Сколько себя помню, я всё время за рулём. Даже представить, что нахожусь не "за баранкой этого пылесоса" не могу. Будто бы родился и сразу на курсы водителей попал. Детские и отроческие воспоминания в голове моей не сохранились - от слова "совсем", скребут меня по сусекам. А вот запахи того давешнего бензина, солярки и машинного масла врезались в память почище вкуса материнского молока.
На каких только автомобилях ни трудился я за время своей нехитрой водительской карьеры. Легче, наверное, рассказать, какой техникой управлять не пришлось. Нет, об иноземном транспорте речи не веду; и вовсе не потому, что ярым патриотом себя считаю, хотя и это тоже... Просто в советское время, в организациях, где мне довелось работать, импортного особо не было в наличии. Я хоть и на Северах трудился, но на Европейской части страны. А весь импорт в те годы за Уралом эксплуатировали, поднимая нефтяную и газовую отрасли державы, "яйценоскость" золотоносных приисков и алмазных карьеров. В Сибири, Якутии да в краю Колымском масштабы куда как покруче наших местных будут. Большеземельская тундра хоть и покроет площадь всех стран Бенилюкса вместе взятых с запасом, словно племенной бычок молоденькую тёлку, но по объёмам разведанных углеводородных ископаемых ей с Зауральем не тягаться, скребут меня по сусекам. Впрочем, и здесь геологам и нефтяникам жаловаться на нехватку оборудования не приходилось. Техники у местных геологов, геофизиков и нефтяников тоже с избытком, только классом пожиже.
Много всего интересного со мной приключилось, покуда на пенсию не вышел по причине возраста и профессиональных заболеваний, которые "внезапно" обнаруживаются у тех, кто на тяжёлой технике по десять-пятнадцать часов в день без выходных впахивает во время полевого сезона.
Однако "в поле" я не сразу попал. Сначала гонял на ЗИЛке бортовом - доставлял продукты, стройматериалы, буровой инструмент, изредка - взрывчатку после перевалки в аэропорту на нашу промбазу, расположенную в полутора сотнях километрах от города. А оттуда всё необходимое для ведения работ добро переправлялось в полевую партию, когда зимник вставал; обычно - в конце ноября. Одну лишь сейсмостанцию не перевозил никогда за всё время трудового стажа. В геофизике - это основная кормилица, отношение к ней бережное. После летней профилактики в городской лаборатории её, родимую, к месту работ исключительно вертолётом везли в сопровождении спецов - по высшему разряду.
Ага, значит - сначала я на ЗИЛке гонялся, потом на КАМАЗ пересел.
Но, как говорится, причём тут милиция, когда куры дохнут, спросите вы: дескать, раз уж подписался загадочную историю рассказать, так и рассказывай, а не тяни вола по буеракам, ненужными подробностями сюжет засоряя. Хорошо, к сути перехожу, но имейте в виду - каждая мелочь в жизни к нужному месту прилажена и своё значение имеет, потому по верхам скакать не приучен, но и растекаться нефтяным пятном по болоту - смысла не вижу.
Короче говоря, началось всё задолго до начала. Что в виду имею? А только то, что первый звоночек в театр абсурда прозвенел года за три до основных событий. Вёз я тогда с напарником буровое оборудование с "большой земли" по зимнику в нефтяную столицу края. Время далеко за полдень, темень - хоть глаз выколи, две семёрки мне в прикуп. Дело к Новому году - день короток, будто свечной огарок к концу службы. До того момента гнали мы свою лайбу с напарником без остановки почти двое суток. Устали изрядно - у нас-то в бортовом КАМАЗе не то, что у нынешних дальнобоев, спальное место не предусмотрено было, вот и маялись по очереди на пассажирском сиденье вполглаза. А тут уже и до финиша недалеко - сотни три километров, и по срокам вписываемся. Решили на ночёвку завалить в расположенную неподалёку общагу для вахтовиков, где они заброски на место работ ждут. Свернули к ближайшему посёлку нефтяников. А на тропинке близ трассы зимника странный человек стоит в куртке "аляске" и кепке с забавными накладными ушками из синтепона. Нам беспорядочно ручонками машет, словно актёр театра марионеток - голосует, вроде.
Мы люди отзывчивые, потому тормозим и интересуемся, куда незнакомец путь держит. А он в ответ вдруг как начал на странной смеси английского, французского и русского лепетать абракадабру невразумительную - вот вам и здрасьте! Тем не менее, при помощи народной дипломатии, жестикуляции и чьей-то матери сумели прийти к общему знаменателю: выяснили, что подобранный нами человек - канадец-фирмач, приехавший на испытание нового бурового инструмента, который буржуйские нефтяные боги решили продавать в союз нерушимый.
Это сейчас все к иноземцам в быту привыкли, никто внимания на них не обращает, а тогда - в по́ру неумеренно развитого социализма - каждый человек "из-за бугра" в нашей нефтегазоносной провинции диковинней краснокнижного зверя был.
Удивительно нам с напарником Мишаней стало, отчего вдруг фирмач импортный в одно лицо по тайге бродит - заблудился, что ли. А тот только делает круглые глаза и всё одно слово "юфо" твердит, словно заведённый:
Мишка-то у меня грамотный - полтора курса политеха по молодости выгрыз... правда, потом надломился от переизбытка информации и в ряды советской армии по призыву загремел. Но давнишние знания помогли ему извлечь из плохого английского нашего пассажира - видать, тот франкоговорящий по факту рождения - причину его одиночного пребывания в тайге.
В общем, со слов канадца, увидел он падение "летающей тарелки" в ближайшем сосняке, после чего сумел, обманув сопровождавшего охранника из рядов КГБ, "взять на рывок", как говорят зеки в наших краях, то есть - уйти в отрыв, пытаясь спасти экипаж инопланетного корабля и установить с ним в контакты третьего или даже четвёртого рода по классификации NASA.
Но обнаружить следы упавшего или штатно приземлившегося космического аппарата до темноты канадцу не удалось, и он поспешил выйти на раскатанную зимнюю трассу, дабы не замёрзнуть в лесу самому, поскольку начинало подмораживать.
Очень разговорчивым наш заморский гость оказался. Болтал без умолку на своём тарабарском. Иногда, правда, я разбирал знакомое матерное слово - быстро иностранцы у нас самое заветное перенимают! - а потом снова сплошные "грин э́лиенсы" и тому подобное. Что и говорить - очень сильно попутчик космических пришельцев уважал. И всё фотографии, подтверждающие его недавнее общение с пришельцами, нам с напарником в нос тыкал. Вот, дескать, я стою возле буровой, а вот - гуманоид инопланетный во всей красе. Это, мол, месяц назад было, а сегодня, де, за отбившимся от стаи "э́лиенсом" как раз "тарелку" прислали, жаль - найти её не удалось.
Я долго соображал, на кого инопланетянин со снимка похож. Потом понял. На нашего сторожа Семёныча с автобазы, когда он на рога встать приготовился, скребут меня по загривку. К бабке не ходи! Я тут же и сообщил о своём открытии, не таясь. Канадец на меня отчего-то обиделся и соскочил раньше времени. Сказал, будто ему срочно телепнули по эфиру космическому, будто, КГБ засёк их с гуманоидами тусовочное место. Теперь, значит, будут явку менять. С Семёныча станется. Ему по фигу, какая явка - лишь бы наливали. Тот ещё гуманоид, два туза мне в прикуп.
Посмеялись мы с Мишаней над чудаком канадцем, да и забыли вскорости.
Минул год, и тут нам с напарником подфартило - руководство экспедиции предложило на курсы тягачистов пойти, чтобы потом в поле работать посезонно. Видать, кто-то уволился, вакансии освободив. Отказываться от подобной удачи грешно, поскольку работа, хоть и тяжёлая, но всего два квартала в году, и зарплата в три раза выше, чем в городе2. Кроме того, в свой межсезонный отпуск можешь куда-то устроиться на работу временно и дополнительно "капусты нашинковать" - не все же шесть месяцев баклуши бить, маясь бездельем, верно?
Таким образом, скоро мы с Мишаней уже по два полевых сезона оттарабанили на своих могучих ГТ-Т3 в одном и том же сейсмоотряде. А на третий сезон и случилось событие, о котором рассказать обещал.
Впрочем, обо всём по порядку.
В ту зиму у нашей партии была в производстве очень большая территория. От юго-западной её границы до северо-восточной почти триста километров. Поэтому руководство решило кроме базового лагеря ещё и выкидной соорудить, чтобы концы самых удалённых профилей "отстрелять" быстрее. Сами подумайте, много ли наработаешь, коли до края площади те самые триста вёрст пилить, которые для бешеного кобеля не крюк, а геофизику, наоборот - каюк? А полтораста - как раз нормальное расстояние до места работ, если встанешь затемно, а солнце давно на лето перевалило. Персонал на УРАЛе 4320 за час-другой привезти можно, а техника уже на месте "отстрела" стоит, заранее туда оттранспортированная малой скоростью.
Сказано-сделано: кроме основного обустроили временный выкидной лагерь - поближе к границе площади проведения изысканий. Перевезли туда бурильные станки, сейсмостанцию и прочее хозяйство. К началу апреля все удалённые профиля "отстреляли". Пора и на главную базу возвращаться. Накануне с вечера сборы затеяли, и затемно после раннего завтрака практически все работники партии уехали, утащив тракторами Т-130 жилые балки, вагончик с сейсмостанцией, буровые станки и цистерны с остатками солярки.
Осталось на временно обжитой территории лишь два ГТ-Т и два водителя - я и мой напарник Мишаня. С ним мы корешились ещё со времён встречи с повёрнутым на НЛО канадцем. Больше никого - собак и тех увезли, заперев в балках.
Начальник партии поручил нам перед выездом проверить хорошенько, не забыл ли чего коллектив в спешке сборов на месте временного лагеря, а только потом отправляться в путь. Пока мы всё оставленное упаковали и в тягачи под брезент уложили, собралась метель. Следы автопоезда, отбывшего утром, потихоньку заносило. Выехали с Мишаней, когда уже смеркалось. Включили прожектора над кабиной и фары, дабы лучше колею видеть. Поехали с разрывом метров в пятьсот, полагая - если кто-то из двоих с пути собьётся, известит напарника, а тот на проторенном основной колонной пути останется и не даст второму потеряться.
Едем, связь по радио держим. Колея то и дело пропадает, переметённая снегом, но вскоре снова находится. Первым Мишаня движется, а я замыкаю нашу мини-колонну. Скорость держим не большую, не маленькую - в самый аккурат, чтоб часов за пять-семь до базы добраться. В общем, всё штатно. Только вдруг слышу, УКВ-связь включилась. Мишаня мне говорит:
- Вижу - свет приближается. Наверное, нам навстречу кого-то послали. Я на связь выходил, однако они молчком тащатся. Похоже, рацию не включали. Вот уже ближе, ближе.
Миша замолчал. А спустя какое-то время заговорил удивлённым голосом, пробивающимся через треск радиопомех:
- Слышь, Колян, приём!
- На связи.
- Охренеть-не встать! Встречный транспорт сближался со мной, сближался, а потом стал удаляться, пока я совсем его огни различать не перестал. Ничего не понял. Приём.
- Может, фары погасил. Ты там поосторожней - не врежься во встречного. Приём.
- Ага, как же - погасил. Я точно видел - он начал удаляться, огни постепенно пропали... Приём.
- Мишаня, мне тоже кто-то навстречу прёт! Не твой ли? Не могли вы разминуться? Приём.
- Что я, Коля, идиот, по-твоему? Неужели б не увидел, если бы мимо меня кто-то проехал?! Приём.
- А откуда этот, который мне навстречу летит, взялся?! При...
- ...й его знает! Ого! Снова фары навстречу!
- Мишаня, а мой куда-то пропал... Как у тебя. Сначала удаляться начал, а потом исчез... Что за мать-перемать, твою дивизию, скребут меня по сусекам?!
Не успел я рассказать Мишане, мол, так я и не увидел воочию никакого встречного транспорта, хотя тот буквально чуть в меня не въехал, покуда не начал удаляться, а уже вновь увидел приближающийся свет фар. Ещё один транспорт прямо в лобешник хреначит!
Что же получается, братцы? Кто-то мне навстречу движется и навстречу Мишане тоже... Но мы ни с кем так и не поравнялись. Просто бред, да и только! Может, эти встречные куда-то в сторону свернули? Включаю связь.
- Мишаня, приём!
- Слышу, приём.
- Знаешь, мне кажется, мы ни с кем не пересеклись, поскольку встречные с колеи куда-то в сторону свернули. Ты их вызывал по рации? Приём.
- Устал эфир за вымя дёргать. Сам же слышал. Приём.
- Я-то слышал, а у этих... то ли рация не включена, то ли частота другая. Приём.
- Коля, у всех одна частота настроена. Разве что рация неисправна. Приём.
- Или... или они вовсе не наши. Чужие, скребут их совковою лопатой!
Произнесённая вслух мысль убивала своей дикостью и вызывала животный страх. В самом деле, кого можно встретить в зимней тундре, если до ближайшего населённого пункта несколько сотен километров? А если оленеводы? Отпадает - какие на оленьих упряжках могут быть фары! Чепуха... Значит... Значит - что? Это совершенно чужие, кому и мороз, и пурга нипочём. Кто же они?
- Мишаня, приём! Мне снова кто-то навстречу едет! Приём...
- И мне тоже, Колян. Что делать будем, приём?
- Жми вперёд, брат, и ни о чём не думай! Иначе голову можно сломать, едрёно коромысло!
Оставалась надежда, что "встреченные" нами транспортные средства всё же из нашей сейсмопартии. Просто блуданули, сошли с колеи, а не отвечают по рации пока по неизвестным нам причинам. Принялся я предполагаемых "потеряшек" упорно и методично по УКВ-связи вызывать.
Молчание в ответ.
Частота одна у всех, это Мишаня точно подметил. Если б кто из своих был - обязательно бы отозвался. За каким бы Катманду ему приспичило так нелепо шутить? Решил я дальше продолжать путь, не отвлекаясь на спасение умозрительных коллег, скребут меня по сусекам. Впрочем, какие они мне коллеги, ежли на нашей партийной частоте, комитетом государственного благоденствия - сокращённо КГБ - одобренной на связь не выходят, скребут их по сусекам.
Решил не отвлекаться, а сердце-то не на месте, вдруг что-то неладное у отбившихся не от нашего стада приключилось. Но развить тему ответственности за других не дал мне начальник партии. Вызвал меня по рации и говорит:
- Едрёна-макарона, долго вы с Косолапым там будете воздух пинать? Налегке же едете, Христофора Колумба мать! Все давно на базе, только вас двоих нет. Смотри, Николай - пурга усиливается. Если не поднажмёте, колеи потом не сыщете. Придётся в чистом поле ночевать. Сам знаешь, наш "Лён"4 километров на десять по такой непогоде бьёт, а то и меньше. Потом ищи вас по ощупу, вместо выполнения плана.
Взбодрённые начальственным окриком, мы некоторое время двигались в нормальном режиме, безо всяких встречных-поперечных и уже почти успокоились. Но через полчаса история повторилась. Сначала Мишка увидел приближающегося встречного, потом свечение стало удаляться, я почти одновременно с ним наблюдал подобную же картину. Никто нам навстречу не попался, на радиосвязь не вышел. У меня чуть мистический обморок не случился.
Всё этому способствовало: усилившийся густой липкий снег в свете фар, метель, одиночество, тишина, когда стук собственного сердца звучит сильнее двигателя.
И так вот совершенно необъяснимым образом ещё раза три-четыре за достаточно недолгий оставшийся путь мы с напарником видели необъяснимый свет, который потом ускользал от нас в метафизических коллизиях полярной ночи.
Измотанные, ни сколько телесно, сколько морально, прибыли мы в базовый лагерь. Представляли наши с Мишаней тушки два испуганных средневековых существа, встретивших дьявола за обедом в придорожной харчевне.
Изучив карту за поздним ужином или же ранним завтраком, мы выяснили, что в округе на пятьсот вёрст нет ни одной мало-мальски эксплуатируемой дороги. После чего мой не на шутку озадаченный напарник сорвался и заорал:
- Это НЛО! Точно! Они, гады, за нами следили... А потом принялись маневрировать на малых высотах, вот мы их за наземный транспорт и принимали! Неужели никто их не видел - чёртовых раздолбаев-инопланетян? Верно нам тогда канадец говорил - что-то гуманоидов в наших краях привлекает. Помнишь того нелепого парня с синтепоновыми ушами, Коля? Не такой уж он и нелепый. Получается, хорошо тему знает.
В ответ ему была моя глубокая задумчивость, осторожные смешки поднявшихся к завтраку геофизиков и озабоченность врача относительно душевного здоровья Мишани. К счастью, через пару дней напряжённого труда по "отстрелу" полевого материала коллектив партии перестал подначивать нас с напарником, намекая на встречу с гуманоидами из-за пределов Солнечной системы. Однако загадка блуждающих ночных огней никак не оставляла меня, да и Мишку тоже, в покое.
Тайна оставалась тайной ещё недели две, пока в партию ни прилетела "вертушка" с продуктами, почтой и взрывчаткой. Обратно вылетали несколько человек. В том числе и я. Меня командировали для получения запчастей к тягачам в спецавтохозяйстве города.
Когда вертолёт поднялся метров на восемьсот над землёй, тайна посещения НЛО открылась сама собой. Дело в том, что последние две недели, считая со дня окончания перебазирования, стояла ясная солнечная погода. В лучах апрельского солнца на снегу ярко просматривалась, колея от последнего марш-броска двух ГТ-Т. Мы с Мишаней, вернее, сам Мишаня, оказывается, при блуждании в поисках колеи основного отряда выписывал столь удивительные кренделя, подобные манёврам сторожевого катера, за которым охотится вражеская субмарина, что он и я, следуя по его следам, периодически ехали друг другу навстречу. Только мой напарник уже закладывал новую петлю, а я покуда осваивал предыдущую, любезно накатанную первым ГТ-Т. Естественно, мы и видели огни своего напарника - он мои, а я - его; огни, постепенно пропадающие из виду, когда едущий первым водитель нащупывал проложенную основной колонной дорогу и прекращал бороздить целину эмпирическими дугами. Проходило какое-то время, колея в очередной раз терялась, петля поиска снова выводила тягачи в прямую видимость фар друг друга.
Тайна пришельцев в очередной раз на поверку имела земное происхождение.
Прибытие инопланетян на Европейский Север России было отложено на неопределённое время.
*
Пути души и её фантазии непредсказуемы, как, собственно, и пути тягачей в пургу, ибо все они, по сути, часть Божьего промысла. И никаких пришельцев близко не стояло, скребут меня по сусекам
1 "Юфо, юфо, юфо... Юфо лэндид хере, ай'м лукингфор э́лиенз" (русифицированный англ.) в переводе означает: "НЛО, НЛО, НЛО... НЛО приземлился здесь, я ищу инопланетян/пришельцев";
2 Сезон в геофизической партии на севере, работающей вдали от стационарных дорог, длится обычно с конца октября по начало мая - пока возможно передвижение тяжёлой техники по болотистой местности;
3 ГТ-Т (изделие 21) - гусеничный транспортёр-тягач. Мощность двигателя 200 лошадиных сил, объём топливного бака 550 литров, масса 8,2 тонны, грузоподъёмность 2 тонны. Создан в конце 1950-х годов. Тягач предназначен для транспортировки людей и грузов в условиях бездорожья, снежных заносов, на сильно пересечённой местности с наличием глубоких водных преград и мелкой растительности. Вездеход ГТ-Т может эксплуатироваться в зимнее время при экстремальных температурах. Имеет независимую торсионную подвеску;
4 "Лён" - комплекс возимых (1Р21В) и стационарных (1Р21С) ультракоротковолновых радиостанций гражданского назначения, для сетей оперативно-диспетчерской радиосвязи. Обеспечивает дальность связи от 10 до 45 километров (в зависимости от погодных условий).