Я хотел написать такую книгу, что, если бы Дублин исчез с лица земли, его можно было бы восстановить по этой книге.
(Как-то так Джойс говорил, не помню точно, а искать лень)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.
ЛЕОПОЛЬД, растаман.
СТИВЕН, растаман.
ДЖОН С ШЕСТЬСОТ ВТОРОГО, растаман.
Действие происходит в библиотеке из "Улисса" Джойса, Стивен и Леопольд продолжают беседу.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
СТИВЕН. А вот история про одного бывалого растамана.
Тусуется растаман, значит, в своей комнате, кайфово так тусуется. То музыку послушает, то в окошко покурит, то в инете посидит - зависает одним словом. И все бы хорошо, но одна мысль не дает ему покоя: в комнате душно, накурено, надо открывать окно. А за окном ночь, откроешь - комары налетят, значит надо выключать компьютер. А выключишь компьютер - и что потом делать? В темноте тусоваться? Чем-то придется, короче, жертвовать, либо воздухом, либо светом, но чем - растаман не знает. Тогда растаман так думает: "Забью косой - там и определюсь". Забивает косой, выключает компьютер, открывает окно и устраивается на подоконнике. Прикуривает. Хорошо!
Окно его комнаты на пятом этаже выходит на крышу четвертого, а в этой крыше, метрах в трех от окна, торчит здоровая труба, такие трубы, говорят, сейчас в Питере настоящие трубочисты чистят, сразу представляется средневековье, сказки Гофмана, ну короче. Куда ведет эта труба, растаман не знает - вылезать на крышу как-то стремно, да и охранник из будки во дворе поглядывает, наверно. Хотя, чем он там в будке занимается неизвестно, но свет от маленького телевизора горит, значит не спит. Во все эти расклады растаман въезжал уже потом, когда начал свое героическое сопротивление - и за то, куда труба ведет, и за охранника - а пока сидит он себе на подоконнике, курит косой, смотрит на крышу, на луну над крышей, упивается ночной прохладой после летнего душного дня. Покурил, следом сигарету - а на улице хорошо! Ночь, звезды и все это поверх крыш, труб, шума невидимых машин, дворика с церковью и небольшим фонтаном, курит растаман, запускает тучки. Кайф короче.
Да, кайф значит, и тут этот кайф в одну секунду обламывается - докурив, растаман щелчком выкидывает окурок (он уже наловчился далеко бросать, потому что он был умный растаман и понимал, что если их выкидывать на крышу прямо под окном, то скоро там будет такой срач, ну короче. Хабарики даже за трубу иногда улетали.), а окурок, взмывая по фантастической траектории, падает на трубу. И с позиции растамана не видно, провалился он вниз, или валяется где-то на трубе. Два-ноль, впереди Португалия. И веееесь кайф обламывается. Потому что растаман начинает врубаться в ситуацию. А ситуация попускает. Потому что если окурок упал вниз по трубе это пожар короче. Куда ведет труба не известно, то ли она никуда не ведет, а может там, под крышей, уже что-то начинает тлеть. А это пожар.
Первым делом, конечно, растаман врубается встать и попытаться увидеть окурок, если он на трубе - можно расслабиться. Растаман встает, но безуспешно - подоконник не такой высокий, да и верхнее окно мешает глядеть. Тогда он снова садится на подоконник, снова закуривает и начинает гонять. И тут на него нисходит конкретный вруб, и вруб это такой: вот, думает растаман, мыслей у меня в голове много, но пока я не выстрою их в очередь и по порядку не выслушаю каждую - короче, надо в очередь их загонять.
И вот он пытается выстроить мысли в очередь, но начинается такая толкота и ругань, что хоть святых вон выноси, как в налоговых инспекциях в часы выдачи "Свидетельств о внесении в устав изменений, не связанных с внесением изменений", даже хуже. Все орут, пытаясь перебить друг друга, а у растамана в голове разворачивается такая драма без начала и названия:
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
МЕРФИ в роли РАСТАМАНА, растаман.
М-Р ЭНДОН в роли СТРАХА РАСТАМАНА, черный страх растамана.
САНИТАРЫ в масках ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Действие происходит на дурдоме из "Мерфи" Беккета, Мерфи и м-р Эндон по-прежнему играют в шахматы.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
МЕРФИ (прыгает через клетку королевской пешкой). Ну, что будем делать?
М-Р ЭНДОН (двигает правого коня поближе к пешке). Если пожар, то спать нельзя!
МЕРФИ (сразу переходит в яростную атаку, и ставит ферзевую пешку рядом с королевской). Пожар может увидеть охранник!
М-Р ЭНДОН (выдвигает ферзевую пешку вплотную к растаманской). Он спит!
МЕРФИ (прочитывает этот тонкий ход с наездом на его королевскую пешку и прикрывает ее конем). Не спит, видишь, телек работает?
М-Р ЭНДОН (хавает ферзевую пешку). Он заснет!
МЕРФИ (отступает конем на исходную позицию). А с чего ты взял, что окурок может что-нибудь поджечь? На то он и дымоход, чтоб в нем ничего лишнего не горело.
Страх растамана чувствует, что где-то в этом доводе какая-то слабость или закавыка, но не может врубиться где и какая, и тупо гнет свою линию.
- Надо не спать до утра!
- Ага, а утром на работу!, - стоит на своем растаман. - Итак двое суток почти не спал, днем работал, вечером у раскрытого окна в инете торчал, а ночью с комарами воевал, сопротивлялся, короче, по полной!
- А что делать? Лечь спать и сгореть?
- Пора бы и отдохнуть!
- Сгореть?
А спать ужас как хочется, попустила еще к тому же вся эта история, да и не спал двое суток, но растаман чувствует, что спать в натуре нельзя, надо или че-то придумывать, или самому сидеть и всю ночь следить за пожаром. Страх прав. Есть такое слово надо. И вот растаман думает, что предпочесть, а страх не унимается:
- Твой хабарь спалят, ты поджег дом, дебил! Спустись вниз и предупреди охранника, пока не поздно!
Тут у растамана сдают нервы, он смотрит - одни червы. И Верлен еще некстати в голову лезет, что-то вроде "Вечерняя даль румянцем объята.. и движется ряд багряных видений.. встают и скользят их смутные тени..". И все это так живописно разгорается в воображении растамана, что он говорит:
- Ладно, ты совсем уже пургу не гони, охранника звать. Не гони, ладно? Не спать, так не спать, хрен с тобой. Трава еще есть, до утра с лихвой хватит, а утром вместо работы посплю. Может, оно так и прикольней выйдет, окошко опять-таки, свежий воздух, луна. Хорошо ведь было, да что там, кайфово было! А что, в сущности изменилось? Ничего кроме того, что этот кайф стал чуть более вечным, чем был до этого. А если так, то чего расстраиваться? Заодно и доброе дело сделаю - за пожаром послежу. Мир спасут члены добровольных пожарных дружин!
На том и порешили.
Поставил на этом месте растаман точку, тетрадку закрыл, начертил на ней охранный знак, засунул в несгораемый сейф - ну, сейф не сейф, а так, спрятал, короче в надежное место, запер на ключ, а ключ проглотил. Все предосторожности, короче, принял. Потому что он давно уже врубился, что надо на всякий случай - мало ли, что случится во время пожара, - оставить предсмертную записку, как все было, а спрятать ее получше, чтоб врагам не досталась. И вот он спрятал тетрадку, забрался с ногами на подоконник, устроился поудобнее и стал за пожаром следить. Пока, вроде бы, все спокойно, но черт его знает, вдруг все-таки окурок провалился, и сейчас там, внизу, что-то тлеет.
Дом этот в ту ночь под чистую выгорел, а растаман как спал на подоконнике, так его и нашли, когда утром пожар потушили.
ЛЕОПОЛЬД. Не гони, не так все было. Я этого растамана знаю, это Джон с шестьсот второго, мой сосед. Он мне эту историю сам рассказывал, и разговор со страхом у него такой был. только они попрепирались, попрепирались, и поутихли, а растаман не за пожаром следить начал, а спать забурился, типа победил свой страх, а наутро проснулся, от работы отмазался, и докурил все, что оставалось. Выбрал верный путь и все такое. Он потом проповедовать начал, Буддой стал, учил людей от страхов избавляться, вот его последователи и записали историю его просветления, а сам он ничего не записывал в ту ночь - хотел записать, да забыл. Сейчас живой-здоровый на дурдоме зависает, я к нему погостить недавно ездил на недельку - место кайфовое, за городом, природа, птички там поют, до забора - идти устанешь, красота короче, красноглазые, опять-таки, все свои. Так что не гони, все у него зашибись стало, в гору человек пошел, с умными людьми общается, а все потому, что страх свой поборол когда-то, вот и ты страхи свои побори - и мир тебя не обидит. Это как с собакой - не бойся ее, и она не укусит.