Вот собственно на этом можно было бы, и закончить уважаемому М. Ходанову, протоиерею, члену Союза писателей России, главному редактору духовно-светского журнала 'Шестое чувство' свой ответ 'питерскому писателю-атеисту Столярову, опубликовавшему статью в 'ЛГ' (?49, 2007, с.13)
Кратко, емко, лаконично.
Я так понял, суть диспута сводится к вопросу: вводить ли в программы российских школ предмет ОПК (основы православной культуры). Ибо, в его отсутствии - корень всех зол и напастей.
По мне - все просто. Трудились бы служители культа усердно на ниве проповеди и просвещения, да являли собой пример скромности, благообразия и послушания. Никаких полемик бы и не возникало. А уж индивид сам разберется, куда ему стопы направить, в церковь, мечеть, синагогу или, (представить страшно...), в буддийский храм.
Российские 'труженики креста и кадила' претендуют (устами протоиерея М. Ходанова) на приоритетное право пред другими конфессиями на умы наши.
Но право это давно церковью утеряно. 'Маркетологи' из ВЧК в свое время доходчиво объяснили, кто в приходе командир.
Г-н Ходанов, редактор духовно-светского журнала, заметьте, заявляет: 'Разве мы, христиане, способствуем развалу страны и ее нравственной деградации? Почему бы не переключить негодование на реальных носителей общественного зла, которые толкают страну в пропасть?'
А и в самом деле. Почему? Вот, набраться смелости, да и назвать супостатов и злоумышленников поименно. Ведь известно, чего не переносит зло: правды и смеха. Кому, как не Церкви, мощнейшему институту веры и правды сказать эту самую правду, да и поспособствовать прекращению деградации общества?
Да, и сгущает краски г-н протоиерей, поголовно записывая нынешнюю молодежь в наркоманы и насильники. В метро и 'маршрутках' ежедневно вижу достаточно приличные лица. Не думаю, что все они, утром, как и я, спешащие на работу и учебу, вечером - домой - поголовно 'стремятся лишь к богатству, насилию и власти'.
А ездить мне приходится много. Не только по Москве, но и по стране. Там где есть работа, где власть на местах не давит, все живое - и благосостояние людей растет и храмы строят, и бездуховности меньше.
А, например, в Пензенской области народ, говорят, пьет по черному. Да кто ее, эту пензенскую область вспоминает? Там же ни нефти, ни газа, из полезных ископаемых - одни пенсионеры.
А вера есть? А во что?
Много где жизнь не так нарядна, как в Москве, Питере, других крупных городах. Вот бы туда, в глубинку, продвинутых столичных попов отправить, а?
Да и не только их. Создать летучие бригады 'белых рейдеров', из талантливых, умных, активных чиновников, интеллигенции, работников культуры и духовенства и - ну, поднимать самосознание!
Хоть показали бы народу, как оно может по другому то быть!
Эка меня занесло, да? Утопия, конечно, кто поедет-то?
Сетования редактора журнала по поводу, что ж 'произойдет уже в ближайшем будущем с её (молодежи - А.Д.) психикой' в результате 'обработки' оной средствами массовой информации, заставляют улыбнуться. Да... 'Послушное стадо баранов' всегда было заветной мечтой пастуха-хозяина. Ну, так, вам и карты (журнал свой для начала) в руки. Или вы себя к СМИ не относите?
И с посылом, что страх Божий - единственная гарантия для науки не переступать черту, могущую привести к глобальной катастрофе - никак не могу согласиться. Слабоватый страж. Наверное, среди тех, кто сотворил первую атомную бомбу и первым ее использовал - было немало людей 'верующих'. Прежде всего - искренне верующих, что своим умом, своими научными разработками они противостоят мировому злу в лице того или иного 'врага всего человечества'. А из чего они в это уверовали? Из грамотно построенной и поданной им идеологической аксиомы: стране нужен адекватный инструмент отражения чужеземной ядерной угрозы.
Согласен я с М. Ходановым в одном. Ребенка надо воспитывать, пока поперек лавки лежит. Воспитывать и учить отличать добро от зла. Отличать самостоятельно. Потому - грех это, вколачивать несмышленышу, что православие - 'единственно верное учение, потому что оно вечно'. Надо ввести в школах не ОПК, а религиеведение, чтобы человечек постиг - в чем различие между тем и этим. В чем сходство. Какие особенности верований разных народов...
Вот, говорят, в иудаизме, нет этого прикола - сними с себя последнюю рубаху и раздай ее нищим. Мое убеждение, что нищий, это за редким исключением - лентяй и пофигист. Он не умеет и не хочет ни за что отвечать. Раздай таким свое состояние, его пропьют, и назавтра в подземном переходе станет на одного нищего больше. Логично?
Христианство...
Один из постулатов - не заботься ни о чем. Бог даст день - Бог даст пищу... Только верь! Помрешь - все тебе воздастся! Вот уж наживешься! Кум королю - сват министру...
А, упаси бог, - станешь богатым здесь, на земле, тогда точно в ад. Без вариантов. Ведь - как там про верблюда и игольное ушко? Доходчиво? Ну, вот - живи и ни к чему не стремись. Паши, давай!
Или не так?
А кто знает - что там у тех же буддистов?
Да и мусульмане знакомые в один голос уверяют, что нет в Коране: 'возьми пояс шахида и взорви - до кого дотянешься'. Но мы, православные, не знаем - что написано в той священной книге. От этого и страх. И обоюдное желание ударить первым.
Ну, так надо изучать мировые религии, чтобы не бояться, а при случае и поправить: 'Неправильно ты, дядь Федор бутерброд ешь...'. Вот, когда все это будет включено в школьные программы - возможно кто-то и поймет 'какое потрясающее богатство открывает христианство людям в плане красоты внутреннего покаяния, видения своих (а не чужих) грехов, глубинного духовного роста, чистоты межличностного общения, абсолютного межнационального и межрасового равенства, возвышенного и целомудренного отношения к противоположному полу, великого смысла жизни ради Бога и ближнего!', как уверяет М. Ходанов.
Не могу вслед за г-ном редактором и протоиереем умилиться 'потенциальными благами православия', которые по его мысли одни только и 'работают на формирование полноценной человеческой личности и консолидацию нашего донельзя ослабевшего в духовном плане общества'. А буддизм, с его верой, что каждая травинка имеет душу и ее не стоит портить без нужды? А язычество с теми же убеждениями?
Утверждение же: 'Христианин не станет скинхедом' - и вовсе кажется мне беспочвенным. Перекрестив бритый лоб, вооружившись ломиком и поправив крест в пол пуза, спокойно идут 'мочить в сортирах' инородцев. Понаехали, понимаешь! Православному в своей стране пройти негде.
Главная же мысль, по-моему, ради которой написана статья - протолкнуть в наши умы убеждение: есть некая конфессия, которая 'имеет первоочередное право на адекватное удовлетворение своих конфессиональных интересов'. Православие.
Доходчивей и точнее - в 'Скотном дворе' Оруэлла. 'Конституция гласит: Пункт первый! Все животные равны! Пункт второй! Есть некоторые, которые равнее!'
С чего бы это? Ведь парой абзацев выше он, вроде, ратовал за равноправие всех конфессий.
- А мы в стране - большинство, - заявляет г-н Ходанов.
На чем базируется его уверенность - Бог весть.
Ну, когда дело доходит до 'удовлетворения интересов' - тогда вопросов нет. Какие уж тут сантименты? Помним: 'Пиво - только членам профсоюза'. Уверуем. Царствие небесное - в первую очередь - православным. Католики за ними, протестанты в хвост! В очередь, суккины дети! В очередь! Буддистам не вставать, на всех все равно не хватит...
Ну, так бы и сказали! А то - Православие... Равенство, любовь!
Так вот, прочитаешь это все и на мощную мысль 'христианство конструктивно, обещая бессмертие', эмоций уже не остается. Один Высоцкий в голове. 'Хорошую религию придумали индусы. Что мы, отдав концы, не умираем насовсем'. Но это, кажется, 'не из той оперы'.
Резюмируя мысли, изложенные в своем труде М. Ходанов заявляет: 'Не можем мы холодно относиться к той религии, которая дала России жизнь. Это не мракобесие, не шовинизм, не угар, а возвращение к истокам'.
Кто бы возражал? Однако - вдруг кто-то предпочтет возвратиться к еще более ранним источникам, к язычеству, например? Объявить его еретиком? Сожечь на костре? Гибкий маркетинг и яркий 'пиар всегда были отличительной чертой работников культа. А какие 'зажигательные пати' ведьмам и еретикам в средневековье устраивались? Но поджигатели костров обладали ли истиной в последней инстанции?
Слово 'хлеб' звучит по-разному на разных языках. Суть его от этого не меняется.
Все, кто может и хочет - приходят к Богу, каким бы именем он не назывался.
Истину в полном её объеме не знает ни кто, кроме Создателя, любые попытки переложить её на слова народные сталкиваются с трудностями перевода, но пытаться понять и донести все равно надо.
В каждой религии есть частица истины, а собрать её воедино - как раз и будет ответом на вопрос: - что делать?