Древний Старец : другие произведения.

10гл. Мудрецы и мыслители о природе эгоизма

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чем мы руководствуемся - рациональным рассудочным сознанием, психофизиологическими побуждениями (природой), или нами "руководят" метафизические сущности и силы. Свое место в темах о человеческом поведении занимают такие понятия, как эгоизм, порок, страсть, аффект, грех. На смысловом содержании этих понятий философы, публицисты и романисты строили свои философские системы, утопии общественного развития.

  <><><>ПРЕДИСЛОВИЕ
  
  <>DS: (обозначаю свои комментарии). Не только побуждения поставить себя рядом, 'засветиться' среди светил мировой философской мысли, но и мировоззренческая серьезность темы, интерес к истории вопроса побудили ознакомить читателя с различными представлениями и суждениями. И, в конце концов, убедиться, что наша теория 'научного эгоизма' (далее - НЭГ), изложенная в предыдущих главах, не есть простое повторение известных истин, а известные истины выстроены последовательную мировоззренческую позицию. Тема мотивов поведения человека была предметом внимания с древних времен. Чем мы руководствуемся в своем поведении - рациональным рассудочным сознанием, психофизиологическими побуждениями (природой), или нами 'руководят' метафизические сущности и силы. Такими вопросами задавались все мудрецы и мыслители 'от начала'. И свое место в темах о человеческом поведении занимают такие понятия, как эгоизм, порок, страсть, аффект, грех. На смысловом содержании этих понятий философы, публицисты и романисты строили свои философские системы, утопии общественного развития. Интернет дает нам большие возможности в выяснении всего, можно ознакомиться с распространенными представлениями и мнениями, извлечем из него эти понятия.
  
  <>SI: (обозначаем извлечения из интернета) ЭГОИЗМ (лат. ego - я) - ПРИНЦИП жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Морально этический ПРИНЦИП. Эгоизм проявляется в корыстолюбии, себялюбии, тщеславии. В основе эго (эгоизма) лежит ИДЕЯ 'жить для себя'. Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.
  <>SI: ПОРОК - недостаток, изъян, заслуживающий порицания, осуждения; позорящее свойство кого-л., чего-л. Недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное извращенье, искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни. Себялюбие, самотность порок ПРИРОЖДЕННЫЙ. Порок в человеке нравственное калечество. Безнравственное поведение, разврат.
  <>SI: СТРАСТЬ - сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями ИНСТИНКТА.
  <>SI: АФФЕКТ - (страсть, душевное волнение), как и любой другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности, и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации.
  <>SI: ГРЕХ - нарушение религиозно-нравственных предписаний (религ.). Предосудительный поступок, преступление. Семь известных грехов - гордыня, жадность, зависть, злоба, похоть, лень, чревоугодие.
  
  <>DS: Вопрос мотивов и стимулов нашего поведения относится к основным вопросам психологии и социологии, от правильного ответа зависит правильное понимание человеческих побуждений и отношений. Если страсти, аффекты, пороки есть врожденные инстинкты, то они присущи всем индивидам и сильным мира сего, и святым, и простолюдинам. Если пороки эгоизма являются идеями приобретенными, то, как и почему они приобретаются, и откуда такая страсть к их удовлетворению? Приведенные определения свидетельствуют об их нечеткости, расплывчатости, одно и та же черта характера, представляется то, как врожденная, то, как приобретенная в результате воспитания или идеи. Такой разнобой в позициях позволяет обвинять одних в пороках и превозносить других в достоинствах. Такой разнобой в суждениях чреват лицемерными представлениями и идеологическими разногласиями. С этим вопросом мы и обращаемся к авторитетам философии.
  <>Текстовые фрагменты извлечены из 'Антологии мировой философии', изд. 'Мысль', М. - 1971 г. и интернет ресурсов.
  
  <><><>АРИСТОТЕЛЬ (384 - 322 до н. э.)
  
  <> В душе есть часть, имеющая разум, и часть, не пользующая разумным рассуждением.
  <>ПРИРОДА, очевидно, прежде всего, избегает того, что доставляет страдание, стремиться же к тому, что доставляет удовольствие.
  <>И детям, и зверям даны ПРИРОДНЫЕ (склады души), но без руководства ума они оказываются вредными.
  <>Понятие 'РАСПУЩЕННОСТЬ' мы переносим и на проступки детей, и действительно, здесь есть некоторое сходство. То, что стремиться к постыдному и нужно обуздать, а таковы, прежде всего, 'влечения' и 'дитя': ведь и дети живут, повинуясь влечению, и стремление к удовольствию у них связано всего с этими (постыдными вещами). Поэтому, если (ребенок) не будет послушен и не будет под началом (все это) далеко зайдет, ведь у лишенного понимания стремление к удовольствию НЕНАСЫТНО и (тянет) во все стороны, а осуществление влечения УВЕЛИЧИВАЕТ ВРОЖДЕННУЮ силу.
  <>Когда мы видим полного негодяя, мы говорим, что это не человек, а зверь, допуская тем самым, что есть такой ПОРОК - зверство.
  <>Когда мы стремимся к добродетели, мы впадаем в ошибки, уступая своим ВРОЖДЕННЫМ склонностям.
  <>Человек, стремящийся быть самым добродетельным, тоже не станет им, если его ПРИРОДА этому не способствует, но более достойным станет
  <>Находятся в ней (душе) движения ЧУВСТВ, предрасположенности и состояния.
  <>Человек, желающий быть уважаемым за свой нрав, должен соблюдать середину во всяком движении ЧУВСТВ.
  <>И проницательность отличается в разумности в решениях, ибо проницательность - это своего рода НАИТИЕ.
  
  <>DS:: В эпоху Аристотеля было 'модно' искать совершенство и прекрасное в человеке, что и оформилось в общественные науки этику, эстетику, поэтику, политику. В своих объемных трактатах весьма обширно и детально он обсуждает многочисленные качества характера и поступков, эмоциональные состояния (в терминологии НЭГ) и чувства. Например, совесть, горячность, нечестивость, разумность. Уже предшественники и современники философа, особенно сам Аристотель со своим 'наитием' не мог не заметить врожденности человеческих склонностей и страстей. Реже употребляет слово 'порок'. Рассматривает 'произвольные и непроизвольные страсти и поступки. Но конкретно не определяет, что эта страсть или добродетель врожденная, а эта приобретенная. Аристотель четко заметил, что 'удовольствие ненасытно и осуществление увеличивает природную силу'.
  <>Аристотель не только задал тему и терминологию на последующие тысячелетия, но и создал представление о приоритете разума в человеческом поведении. В наши дни и ночи авторы вымыслов склоняются к противоположному интуитивному (вплоть до мистического в духе средневековья) представлению о поведении человека разумного. На соперничестве как человеческом отношении и на самих отношениях Аристотель не акцентирует свое внимание, иногда это подразумевается.
  
  <>СЕКСТ ЭМПИРИК (конец 2 - начало 3 вв.)
  
  <>Одни считают БЛАГОМ хорошее самочувствие тела, другие - удовлетворение похоти, третьи - обжорство, четвертые - пьянство, пятые - игру в кости, шестые - большие владения, некоторые еще худшее, чем это.
  <>Нет и природного ЗЛА, ибо то, что одним кажется злым, другие преследуют как благо, вроде, например, распутства, несправедливости, корыстолюбия, невоздержанности и тому подобное. Отсюда, если все природное таково, чтобы одинаково двигать (возбуждать всех), а так называемое зло движет не всех одинаково, то ничто не является злым по природе.
  <>Скептик в силу любви к людям хочет по возможности исцелить рассуждением ГОРДЫНЮ и опрометчивость догматиков. Как врачи телесных страданий имеют различные по силе лекарства и для сильно страдающих употребляют сильные, для слабо страдающих - слабые, так же и скептик приводит различные по силе рассуждения: для тех людей, которые сильно подвержены опрометчивости, он прибегает к полновесным рассуждениям и таким, которые могут основательно разрушить ГОРДОЕ СОСТОЯНИЕ догматиков; к более легким он прибегает для тех, чья ГОРДЫНЯ НЕ ТАК ГЛУБОКА и легко исцелима и может быть опровергнута более легкими доводами вероятности.
  <>Ведь то, что происходит не по извращению мысли и не по негодному мнению, а по невольной АФФЕКЦИИ ОЩУЩЕНИЯ, то невозможно изменить скептическим рассуждением. Тому, кто мучится голодом или жаждой, скептическим рассуждением нельзя внушать убеждения, что он не мучится; и нельзя тому, кто испытал в этом удовлетворение, внушить убеждения, что он его не испытывал.
  <>Следовательно, вообще, то, что называется некоторыми БЛАГОМ, потенциально есть ЗЛО и поэтому причина несчастья. Именно, через подобные блага возникают, как известно все ПОРОКИ: корыстолюбие, честолюбие, сварливость, сластолюбие и прочее, близкое к этому. Ведь каждый человек, напряженно гоняясь за тем, что он считает БЛАГОМ и достойным выбора, по сильной доверчивости НЕЗАМЕТНО впадает в соседние ПОРОКИ.
  
  <>DS:: Секст Эмпирик противопоставляет 'благо' и 'зло', это его метод анализа. И добро и зло относительны и не бывают по природе, так как люди просто называют приятное и неприятное. Врожденные начала 'гордыни', 'пороков' подразумевается как само собой разумеющееся (но не всегда), их можно 'излечить' 'рассуждением', т. е. воздерживаться умом. 'Блага незаметно впадают в пороки', т. е. наши пороки являются продолжение достоинств и наоборот. Эмпирик не рассматривает прямо соперничество между людьми, но в своем методе постоянно пользуется словами 'погоня' и 'избегание'
  
  <><><>ТОМАС ГОББС (1588-1679)
  
  <>На пути к достижению их цели (которая со?стоит главным образом в сохранении жизни, а иногда в одном лишь наслаждении) они стараются ПОГУБИТЬ ИЛИ ПОКОРИТЬ друг друга. Таким образом, выходит, что там, где человек может отразить нападение лишь сво?ими собственными силами, он, сажая, сея, строя или владея каким-нибудь приличным имением, может с ве?роятностью ожидать, что придут другие люди и соединенными силами отнимут его владение и лишат его не только плодов собственного труда, но также жизни или свободы. А нападающий находится В ТАКОЙ ЖЕ ОПАСНО?СТИ со стороны других.
  <>Таким образом, мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, СОПЕРНИЧЕСТВО; во-вторых, недоверие; в-третьих, ЖАЖДУ СЛАВЫ.
  <>Отсюда очевидно, что, пока люди живут БЕЗ ОБЩЕЙ ВЛАСТИ, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно В СОСТОЯНИИ ВОЙНЫ ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ. Ибо война есть не только сражение, пли военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается ВОЛЯ К БОРЬБЕ путем сражения.
  Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть неспра?ведливым. Понятия правильного и неправильного, спра?ведливого и несправедливого не имеют здесь места. ТАМ, ГДЕ НЕТ ОБЩЕЙ ВЛАСТИ, НЕТ ЗАКОНА, а там, где нет закона, нет несправедливости.
  <>В самом деле, естественные законы (как справед?ливость, беспристрастие, скромность, милосердие, в общем, поведение по отношению к другим, так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха какой-нибудь силы, застав?ляющей их соблюдать, ПРОТИВОРЕЧАТ ЕСТЕСТВЕННЫМ СТРА-СТЯМ, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность.
  
  <>DS: Гоббс рассматривает проявление 'естественных страстей' в контексте необходимости объединения людей под эгидой государственных законов. Под 'естественными законами' он понимает нравственные установления, которые могут действовать на основании правовых норм поведения. 'Естественные законы противоречат естественным стра?стям' - правовые нормы являются средством сдерживания проявлений эгоизма. Термин 'война' с одной стороны подчеркивает агрессивность всеобщего соперничества, а с другой как его крайнюю форму проявления. Причину соперничества Гоббс видит в стремлении 'погубить или покорить друг друга' По теории НЭГ эгоистическое соперничество является средством построения общественной иерархии, которая находится в непрерывном движении. 'Жажда славы' как первопричина соперничества - по теории НЭГ эгоистическое соперничество само по себе является инстинктивным принципом всей природы, и с его помощью приобретаются владения - материальные и моральные блага (применительно к человеку).
  
  <><><>ПЬЕР БЕЙЛЬ (1647 - 1706)
  
  <>Это познание бога может принудить строить ему храмы, приносить ему жертвы, возносить молитвы или совершать явные поступки такого же рода, но оно не может принудить отказаться от преступной страсти, вернуть имущество, добытое нечестными путями, подавлять в себе похоть. А поскольку похоть - источник всех преступлений, то, очевидно, что раз она владеет идолопоклонниками так же, как атеистами, то идолопоклонники должны быть так же способны предаваться всевозможным преступлениям, как и атеисты; и что как те, так и другие не могли бы образовать общество, если бы узда более сильная, чем религия, а именно человеческие законы, не укрощали их разврат. Это показывает, как мало оснований говорить, будто неясное, туманное познание провидения очень способствует уменьшению испорченности человека. Не этим исправляются обычаи; они в гораздо большей мере носят физический, чем моральный характер. Лишь истинная религия (...) обращает человека к богу, заставляет его бороться со страстями и делает его добродетельным. Но и такой религии это не удается в отношении всех, кто ее исповедует. Ибо большая часть людей, исповедующих эту религию, настолько погрязла в пороке, что если бы человеческие законы не наводили порядок, то все общества, состоящие из христиан, немедленно погибли бы.
  
  <>DS: Слово 'похоть' Бейль, так же как и 'порок', 'страсти' использует более широко, в значении 'эгоизм', чем сильно сгущает краски. Видимо, страсти и пороки его не одолевают, поэтому из контекста не прослеживается явно, то ли страсти и пороки врожденные, то ли благоприобретенные. Но так как идеология 'исправления' пороков, в том числе и ритуальная, явно слаба, то следует догадываться, что пороки качества врожденные, и их распространение можно притормозить принуждением закона.
  
  <><><> БЕРНАРД МАНДЕВИЛЬ (1670 - 1733)
  
  <>ВОЗРОПТАВШИЙ УЛЕЙ, ИЛИ МОШЕННИКИ СТАВШИЕ ЧЕСТНЫМИ
  <>Самыми необходимыми качествами, делающими человека приспособленным к жизни в самых больших и, по мнению всего света, самых счастливых, самых процветающих обществах, являются его низменные и наиболее отвратительные свойства
  <>Если бы людей можно было излечить от тех слабостей, в которых они ОТ ПРИРОДЫ виновны, то они лишились бы сил и возможности возвыситься и образовать такие обширные, могучие и утонченные общества
  
  ПОРОКОМ улей был снедаем,
  Но в целом он являлся раем.
  Он порождал в округе всей
  И страх врагов, и лесть друзей;
  Все ульи несравнимы были
  С ним по богатству и по силе.
  Такой здесь был гражданский строй,
  Что БЛАГО НЕС ИЗЪЯН любой
  И, вняв политики урокам,
  ДРУЖИЛА НРАВСТВЕННОСТЬ С ПОРОКОМ;
  Везде чинуши плутовали;
  Но чтоб о том не толковали,
  Они мошенничества плод
  Умели выдать за доход
  И называли честной сделкой
  Любую грязную проделку.
  И ДОБРОДЕТЕЛИ ОДНИХ
  ПИТАЛИ СЛАБОСТИ ДРУГИХ.
  Здесь жадность, будучи истоком
  Всех зол, губительным пороком,
  Себя связала с мотовством
  Сим благороднейшим грехом;
  Здесь роскошь бедных выручала
  Тем, что работу им давала;
  Ей ГОРДОСТЬ в этом помогала;
  А ЗАВИСТЬ И ТЩЕСЛАВЬЕ тут
  Облагораживали труд.
  К тому ж у этого народа
  На все менялась быстро мода;
  Сей странный к перемене пыл
  Торговли двигателем был.
  И те, что сами плутовали,
  Других за плутни бичевали.
  Один богач - как раз из тех,
  Кто жил, обманывая всех, -
  Орал, что к светопреставление
  Ведут все эти преступленья.
  И кто же тот разбойник был,
  Кого так люто он бранил?
  +++++++++++++++++++++
  ВСЕ СНЯЛИ МАСКУ ЛИЦЕМЕРИЯ
  И жаждут полного доверья;
  Презрела роскошь даже знать;
  Ну прямо улей не узнать.
  Заимодавцам нет заботы,
  И адвокаты без работы,
  Поскольку сразу должники
  Вернули с радостью долги;
  А кои возвратить забыли,
  Тем кредиторы долг простили.
  За прекращеньем многих дел
  И род судейских поредел;
  Последним туго, как известно,
  Когда дела ведутся честно:
  Доходов не приносит суд,
  И из судов они бегут.
  Больных старались так лечить,
  Чтоб их страданья облегчить,
  Причем без всяких выгод личных
  И без таблеток заграничных;
  Финал послужит всем уроком:
  Покой - и тот сочтя пороком,
  ПРОНИКШИСЬ ДУХОМ ПРОСТОТЫ
  И ПЕРВОРОДНОЙ ЧИСТОТЫ,
  Настолько пчелы опростели,
  Что все в дупло перелетели,
  Где, честной бедностью своей
  Гордясь, живут до наших дней.
  +++++++++++++++++
  Чтоб стать народ великим мог,
  В нем должен свить гнездо порок;
  Достатка - все тому свидетель
  Не даст ему лишь добродетель.
  
  <>Поскольку люди в течение уже столь многих столетий не менялись, несмотря на многочисленные поучительные и изощренные писания, посредством которых предпринимались попытки их исправить, то я не настолько самонадеян, чтобы полагать, что мой столь незначительный пустячок может добиться больших успехов.
  
  <>DS: Сам Мандевиль называет свой 'незначительный пустячок 'басней', но по объему и содержанию это произведение является самой значительной поэмой. По идейности наши замыслы схожи, я бы сказал, что Бернард является моим творческим реинкарнантом, только формы выражения идеи очень разняться. Здесь приведен незначительный фрагмент 'Возроптавшего улья', его всего можно прочитывать по несколько раз и впечатление только усиливается.
  <>Что это за порок, который приносит 'благо, создает 'рай', с ним 'дружит нравственность'? Жадность, зависть, тщеславие, гордость перечислены как пороки, пороки 'от природы'. Эти пороки составляют наше эго, врожденные психофизиологические чувства - эгоизма, и им владеют все и бедные и богатые. Когда 'все сняли маску лицемерия', решили жить 'по честному', то прогресс развития тут же увял. Нет эгоистического рвения, нет соперничества, и улей деградировал в 'первобытно общинный строй'.
  
  <><><>ДАВИД ЮМ (1711 - 1776)
  
  <>Итак, данная предвзятая идея (религиозности), по-видимому, не порождается каким-либо особым инстинктом или же первичным естественным впечатлением вроде тех, которые дают начало себялюбию, половой любви, любви к потомству, благодарности, мстительности, ведь КАЖДЫЙ ИЗ ЭТИХ ИНСТИНКТОВ, КАК ОКАЗАЛОСЬ, АБСОЛЮТНО ВСЕОБЩ У ВСЕХ НАРОДОВ и во все времена, и каждому из них всегда соответствует точно определенный объект, к достижению которого он неуклонно стремиться.
  
  <>DS: Юм употребляет слова 'инстинкт' и 'естественное впечатление' (эмоция), подтверждая врожденность их 'начала' (возбуждающая и стимулирующая реакция). В полемике с 'религиозностью', он относит ее к 'идее', ритуальной идеологии, призванной сдержать распущенность 'инстинктов'.
  
  <>ИММАНУИЛ КАНТ (1724 - 1804)
  
  <>Средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, - это АНТАГОНИЗМ их в обществе, поскольку он в конце концов становиться причиной их законосообразного порядка. Под АНТАГОНИЗМОМ я разумею здесь недоброжелательную общительность людей, т.е. их склонность вступать в общение, связанную, однако, с всеобщим сопротивлением, которое постоянно угрожает обществу разъединением. Задатки этого явно заложены в ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ.
  <>Именно это сопротивление, пробуждает все силы человека, заставляет его преодолевать природную лень, и, побуждаемый, честолюбием, властолюбием или корыстолюбием, он создает себе положение среди своих ближних, которых он, правда, НЕ МОЖЕТ ТЕРПЕТЬ, но без которых он НЕ МОЖЕТ И ОБОЙТИСЬ. Здесь начинаются пер?вые истинные шаги от грубости к культуре, которая, соб?ственно, состоит в общественной ценности человека. Здесь постепенно развиваются все таланты, формируется вкус и благодаря успехам просвещения кладется начало для утверждения образа мыслей, способного со временем пре?вратить грубые природные задатки нравственного различе?ния в определенные практические принципы и тем самым патологически вынужденное согласие к жизни в обществе ПРЕТВОРИТЬ В КОНЦЕ КОНЦОВ В МОРАЛЬНОЕ ЦЕЛОЕ.
  <>Поэтому да будет благословенна природа, за неуживчивость, за завистливо, соперничающее тщеславие, ЗА НЕНАСЫТНУЮ ЖАЖДУ ОБЛАДАТЬ, И ГОСПОДСТВОВАТЬ!
  <>Таким образом, естественные побудительные причины, источники необщительности и всеобщего сопротивления, вызываю?щие столько бедствий, но и беспрестанно побуждающие человека к новому НАПРЯЖЕНИЮ СИЛ и, стало быть, к боль?шему развитию природных задатков, прекрасно обнару?живают устройство, созданное мудрым творцом; и здесь вовсе ни причем злой дух, который будто бы вмешивается в великолепное устроение, созданное творцом, или из зависти портит его.
  <>Только в обще?стве, и именно в таком, в котором членам его предостав?ляется величайшая свобода, а стало быть существует пол?ный антагонизм и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради СОВМЕСТИМОСТИ ЕЕ СО СВОБОДОЙ ДРУГИХ, - только и таком обществе может быть достиг?нута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно САМО ОСУЩЕСТВИЛО.
  <>Республиканское устройство - единственное, вполне соответствующее праву людей устройство, но установить, а тем более сохранить его до такой степени трудно, что, по мнению многих, оно должно было бы быть государством ангелов, так как люди со своими ЭГОИСТИЧЕСКИМИ СКЛОННОСТЯМИ не способны к столь возвышенному по форме устройству
  <>Вступать в это СОСТОЯНИЕ ПРИ?НУЖДЕНИЯ заставляет людей, вообще-то расположенных к полной свободе, беда, и именно величайшая из бед - та, которую причиняют друг другу сами люди, чьи склонно?сти приводят к тому, что при необузданной свободе они НЕ МОГУТ ДОЛГО УЖИТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ.
  <>Эту гарантию (вечного мира) дает великая в своем искусстве природа, в механическом процессе которой с очевидностью обнаруживается целесообразность, состоящая в том, чтобы осуществить СОГЛАСИЕ ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНОГЛАСИЕ даже против их воли.
  
  <>DS: Кант в приведенных извлечениях прямо не употребляет понятие эгоизма (эгоистическими склонностями), но смысловое содержание раскрывает достаточно полно (честолюбием, властолюбием или корыстолюбием; обладать и господствовать), В лаконичной фразе - 'завистливо соперничающего тщеславия' выражена содержательная суть эгоизма. О врожденности склонностей эгоизма Кант часто напоминает - 'заложены в человеческой природе'. Словами 'антагонизм' и 'недоброжелательная общительность' он подчеркивает агрессивность эгоизма, благодаря которому человек побуждается к развитию своих качеств, к построению иерархического общества (создает себе положение среди своих ближних). 'При необузданной свободе' проявления эгоизма может наступить величайшая из бед (самоуничтожение), такое состояние принуждает искать 'согласие через разногласие'. 'САМО ОСУЩЕСТВИЛО' - идея саморазвития человечества (без помощи Создателя), или осуществляй согласие и взаимодействие разумом или самоуничтожайся (или-или).
  
  <><><>КАРЛ ФРЕЛИХ (1759 - 1829)
  
  <>Слишком уж привлекательная внешность у изобилия, чтобы можно было бы ожидать добровольного отказа от него. Обеспечение безопасности имущества потребовало от людей объединения, и с тех пор началась НЕПРЕРЫВНАЯ БОРЬБА между ними. За одними сторожами должны были следить другие, и недоверие привело к могиле верность. И если это непрерывное НАПРЯЖЕНИЕ И БОРЬБА привели к усилению человека, которому мы охотно удивляемся, то с другой стороны, не менее верно и то, вслед за этим стремлением к собственности идет бесчисленная толпа МОРАЛЬНЫХ НЕСОВЕРШЕНСТВ, приводящих в отчаяние князей и судей. Если бы только ЖАДНОСТЬ спустилась со своего трона, если бы возможно было добиться того, чтобы частная собственность перестала быть единственным и чрезмерно заманчивым средством расширения своего Я, и если бы граждане подобно детям в отцовском доме насыщались за общим столом маленького государства, какое огромное количество преступлений, плодов роскоши, исчезло бы тогда.
  <>Разве огромные МАССЫ СИЛ не служат человеческим безумствам? А движущей пружиной всего этого служит СТРАСТЬ К НАЖИВЕ, которую стремятся получить независимо от того, как и какими средствами она добыта. Архитектура, этот красноречивый символ САМОВОЗВЕЛИЧЕНИЯ нашего маленького Я, высоко возносит свою гордую голову над человеческой природой. Внешний блеск этих гордых дворцов НАШЕГО ВЕЛИЧИЯ предназначен для того, чтобы прикрыть внутреннее убожество
  
  <>DS: Фрелих выделяет 'непрерывную борьбу', и эта борьба не только 'усиливает человека', но и обостряется до 'моральных несовершенств'. Пружиной соперничества является 'страсть к наживе', но наряду с ней и стремление к 'самовозвеличению'. Философ применяет слово 'нашего', этим подчеркивает всеобщность страстей, 'внутреннее убожество' принадлежит всем.
  
  <>ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770 - 1831)
  
  <>Ближайшее рассмотрение ИСТОРИИ убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способ-ностей, и притом таким образом, что ПОБУДИТЕЛЬНЫМИ МОТИВАМИ в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы, и лишь они играют главную роль. Конечно, там можно найти и общие цели, желание добра, благородную любовь к отечеству; но эти добродетели и это всеобщее играют ничтожную роль в отно?шении к миру и к тому, что в нем творится. Конечно, мы можем найти в самих этих субъектах и в сферах их деятельности осу?ществление определении разума, но число их ничтожно по срав?нению с массой рода человеческого, да и добродетели их сравни?тельно не очень распространены. Наоборот, страсти, своекорыст?ные цели, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЭГОИЗМА ИМЕЮТ НАИБОЛЬШУЮ СИЛУ; сила их заключается в том, что они НЕ ПРИЗНАЮТ НИКАКИХ ПРЕДЕЛОВ, которые право и моральность стремятся установить для них, и в том, что эти силы природы непосредственно БЛИЖЕ К ЧЕЛОВЕКУ, чем искусственное и продолжительное воспитание, благодаря ко?торому человек приучается к порядку и к умеренности, к соблю?дению права и к моральности. Когда мы наблюдаем эту игру страстей и видим последствия их НЕИСТОВСТВА, неблагоразумия, ПРИМЕШИВАЮЩЕГОСЯ не только к ним, но и главным образом даже к благим намерениям, к правильным целям; когда мы видим про?исходящие благодаря этому бедствия, ЗЛО, гибель процветавших государств, созданных человеческим духом, - мы можем лишь чувствовать глубокую печаль по поводу этого непостоянства, а так как эта гибель не только является делом природы, но и вызвана волей человека, то в конце концов подобное зрелище нас морально огорчает и возмущает нашу добрую душу, если у пас таковая имеется.
  <>Не впадая в риторическое преувеличение, лишь верно устанавливая, какие бедствия претерпели славнейшие на?роды и государства и отдельные добродетельные люди, можно нарисовать ужаснейшую картину этих результатов, которая еще более усилит наше чувство глубочайшей, беспомощной скорби и которой нельзя противопоставить ничего примиряющего. Возможность преодолеть это чувство или освободиться от него дает нам разве только та мысль, что ведь это уже произошло, такова судьба, этого нельзя изменить, а затем, избавляясь от тоски, которую могла бы навести на нас эта грустная мысль, мы опять возвра?щаемся к нашему чувству жизни, к нашим текущим целям и ин?тересам - словом, вновь ПРЕДАЕМСЯ ЭГОИЗМУ, который, находясь в безопасности на спокойном берегу, наслаждается открывающимся перед ним далеким видом груды paзвалин.
  <>Страсть и не является подходящим словом для того, что я хочу здесь выразить. А именно я имею здесь ввиду деятельность людей, обусловленными частными интересами, специальными целями, если угодно, ЭГОИСТИЧЕСКИМИ интересами, и притом такую, что они вкладывают в эти цели как энергию своей воли и своего характера...
  
  <>DS: Мы здесь видим прекрасную 'художественную зарисовку' проявления эгоизма в исторической ретроспективе. Хотя определение 'эгоизма' расплывается в ряду 'потребностей', 'страстей', 'интересов', но из текста явствует, что эгоизм есть совокупность чувств и инстинктов, которые организм обязан удовлетворить. В этом фрагменте текста не выражено соперничество, борьба как закон эгоистической природы только чувствуется в 'итоге', в 'груде развалин'. От действия эгоистических страстей веет пессимизмом и трагичностью, но ведь в соперничестве есть и торжествующий победитель? 'НЕИСТОВСТВА, неблагоразумия, ПРИМЕШИВАЮЩЕГОСЯ к благим намерениям, к правильным целям' - Гегель усматривает лицемерное свойство эгоизма, а в пороках - продолжение достоинств.
  
  <>АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788 - 1860)
   На свою собственную смерть всякий смотрит как на конец мира, между тем как известие о смерти своих знакомых он выслушивает довольно равнодушно, если только она не задевает его личных интересов. В сознании, поднявшемся на самую высокую ступень, в сознании человеческом, ЭГОИЗМ, как и познание, страдание, удовольствие, должен был тоже достигнуть высшей степени, и ОБУСЛОВЛЕННОЕ ИМ СОПЕРНИЧЕСТВО индивидуумов проявляется самым ужасным образом. Мы ВИДИМ ЕГО ПОВСЮДУ, как в мелочах, так и в крупном; мы видим его и в страшных событиях - в жизни великих тиранов и злодеев и в опустошительных войнах; мы видим его и в смешной форме - там, где оно служит сюжетом комедии и очень своеобразно отражается в самолюбии и суетности, которые так несравненно постиг и описал (в абстрактном виде) Ла-Рошфуко; мы ВИДИМ ЕГО В ИСТОРИИ МИРА и в собственной жизни. Но явственнее всего оно тогда, когда любое собрание людей освобождается от всякого закона и порядка: сейчас же наглядно выступает то ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ, которое прекрасно изобразил Гоббс в первой главе ('О гражданине')
  <>Если бы государство вполне достигло своей цели, то оно, будучи в состоянии посредством объединенных в нем человеческих сил все более - и более покорять себе и остальную природу, в конце концов уничтожило бы всякого рода злополучия и могло бы в известной степени обратиться в нечто похожее на КИСЕЛЬНОЕ ЦАРСТВО. И если даже предположить, что умудренное опытом тысячелетий человечество все это наконец одолеет и устранит, то последним результатом оказался бы действительный ИЗБЫТОК НАСЕЛЕНИЯ всей планеты, а весь ужас этого может себе теперь представить только смелое воображение.
  <>Да и откуда взял Данте материал для своего ада, как не из нашего действительного мира? И тем не менее получился весьма порядочный ад. Когда же, наоборот, перед ним возникла задача изобразить небеса и их блаженство, то он оказался в неодолимом затруднении, именно потому, что наш мир НЕ ДАЕТ МАТЕРИАЛА НИ ДЛЯ ЧЕГО ПОДОБНОГО. Вот почему Данте не оставалось ничего другого, как воспроизвести перед нами вместо наслаждений рая те поучения, которые достались ему там в удел от его прародителя, от Беатриче и разных святых. Это достаточно показывает, каков наш мир.
  
  <>DS: Все зло происходит от проявления соперничающего эгоизма, убеждает нас Шопенгауэр. 'Соперничество обусловлено эгоизмом' - по нашей теории НЭГ соперничество, как и иерархичность, являются принципами всей природы, и они друг друга обуславливают. 'Мы видим его повсюду', 'видим его в истории мира' - история человечества есть история проявления соперничающего эгоизма. Эгоизм уважает и подчиняется только физической силе, при безвластии или слабой власти он быстро развращается и приходит к состоянию 'войны всех против всех'. Все мы склонны сочинять утопии 'справедливого общества', давать советы по его построению, но 'наш мир не дает материала ни для чего подобного?. Вслед за Мандевилем и Кантом подтверждает вывод, что без соперничающих пороков человечество придет к 'КИСЕЛЬНОМУ ЦАРСТВУ'.
  
  <><><>ЛЮДВИГ АНДРЕАС ФЕЙЕРБАХ (1804 - 1872)
  
  <>Я понимаю под эгоизмом эгоизм необходимый, неизбежный, не моральный, как я уже сказал, а МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ, то есть эгоизм, основывающийся на существе человека, без его ведома и воли, тот эгоизм, без которого человек НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ: ибо для того, чтобы жить, я должен постоянно присваивать себе то, что мне полезно, и отстранять то, что мне враждебно и вредно. Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому себе, то есть любовь к человеческому существу, ту любовь, которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития которых человек не есть настоящий, совершенный человек и не может быть; я понимаю под эгоизмом любовь индивидуума к себе подобным индивидуумам - ибо что я без них, что я без любви к существам, мне подобным?
  <>Всюду, где человек борется с эгоизмом, в широком смысле этого слова - в религии ли, в философии ли или в политике, он впадает в чистейшую нелепость и безумие; ибо смысл, лежащий в основе всех человеческих влечений, стремлений, действий, есть УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА, удовлетворение человеческого эгоизма.
  <>Добро есть не что иное, как то что отвечает эгоизму всех людей, зло не что иное, как то, что отвечает и что выгодно эгоизму ОТДЕЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КЛАССОВ и что, стало быть, идет ЗА СЧЕТ ДРУГИХ.
  
  <>DS: Фейербах решил развернуть свое понимание ЭГОИЗМА, видимо по тому, что его понимание отличалось от общепринятого. С одной стороны 'человек не может жить без проявления эгоизма', так как это 'есть удовлетворение человеческого существа', а с другой - 'метафизический эгоизм'. Для 'воинствующего атеиста' и материалиста (хотя и субъективного) метафизические посылы как-то не вяжутся. Это, видимо, потому, что он связывает с эгоизмом 'любовь', понятие которое несет метафизический смысл. Если Шопенгауэр видит проявления только обостренного и развращенного эгоизма, то Фейербах - только нормального, хорошего и прекрасного (метафизического) эгоизма. Обострение эгоизма он замечает только у 'отдельных человеческих классов', в эпоху становления классовой борьбы это естественно.
  
  <><><>РИЧАРД ДОКИНЗ
  
  <>1, Преобладающим качеством преуспевающего гена должен быть БЕЗЖАЛОСТНЫЙ ЭГОИЗМ. Придется признать ВРОЖДЕННОСТЬ почти всего поведения человека, а это им, свободным людям, явно покажется непривлекательным (презрение, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ВЕЛИЧИЯ и т. п.), Гены 'кооперируются' в своих воздействиях на поведение 'КОММУНАЛЬНОЙ' МАШИНЫ выживания.
  <>2, ЛОЖЬ И ОБМАН, и использование коммуникации в собственных эгоистичных целях возможны во всех случаях, когда интересы генов разных индивидуумов расходятся. Даже при заключении соглашений между людьми постоянно существует опасность, что сиюминутная выгода от их нарушений может быть очень велика и соблазн окажется всепоглощающим
  <>3, Настоящие войны, в которых большие армии противников ДЕРУТСЯ НАСМЕРТЬ, известны только у человека и у общественных насекомых.
  <>4, Умышленно ЗАРАЖАЕТ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ и вызывает эпидемию, чтобы потом посмеиваться над заболевшими людьми.
  <>5, Достижения в сельском хозяйстве вполне могут усугубить проблему, повысив скорость роста численности населения. Люди, стоя впритык друг к другу, ПОКРОЮТ ПЛОТНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КОВРОМ весь континент (к 2500 году - теоретически).
  <>6, Головной мозг человека и его предрасположенность к математическому мышлению развивались как механизм для все более ХИТРОУМНОГО МОШЕННИЧЕСТВА и для все более проницательного обнаружения обмана со стороны других
  <>7, Для выживания и процветания в таком мире необходимо уметь предвидеть, что собираются делать эти другие индивидуумы в ближайшем будущем. Поле битвы между репликаторами, теснящими и обманывающими друг друга в борьбе за свое генетическое будущее
  <>8, В функциональном смысле головной мозг в точности выполняет обязанности БОРТОВОГО КОМПЬЮТЕРА: переработка данных, распознавание образов, кратковременное и долговременное хранение данных, координация операций и т. д.
  <>9, Гены вырабатывают политику, а МОЗГ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛНИТЕЛЕМ. По мере того, как мозг достигает все более высокого уровня развития, он все в большей степени берет на себя принятие решений, используя при этом такие приемы, как обучение и моделирование.
  <>10, Примерами МИМОВ (микроидеологические единицы) служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок. Для мимов, как и для генов, плодовитость гораздо важнее, чем долговечность.
  <>11, Идея цели - всего лишь метафора, передача мимов сопряжена с непрерывным мутированием, а также со слиянием. бессознательные мимы обеспечили собственное выживание благодаря тем самым качествам псевдобезжалостности, которыми обладают гены, достигшие успеха.
  <>12, Мимы и гены нередко ПОДКРЕПЛЯЮТ ДРУГ ДРУГА, но иногда они оказываются в оппозиции. Необходимо лишь одно: чтобы мозг был способен к имитации; при этом условии возникнут мимы, которые смогут полностью использовать эту способность.
  <>13, Самка, брачный партнер которой оказался побежденным, а его территория завоеванной, быстро ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ на победителя. Даже у моногамных видов, для которых, казалось бы, характерна верность, самка, быть может, вступает в брак с принадлежащей самцу ТЕРРИТОРИЕЙ, а не с ним самим.
  <>14, Если противник своим поведением признает поражение, то победитель воздерживается от нанесения смертельного удара или укуса, подчеркивает СДЕРЖАННОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО. проявляемые животными в драках
  <>15, Любовь и благополучие вида как целого - концепции в эволюционном плане бессмысленные. Притягательность 'ФИЛОСОФСКОГО РОМАНА' для 'большой части населения, нередко с хорошо развитым литературным и научным вкусом, получившей образование, которое значительно превосходит их способность к аналитическому мышлению'.
  
  <>DS: Ричард Докинз известный в мире микробиолог автор книги 'Эгоистичный ген'. В ней речь не идет об одном каком-то гене, отвечающего за эгоистичность, и если его убрать, то люди станут альтруистами. Центральная идея книги заключается в том, что 'безжалостный эгоизм' является всеобщим законом природы, охватывающий все живое уже на уровне микробиологических единиц - генов. В приведенных из книги извлечениях выражена безжалостная неотвратимость действия закона эгоистического соперничества. И неосознанное действие этого закона людьми не признается в силу проявления его чувства величия (1-ый абзац извлечений). Животные выглядят в своих отношениях благородством в сравнении с человеческим социумом (14 абз.). Только люди с удовольствием убиваю друг друга в жестоких войнах (3, 4 абз.). Докинз развивает мысль Шопенгауэра, что реализация мечты человечества о 'кисельном царстве' (любви и благополучии) приведет к таким же плачевным результатам (5 абз.).
  <>Вторая центральная мысль книги - все организмы, в том числе и человек, представляют собой биологические формы, состоящие из кооперирующих и борющихся между собой микробиологических единиц - генов (1 абз.). Это могут быть и другие единицы, например, гормоны, гены тоже состоят из более мелких биоединиц. Точнее, видимо, было говорить о микроорганизмах, например, вирусах. Вирусы замечены и в абсолютной мерзлоте, исследование грунта доступных планет, обнаружат в них вирусы. И эти вирусы захотят размножиться и захватить жизненное пространство по закону эгоизма. И тогда начнется межпланетная война.
  <>Итак, мы представляем собой емкость с вирусами, но не просто емкость, Докинз называет 'машиной', этот 'биологический робот' имеет огромное разнообразие физических, физиологических и психических движений. В своих управляющих воздействиях микроорганизмы (гены) вынуждены кооперироваться, так как обладают различными функциями (согласие через разногласие). Микроорганизмы управляют нашей 'коммунальной машиной', но мы приписываем это свойство 'ума' себе.
  <>Третья центральная идея данного произведения состоит в том, что способность головного мозга к аналитическому мышлению развивалось как средство эгоистической борьбы за свое 'генетическое будущее', как лицемерное хитроумие, необходимое для защиты и нападения (2, 6, 7 абз.). Наше свойство ума таким и осталось, даже тогда, когда мы пытаемся пользоваться, абстрактным, независимым от подсознания математическим мышлением. Рассудочное сознание (мозг) является исполнителем по отношению к подсознанию (генам), но при этом аналитическое мышление может быстро прогрессировать, если его интенсивно обучать (8, 9 абз.).
  <>Лицемерное хитроумие созрело, прежде всего, у микроорганизмов (генов) в безжалостной эволюционной борьбе в форме микроидеологических единиц (мимов). В процессе развития мимы оторвались от создателя и явили собой независимую субстанцию с возрастающим потенциалом влияния на саму жизнь. (10, 11, 12 абз.). Идея оторванности мимов (в русском переводе предпочтительнее 'димы') напоминает метафизические представления субстанциональности 'разума'. Мимы (димы) непрерывно преобразуются, попадая в другую голову, 'мутируют' подобно вирусам, и могут возвращаться к источнику с эгоистической целью (11, абз.). Идеологические 'димы' становятся основным средством в борьбе за генетическое наследие. Тем более, что образовательные стереотипы не создают 'способности к аналитическому мышлению' (15 абз.).
  <>'Выживание' нужно понимать не как выживание отдельной особи, а выживание группы кооперирующихся генов в течение многих миллионов лет, выживание с помощью 'завоевания мира', путем адского размножения. Гены и 'димы' объединяются в своих сражениях за выживание через подавление подобных себе. Рассудочное сознание в своем развитии может подчинить себе гены, подчинить эгоистическую биологию и в перспективе миллионов лет наступит действительная 'ЭРА РАЗУМА'.
  
  <><><>ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
  
  <>DS: Любая теория базируется на системе понятий (категорий). Такими базовыми понятиями, как в философии, так и в психологии являются СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ, ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ. В 1 гл. 'Начальные суждения' даны определения перечисленных и взаимосвязанных с ними понятий, на которые опирается данная работа. Но общепринятому содержанию этих понятий приданы уточнения с позиции психофизиологии 'научного эгоизма', сравним принципиальные подходы определяемых понятий.
  <>Чаще всего, в том числе и в интернете, можно встретить такое отвлеченное определение: 'СОЗНАНИЕ является высшей формой отражения мира'; 'СОЗНАНИЕ человека - способность адекватного отражения действительности'. В таком контексте под 'сознанием' подразумевается способность психики к аналитическому мышлению. Но человек прибегает к такому 'сознательному' мышлению в редких случаях. Во-первых, в таком аналитически-математическом осознании действительности нет необходимости, так как вполне достаточно чувственности в совокупности с жизненным опытом. Во-вторых, если бы мы и обладали такой способностью, то всегда отсутствует набор исходных данных, который добывается с большими затратами. Огромные исследовательские институты заняты тем, что добывают информацию в какой-либо узкой предметной области и ее полноты всегда не хватает. В-третьих, отсутствует какой-либо алгоритм аналитики, если исходные данные как-то появились, то, как их правильно обработать?
  <>Любая наука вырабатывает свой метод и частные методы обработки исходных данных, но ученые больше полагаются на чувства и интуицию. Если и есть у человека какой-то алгоритм, то он основан опять же на чувственном опыте, на аналогии с подобными ситуациями. Условно можно утверждать, что люди пользуются в своем поведении на 90% чувством и только на 10% рассудком. Конечно, есть отдельные 'стратеги', которые пользуются 'умом', но только в своей профессиональной деятельности. 'Способность адекватного (и не адекватного) отражения действительности' есть всего лишь функция, свойство нашего сознания (психики), а не само сознание. В приведенных определениях 'сознания' отсутствует его связь с чувственностью, и такое разделение можно найти и в философии, и в теоретической психологии. Когда мы отделяем чувственность от рассудочности, сознание от подсознания, разрываем единый акт психики. В результате такого разрыва 'разум' возносится в метафизические дали, а подсознание затаптывается в 'низменную чувственность'. Человек отличается от других животных тем, что способен обучаться многому. Детеныши высших животных тоже обучаются родителем, но в пределах, достаточных для выживания в определенной среде обитания. Разнообразие среды обитания, в которой человек может выжить, обеспечило ему и разнообразие способностей, но освоение этого разнообразия далось человеческой популяции с большими издержками.
  
  <>SI: 'Психология - изучает психические состояния (напряжённость, мотивация, эмоции, чувства)'
  <>DS: В этом распространенном определении науки 'мотивация', 'эмоция', 'чувство' представлены как отдельные психические состояния, а не как единый акт. Некоторые определения психологов как-то связывают чувство и эмоции, но очень невнятно и запутано. Мы воспринимаем окружающую среду и свой организм ощущениями, реакцию на ощущения воспроизводят чувства, о работе чувств сигнализируют эмоции. Мы, как и другие животные, рассуждаем эмоциями, часто в этом обвиняя друг друга, подтверждая выдвинутый принцип. Чувства, интуиция (высшая чувственность) иногда могут подключать рассудочное сознание, но чаще это бесполезно, а то и нет времени рассуждать. Чувства возбуждают желания, потребности, побуждения, страсти, эти возбуждения и являются мотивами поведения живого существа. Мотивы застревают в сознании навязчивой идеей, и напрягают рассудок, подчиняя всю психику индивида на удовлетворение возбуждений. Но рассудок беспомощен и интуиция действует 'на авось'. Когда мы говорим, что человек потерял сознание, то здесь 'сознание' подразумевает всю психику индивида. В широком смысле 'сознание' и есть психика, но отражает оно реальную действительность с большой долей вымысла.
  <>Эмоции одно из основных понятий психологии, и объективность его определения отражает и объективность общего теоретического построения. В этой связи приведем наиболее распространенные его определения из учебников, рефератов и словарей.
  
  <>SI: 'Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства'.
  <>SI: 'Эмоция - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности'
  <>SI: 'Эмоция - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей'.
  <>SI: 'Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п.
  <>SI: 'Эмоция - специфическое состояние психической сферы, одна из форм целостной поведенческой реакции'.
  <>SI: 'Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность"'.
  
  <>DS: В приведенных определениях невнятность и запутанность очевидна. Содержанию и свойствам эмоций достаточно подробно рассмотрено в главе 1 'Начальные суждения' данного сочинения, и дано определение эмоции как ' ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА'. Рассматривается эта психическая реакция с позиции функционального назначения. Эмоции несут в себе сигнальную функцию о состоянии окружающей среды и собственного организма, об отношении психики к состоянию окружающей среды и собственному организму. В связи с сигнальной функцией выделяются разрешительно/запретительная и стимулирующая функции. Эмоции несут в себе и оценочную функцию на предмет полезности/вредности, а с нею разрешительно/запретительную функции.
  <>В 1-ом определении сделаны намеки, что эмоции проявляют чувства, т. е. сигнализируют о чувствовании, но делить чувства на внутренние и внешние бессмысленно, они все внутренние.
  <>Во 2-ом определении есть намеки на оценочную функцию, а само определение эмоции заумно онаучено, из простого сделано посложнее. Эмоция это не 'психический процесс', а только одна из реакций встроенная в непрерывный процесс рассудочного чувствования.
  <>3-е определение ближе к объективности, но как всякий ученый стремиться сформулировать вычурно, иначе в ученость не поверят.
  <>4-е определение перечисляет конкретные состояния чувствования и словесное выражение этих состояний, но мы о них можем знать с помощью эмоций. Если персона гневится, то выражает свой гнев не одной тирадой слов и всей своей повадкой. Точно так если персона выражает любовь, то сочиняет стихи, в которых вкладывает свои чувственные эмоции любви. Глава 5 'Общение и идеология в выражениях эго' посвящена разбору содержательной части слов. Слова, выражающие чувственность, несут в себе мало смысла. Например, слово 'любовь' не имеет содержательно определения, потому что оно выражает чувство. И таких чувственных слов большинство, можно сказать, что сколько слов в словаре, столько и 'эмоциональных состояний'. Выше мы определились, 'что люди пользуются в своем поведении на 90% чувством', тогда должно быть такое количество и слов, выражающих чувства, а не логические смыслы. И действительно 'скажи, что любишь, и не корми разумными баснями'. Эмоции являются единственным языком межвидового общения, поведение различных существ можно понять по выражению их эмоций.
  <>В 5-ом определении невнятность и запутанность очевидна, также и в 6-ом. В целом в теории эмоций отсутствует развернутое и полное рассмотрение функционального назначения эмоций.
  <>В определении инстинкта, чувства, эмоции, сознания, подсознания важно дойти до физиологии психических процессов, нейродинамических реакций, которые возбуждают эмоциональные чувства, инстинкты, процессы подсознания. Неопределенность в таких понятиях приводит к их метафизическому объяснению, этому способствует иллюзорное свойство нашего сознания.
  <>В публикациях, особенно в свободном интернете, у некоторых авторов (теоретиков литературы) можно встретить и такую мыслищу: 'Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь - с ФУНКЦИЕЙ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ'. За разъяснением обратимся к 'физиологии головного мозга' и конкретно к 'стволовому отделу головного мозга'.
  
  <>SI: 'В формировании эмоционального поведения человека большую роль играет лимбическая система. К лимбической системе относят нервные образования головного мозга, расположенные на срединной стороне конечного мозга, около верхнего ствола мозга. Эта часть головного мозга еще не вполне изучена. Предполагается, что лимбическая система и управляемое ею подбугорье являются ответственными за множество наших чувств и желаний, например, под их воздействием возникают жажда и голод, страх, агрессивность, половое влечение'.
  <>SI: 'Лимбическая система головного мозга - это ЦЕНТР ЭМОЦИЙ, средоточие "фибров души". Несколько структур лимбической системы (важнейшие из них - это миндалина, гиппокамп, гипоталамус, поясная извилина) образуют замкнутый контур - круг Пейпеца (по имени известного американского невропатолога). Циркулируя по этому контуру, возбуждение создает длительные эмоциональные состояния и "щекочет нервы", пробегая сквозь ЦЕНТРЫ СТРАХА И АГРЕССИИ, НАСЛАЖДЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЯ'.
  <>SI: 'Ствол мозга'- осуществляется регуляция дыхания, пищеварения, кровообращения, положения тела и т.д.
  
  <>DS: Но, даже не изучая физиологию мозга, можно прийти к выводу, что функции эмоций расположены в самой 'древней' зоне головного мозга, на том основании, что эмоциональными реакциями наделены все живые существа, независимо от того есть у них развитая кора головного мозга или она вовсе отсутствует. Но стволовая зона головного мозга есть у всех животных, птиц, рыб, пусть самая примитивная, но она управляет всей физиологией и психикой организма. 'Центр эмоций' еще называют 'центром удовольствий и наказаний', а это есть разрешительно поощрительная и запретительная функция эмоций.
  
  <><><>ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
  
  <>DS: Произведение 'Но любовь всего более' о сущности и проявлении эгоизма претендует на теоретическое течение 'психология эгоизма' среди множества других течений, таких как теория психоанализа, теория психотипов, ассоциаций, когнитивизма, функционализма и другие, составляющие в целом науку психологию. Среди этих течений выделяется теоретическое направление мотивации человеческого поведения, близка к которому и наша психология 'научного эгоизма'. Сравним взгляды и доводы с современной классификацией теоретических направлений и определим место предложенной теории
  
  <>SI: Типология: теории предопределенной мотивации. Многие психологи считают, что мотивация является врожденной. Разнообразие мотиваций среди людей объясняется их генами, конституциональными признаками и физиологическими особенностями.
  <>DS: Здесь уместно поставить вопрос - а может ли быть мотивация приобретенной идеей? Например, в желании быть адвокатом или футболистом присутствует конкретный идейный мотив, который становиться навязчивой программой действий и распадается еще на более мелкие промежуточные к цели мотивы. Но в основе всякой предметной деятельности неосознанно присутствует удовлетворение четырех базовых чувств эгоистической психики: чувства гордыни, мотивирующую собственную значимость или достоинство, что одно и тоже; чувство жадности, мотивирующее и стимулирующее присвоение и накопление материальных благ; чувство ревности, мотивирующее и стимулирующее обоюдное владение противоположным полом; чувство зависти, мотивирующее и стимулирующее соперничающее тщеславие. Эти базовые чувства врожденные, их функция мотивировать и стимулировать действия по удовлетворению.
  <>'Гены, физиологические особенности' особи определяют РАЗНООБРАЗИЕ СПОСОБОВ удовлетворение базовых чувств эгоизма. В приведенной цитате мотивация оторвана от предмета мотивации. Особь желает курить гашиш или табак, другая - по утрам бегать трусцой с упражнениями. А, в общем, это способ удовлетворения своей психофизиологии, своего достоинства. Подробно о структуре и свойствах психики эгоизма изложено в гл. 2 'Научный эгоизм'
  
  <>SI: Гедонистические теории мотивации рассматривают в качестве первичной мотивации удовольствие. Сама природа человека такова, что, сознательно или нет, он стремится к удовольствию и избегает страдания. Некоторые эксперименты позволяют связать гедонистическую мотивацию с возбуждением мозговых центров удовольствия.
  <>DS: Здесь 'первичная мотивация' как обобщающая, универсальная для всего бесчисленного количества конкретных желаний, побуждений, стремлений, влечений, действий. В общем случае это 'удовлетворение', а 'удовольствие' это степень удовлетворения. Таких 'степеней' можно выразить много, типа 'чертовски хорошо'. К удовлетворению своего эго стремится не только человек, но и все живое. Философия гедонизма использовала одобрительные импульсы оценочной и разрешительной функций чувственных эмоций и произвела их в свой 'философский камень', в смысл жизни. А что мотивация формируется в мозгу ясно без 'некоторых экспериментов', поскольку мозг является центром всех психических процессов, следовательно, в нем должна быть группа нейронов, которая возбуждает эмоции удовольствия, наслаждения, счастья.
  
  <>SI: Побудительные теории мотивации. Кроме удовольствия, существуют и другие побуждения. Адлер положил в основу своей психологической теории принцип стремления к превосходству.
  <>DS: 'Удовольствие' не есть само побуждение а побудительный мотив, и других мотивов, кроме как удовлетворение не бывает. 'Стремление к превосходству' базируется так же на ожидании удовольствия от превосходства, но сам процесс соперничающего тщеславия насыщен удовольствиями до экстаза. Стремление к превосходству мотивирует и стимулирует чувство гордыни, одно из четырех базовых чувств психики особи.
  
  <>SI: Индукция потребности: активационные теории мотивации. Например, согласно активационной теории Д. Хебба, оптимальный уровень мотивации находится посредине между состоянием ослабленного влечения, с одной стороны, и дезорганизующего страстного влечения - с другой.
  <>DS: Что оптимум лежит в пределах между крайностями можно сообразить и без учености, но что дает такой 'оптимум' для науки психология сообразить трудно.
  
  <>SI: Редукция потребности: гомеостатические теории мотивации. Источником мотивации является стремление организма сохранить внутреннюю среду, свободную от разрушительных влечений.
  <>DS: Теория очень заумная, Мотивация необходима организму для того, чтобы побудить психику к удовлетворению психофизиологических потребностей и притязаний эго. Поэтому источником мотивации является сам механизм мотивации, раз организм стремиться удовлетвориться, то для сохранения самого себя, но не без ошибок.
  
  <>SI: 'Фрейд утверждал, что, если не давать выхода инстинктивным побуждениям, они приведут к болезни. Этолог К.Лоренц добавил к этому, что сильные влечения будут разряжаться в любом случае, если не посредством внешнего стимула, то спонтанно с помощью некоторого внутреннего механизма. Подобное объяснение мотивации называют гидравлической моделью (классическая этологическая модель поведения). Э.Фромм, придав позиции Фрейда гуманистическое направление, утверждал, что цель развития человеческого характера - преодоление противоречия между физиологическими и собственно человеческими потребностями'.
  <>DS: В этой цитате речь идет о сдерживании и несдержанности инстинктивных побуждений эго, эти вопросы рассматриваются в 3-ей главе 'Обострение эгоизма'. Инстинктивных побуждений у индивида тьма тьмущая и далеко не всем 'дается выход', как и 'разряжение' Приводит к 'болезням' ослабление механизма контроля за побуждениями эгоизма, который включает и мотивацию сдерживания распущенности желаний, необузданных притязаний в данном контексте.
  <>В ссылке на Э.Фромма речь идет о внутреннем конфликте, которому в 3-й главе посвящен целый подраздел. Внутренний конфликт на обыденном языке 'между желаниями и возможностями' их удовлетворения, а на физиологическом языке 'между корой и центром удовольствий стволовой зоны головного мозга' в каждой особи происходит непрерывно это нормальная работа рассудочного сознания. 'Противоречий с физиологией' никаких нет, видимо автор хочет сказать, что 'большое желание владеть миром и на это нет ни малейшей возможности' и это приводит к 'страданиям', иногда болезненным.
  <><><>No DS 26.07.2012
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"