Долгалев Виктор Федорович : другие произведения.

Песнь песней Соломона - комментарий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    повествование о посте, анатомия любви

  1 ДА ЛОБЗАЕТ ОН МЕНЯ ЛОБЗАНИЕМ УСТ СВОИХ! ИБО ЛАСКИ ТВОИ ЛУЧШЕ ВИНА. "В уста целует, кто отвечает словами верными" (Притчи 24:26). "Чтобы вечно любить, надо верными быть, надо знать, что нетрудно любовь потерять - тяжело вернуть опять. Надо чувство хранить и друг друга ценить, надо знать, что легко дружбы нить оборвать - нелегко края связать"(Евгений Радов). Верность и любовь - они гнездятся на одних и тех же местах, например, на кончиках веток, как цветы и плоды. В человеке они пребывают также на кончиках - в устах, в ласкающих конечностях и особенно в половых оконечностях. Плоды - конечно же, вершина любви. Помните песню: "и вершина любви - это чудо великое - дети!"?(К.Ваншенкин). Поэтому апостол Павел вершину любви, плод, в отличие от её составных частей, веры и надежды, называет путём превосходнейшим(1 коринфянам 12:31 - 13:1-13).
  2 ОТ БЛАГОВОНИЯ МАСТЕЙ ТВОИХ ИМЯ ТВОЕ - КАК РАЗЛИТОЕ МИРО; ПОЭТОМУ ДЕВИЦЫ ЛЮБЯТ ТЕБЯ.
  3 ВЛЕКИ МЕНЯ, МЫ ПОБЕЖИМ ЗА ТОБОЮ; - ЦАРЬ ВВЕЛ МЕНЯ В ЧЕРТОГИ СВОИ, - БУДЕМ ВОСХИЩАТЬСЯ И РАДОВАТЬСЯ ТОБОЮ, ПРЕВОЗНОСИТЬ ЛАСКИ ТВОИ БОЛЬШЕ, НЕЖЕЛИ ВИНО; ДОСТОЙНО ЛЮБЯТ ТЕБЯ! Сразу видно, что Соломон, автор этой мистической песни- притчи жил после того, как оформилась Псалтирь. Фактически, его Песня песней - перепев 44-го псалма сынов Кореевых, подражание ему, но подражание достойное! Сколько много поэтов, в том числе суфиев, воспевали любовь к Богу, пользуясь влекомым незамысловатым образом возлюбленной! Лейли и Меджнун - из этой же серии. Низами, Навои, Физули, Руми, Джами внесли свой вклад в воспевании неземной любви к Богу.
  4 ДЩЕРИ ИЕРУСАЛИМСКИЕ! ЧЕРНА Я, НО КРАСИВА, КАК ШАТРЫ КИДАРСКИЕ, КАК ЗАВЕСЫ СОЛОМОНОВЫ.
  5 НЕ СМОТРИТЕ НА МЕНЯ, ЧТО Я СМУГЛА, ИБО СОЛНЦЕ ОПАЛИЛО МЕНЯ: СЫНОВЬЯ МАТЕРИ МОЕЙ РАЗГНЕВАЛИСЬ НА МЕНЯ, ПОСТАВИЛИ МЕНЯ СТЕРЕЧЬ ВИНОГРАДНИКИ, - МОЕГО СОБСТВЕННОГО ВИНОГРАДНИКА Я НЕ СТЕРЕГЛА. Если я и поэт, то - несостоявшийся. Прошу у читателя прощения за то, что воспроизвожу здесь только анатомию любви. Юноша или девица - это замаскированные образы любви, в оригинал же любви вглядываться нам надо, созерцая седмину творения и даже цепь седмин.
  
  Из повреждённой статуи торчит
  Железный штырь. Ты хочешь знать загадку
  Жизнеустройства? Хватит с нас обид!
  Не суй свой нос к миропорядку
  С расспросами. Увидишь грубый срез
  И ржавчину. И это Афродита?
  Не руку жаль, а душу жаль, - протез
  Не заведёшь, не торс, а жизнь разбита.
  (Александр Кушнер)
  
  Смуглость, чернота, опалённость солнцем - это завершающий цвет в спектре жизни. Фактически это семёрка, СеМЕРТЬ, зима жизни, когда любовь охладевает(Матфей 24:12). И на этот печальный аспект жизни предлагается не смотреть. Вот куда надо смотреть: за завесы Соломоновы! За ними снова жизнь, брачный чертог! Дух Божий царствует в первом дне творения, новой заре жизни! Быть СТОрожем виноградника - всё равно что охранять границы изжитой седмины, почерневшей рухляди, но как бы в десятичном исчислении - не в семиричном. И "невеста" вовсе не печалится, что своего виноградника она не устерегла: страшный, томительный конец стал началом, семёрка, сонное семечко, проклюнулась ростком жизни!
  6 СКАЖИ МНЕ, ТЫ, КОТОРОГО ЛЮБИТ ДУША МОЯ: ГДЕ ПАСЕШЬ ТЫ? ГДЕ ОТДЫХАЕШЬ В ПОЛДЕНЬ? К ЧЕМУ МНЕ БЫТЬ СКИТАЛИЦЕЮ ВОЗЛЕ СТАД ТОВАРИЩЕЙ ТВОИХ?
  7 ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ ЭТОГО, ПРЕКРАСНЕЙШАЯ ИЗ ЖЕНЩИН, ТО ИДИ СЕБЕ ПО СЛЕДАМ ОВЕЦ И ПАСИ КОЗЛЯТ ТВОИХ ПОДЛЕ ШАТРОВ ПАСТУШЕСКИХ. На вопрос незамедлительно даётся ответ: иди по следам овец! Как же отгадать эту притчу? Расшифровать её поможет Евангелие: "написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников(Лука 19:46). То есть из священного числа семь, которая одновременно единица, надо выбрать кроткое, врачующее, созидательное, а не то, что характеризует зверей: злое, хищническое, разрушительное. То есть: иди по следам жизни, но не смерти! "Я посылаю вас, как овец среди волков"(Матфей 10:16). То есть: посылаю созидать, врачевать, воскрешать, восстанавливать, исправлять хромлющее...
  8 КОБЫЛИЦЕ МОЕЙ В КОЛЕСНИЦЕ ФАРАОНОВОЙ Я УПОДОБИЛ ТЕБЯ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ. Здесь тоже полезное одомашненное животное тащит спираль-колесницу жизни, цепь седмин.
  9 ПРЕКРАСНЫ ЛАНИТЫ ТВОИ ПОД ПОДВЕСКАМИ, ШЕЯ ТВОЯ В ОЖЕРЕЛЬЯХ; 10 ЗОЛОТЫЕ ПОДВЕСКИ МЫ СДЕЛАЕМ ТЕБЕ С СЕРЕБРЯНЫМИ БЛЕСТКАМИ. Как на срезе дерева - годовые кольца, так и шея возлюбленной в ожерельях, в седминах.
  11 ДОКОЛЕ ЦАРЬ БЫЛ ЗА СТОЛОМ СВОИМ, НАРД МОЙ ИЗДАВАЛ БЛАГОВОНИЕ СВОЕ.
  12 МИРРОВЫЙ ПУЧОК - ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ У МЕНЯ, У ГРУДЕЙ МОИХ ПРЕБЫВАЕТ.
  13 КАК КИСТЬ КИПЕРА, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ У МЕНЯ В ВИНОГРАДНИКАХ ЕНГЕДСКИХ.
  14 О, ТЫ ПРЕКРАСНА, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ, ТЫ ПРЕКРАСНА! ГЛАЗА ТВОИ ГОЛУБИНЫЕ.
  15 О, ТЫ ПРЕКРАСЕН, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ, И ЛЮБЕЗЕН! И ЛОЖЕ У НАС - ЗЕЛЕНЬ; 16 КРОВЛИ ДОМОВ НАШИХ - КЕДРЫ, ПОТОЛКИ НАШИ - КИПАРИСЫ. В этих стихах продолжает прославляться священное число семь, которое одновременно единица: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний"(Откр.22:13). Мирровый пучок, кисть кипера - это седмина, собранная воедино. Голубиные глаза символизируют мир, кротость, радость, дружбу, любовь, братство. Посмотрите, как безопасно и дружно едят голуби! А если бросишь еду кошкам, одна ест, а другие не подходят, осторожничают, потому что кошачьи когти - когти смерти. Ложе любви - весна, всякая новизна, всякая юность; потолки любви - семёрки. Вот как попытался растолковать, разжевать, разложить по полочкам библейскую Песнь песней ливанский поэт и философ Джебран Халиль Джебран:
  Весна
  
  Встань, возлюбленная моя, пройдемся среди холмов; снега уже растаяли, жизнь пробудилась ото сна и волнуется в долинах и на скатах. Пойдем со мной, посмотрим на следы ног весны в далеком поле. Пойдем, поднимемся на вершину холма и приглядимся к дрожанию зелени долин вокруг него.
  Вот заря весны уже развернула одеяние, свернутое ночью зимы; в него облеклись деревья персика и яблони, выступив, точно невеста в ночь судьбы. Проснулась виноградная лоза; ветви ее обнялись, как пары влюбленных. Побежали ручейки вприпрыжку между скал, повторяя песню радости; из сердца природы показались цветы, как пена на море.
  Пойдем, выпьем остатки дождевых слез из чашечек нарцисса, наполним свою душу пением ликующих птиц, поспешим вдохнуть аромат ветерков.
  Сядем около той скалы, где прячется фиалка, и обменяемся поцелуями любви.
  
  Лето
  
  Пойдем со мной в поле, моя дорогая; наступили уже дни жатвы, посев завершил свою жизнь, он созрел от жара любви солнца к природе. Отправимся прежде, чем птицы опередят нас и склюют плоды наших трудов или община муравьев захватит нашу землю. Приди, соберем плоды земли, как душа собирает зерна счастья из семян верности, которые посеяла любовь в глубине наших сердец. Наполним амбары потомством стихий, как жизнь наполнила закрома наших чувств.
  Пойдем, подруга моя, расстелем траву, укутаемся небом, положим под головы сноп нежной соломы и отдохнем от дневного труда, слушая ночную беседу озера в долине.
  
  Осень
  
  Пойдем в виноградник, возлюбленная моя, выжмем виноград и скроем сок его в сосудах, как душа прячет мудрость веков; соберем сухие плоды, извлечем из них сок и воспоминанием заменим былое.
  Вернемся в жилище! Пожелтели листы на деревьях; их разносит ветер, точно желая закутать цветы, которые скончались от горя, когда с ними простилось лето. Пойдем - уже птицы улетели к берегу, унеся с собой радость садов, оставив в одиночестве жасмин; последние слезы падают на кожу земли.
  Вернемся! Ручейки остановили свой бег, в источниках высохли слезы радости, холмы сбросили блестящее одеяние. Пойдем, возлюбленная моя. Природу соблазняет дремота, и она прощается с бодрствованием трогательной нехавендской песнью.
  
  Зима
  
  Подойди ближе, подруга моей жизни, подойди ко мне, не позволяй дыханию снегов разлучить наши тела. Сядь около меня перед этим очагом. Огонь ведь приятный плод зимы. Расскажи мне о деяниях веков. Уши мои утомились от вздохов ветра и стонов стихий. Закрой хорошо дверь и окна. Зрелище гневного лица природы печалит душу мою; вид селенья, сидящего, точно вдова, в сугробах снега, источает кровь из сердца... Налей в светильник масла, о подруга моей жизни! Он скоро потухнет. Поставь его около меня, чтобы мне видеть, что начертали ночи на твоем лице... Дай кубок вина, выпьем и вспомним день сбора.
  Подойди ближе. Подойди ближе ко мне, возлюбленная души моей, - огонь погас, и пепел сейчас скроет его... Обними меня: ведь уже потух светильник, и мрак победил его... Вот и наши глаза отягчило вино годов... Взгляни на меня взором, насурьмленным дремотой... Обними меня прежде, чем обнимет нас сон. Поцелуй меня - ведь снег уже победил все, кроме твоего поцелуя... Ох дорогая моя, как глубоко море сна, ох как далеко утро... в этом мире! (Джебран Халиль Джебран, Жизнь любви)
  2
  1 Я НАРЦИСС САРОНСКИЙ, ЛИЛИЯ ДОЛИН!
  2 ЧТО ЛИЛИЯ МЕЖДУ ТЕРНАМИ, ТО ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ МЕЖДУ ДЕВИЦАМИ.
  3 ЧТО ЯБЛОНЯ МЕЖДУ ЛЕСНЫМИ ДЕРЕВЬЯМИ, ТО ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ МЕЖДУ ЮНОШАМИ. В ТЕНИ ЕЕ ЛЮБЛЮ Я СИДЕТЬ, И ПЛОДЫ ЕЕ СЛАДКИ ДЛЯ ГОРТАНИ МОЕЙ.
  4 ОН ВВЕЛ МЕНЯ В ДОМ ПИРА, И ЗНАМЯ ЕГО НАДО МНОЮ - ЛЮБОВЬ.
  5 ПОДКРЕПИТЕ МЕНЯ ВИНОМ, ОСВЕЖИТЕ МЕНЯ ЯБЛОКАМИ, ИБО Я ИЗНЕМОГАЮ ОТ ЛЮБВИ.
  6 ЛЕВАЯ РУКА ЕГО У МЕНЯ ПОД ГОЛОВОЮ, А ПРАВАЯ ОБНИМАЕТ МЕНЯ. "Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца? Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и праздники: некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней"(Сирах 33:8-9). Поскольку Бог себя называет Альфой и Омегой, то последний день творения, седьмой, который одновременно первый, является священным. Нарцисс, наркотический, дурманящий цветок красоты, нежности и грации, символизирует этот священный день: шесть лепестков его в жерле увенчаны коронкой. Конечно, терния, "злая зелень застоявшихся полей"(Р.Рождественский), несравнима с этой славой. Также и лилию, атрибут свадебных и культовых церемоний, можно сравнить только с розой. Яблоня противопоставляется лесу, частоколу будней, и её круглые, совершенные, сладкие плоды как раз сравнимы с брачным пиром, вспомним символику надкусанного яблока. Вино, бражный и брачный напиток - тоже неотъемлемый аргумент седьмого дня, который одновременно первый. Без него ничтожно всякое торжество, и когда Христос шесть водоносов претворяет в вино, Он указывает именно на этот торжественный день, брачный чертог, увенчанный знаменем любви. "Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня" - эти слова тоже подписывают адрес седьмого дня, который одновременно первый: круг завершён, конец и начало соединились.
  7 ЗАКЛИНАЮ ВАС, ДЩЕРИ ИЕРУСАЛИМСКИЕ, СЕРНАМИ ИЛИ ПОЛЕВЫМИ ЛАНЯМИ: НЕ БУДИТЕ И НЕ ТРЕВОЖЬТЕ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, ДОКОЛЕ ЕЙ УГОДНО. "Если согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему"(Лука 17:3-4). "Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?"(Матфей 18:21). - "Не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно".
  8 ГОЛОС ВОЗЛЮБЛЕННОГО МОЕГО! ВОТ, ОН ИДЕТ, СКАЧЕТ ПО ГОРАМ, ПРЫГАЕТ ПО ХОЛМАМ.
  9 ДРУГ МОЙ ПОХОЖ НА СЕРНУ ИЛИ НА МОЛОДОГО ОЛЕНЯ. ВОТ, ОН СТОИТ У НАС ЗА СТЕНОЮ, ЗАГЛЯДЫВАЕТ В ОКНО, МЕЛЬКАЕТ СКВОЗЬ РЕШЕТКУ. Эти стихи можно сравнить с томлением любви. Взятие барьеров по горам и холмам - стремление преодолеть преграды, разлуки, семёрки. Семёрка - это стена, СОТена, если представить её в десятичном исчислении. Это хищное конечное число, заглядывающее в окно, в оконечность, в инде(Иоанн 10:1). А надо входить в дверь, если ты не вор и разбойник. Хорошо, что друг из благородных, похож на серну и молодого оленя, и в следующих стихах он обрисовывает возлюбленной дверь, проём в стене, вход в брачный чертог, в свет первого, нового дня творения. Также и апостол Павел мечется перед преградой, чтобы достичь нас, подрастающих для любви: "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно"(Ефесянам 6:18-20).
  10 ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ НАЧАЛ ГОВОРИТЬ МНЕ: ВСТАНЬ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ, ПРЕКРАСНАЯ МОЯ, ВЫЙДИ!
  11 ВОТ, ЗИМА УЖЕ ПРОШЛА; ДОЖДЬ МИНОВАЛ, ПЕРЕСТАЛ; 12 ЦВЕТЫ ПОКАЗАЛИСЬ НА ЗЕМЛЕ; ВРЕМЯ ПЕНИЯ НАСТАЛО, И ГОЛОС ГОРЛИЦЫ СЛЫШЕН В СТРАНЕ НАШЕЙ; 13 СМОКОВНИЦЫ РАСПУСТИЛИ СВОИ ПОЧКИ, И ВИНОГРАДНЫЕ ЛОЗЫ, РАСЦВЕТАЯ, ИЗДАЮТ БЛАГОВОНИЕ. ВСТАНЬ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ, ПРЕКРАСНАЯ МОЯ, ВЫЙДИ!
  14 ГОЛУБИЦА МОЯ В УЩЕЛЬЕ СКАЛЫ ПОД КРОВОМ УТЕСА! ПОКАЖИ МНЕ ЛИЦЕ ТВОЕ, ДАЙ МНЕ УСЛЫШАТЬ ГОЛОС ТВОЙ, ПОТОМУ ЧТО ГОЛОС ТВОЙ СЛАДОК И ЛИЦЕ ТВОЕ ПРИЯТНО. В 24 главе Евангелия от Матфея спасительное благословенное начало(новый день) описано скупо: показано знамение распускающей листья смоковницы и сказано, что при дверях. И ещё явлено пришествие Сына Человеческого, чтобы собрать избранных. Семёрочный, смертный конец показан в ужасающих подробностях: мерзость запустения изжитого времени и бесперспективность зимы, повеление незамедлительно бежать в горы, обречённость всяких семёрок и концов - беременным уготованы викидыши, сосцам - неприкаянность, советам лжепророков - безысходность(вспомните судьбу Григория Распутина!), и всё что сделано, познано - назовётся трупом и будет отдано на растерзание стервятникам. Здесь же, в Песне песней, зима в прошлом, ненастье миновало, торжество весны во всяком знамении и ликовании.
  15 ЛОВИТЕ НАМ ЛИСИЦ, ЛИСЕНЯТ, КОТОРЫЕ ПОРТЯТ ВИНОГРАДНИКИ, А ВИНОГРАДНИКИ НАШИ В ЦВЕТЕ. Но почему же это негодование? Отчего пессимизм, словно "мёртвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника"?(Еккл.10:1). От того, что не пришло время "назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым"(1 коринфянам 12:3). Бог - не человек. И Бог не троичен, Бог - един. Отец, Сын, Дух Святой - это ступени восхождения к Богу. Есть Сущий, Отец, который на небесах, Отец же, который в троице - логос ветхого завета, Сын - логос нового завета, кто же достигнет вечного завета, увенчивается Утешителем, которого обещал послать богочеловек Иисус Христос. "Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем"(Матфей 12:31-32). Ещё подробней и содержательней звучит речение из Евангелия от Фомы: "Тот, кто высказал хулу на Отца, - ему простится, и тот, кто высказал хулу на Сына, - ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа Святого, - ему не простится ни на земле, ни на небе". Ясно, что тут говорится об Отце, как логосе Торы, но не об Отце, который на небесах. После приведённого стиха у Матфея идёт рассуждение о худом, неразветвлённом дереве и о добром, разветвлённом. Также о тайнике худом и добром, из которых человек получает потенции для сердца. Порождениями ехидниными названы начальные, худые ступени совершенствования. Это шудры и вайшьи, если пользоваться низшими кастовыми терминами из Вед, индуистского Писания, в Песне же песней они названы лисицами. Кто же такие лисицы? "Лисицы имеют норы... а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову"(Матфей 8:20). То есть вместо выращивания доброго разветвлённого древа жизни, лисицы ограничиваются худосочной ветвью, одной седминой. Также лисицей назван Ирод(Лука 13:32), который если и имеет какое-то отношение к учению Христа, то, видимо, как противник, атеист. И благословенный Богом Давид поминает это лукавого зверя: "Те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; сразят их силою меча; достануться они в добычу лисицам"(Псалтирь 62:10-11). Мартин Лютер в немецком переводе Библии в этом месте лисицу называет ещё обидней - шакалом. И там, где мерзость запустения, некогда культивированная земля, а теперь одичавшая, там тоже лисицы(Иезекииль 13:4; Плач Иеремии 5:18). Так что отречение от каких-то пройденных этапов, как от себя, от наивного мировоззрения, определено самим Писанием. Это и Петру не вменяется в вину, когда он отрекается от Иисуса, как человека(Матфей 26:34), и утверждается Им, воскресшим, как Духом Святым(Иоанн 21:15-17). Это сатана просил сеять религию, как пшеницу(Лука 22:31), для одноразового результата, как догму, но Истина - это не то, что раз и навсегда обретается, Истина - то, что ищется. "Есть и будет Аллах, но в каких-либо точных местах нет Ему пребыванья, и кто не таков - не Аллах. Отрицая незыблемость Божью, порвёшь ты с исламом, Бога с местом связуя, невеждою будешь упрямым. Тот, в кого остриём Его циркуль вонзился, тот, как месяц, навек к постиженью Его устремился"(Низами, Сокровищнийца тайн).
  16 ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ, А Я ЕМУ; ОН ПАСЕТ МЕЖДУ ЛИЛИЯМИ.
  17 ДОКОЛЕ ДЕНЬ ДЫШИТ ПРОХЛАДОЮ, И УБЕГАЮТ ТЕНИ, ВОЗВРАТИСЬ, БУДЬ ПОДОБЕН СЕРНЕ ИЛИ МОЛОДОМУ ОЛЕНЮ НА РАССЕЛИНАХ ГОР. Да, возлюбленный принадлежит возлюбленной, а она ему - таково Единство. Но что-то не состоялось. Опять как заклинание: возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор. Возвратись и расселины гор - ключевые слова. "Возвращайся, дева Израилева... Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь?"(Иеремия 31:21-22). ВозВРАТ указывает на триумфиальные врата: "Поднимите, ВРАТА, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!"(Псалтирь 23:7). Первый день творения - вот они, врата, вот они дороги в расщелинах гор!
  3
  1 НА ЛОЖЕ МОЕМ НОЧЬЮ ИСКАЛА Я ТОГО, КОТОРОГО ЛЮБИТ ДУША МОЯ, ИСКАЛА ЕГО И НЕ НАШЛА ЕГО. На ложе действительно не найдёшь! Ложе-то в покоях, то есть в семёрке. Никак не могу представить жениха и невесту мёртвыми!
  2 ВСТАНУ ЖЕ Я, ПОЙДУ ПО ГОРОДУ, ПО УЛИЦАМ И ПЛОЩАДЯМ, И БУДУ ИСКАТЬ ТОГО, КОТОРОГО ЛЮБИТ ДУША МОЯ; ИСКАЛА Я ЕГО И НЕ НАШЛА ЕГО. Вот простушка! Ведь там "женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги её не живут в доме её: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она свои ковы"(Притчи 7:10-12). "Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою"(Притчи 5:16-17).
  3 ВСТРЕТИЛИ МЕНЯ СТРАЖИ, ОБХОДЯЩИЕ ГОРОД: "НЕ ВИДАЛИ ЛИ ВЫ ТОГО, КОТОРОГО ЛЮБИТ ДУША МОЯ?" И здесь нет возлюбленного! Вот что изрекает Исайя о сторожах: "Кричат мне с Сеира: сторож! Сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но ещё ночь. Если вы настоятельно спрашиваете, то обратитесь и приходите"(Исайя 21:11-12). СТОрож - сто или,фактически, семёрка в семиричном исчислении, то есть ночь. А надо считать: один, два... чтобы утро явилось. Утро, как и весна, двери в жизнь.
  4 НО ЕДВА Я ОТОШЛА ОТ НИХ, КАК НАШЛА ТОГО, КОТОРОГО ЛЮБИТ ДУША МОЯ, УХВАТИЛАСЬ ЗА НЕГО, И НЕ ОТПУСТИЛА ЕГО, ДОКОЛЕ НЕ ПРИВЕЛА ЕГО В ДОМ МАТЕРИ МОЕЙ И ВО ВНУТРЕННИЕ КОМНАТЫ РОДИТЕЛЬНИЦЫ МОЕЙ. Чуть-чуть отошла от семёрки, от семерти, от сумерка, от мрака и нашла зарю, первый день творения новой седмины. "О все, кто рождён! Когда смерть постучит в вашу дверь, не пугайтесь! Смерть - второе рожденье для тех, кто влюблён, так рождайтесь, рождайтесь!"(Джалалиддин Руми) Что там, во внутренних комнатах родительницы, в начале седмины? "И взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня, а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но пославшего Меня"(Марк 9:36-37). Если в конце исчерпанной седмины, вовне, центробежные разрушительные силы, то в начале новой, внутри, центростремительные, созидательные: здесь брачный чертог, здесь зачатие и рождающая утроба. Здесь Святой Дух с плодами: мир, радость, любовь. Но тщетно стараться перечислить все сокровища внутренностей седмины. Вот как мечется Низами между семёркой и единицей, между сотней и опять же единицей, но всех метафор ему никогда не перечислить. Я только чуть-чуть его процитирую, а иначе я никогда не кончу комментарий Песни песней.
  
  Узы сбросил я с рук. О земном я не думал нимало.
  Возросла моя мощь, а грабителей сердца не стало.
  Бег мой сделался быстрым, никто не поспорил бы с ним.
  К двери сердца спеша, я пришёл переходом одним.
  Я направился к сердцу, мой дух - по дороге к исходу.
  Полдень жизни пришёл. Жаждал этого год я от году.
  Я в священной максуре, и я размышляю. Мой стан,
  Словно шар изогнулся, а был он похож на човган.
  Где тут шар, где човган. Где пределы согнутого стана?
  Вот кафтана пола, а прижался к ней ворот кафтана.
  Из чела сделав ноги, я голову сделал из ног.
  Стал я гнутым човганом, и шаром казаться я мог.
  Сам себя позабыв, покидал я себя всё охотней.
  Сотня стала одним, и одно мог увидеть я сотней.
  Смутны чувства мои. Я один. Отправляюсь я в путь.
  Мне чужбина горька; одиночеством сдавлена грудь.
  Мне неясен мой путь, где-то нужная скрылась дорога.
  Возвращенья мне нет, и благого не вижу порога.
  И в священном пути застывала от ужаса кровь,
  Но, как зоркий начальник, поводья схватила любовь.
  Стукнул в дверь. Услыхал: "Кто пришёл в этот час неурочный?" -
  "Человек. Отопри! Я любовью ведом непорочной".
  Те, что шли впереди, отстранили завесу.
  Они отстранили мой облик. Всё внешнее было в тени.
  И затем из большого, в богатом убранстве, чертога
  Раздалось: "Низами! ты пришёл! Что же ждёшь у порога?"
  Я был избран из многих. Мне дверь растворили, и вот
  Голос молвил: "Войди". Миновал я разубранный вход.
  Был я в свете лампад, был я в блеске большого покоя.
  Глаз дурной да не тронет сиянье такого покоя!
  Семь халифов блистали под ярким лампадным огнём,
  Словно семь повестей, заключённых в сказанье одном.
  (Сокровищница тайн).
  
  5 ЗАКЛИНАЮ ВАС, ДЩЕРИ ИЕРУСАЛИМСКИЕ, СЕРНАМИ ИЛИ ПОЛЕВЫМИ ЛАНЯМИ: НЕ БУДИТЕ И НЕ ТРЕВОЖЬТЕ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, ДОКОЛЕ ЕЙ УГОДНО. Когда же она проснётся? Вот это заклинание в переводах многих других авторов:
  "Дочери Иерусалима, клянитесь мне дикими оленями и газелями, что не станете будить любовь и возбуждать её не будете, покуда не возжелается". "Заклинаю я вас, дочери Йерушалаима газелями или полевыми ланями - не будите и не пробуждайте любовь, доколе не пожелает она". "Заклинаю вас, дочери Иерусалима, газелями или полевыми ланями: не будите и не тревожьте любви, доколе ей угодно". "Заклинаю я вас, девы Иерусалима, газелями или ланями поля: не будите и не тревожьте любовь, пока сама не захочет она!" "Заклинаю вас, девушки Иерусалима, газелями и оленями степными, - Не будите, не пробуждайте любовь, пока не проснется". "Всеми ланями полевыми, всеми сернами, что в округе, - всем, что есть в Иерусалиме драгоценного, о подруги, заклинаю! Прошу, как чуда: чтоб любовь не свела с ума, - не будите ее, покуда не проснется она сама!" "Иерусалима дочери, покуда наш сумрак сер, пока не очнулись ловчие оленей и диких серн, я вас заклинаю устьями всех рек, оросивших склон: любовь не будите! - Пусть она сама прерывает сон".
  "Девушки городские, я вас молю и ныне: о, не тревожьте милой столько, сколь ей угодно!" "Заклинаю вас, девушки Иерусалима, газелями и легконогими ланями не будить, не тревожить любовь, пока не очнется сама". "Под моей головой его левая, Ну а правой меня обнимает, Голос сердца к подругам взывает: Не будите Любовь, коль неспелая!" "Заклинаю вас, девушки Иерусалима, газелями и оленями степными, - Не будите, не пробуждайте
  любовь, пока не проснется!" "Заклинаю я вас, о девушки Иерусалима: что вы будите, что пробуждаете любовь, пока не проснется?"
  
  
  
  6 КТО ЭТА, ВОСХОДЯЩАЯ ОТ ПУСТЫНИ КАК БЫ СТОЛБЫ ДЫМА, ОКУРИВАЕМАЯ МИРРОЮ И ФИМИАМОМ, ВСЯКИМИ ПОРОШКАМИ МИРОВАРНИКА?
  7 ВОТ ОДР ЕГО - СОЛОМОНА: ШЕСТЬДЕСЯТ СИЛЬНЫХ ВОКРУГ НЕГО, ИЗ СИЛЬНЫХ ИЗРАИЛЕВЫХ.
  8 ВСЕ ОНИ ДЕРЖАТ ПО МЕЧУ, ОПЫТНЫ В БОЮ; У КАЖДОГО МЕЧ ПРИ БЕДРЕ ЕГО РАДИ СТРАХА НОЧНОГО.
  9 НОСИЛЬНЫЙ ОДР СДЕЛАЛ СЕБЕ ЦАРЬ СОЛОМОН ИЗ ДЕРЕВ ЛИВАНСКИХ; 10 СТОЛПЦЫ ЕГО СДЕЛАЛ ИЗ СЕРЕБРА, ЛОКОТНИКИ ЕГО ИЗ ЗОЛОТА, СЕДАЛИЩЕ ЕГО ИЗ ПУРПУРОВОЙ ТКАНИ; ВНУТРЕННОСТЬ ЕГО УБРАНА С ЛЮБОВЬЮ ДЩЕРЯМИ ИЕРУСАЛИМСКИМИ.
  11 ПОЙДИТЕ И ПОСМОТРИТЕ, ДЩЕРИ СИОНСКИЕ, НА ЦАРЯ СОЛОМОНА В ВЕНЦЕ, КОТОРЫМ УВЕНЧАЛА ЕГО МАТЬ ЕГО В ДЕНЬ БРАКОСОЧЕТАНИЯ ЕГО, В ДЕНЬ, РАДОСТНЫЙ ДЛЯ СЕРДЦА ЕГО.
  Как это похоже на текст песни Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского!
  
  По проселочной дороге шел я молча
  И была она пуста и длинна
  Только грянули гармошки что есть мочи
  И руками развела тишина
  А эта свадьба свадьба свадьба пела и плясала
  И крылья эту свадьбу вдаль несли
  Широкой этой свадьбе было места мало
  И неба было мало и земли
  
  Но мне надо описать не патетику, а анатомию этой части песни-притчи. От пустыни - значит, от начала, от единицы. Причём концом единицы уже будет не скудная семёрка, а обильное число семьдесят. Законный вопрос: да где же оно? Тут надо вспомнить, что Соломон сравнивает себя с шестилепестковым нарциссом. Вокруг его носильного паланкина шестьдесят сильных, то есть каждый лепесток, удесятирён. Значит, он сам, как царь, увенчан, коронован - коронку-то посередине шести лепестков не забудем! - числом семьдесят, которое одновременно единица. Сакральная семёрка, которая единица, она венчает всякую власть - Бога ли, царя ли, сотника. Потому что начало происходит из конца, а не из ничего, как многие могут думать. И ещё потому, что власть единит, объединяет множество. Само слово ВЛАСТЬ(или волость) говорит за себя: глава(единица) с власами(множеством, семёркой, сотней, тысячей). У корня, начала растения, вместо волос мочковатость - разделённая мощь. Принято считать, что конечности это хвосты. Хвосты у животных, у нерадивых школяров, у комет, да и хвостики в семье, дети, говорят о незавершённости развития, о бесконечности. А вот хвосты в начале, их волосатость и мочковатость, говорят о безначальности предшествующего. Хобот слона, например, тоже яркий образец хвоста в начале.
  Впрочем, это излишние рассуждения. Нам надо понять, чем сильны носильщики одра Соломона. Разъяснение даёт Исайя: "От малого произойдёт тысяча, и от самого слабого сильный народ"(Исайя 60:22). То есть, единичка, горчичное семечко - это слабость, а концы пределов - сто, тысяча, десять тысяч - это дерево, которое из него выросло, вот где мощь и сила! Эти пределы Иисус по мере возрастания называет сильными и сильнейшими(Лука 11:21-22). Сам мудрый и опытный Соломон подтвержает неоспоримое: "Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного"(Еккл. 7:8). Привязка этой притчи к терпеливости говорит о некоем кропотливом, продолжительном делании, культивировании, селекции. То, что это говорится о вере, которая проснётся и обернётся любовью - в этом нет никакого сомнения! Сильные Соломона ДЕРЖАТ ПО МЕЧУ, ОПЫТНЫ В БОЮ; У КАЖДОГО МЕЧ ПРИ БЕДРЕ ЕГО РАДИ СТРАХА НОЧНОГО. В синодальном издании после этого стиха в симфонии даётся ссылка на стихи девяностого псалма: "Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым"(Псалтирь 90: 5-8). Оказывается нечестивые, в единственном числе или легион - это бесы, и низлагать их может только сильный, тот, кто с мечом. "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч(Матфей 10:34). Конечно, Иисус и мир принёс, но когда наступает время духовной брани, необходим меч. Почему ученики не могли изгнать даже одного беса(Матфей 17:16), тогда как Христос легко расправлялся с их легионом?(Лука 8:30). Потому что ни у кого не было меча при бедре. Разящий и побеждающий меч - это пост и молитва.
   Но разве не постятся верующие - иудеи, христиане, мусульмане? "Почему мы постимся, а Ты не видишь, смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - вот такой, казалось бы, законный, аргументированный вопрос к Богу(Исайя 58:3). И ответ незамедлителен: вы не поститесь так, чтобы голос ваш был услышан на выСОТе, вы не поститесь так, чтобы исполнить волю Божию - разрешить оковы неправды, расторгнуть ярмо, угнетённых вывести на свободу, голодного накормить, нагого одеть и ради бомжа утесниться на вожделенном жизненном пространстве. То есть пост наш ничтожен: мы постимся, чтобы исполнить свою волю, прихоть, корысть, постимся для ссор и распрей, чтобы перераспределить ценности в свою пользу. Я выделил в слове выСОТа число СТО, чтобы сравнить с нашим незначительным постом в один, два или три дня, а то и с ограниченным церковными уставами вегетарианством, которое в библейские времена, постом не считалось. И десятина наша, жертвуемуя для Бога - всего лишь жалкая десятая часть выСОТы - суда, правды, веры, любви(Матфей 23:23). Повторяйте раз за разом слово СУД и вы услышите тот же СОТ - число сильного.
   Но поскольку христианство к нам пришло из семитских народов, пращуром которых был Сим, старший сын Ноя, дни мы исчисляем по их календарю, седминами, и семёрка в каждой седмине - тоже священное число сильного. Шестьдесят сильных с мечами - расшифровывается как шестьдесят седмин, а вкупе с "царём Соломоном" получается семьдесят седмин, - царя Соломона я закавычил, потому что нам важна не повесть, а анатомия повести. Но почему семьдесят, а не семьсот, не семь тысяч и ещё больше крат священного числа, ведь прогресс и развитие бесконечны? Ориентация здесь на скромные человеческие возможности: "Дней лет наших всего до семидесяти, а при большей крепости до осьмидесяти: и самый цвет их изнурение и скорбь"(Псалтирь 89:10). Я привёл этот стих Моисея в переводе протоирея Г.П.Павского, а вот синонимы синодального перевода: "самая лучшая пора их - труд и болезнь". Подчёркиваю, что здесь славится любовь к Богу, цвет нарцисса и лилии, не любовь к женщине: для женщины ты в таких летах - половая тряпка. "Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, и нет неправды в Нём"(Псалтир 91:13-16). Опять же, плодовиты, сочны и свежи - для Бога.
   Впрочем, не сам Соломон определяет для достижения любви к Богу число постепенно набираемого в течении жизни поста, он лишь приноравливает свои метафоры к семидесяти седминам пророка Даниила(Даниил 9:24 -27). Иисус Христос даёт заповедь любить Бога и ближнего всем сердцем, всю душою, всем разумением, всею крепостью - и это тоже вписывается в хронологию жизни человека. Когда же Пётр пытается в вопросе конкретизировать предельное терпение - то ли количества дней поста, то ли числа прощений ближнего: до семи ли? - Христос отвечает: до седмижды семидесяти. И это тоже ссылка на Данииловы семьдесят седмин.
  Приходите опять, пожалуйста, приходите опять.
  Кто бы вы ни были,
  Верующие, неверующие, еретики или язычники.
  Даже если вы уже обещали сто раз
  И сто раз нарушили обещание,
  Эта дверь - не дверь безнадежности и уныния.
  Эта дверь открыта для каждого,
  Приходите, приходите, как есть.
  (Джалелиддин Руми)
  4
  1 О, ТЫ ПРЕКРАСНА, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ, ТЫ ПРЕКРАСНА! ГЛАЗА ТВОИ ГОЛУБИНЫЕ ПОД КУДРЯМИ ТВОИМИ; ВОЛОСЫ ТВОИ - КАК СТАДО КОЗ, СХОДЯЩИХ С ГОРЫ ГАЛААДСКОЙ; 2 ЗУБЫ ТВОИ - КАК СТАДО ВЫСТРИЖЕННЫХ ОВЕЦ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ КУПАЛЬНИ, ИЗ КОТОРЫХ У КАЖДОЙ ПАРА ЯГНЯТ, И БЕСПЛОДНОЙ НЕТ МЕЖДУ НИМИ; 3 КАК ЛЕНТА АЛАЯ ГУБЫ ТВОИ, И УСТА ТВОИ ЛЮБЕЗНЫ; КАК ПОЛОВИНКИ ГРАНАТОВОГО ЯБЛОКА - ЛАНИТЫ ТВОИ ПОД КУДРЯМИ ТВОИМИ; 4 ШЕЯ ТВОЯ - КАК СТОЛП ДАВИДОВ, СООРУЖЕННЫЙ ДЛЯ ОРУЖИЙ, ТЫСЯЧА ЩИТОВ ВИСИТ НА НЕМ - ВСЕ ЩИТЫ СИЛЬНЫХ; 5 ДВА СОСЦА ТВОИ - КАК ДВОЙНИ МОЛОДОЙ СЕРНЫ, ПАСУЩИЕСЯ МЕЖДУ ЛИЛИЯМИ. Самые нежные и самые внимательные слова и метафоры из древних дней израильского обихода! Но задача этой статьи - обращать внимание на знаки восхождения к Богу. Стадо, то есть сто, и Давидов столп (тоже сто) с тысячью щитами сильных - это выСОТы такого восхождения в десятичном исчислении. Овцы, выходящие из купальни, и бесплодной нет между ними - на этой метафоре в Евангелии сказывается притча о купальне Силоам, где Ангел Господень возмущает воду, и кто омылся в этой вдохновенной, эйфорической воде, более не больны, не бесплодны, не несовершенны(Иоанн 5:4; 9:7). Ангел Господень здесь указывает на Духа Божиего в первом дне обновлённой седмины(Бытие 1:2).
  6 ДОКОЛЕ ДЕНЬ ДЫШИТ ПРОХЛАДОЮ, И УБЕГАЮТ ТЕНИ, ПОЙДУ Я НА ГОРУ МИРРОВУЮ И НА ХОЛМ ФИМИАМА. Мирровая гора и холм фимиама - одна из синонимических метафор восхождения. Ведь Библия повсеместно использует другие, более конкретные - Сион, Фавор, Елеонскую или Масличную гору.
  7 ВСЯ ТЫ ПРЕКРАСНА, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ, И ПЯТНА НЕТ НА ТЕБЕ! Пятна нет на тебе! - как тут не вспомнить параллель из Евангелия, когда Иисус умывает ученикам ноги, чтобы имели часть с Ним и были чисты(Иоанн 13:8,10). Ведь ноги, конечности, концы - завершение всякого дела.
  8 СО МНОЮ С ЛИВАНА, НЕВЕСТА! СО МНОЮ ИДИ С ЛИВАНА! СПЕШИ С ВЕРШИНЫ АМАНЫ, С ВЕРШИНЫ СЕНИРА И ЕРМОНА, ОТ ЛОГОВИЩ ЛЬВИНЫХ, ОТ ГОР БАРСОВЫХ! Аман, Сенир, Ермон - перечисляются пройденные этапы, вехи Пути, высоты седмин, священные семёрки, которые в Псалтири также называтся подобно - горами хищническими(Псалтирь 75:5).
  9 ПЛЕНИЛА ТЫ СЕРДЦЕ МОЕ, СЕСТРА МОЯ, НЕВЕСТА! ПЛЕНИЛА ТЫ СЕРДЦЕ МОЕ ОДНИМ ВЗГЛЯДОМ ОЧЕЙ ТВОИХ, ОДНИМ ОЖЕРЕЛЬЕМ НА ШЕЕ ТВОЕЙ. Опять здесь превозносится самая совершенная фигура - круг, соитие конца и начала, семёрки, которая одновременно единица.
  10 О, КАК ЛЮБЕЗНЫ ЛАСКИ ТВОИ, СЕСТРА МОЯ, НЕВЕСТА! О, КАК МНОГО ЛАСКИ ТВОИ ЛУЧШЕ ВИНА, И БЛАГОВОНИЕ МАСТЕЙ ТВОИХ ЛУЧШЕ ВСЕХ АРОМАТОВ!
  11 СОТОВЫЙ МЕД КАПЛЕТ ИЗ УСТ ТВОИХ, НЕВЕСТА; МЕД И МОЛОКО ПОД ЯЗЫКОМ ТВОИМ, И БЛАГОУХАНИЕ ОДЕЖДЫ ТВОЕЙ ПОДОБНО БЛАГОУХАНИЮ ЛИВАНА! Мёд и молоко - обетованные символы. Горний, возвышенный воздух гор Ливана, семьдесят седмин, и одновременно легкомысленное приморское благоухание, единица, - питательные ароматы любви.
  12 ЗАПЕРТЫЙ САД - СЕСТРА МОЯ, НЕВЕСТА, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ КОЛОДЕЗЬ, ЗАПЕЧАТАННЫЙ ИСТОЧНИК: 13 РАССАДНИКИ ТВОИ - САД С ГРАНАТОВЫМИ ЯБЛОКАМИ, С ПРЕВОСХОДНЫМИ ПЛОДАМИ, КИПЕРЫ С НАРДАМИ, 14 НАРД И ШАФРАН, АИР И КОРИЦА СО ВСЯКИМИ БЛАГОВОННЫМИ ДЕРЕВАМИ, МИРРА И АЛОЙ СО ВСЯКИМИ ЛУЧШИМИ АРОМАТАМИ; 15 САДОВЫЙ ИСТОЧНИК - КОЛОДЕЗЬ ЖИВЫХ ВОД И ПОТОКИ С ЛИВАНА. В этот запертый сад стучатся десять евангельских дев: мудрые проходят, а неразумные остаются за дверью. Здесь источник воды живой - не в Самарии, не в Иерусалиме, даже не в Мекке! Здесь издревле пели гимны и воскуряли нард и шафран, аир и корицу, мирру и алой богине любви Афродите, а теперь Единому Богу.
  16 ПОДНИМИСЬ ВЕТЕР С СЕВЕРА И ПРИНЕСИСЬ С ЮГА, ПОВЕЙ НА САД МОЙ, - И ПОЛЬЮТСЯ АРОМАТЫ ЕГО! - ПУСТЬ ПРИДЕТ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ В САД СВОЙ И ВКУШАЕТ СЛАДКИЕ ПЛОДЫ ЕГО. Этот стих тоже составляют метафоры конца и начала. Северный ветер - семьдесят седмин, южный распечатывает вход в новую седмину, которая называется одной, Единой, Единственной.
  5
  1 ПРИШЕЛ Я В САД МОЙ, СЕСТРА МОЯ, НЕВЕСТА; НАБРАЛ МИРРЫ МОЕЙ С АРОМАТАМИ МОИМИ, ПОЕЛ СОТОВ МОИХ С МЕДОМ МОИМ, НАПИЛСЯ ВИНА МОЕГО С МОЛОКОМ МОИМ. ЕШЬТЕ, ДРУЗЬЯ, ПЕЙТЕ И НАСЫЩАЙТЕСЬ, ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ! "Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко... Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастёт мирт, и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое"(Исайя 55:1,3,12). Живые воды, живые источники - семьдесят седмин, которые, как одно, как первый день новой седмины с парящим Духом Божиим, вот оно - придите ко Мне! "Придите ко Мне, труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас"(Матфей 11:28).
  2 Я СПЛЮ, А СЕРДЦЕ МОЕ БОДРСТВУЕТ; ВОТ, ГОЛОС МОЕГО ВОЗЛЮБЛЕННОГО, КОТОРЫЙ СТУЧИТСЯ: "ОТВОРИ МНЕ, СЕСТРА МОЯ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ, ГОЛУБИЦА МОЯ, ЧИСТАЯ МОЯ! ПОТОМУ ЧТО ГОЛОВА МОЯ ВСЯ ПОКРЫТА РОСОЮ, КУДРИ МОИ - НОЧНОЮ ВЛАГОЮ". "Я сплю, а сердце моё бодрствует" - это заявление вполне соответствует семёрке, которая одновременно единица: семёрка, семерть, спит, а единица бодрствует, ей назначено восстанавливать развалины, длить жизнь. Так что евангельский призыв: бодрствуйте! - призыв не к изнуряющей бессоннице, а к переходу от конца к началу.
  3 Я СКИНУЛА ХИТОН МОЙ; КАК ЖЕ МНЕ ОПЯТЬ НАДЕВАТЬ ЕГО? Я ВЫМЫЛА НОГИ МОИ; КАК ЖЕ МНЕ МАРАТЬ ИХ? Скинутый хитон - это совлечённые изжитые, линялые одежды, которые не годятся для брачного чертога. Вымытые ноги соотносятся с омовением нижних конечностей учеников Христом(Иоанн 13:1-10), - семьдесят седмин омыты, чисты и имеют часть, то есть единство с Иисусом, Духом Святым, первым днём творения.
  4 ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ ПРОТЯНУЛ РУКУ СВОЮ СКВОЗЬ СКВАЖИНУ, И ВНУТРЕННОСТЬ МОЯ ВЗВОЛНОВАЛАСЬ ОТ НЕГО.
  5 Я ВСТАЛА, ЧТОБЫ ОТПЕРЕТЬ ВОЗЛЮБЛЕННОМУ МОЕМУ, И С РУК МОИХ КАПАЛА МИРРА, И С ПЕРСТОВ МОИХ МИРРА КАПАЛА НА РУЧКИ ЗАМКА.
  6 ОТПЕРЛА Я ВОЗЛЮБЛЕННОМУ МОЕМУ, А ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ ПОВЕРНУЛСЯ И УШЕЛ. ДУШИ ВО МНЕ НЕ СТАЛО, КОГДА ОН ГОВОРИЛ; Я ИСКАЛА ЕГО И НЕ НАХОДИЛА ЕГО; ЗВАЛА ЕГО, И ОН НЕ ОТЗЫВАЛСЯ МНЕ.
  7 ВСТРЕТИЛИ МЕНЯ СТРАЖИ, ОБХОДЯЩИЕ ГОРОД, ИЗБИЛИ МЕНЯ, ИЗРАНИЛИ МЕНЯ; СНЯЛИ С МЕНЯ ПОКРЫВАЛО СТЕРЕГУЩИЕ СТЕНЫ. Что же так? Почему такая драма? Почему вместо вожделенной любви избиение? А почему вместо дома молитвы вертеп разбойников? - так жалуется и ревнует Христос. Увы, то, что познано, становится трупом, пристанищем стервятников. Да, синицу можно удержать в руке, но кто видел приручённую жар-птицу?
  
  Не любит плен жар-птица,
  Ей никогда в руках не биться:
  Желать и не касаться -
  Вот песня вся и сказка.
  (В.Долгалев)
  
   Вот почему Иисусу Христу в поисках Истины негде приклонить голову: он исходит от Неё, познанной, и восходит к Ней, обновлённой. "Не возлюбленную назову возлюбленной"(Римлянам 9:25) - извлекает причину апостол Павел из пророка Осии(2:23). Правда, у Осии написано: "помилую Непомилованную", но это одно и то же: любовь и милость, милая и возлюбленная - синонимы. А вот как то же самое сказано у пророка Исайи, но несколько другими словами: "Я открылся не вопрошавшим обо мне; Меня нашли не искавшие Меня. "Вот Я! вот Я!" говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим"(Исайя 65:1). На примере Израиля апостол Павел показывает, что не обновляемая праведность превращается в камень преткновения, в Содом и Гоморру(Римлянам 9:26-33) и своим примером, "забывая заднее и простираясь вперёд", показывает, как должно мыслить о Боге(Филиппийцам 3:1-19).
  8 ЗАКЛИНАЮ ВАС, ДЩЕРИ ИЕРУСАЛИМСКИЕ: ЕСЛИ ВЫ ВСТРЕТИТЕ ВОЗЛЮБЛЕННОГО МОЕГО, ЧТО СКАЖЕТЕ ВЫ ЕМУ? ЧТО Я ИЗНЕМОГАЮ ОТ ЛЮБВИ.
  9 "ЧЕМ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ТВОЙ ЛУЧШЕ ДРУГИХ ВОЗЛЮБЛЕННЫХ, ПРЕКРАСНЕЙШАЯ ИЗ ЖЕНЩИН? ЧЕМ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ТВОЙ ЛУЧШЕ ДРУГИХ, ЧТО ТЫ ТАК ЗАКЛИНАЕШЬ НАС?"
  10 ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ БЕЛ И РУМЯН, ЛУЧШЕ ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ ДРУГИХ: 11 ГОЛОВА ЕГО - ЧИСТОЕ ЗОЛОТО; КУДРИ ЕГО ВОЛНИСТЫЕ, ЧЕРНЫЕ, КАК ВОРОН; 12 ГЛАЗА ЕГО - КАК ГОЛУБИ ПРИ ПОТОКАХ ВОД, КУПАЮЩИЕСЯ В МОЛОКЕ, СИДЯЩИЕ В ДОВОЛЬСТВЕ; 13 ЩЕКИ ЕГО - ЦВЕТНИК АРОМАТНЫЙ, ГРЯДЫ БЛАГОВОННЫХ РАСТЕНИЙ; ГУБЫ ЕГО - ЛИЛИИ, ИСТОЧАЮТ ТЕКУЧУЮ МИРРУ; 14 РУКИ ЕГО - ЗОЛОТЫЕ КРУГЛЯКИ, УСАЖЕННЫЕ ТОПАЗАМИ; ЖИВОТ ЕГО - КАК ИЗВАЯНИЕ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ, ОБЛОЖЕННОЕ САПФИРАМИ; 15 ГОЛЕНИ ЕГО - МРАМОРНЫЕ СТОЛБЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ НА ЗОЛОТЫХ ПОДНОЖИЯХ; ВИД ЕГО ПОДОБЕН ЛИВАНУ, ВЕЛИЧЕСТВЕН, КАК КЕДРЫ; 16 УСТА ЕГО - СЛАДОСТЬ, И ВЕСЬ ОН - ЛЮБЕЗНОСТЬ. ВОТ КТО ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ, И ВОТ КТО ДРУГ МОЙ, ДЩЕРИ ИЕРУСАЛИМСКИЕ! Все метафоры здесь восторженные: то, что не кончается, не ослабевает, не закатывается, не подвергается ржавчине, не изнемогает, не оскудевает. То, что влечёт, услаждает, вдохновляет, обновляет.
  6
  1 "КУДА ПОШЕЛ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ТВОЙ, ПРЕКРАСНЕЙШАЯ ИЗ ЖЕНЩИН? КУДА ОБРАТИЛСЯ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ТВОЙ? МЫ ПОИЩЕМ ЕГО С ТОБОЮ". "Будете искать Меня, и не найдёте, и где буду Я, туда вы не можете придти"(Иоанн 7:34).
  2 МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ПОШЕЛ В САД СВОЙ, В ЦВЕТНИКИ АРОМАТНЫЕ, ЧТОБЫ ПАСТИ В САДАХ И СОБИРАТЬ ЛИЛИИ. "Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить"(Иоанн 14:19).
  3 Я ПРИНАДЛЕЖУ ВОЗЛЮБЛЕННОМУ МОЕМУ, А ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ - МНЕ; ОН ПАСЕТ МЕЖДУ ЛИЛИЯМИ. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек(почему и "вечный завет"), Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет"(Иоанн 14:16-17).
  4 ПРЕКРАСНА ТЫ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ, КАК ФИРЦА, ЛЮБЕЗНА, КАК ИЕРУСАЛИМ, ГРОЗНА, КАК ПОЛКИ СО ЗНАМЕНАМИ.
  5 УКЛОНИ ОЧИ ТВОИ ОТ МЕНЯ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ВОЛНУЮТ МЕНЯ.
  6 ВОЛОСЫ ТВОИ - КАК СТАДО КОЗ, СХОДЯЩИХ С ГАЛААДА; ЗУБЫ ТВОИ - КАК СТАДО ОВЕЦ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ КУПАЛЬНИ, ИЗ КОТОРЫХ У КАЖДОЙ ПАРА ЯГНЯТ, И БЕСПЛОДНОЙ НЕТ МЕЖДУ НИМИ; 7 КАК ПОЛОВИНКИ ГРАНАТОВОГО ЯБЛОКА - ЛАНИТЫ ТВОИ ПОД КУДРЯМИ ТВОИМИ.
  8 ЕСТЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ЦАРИЦ И ВОСЕМЬДЕСЯТ НАЛОЖНИЦ И ДЕВИЦ БЕЗ ЧИСЛА, 9 НО ЕДИНСТВЕННАЯ - ОНА, ГОЛУБИЦА МОЯ, ЧИСТАЯ МОЯ; ЕДИНСТВЕННАЯ ОНА У МАТЕРИ СВОЕЙ, ОТЛИЧЕННАЯ У РОДИТЕЛЬНИЦЫ СВОЕЙ. УВИДЕЛИ ЕЕ ДЕВИЦЫ, И - ПРЕВОЗНЕСЛИ ЕЕ, ЦАРИЦЫ И НАЛОЖНИЦЫ, И - ВОСХВАЛИЛИ ЕЕ. Шестьдесят цариц указывают на число полноты - шесть, именно за столько дней была сотворена земля и всё, что на ней. Восемьдесят наложниц в семиричном исчислении указывает на число скудости - ДВОйку, ведь именно с неё начинается ДВИжение, развитие, эволюционирование после священного революционного числа семь, которое одновременно единица. Ведь сонное семя, почивающая семёрка, не начнёт поБЕГ в "горы"(Матфей 24:16), пока не проклюнется, пока не почувствует весну, пока не пройдёт(в восьмой день по еврейскому закону) инициацию обрезания. Так что ЕДИНСТВЕННАЯ, ГОЛУБИЦА - это число семьдесят, которое одновременно единица. Число это, конечно, привязано к сроку человеческой жизни, к Данииловым семидесяти седминам и к Христовым седмижды семидесяти прощениям. А если привязывать к Божьему числу, у которого день, как тысяча лет, то есть семь тысяч, а вдруг эта тысяча не конкретна, абстрактна и означает просто много, бесчисленно много, то в том и другом случае не спасётся никакая плоть, - вот почему Бог сократил дни, дни собирания постом любви. Да, да, как свет собирается, сгущается тьмой, отсутствием света, так любовь собирается терпением и отсутствием любви! А иначе зачем же эти слова: "Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, - не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно!".
  Протестанты похваляются, что у них близкие отношения с Богом. Но стоит ли будить возлюбленную ради эротической любви? Для филии, может, и угодно. А божественную агапе, как манну небесную, собирать просто необходимо. Именно ею наделил Христос учеников: "будьте мудры, как змии, и просты, как
  голуби"(Матфей 19:16). В Песне песней ЕДИНСТВЕННАЯ - ГОЛУБИЦА, но она тоже мудра, как змий, ибо начало исходит из концов, из семидесяти седмин.
  
  
  
  
  10 КТО ЭТА, БЛИСТАЮЩАЯ, КАК ЗАРЯ, ПРЕКРАСНАЯ, КАК ЛУНА, СВЕТЛАЯ, КАК СОЛНЦЕ, ГРОЗНАЯ, КАК ПОЛКИ СО ЗНАМЕНАМИ? Блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, и звёздное воинство, олицетворяют седмину и полседмину творения. В полседмине, в четвёртом дне творятся светильники света, а в седьмой день, который одновременно первый, сам Бог является Светом, - солнце от стыда гаснет, и луна превращается в кровь(Деяния 2:20). Если же применить к человеческой жизни-седмине, то к сорока годам или семи седминам является филия, а концу жизни или семидесяти седминам - мудрая агапе.
  11 Я СОШЛА В ОРЕХОВЫЙ САД ПОСМОТРЕТЬ НА ЗЕЛЕНЬ ДОЛИНЫ, ПОГЛЯДЕТЬ, РАСПУСТИЛАСЬ ЛИ ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА, РАСЦВЕЛИ ЛИ ГРАНАТОВЫЕ ЯБЛОКИ? Здесь подбивается итог собирания небесной манны: шесть дней постись, в седьмой - отдых. А насобирать надо за свою жизнь семьдесят седмин, - только после них придёт весна, единственная и возлюбленная.
  12 НЕ ЗНАЮ, КАК ДУША МОЯ ВЛЕКЛА МЕНЯ К КОЛЕСНИЦАМ ЗНАТНЫХ НАРОДА МОЕГО. Да, да, семьдесят седмин - это колесницы знатных, пророков, мудрецов, путеводителей народа.
  7
  1 "ОГЛЯНИСЬ, ОГЛЯНИСЬ, СУЛАМИТА! ОГЛЯНИСЬ, ОГЛЯНИСЬ, - И МЫ ПОСМОТРИМ НА ТЕБЯ". ЧТО ВАМ СМОТРЕТЬ НА СУЛАМИТУ, КАК НА ХОРОВОД МАНАИМСКИЙ? В других переводах задействованы другие слова: вернись, обернись, очнись, воротись. Ну чтобы очнуться, проснуться... - достославные коринфяне ждут, да мы сами ждём, доколе возлюбленной будет угодно. Чтобы воротиться - в комментариях ко 2 главе указывалось уже, где находятся ворота, вечные двери - в начале конца. ВЕРнуться - такой же синоним. Но апостол Павел подразделяет его на ВЕРУ - ветхозаветный гомор с манной в седмину, на надежду, в семь седмин, и на любовь - собирания манны в семьдесят седмин.
  Интересна метафора - хоровод Маниамский. Другие переводы классифицируют хоровод, как танец Маниамский, как победный танец и танец в два ряда. Я это прокомментирую скучно и банально, как хор и соло, как семьдесят седмин и один день творения.
  2 О, КАК ПРЕКРАСНЫ НОГИ ТВОИ В САНДАЛИЯХ, ДЩЕРЬ ИМЕНИТАЯ! Я только прокомментирую начальную часть стиха, вернее дополню его разъяснением из Исайи: "Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!""(Исайя 52:7). Другие стихи комментировать не буду, ибо это метафоры совершенных округлостей, витков спирали восхождения к Богу. ОКРУГЛЕНИЕ БЕДР ТВОИХ, КАК ОЖЕРЕЛЬЕ, ДЕЛО РУК ИСКУСНОГО ХУДОЖНИКА; 3 ЖИВОТ ТВОЙ - КРУГЛАЯ ЧАША, В КОТОРОЙ НЕ ИСТОЩАЕТСЯ АРОМАТНОЕ ВИНО; ЧРЕВО ТВОЕ - ВОРОХ ПШЕНИЦЫ, ОБСТАВЛЕННЫЙ ЛИЛИЯМИ; 4 ДВА СОСЦА ТВОИ - КАК ДВА КОЗЛЕНКА, ДВОЙНИ СЕРНЫ; 5 ШЕЯ ТВОЯ - КАК СТОЛП ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ; ГЛАЗА ТВОИ - ОЗЕРКИ ЕСЕВОНСКИЕ, ЧТО У ВОРОТ БАТРАББИМА; НОС ТВОЙ - БАШНЯ ЛИВАНСКАЯ, ОБРАЩЕННАЯ К ДАМАСКУ; 6 ГОЛОВА ТВОЯ НА ТЕБЕ, КАК КАРМИЛ, И ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ ТВОЕЙ, КАК ПУРПУР; ЦАРЬ УВЛЕЧЕН ТВОИМИ КУДРЯМИ.
  7 КАК ТЫ ПРЕКРАСНА, КАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ, ТВОЕЮ МИЛОВИДНОСТЬЮ!
  8 ЭТОТ СТАН ТВОЙ ПОХОЖ НА ПАЛЬМУ, И ГРУДИ ТВОИ НА ВИНОГРАДНЫЕ КИСТИ.
  9 ПОДУМАЛ Я: ВЛЕЗ БЫ Я НА ПАЛЬМУ, УХВАТИЛСЯ БЫ ЗА ВЕТВИ ЕЕ; И ГРУДИ ТВОИ БЫЛИ БЫ ВМЕСТО КИСТЕЙ ВИНОГРАДА, И ЗАПАХ ОТ НОЗДРЕЙ ТВОИХ, КАК ОТ ЯБЛОКОВ; 10 УСТА ТВОИ - КАК ОТЛИЧНОЕ ВИНО. ОНО ТЕЧЕТ ПРЯМО К ДРУГУ МОЕМУ, УСЛАЖДАЕТ УСТА УТОМЛЕННЫХ.
  11 Я ПРИНАДЛЕЖУ ДРУГУ МОЕМУ, И КО МНЕ ОБРАЩЕНО ЖЕЛАНИЕ ЕГО.
  12 ПРИДИ, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ, ВЫЙДЕМ В ПОЛЕ, ПОБУДЕМ В СЕЛАХ; 13 ПОУТРУ ПОЙДЕМ В ВИНОГРАДНИКИ, ПОСМОТРИМ, РАСПУСТИЛАСЬ ЛИ ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА, РАСКРЫЛИСЬ ЛИ ПОЧКИ, РАСЦВЕЛИ ЛИ ГРАНАТОВЫЕ ЯБЛОКИ; ТАМ Я ОКАЖУ ЛАСКИ МОИ ТЕБЕ.
  14 МАНДРАГОРЫ УЖЕ ПУСТИЛИ БЛАГОВОНИЕ, И У ДВЕРЕЙ НАШИХ ВСЯКИЕ ПРЕВОСХОДНЫЕ ПЛОДЫ, НОВЫЕ И СТАРЫЕ: ЭТО СБЕРЕГЛА Я ДЛЯ ТЕБЯ, МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ! Мандрагора - редкое наркотическое растение из семейства паслёновых, среди которых находятся белена и беладонна. Для нас эта метафора важна тем, что мандрагора считается жизненным элексиром любви, возбуждающим средством для зачатия плода. В Библии есть ещё упоминание об этом растении: бесплодная Рахиль домогается мандрагор, чтобы зачать(Бытие 30:14). И действительно, она зачинает самого благословенного из детей Иакова - прекрасного Иосифа. В Песне песней испускающие благовоние мандрагоры означают долгожданное время исполнения любви. Двери, по скучной анатомии любви - это семьдесят седмин и один день. "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их"(Матфей 7:13-14). Также плоды, старые и новые - это семёрки и единица, первый день творения. Чем славен первый день творения! В нём - Дух Божий! "Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии, ибо не мерою даёт Бог Духа"(Иоанн 3:34). Мера, даже добрая, утрясённая, нагнетённая, переполненная, умноженная(Лука 6:38) всего лишь семёрка, пусть даже удесятирённая. СЕ МЕРА! - само слово "семерка" так гласит. И семёрка - мерило не только человеческой жизни, а вообще всякого явления и события. Когда нынешнее христианское священноначалие говорит: "Лимит на революции и реформы исчерпан! Давайте жить спокойно и поступательно!", - оно восстаёт против нового неба и новой земли, обещанной Господом. Консерваторы, пища их - консерва, мертвечина! Не дастся им Святой Дух! Не проснётся для них любовь! Их "успех" - рухлядь, иха "стабильность" - ржавчина, их достижения - мерзость запустения!
  
  Песнь песней, миф о Суламифь!..
  Соломон, где вертоград твой мудрый?
  У неё налитый млеком лиф
  И крутые смоляные кудри.
  Как у Ягве лик её глазаст,
  Плечи сплошь усыпаны коринкой,
  Что ей грустный твой Екклезиаст,
  Что ей треволнения коринфян.
  Лишь её завет всегда не ветх,
  Вечно нов её завет весенний...
  Над обрывом нависает ветвь,
  Осыпая в лоно цвет и семя.
  (Вадим Новопрудский, Песнь песней)
  8
  1 О, ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ МНЕ БРАТ, СОСАВШИЙ ГРУДИ МАТЕРИ МОЕЙ! ТОГДА Я, ВСТРЕТИВ ТЕБЯ НА УЛИЦЕ, ЦЕЛОВАЛА БЫ ТЕБЯ, И МЕНЯ НЕ ОСУЖДАЛИ БЫ.
  2 ПОВЕЛА БЫ Я ТЕБЯ, ПРИВЕЛА БЫ ТЕБЯ В ДОМ МАТЕРИ МОЕЙ. ТЫ УЧИЛ БЫ МЕНЯ, А Я ПОИЛА БЫ ТЕБЯ АРОМАТНЫМ ВИНОМ, СОКОМ ГРАНАТОВЫХ ЯБЛОКОВ МОИХ.
  3 ЛЕВАЯ РУКА ЕГО У МЕНЯ ПОД ГОЛОВОЮ, А ПРАВАЯ ОБНИМАЕТ МЕНЯ.
  4 ЗАКЛИНАЮ ВАС, ДЩЕРИ ИЕРУСАЛИМСКИЕ, - НЕ БУДИТЕ И НЕ ТРЕВОЖЬТЕ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, ДОКОЛЕ ЕЙ УГОДНО. В третий раз в Песне песней звучит это заклинание, чтобы, оно, наконец, состоялось. "В третий раз уже иду к вам. При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово. Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силён в вас. Ибо, хотя Он распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нём, но будем живы силою Божиею в вас"(2 коринфянам 13:1). Оказывается, доказательством истины служит повторяющаяся периодичность. И когда Писание говорит: "Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"(Матфей 18:19-20), то это относится к закамуфлированному притчей знанию - Ветхому, Новому и Вечному заветам, трём мехам поста, нежели к буквальному смыслу о двух-трёх подразумевающихся человеках. Вспомним, как трижды утверждал Христос апостола Петра в любви!(Иоанн 21:15-17)
  5 КТО ЭТО ВОСХОДИТ ОТ ПУСТЫНИ, ОПИРАЯСЬ НА СВОЕГО ВОЗЛЮБЛЕННОГО? ПОД ЯБЛОНЕЙ РАЗБУДИЛА Я ТЕБЯ: ТАМ РОДИЛА ТЕБЯ МАТЬ ТВОЯ, ТАМ РОДИЛА ТЕБЯ РОДИТЕЛЬНИЦА ТВОЯ. Здесь, в Песне песней, под яблоней является источник любви, в Евангелии - в яслях, в Коране - в пустыне под пальмой. "И понесла она Его и удалилась с Ним в далёкое место. И привели её муки (родильные) к стволу пальмы. Сказала она: "О если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною!" И воззвал Он к ней из-под неё: "Не печалься: Господь твой сделал под тобой ручей, и потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые. Ешь и пей, и прохлади глаза!"(Коран 19:22-26) Почему такая разноголосица? Да потому что это притча, а в притче пророки, как и поэты, используют тысячи метафор, которые в буквальном понимании чудовищно разнятся, а в духовном смысле чудесно единятся.
  6 ПОЛОЖИ МЕНЯ, КАК ПЕЧАТЬ, НА СЕРДЦЕ ТВОЕ, КАК ПЕРСТЕНЬ, НА РУКУ ТВОЮ: ИБО КРЕПКА, КАК СМЕРТЬ, ЛЮБОВЬ; ЛЮТА, КАК ПРЕИСПОДНЯЯ, РЕВНОСТЬ; СТРЕЛЫ ЕЕ - СТРЕЛЫ ОГНЕННЫЕ; ОНА ПЛАМЕНЬ ВЕСЬМА СИЛЬНЫЙ. Перстень, а проще сказать, жизненное кольцо, что и годовое на срезе дерева, подразумевает в себе лето и зиму, день и ночь, любовь, и как обратную сторону медали, ревность(ненависть). Кто не ревностен, тот и не любит. Нелюбящий - безразличен.
  7 БОЛЬШИЕ ВОДЫ НЕ МОГУТ ПОТУШИТЬ ЛЮБВИ, И РЕКИ НЕ ЗАЛЬЮТ ЕЕ. ЕСЛИ БЫ КТО ДАВАЛ ВСЕ БОГАТСТВО ДОМА СВОЕГО ЗА ЛЮБОВЬ, ТО ОН БЫЛ БЫ ОТВЕРГНУТ С ПРЕЗРЕНЬЕМ. "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё, и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы"(1 коринфянам 12:1-3).
  Любовь - огонь; спасётся только тот,
  Кто сквозь огонь с отвагою пройдёт,
  Но тот погибнет, кто через пожар
  Захочет перепрыгнуть, как фигляр.
  
  Любовь на поле не растёт,
  Цены её нет - не продаёт её торгаш.
  Простолюдин и царь пред ней равны,
  Любовь получишь, если жизнь отдашь.
  (Кабир 1440-1518).
  
  8 ЕСТЬ У НАС СЕСТРА, КОТОРАЯ ЕЩЕ МАЛА, И СОСЦОВ НЕТ У НЕЕ; ЧТО НАМ БУДЕТ ДЕЛАТЬ С СЕСТРОЮ НАШЕЮ, КОГДА БУДУТ СВАТАТЬСЯ ЗА НЕЕ? Что такое сосцы, как метафора, как притчевое слово? Человеческое тело состоит из головы и туловища, которое в свою очередь делится на грудь и таз. Мы привыкли руки, торчащие из груди, называть верхними конечностями, а ноги, выходящие из тазовых костей - нижними. Поверх тазовых костей есть ещё половые конечности и анус, а поверх грудной клетки - сосцы, конечности груди. У головы есть тоже свои конечности. Они морфологически схоже звучат, как и устье, конец всякого течения: уста, усы, уши, очи, нос, язык. Конец - атрибут мужчины, поэтому слово ОТЕЦ, ОЧЕЦ - однокоренное с конечностями, хвостиками головы. Отец - значит, видящий, слышащий, пронюхивающий все обстоятельства. Апостол Павел концы головы называет благообразными, благородными членами, концы грудной клетки - менее благородными, а оконечности таза - слабейшими(1 коринфянам 12:22-25). Но неблагообразные и слабейшие нуждаются в большем попечении и более важны: сосцами, например, выкармливают дитёнышей, руками можно ощупывать, прикидывать вес и меру, явственней проявлять отрицательные или положительные эмоции, осуществлять трудовые функции. Посредством нижних конечностей можно передвигаться, выбрасывать отработанные шлаки, возбуждать любовные действия и осуществлять репродукцию - воспроизведение себе подобных. Хотя конечности второго и третьего порядка - слабые, несовершенные, неразвитые, но когда они контролируются и направляются головой, с ними возможности человека неисчерпаемы. Сегодня человек настолько удлинил свои конечности, что я уже затрудняюсь назвать, какого они порядка: они даже в космосе! Спутниковая система GPS-GLANASS, так расширила кругозор человека, что он может мониторить, тестировать, осуществлять навигацию и прослушивание, просматривание всего движущегося и недвижущегося на земле.
  9 ЕСЛИ БЫ ОНА БЫЛА СТЕНА, ТО МЫ ПОСТРОИЛИ БЫ НА НЕЙ ПАЛАТЫ ИЗ СЕРЕБРА; ЕСЛИ БЫ ОНА БЫЛА ДВЕРЬ, ТО МЫ ОБЛОЖИЛИ БЫ ЕЕ КЕДРОВЫМИ ДОСКАМИ. В других переводах палаты из серебра названы серебряной башней, серебряным чертогом, серебряными зубцами. В древневековых стихах крепостная стена по окраине города и дозорные башни на ней являлись конечно же самой распространённой метафорой конечностей, а дверь в стене или пролом, проём, началом и переходом в другое жизненное пространство. Я набросал штрихи конечностей человека и штрихи конечностей древневекового города. Но и в духовной проэкции они таковы же. Если строить духовное тело из семидесяти седмин поста, то они будут, как у пророка Даниила: седмина - голова, семь седмин - конечности груди, и ещё шестьдесят две седмины - нежнейшие, слабейшие, важнейшие конечности, о которых Истина устами апостола Павла говорит: сила - в немощи(2 коринфянам 12:9).
  "Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их"(Притчи 17:6). Эта Соломонова притча церковное(или духовное) тело из головы, груди и таза, называет Отцом, Сыном(искажённое слово СЕМЬ), этой аналогии придерживается и Евангелие, но по причине Божьей силы в немощи, третий порядок, который открывает дверь в четвёртое измерение, вместо внука называется Духом Святым.
  10 Я - СТЕНА, И СОСЦЫ У МЕНЯ, КАК БАШНИ; ПОТОМУ Я БУДУ В ГЛАЗАХ ЕГО, КАК ДОСТИГШАЯ ПОЛНОТЫ. Святой древний человек, Авраам, Исаак, Иаков, и тот же царственный Соломон, не имел обзорной системы GLANASS, но с той же духовной крепостной стены и духовной дозорной башни, он видел то, что не может видеть GLANASS.
  11 ВИНОГРАДНИК БЫЛ У СОЛОМОНА В ВААЛ-ГАМОНЕ; ОН ОТДАЛ ЭТОТ ВИНОГРАДНИК СТОРОЖАМ; КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН БЫЛ ДОСТАВЛЯТЬ ЗА ПЛОДЫ ЕГО ТЫСЯЧУ СРЕБРЕННИКОВ. Симфония этого стиха в синодальном переводе отсылает к Евангелию от Матфея(21:33) к притче о насаждённом винограднике, виноградари которого не захотели отдать плоды хозяину виноградника. С ними случилось то же, что с засохшей проклятой смоковницей. Да и вообще вся 21-ая глава уничтожает под корень всё, что не синхронизируется с грядущим обновлённым Христом, как Духом Святым: из некогда бывшего храма молитвы изгоняется корысть и базарная подоплёка, а из уст младенцев звучит торжественная хвала. Младенцы партикулярно означают левые силы, так что притча о винограднике в Евангелии - это притча о заржавленной праведности.
  12 А МОЙ ВИНОГРАДНИК У МЕНЯ ПРИ СЕБЕ. ТЫСЯЧА ПУСТЬ ТЕБЕ, СОЛОМОН, А ДВЕСТИ - СТЕРЕГУЩИМ ПЛОДЫ ЕГО. Здесь пример, как надобно поступать: отдавать плод, как тысячу, а двести - это толчок к развитию и умножению виноградника.
  13 ЖИТЕЛЬНИЦА САДОВ! ТОВАРИЩИ ВНИМАЮТ ГОЛОСУ ТВОЕМУ, ДАЙ И МНЕ ПОСЛУШАТЬ ЕГО. Здесь превозносятся уши, которые слышат.
  14 БЕГИ, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ; БУДЬ ПОДОБЕН СЕРНЕ ИЛИ МОЛОДОМУ ОЛЕНЮ НА ГОРАХ БАЛЬЗАМИЧЕСКИХ! И это не только благословение. Когда пришла весна, поБЕГ из СЕМени, из сумрака, из семёрки, просто необходим! Мир тебе, читающий!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"