Дон Хуан Карлос : другие произведения.

К.Кастанеда. 1960 год

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вcе три части 1960 года


Дон Хуан Карлос

КИНОСЦЕНАРИЙ: ЖИЗНЬ КАРЛОСА КАСТАНЕДА

ЧАСТЬ 1. НАЧАЛО ПУТИ

   ИЮНЬ 1960 ГОДА. ШТАТ АРИЗОНА. ДЕНЬ
     
   Автостанция городка на границе с Мексикой.
   КАРЛОС, ожидая автобус, разговаривает с ДРУГОМ.
   Внезапно наклонившись, Друг указывает Карлосу
   на седовласого старого ИНДЕЙЦА.
  
      ДРУГ
      Я знаю этого Индейца, он хорошо
   разбирается в растениях, особенно в пейоте.
  
      КАРЛОС
      Так представь меня ему, ведь я
   собираю сведения о лекарственных растениях.
     
   Друг подходит к Индейцу и здоровается.
   Поговорив с ним немного, Друг жестом
   подзывает Карлоса и тотчас отходит.
   Карлос подходит к Индейцу.
     
      КАРЛОС
      Меня зовут Карлос, я студент антропологии
      Лос-Анджелеского университета.
     
      ИНДЕЕЦ
      Меня зовут ХУАН МАТУС.
      Я к Вашим услугам.
     
   Индеец среднего роста. Седые и короткие волосы
   немного нависают у него над ушами. Глубокие морщины
   на темном лице, придают ему вид глубокого старца,
   но, его тело выглядит крепким и мускулистым.
  
   По инициативе Карлоса они пожимают друг другу руки.
   Немного молчат, спокойно, естественно и ненапряженно.
  
   КАРЛОС
      Я занимаюсь изучением лекарственных растений.
   Особенно мне интересно использование
   индейцами галлюциногенного кактуса -- пейота.
   Мой Друг сказал, что и Вы собираете растения.
  
   ИНДЕЕЦ
   Я собираю растения или, скорее,
   они позволяют мне собирать их.
  
   КАРЛОС
   Я собрал много информации об этом. Вам будет
   очень полезно поговорить со мной на эту тему.
     
   Индеец слушает, медленно кивает и смотрит на Карлоса.
   Вдруг, Индеец поднимает голову и смотрит Карлосу в глаза.
   Взгляд ужасный, но, не угрожающий и не устрашающий.
   Этот взгляд как - будто проходит сквозь Карлоса.
  
   Карлос немеет и не может продолжать говорить.
   Карлос чувствует неудобство, отводит глаза от Индейца.
   Они, молча, сидят друг против друга. Индеец поднимается
   и выглядывает в окно. Подходит автобус.
  
      ИНДЕЕЦ
      Заходи как-нибудь ко мне домой, может быть,
   мы сможем там поговорить более легко.
  
   Индеец прощается и покидает станцию.
   Это конец первой встречи Карлоса с Хуаном Матусом.
  
   Карлос возвращается к месту, где сидит его Друг.
       
      КАРЛОС
      (раздраженно)
      Я наговорил ему всякой чепухи,
      он видел меня насквозь.
     
      ДРУГ
      Да ладно, не расстраивайся!
      Этот Индеец вообще очень эксцентричен,
      молчалив и необщителен.
      Ты спрашивал его о растениях?
     
      КАРЛОС
      Да, но, я думаю, что спросил как-то не так.
      Он сказал, что я могу зайти к нему домой,
      чтобы поговорить об этом.
     
      ДРУГ
      Он надул тебя. Конечно, ты можешь
      зайти к нему домой, но что это значит?
      Он никогда ничего тебе не скажет.
   Друг продолжает говорить, но Карлос его не слушает.
   Его мысли еще заняты старым Индейцем.
   Карлос вспоминает сияющие глаза Индейца и не
   может установить природу воздействия его взгляда.
  
   КАРЛОС
   Понимаешь, Друг, никогда в моей жизни ни один
   человек не останавливал меня так легко и
   настолько полностью, как этот Индеец сегодня.
  
   Дело даже не в том, что он заставил меня замолчать.
   Его взгляд сделал меня немым до такой степени,
   что я перестал связно думать.
  
   Карлос заинтригованный этим поразительным взглядом,
   решает искать встречи с этим Индейцем.
   Он готовится в течение 6 месяцев после этой встречи,
   читая о культе пейота среди американских индейцев.
  
   17 ДЕКАБРЯ 1960 ГОДА. ШТАТ АРИЗОНА. ДЕНЬ
  
   Карлос находит дом дона Хуана после долгих расспросов
   среди местных индейцев. Карлос подъезжает к дому и видит
   дона Хуана. Дон Хуан узнает Карлоса и приветствует его,
   когда он выходит из машины.
  
   Некоторое время, обменявшись пустыми стандартными фразами,
   Карлос признается ему, что был очень неоткровенен с ним,
   когда они встретились в первый раз.
  
   КАРЛОС
   Дон Хуан, должен признаться, что я хвастался,
   говоря о своих глубоких знаниях о пейоте,
   хотя, на самом деле я не знал о нем ничего.
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса. Его глаза очень добрые.
  
   КАРЛОС
   В течение шести месяцев я читал, чтобы
   подготовиться к нашей встрече. На этот раз
   я действительно знаю намного больше о нем.
  
   Дон Хуан смеется над этим заявлением. Карлос чувствует
   себя немножко смущенно. Дон Хуан, заметив неудобство
   Карлоса, решает его успокоить.
  
   ДОН ХУАН
   Я знаю, что у тебя добрые намерения,
   но, на самом деле, не было никакого
   способа подготовиться к нашей встрече.
  
   Карлос чувствует в словах дона Хуана скрытый смысл.
   Дон Хуан, как - бы почувствовав это, объясняет, что
   он имеет в виду.
  
   ДОН ХУАН
   Твои усилия напомнили мне сказку,
   где король обвиняет и казнит неких людей.
  
   Эти люди ничем не отличались от тех,
   кто их наказывал, за исключением того,
   что они произносили некоторые слова
   особым образом, присущим только им.
  
   Этот недостаток, конечно, и выдавал их.
   Король поставил заставы на дорогах,
   где чиновники требовали от каждого
   прохожего произнести ключевое слово.
  
   Те, кто могли произнести его так,
   как король его произносил, оставались жить,
   но тех, кто этого не мог, немедленно казнили.
  
   И вот, один молодой человек решает научиться
   произносить испытательное слово так, как хочет
   король, чтобы пройти через заставу,
  
   ДОН ХУАН
   (с широкой улыбкой)
   Это заняло у молодого человека "шесть месяцев",
   чтобы добиться правильного произношения.
  
   Затем пришел день великого испытания.
   Молодой человек очень уверенно подошел
   к заставе и стал ждать, пока чиновник
   потребует у него произнести слово.
  
   В этом месте дон Хуан очень драматично останавливает
   свой рассказ и смотрит на Карлоса. Его пауза кажется
   Карлосу рассчитанной ловушкой, но он продолжает игру.
  
   Карлос знает основную нить рассказа: чиновник забывает
   ключевое слово и просит парня произнести другое слово,
   которое было очень похожим на то, что он выучил,
   но его он не научился произносить правильно.
  
   Дон Хуан ждет от Карлоса, чтобы он спросил,
   что случилось. Так Карлос и делает.
  
   КАРЛОС
   (как-бы заинтересованно)
   И что с ним случилось?
  
   ДОН ХУАН
   Молодой человек понял, что чиновник забыл
   ключевое слово. И прежде, чем чиновник
   успел сказать что-либо, признался ему,
   что готовился в течение шести месяцев.
  
   Дон Хуан делает долгую паузу и смотрит на Карлоса
   с предательским блеском в глазах. На этот раз он подменяет
   карты. Признание молодого человека это новый элемент сказки,
   и Карлос уже не знает, чем закончится история.
  
   КАРЛОС
   Ну, что случилось потом?
  
   ДОН ХУАН
   Молодой человек был немедленно казнен, конечно.
  
   Сказав это, дон Хуан расхохотался. Карлосу нравится,
   как дон Хуан связывает сказку с его случаем.
   Он понимает, что дон Хуан потешается над ним, тонко
   и артистично. Карлос смеется вместе с доном Хуаном.
  
   КАРЛОС
   Дон Хуан, как бы глупо это сейчас ни звучало,
   я очень хочу узнать что-либо о растениях.
  
   ДОН ХУАН
   А я очень люблю гулять.
  
   Карлос думает, что дон Хуан намеренно меняет тему разговора,
   чтобы не отвечать ему. Карлос молчит, не желая настраивать
   дона Хуана против себя своей настойчивостью.
  
   ДОН ХУАН
   Не хочешь ли ты пойти со мной,
   на короткую прогулку в пустыню.
  
   КАРЛОС
   (с энтузиазмом)
   Я думаю, что мне понравится
   прогуляться с тобой по пустыне.
  
   ДОН ХУАН
   (предупреждающе)
   Это не пикник.
  
   КАРЛОС
   Я очень хочу работать с тобой,
   так как, нуждаюсь в любой информации,
   об использовании лекарственных растений.
  
   Ты будешь работать на меня,
   а я буду платить тебе зарплату.
  
   ДОН ХУАН
   Как много ты будешь платить мне?
  
   Карлос улавливает в голосе дона Хуана нотку жадности.
  
   КАРЛОС
   Сколько ты сочтешь нужным.
  
   ДОН ХУАН
   (как бы задумчиво)
   Плати мне за мое время... Своим временем.
  
   Карлос думает, что дон Хуан -- любопытнейшая личность.
  
   КАРЛОС
   Я не понимаю, что ты имеешь в виду.
  
   ДОН ХУАН
   О растениях нечего сказать, поэтому
   взять твои деньги немыслимо для меня.
  
   Карлос раздумывает над тем, что услышал.
  
   ДОН ХУАН
   (неожиданно резко)
   Что ты делаешь у себя в кармане?
   Ты что, играешь со своим хером?
  
   Карлос понимает, что дон Хуан говорит о его движениях
   рукой в кармане. Так он записывает в блокнот свои записи,
   не вынимая руки из кармана.
  
   КАРЛОС
   (смущенно объясняет)
   Я не хотел беспокоить тебя,
   записывая прямо перед тобой.
  
   После этого объяснения, дон Хуан долго смеется.
  
   ДОН ХУАН
   Если ты хочешь записывать -- записывай,
   ты не обеспокоишь меня.
  
   Они гуляют по пустыне, пока не становится темно.
   Дон Хуан не показывает Карлосу никаких растений
   и не говорит о них совсем. Остановившись на минуту,
   отдохнуть у больших кустов, дон Хуан начинает говорить.
  
   ДОН ХУАН
   (не глядя на Карлоса)
   Растения очень любопытные вещи,
   они живые, и они чувствуют.
  
   В этот момент, как дон Хуан делает это заявление,
   сильный порыв ветра потряс пустынный чапараль вокруг нас.
   Кусты издают гремящий звук.
  
   ДОН ХУАН
   (приставив руку к своему уху)
   Ты слышишь это?
   Листья и ветер соглашаются со мной.
  
   Карлос смеется. Друг, который познакомил его с доном Хуаном,
   предупреждал, что старик очень эксцентричен. Карлос думает,
   что "соглашение с листьями" - это одна из его эксцентричностей.
  
   Карлос с доном Хуаном еще гуляют некоторое время.
   Затем дон Хуан останавливается и садится на камень.
  
   ДОН ХУАН
   Карлос, сядь, отдохни и осмотрись.
  
   Карлос настаивает на разговоре.
  
   КАРЛОС
   Дон Хуан, я очень хочу учиться о растениях,
   особенно о пейоте. Я хочу, чтобы ты стал
   моим информатором в обмен на вознаграждение.
  
   ДОН ХУАН
   Тебе не нужно платить мне. Спрашивай все,
   что хочешь. Я расскажу тебе все, что я знаю,
   а потом, я расскажу тебе, что делать с этим.
   Согласен ты с таким планом?
  
   Карлос в восторге. Но, дон Хуан добавляет одно замечание.
  
   ДОН ХУАН
   Возможно, нет ничего такого, что можно учить
   о растениях, потому что о них нечего сказать.
  
   Карлос не понимает, что говорит и имеет в виду дон Хуан.
  
   КАРЛОС
   Что ты сказал?
  
   Дон Хуан повторяет свое замечание трижды, и затем весь
   район сотрясает рев военного реактивного самолета.
  
   ДОН ХУАН
   (хитро ухмыляясь)
   Вот! Мир только что согласился со мной.
  
   Карлос находит дона Хуана очень приятным.
   Его смех заразителен.
  
   КАРЛОС
   Ты из Аризоны, дон Хуан?
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса и утвердительно кивает.
   Его глаза выглядят уставшими, Карлос видит белки его глаз.
  
   КАРЛОС
   Ты был рожден в этой местности?
  
   Дон Хуан опять кивает головой, не отвечая Карлосу.
   Это походит как на утвердительный жест, так и
   на нервное потряхивание головой человека.
  
   ДОН ХУАН
   А откуда ты сам?
  
   КАРЛОС
   Я приехал из Южной Америки.
  
   ДОН ХУАН
   Это большое место.
   Ты приехал из нее из всей?
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса тем пронзительным взглядом,
   что так запомнился ему при первой их встрече.
   Карлос начинает объяснять дону Хуану обстоятельства
   своего рождения, но он прерывает его.
  
   ДОН ХУАН
   В этом отношении мы похожи.
   Я живу сейчас здесь, но,
   на самом деле, я яки из Соноры.
  
   КАРЛОС
   И это все! Я сам приехал из...
  
   Дон Хуан не дает ему закончить.
  
   ДОН ХУАН
   Знаю, знаю, ты есть тот,
   кто ты есть, оттуда, откуда ты есть.
   Так же, как я -- яки из Соноры.
  
   Глаза дона Хуана становятся очень яркими, а смех
   странно беспокоящим. Карлос испытывает ощущение вины.
   Как будто дон Хуан поймал его на какой-то лжи и он
   знает что-то, чего Карлос не знает или не хочет говорить.
  
   Странное раздражение Карлоса растет. Дон Хуан замечает это.
   Чтобы разрядить ситуацию дон Хуан предлагает поехать в город
   и поесть там в ресторане.
  
   По пути к дому дона Хуана и затем, когда они едут в город,
   Карлос чувствует себя лучше, но полностью не расслабляется.
   Каким-то образом он чувствует какую-то угрозу,
   хотя и не может найти причину.
  
   Карлос хочет купить дону Хуану пиво в ресторане.
  
   ДОН ХУАН
   Я не пью, даже пиво.
  
   Карлос смеется про себя. Он не верит дону Хуану.
   Друг, который познакомил их, говорил ему, что
   "старик большую часть времени находится не в себе".
  
   Видимо, на лице у Карлоса отражается сомнение, потому что
   дон Хуан стал объяснять Карлосу, что он пил в молодости,
   но затем однажды просто бросил это.
  
   ДОН ХУАН
   Люди вряд ли даже понимают, что мы
   можем выбросить из нашей жизни все
   что угодно в любое время.
  
   КАРЛОС
   Ты думаешь, что можно бросить курить
   или пить так легко?
  
   ДОН ХУАН
   Конечно! Курение и пьянство -- это ничто,
   совсем ничто, если мы хотим их бросить.
  
   В этот момент автоматическая кофеварка, в которой кипела
   вода, издала громкий пронзительный звук.
  
   ДОН ХУАН
   (восклицает)
   Слышишь это! Кипяток согласен со мной.
   (после паузы)
   Человек может получать согласие от всего,
   что его окружает.
  
   В этот момент кофеварка издает поистине гортанный звук.
   Дон Хуан, взглянув на кофеварку, произносит "благодарю вас",
   кивает головой, а потом хохочет. Карлос опешил. Смех дона Хуана
   чересчур громкий. Но, Карлосу искренне все это нравится.
  
   Первая реальная сессия Карлоса с его "информатором" закончилась.
  
   КАРЛОС
   Дон Хуан, мне нужно навестить своих друзей.
   Но, я буду рад повидать тебя снова
   в конце следующей недели.
   Когда ты будешь дома?
  
   Дон Хуан пристально рассматривает Карлоса.
  
   ДОН ХУАН
   Когда ты приедешь?
  
   КАРЛОС
   Я не знаю точно, когда приеду.
  
   ДОН ХУАН
   Тогда просто приезжай, не заботься.
  
   КАРЛОС
   Но что, если тебя не будет дома?
  
   ДОН ХУАН
   Я буду там.
  
   Дон Хуан, улыбаясь, уходит. Карлос бежит за ним.
  
   КАРЛОС
   Дон Хуан, не будешь ли ты возражать,
   если я привезу с собой фотоаппарат,
   чтобы сфотографировать тебя и твой дом?
  
   ДОН ХУАН
   (с гримасой)
   Об этом не может быть и речи.
  
   КАРЛОС
   А как насчет магнитофона?
   Будешь ты возражать против этого?
  
   ДОН ХУАН
   Боюсь, что и такой возможности тоже нет.
  
   Карлос чувствует себя раздраженным и начинает горячиться.
  
   КАРЛОС
   Я не вижу логической причины твоего отказа.
  
   Дон Хуан отрицательно качает головой.
  
   ДОН ХУАН
   Забудь это, и если ты еще хочешь видеть меня,
   никогда не говори об этом опять.
  
   Карлос выставляет последнее слабое возражение.
  
   КАРЛОС
   Фотоснимки и магнитофонные записи
   бесценны для моей работы.
  
   ДОН ХУАН
   Есть только одна вещь, которая бесценна
   для всего, что мы делаем. Это "дух".
  
   Нельзя обойтись без духа, а у тебя его нет.
   Горюй об этом, а не о фотоснимках.
  
   КАРЛОС
   Что ты?..
  
   Дон Хуан прерывает Карлоса движением головы, машет ему на прощанье и мягко говорит:
  
   ДОН ХУАН
   Обязательно возвращайся.
  
  

ЧАСТЬ 2. СТИРАНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ

   22 ДЕКАБРЯ 1960 ГОДА. У ДОНА ХУАНА. ДЕНЬ
  
   Дон Хуан сидит на полу в своем доме спиной к стене.
   Он приглашает Карлоса садиться и быть, как дома.
   Карлос предлагает ему пачку сигарет, которую он привез.
   Дон Хуан говорит, что он не курит, но подарок принимает.
  
   КАРЛОС
   Дон Хуан, не мешаю ли я
   Твоему нормальному распорядку.
  
   ДОН ХУАН
   (с гримасой)
   У меня нет никакого распорядка,
   и ты можешь оставаться со мной вечера.
  
   Карлос хочет заполнить несколько опросных листов
   по генеалогии и родовым отношениям с помощью дона Хуана.
   Он объясняет дону Хуану, что ему это нужно для работы.
  
   КАРЛОС
   Как ты называл своего отца?
  
   ДОН ХУАН
   (с серьезным лицом)
   Я называл его папа.
  
   Карлос чувствует легкое раздражение, но продолжает,
   думая, что дон Хуан не понимает. Карлос думает, что,
   может быть, ему следует начать с матери.
  
   КАРЛОС
   Как ты называл свою мать?
  
   ДОН ХУАН
   (наивным тоном)
   Я называл ее мама.
  
   КАРЛОС
   (терпеливо и вежливо)
   Я имею в виду, какие другие слова ты
   использовал для того, чтобы назвать
   своего отца или мать? Как ты звал их?
  
   Дон Хуан чешет голову и глупо смотрел на Карлоса.
  
   ДОН ХУАН
   Ага, тут ты меня поймал.
   Дай-ка мне подумать.
  
   После минутного замешательства дон Хуан, кажется,
   вспоминает что-то, и Карлос готовится записывать.
  
   ДОН ХУАН
   Ну, как еще я звал их?
   Я звал их, эй-эй, папа! Эй-эй, мама!
  
   Карлос смеется против своего желания. Выражение лица
   дона Хуана комично, и в этот момент Карлос не знает,
   то ли он очень хитрый старик и морочит мне голову,
   то ли это действительно наивный "простачок".
  
   Используя все свое терпение, Карлос объясняет дону Хуану,
   что для его работы очень важно заполнить все эти бланки.
   Карлос старается, чтобы дон Хуан понял суть его работы,
   идею генеалогии и личной истории.
  
   КАРЛОС
   Как звали твоего отца и твою мать?
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса ясными и добрыми глазами,
   но с неожиданной силой и в тоже время мягко говорит.
  
   ДОН ХУАН
   Не трать время на эту муру.
  
   Карлос не знает, что сказать. Кажется, кто-то другой
   произносит эти слова. За секунду до этого он видит
   ошарашенного глупого индейца, чесавшего свою голову,
   и уже через мгновение тот меняет свою роль.
  
   Теперь Карлос выглядит глупо. Дон Хуан смотрит на него
   без раздражения, неприязни, ненависти и сожаления.
   Его глаза добрые, ясные и пронизывающие.
  
   ДОН ХУАН
   (после длинной паузы)
   У меня нет никакой личной истории.
   Однажды я обнаружил, что больше не нуждаюсь
   в личной истории. Я бросил ее, как и пьянство.
  
   Карлос не понимает, о чем говорит дон Хуан.
   Неожиданно он чувствует себя неловко, под угрозой.
   Карлос пытается найти скрытое значение его слов.
  
   КАРЛОС
   Но, как можно бросить свою личную историю?
  
   ДОН ХУАН
   Сначала нужно иметь желание бросить ее.
   А затем следует действовать гармонично,
   чтобы обрубить ее мало-помалу.
  
   КАРЛОС
   Но зачем кто-либо будет иметь такое желание?
  
   Карлос действительно не понимает дона Хуана.
   У него ужасно сильная привязанность к своей личной истории.
   Его семейные корни глубоки. Он думает, что без них его жизнь
   не имеет ни цели, ни длительности.
  
   КАРЛОС
   Может быть, ты расскажешь мне,
   что ты имеешь в виду под словами
   бросить личную историю?
  
   ДОН ХУАН
   Разделаться с ней, вот что я имею в виду.
  
   Карлос продолжает настаивать, что не понимает его.
  
   КАРЛОС
   Ну, возьмем тебя, например.
   Ты -- яки, ты не можешь изменить этого.
  
   ДОН ХУАН
   (улыбаясь)
   Разве я -- яки?
   Откуда ты знаешь это?
  
   КАРЛОС
   Да, я не могу этого знать наверняка.
   Но ты знаешь это, и именно это важно.
   Именно это делает личную историю.
  
   ДОН ХУАН
   Тот факт, что я знаю, являюсь я яки или нет,
   не делает это личной историей.
   Лишь тогда, когда еще кто-либо знает об этом,
   оно становится личной историей.
  
   И уверяю тебя, что никто никогда
   этого не узнает наверняка.
  
   Карлос кое-как записывает, что говорит дон Хуан.
   Потом перестает записывать и смотрит на дона Хуана.
   Он не может составить представления о нем.
  
   Мысленно Карлос пробегает через свои впечатления о нем.
   Загадочный и беспрецедентный взгляд при первой встрече.
   Очарование от его утверждений, что он получает согласие
   от всего, что его окружает.
  
   Его раздражающий юмор и алертность, его явно глупый вид,
   когда Карлос расспрашивает его об отце и матери, эта неожиданная
   сила его утверждений, которые сразу отбрасывают Карлоса.
  
   ДОН ХУАН
   Ты не знаешь, что я такое, не так ли?
   Ты никогда не узнаешь, кто или что я есть,
   потому что я не имею личной истории.
  
   После небольшой паузы, дон Хуан продолжает.
  
   ДОН ХУАН
   Карлос, был ли у тебя отец?
  
   КАРЛОС
   Да, конечно.
  
   ДОН ХУАН
   Твой отец пример того, о чем я говорю.
   Вспомни, что твой отец думал о тебе.
   Твой отец знал о тебе все,
   поэтому он полностью распланировал тебя.
  
   Он знал, кто ты есть, и что ты делаешь.
   И нет такой силы на земле,
   что могла бы заставить его
   изменить свое мнение о тебе.
  
   Каждый, кто знает тебя, имеет о тебе
   свое мнение, и ты питаешь их мнение,
   всем тем, что ты делаешь.
  
   ДОН ХУАН
   (драматически тоном)
   Разве ты не видишь? Ты должен обновлять
   свою личную историю, говоря своим родителям,
   родственникам и друзьям обо всем, что ты делаешь.
  
   С другой стороны, если у тебя нет
   личной истории, то никаких объяснений
   не требуется. Никто не сердится и не
   разочаровывается в твоих поступках.
  
   И, более того, никто не пришпиливает
   тебя своими мыслями.
  
   Внезапно, Карлосу становится ясной идея дона Хуана.
   Но, он никогда не рассматривает таких мыслей.
   Не иметь личной истории - очень заманчивая концепция,
   по крайней мере, на интеллектуальном уровне.
  
   Однако, это дает Карлосу чувство одиночества, что
   он считает угрожающим и отвратительным. Ему хочется
   поговорить об этом с доном Хуаном, но, сдерживается,
   понимая неуместность исповеди в данной ситуации.
  
   Карлос чувствует неловкость и от того, что вступает
   в философский спор со старым индейцем, не имеющим
   "интеллектуальности" студента университета.
  
   Карлос не понимает, как дон Хуан увел его в сторону,
   от его начального намерения расспросить о генеалогии.
   Карлос пытается повернуть разговор к той теме, на которую
   он хотел поговорить, то есть о генеалогии.
  
   КАРЛОС
   Я не знаю, как мы ушли в сторону,
   тогда как все, что я хотел узнать,
   так это несколько имен для моих бланков.
  
   ДОН ХУАН
   Это очень просто. Способ, каким мы пришли
   к этому разговору, заключается в том,
   что я сказал, что задавать вопросы
   о прошлом человека -- это явная ерунда.
  
   Тон дона Хуана твердый. Карлос чувствует, что нет
   способа уговорить его, поэтому он меняет свою тактику.
  
   КАРЛОС
   Что же, эта идея не иметь личной истории,
   это то, что делают яки?
  
   ДОН ХУАН
   Это то, что делаю я.
  
   КАРЛОС
   Где ты научился этому?
  
   ДОН ХУАН
   Я научился этому в течение своей жизни.
  
   КАРЛОС
   Это твой отец научил тебя этому?
  
   ДОН ХУАН
   Нет, я научился этому сам. А теперь
   собираюсь передать секрет этого тебе,
   чтобы ты не ушел сегодня с пустыми руками.
  
   Дон Хуан понижает голос до драматического шепота.
   Карлос смеется над его трюками, но, вынужден признать,
   что он совсем не глуп. Карлосу приходит в голову мысль,
   что он находится в присутствии врожденного актера.
  
   ДОН ХУАН
   (покровительственно)
   Записывай, почему бы и нет.
   Ты, кажется, чувствуешь себя более
   удобно в то время, когда пишешь.
  
   Карлос смотрит на дона Хуана в замешательстве.
   Дон Хуан хлопает себя по ляжкам и хохочет.
  
   ДОН ХУАН
   Самое лучшее, стереть всю личную историю,
   потому что, это сделает нас свободными
   от обволакивающих мыслей других людей.
  
   Я не мог поверить, что он действительно сказал это.
   У меня был очень затруднительный момент. Он, должно быть,
   прочитал у меня на лице мое внутреннее замешательство
   и немедленно его использовал.
  
   ДОН ХУАН
   (продолжая говорить)
   Возьмем тебя, например, как раз сейчас ты
   не знаешь, то ли ты приходишь, то ли уходишь,
   и это потому, что я стер свою личную историю.
  
   Мало-помалу я создал туман вокруг себя и
   вокруг своей жизни. И сейчас никто не
   знает наверняка, кто я есть и что я делаю.
  
   КАРЛОС
   Но, ты то, сам знаешь,
   кто ты есть, разве не так?
  
   Дон Хуан долго молчит, чтобы заставить Карлоса поверить в то,
   что сейчас он скажет "я знаю", как этого ожидает Карлос.
  
   ДОН ХУАН
   Я, честное слово... Не знаю!
  
   Воскликнув это, дон Хуан, смеясь, покатывается по полу,
   под удивленным взглядом Карлоса. Этот неожиданный поворот
   выглядит для Карлоса угрожающим. Он действительно пугается.
  
   ДОН ХУАН
   (тихим голосом)
   Это маленький секрет, который я собирался
   дать тебе сегодня. Никто не знает моей
   личной истории. Никто не знает, кто я есть
   и что я делаю. Даже я не знаю.
  
   Дон Хуан сидит, скрестив ноги, с прямой спиной.
   В этот момент он само воплощение яростности.
   Карлос представляет себе его индейским вождем,
   "краснокожим воином" в легендах своего детства.
  
   Карлос может искренне сказать себе, что дон Хуан
   ему очень нравится. В то же самое время, Карлос
   может сказать, что он смертельно боится его.
  
   ДОН ХУАН
   Как я могу знать, кто я есть,
   когда я есть все, что окружает меня.
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса и улыбается.
  
   ДОН ХУАН
   Мало-помалу ты должен создать туман
   вокруг себя. Ты должен стереть все вокруг
   себя до тех пор, пока ничего нельзя будет
   считать само собой разумеющимся.
  
   Твоя проблема в том, что ты слишком реален.
   Твои усилия и настроения слишком реальны.
   Не принимай вещи настолько само собой
   разумеющимися. Начни стирать себя.
  
   КАРЛОС
   (ошеломлено)
   Для чего я должен это делать?
  
   Карлос понимает, что дон Хуан предписывает ему поведение.
   На протяжении всей его жизни, простая мысль о том,
   что кто-то будет ему говорить, что делать, вызывает
   у Карлоса немедленно активный протест.
  
   ДОН ХУАН
   Ты сказал мне, что хочешь изучать растения,
   и хочешь это получить даром?
  
   (после паузы)
   Мы договорились, что ты будешь задавать
   мне вопросы, и я буду говорить тебе то,
   что я знаю. Если тебе это не нравится,
   то нам больше нечего делать вместе.
  
   Ужасная прямота дона Хуана вызывает у Карлоса
   чувство протеста, но, он понимает, что он прав.
  
   ДОН ХУАН
   Давай тогда сделаем так.
   Если ты хочешь изучать растения,
   то ты должен, среди прочих вещей,
   стереть свою личную историю.
  
   КАРЛОС
   Как я это должен сделать?
  
   ДОН ХУАН
   Начни с простых вещей. Например,
   никому не говори, что ты
   в действительности делаешь.
  
   Затем ты должен оставить всех,
   кто тебя хорошо знает. Таким образом,
   ты создашь туман вокруг себя.
  
   КАРЛОС
   Но ведь это абсурдно!
   Почему люди не должны знать обо мне?
   Что в этом плохого?
  
   ДОН ХУАН
   Плохое здесь то, что, если они тебя знают,
   то ты становишься чем-то самим собой разумеющимся.
   И, с этого момента, ты уже не можешь
   порвать связь с их мыслями.
  
   Лично я люблю полную свободу -- быть неизвестным.
   Никто не знает меня с застывшей уверенностью, так,
   как люди знают тебя, например.
  
   КАРЛОС
   Но это было бы ложью.
  
   ДОН ХУАН
   (жестко)
   Мне нет дела до лжи или правды.
   Ложь является ложью, только если
   ты имеешь личную историю.
  
   КАРЛОС
   Но, мне не нравится намеренно мистифицировать
   людей или вводить их в заблуждение.
  
   ДОН ХУАН
   Да ты и так всех вводишь в заблуждение.
  
   Дон Хуан, оказалось, затрагивает больное место Карлоса.
  
   КАРЛОС
   (защищаясь)
   Что ты имеешь в виду под тем, что я все
   время ввожу людей в заблуждение?
  
   Мне трудно понять, почему моя семья
   и мои друзья считают меня ненадежным?
   Я же никогда в своей жизни не лгал.
  
   ДОН ХУАН
   Ты всегда знал, как лгать,
   и единственная вещь, которая отсутствовала,
   это то, что ты не знал, зачем это делать.
   Теперь ты знаешь.
  
   Карлос протестует.
  
   КАРЛОС
   Разве ты не видишь,
   что я очень устал от того,
   что люди считают меня ненадежным?
  
   ДОН ХУАН
   (убежденно)
   А ты действительно ненадежен.
  
   КАРЛОС
   Черт подери, это не так!
  
   Реакция Карлоса, вместо того, чтобы подвести дона Хуана
   к серьезности, заставила его истерически смеяться.
  
   Карлос терпеть не мог этого старика за все его ужимки.
   К несчастью, дон Хуан прав относительно меня, думает Карлос.
   Карлос успокаивается, и они продолжают говорить.
  
   ДОН ХУАН
   Когда не имеешь личной истории,
   то ничего, что бы ты ни сказал,
   не может быть принято за ложь.
  
   Твоя беда в том, что ты вынужден объяснять
   все свои действия каждому, кто этого потребует.
   В то же время, ты хочешь сохранить свежесть
   и новизну того, что ты делаешь.
  
   Что ж, поскольку ты не можешь быть восхищенным
   после того, как ты объяснил все, что ты делаешь,
   то ты лжешь, чтобы продолжить эти чувства.
  
   Карлос ошеломлен масштабом их разговора. Он записывает
   все его детали наилучшим образом, как только может.
  
   ДОН ХУАН
   С этого момента, ты должен показывать
   людям только то, что ты сочтешь нужным.
   Но, при этом никогда не говори точно,
   как ты это сделал.
  
   КАРЛОС
   Я не могу держать секреты!
   То, что ты говоришь, бесполезно для меня.
  
   ДОН ХУАН
   Тогда изменись!
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса с яростным блеском в глазах.
   Он выглядит, как странное дикое животное, и в то же время
   его мысли и слова предельно ясные. Раздражение Карлоса
   уступает место состоянию неприятного замешательства.
  
   ДОН ХУАН
   Видишь ли, у нас есть только два выбора.
   Мы или принимаем все, как реальное,
   или мы этого не делаем.
  
   Если мы следуем первому, то мы кончаем тем,
   что до смерти устаем от самих себя и от мира.
  
   Если мы последуем второму и сотрем личную историю,
   мы создадим туман вокруг себя, очень
   восхитительное состояние, в котором никто
   не знает, откуда выскочит заяц, даже мы сами.
  
   КАРЛОС
   Но, ведь, стирание личной истории
   лишь увеличит наше чувство незащищенности.
  
   ДОН ХУАН
   Когда ничего нет наверняка, мы остаемся алертными,
   всегда на цыпочках. Не знать, за каким кустом
   прячется заяц, более восхитительно, чем вести себя
   так, как если бы мы знали все.
  
   Дон Хуан больше ни слова не говорит в течение очень долгого
   времени. Карлос не знает, что спрашивать. Наконец, дон Хуан
   поднимается и просит Карлоса подвезти его в ближайший город.
  
   Карлоса чувствует себя опустошенным после этого разговора.
   У него такое чувство, будто он вот-вот заснет.
  
   В центре города дон Хуан просит Карлоса ссадить его.
  
   ДОН ХУАН
   (выходя из машины)
   Возвращайся, обязательно возвращайся.
  
  

ЧАСТЬ 3. ПОТЕРЯ СОБСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

  
   Карлос встречается с Другом, который свел его с доном Хуаном
   и рассказывает ему о своих двух встречах с ним.
  
   ДРУГ
   Карлос, ты теряешь свое время.
  
   Карлос излагает ему все его разговоры с доном Хуаном.
  
   ДРУГ
   Ты преувеличиваешь и создаешь романтический
   ореол тупой старой развалине.
  
   КАРЛОС
   Нет, я не романтизирую этого старика.
   Он искренен и его критика мне нравится,
   потому что, она всегда правильна.
  
   ДРУГ
   Карлос, ты попал в ловушку и не желаешь
   признать это. Ты считаешь, что Дон Хуан
   какая-то одаренная личность, но, на самом
   деле этот старый индеец просто дурень.
  
   КАРЛОС
   Ты не прав, но, и я не могу составить о нем
   определенного мнения. Поэтому, я думаю еще
   раз навестить дона Хуана, прежде чем составить
   о нем свое окончательное мнение.
  
   СРЕДА, 28 ДЕКАБРЯ 1960 ГОДА. АРИЗОНА. ДЕНЬ
  
   Как только Карлос приезжает к дону Хуану, он берет его
   на прогулку в пустынный чапараль. Они идут в течение
   нескольких часов. Дон Хуан не собирает и не показывает
   никаких растений. Но, он учит его "правильному способу ходьбы".
  
   ДОН ХУАН
   Ты должен слегка подогнуть пальцы,
   когда идешь, для того, чтобы обращать
   внимание на дорогу и на окружающих.
  
   Твой обычный способ ходьбы является уродующим.
   Никогда не следует ничего носить в руках.
   Если нужно нести какие-нибудь вещи, то следует
   пользоваться рюкзаком или заплечной сумкой.
  
   Его идея состоит в том, что заставляя руки находиться
   в определенном положении, можно иметь большую выносливость
   и лучше осознавать окружающее.
  
   Карлос не спорит и, продолжая идти, подгибает пальцы так,
   как говорит дон Хуан. Восприятие окружающего нисколько
   не меняется, так же, как и выносливость.
  
   Начав прогулку утром, они останавливаются отдохнуть после
   полудня. Карлос обливается потом и хочет напиться из фляжки,
   но дон Хуан останавливает его, сказав, что лучше проглотить
   только один глоток.
  
   Дон Хуан срывает немного листьев с небольшого желтого куста
   и жует. Потом дает немного листьев Карлосу.
  
   ДОН ХУАН
   Они прекрасны, а если ты будешь
   их медленно жевать, то жажда исчезнет.
  
   Жажда не исчезает, но, Карлос не чувствует неудобств.
   Дон Хуан, как будто, прочитав мысли Карлоса, объясняет.
  
   ДОН ХУАН
   Ты не почувствовал пользы "правильного способа
   ходьбы" и от жевания листьев, потому что ты
   молод и силен, а твое тело ничего не замечает,
   потому что оно немного глупо.
  
   Дон Хуан смеется. Он поправляет свое предыдущее заявление.
  
   ДОН ХУАН
   Твое тело не то чтобы глупое,
   но оно как бы спит.
  
   В этот момент огромная ворона пролетает прямо над нами
   с карканьем. Это пугает Карлоса, и он начинает смеяться.
  
   Карлос думает, что обстоятельства требуют смеха, но,
   к его великому удивлению, дон Хуан сильно встряхивает его руку
   и заставляет его замолчать. У него крайне серьезное выражение.
  
   ДОН ХУАН
   (говорит жестко)
   Это была не шутка.
  
   Карлос не понимает и просит объяснения.
  
   КАРЛОС
   Это неправильно, что мой смех над вороной
   рассердил тебя, в то время, как мы ранее
   смеялись над кофеваркой.
  
   ДОН ХУАН
   То, что ты видел, была не просто ворона!
  
   КАРЛОС
   Но я видел ее, и это была ворона.
  
   ДОН ХУАН
   (грубым голосом)
   Ты ничего не видел, дурак.
  
   Грубость дона Хуана кажется Карлосу беспричинной.
  
   КАРЛОС
   Знаешь, дон Хуан, я не люблю злить людей.
   Может быть, лучше я уйду. Ты видимо,
   не в настроении поддерживать компанию.
  
   Дон Хуан неудержимо хохочет, как будто перед ним клоун.
   Недовольство и раздражение Карлоса пропорционально растут.
  
   ДОН ХУАН
   Ты очень жесток,
   ты принимаешь себя слишком серьезно.
  
   КАРЛОС
   Но, разве ты не делаешь того же самого,
   принимая самого себя серьезно,
   когда ты рассердился на меня?
  
   ДОН ХУАН
   Сердиться на тебя - это самое далекое,
   что я только мог бы придумать.
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса пронзительно.
  
   ДОН ХУАН
   То, что ты видел, не было согласием мира.
   Летящая или каркающая ворона никогда
   не бывает согласием. Это был знак!
  
   КАРЛОС
   Знак чего?
  
   ДОН ХУАН
   (загадочно)
   Очень важное указание насчет тебя.
  
   В этот момент ветер бросает сухую ветку прямо к их ногам.
  
   ДОН ХУАН
   Вот это было согласием!
  
   Воскликнув это, дон Хуан смотрит на Карлоса
   сияющими глазами и заливается смехом.
  
   У Карлоса такое чувство, что дон Хуан дразнит его,
   создавая правила странной игры. Почему-то ему
   можно смеяться, но, не Карлосу.
  
   Недовольство Карлоса опять лезет наверх, и он говорит
   дону Хуану все, что думает о нем. Дон Хуан совсем не задет
   и не обижается. Он хохочет, и его смех вызывает у Карлоса
   еще большее недовольство и раздражение.
  
   Карлос думает, что дон Хуан намеренно ставит его
   в дурацкое положение. И тут же решает, что с него
   довольно такой "полевой работы".
  
   КАРЛОС
   (встает и говорит)
   Давай вернемся к твоему дому,
   потому что я должен ехать в Лос-Анжелес.
  
   ДОН ХУАН
   (повелительно)
   Сядь! Ты обидчив, как старая леди.
   Ты не можешь сейчас уехать,
   потому что мы еще не кончили.
  
   Карлос ненавидит его. Он думает, что дон Хуан
   неприятнейший человек. Тем временем, дон Хуан начинает
   напевать идиотскую мексиканскую народную песню.
   Он явно изображает какого-то популярного певца.
  
   Удлиняя некоторые слоги и сокращая другие,
   он превращает песню в совершеннейший фарс.
   Это настолько комично, что Карлос хохочет.
  
   ДОН ХУАН
   Видишь, ты смеешься над глупой песней.
   Но, тот человек поет ее. И люди платят за то,
   чтобы его послушать, и при этом не смеются.
   Они считают это серьезным.
  
   КАРЛОС
   Что ты имеешь в виду?
  
   ДОН ХУАН
   Ты похож на этого певца и тех людей.
   Мнительный и смертельно серьезный
   в отношении всякой чепухи, за которую
   никто в здравом уме не даст ни гроша.
  
   После небольшой паузы, дон Хуан продолжает
  
   ДОН ХУАН
   Если ты действительно хочешь
   "изучать растения", тебе необходимо
   изменить большую часть своего поведения.
  
   Чувство недовольства Карлоса растет до такой степени,
   что ему уже приходится делать огромные усилия даже,
   чтобы делать заметки.
  
   ДОН ХУАН
   Ты слишком серьезно себя принимаешь.
   Ты слишком важен в своих глазах.
   Ты так важен, что чувствуешь себя
   вправе раздражаться всем.
  
   Ты так важен, что можешь себе позволить уйти,
   если что-то происходит не так, как тебе бы
   хотелось. Ты думаешь, все это показывает,
   что ты имеешь характер. Это чепуха!
   Ты слаб и мнителен! Это надо изменить!
  
   Карлос пытается изобразить протест, но дон Хуан не поддается.
  
   ДОН ХУАН
   Да, за всю свою жизнь ты никогда ничего
   не закончил из-за чувства неуместной важности.
  
   Карлос ошеломлен уверенностью, с которой дон Хуан делает
   свои заявления. Они правильны, конечно, и это заставляет
   Карлоса чувствовать не только злость, но еще и угрозу.
  
   ДОН ХУАН
   (драматическим тоном)
   Важность самого себя -- это другая вещь,
   которую следует бросить, точно так же,
   как личную историю.
  
   Карлос не хочет спорить с доном Хуаном. Очевидно, что Карлос
   находится в ужасно невыгодном положении. Дон Хуан не собирается
   идти назад к дому до тех пор, пока не будет готов, а Карлос
   не знает дороги. Карлос вынужден оставаться с ним.
  
   Внезапно дон Хуан нюхает воздух вокруг себя. Он поворачивается
   и смотрит на Карлоса с удивлением и любопытством. Дон Хуан
   взглядом проходится по телу Карлоса, сверху вниз,
   как бы разыскивая что-либо особенное.
  
   Затем, дон Хуан резко поднимается и быстро идет.
   Карлос следует за ним. Дон Хуан выдерживает очень
   ускоренный шаг примерно час. Наконец, он останавливается
   у скалистого холма, и они усаживаются в тени куста.
  
   Бег трусцой совершенно утомляет Карлоса, хотя его настроение
   улучшается. Карлос чувствует такой подъем, как после спора,
   когда он был в ярости на дона Хуана.
  
   КАРЛОС
   Это очень странно, но,
   я чувствую себя хорошо.
  
   Карлос слышит вдалеке карканье вороны. Дон Хуан поднимает
   палец к правому уху и улыбается.
  
   ДОН ХУАН
   Это был знак.
  
   Небольшой камень катится вниз, издавая хрустящий звук,
   когда падает в чапараль. Дон Хуан громко смеется
   и указывает пальцем в сторону звука.
  
   ДОН ХУАН
   А вот это было согласием.
  
   После небольшой паузы, дон Хуан продолжает.
  
   ДОН ХУАН
   Готов ли ты к разговору о
   твоей важности самого себя.
  
   Карлос смеется. Его чувство злости так далеко, что
   ему непонятно, как он мог сердиться на дона Хуана.
  
   КАРЛОС
   Не могу понять, что происходит со мной,
   то я злюсь, а теперь я не знаю,
   почему я больше не злюсь.
  
   ДОН ХУАН
   Мир вокруг нас очень загадочен,
   он нелегко выдает свои секреты.
  
   Карлосу нравятся загадочные и непонятные заявления
   дона Хуана. Карлос не может понять, то ли они
   имеют скрытый смысл, то ли это просто чепуха.
  
   ДОН ХУАН
   Карлос, если ты еще приедешь сюда в пустыню,
   держись подальше от того каменистого холма,
   где мы остановились сегодня.
   Беги от него, как от чумы.
  
   КАРЛОС
   Почему? В чем дело?
  
   ДОН ХУАН
   Не время объяснять это. Сейчас мы озабочены
   утрачиванием важности самого себя. Пока ты
   чувствуешь, что ты являешься самой важной вещью
   в мире, ты не можешь воспринимать мир вокруг себя.
  
   Ты как лошадь с шорами. Все, что ты видишь,
   -- это ты сам вне всего остального.
  
   Дон Хуан рассматривает Карлоса секунду.
  
   ДОН ХУАН
   (указывая на небольшое растение)
   Я собираюсь поговорить с моим дружком здесь.
  
   Дон Хуан, встав на колени, ласкает растение и говорит с ним.
   Сначала Карлос не понимает, что он говорит, но затем дон Хуан
   стал говорить с растением на испанском. Карлосу кажется, что
   он говорит бессмыслицу. Дон Хуан поднимается.
  
   ДОН ХУАН
   Не имеет значения, что ты говоришь растению,
   ты можешь даже просто придумывать слова.
   Что важно, так это чувство симпатии к нему
   и обращение с ним, как с равным.
  
   Человек, который собирает растения, каждый раз
   должен извиняться за то, что он берет их, и должен
   заверить их, что когда-нибудь его собственное тело
   будет служить для них пищей.
  
   Поэтому, растения и мы сами равны. Ни они,
   ни мы не являемся важнее друг друга.
   Давай поговорим с маленьким растением, скажи ему,
   что ты не чувствуешь больше собственной важности.
  
   Карлос соглашается и встает перед растением на колени.
   Но, он не может заставить себя говорить с растением.
   Карлос ощущает себя неловко и смеется. Но, злости уже нет.
  
   Дон Хуан гладит Карлоса по спине и продолжает говорить.
  
   ДОН ХУАН
   Все в порядке, по крайней мере,
   ты сохранил свое хорошее настроение.
  
   С этого времени, разговаривай с маленькими
   Растениями до тех пор, пока ты не потеряешь
   всякое чувство важности. До тех пор, пока
   не сможешь это делать в присутствии других.
  
   КАРЛОС
   Можно ли говорить с растениями молча, в уме?
  
   Дон Хуан смеется и гладит Карлоса по голове.
  
   ДОН ХУАН
   Нет, ты должен говорить им громким и
   чистым голосом, если ты хочешь,
   чтобы они тебе ответили.
  
   Карлос идет в то место, куда указал дон Хуан.
   Карлос пытается разговаривать с растениями, но чувство,
   что он смешон, пересиливает все.
  
   Карлос возвращается назад туда, где находится дон Хуан.
   Карлос уверен, что дон Хуан знает, что он не говорил
   с растениями. Дон Хуан, не смотря на Карлоса, делает
   ему знак сесть с ним рядом.
  
   ДОН ХУАН
   Следи за мной внимательно, я сейчас
   буду говорить с моим маленьким другом.
  
   Дон Хуан встает на колени перед небольшим растением
   и в течение нескольких минут он двигает и раскачивает
   свое тело, говоря и смеясь при этом. Карлос думает,
   что дон Хуан сходит с ума.
  
   ДОН ХУАН
   (поднимаясь с колен)
   Это растение сказало мне, чтобы я рассказал тебе,
   что оно пригодно для еды. И еще, что горсть таких
   растений сохраняет человеку здоровье, и что целая
   полянка таких растений растет вон там.
  
   Дон Хуан указывает в сторону склона холма, в метрах четырехстах.
  
   ДОН ХУАН
   Пойдем, посмотрим.
  
   Карлос смеется над странностями дона Хуана.
   Карлос уверен, что дон Хуан найдет растения,
   потому что он эксперт в знании местности и знает,
   где растут съедобные и лекарственные растения.
  
   По пути к этому месту дон Хуан говорит Карлосу невзначай,
   что ему следует заметить это растение, потому что
   оно одновременно является как пищей, так и лекарством.
  
   КАРЛОС
   (полушутя)
   Дон Хуан, уж не растение ли
   тебе сказало об этом?
  
   Дон Хуан качает головой из стороны в сторону.
  
   ДОН ХУАН
   (смеясь)
   Твоя умность делает тебя более глупым.
   Как может растение сказать мне сейчас то,
   что я знаю всю жизнь?
  
   ДОН ХУАН
   Это растение только что сказало мне,
   что в том месте, их растет целая полянка,
   и оно не против, если я это расскажу тебе.
  
   Прибыв на склон холма, Карлос видит целые заросли
   таких же растений.
  
   ДОН ХУАН
   Поблагодари эти заросли растений.
  
   Карлос не может заставить себя это сделать. Дон Хуан
   доброжелательно улыбается и делает еще одно из своих
   загадочных заявлений. Он повторяет его три-четыре раза,
   как бы давая Карлосу время уловить его значение.
  
   ДОН ХУАН
   Мир вокруг нас -- загадка, и люди
   ничуть не лучше, чем что-либо еще.
  
   Если маленькое растение искренне с нами,
   мы должны поблагодарить его, или оно,
   возможно, не даст нам уйти.
  
   Взгляд дона Хуана приводит Карлоса в озноб. Он поспешно
   наклоняется и громко говорит растениям "спасибо".
  
   Дон Хуан смеется контролируемыми и спокойными раскатами.
   Они ходят еще целый час, а затем направляются назад,
   к дому дона Хуана. Карлос отстает, и дон Хуан его ждет.
  
   Дон Хуан проверяет пальцы Карлоса:
   держит ли он их подогнутыми? Карлос этого не делает.
  
   ДОН ХУАН
   Всегда, когда ты гуляешь со мной,
   ты должен соблюдать и копировать
   мои манеры или же не приходить вовсе.
  
   Я же не могу ждать тебя,
   как будто ты ребенок.
  
   Это заявление раздражает Карлоса. Как это так?
   Старый человек может ходить намного лучше, чем он?
   Карлос считает себя сильным, и, однако же, дон Хуан
   действительно должен был ждать, пока Карлос догонит его.
  
   Карлос подгибает свои пальцы. Как ни странно, Карлос
   способен выдерживать ужасающий шаг дона Хуана без
   всяких усилий. Фактически временами Карлос чувствует,
   что его руки тащат его вперед.
  
   Карлос на подъеме. Он ощущает себя счастливо, оттого,
   что идет так беззаботно со странным старым индейцем.
   Карлос начинает разговаривать и несколько раз спрашивает
   дона Хуана, не покажет ли он ему растение пейота.
  
   Дон Хуан смотрит на Карлоса и не говорит ни слова.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"