Долгалев Виктор Федорович : другие произведения.

Письма Г.С.Сковороды к Якову Правицкому

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Сковорода познакомился с Я. Правицким во время работы в качестве преподавателя Харьковского коллегиума, где обучался Правицкий. После окончания коллегиума Правицкий стал священником в селе Бабаях под Харьковом. С ним Сковорода поддерживал дружеские отношения и во время странствий.
  
  1
  
  Из Гусинского леса, 1782 года, октября 3-го дня
  Чтимый во Христе мой отче! Мир тебе в нашем Боге!
  Он меня не оставляет во время старости, когда оскудевать немощам моим; он меня защищает от отчаяния; укрепляет к целомудрию; ограждает необоримою стеною против всех прилогов дьявольских. Я никому не завидую; никого не ненавижу; всем друг, и для моего сердца нет неприятеля во Вселенной! Не сие ли есть оный исайевский мир и веселие? "На горе сей изопьют радость, изопьют вино..." "Всякая плоть есть юдоль и плачь и ложь..." Что же есть твердое? "Посреди вас стоит..." Стоит, сиречь незыблемая гавань. Сей един свят. Тот есть твердь, кифа, петра, адамантова гавань, материя, земля, твердь и град апокалиптический. Не сие ли есть оная земля, посреди воды поставленная Божиим словом? Не сей ли есть новый мир, рай? Не здесь ли почивает Израиль, перешедший море? Ей, там взошли все колена. Не на сей ли петре и скале-то водворяется Ноева голубица? "Полечу и почию..." Очи твои, как голубиные? Не на сей ли кифе утверждается вся церковь, презревшая с голубицей плоть свою и кровь и прозревшая оную гавань? "Царя со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалека". Не сия ли земля и царь глаголет: "Маловер, зачем усомнился ты? Блажен ты, Симон, сын голубицы Ноевой". Не то же ли есть кровь, плоть, вода, непостоянность, ложь, и огонь, и погибель? Не то же ли есть ад и смерть? Не царствие ли внутри непостоянности нашей стоит? Не сие ли истина и кифа? Не кифа ли гора оная, на которой со Израилем пьет радость оную: "Радости вашей никто не отнимет от вас". И вино оное: "Пока пью я новое вино в царствии небесном?" А кто пьет? Твой сын, Григорий Сковорода, упивается от тука дома Божия, найдя внутри себя с Соломоном сот вечности, и услаждается с отцом своим Лотом оным: "Нард мой даст благовоние свое". "Сердце мое есть сердце твое". "Да и те в нас единых будут". Услаждается и вас поминает, пребывая вам всенижайшим вовеки слугою
  Григорий Сковорода
  
  2
  Из Маначиновки, 1785 года, октября 3-го дня
  Возлюбленный во Христе брат Яков!
  Да будет с тобой мир, который выше всякого разума!
  Прости, если я чем-то обидел тебя, пребывая среди вас. Ты знаешь, что я вспыльчивый, но ты также знаешь, что я от природы склонен к гуманности и незлобивости, которые единственные утверждают человека. Хороший, то есть истинный, человек всегда выносит доброе из доброго сердечного сокровища. И все же большинство моих друзей такие, что норовят со своей стороны раздражать меня, когда я стремлюсь предупредить какие-нибудь их неразумные поступки; при этом они не принимают во внимание, что я, делая это, руководился доброжелательством. Ибо действительно человеческое сердце и разум никак не могут желать зла людям. И я тоже, когда рассержен или в плохом настроении, поступаю так, не желая зла. Но те, кто считает, что мне несвойственна кротость души, ошибаются или противоречат истине. Ибо, как лекарство не всегда приятно, так и истина часто бывает неприятной. И нет таких [людей], которые бы всегда полезное сочетали с приятным. Но забудем взаимные обиды и вернемся к всепрощению. Друг друга тяготы нося...
  Письмодателя сего примите благоутробно, несмотря что мелочный, но друг и человек. Если что имеете передать ко мне, можете через него верно. Что? Не пишет ничего Михайло ко мне? Нет ли очков, или письма ко мне, или чего?.. О словаре не тужите. Письмо мое к Василию Павловичу при поклоне моем отцу Сильвестру дает знать, что словарь у меня жив есть. Я тебя уволил от обязанности, которую ты дал мне относительно словаря, чтобы не примножать твоих забот.
  Отцу Василию, отцу Евстафию, отцу Гуслисте от меня лобызание искреннее. О Наеман, Наеман! И тебя, друг мой, тут же духом истины лобызаю. Да утешит всех нас Господь Бог наш миром и любовью, да пребудете вы мне и я вам вовеки искренним почитателем и другом.
  Григ. Сковорода
  Все проходит, а любовь после всего остается. Все проходит, но не Бог и не любовь. Все - вода, зачем на воду возлагать надежду,
  друзья?
  Все - вода, но будет дружеская гавань.
  На этом камне основана вся церковь Христа.
  Это нам и кефа, петра и скала.
  Григорий Сковорода
  Написано после.
  Это письмо задержалось. Почтальон подвел. Теперь, надеюсь, оно надежно дойдет к тебе через нашего Алешу. Если ты уже описал мои новые книги, то пришли мне оригиналы. Пришли и тот мой диалог, который ты перед всеми обычно восхваляешь; пришли его вместе с оригиналами. После того как он будет переписан, я верну его тебе, если богу будет угодно. Пусть будет назван этот диалог "Марко Препростый" (речь идёт о трактате "Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни"). Почему умолк наш Михаил? Он не пишет, не шлет очки или "скрипочку". Очевидно, он теперь захлебывается огромными придворными волнами, страдая от жары. О мир, самое несчастливое море! Счастлив тот, кто спасается от волн подобно Петру. Будем бежать от мира, пребывая в гавани и презирая обманы мира. Мир - это скупость, честолюбие, плотские наслаждения. "Сии ввергают во всегубительство". Я желаю и молюсь, да освободит нас всех от этого десница Божия.
  Ваш общий брат во Христе Господину моему отцу Якову Правицкому в Бабаях
  
  3
  [В с. Бабаи, 1786 г.]
  Дух велит мало с тобою побеседовать, дав к сему случай и время. Обещался ты меня посетить, но и письменно не воззвал ко мне и не раздражил к отзыву. Скажи мне, друг, здрав ли ты? Не вопрошаю о теле. Не потерял ли ты доселе самого себя, т. е. мыслей твоих и сердца твоего? Мысли и сердце со мною ныне, отвечаешь мне, верю. Сии же то и бедствие есть. Не могу разлучиться от того, что всегда мучит и жжет и в сем ли есть горький источник и присно-текущий вечных мучений. Не сия ли есть истинная гибель? Погубить самого себя, убежать, потеряв себя. Так и не избегнуть бед, ибо бедствие, как удица, внутри сердца увязло, сердце же всегда с человеком, и оно-то есть человек, се есть едино истинное несчастие, смерть лютая и ад; не помышляйте, что несчастие вне. В вас и в нас входящее извне не сквернит человека. Для чего же равно обратно не сказать - приходящее извне не обессчастливит? Где же и откуда? Исходящее от сердца. Те суть сквернящие. Видишь, что внутри нас счастие и несчастие, какое же есть знамение спокойного и блаженного сердца? То же, что здравия телесного. Вкуси пищу, вкушаешь сладко, спишь и обращаешься везде весело. Вот Павел означает здравие сердца: "Радуйтесь непрестанно, о сей радости молитесь, о всем благодарите". Если такое сердце ты, тогда ты не ветхий человек и не гроб повапленный, но целый, нетленный и новый; радуйся, ибо в новый год желает тебе твой ДРУГ
  Григорий Сковорода
  Маначиновка, марта 6-го дня
  
  4
  Из Маначиновки, 1786, марта 20-го дня
  Друг Яков, радуйся во Господе!
  Слышу, что нечто мне прислано от нашего Михаила. Если так и оно в твоей руке, то передай, друг, через сего письмоносца ко мне. Если Господу моему угодно, помышляю посетить вас весною. Пришли, друг, также "Разговор, нареченный "Марко Препростый"". Он возвратится опять к тебе. Прочие же, как тебе угодно, или ныне, или возьмутся тогда, когда к вам приду. Наеману Петровичу мир и благословение и всем собратиям нашим иереям. Целуйте также духовную матерь мою, игуменью Марфу. Писать обленился к ней. Бог мира да будет со всеми нами! Аминь!
  Тебе и всем вам истинный и неязыкольстивый друг Григорий Сковорода
  Пришли, друг, лимончиков пару: да прохладится болезнь моя, или соку черносмородинного, или журавлично-ягодного, или какого-либо для чаю. Остатки горячки мучат меня. Два месяца лихорадка свирепствовала во мне. Начало и отец ее - проклятых московских печей чад. Что такое чад сей? Иногда шутим: чад сей - северная чума. Константинопольская чума убивает в три дня, а эта - за три часа. Что волнует народ? Не что иное, как чума... (далее неразборчиво).
  Господину моему иерею Якову Правицкому в Бабаях
  
  5
  Из пустыни Маначиновской. 1786 года, апреля 25
  Христос воскресе! Любезный друг и брат во Христе, Яков!
  Да будет мир Божий в сердце твоем и в теле!
  Сей есть центр наш, и твердь, и кефа, и край, и конец, и остаток младенцам, сиречь дурачкам евангельским. Земля и пристанище среди водного тления нашего, силою и десницею вечного основанное оною: "Ею же поставил небо и основал землю", - говорит Господь-Вседержитель у Исайи.
   Кто Христа знает, то не важно, что он не знает чего-то
  другого,
  Кто Христа не знает, то не важно, что он знает другое
  О сем нам нелепо ли есть похвалиться? Ей, не безумно. Большинство в самих себе видит смерть. А мы - воскресение.
  Поздравляю, приветствую.
  Бог сотворил нам этот покой. Тогда наконец познается ценность времени, когда оно утрачено. Ибо и мы воистину воскресли и живы. Аминь! Обрадовало душу мою любезное письмо твое, дышащее любовью и миром Христовым. Сей есть союз совершенства.
  Старость моя обленилась посетить вас. После приду, если Господь благоволит. Не печися о "Разговоре Марке". Он всегда ваш и возвратится в твою книгохранку.
  "Лотову жену" хочется докончить. Однако принесу с собою, да написанное выпишете. Ибо что мне любезнее на небесах или на земле, как не поучаться святыне. В сей единой да живу и умираю! Помалу-малу отходим от тлени плотской, которая есть всеблаженная и вседневная смерть, и приближаемся к Господу, который есть святыня, кефа и воскресение наше. Что же есть блаженнее жизни нашей? На ней же сбывается оное: "Превращу трудное для них в гладкое..." "Окрылатеют, как орлы, потекут и не утрудятся..." Гляди диатрибу мою, друг! Диатриба по-эллински нарицается то, чем кто главно жизнь свою забавляет. Вот диатриба Давидова: "Поглумлюся в заповедях твоих..." Вот Павлова: "Мне бо что жить: Христос..." Вот Луки и Клеопы: "Как говорят, он был жив?.." О воскресение! О оное воскресение, миру не веруемое! Сколь услаждаешь сердце мое! Блажен узревший с наперсником красоту твою! Поедающий тебя еще взалчет... Сне глаголю того ради, что, доканчивая "Жену Лотову", наслаждаться должен нового вина с новым моим Лотом - Христом Иисусом, имея обручение с ним в вере Божией.
  Христос воскресе! Друг Наеман! Да вкусишь и ты сота воскресения и все ангелы его! Все! Жихорайский с Бабаевским и с Воскресенским со всем клиром своим. Желаю, любезный друг Яков!
  Тебе и всем твоим брат и друг Григорий Сковорода
  Господину моему
  иерею Якову Правицкому в Бабаях
  
  6
  Из Гусинки, 1787 года, января 18-го дня
  Вселюбезный отец, друг и брат во Христе, Яков!
  Радуйся, дерзай и возмогай во Господе нашем!
  Ни старческая леность, ни мрак, ни холод зимний, ни неисправное перо с чернилом не могли меня удержать, чтоб не ублажить приветствием и поздравлением тебя в новый сей год! Радуйся в Новый год! Да радуется и весь дом твой, и все, что твое! Да радуется и Евстафий, Иоанн с Наеманом! Да возвеселятся Бабаи со всеми своими отраслями, селами! Да возрадуются и горы ваши, и реки да восплещут руками! Да обновляется и вся тварь, окружающая вас! Молюся, когда же будут сии! Тогда, когда ублажит Господь благословением своим Сиона. Как? Тогда, когда в человеках будет благоволение и посреди нас. А что ли есть благая воля? Вот что: "Дух прав обновил в утробе моей". Если кто не имеет нового сердца, тому весь мир есть ветхая ветошь. Если чья душа тужит, тому весь мир плачет. Если чье сердце мучится и страждет, тому весь год без праздника. Если чей дух отчаянием оледенел, тому весь год без весны. Если чей смысл мертвый, тому весь век без жизни.
  О любезный мой друг Яков! Изблюем ветхий квас мирской. Найдем новое сердце. Облечемся в одежду новой нетленной надежды в утробу братолюбия. Тогда нам вся тварь просветится, весь мир взыграет и восскачет. Будет нам всяк день велик день, не зайдет солнце нам, и луна не оскудеет нам. Мы же наречемся язык святой, люди обновления. Благое сердце, любовь, Бог, правды солнце, всю тварь весноновотворящее, есть то же.
  Ваш искренний любитель, почитатель, брат и нижайший слуга Григорий Сковорода
  Прости, любезный, что солгал я прислать вам "Жену Лотову". Весною хочу вас посетить, если Богу угодно, и привезу. Если же, - дайте знать, - тотчас перешлю. В зимних трясках может она потеряться, тем не даю через Григория Юрьевича. Не печальтесь. Она всегда у вас. Другое то, что весною в пустыне можно подумать об окончании ее, а зима безгодная. Я и сие с нуждою пишу. Михайло мой доселе молчит. Нимало не удивляюсь. Блаженны мы, Израиль, ибо Бог нам дал по уши покоя и времени.
  Бог сотворил нам этот покой. Тогда наконец познается ценность времени, когда оно утрачено.
  Пришли, друг, барыльце пива бабайского, и то, если не трудно. Я всем доволен, слава Богу!
  Господину и отцу моему иерею Якову Правицкому в Бабаях
  
  
  7
  Из Гусинки, 1787 года, марта 6-го дня
  Любезный во Христе отец, и брат, и друг Яков! Веселися во Господе!
  Пришлите мне "Симфонию: "Аще не увеси самую тебя..."" (речь идёт о диалоге "Асхань"). Переписав, опять отошлю к вам. Посылаю к вам "Жену Лотову". Побеседуйте во Христе с нею. Она чистая чистым, и сей кумир есть плодоносный верным Божиим. На ней-то исполняется из камня воздвигнуть детей Аврааму... Она не доведена до конца. Но кто дождется конца в вечнотекущем источнике? А что я сказал, обещая окончание, сие касается книжечки, начатой мною; не "Жены". Сия книжечка учит, как читать подобает священное письмо. Если одно слово Божие уразумеется, тогда весь храм Соломонов есть светел. В пример сему взял я сие: "Поминайте жену Лотову". И, толкуя сие слово, возмутил всю Священного писания купель. Да уразумеют спящие на Библии или с Павлом сказать: почивающие на законе, ибо не многочтение делает нас мудрыми, но многожвание принудило сказать сие: "Как сей знать, книги не учился?" И да познают: как один день в тысяче, и, вопреки, тысяча слов Божиих в одном слове скрывается. Ныне же с женою кровоточивою многое жерут для единой дизентерии; и нет человека, могущего приложить им вкус плюновения, жвания и преломления оного: "Зубы его паче молока". "Познается ими в преломлении..." Все дает вкус свой: и звезды в сокровищах своих блеснут, если мы из числа оных: "Израиль толок манну в ступах".
  Во блаженное число сих людей да впишет Христос всех нас! Желаю, Ваш всеискренний брат и нижайший слуга
  Григорий Сковорода
  P.S. Да наречется же сия книжечка "Женою Лотовою"! Предисловием же да будет сие мое к тебе письмо, о возлюбленный друг! Тебе сию невесту, безневестную и чистую голубицу, в дар привожу первому и тебя обручаю именем господа нашего Иисуса Христа.
  Прочее, при переписке повелевай наблюдать орфографию. Паче же все ее листы хранить от нечистоты. Целуй любезного Наемана Петровича и всю нашу братию. Мир во днях наших! Аминь!
  Господину моему иерею Якову Правицкому в Бабаях
  
  
  8
  [Из с. Гусинки, 1787 г.] Марта 21
  Отец, и брат, и друг!
  Вот так на сем свете жив будь, весел будь, а про себя Богу молись, еще ж и правду кое-когда треба сказать: хм! хм!
  Молюсь. Помилуй меня, Господи! Подай мне в сердце братолюбие! Да не быть мне как разъяренный тур, да быть мне как овца безбронная.
  Молитва и терпение, терпение да молитва - сия суть мне граница, и щит, и мощь, и надежда, и утешение, и покой. Мне? Нет. Не только мне, всем.
  Не пишу более: сердце болит. Иван Максимович доскажет Вам, чего не пишу.
  Ваш сын, и брат, и друг Григорий Сковорода
  
  9
  [В с. Бабаи] Из Гусинки, 7 октября 1787
  Любезный отец, и друг, и брат Яков! Радуйся со всею нашею братиею!
  Всепокорно благодарю за вино. Мы с братом Василием сразу открыли и, желая Вам и всему Вашему дому с любезною Христиною здравия, потянули в собственное наше здравие хорошо-хорошо. Еще ожидаю из Харькова... Чудно мне! Вы, снится мне, переписали "Михайлову борьбу" (речь идёт о диалоге "Брань архистратига Михаила с сатаною") и опять требуете? Однако посылаю. Да обретете, чего ваша перепись не образует. Не медлите же много. Однако через неверные руки - не! не! не!..
  Считаю, будет лучше, если она погибнет у вас, чем ходить ей по нечестивым рукам.
  Теперь я готов и родить на свет нечто хоть и не большое, но благочестивое, предназначенное для кого-то из друзей.
  Потому я пишу немногословно, имея в виду благовременно произвести на свет, пока есть время. Ибо близка, даже стоит у дверей, враждебная музам зима. Тогда уже нужно будет не писать, а греть руки. Далее, в отношении того, что я готов сотворить и что близкое к рождению, об этом ты уже знаешь. Будь здоров.
  Твой слуга и брат
  Сыр нашего Михаила где-то застрял. Очки мне мало подходят, я подарил их Иосифу. Он обещает в обоих письмах большую и прямую флейту. Когда будет, мне неизвестно. О, если бы, кроме всего прочего, он сам вернулся к нам. Легкий путь в Аверн(ворота в ад), О несчастный человек! Потерял единого семилетнего сына. Он умер в великую пятницу. Вот, как мир, сначала утешит, а потом наконец мучит и терзает, как тигр. Мирской путь... мнится человеку благим быть. Конец же его есть ад. О блаженны люди, для которых Господь - Бог их! Сии наживутся у Батька. Аминь!
  
  10
  Из Гусинской Скрынницкой пустыни, 1788 года, августа 4-го
  Возлюбленный в Духе Святом друг Яков! Дерзай во Господе!
  Если уже встала из ложа любезная наша Христина, радуюсь всех нас ради. Если же воскрылилась в мир первородный, отнюдь же придет в нижний, радуюсь ее ради: нас же ради возмущаюсь, ибо оставляет нас в сей плачевной юдоли.
  Жизнь сия есть нам темница, Верный же друг есть денница.
  Благодарю Вас и Христину за вино. Питейный и идейный монумент есть живее памятки очей. Юлия Цезаря только единожды в июле поминаем, а нашего истинного кесаря Христа ежеденно хлеб и вино, как зерцало нам, но и самого духа сердечного его вид и сень, пожертая истиною и животом, бывает, и есть, и будет. Впрочем, вот Вам по желанию Вашему херувимской песни пересказ:
  Тайновидным херувимам сообразны
  И животворящей Троице песнь принося,
  Видимый сей весь мир извергнем из сердца.
  Да вместим невидимый и его царя,
  Окружаемого и стерегомого тьмой
  Копиеносных херувим и серафим.
  Аллилуйя, аллилуйя! аллилуйя!
  Носить на копье есть копиеносный лейб-гвардер. Копиеносный, сиречь окруженный копиеносною гвардиею или строем. Дариносима есть полгрека, а полславяна.
  Ангельское ваше болтание читал я ангельским сердцем. Болтает сатана с ангелами лютыми своими. Болтает и бог Якова со своими, как писано: "Ангел Господень возмущал воду". Мутил и волновал воду, чтобы всплыло это железо
  "Ты Петр (по-еврейски kupha - каменная гавань и кораблям авраамское лоно), и на сем камне..." и прочее. Сатана же болтает: да потопит в изблеваемых водах оную жену с дитем авраамским. Болтает: да покроет и смешает с водою гавань, да никто не узрит вечности, разве тления, что есть мать атеистов. И сие-то есть проклинаемое у Иезекииля слияние, за которое ужасно грозит вышний. Но наш бог сей! Что велит ангелу своему, Иеремии? "Если изведешь честное из негодного, уста мои будешь". "Взболтай молоко, и будет масло". О клеветниковых же ангелах се, что говорит: "Прокисло, как молоко, сердце их". Заболтали и сколотили с сыром тления и с сырною водою масло оное. "Всплывет железо". Тленным своим днем и солнцем, как землею, загребли оный нам день и солнце. "В солнце положил селение свое". "Благовестите день ото дня: новый от ветхого, вечный от тленного. Ибо ничто не есть благо, только Бог; и ничто не есть свет, разве Он. И самое солнце есть тьма и ночь, вот что!" "Помянул в ночи имя Твое..." "Возлюбили человеки тьму" и прочее. Желал Христос выболтать воду гергесинцам, но они отпросились. Агарино дитя есть то же, что верблюд: любит мутную пить, мешает и болтает, да чистоту погубит. Сыр паче масла любит. Что же таковым помогает доить Иаковлевых и Иовлевых овец и коз? Сии-то мотылоядцы у Иезекииля, возненавидев опреснок вечности, с гергесинскими вепрями едят человечьи отбросы, сболтав чистое с нечистым, но не отболтав нездорового от здравости. Мы же, о друг, дети Саррины, дети премудрости Божией, в утро избивая и изгоняя из храма все бесчествующее дом Божий, как Христос веревкою оною: "Веревка червленая - уста твои..." "Се муж, и в руке его веревка землемерная". Сия веревка невредных сохранила шпионов Навиновых в Иерихоне. Что есть сия веревка? "Дал мне Господь язык..." "Дух животворит..." Слышь, сын человеческий, дерзай и очищай храм Господень! Сие-то есть жить в доме Господнем. "Одно просил тот Господа..." Мир тебе! Землемерить, рассудить (у Павла говорится: дух разделения) - вывести честное от недостойного и возмутить воду, болтая бурею духа святого оною: "Был шум..."
  Сия есть должность ангелов Божиих, написанных не на земле, но на небесах. В сем числе и нам быть желаю.
  Аминь! Любезный друг!
  Твой друг...
  Любезному другу Наеману Петровичу нижайший мой поклон и мир Божий. Также отцу Василию, другу и брату во Господе.
  Телом далек я от вас, но сердцем близок.
  Сердце в нас - голубица Ноева.
  Ничто так не дивно, как бездна святого сердца.
  Тогда свято, когда лишь себя возвеличивает
  Все - трава и лузга, все - прах и тень.
  Все преходит; сердцем человек вечен.
  Чистое сердце пребывает в любви, но любовь остается в нем же.
   А эта любовь - Бог, значит, человек вечен. О люди!
   Зачем удивляетесь океану, зачем удивляетесь звездам?
  Идите, вернитесь домой! Узнайте себя!
  Этого будет достаточно. Аминь.
  Божественная голубица поет:
  Все происходит из бездны глубокого сердца.
  После смерти все начинается опять.
  Так зерно дает ростки, так оно прячется вглубь.
  Что же ты смерти боишься? Вот тебе ее
  подобие.
  Так же, что пустое в твоей жизни, относит божественный вихрь. Ангел... вздымает пустой хаос... Так... когда пройдет тяжелое волнение, то... вот священный ковчег!
  И тут Ноева голубица:
  Я нашел скалу. Сатана, плоть, мир, прощайте!
  Вдоволь вы меня волновали. Теперь я обрел священный покой.
  Аминь.
  NB(nota bene, обрати внимание). Замок(имеется в виду замок арки, дверь, вход) обозначает то же, что и ковчег по латыни. Ковчег, скала над потопом, кефа, гавань есть то же, что и святое начало. "Кто влазил вначале, здоров бывал" (парафраз Евангелия от Иоанна 5:4).
  Господину моему иерею Якову Правицкому в селе Бабаях.
  
  11
  [В с. Бабаи] Из Бурлука, 1788 года, в последний день
   Возлюбленный во Господе брат Яков! Мир и радость тебе от Господа Бога
  Зимую в Бурлуке. Если Господь восхочет и не возьмет... его от меня, меня же от тела, помышляю посетить Вас. Где и когда умереть? Не боится тот, о котором Аввакум: "Праведник от веры жив будет". "Примечай-де незлобие и гляди правоту..." А я сладчайший... мой остаток во мне (посреди вас стоит...) давно уже вижу. А что? Получили ли Вы от меня письмо и в нем херувимский от меня пересказ? Не знаю. С письмом к Василию Павловичу послал я к Вам также через его ученика из Бурлука. Если не получили? Гневаюся, но крошку. Много там доброго. Сие пишу в беспокойстве. Не ожидайте ибо беседы, разве... притчи сухие, немазанные. Целуйте от меня всех... Наума Петровича и отца Василия с Евстафием и весь клир...
  
  12
  Из Гусинки, мая 30-го [1791]
  Христос воскресе! Возлюбленный друг Яков! Радуйся во Господе!
  Вас не поздравляю с праздником, а поздравляю любезную нашу Христину с детьми и младенцев же во Христе. Совершенные же мудрствуют со Златоустом: "Празднику не время творец, но ведренная совесть". У Исайи же сей истинный праздник нарицается: "Веселие вечное над главой их". Главою человеку есть сердце его, господствующее телесным мириком. И если сия глава не болит, как у Елисеевой вдовицы сына, оживленного Елисеем, и тогда исполняется на нас высокая притча оная: "Святому человеку каждый день - праздник". И в сию-то цель улучает Исаина стрелочка сия: "Веселие вечное", сиречь непрерывное, на всяк день творящее пасхи велик день. Се таков же есть и сираховский праздник: "Веселие сердца - живот человеку". Вот истинный праздник Давидов! "Мир многолюбящим закон твой". Какая польза, если на воздухе - не в сердце - ведро и весна? В сердце же сие: "Взволнуются нечестивые..." А я ежеденно пою песенку сию: "Христос - моя сила...", от смысла чистого во господе празднуя. О смысл чистый! Сколь немногим ты друг! О нем-то притча сия: "Чистое небо не боится молнии и грома". О бог мой! Сколь мир сие презирает! Сколь же опять оно великое! А трудно ли сие доказать или обличить! Се пятидесятница через три дня! Се предложение, обещание! Се надежды совершение и венец празднику пасхи! А что то совершилося? Вот что: "Сердце чисто создай, великий боже..." О смысл (опять говорю) чистый! О сердце! Сколь немногим ты друг! Заключу с Соломоном: "Кто похвалится, что сердце имеет чистое?"
  Вот с каким праздником, друг мой, тебя поздравляю или говорю по-эллински μακαρίζω - ублажаю. Сей праздник от твоих улиц не отнялся, как грозит Исайя. Ты ему, а он тебе есть друг.
  Сорадуйся же и мне. Ибо и я милостию вышнего сего небесного торжества и шума празднующих сопричастником быть сподобился. Сей мой един есть и жребий, и наследие, и премудрость: конец, цвет и плод жизни и трудов моих упокоение; и все благое мне - сердце чистое. О! Тогда бы то исполнилося на нас сие: "Клялся во гневе моем". "Если войдут в покой мой?" Сиречь бедами и трудами поразил я их. Не доберутся ли ныне до моего праздника? Прости, любезный! От избытка сердечного наболтал много.
  Ваш соторжественник и друг Григорий Варсава Сковорода
  Через детей Захаржевских имею письмо от Михаила. Боже мой! Сколь жаждет к нам! Да страждет (оставь его) клятву гнева Божия, если как достигнет в покой нашего праздника. Любящие Бога ему единому согрешают на то, и да справдится перед ними во словах своих, и тем удобнее препобедит их на свою сторону.
  Получил на светлой седмице. Если уже празднует, перешлите "Михаило-сатаномахию". Но сие предаю воле вашей. Любезному Наеману Бар-Петру радость и мир Божий от меня со всем его гнездом и со птенцом Ильею. Так же отцу Василию, и отцу Евстафию, и бедненькому моему Любачину, слепенькому, и всему вашему клиру благосердное мое поклонение. Аминь!
  Сие пишу через Алексея Юрьевича. Он при мне жаловался, что, делая из мухи слона, не мог у Вас (у друга!) выпросить безделки - несколько розовых кустов. Сие он с великою трагедиею повествовал. Почто Вы столь скупы и горды? Даже в мимоезде не обещался к Вам заехать. Посетите его и мир сотворите.
  Господину моему отцу Якову Правицкому в селе Бабаях.
  
  13
  1792 года, января 5, из Гусинки
  Возлюбленный друг и брат во Христе Яков!
  Радуйся с любезною Христиною и с детьми в новый сей год!
  О Боже! Ей! Мне давно скучно, что с вами не беседую. Если в сию зиму или весну не совлеку моего телесного бренного линовища, поспешу видеть вас и насладиться беседою во Христе, который меня знает и я Его... Ныне же голубиными любви крыльями вас посещаю. Прости, любезный, что на твоё и на твоего сына письмо не ответствовал. Сердце воистину желает, но старость и леность есть холоднокровна. Пишу ведь к вам, однако болен. Благословен Бог мой! Когда немоществую, тогда силен я с Павлом. Болезнь моя есть старость, ток кровный и лихорадка не столь из невоздержной, как из несродной пищи. Левая часть моя угрызает меня, а часть благая в боках дома моего. Сарра моя, поглаждает меня... О, нарушенное согласие!
  Удивился разум твой от меня. Пришли, друг, Златоуста речь о том, что человек есть всей Библии конец, и центр, и гавань. Он жертва, алтарь, фимиам и все прочее...
  Ныне вас поручаю с возлюбленною Христиною и с детьми богу Авраама и пребываю
  любезный друг вам всеусердному старчик Григорий Сковорода
  Любезному во Христе отцу, его преподобию господину Якову Правицкому в Бабаях
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"