Драгунов Андрей Вячеславович : другие произведения.

Последнее путешествие Иосифа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ОТ АВТОРА
  Настоящее стихотворение - это попытка приблизиться к Адресату. Попыт-ка осознать, постичь, на сколько это возможно, потерю... В конце концов, как говорил сам Адресат в отношении другого поэта (Уистан Оден, чья строка взята в качестве эпиграфа) - Поклониться тени. Попытка отправить письмо - ему туда, от него от туда... Это такая своеобразная попытка бу-дущего: отправить ему! туда! письмо и постараться дождаться - дожить! до ответа.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ПАМЯТИ ИОСИФА БРОДСКОГО
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  "Спи, взрослый мальчик, спи крепко...".
  Уистан Оден.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИОСИФА
  (вариации на тему)
  
  I
  Три острова ... и океан воды
  соленой между ними - здравствуй время
  до боли не знакомое. Судьбы,
  в связи с отъездом, легкое сомненье.
  И мерное гудение пчелы -
  аэроплана - только дополненье
  абсурдности к хрусталику слезы.
  
  II
  И из окна увидеть первый раз
  не тот пейзаж знакомый, что пол жизни
  ты изучал, но привыкает глаз
  к строению иному. К новой жизни,
  абсурд разбавив водкой, как рассказ
  вдруг разбавляешь поворотом мысли
  на девяносто градусов - и раз...
  
  III
  ... и два - классический балет
  садово-парковый - листва летит на север
  к исходной точке, где ты много лет
  кроил словарь и только в это верил,
  как верили создатели ракет
  в свою звезду. Но почему-то двери
  и окна из Европы - на замке!
  
  IV
  Классический не новый вариант
  смешения воды и неба в сумме
  других вещей - никто не виноват
  в таком смешении... И ничего не будет
  другого - нового, чему ты был бы рад
  с той стороны, но варианты судеб
  в других руках - и не вернуть назад.
  
  V
  И дважды не войти... Окно во двор
  твоей квартиры: стол, четыре стула,
  какая-то растительность, простор
  небесный... Но и тут уснуло
  покуда все... И только разговор
  о детях и о том, что ножка стула
  сломалась все таки, не выдержав напор.
  
  VI
  Не в первый раз январь уже не нов
  в своей традиции... Увы, начало года,
  наверно, подходящее для снов,
  для сна вообще... Наверное, погода
  располагает к смерти! И улов
  достаточный, чтоб избежать ухода
  в другой словарь, для сохраненья слов.
  
  ИОСИФ - МАРИИ
  Я буду любить тебя больше, раз не возможно
  разделить на двоих эту радость - тем больше печали,
  тоски и печали! Боже, как осторожно
  все начиналось и как это было в начале...
  Звезды, пустыня, немного воды, песнопенья,
  пришлые люди с вещами для нашего сына,
  ветер, зима, от фонаря и звезды освещенье...
  Помнишь, какие холодные были те зимы?..
  .................................................................
  .................................................................
  и время, как будто само в черно-белых картинах,
  и тень на снегу различимее, чем на асфальте.
  
  VII
  Теперь совсем, совсем в другом краю
  вдали от стран и снов, и поселений
  знакомых с детства, но не узнают
  посланца - птицы, ангелы, деревья...
  Вообще, пейзаж, как будто бы свою
  ведет войну за тридевятьземелье,
  где и весною птицы не поют...
  
  VIII
  И, поселившись у другой реки
  с другим названием по-русски и английски,
  вдруг понимаешь: как же далеки
  попытки от действительности... Высь и
  немного вправо, будто в две руки
  по черно-белым клавишам, но мысли
  немного дальше - до другой реки,
  
  IX
  где эхо бьется в раковину, звук
  превращая в словосочетанье
  иное: черно-белое... И рук
  хватает не разрушить написанье,
  написанное, замыкая круг
  полета звука, но его дыханье
  и после написания - вокруг.
  
  ИОСИФ - СЫНУ
  Я пишу тебе с другой планеты...
  Ни подруги, ни холодной Кока - Колы,
  ни какой-нибудь другой веселой мысли...
  Я хочу тебе сказать - Не так уж плохо
  все сложилось... Жизнь вообще не худший
  вариант творения. Жестока
  иногда бывает, но не нужно
  сокрушаться о происходящем
  и винить во всем какой-то случай...
  ...............................................
  ...............................................
  ...............................................
  и, раскрывши руки для объятья,
  не оглядывайся - кто теперь твой близкий.
  
  Х
  Не дли года - век кончится без нас -
  теперь уж точно - новое столетье...
  Останется неутомимый джаз,
  две-три страницы текста, междометья
  в воспоминаниях, коротенький рассказ
  из жизни насекомых,.. о соцветьях
  каких-нибудь: гербарий лучше нас!..
  
  ХI
  И вот когда, ты покидая дом,
  пускаешься исследовать пространство
  вокруг себя и за своим окном,
  не думая разрушить постоянство
  картинок прошлого, вдруг думаешь о том,
  что время трогает лишь новые убранства
  знакомого пейзажа за окном...
  
  XII
  ... и часто думаешь - пейзаж или портрет?
  Автопортрет в пересеченьи веток -
  по образо-подобию - секрет
  рисунка и залог успеха
  у зрителя, который много лет
  пытается разрушить... И помеха
  Создателя - и есть на то ответ.
  
  ХIII
  И глаз, привыкнув к новому в окне,
  отыскивает сходство с отраженьем
  оригинала... дальше по стене -
  следы прожитых лет, но продолженье
  теряется, как прошлое во сне,
  когда и тень родная наважденьем
  вдруг кажется на крашенной стене.
  
  ХIV
  И понимаешь - жизнь идет ко дну...
  О, призрак Атлантиды вездесущий!..
  Век кончился действительно, одну
  оставив мысль: о памяти - насущный
  предмет писания, но, бросив на Луну
  печальный взгляд, вдруг говоришь: "Послушай,
  волна сменяет новую волну...".
  
  ХV
  И побережье, погрузившись в ночь
  посредством фонарей и димедрола,
  само себе пытается помочь
  не сгинуть в омуте. Наверное, свобода
  перемещения тому причина. Дочь
  не верит, что посредством парохода
  нельзя уехать с побережья прочь...
  
  ХVI
  Но на морском вокзале корабли,
  как вариант спасения - по суше
  не выбраться из горестной земли,
  где счастлив был, но где глаза и уши
  тебе уже не служат, как могли
  бы еще служить... И море бьет баклуши,
  не в силах оторваться от земли.
  
  ХVII
  Когда один в нешумном городке,
  после отъезда с родины, гуляешь,
  вдруг понимаешь - жизнь не вдалеке,
  а где-то рядом и об этом знаешь
  уже всю жизнь... Кораблик по реке
  плывет бумажный, но его теряешь
  из виду, как рисунок на песке
  
  ХVIII
  теряется водой - не различить
  после волны: ни черточки, ни точки
  написанного ранее. Сличить
  с оригиналом не возможно - строчки
  песчаные и долго им не жить,
  как ни пытайся сохранить источник
  не сохраненного... и что-то изменить.
  
  ХIХ
  Ты можешь дальше жить на берегу -
  поближе к небу. Небо с облаками,
  которые не таят на бегу,
  которые потрогать лишь руками
  не можешь ты, и ветер на беду
  их гонит прочь у нас над головами,
  стараясь навязать свою игру.
  
  ИОСИФ - АННЕ АЛЕКСАНДРЕ МАРИИ
  Прости, что жизнь уже не на двоих! -
  как было раньше. Существо потери
  скрывается не за окном - внутри
  тебя самой... Еще - не верь, что двери
  закрыв, отгородишься. Осознанье
  беды приводит к новым откровеньям -
  такое вдруг приходит в голову однажды,
  что плачешь долго, пробуя понять,
  куда мечты приводят после смерти
  любимого тобой... Слетает ангел
  помочь тебе постичь секрет старенья -
  не перехода в новое пространство -
  другого варианта длинной жизни...
  ...................................................
  ...................................................
  ...................................................
  И, если, вдруг, окажешься у места,
  где счастлива была - не возвращайся,
  не строй по новой планы, не пытайся
  исправить жизнь - ведь дважды не войти...
  
  ХХ
  Холодный вечер в тихом городке...
  В конце зимы люд думает о лете,
  о переезде к югу по реке,
  на пароходе... А покуда ветер
  гоняет мусор... И в твоей руке
  немного денег - не пропасть на свете
  или не сгинут от тоски в реке...
  
  ХХI
  Но путешествие не длится целый век.
  Перемещение по карте лишь возможность
  продлить скитания, как может человек
  вообще продлить... Но давит осторожность
  иль страх, что утром может быть и век
  не сможешь разлепить... Тревожно
  так думать, собираясь на ночлег.
  
  ХХII
  И музыка звучит, как старый лес:
  немного длинно, но всегда в финале,
  на выходе из леса - сильный всплеск,
  как будто выдох. И в огромном зале -
  лишь тишина... И, не вставая с мест,
  все ждут виденья, как в оконной раме -
  вдруг промелькнет, но это только жест...
  
  ИОСИФ - .................... (БЕЗ АДРЕСАТА)
  .........................................................
  .........................................................
  .........................................................
  никуда... "Ниоткуда с любовью..."...
  
  ХХIII
  ...и ангелы, и чьи-то голоса,
  и тихий шелест крыл ветхозаветных -
  лишь дополненье с старым небесам,
  которые так долго без ответа
  нас оставляют, что, порою, сам
  вдруг думаешь: не вымысел ли это? -
  но снова слышишь чьи-то голоса...
  
  ХХIV
  ...и тень земную снова видит глаз,
  и свет горит, как в первый день недели,
  и продолжается раз начатый рассказ,
  столетье начиная в понедельник,
  и слушая уже небесный глас:
  Васильевский, Манхеттен, Сан-Микеле -
  по-русски и английски в первый раз!
  
  март - апрель 2001 год.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"