выйдет ни фига. Иначе говоря, твой ЖЖ легко воспринять и как поток эвфемизмов и метафорической матерщины, снующий в этом потоке. Но что не матерщина в нашем славном русском языке? При всяком желании что-нибудь сказать по-русски невольно навлекаешь на себя подозрение, что материшься. Чего только стоять наши самые нормальные фамилии? Я, например, очень люблю спикера Думы Грызлова.
Ну, остерегаясь твоего гнева, заканчиваю самыми лучшими пожеланиями.