Динабург Юрий Семёнович : другие произведения.

Прямохождение музыки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  
   ЮРИЙ ДИНАБУРГ.
  
   ПРЯМОХОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ
  
  
   []
  
  
   Снег ходит в белых тапочках у нас и все идет
   На триумфалостной на площади в Москве идут имперцы с красным перцем
  
  
  
  
   Душа сверкает сквозь материальный
   Туман привычный обволакивать ее
   Отчетливо пластические формы
   Лишь голый голос без лица ее и тела
   Бесконтурный бредет сквозь темноту
   В своей среде мемориальной
   Бредет среди других фигур фиоритурных
   Слегка расцвеченных сопрано и контральто
   Невольничьих плавучих голосов
   При выводе Орфеем Эвридики
   Кто удивился бы, когда бы вывел он
   Оттуда не одну, а много их в различных вариантах
   Из темных недр Подземных царств, из подсознанья,
   Как Пруст извел свою беглянку Альбертину
   ***
   В наш век жужжанье мух, гуденье в ульях
   Пчелиным роем образуемые хоры
   Вполне за музыкальные шедевры
   Сойдут в наш век не то еще возможно
   На то и горних ангелов полет
   И прозябанью дольней лозы внемлет
   Способный вслушаться прилежно
   ***
   ( ТУСОВКА ПРИЗРАКОВ НА КРОВЕЛЬНОМ ЖЕЛЕЗЕ)
   ***
   И почему не мучат Моцарта морщины
   На лбу Сальери ! Экстремист Сальери устремит
   Все помыслы
   На те внеэстетические темы
   На тот этический аспект искусства
   На те моральные его проблемы
   Его застрелит, если не отравит
   Все время говоривший о своей
   Любви к искусству, о совсем
   Он свесил голову на грудь и от виска
   Отвисший локон пал ему на лоб
   И смотрит он как та сова Минервы
   Летящая выклевывать глаза
   В зеркальном мираже самопознаний
   Глазами барсовыми светят, Моцарт
   Подобно Мцыри, умирает церемонно Zartlich
   O hubsch und Zartlich wie du bist, mein armes Kind
   Was hat getahn?
   ***
  
   С пристрастием допрашивает бога
   Живой детектор лжи, огромный аппарат
   Из музыкальных инструментов
   Заоблачные массы философий
   Для интеллектуального снобизма
   Способны конденсироваться в музыку
   В концерт для скрипки и оркестра -
   Целый том поповской прозы Гегеля
   Способен всю свою логическую суть
   Отдать концерту Моцарта
   ***
   Южанин юный с темпераментом южанским
   Прижился даже у безбожных парижан
   Бетховен впрочем не сумел очистить
   Себя от сих красноречивых громов
   От риторических басов Роняет гром
   Кимвал бряцающий в риторике страданья
   Знакомствуя со всеми языками
   От ангелов занесенными к нам
   О том, что знающий все языки
   Любым из слов владеет, но любви
   Не ведая, спасения лишён
  
   ***
   ПРЯМОХОЖДЕНЬЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕМ)
   ***
   Я не писал еще такого раньше
   Мельчайший звук, что луч, уходит в космос
   И это в оркестровой яме неба
   Под воркованье звезд ходили ямбом мысли
   Струями музыки витали тени
   Настраивая звучные созвездья
   В душе тревожно как перед спектаклем
   Таинственно и чудно стройны струны
   И все такое, чтобы музыка читалась
   Проезжими как из открытой партитуры
   Когда-то пережитых в нас концертов
   Еще звучавшие над нами и внутри нас
   Чтоб музыка читалась мимоходом
   Как из развернутой пространством партитуры
   Осенним днем среди густого листопада
   Деревья дирижируют погоде, лес гудит
   Немного погодя проходит Гоголь
   В потемках человеческой души
   И партитуры птичьих стай
   Летят, опережая оперенье
   Жар-птицы музыки - летят, теряя звук за звуком
   Неистовая стая радужных пернатых
   ***
   Рука Моцарта царственно щедра
   Святых даров нам раздает в причастье
   По капелькам стучащимся в стекло
  
   ***
   ( ГРОМОХОЖДЕНИЕ У НАС ПО КРЫШАМ)
   ***
   Здесь не над музыкой, а над душой совершается суд
   Словлено слово в силок и трепещет в строке соловьиной
   Тайным судилищем сделан концерт - не процесс уголовный
   Звукам как членам семьи Уголино и сердцу кошмар уготован
   ***
   Не просто избалованному слуху
   А духу, укрощенному в себе
   Познав сквозь нас им сотворенный мир
   Творец ушел с концерта, предоставив
   Нам, публике, доигрывать, играть
   Опробованьем разных инструментов
   Разбросанных в природе в виде разных
   Растительных и зверских организмов
   Животных то есть, подвижных систем
   Затем, что музыка - известный провокатор
   К метаморфозам - нам изобретать
   Здесь нечего
  
   ***
  
   Над нами сводит своды как ладони
   Высокий свод готический, как будто
   Из пальцев вместе сложенных ладоней
   В единой полу-раковине свода
   Воображенье жемчуг резонанса
   Тот жемчуг акустической игры
  
   ***
   Как тишина в сопровождении дождя и ветра
   Втроем настраивают тишину
   Квартет для тишины, дождя и ветра в парке
   (У парка собственная партия в квартете
   С дождем и тишиной и ветром.
   Виолончель и что-нибудь еще
   Вступают в строй оркестра ускоряя
   Движение вниманья по пространству
   Расталкивая струнные и флейты
   Пусть композиторы нам пишут тишину
   Пускай опустошают тишину
   Я был бы композитором-ташистом
   С предельной беглостью касаясь тем различных
   Определенных кем-либо уже
   Пестрил бы партитуры так и этак
   И потрошил бы как ташист себя
   Верней, чем самураи потрошат
   Живот вывертывая наизнанку
   Касаясь тут и там воображения
   Смеша и мельтеша пятнистой тишиной
   ***
   Расставим ноты как-нибудь подальше
   Создав условия для медленного чтенья
   Прослеживаешь в каждой партитуре
   Орнаментальный так сказать эффект
   В соотнесениях фигур и фона
   Пятилинейно разграфленных подпространств
   Предвосхищаемого звукоряда
   Переживанье виртуальных звуков
   В сознанье - расстояньем наделенных
   ***
   Когда у нас в камине
   Трио музыки, мороза и огня
   Взымает дань с живой души влюбленной
   Все музы ведьмам уподобились в гуденье
   Когда проходит зачисленье в полуведьм
   ***
   (ПРЯМОХОЖДЕНИЕ ФАУСТА И МЕФИСТОФЕЛЯ
   В ТЕМНОТЕ ВАЛЬПУРГИЕВОЙ НОЧИ)
   ***
   а музыка - игра
   И можно было бы ее себе представить
   Держа как руку дирижера в кружевах
   В манжетах розоватых - дирижёр
   Как капитан старается сдержать
   В повиновении все контрапункты бунта
   Так обнаружив бунты на борту
   И корабельный экипаж зажат
   В руке, облагороженной манжетой
   Той самой розоватой, из Брабанта
   Сквозь бунт и бурю проведет его
   В зажатом обстоятельствами мире
   ***
   Какое джазовое наважденье
   Орфей Двадцатого столетья - кто он
   Из бездны ужасов Орфей выводит джаз
   Его возлюбленная Эвридика
   Вернулась в обозримые пространства
   ***
  
   Летейскую эпоху пустословья
   Пересекай в молчании и слушай
   И слушай только плеск тяжелых волн
   Забавным кажется - забвенья избежав
   Достигнуть местностей за Летой вроде тех
   Залетных ласточек от Мандельштама
   Оттуда - озираясь даже Данте
   Горацию презрительный шлет взгляд
   ***
   Во всю Вселенную такие чудеса
   Как музыка глубокого раздумья
   Чье ожиданье в дождевом концерте ?
   А белой музыкой на нас нисходит снег
   И нежность
   В зеркальной пустоте соотражений
   Почти неуловимого для зренья
   Дерзанья мысленного - умереть
   ***
   Слетают стаи стрел остросердечных
   На них как наконечники - сердца
   В амурно-лировой игре - охоте
   Бубноволицые вторгаются валеты
   Такое оперное оперенье
   Трагическим сюжетам придает
   Нарядность наготы дикарской
   Из разноцветного пера
   Душа играет радостями плоти
   И подражает ей судьба в своей игре
   Но эвменидами умученные музы
   Уже молчат и мусорные ветры
   Скребут пространства шорохом сухим
   Потрескиваньем веток, в экивоках
   Расходятся на стороны тропинки
   К тропическим лесам
   ***
  
   В конце концерта - церковь, цирк и центр
   Большого города сошлись в одном лице
   И вот на звуковой костер концерта
   Восходишь в это звуковое пламя
   Как Муций Сцевола - любой раздор стерпеть
   Пережигая омертвелый грех
   Дождь молотит по клавишам, по крышам
   Семь четвергов в неделю в Петербурге.
   ***
   Сегодня снег как некий белый шум
   Ведет метель подвыпившей старухой
   На шум наслаивает ветер тишину
   Как будто лист Вселенской партитуры
   Перевернулся сам собой и вот пробел
   В Глобальной тишине перед тобой
   Как мед размазывай музыку по губам
   ***
   Из царства Моцарта в объятия Цирцей
   Как церковь - музыка - Цирцея - лицедейка
   И музицирует церковная Цирцея
   Мерцает морок-цирк, в котором
   Царили чары музыки
   ***
   Алгебраические группы образуют
   Согласно интуиции Сальери
   Алгебраичность или симметрию
   Конфуцианства , дух чистописаний
   Перекликается со скрипами железа
   С хрустеньем скал и скрежетом скрижалей
   ***
   Ты занял место древнего героя
   В него нельзя не верить, вовлекаясь
   В ихтионическую карусель
   Антиномических переключений мысли
   С мельканьем звезд и солнц в твоих глазах
   И только Ихтион за Стиксом не стихает
   По всей Европе сеет мелкий снег
   ***
   В концертном зале триумфальной аркой
   В Концертный зал въезжает Древний Рим
   Рукоплесканьями широкая арена
   Приветствует триумф и чью-то смерть
   Жестокость гладиаторских боев
   Тяжелые работы инструментов
   Гребущих дружно каторжных галер
   Терзанье струн да истязанье труб
   Под градом дротиков и стрел
   На острие виолончельных партий
   На дротики скрипичных восклицаний
   ***
   Где тигр себе растягивает тело
   Как черно-красную гармонь играя
   Разнообразными ладами гнева
   В игре воображенья Блейка
   Да на прославленной Есениным тальянке
   Кота тигрового в гармонь преобразив
   Хотя и на фига попу гармонь
   ***
   Ребенок по началу как Прокруст
   Естество-испытатель, а потом
   Палач и мировоспитатель, истязатель
   Терзает кошек и котов, на никотине
   Катает сам себя усаживая в санки
   Салазки для такой савраски - рассказать
   О том не мыслимо тому, кто сам не мог
   Как парни деревенские гармошки
   Растягивая полосатых кошек
   Для извлечений из мелодий чувств
   С мяуканьем и скрипом на мотив
   Не смазанных уключин
   Кошачий визг гармоник по ночам
   На протяженье всей России наседает
   Мне на воображение опять
   ***
   В окно врывается похабный голос
   Шерсть на носу и всякое такое
   Разумный голый голос наглеца
   Как всенародный фаллос голосует
   Нагой врывается, четвероногим, наглым
   Воображение исходит рвотой
   Его блевотный голос из болот
   Косматый голый голос гоготал
   В окно врывался голос волосатый
   Густой, шершавый - en cherchant des femmes
   ***
   Во всей подлунной самый странный строй
   И арфы-лучники, стрелки острейших звуков
   Серебряными стрелами разят
   Нас прямо в сердце - через чуткий слух
   Подобны ахиллесовой пяте сердца людские
   От стрел таких смертельно уязвимы
   Мы сплошь испятнаны как лунным светом сад
   Пятнистое тенистое пространство
   Истоптанное музами , луной пронизанное дремлет
   Как будто где-то лучники в строю на лунном поле
   Как в царство черного Эреба держат путь
   ***
   Пространство разлиновано как арфа
   Или как нотный стан - струнами проводов
   На самом донце в куполе небес
   В купели звезд, где плещутся лучи
   Рисует шепот монотонный
   Какую музыку разыгрывают в иглах
   Своих лучей, в своих лучах, о чем-то
   Летят - гудят как ангелы аэрофлота
   К одутловатым облакам влекомы
   ***
   Мы в церкви Моцарта чертя за сводом свод
   В мечтательном мерцании сердец
   Подобны трепету огней ночных свечей
   По незнакомым переходам дома
   Мы в церкви Моцарта прослеживаем своды
   В мечтательно мерцающей среде
   О чародей мой Вольфганг Амедей
   Моцарт нежнейший
   О Моцарт мой, когда ж не до тебя мне
   ***
   Музыка языком заоблачных призывов
   Святой Цицилии за клавесином
   Мадонны с лютней или мандолиной
   Врачует сердце и над ним воркует
   Как голуби воркуют над Европой
   Врачуют сон ее голубоглазый
   Врачует бред ее предсмертный ворон
   Бывает, что и вороны воркуют
   Железным карканьем перемежая темы
   По перепуганной клавиатуре скачут
   Копытами серебряных Пегасов
   Какой бы смысл имела б вся игра
   Беспроигрышно-безадресная, сон
   Нивесть кого о ком - о чем?
   ***
   Орган подобен адовым вратам: за ним рычанье
   Наружу вырываются из Ада
   Орган сегодня в адские врата преображен
   И загнан за его блестящую ограду
   В осаду гневный грех посажен за орган
   Грех этим стоном органисту отвечает
   ***
   (ПРЯМОХОЖДЕНИЕ ПОЛЗУЧИХ ГАДОВ)
   ***
   Благодаря Христу остался Ирод
   В истории - не так ли, господа?
   В царях Востока он отнюдь еще не худший
   Благодаря тому, что в царствие его
   Пошло сплошное переосмысленье
   Традиционных от пророков формул
   Всего, что с именем Мессии осмыслялось
   Переосмыслилось из велико-державных
   В моральные мечтания сперва
   Потом в эстетику претерпеванья
   Истории как собственной судьбы
   В конечном счете благостной, хотя
   Не легкой, невеселой, господа!
   ***
   Когда бы музыка воистину была для них
   Для них одной и тою же любовью
   Их желобов жестяных водостоков
   Из просто скрипа жалюзи, из жерновов
   Жующих время и пространство по дорогам
   При помощи колесных экипажей
   В колесных механизмов самых разных
   Придуманных для наших переездов
   К перемещеньям приспособленных -
   Нас отовсюду музыка зовет
   В ней окликают нас достойнейшие чувства
   Свободные обычно ото всех
   Свирепых обертонов или шумов
   Порочных, грешных, злобных
   ***
   В старых традициях всех инквизиций нас будут сначала
   пытать истязаньем
   Всех инструментов в оркестре - идет насыщенье пространства и времени воплями
   множества духов
   Призраки звуки заводят вокруг хороводы
   бесовски веселые пляски
   Корчится каждый из них или только дурачатся звуки
   В пестрых трико
   Татуированный контоминацией сопровождением скрипок
   Голому женскому голосу уподобляясь из виолончели
   Души чистилища горькая жалоба
   Здесь перекрестный допрос оркестрантам и нам и самим
   Из партитур исторгаемым душам чистилища
   Все начинается здесь с истязанья самих инструментов
   В пыточных этих орудьях - модели души человека
   Их мазохизм здесь послужит решенью задачи - терзать состраданьем
   Спелую душу трясти как жену или дерево грушу
   Музыка в тот умозрительный сад уводящая нас в умолчанья
   В благоухания звуков стоит после их замиранья
   В синэстетическом этом саду я сойду к омовеньям
   Собственной сущности мирно меня ожидающей годы , в теченье которых
   Был я всего только средством, в котором она возбуждала
   Отклики миру
   Музыка, нас уводящая в тот умозрительный сад, где растут
   Пышные гроздья цветущих идей да теорий
   В синэстетическом этом саду одновременно ярко и остро
   Воспринимаются мысли абстрактные, страхи на ветках торчащие ярко
   Я перейду к омовеньям в музыке этой текучей, прозрачной и звонкой
   Собственной сущности (сердцем она в просторечье зовется)
   Сердце в холодных глубинах - в пустой тишине, так зеркально удвоившей мир
   Но пребывает она, тишина, отраженьем ближайших созвучий
   Тех, что растили цветами в подарок Нарциссам - принцесс разумея под ними
   ***
   Дремлет чуткий, как Тютчев, камыш
   Поскользнувшись на гладкой поверхности неба
   Низвергается ветер под обликом музыки к нам
   Ветер музыки вертится, падая с неба на нас как цветы листопада
   Тростником Паскаль называет камыш, переводу библейскому вторя
   Этот самый тростник у Паскаля, насколько я знаю
   Из библейских псалмов - от царя-псалмопевца Давида
   ***
   Гиперкоммуникозом должна называться болезнь
   От которой не мрут непосредственно сразу и полностью
   Я не хочу чтоб хаос приближался
   Мной был построен столь уютный мир
   Построен город, дом воздвигнут в нем
   И дух настроен на боренье с ветром
   Или огнем, не говоря об остальных
   Моих стихиях
   Еще томит толпу хмельной удой безумных звуков
   Из разных труб надоенных, из воплей
   Нащипанных со струн нервических красоток
   С визгливых скрипок и гитар или гитан гортанных
   В гортанных стонах контрабасов как отрыжка
   Звенящей меди гнусные дисканты
   Упрямо заняты доеньем слез
   ***
   Особый струнный остов инструмента
   Таких, как арфы или клавесины
   Навешают на уши суеты
   Хрустально-ломких звуков леденцов
   Скрипач вычерчивает петли тут и там
   Наматывает петли звуковые
   Разбрасывает петли со смычка
   Смычком как спицей для вязанья звуков
   Навязывает воздух вездесущий
   ***
   Позвольте это мне назвать музыкой
   Душа бежит по каменным ступеням
   Как по клавиатуре инструмента
   Как бы по клавишам бежит девчонка к морю
   Разжалобит она меня, сбежав
   Душа бежит по звонким ступеням
   Бежит по лестничному резонансу
   И возвращается с оглядкой через эхо
   Себя рассматривая в резонансе как в зеркале
   Какие звонкие, однако, камни
   Положены в основы этих стен
   Душа-прелестница по лестницам музыки
   С утра до вечера танцует что-то
   Беспечно вытанцовывает что-то
   Душа играет радостями плоти
   И подражает ей судьба в своей игре
   Везде тяжелозвонкое скаканье
   С ума сошедшего фортепиано
   Сама себя по клавишам колотит
   Фотиссимо шального пианиста
   В импровизациях на собственных безумьях
   По перепуганной клавиатуре
   Несется перепуганный пегас
   ***
   Сквозь адский холод, ужас наводящий
   О чем еще танцуют эти ведьмы
   Терзающие воздух завываньем
   Сквозь перекличку разных инструментов
   Как будто бездна прободала твердь
   Сей джаз дождался дождевого дребезжанья
   Подобья джаз-сопровожденья
   ***
   Орган - не то амбар, не то ангар
   Для звукоангелов и психогромов
   На психодроме возникают грозы
   Ворочаются в черных тучах грозы
   Дерутся розовые зори в небе
   Как бы в подкупольных пространствах храмов
   Как будто ангелы сдирают пленку кожи
   Голубоватой - и под ней пространство
   Как таковое начинает кровоточить
   Орган вульгарностей не допускает
   ***
   Не только костюмерия, но все
   Сценографическое мастерство
   Времен Моцарта или даже Глюка
   Держалось на способностях оркестра
   Интерпретировать, драпировать
   И декорировать не только тело
   Мужчины или женщины, но также
   И в целом ситуацию - ансамбль
   Пространства-времени, единство обстоятельств
   Не розно мыслимых, как если бы они
   Различным театральным механизмам
   Как разным режиссерам подчинялись
   Поэзию преображали силой
   Во все богатство тканей звуковых
   ***
   Но это в музыку ворвались воробьи
   ***
  
   Коварство и любовь всегда вот так
   Друг с другом об руку бредут
   Он извлекает музыку из бездны
   Как милую утопленницу
   Но при попытке видеть воплощенье
   Многозвучащую он бездну озирает
   Испуганно. И замирает где-то
   За бесконечностью мелькнувшая душа
   ***
  
   Снежинки или капельки. Дождит
   В глубокий двор-колодец и гудит
   Его пространство как великий резонатор
   Отличный музыкальный синтезатор
   Мой двор преобразует дождепад
   В неистощимый музыкальный кладезь
   Со дна его идет упорный плеск
   ***
  
   Слоги как звоны и звенья прозрачного слова
   Звонолюбивые речи
   О Парсифале, о свисте стрелы на излете
   Птицеубийцы под масками-клювами в лицах
   Рыцари с озера
   ***
  
   В Варшаве, листья вороша, Шопена
   Напоминает даже ветер-шалопай
  
   ***
   Дизайн старинных музыкальных инструментов
   От женских форм перенимал текучесть
   Затейливую кривизну фигур
   Подобно белому блаженству в джинсах
   Засунутому в тесную истому
  
   ***
  
   Итак, пока карминный свет заката
   Стекает по камням
   Итак, привет вам, девяти каменам,
   На каменных высотах Пиерии
   Над всеми ветрами и над громами
   Как во враждебном небе заблудившись
  
   ***
   Музыковатая в недрах слышня раздается
   Музыковатое что-то звучит из пустого
   Музыковатая где-то идет суета
   Музыковатое что-то творится в небесном пространстве
   И в подземельях земных, удивительно гулких
   Мужиковатые бесы танцуют у них, антиподов
   Не попрошайничай - из пустоты
   Сплошного шума шарить будешь ты
   В шороховатых шорохах Вселенной
   Пускай настанет соло тишины
   Пусть будет только соло тишины
   Ей безо всяких акомпаниментов
   Настанет наконец такая пауза
   Насыщенная информационно
   Та благородная изнанка шумов
   И даже музыке нужна изнанка
   Фактура абсолютной тишины
   Неблаговидная изнанка всяких дел
   Мильярды бит в секунду - это норма
   Без аккомпаниментов - тишина
   Всегда особенно нег-энтропийна
   По миллиарду бит в секунду из себя
   Ты принимаешь с наступленьем тишины
   Подобно митингу глухонемых в разгуле
   Деревья машут издали друг другу
   Как обезумевшие дирижеры - вразнобой
   Глухонемая музыка деревьев
   Неистовый концерт глухонемых
   В такой вот коллективной пантомиме
   Сад - дриадический балет Лаокоон
   Сам дирижирует себе и всем вокруг
   Весь сад в одном зеленом балахоне
   Музыка эта как заика динамична
   Жестикулирует во всем кордебалете
   Своих дриад - они Лаокоону
   Переживания свои передают
   В той турбулентности душевного смятенья
   Приходится переживать мотивы бури чувств
   Достойные Бетховена, пожалуй
   ***
   Погоды нынче таковы, погоды
   Идут дожди, как ни проснешься утром
   Становится болтливей тишина
   В ней как бы образуется протечка
   Просеивает шорохи дождя
   И оставляет при себе, в себе
   Все крупное и важное в звучаньях
   В ней как бы образуется протечка
   Воспоминаний мелких и тревог
   Дожди, дождянки, дожденицы дожидались
   Всегда с готовым лепетаньем
   Воды плесканьем за окном и стуком
   По кровле крупных капель
   Я помешался может быть меня
   Теперь касается все во Вселенной
   Все надо мной повисло повсеместно
   Гудят соборно трубы водостоков
   ***
  
   И даже музыкальный натюрморт
   Нам преподносят голоса эпохи
   Зловещий натюрморт из инструментов
   Вторженье в музыку синэстезии
   И синментальности, сининтеллектуальной
   Дает синмузыкальный натюрморт
   Как оркестровое саморазоблаченье
   На оркестровой вакханалии , которой имя джаз
   ***
   Мученье музыки - невоплощенность
   Как и у черта: мучится весь мир
   Весь мир Абстрактных сущностей страдает
   От недостатка суверенных качеств
   И звуки музыки завидуют вещам
   ***
   (ГРОМОХОЖДЕНЬЕ ГУЛЛИВЕРОВ В ПЕТЕРБУРГЕ)
  
   ***
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"