Считается, что гипотеза образования вселенной посредством взрыва заявила о себе только в двадцатом веке, но уже античные мудрецы Гесиод, Парменид, Эмпедокл прощупывали схожее мировоззрение, когда жизнь зарождалась через смерть, через катастрофу. Религиозным невежам и противникам этой теории стоит напомнить примелькавшуюся фразу из Евангелия: КТО СТАНЕТ СБЕРЕГАТЬ ДУШУ СВОЮ, ТОТ ПОГУБИТ ЕЕ; А КТО ПОГУБИТ ЕЕ, ТОТ ОЖИВИТ ЕЕ(Лука 17:33). Что говорит русское слово "взрыв", если привести однокоренные вариации: нарыв, разрыв, прорыв, порыв в смысле рывка, вдохновения, воодушевления? Как похоже это слово на побег, если не из евангельской апокалиптической катастрофы(Матфей 24:16,20), то на побег семени, росток, начало жизни! Немецкое слово Ausbruch и означает "начало" помимо прочих своих смыслов: взрыв, вспышка, извержение и побег тоже, хотя в словаре есть примечание, что это побег из тюрьмы, но ведь и тело, которое нами изжито, истрёпано до обездвиженности, до маразма разве не тюрьма? Особенно мне нравится как аналог взрыва украинское слово "выбух". Да, оно тоже сопровождается страданиями и при рождении младенца женщиной, и при проклёвывании семени, констатирующим его смерть, и в болезненном пробуждении весны, и в утренней заре, обещающей вспышку и взрыв света. Конечно, многие такие явления выбуха происходят в замедленном темпе, но если их прокрутить быстрее, необязательно они будут пугалом. Вот хаос революции, но это опять же какая-никакая, а может, даже восторженная жизнь. А непримечательный бутон, распускающийся в яркий цветок! А взрыв аплодисментов и крики "бис", подстёгивающие певца на продолжение концерта! А долгожданный гол с триумфом трибун, свидетельствующий, что взрыв - победа! А семейный конфликт ведь тоже взрыв, происходящий по причине, когда противоположности занивелировали свои потенциалы, и вместо согласия вынуждены быть ненужными, отдаляться, а отдалившись, опять притягиваются. А разрыв плотины, сулящий гибель ниже по течению, и он происходит по простой причине: сколько не сжимай пружину, она обязательно взорвётся, освободится. А стратификация семени, давление на него неблагоприятными погодными условиями, - оно непременно проклюнется, зачирикает, когда почувствует согревшуюся почву. Да такова и оппозиция, угнетаемая властями, - она уверена в грядущем взрыве.
Я пояндексил антоним к слову "взрыв", и получилось, что "спад". Скорее, он относится к экономике, и мне, как любителю обобщений термин не совсем понравился. Что же тогда - "вбух"? Но вроде такого слова нет даже в украинском языке, хотя бухать могут и в России, и в Украине. Втык! После втыка и женщина благоухает, и подчинённый благодаря начальнической вздрючке и наставлению горы может сдвинуть. Впрочем, кому не нравится это скабрезное слово, можно сосредоточится на сингулярности, - этот термин пасётся во многих науках и переводится с латыни как единственный, особый, тогда как взрыв предполагает разорванную множественность, как бы инфляцию. Сингулярность - точка, которая стремится к нулю, но эта точка, совокупность всего мироздания под философским названием Универсум. Нуль - это фактически чёрная дыра, которая сужает и втягивает вселенную, а что за чёрной дырой, наука предполагать не может. Но я обращу внимание читателя на знаменательницу-луну, когда она в ущербе достигает тривиального нуля и становится невидимой. Так что же после этой невидимости? Взрыв, вспышка света, называемая новолунием. Точка сингулярности до того сдавливается и становится плотной и термоядерно горячей, что происходит взрыв. Свет нарастает до полноты, и это центробежная мужская сила, которая в ущербе опять засасывается чёрной женской центростремительной дырой. То есть тайны здесь никакой нет - обычный новый круговорот жизни. Конечно, в марьяжной постели это происходит безболезненно: женская дыра не всего мужчину затягивает, а только его семенную жидкость. Но если слишком зацикливаться на сексе, возможно, что и душа почернеет от такого соседства. Не зря же Соломон назвал женщину смертью(Екклесиаст 7:26).
Страстью к девам полногрудым неустанно не гори:
Злая хворь в тебя проникнет и уляжется внутри -
Ведь избыток удовольствий безразличием чреват,
Избегай соитий лишних, будешь сам тому не рад,
Обнаружив слишком поздно, что недугами полна,
В щелки женщин провалилась жизни светлая весна.
(Шейх Нефзауи, Сад благоуханный)
Тем не менее у пророка Иеремии написано, что жена спасёт посредством чёрной дыры энтропированного и болезного мужа(Иеремия 31:22), - так написано в синодальном переводе, а в других переводах - взыщет, защитит, окружит, то есть охомутает. И действительно, стоит появиться новолунию, у тьмы уже есть светлый партнёр, и в других фазах продолжается это единство и борьба противоположностей, хотя рост назван прямым путём, а ущерб - кривым, потому что ширится и преобладает тьма: ПОСТАВЬ СЕБЕ ПУТЕВЫЕ КАМНИ, УСТАНОВИ ВЕХИ, ОБРАТИ СВОЁ СЕРДЦЕ НА ПУТЬ ПРЯМОЙ, ПО КОТОРОМУ ШЛА ТЫ ПРЕЖДЕ! ВЕРНИСЬ, О ДЕВА ИЗРАИЛЕВА, ВЕРНИСЬ В ГОРОДА СВОИ! ДОКОЛЕ БУДЕШЬ МЕТАТЬСЯ, О ДОЧЬ-ОТСТУПНИЦА?!(Иеремия 31:21-22, перевод с древнееврейского Л.В. Маневича) Камни, по-библейски означают семёрки, то есть фазы луны, ведь древние жили по лунному календарю.
Но можно отследить суть чёрной дыры во вселенной и по дереву. Корни это сужающиеся центростремительные силы, а ветви - расширяющиеся центробежные. Между ними бревно, с одной стороны которого "вбух", с другой выбух. Но в спирали вселенной перемычку между охвостьями, одним из которых служит Млечный путь, астрономы назвали не бревном и стволом, а баром. Чёрная эта дыра - тесный путь из подземной тьмы в жизнь(Матфей 7:13). Впрочем, Христос, олицетворяющий Путь, предлагает извлекать из себя не только изжитые сучья-охвостья, но и трухлявое бревно(Лука 6:42), ведь отпавшие семена с дерева обещают рождение новых обителей(Иоанн 14:2).
Можно отследить суть сингулярности и чёрной дыры по морю-океану. Множество потоков несут больные воды, которые мы безуспешно пытаемся качественно улучшить посредством очистных сооружений, но испарения с моря-океана возвращают истинную родниковую чистоту в родники, и испарения тоже своего рода взрыв.
Я вступаю в возраст скверных предчувствий,
верных предвидений, отсеянной чепухи;
то, что было потоком, становится тихим устьем,
расползается вширь,
лениво дробится на ручейки.
Время писать покаянки оставленным жёнам:
бес, мол, попутал, вселился в ребро (а на деле - в пах!).
Отражать облака. Быть самому отражённым
в этих непроницаемых облаках.
"Сынку, подай воды. Нет, лучше крепкого чаю.
Да ну его, чай, принеси мне вина стакан."
Русло мелеет, мельчает, а я по капле впадаю
во что-то большое, солёное, древнее...
Видимо, в океан.
(Геннадий Акимов, Океан)
А динамика между женским циклоном и мужским антициклоном очищает воздух в регионах земли, и ветры - это тоже взрывы. Можно привести ещё много примеров из природы, по которым можно разгадать суть сингулярности, но нельзя утомлять читателя. Достаточно сказать, что сингулярность или "черная" дыра помимо астрономии бытует в философии, математике, биологии, технологии, экономике, общественных отношениях...
Эмпедокл вместо элипсовидной перемычки центром мироздания провидит огненный шар опять же с охвостьями. Этот Сферос образован четырьмя первоэлементами, главный из которых огонь, его Эмпедокл называет лучезарным Зевсом, трём другим стихиям он тоже присваивает имена греческих божеств: земля - животворящая Гера, воздух - Гадес, вода - слезами текущая в смертных источниках Нестис. Первоэлементы - вовсе не наивные конструкции античных мудрецов косной, неодушевлённой материи, это душевные, а, может, даже духовные стержни. Эмпедокл считает, что нервы образуются из земли и огня в соединении с двумя частями воды. Ногти состоят из нервов, которые охлаждаются под действием воздуха. Кости содержат две части воды, две части земли и четыре части огня. Увы, я от мудрости древнегреческого учёного далёк, но всё же понимаю, что восходящие весна, восток, социализм благоденствуют под эгидой воздуха; приземлённые осень, запад, феодализм подвержены власти земли; властные лето, юг, рабовладельческий строй - порядки мужского огня; коварные зима, север, капитализм - женские заморочки разных состояний воды от пара до льда. Всё-всё можно рассортировать по первоэлементам, даже масштабные циклы: криптозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Или совсем крошечные: яйцо, личинка, куколка, крылатая особь. А власти, они ведь тоже цикличны: Ленин(земля, осень), Сталин(вода, зима), Хрущев(воздух, весна), Брежнев(огонь, лето), Горбачёв(земля, снова осень и конец социализма).
Движущими силами первоэлементов у Эмпедокла являются Любовь и Вражда. Любовь притягивает первоэлементы и с ними все существа в центре, в то время как Вражда курирует края Сфероса. Есть русская пословица: вместе тесно, а врозь скучно. Действительно, в любви такая спаянность и монолитность, что даже до потери качеств первоэлементов. Например, в едином евнухоиде, как впрочем и в весне, мужские и женские качества так сошлись, что даже это выглядит уродством. Но Бог уверяет апостола Павла, когда тот просит у него силы, - сила в слабости!(2 коринфянам 12:7-10) А ведь Всевышний себя в пример подаёт, в буддизме, например, такие термины, как Ничто, и Пустота говорят о Боге. Да и Христос напоминает, что унижение выше всего(Лука 14:11). Гермафродит с полновесными мужскими и женскими качествами, как и осень, является промежуточной стадией, когда главные ипостаси Ян и Инь находятся во вражде. В апокрифической ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА вскользь описываются щадящие качества стихий в Любви и их категоричная нетолерантность при Вражде(Премудрости Соломона 16:17-29). Но вообще Любовь и Вражда, равно как Свет и Тьма, присутствующие в знаменательнице-луне, это навсегда во вселенском мироздании. В иудаизме об этом Соломон заявляет(Екклесиаст 3:1-8), в Евангелии - Христос, взявшийся за меч(Матфей 10:34), в индуизме роль динамичного женского начала вселенной выполняет один из божеств триады - Шива-разрушитель. Смерть дважды наступает в витке вселенской спирали: при "вбухе", когда первоэлементы соединяются, и при "выбухе", когда стихии разбегаются. В первом случает умирает индивидуализм, во втором - единство. Но я бы убрал слово "смерть" из своей статьи: смерти нет, есть метаморфозы.
Далее я помещаю сохранившиеся отрывки из поэмы Эмпедокла "О природе". Но кто считает это античной галиматьей, можно не читать: я кратенько уже разжевал мировоззрение Эмпедокла, как своё.
1. Ты же послушай, Павсаний, разумного, сыне, Анхита!
2. Скудные средства познания нашим дарованы членам,
Множество скверн и напастей смущает пытливые думы.
Малый узрев лишь удел человеческой жизни злосчастной,
Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья,
5 Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило
В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать:
Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно,
Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к познанью,
Сведать готовься лишь то, что смертная мысль прозревает.
3. ... Скрыть в глубине немого, как рыба, сердца . ..
4. Но от глаголов моих отвратите безумцев гордыню,
Чистый источник из уст непорочных пролейте, о боги!
Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева,
Муза, ко мне снизойди на послушной тебе колеснице,
5 Благоговейное слово неся краткодневным созданьям.
[663]
Нет, не заставит меня обольщение чести и славы
В мире сем тленном, смирения дерзко нарушив пределы
Речью греховною, к мудрости горним обителям вспрянуть.
Нет, но исследовать должен ты всячески, где что открыто,
10 Зрению вовсе не более веры давая, чем слуху,
Ни громогласному слуху не больше, чем ясному слову;
Ни остальных твоих членов, только путь есть познанью,
Веры твоей не лишай, а исследуй, где что открыто.
5. Свойственно людям негодным сильнейшему слову не верить.
Ты же, как то велят откровенья правдивые Музы,
В сердце своем различи слово истины, правду чтоб сведать.
6. Выслушай прежде всего, что четыре есть корня вселенной:
Зевс лучезарный, и животворящая Гера, и Гадес,
Также, слезами текущая в смертных источниках, Нестис,
7. ... Непроизводные...
8. Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном
Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти:
Есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что-смешалось,
Что и зовут неразумно рождением темные люди.
9. Что бы за смесь ни явилась на свет: человек или птица,
Дикий ли зверь или куст, - всё равно неразумные люди
То происшедшим зовут; когда ж разрешится на части
Тленная тварь, то губительной смертью они прозывают,
Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду.
10. ... Мстительную смерть ...
11. Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают,
Будто, действительно, раньше не бывшее может возникнуть,
Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было.
[664]
12. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно,
Также и сущее чтобы прешло, - ни на деле, ни в мысли
Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы.
13. Нет во вселенной нигде ни излишка, ни места пустого.
14. Нет во вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?
15. Мудрый муж никогда в своем сердце того не помыслит.
Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы, положен
Смертным добрым и злым; и что, прежде чем плоть сотворилась,
Были все люди - ничто, и в ничто они вновь разрешатся.
16. Ибо как были они искони, так и будут - две вместе:
Думаю, их несказанное время вовек не лишится.
17. Речь моя будет двоякая: ибо - то в множества недрах
Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве.
Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:
Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью,
То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой находит.
Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах:
То, Любовью влекомое, сходится всё воедино,
То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга.
<Так, поскольку единство рождается без перерыва>
В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, -
Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах.
Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
Выслушай слово мое: возращает учение разум.
[665]
15 Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья,
Речь моя будет двоякая: ибо - то в множества недрах
Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве,
Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,
Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь,
20 В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду.
К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье.
Смертные членам своим врожденной ее почитают,
В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник.
Радостью и Афродитой богиней ее величая.
25 Но ни один смертный муж не познал, что она обегает
Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье.
Все они равны и все одинаково древнего рода,
Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.
30 К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:
Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.
Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?
Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,
35 В образах разных являются, теми ж всё оставаясь.
18. ... Любовь...
19. ... Единящею Любовью ...
20. Ясно то можно узреть в совокупности членов, телесных:
То, Любовью влекомые, сходятся все воедино
Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы;
То, напротив. Враждой разъятые злой, каждый порознь
5 В шумном прибое житейского моря у брега блуждают.
Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,
Так и у горных зверей и у птиц, сих ладей окрыленных.
[666]
21. Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры,
Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами.
Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,
Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,
5 Вот и дождем нисходящая, темная, хладная влага,
Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.
Все во Гневе они разновидны и врозь существуют,
Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной.
Ибо из них всё, что было, что есть и всё то, что будет:
10 В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены,
Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы,
Также и боги из них, многочтимые, долгие днями.
Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
В видах различных являются: столько их смесь изменяет
22. Все они - солнце, земля, необъятное небо и море, -
Все стремятся равно к единению всеми частями,
Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей зарожденьи
Так равно и все те, что более склонны к смешенью,
5 Страстью взаимной пылают, по воле самой Афродиты.
Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласят
Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком:
Купно сойтись неспособны они, и властвует ими
Беспрекословно Раздор, такую им давший природу.
23. Как живописцы, глубоким умом изучивши искусство,