Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Размышления о романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.40*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Новое прочтение старого романа


Размышления о романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" с позиции читателя XXI века

   Портрет И.С.Тургенева []
  

   Назвав свой роман "Отцы и дети", Иван Сергеевич Тургенев сразу поставил во главу угла взаимоотношения между поколениями. Актуальность темы не изменилась и спустя много лет. Как и во времена Тургенева, ныне мы наблюдаем за противоречиями разных поколений. Это как закон бытия: он всегда был, есть и будет.
   Но писатель обращает внимание не только на проблему понимания и согласия между старшим и младшим поколением. Читая роман, мы наблюдем за отношениями между друзьями, наблюдаем, как они меняются в зависимости от ситуации; прослеживаем развитие чувств между мужчинами и женщинами, причем из разных социальных слоев общества.
   В то же время Тургенев постепенно обнажает перед читателем души своих героев. И мы имеем возможность сравнивать то, как человек преподносит себя в обществе, и каков он есть на самом деле наедине с самим собой. Писатель создает ситуации и дает читателю возможность самому решить, насколько верно в той или иной поступают его герои.
   Самый показательный образ - это Евгений Базаров. Это человек-противоречие. За показной грубостью скрывается любовь, за безразличием - жалость, за развязностью - волнение. Следуя за ним, читая его мысли в монологах, постепенно читатель понимает, что роль нигилиста в обществе дается этому герою не так уж легко. В конце концов, Базаров вынужден признать, что, вопреки следованию надуманным принципам, любовь или страсть, жалость или нежность терзают его сердце так же, как сердце любого другого человека, будь то горничная или высокородный дворянин. Тургенев подводит читателя к тому, что результат этой непростой внутренней борьбы зависит от воспитания, от тех основ нравственности и морали, которые заложены в него предшествующими поколениями и приобретены его личным опытом, равно как и от особенностей его натуры, которая формируется еще в утробе матери. Ярким подтверждением этому является другой герой романа - Аркадий Кирсанов. Как ни следовал он за своим другом и кумиром, все же наследственное благородство и чуткость души взяли верх над надменностью и безразличием. И этот процесс читатель наблюдает в развитии историй любви, как отражающих взаимоотношения мужчин и женщин, так и раскрывающих те или иные черты характера героев.
   Первая история, вызывающая противоречивые чувства - это отношения Одинцовой Анны Сергеевны и Евгения Базарова. Выстраивая любовную линию главного героя романа с этой властной, свободной, умной и красивой женщиной, Иван Сергеевич показал читателю, что нигилист по своим убеждениям способен любить. В то же время, оба умеют играть чувствами других, надевать и носить маски и добиваться своего, чего бы это ни стоило. Как целенаправленно, с каким упорством и хитростью, запрятанной в самые пылкие слова и жесты, вытягивала Анна признание из Базарова! Казалось бы, вот, оно прозвучало, чувства раскрыты и осталось только ответить тем же, но Анна, получив заветный плод, тут же потеряла к нему интерес. Его вкус не интересовал женщину, только форма и удовлетворение от достигнутой цели.
   Анна превзошла Евгения умением держать себя в руках, оставаться хладнокровной и здравомыслящей в любых ситуациях, связанных с моралью и нравственностью. Все его нарочито небрежные, даже оскорбительные рассуждения о прекрасном поле становятся смешными на фоне последующих поступков. Ведь он сам попал в сети и именно те, которые расставлял.
  
   "- Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах?
   - Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят только уроды.
   ...
   - А все-таки она прелесть.
   - Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр".
  
   Это из диалога Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Легко догадаться, кому принадлежит та или иная реплика. И вот, "свободно мыслящий урод с богатым телом" нарушил-таки спокойствие души того, кто презрительно смеялся над женщинами, не видя в них ничего, кроме предмета для удовлетворения похоти. Это ли не упрек высокомерному, принципиальному и не уважающему чинов молодому человеку?!
   А что же Анна? Какова она? Со своей героиней Тургенев знакомит читателя постепенно. Сначала он рисует портрет Анны в трогательных, печальных красках. Возникает симпатия к этой двадцати девятилетней женщине, прошедшей нелегкий жизненный путь. Ее моральные качества на высоте: Анна воспитывает сестру, содержит тетушку, по-барски, но справедливо относится к домочадцам. Но, когда рядом с ней появляется Базаров, писатель как бы сталкивает два мира - мир открытого презрения и мир напускной благодетели. Постепенно, шаг за шагом, Тургенев открывает нам истинный мир чувств этой женщины. Симпатия к ней сменяется удивлением и разочарованием. Как оказалось, Анна Сергеевна не ценит никаких чувств, все проявления ее расположения фальшивы, все есть маска, за которой стоит расчетливая женщина, никогда никого не любившая, знающая себе цену и ловко пользующаяся своим умом, красотой, положением для того, чтобы удовлетворить эгоистичные порывы своего самолюбия. Да, в конце романа она приезжает к умирающему Базарову, но эта сцена холодна. Понятно, что тот приезд лишь фарс, лишь одолжение, а никак не порыв души. Но, даже если допустить искреннее сочувствие Одинцовой к Базарову, то оно не от любви, скорее от жалости. Анна любит только себя и более всего ценит свое спокойствие.
  
   "Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете".
  
   На фоне отношений Анны и Евгения приятное волнение вызывают сцены развития отношений между Аркадием Кирсановым и сестрой Анны Одинцовой - Катенькой. Души этих героев чисты и возвышены. И, если Аркадий, попав под влияние более старшего и циничного друга, все же сумел, несмотря на внешний антураж, остаться романтиком и сыном своего отца, то Катенька, будучи еще молодой и неопытной в жизненных вопросах, с самого начала не питала никаких иллюзий относительно своего положения и всегда оставалась такой, какая она есть: доброй, скромной, милой, романтичной, увлеченной. Она прекрасно понимает, какое место занимает в семье, в обществе, рядом с властной и самолюбивой сестрой, в силе которой, как сделать ее счастливой, дав согласие на брак с Аркадием, так и несчастной, отказав в этом. Возможно, в душе Анны победила любовь к сестре. Но в это верится с трудом! Все же ею двигал холодный расчет. Ведь, отдав Катерину замуж, она становилась свободной в смысле выполненного долга по воспитанию и обеспечению будущего сестры. Так или иначе, но судьба Аркадия и Кати складывается как нельзя лучше, да и сама Анна, став женой влиятельного и образованного человека, добивается того, чего желала - высокого положения вкупе с относительной свободой. К тому же, ее муж имеет современные суждения о многих вопросах, чем напоминает ей Базарова.
   Совсем иные, трогательные чувства вызывает в душе судьба еще одной героини - Фенечки. Мужчины относятся к ней по-разному. Фенечка - девушка из простых людей, волей судьбы ставшая сожительницей отца Аркадия - Николая Петровича Кирсанова. Трудно судить о ее чувствах к барину, ставшему отцом ее ребенка. Да и чувства Николая Петровича к покорной девушке не вызывают особых эмоций. А вот отношение к ней его брата - Павла Петровича, сначала настораживают, и лишь в конце истории становятся понятными. Хотя начало тем отношениям Тургенев показал сразу, наряду с развитием отношений главного героя.
   В конце четвертой главы есть коротенький эпизод, на который не всякий обратит внимание. В нескольких словах Тургенев описывает вечер в усадьбе Кирсановых, когда все разошлись по своим комнатам на ночь. Аркадий и Евгений заснули скоро. Николай Петрович взволнован, лежа в постели, размышляет о сыне. Павел Петрович показан задумчивым, сидящим в кресле перед камином. Тургенев пишет:
  
   "Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями".
  
   И дальше писатель сразу показывает нам Фенечку, которая тоже не спит. Она встревожена, прислушивается к спящему дому, к дыханию своего сына. Мне показалось, что такое соседство в описании неспроста. Так издалека Тургенев повел читателя в мир отношений Павла Петровича и Фенечки.
   К концу романа становится ясно, с какой нежностью и любовью относится старый аристократ к этой простой девушке, ставшей хозяйкой в доме брата. Но не плотские чувства бушуют в сердце Павла Кирсанова, а нежные, почти отцовские, что не мешает ему любоваться девушкой, опекать ненавязчиво и даже защищать ее честь в дуэли с Базаровым, осмелившимся шутя поцеловать ее.
   В конце романа Павел Петрович признается брату, что Фенечка напоминает ему давно ушедшую женщину, которую он страстно любил всю жизнь. Этим объясняется его внимание к девушке, которого она пугается, которое настораживает и читателя. Ведь Павел Петрович показан высокомерным, строгим. Всем своим видом он демонстрирует особое положение, высокое происхождение. Его замечания Фенечке, нежность к ее ребенку настолько скупы в словах, что не только девушка, но и читатель не может понять их, как знаки особого расположения.
   А вот с Базаровым Фенечке общаться легко. И дело здесь не столько в его бесцеремонности, сколько в том, какое место в обществе занимают оба - и Фенечка, и Евгений. Они чувствуют друг в друге равных себе, и это снимает первоначальную неловкость. Но Базаров остается верен себе. Отрицание авторитетов, отсутствие уважения даже к тем людям, в доме которых он гостит и пользуется всеми благами, приводит к такой ситуации, когда под сомнение поставлена честь девушки и вызвано негодование строгого и принципиального человека.
   Но, каким нигилистом ни был Базаров, его смерть в качестве концовки романа обескураживает. Что хотел сказать Иван Сергеевич, прервав жизнь своего героя в самом расцвете? Что у него нет будущего? Вряд ли. Такие личности умели пробиваться в жизни, умели, несмотря на свои расхождения со взглядами большинства, приносить пользу обществу. Он мог встретить свою любовь, мог радовать родителей пусть редкими, но все же счастливыми для них свиданиями, мог преуспеть в науке, в медицине. Да мало ли чего мог добиться молодой, умный, красивый, харизматичный человек?! Но писатель решил лишить его будущего. Почему? Возможно, ответ на этот вопрос в последних словах романа:
  
   "Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят так же о вечном примирении и о жизни бесконечной..."
  

Картина Г. Перова к роману И.С.Тургенева

  

   Но это уводит читателя в сторону, далекую от отношений отцов и детей, равно как и отношений друзей и влюбленных. "Вечное примирение" и "жизнь бесконечная" - это плоскость отношений людей и бога. Таким неожиданным поворотом сюжета писатель перевел взгляд читателя от земного к вечному.
  
   Читая роман, невозможно не обратить внимания на то, как Тургенев строит повествование, как описывает природу, людей, ведет диалоги, переходит от одной сцены к другой. В романе "Отцы и дети" нет ни слова лишнего, и вместе с тем даны богатые описания сплошным текстом, который, тем не менее, читается с удовольствием и именно неспешно.
   Красивый русский язык манит вязью слов, завораживает, создает ясную картинку. Красота слова, красота речи - это не пустые слова. От них на душе становится радостно, даже если повествование с оттенком грусти.
  
   В заключение хотелось бы сказать, что этот роман, как и многие произведения классиков русской литературы, недостаточно прочитать в школьном возрасте. Совершенно иные чувства вызывает он, когда человек уже задумывается о своих поступках, когда он уже имеет опыт взаимоотношений с людьми разных возрастов и полов, когда уже совершены какие-то ошибки и сделаны какие-то выводы. Только тогда, читая о похожем, но имевшем место в давние времена, читатель будет сравнивать свою жизнь и поступки с жизнью и поступками героев романа. Сфера взаимоотношений не меняется ни с годами, ни с эпохами. Всегда остается актуальным вопрос отношений отцов и детей; всегда в обществе есть те, кто горит новыми идеями общественного устройства, и те, кто в принципах своего времени видит лучшее, чего общество смогло достичь. Переходя на новый виток развития, общество базируется на достижениях прошлого, а понятия морали и нравственности, любви, уважения и дружбы по своей сути никогда не меняются.
  
  
   Есть в романе слова, сказанные противоречивой фигурой, персонажем, который смотрит на жизнь через новые очки, скрывающие неспешность и красоту бытия и обнажающие его анатомичность - Евгением Базаровым, но с ним нельзя не согласиться:
  
   Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает - скоро ли, тихо ли оно проходит.
  
   Именно так - не замечая времени! - читается роман великого русского классика с его неспешным, романтическим, мягким стилем повествования, который погружает читателя в атмосферу бытия девятнадцатого века, в особый мир русской природы, в таинственные уголки русской души, чьи чувства всегда будут возвышать человека над временем.
  
Оценка: 3.40*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"