Как только закончился замковый конкурс, Орден Короля Стаха объявил тему следующего: "Беларусь, XXII век". Жанровая характеристика работ-участников: фантастика, связанная с Беларусью.
В этом обзоре, чтобы никого не обидеть, я буду рассматривать произведения в хронологическом порядке их поступления в преноминацию.
Итак, открывает конкурс мой собственный рассказ-фильм "Солнце будет жить долго", это вообще первое моё законченное произведение в жанре фантастики. Астероидная угроза, освоение Марса, контакт с инопланетянами. Не знаю, комом ли первый блин, - об этом судить читателям и другим участникам конкурса. Рассматривать подробно этот рассказ не буду, так как комментирование собственного творчества - моветон. Однако события, описанные мной, уже начинают сбываться.
Далее идёт рассказ Za. Новопольцева "Национал-анархизм в Беларуси". Не уверен, что это вообще можно назвать литературным произведением. Какие-то непонятные отрывки странных мыслей. Вердикт: "О, Боги! Что это?"
Евгений Фёдорович Шруб, "Рождественская сказка 22 столетия". Жизнь на Земле вообще и в полярной Беларуси в частности после страшного удара инопланетного существа. Несмотря на то, что сказка страшноватая (не хотелось бы такого будущего), эта небольшая зарисовка хороша: жизнь продолжается, а это - самое главное.
"Золушата". Новое хитросплетение листов Мёбиуса и бутылок Кляйна от Татьяны Алексеевны Мудрой. Тут и фантастика (ψ-технологии, живой интернет), и фэнтези (ребёнок-полузмея, говорящие), и след от предыдущего конкурса (замок). В общем, полный Tool - Lateralus (время звучания 9:24). Вердикт: "Хорошая, умная, качественная фантастика".
Александр Иванович Хоменко, "Браслет для мамы". Вечная тема - любовь сына к матери. На этот раз с антигравитационными комбинезонами, встроенными в мозг навигаторами и экологическими заповедниками. А напоминает что-то хорошо знакомое. Очень мило. Одно из лучших произведений на конкурсе.
Евгений Николаевич Грошев-Дворкин, "Возрождение жизни". Научно необоснованная фантастика: падение Фобоса на Землю, новые виды живых существ, появившиеся за сто лет (Дарвин на том свете плачет). И немыслимая для жителей Беларуси лексика (что выдаёт отсутствие ознакомления с предметом описания). Начинается рассказ как бункерный постапокалипсис, а заканчивается торжеством жизни на поверхности, патетикой в духе советской эпохи с древнерусской стилизацией.
Дельфин, "В начале славных дел". Отвратительный пасквиль. Всё.
Саша Летт, "Первый раз". Очень короткая зарисовка. Тут в третий раз на конкурсе появляются инопланетяне - неизвестно зачем и с какими намерениями. Вердикт-вопрос: "А дальше?"
Роман Юрьевич Павлов, "Волхв". Материализация идеи родовой памяти, памяти крови, голоса предков. Причём идея материализовалась настолько, что новые кровяные частицы можно смотреть подобно фильму. Более того, можно увидеть историю изнутри. Очень интересная идея. Хороший рассказ.
Евгений Александрович Ненашев, "Аттракцион". Как будто это произведение специально идёт за предыдущим. Просмотр истории, но уже с помощью не биологии, а физики. Бравый историк раскрывает коварный заговор учёных и политиков по уничтожению истории, убивает сначала заговорщиков, а потом и себя. Истинный самурай. Рассказ интересный, но одновременно и печальный, поскольку мы понимаем, что для уничтожения истории не нужны никакие машины: наше прошлое уничтожается росчерком пера того или иного правителя.
Оксана Николаевна Захарова, "Высоко-высоко в чистом небе". Тайные организации: одна по спасению человечества, другая по противодействию первой. А само повествование чересчур странное. Сначала идёт вроде бы ровно, а потом резко начинает скакать безо всяких объяснений. В общем, сплошная Tool - Parabola (время звучания 9:04). Непонятно, кто герой, кто антигерой, что произошло.
Сергей Валентинович Антонов, "Белая гарпия". Бункерный постапокалипсис с вечным усатым председателем огороженной стеной Беларуси, который перешёл с нормальных человеческих яиц на всякие деликатесы из мяса мутировавших животных. На один из участков стены вечный председатель и приехал ператрахивать военных, чтобы узнать, кто врот, а кто не врот. Повествование не очень интересное, однако блестящей сатире я аплодирую стоя. Вердикт: "Браво!"
Анжел Абоян, "Серебряный звон ключей". Лаборатория по исследованию акустического воздействия. Одним из эффектов случайного опыта одного из сотрудников стало излечение девушки. С одной стороны, рассказ как нельзя кстати подходит к наступившей весне, с другой стороны, конец нельзя назвать счастливым. Чувства перемешаны.
Александр Иванович Бардонов, "На болоте". Снова всё огорожено стенами: на этот раз не от мутантов, а от вод мирового океана. Но одна из стен разломилась (не иначе как российские строители украли половину стройматериалов), и Беларусь затопило. Зачем-то в затопленную Беларусь приехала француженка и, насмотревшись на "красоты", вступила в интимную связь с местным проводником. Каков смысл рассказа? Какова мораль? Загадка.
Илюшин Игорь Эдуардович, "Последняя разведка". Ещё один бункерный постапоклипсис. Выход из бункера и бессмысленная смерть от рук очередных мутантов. Вопросы те же, что и в предыдущем случае.
Мераб Владимирович Копалеишвили, "Живём мы тут". Социально-экологическая и аксиологическая фантастика. Что за зверь такой? Всё просто: автор поднял две важные философские проблемы: отношение человека к миру (и, что не менее важно, мира к человеку), отношение людей друг к другу в разном социальном окружении. Произведение насыщено в равной степени и тем, и другим. А главное: легко читается при этом. Одно из лучших произведений на конкурсе.
Валентин Иванович Быковский, "Не зря слетали". Органичное сочетание космической фантастики и древнерусской тематики. Есть контакт с дружелюбными инопланетянами. Я рад, что не только я вижу в пришельцах не врагов. Кроме того, присутствует тематика объединения всех стран и народов перед лицом общей угрозы планетарного масштаба. Рассказ очень даже хороший.
Сергей Викторович Мальцев, "Тайна старого замка 2. Предчуствие бури". Продолжение рассказа, с которым мы имели счастье ознакомиться на конкурсе "Чёрный замок". Не такое интересное, как первая часть, местами даже скучное. А точки перехода не новы, это те же хронодыры из "Детской книги" Акунина. Осталось ощущение, что автор по какой-то причине выставил на конкурс неоконченный рассказ.
Итак, что мы имеем? Восемнадцать произведений, какие-то друг на друга похожи, какие-то полностью уникальны. Во многих рассказах присутствует чернобыльская тема (хотя через сто лет последствия аварии уже не так будут заметны), но ведь не хочется, чтобы читатели ассоциировали Беларусь с радиацией. Теперь подсчитаем количество безусловно оптимистичных прогнозов о будущем Беларуси: четыре. Теперь безусловно пессимистичные: их тоже четыре! Остальные прогнозы либо нейтральны, либо непонятны. Так что же нам несёт следующее столетие? Мне кажется, самым логичным ответом на этот вопрос будет хорошо известная цитата: "Нет будущего другого, кроме того, что мы творим сами".