Донецкий Юрий Игоревич : другие произведения.

Рынок ценных бумаг, как регулятор экономического развития

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья написана два года назад. Сейчас она не менее актуальна. Наоборот, именно сейчас заговорили о необходимости привлечения средств граждан в экономику страны.


Рынок ценных бумаг, как регулятор экономического развития.

  
   В среде экономических дискуссий о развитии России одна проблем незаслуженно обделена вниманием.
   Для простоты понимания вопроса обратимся к примерам.
   Как известно, через несколько лет после возвращения в компанию "Apple" её основателя - Стива Джобса, капитализация компании выросла на порядок. У такой завышенной цены активов нет никакого экономического обоснования. Достигнуть её удалось за счёт финансовой игры на бирже. Фондовая биржа оказывает компаниям важную услугу - дорого продаёт их акции. Для такого большого роста цены акций необходимы определённые условия:
      -- Достаточно большое количество игроков на бирже - большая часть населения развитых стран являются индивидуальными инвесторами.
      -- У населения должны быть свободные средства для игры на бирже, т.е. должен быть достаточно высокий уровень жизни.
      -- Вкладывать в акции должно быть выгодно по сравнению с другими видами сбережений - банковскими вкладами, вложения в недвижимость, в предметы искусства и т.д.
      -- Правила, которыми руководствуется большинство игроков на рынке - покупать акции успешных компаний, и тогда стоимость акций растёт, продавать акции плохих компаний, и тогда стоимость акция падает.
   Акции успешной компании хорошо продаются, несмотря на то, что с экономической точки зрения их цена завышена. Чтобы дорого продавать акции компании необходимо не только эффективно работать, но и демонстрировать свою успешность и развитие. Высокий биржевой рейтинг компании зависит от многих факторов, информацию о которых необходимо постоянно доводить до инвесторов разного уровня квалификации (в том числе и индивидуальных) - рост продаж, прибыли, репутацию эффективного менеджмента и лидерства в технологиях, энергичная маркетинговая политика, реклама новой продукции.
   Рынок большой, покупателей много. Интересно не только, какие дивиденды приносят акции. Инвесторы играют на росте курсовой стоимости. За счёт её роста компании окупают затраты на новую продукцию, чуть ли не раньше, чем она встанет на серийное производство, и уж наверняка раньше, чем проявятся конкурентные преимущества в процессе эксплуатации. То есть, в развитой экономике развитый рынок ценных бумаг, с широким привлечением средств граждан, стимулирует развитие производства. Риск потерь от снижения рейтинга выше, чем риск от низкой прибыли при освоении новой продукции. Ради имиджа бизнес вынужден своевременно обновлять продукцию, даже если выгоды от обновления не очевидны.
   Таким образом, компании поставлены перед необходимостью постоянно демонстрировать своё развитие не только для получения дополнительной прибыли от внедрения новой продукции, но и для успешной торговли акциями.
   В нашей стране фондовый рынок работает не так, как в развитых странах. Информация о российском фондовом рынке не такая вездесущая и назойливая, как о мировых фондовых рынках. Либо как инвесторы, граждане России не нужны российским компаниям, либо крупные скупщики собственности, которым выгодно занижение стоимости активов, диктуют свои условия. Если не привлекаются покупатели акций, значит, и цена их занижена. Зачем же тогда биржа, если свою главную задачу - продать акции по высокой цене - она не выполняет? В стране есть компании, выпускающие хорошую продукцию, достойную составить конкуренцию лидерам мирового рынка, есть компании, которые начинают выпускать импортозамещающую продукцию, то есть способные реально конкурировать с импортом, на внутреннем рынке. Их акции могли бы быть привлекательными, курсовая стоимость акций могла бы постоянно расти, как у западных компаний, в несколько раз. Очевидно, что без дохода от торговли акциями, нашим компаниям трудно конкурировать с западными. От чего же экономический блок Правительства не озабочен нерабочим состоянием одного из главных финансовых инструментов?
   Целью проводимых последние четверть века в экономике страны преобразований декларировалось создание эффективной экономики по образцу хозяйственных отношений западных развитых стран. При этом оказывается, один из основных элементов инфраструктуры рынка не выполняет свои функции. И с 90-х годов ничего не делается, чтобы фондовый рынок начал работать так, как ему положено в развитой экономике. Это заставляет рассмотреть сложившиеся в стране хозяйственные отношения более внимательно.
   В нашей стране если компания начинает работать успешно, приносить прибыль, то такую компанию ждёт либо рейдерский захват, либо административный рэкет. Прибедняться, чтобы на тебя не позарились ни рейдеры, ни чиновники - принцип существования бизнеса в России. В отличие от западных компаний, наш бизнес прибыль скрывает а от налогов убегает.
   Захватив бизнес, новые хозяева выкачивают из добычи, как можно больше средств. Такая смена собственника останавливает развитие бизнеса. Специалисты по переделу собственности не занимаются развитием. Развитие - это не их профиль. Для получения дохода используют другие инструменты, часто незаконные, скрытые, с использованием оффшоров. Эксплуатационные расходы, затраты на специалистов, профессиональную подготовку, низкие зарплаты рабочих - всё становится источником денежных средств, которые переводятся на счета за границей, откуда они уже никогда не вернутся ни в страну, ни в промышленность. Низкая квалификация персонала, отсутствие профилактики и обновления оборудования - приводят к снижению качества, авариям, деградации производства. При этом зарплаты топ менеджеров превышают разумные пределы. Даже на западе в успешных, богатых компаниях не платят таких денег. Ради таких зарплат придумали плоскую шкалу налогообложения. Отсутствие инструмента ограничения получения сверхприбыли через зарплату равносильно отказу руководства страны от ответственности соблюдения морали и права в отечественных хозяйственных отношениях. Доведя предприятие до разорения можно приступать к захвату следующего предприятия, или идти в Правительство выпрашивать помощь на спасение этого.
   Нельзя сказать, что разрушение промышленности не тревожит Правительство. Есть даже некоторые частные успехи модернизации производства - разработка новой перспективной, конкурентно способной авиационной техники. Новые модели автотранспорта, привлекательные в низкой ценовой категории. Есть другие успешные проекты. Однако ведёт ли это к росту капитализации успешных компаний? Об этом нет доступной информации. Никто не зазывает вложить в успешный бизнес свои средства широкий круг граждан России, заработать на удачном использовании своих накоплений, которые сейчас обесцениваются на банковских вкладах. По планам Правительства модернизация проводится за государственные средства. А воспользуется плодами модернизации новый хозяин, который купит новое производство за льготный кредит, полученный с помощью номенклатурных связей. И будет проедать добытый кусок богатства, как описано выше.
   Как видим, копирование хозяйственных отношений по образцам развитой экономики, на основе законодательства развитых правовых государств, было проведено с такими отклонениями и допущениями в экономических технологиях, что вместо условий для развития, сформировались условия для деградации и разрухи. Для развития должны существовать объективные механизмы, которые заставляют плохо работающий бизнес либо улучшать свою деятельность, либо прекращать её, а хорошо работающий бизнес стимулируют к дальнейшему развитию. В качестве такого объективно действующего механизма в развитой экономике и выступает рынок ценных бумаг - активы хороших компаний продаются и дорожают, плохих - не продаются и дешевеют. Собственники не могут не учитывать результаты торгов на фондовых биржах, запоздалая реакция на снижение рейтинга может стоить очень дорого. Причём, чем больше на рынке индивидуальных инвесторов и больше доля их средств, тем объективнее оценка стоимости и качества деятельности любой компании. Жизненно важно не только эффективно работать, но и открыто демонстрировать свои достижения и планы.
   У нас рынок ценных бумаг не выполняет функции регулятора. Как и все финансовые инструменты, сложившиеся в процессе передела собственности, он помогает узкому кругу лиц, имеющих доступ к бюджетному финансированию и административному ресурсу, захватывать новые куски собственности. А для этого нужно занижать стоимость предприятий.
   Причина сложившегося положения в выборе номенклатурной приватизации вместо акционерной. Он был определён заинтересованностью части советского управленческого класса в получении куска госсобственности в смутное время смены жизненного уклада целой страны. Советский партийный контроль и командную систему управления хозяйственной деятельностью (конечно же, примитивную и не эффективную) уничтожили, а рыночные механизмы контроля и управления, какие работают в развитых странах, созданы не были. Новые хозяева распродавали и растаскивали всё, что можно, и с деньгами отправлялись в развитые страны за комфортной жизнью.
   Типичное поведение феодальной знати колониальных стран в эпоху колониализма. Знать наслаждалась плодами цивилизации в метрополиях, пока колонизаторы грабили ресурсы их стран.
   Опять-таки, с точки зрения управления понятная ситуация - если в стране нет своего регулятора экономики, и ты пытаешься встроиться в чужую экономическую систему, то и управлять экономикой в твоей стране будут там, где этот регулятор есть. Для мировой системы российская экономика востребована, как сырьевой придаток. Главные игроки мирового рынка - граждане США не будут играть на повышение капитализации российских высокотехнологичных компаний, глупо на это рассчитывать.
   Если бы широко привлекались на рынок ценных бумаг средства Российских граждан у предприятий появились бы средства на развитие и повышение эффективности работы. Эффективная работа увеличила бы спрос на акции, выросла бы их стоимость. Ещё больше средств на развитие ещё дороже акции и т.д.. Типичная система с обратной связью. Грамотно управлять такой системой вопрос техники. Тысячи инженеров по автоматизации разрабатывают системы регулирования в производственных процессах, применить эти методы в экономике ничто не мешает.
   Огромные усилия были потрачены, чтобы привлечь инвесторов с запада на отечественный рынок ценных бумаг и чтобы разместить акции крупных российских предприятий на мировых биржах. А вот средства российских граждан привлекались явно неохотно, скрытно. Для передела собственности в узком кругу "своих ребят" надо было занижать стоимость акций и капитализацию российских компаний. Таким образом, влияние зарубежных инвесторов на экономику России оказалось завышенное, а отечественных - заниженное. В результате - проблемы американской экономики приводили к оттоку капитала из России, падению капитализации и возникновению проблем в отечественной экономике. Сколько бы ни говорили о глобализации, при возникновении проблем капитал возвращается в национальную юрисдикцию, туда, где его защитят законы своей страны. Долг США - астрономический, но американская экономика стабильна. У России приличный стабилизационный фонд, а экономику трясёт от каждого "чиха" за океаном.
   Если кто и пришёл на наш рынок акций, так это спекулянты. Спекулянты могут, конечно, поиграть на наших акциях. Только есть ли от спекулянтов польза. Допустим, спекулянты покупают акции наших предприятий по дешёвке. Доля спекулянтов большая. Есть спрос - акции растут в цене. Спекулянты продают акции по высокой цене и выводят деньги с рынка капитала. Убытки ложатся на долгосрочных добросовестных акционеров. Была бы капитализация выше (капитализация российских предприятий занижена - это мнение специалистов), спекулировать было бы труднее. А для добросовестных иностранных инвесторов рынок стал бы привлекательней.
   Для планирования развития экономики очень вредно, когда цены акций скачут, то вверх, то вниз. Как можно планировать промышленную политику, если условия хозяйственной деятельности постоянно меняются.
   Таким образом, вместо развитой экономики по западному образцу в стране сложилась устойчивая модель цикличного, воспроизводимого передела собственности, который ведёт к деградации промышленности.
   Беда в том, что заставить отечественных управленцев и бизнес работать по правилам современного развитого рынка при сложившихся хозяйственных связях невозможно. Они и так хорошо живут, изменить их поведение сложнее, чем с нуля привлечь людей с другим мышлением и выстроить новые хозяйственные связи.
   Если Правительство рассматривает программу развития "Стратегия 2020" не как очередной распил средств, а заинтересовано в эффективном её проведении, следовало бы уделить внимание созданию современных хозяйственных отношений. И начинать надо с создания альтернативной биржи ценных бумаг с другими правилами поведения на рынке, с привлечением на рынок других участников. Поведение этих участников рынка, аналогично игрокам западных фондовых рынков, должны создать условия для роста капитализации, сформировать из рынка ценных бумаг регулятор экономического развития:
      -- Средства на запланированные новые производства должны быть получены от продажи акций физическим лицам и пенсионным фондам по цене в два, три раза ниже номинала, в зависимости от сроков начала производства новой продукции. Два, три раза - это нормальное соотношение между ценой предприятия, выпускающего современную востребованную продукцию и затратами на запуск этого производства. И эта разница в цене акций должна стать доходом добросовестных инвесторов. Когда предприятие начнёт выпуск продукции, владельцы акций смогут их продать не ниже номинала обычным игрокам рынка - крупным скупщикам собственности и спекулянтам. Последние, смогут ещё прилично наварить, не отбивая охоту у индивидуальных инвесторов участвовать в развитии экономики.
      -- Для начала следует выбрать проекты с минимальными рисками - предприятия энергетики, строительной индустрии, первичной обработки полезных ископаемых и сырьевых ресурсов, с небольшим сроком реализации - два, три года. Речь идёт о средствах простых граждан, то, что заработано тяжёлым трудом и отложено на чёрный день. Участие в развитии страны не должно стать для простых людей очередной трагедией "обманутых дольщиков". Средства граждан - это хорошие длинные деньги, которые надолго обоснуются на рынке ценных бумаг, и чем выгоднее будут условия инвестирования, тем активнее будет инвестироваться модернизация. Эти деньги лучше денег крупного монопольного бизнеса, которые либо бегут из страны, либо участвуют в спекуляциях (особенно валютных), либо вкладываются в роскошь. Государственное финансирование - тоже не сахар. Масса ограничений, контроль и проверки не позволяют работать с ним эффективно. Причём, не смотря на такое внимание, государственные деньги используются не эффективно и рецепта, добиться их эффективного использования, в мире пока нет. К тому же, государственные средства - это налоги, которые и так душат бизнес. Доходы от инвестиций индивидуальных инвесторов тоже будут оставаться в стране, и будут работать на потребительском рынке. В основном они будут потрачены на жильё, причём заранее будет известно, когда спрос на жильё вырастет. Сейчас деньги граждан лежат в банках и обесцениваются там, в силу инфляции с которой не могут справиться уже четверть века. Банки с помощью этих денег разоряют заёмщиков, доят промышленность, которую "реформаторы" лишили оборотных средств, и спекулируют валютой. Сам бог велел вывести эти средства из вредной деятельности. Может тогда банки займутся своей основной работой - денежными операциями, а то производительность наших банков в разы меньше, чем в развитых странах, и это никого не волнует.
      -- Управляющую команду для каждого проекта следует выбирать на конкурсной основе, и не по принципу - кто больше заплатил, тот и получил. Какой смысл в аукционах, если ни у кого нет таких денег, которые нужны для покупки предприятия? В таких аукционах выигрывает тот, кому банки дают льготный кредит. У нас что, банки определяют промышленную политику? Должны оцениваться профессионализм команды, успешность руководящей работы, хотя бы не в крупном, а в среднем бизнесе, предложенная программа развития, пакет инноваций, для внедрения в новом производстве. Надо научиться понимать, что успешная команда и успешная программа повысят стоимость акций на рынке в несколько раз. А в случае неудачи, будет с кого спросить. И команда, и конкурсная комиссия (на основе комиссии можно сформировать наблюдательный совет) после провала проекта навсегда испортят свою репутацию.
      -- Ещё одна гарантия эффективной работы управляющей команды - право выкупа контрольного пакета акций после успешного запуска производства, по цене начальной распродажи, т.е. в два три раза дешевле номинала. До этого - никакого обогащения. Не должно быть никаких "бешеных" зарплат и "золотых парашютов" - нечего проедать народные деньги. А за сделанную работу оплата по заслугам - проглотить успешную компанию крупным рейдерам будет, в таких условиях, очень сложно. Гораздо выгоднее может стать инвестировать в такую компанию и начать получать доход не от разрушения производства, а от его развития.
      -- Рискованные, высокотехнологичные проекты, тоже могут финансироваться по вышеописанной схеме. Запланированная доходность таких проектов должна быть выше и цена первичной продажи должна быть не в два, три раза, а в четыре, пять раз ниже номинала. Причём коммерческий успех на внешнем рынке не должны быть определяющим фактором в таких проектах. Если проект важен для страны, Правительство должно выступить страхователем рисков, что и сделает проект привлекательным для индивидуальных инвесторов. При этом привлекать средства в такие проекты надо осторожно, советовать всё же индивидуальным инвесторам, вкладывать большую часть средств в надёжные проекты.
  
   В результате предложенных рыночных мер увеличивается число добросовестных, полезных участников хозяйственной деятельности, перераспределяются финансовые потоки в сторону открытой, эффективной, законопослушной экономики, модернизации и развития производства. Создаются дискомфортные условия для неэффективной непрозрачной деятельности, для неэффективного управления.
   На мой взгляд, невозможно достичь современного уровня производства, не привлекая к хозяйственной деятельности большей части граждан страны на основе честных партнёрских отношений с бизнесом и управленческим аппаратом. Широкое акционирование - наиболее простой и эффективный для населения способ развития частной инициативы. В начале девяностых сторонники "номенклатурной гегемонии" не позволили грамотно провести всенародное акционирование производственных фондов страны, что продлило деградацию экономики ещё на четверть века. Надо признать - проведённые Гайдаровской командой в экономике преобразования на основе сомнительной, 2-х вековой давности теории грабительского первоначального накопления капитала, были заведомо провальными. Пора исправлять сделанные ошибки.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"