Древний Старец : другие произведения.

Социолгия Расслоения. Престиж И Деньги

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  <><><>Рассматривая социальную природу власти в книге "Властная элита" американский социолог Чарльз Райт Миллс характерными признаками принадлежности к властвующей элите называет БОГАТСТВО, ВЛАСТЬ И ПРЕСТИЖ. Эти признаки можно отнести к характеристике социальной успешности любой личности. Если богатство и власть лежат на поверхности различных мнений и обсуждений, то престиж находиться в тени внимания, но для утверждения социальной значимости личности это явление имеет не меньшее значение, чем богатство и власть. Проекция социально психологических исследований автора на современную действительность, нам позволит осмыслить процессы глобального расслоения населения планеты. В Китае внедряется государственная программа социального рейтинга, а это не что иное, как официальная общественно государственная оценка социального престижа каждого гражданина. Оценка социального места и роли, от которой будет зависеть приобретение богатства и власти.
  
  <><><>ЧУВСТВО ЗНАЧИМОСТИ САМОЕ ЗНАЧИМОЕ
  
  <><><>Престиж это социальная значимость человека. Когда мы говорим о самоутверждении, самореализации, то говорим об утверждении своей значимости через проявление и выражение чувств, мыслей и действий. В общем, все наше поведение направлено на утверждение или подтверждение собственной значимости. Самоутверждение в сравнении и соперничестве с окружающими и мнимыми людьми. Но если человек окажется в одиночестве, например, на необитаемом острове, то чувство собственной значимости стимулирует борьбу за выживание.
  <><><>Уже дети соперничают между собой и со старшими за утверждение своего эго. Удовлетворение чувства собственной значимости сильнее инстинкта самосохранения жизни. Чтобы отстоять свою честь, свое непорочное имя стреляются на дуэли, идут на самоубийство. Психологическим источником патриотизма также является чувство собственной значимости - удовлетворить чувство долга приобрести славу и почет среди соплеменников. Благовидные поступки, как и безнравственные одинаково пронизаны утверждением собственной значимости, только представление о "чести и достоинстве" разное.
  <><><>Соперничество за свою значимость проходит не только при жизни, но и, покидая этот мир, пытаемся увековечить свою значимость, по меньшей мере, надгробьем, а более через великие дела и подвиги (войти в историю). Человек может демонстрировать переизбыток или мучиться недостатком своей значимости, что приводит к высокомерным отношениям с окружающими людьми и психическим расстройствам.
  <><><>Различные теории типа изменения сознания, достижения успеха, развития сверх способностей в своей основе манипулируют чувством значимости, придавая этому чувству различные смыслы и названия вплоть до мистических.
  <><><>Если на удовлетворение чувства собственной значимости есть спрос, то есть и предложения. Слава и честь дороже денег, однако, честолюбивый характер не останется без денег. В любом приобретаемом предмете или услуге мы ищем удовлетворения чувства собственной значимости. Кроме того, что это комфортно, еще и престижно, повышает нашу значимость. Но есть и чистые услуги, подчеркивающие наш престиж, например, торговля бутафорскими медалями и званиями.
  
  <><><>РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРЕСТИЖА
  
  <><><>И широкой общественности и самим соискателям высокого престижа хочется знать, кто самый престижный, кто в данный момент "всех краше и милей", и кто на каком месте среди многочисленных претендентов. Инициативно создаются различные общества, комиссии и ассоциации из престижных персон, которые определяют критерии оценки, вычисляют с математической точностью и распределяют места, издают журналы и публикуют рейтинги в различных "номинациях". И такие журналы, и регистры по типу журнала "Форбс" или рейтингов футболистов, теннисистов, артистов имеют популярность. И соискатели, и их поклонники готовы поддерживать материально и морально такие общества и издания, ведь это реклама престижа.
  <><><>Накопление престижа способствует накоплению богатства и власти и наоборот. Собственно, богатство и власть это уже престиж, если бы богатство и власть не несли в себе престижность, то оно бы не имело такой ценности, такой страсти обладания. В свое время в СССР такого рода рейтинговые журналы не публиковались, а в каждом городе, районе, предприятии оформлялась доска почета лучших людей.
  <><><>Миллс анализирует значение престижа как социальной характеристики личности и способы его достижения во взаимосвязи с богатством и властью. Ниже приведены краткие извлечения этого анализа.
  <><><> "Престиж - это, в конечном счете, тень, отбрасываемая деньгами и властью. Где есть деньги и власть, там имеется и престиж. Сфера реализации притязаний на общественный престиж все расширялась и постепенно достигла поистине всеамериканских масштабов - подобно тому, как постепенно расширялась и достигла масштаба национального рынка сфера реализации мыла или автомобилей, и подобно тому, как расширялась арена власти центрального правительства. Так как люди из высших политических, экономических и военных кругов представляют собой элиту богатства и власти, то они постепенно завоевывают престиж, значительно превышающий престиж обыкновенных людей; все они представляют интерес для публики, а некоторые действительно являются выдающимися личностями; используя свое высокое положение и сознательно применяя различные орудия пропаганды и рекламы, они все больше и больше стремятся к тому, чтобы их имена получили всеобщую известность, чтобы их действия получили всеобщее одобрение, чтобы их политика стала популярной. Словом, они стремятся СТАТЬ ЗНАМЕНИТОСТЯМИ общенационального масштаба.
  <><><>Но в последние 30 лет появились признаки СЛИЯНИЯ ПРЕСТИЖА экономической, политической и военной элиты. В качестве членов властвующей элиты люди эти начали искать пути подкрепления своей власти авторитетом, покоящимся на общественном почете, - как это всегда делали власть имущие люди.
  <><><>Каждая группа из состава высших кругов умножает свой общий престиж за счет престижа, приобретаемого ее членами в этих различных сферах деятельности, и увеличение общественного веса одних ее членов повышает общественный вес других. Их представление о себе формируется под воздействием этой механики взаимообмена и НАКОПЛЕНИЯ ПРЕСТИЖА; и потому любой из них, какой бы скромной ни казалась порой его личная роль, все же чувствует себя "рупором" или "олицетворением" высших кругов - человеком "крупного калибра".
  <><><>В отличие от прошлого общественный престиж не связан ныне преимущественно с особым положением в местных общинах. Он сопутствует ныне командному положению в крупных иерархиях, приобретших общенациональные масштабы. Он сопутствует богатству, если даже на последнем и лежит отпечаток гангстеризма. Он сопутствует обладанию властью, если даже власть имущий лишен всех достоинств, которые для этого требуются.
  <><><>Высокий престиж окружает ведущие звенья социальных институтов, и этот престиж все повышается. Совершенно очевидно, что престиж зависит, и часто в решающей степени, от доступа к механизму рекламы, использование которого является ныне важнейшим и нормальным признаком, присущим деятельности всех крупных институтов современной Америки. И к тому же одна из особенностей трех главных иерархий - властвующих в мире корпораций, в государственном аппарате, в военном ведомстве - состоит в том, что в наше время все чаще и чаще совершается переход людей из одной в другую. В результате происходит своего рода "НАКОПЛЕНИЕ" ПРЕСТИЖА.
  <><><>Система РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕСТИЖА, существующая в американском обществе, теперь впервые стала по своим масштабам общенациональной, и что наиболее будничные и наиболее эффектные стороны этой системы служат обычно отвлечению внимания от ее авторитарных черт и вместе с тем - оправданию власти, которая за ней часто скрывается.
  <><><>Так как весь аппарат рекламы и прославления работает постоянно и преимущественно на профессиональных знаменитостей, то властвующая элита остается в этом смысле в тени. Следовательно, благодаря этим отвлекающим моментам, связанным с РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРЕСТИЖА, элита становится менее заметной для широкой публики или, вернее сказать, публика привыкла смотреть на нее так, как она смотрит на знаменитостей, которые то забавляют и развлекают ее, то вызывают в ней отвращение - смотря по обстоятельствам.
  <><><>В золотые 80-е годы один нью-йоркский холостяк, унаследовавший от родителей "небольшой годовой доход и прочное, хотя и скромное общественное положение", решил опубликовать "список лучших людей". Начиная с 1928 г. ежегодно (осенью) издавалось 12 томов, и с того времени неизменно публиковались светские регистры для Нью-Йорка и Бостона (издаются с 1890 г.), Вашингтона (с 1900 г.) и других городов.
  <><><>Зимой 1872/73 г. он организовал "комитет старейшин" в составе 25 человек, "правомочных формировать светское общество и руководить им". Эти правомочия выражались в том, что каждый из них имел право приглашать на каждый бал четырех дам и четырех мужчин под свою личную ответственность, которую Мак-Аллистер настойчиво трактовал как долг, налагаемый "священным доверием". Первыми старейшинами были люди из старинных нью-йоркских семей, занимавших видное положение в обществе по меньшей мере на протяжении четырех поколений. С чисто американским великодушием Мак-Аллистер полагал, что четыре поколения "так же правильно и надежно формируют джентльмена, как если бы их было не четыре, а сорок".
  <><><>Любой человек, проживающий в одном из 12 избранных городов, имеет право ходатайствовать о включении в регистр, хотя, правда, при этом полагается приложить рекомендации нескольких семей, уже значащихся в нем, и перечислить клубы, членом которых проситель состоит. Но одно только богатство или одно только высокое происхождение или даже то и другое вместе не всегда, по-видимому, гарантирует немедленное внесение в регистр или же возможность остаться в нем навсегда.
  <><><>В светском регистре приводятся фамилии "избранных", а также указываются их адреса и номера телефонов, названия клубов, в которых они состоят членами, перечисляются их дети, школы, в которых дети учатся. В декабре и январе выходят приложения, а в июне ежегодно появляется летний выпуск. Ассоциация рекомендует читателям приобретать указатель, в котором можно найти все имена, помещенные во всех регистрах. Это помогает ориентироваться, так как многие браки заключаются между людьми, живущими в разных городах, и к тому же адреса отдельных семей меняются вследствие переезда из одного города в другой. Если мы говорим, что наличия богатства и высокого происхождения может оказаться недостаточно для зачисления в регистр, то это не значит, что, помимо пристойного поведения, для этого не требуется ни того, ни другого".
  
  <><><>ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕСТИЖА
  
  <><><>В 2014 году Госсовет КНР обнародовал документ под названием "Программа создания системы социального кредита". Некоторые авторы уточняют перевод документа как "социального доверия" или "социального кредита доверия", или "социального рейтинга". Это связано не только со схожестью иероглифа, обозначающего эти слова, но и самим содержанием программы. Суть программы в том, как обозначает сам документ, что дальнейшее развитие китайского общества невозможно бес повышения культурного уровня населения. За последние 30-40 лет Китай добился впечатляющих успехов в мировой конкуренции во всех сферах человеческой деятельности, но чтобы завоевать мировое лидерство, и сбросить США с этого пьедестала нужно изменить самого человека, хоть этим человеком является КИТАЕЦ.
  <><><>Система социального кредита доверия апробируется практически в тридцати городах Китая. Каждому жителю дается стартовый рейтинг 1000 баллов. А далее это число будет повышаться или понижаться в зависимости от позитивного или негативного поступка, совершаемого гражданином начиная с детского сада. Естественно, что каждому поступку назначается свое количество баллов, называют порядка 160 000 параметров, и это число будет увеличиваться по мере внедрения системы.
  <><><>А кто будет оценивать поступки? В первую очередь, те учреждения, с которыми приходится контактировать гражданину: учебные заведения, жилищно-коммунальные службы, правоохранительные и судебные органы, магазины, пункты проката предметов, транспорт, банки. В интернете пользователи "сами себя выкладывают", и тут можно почерпнуть больше сведений о человеке, чем в службе госбезопасности. Не лишены права оценивать поступки и гражданин гражданина, причем доносы поощряются баллами.
  <><><>Разрозненная информация о поступках гражданина поступает в единый информационный центр, обслуживаемый специализированной фирмой, где обрабатывается с помощью технологии big data. Рейтинги граждан будут публиковаться в интернете в открытом доступе, а каждый гражданин может получить рейтинговый паспорт.
  <><><>И что может получить китаец от внедрения системы социального рейтинга? Во-первых, получение льготного кредита "на доверии", без закладных, без поручительств. Собственно за основу этой системы взята американская система кредитного доверия, кредитная история. Полученные при рождении 1000 баллов это высокий рейтинг, главное его не снизить. А если еще его удастся повысить на сто, двести баллов, то это ранг социального победителя. Обладателю высокого рейтинга все двери открыты без очереди и со льготами. Например, взять велосипед в аренду без залога, и первые полтора часа можно будет кататься бесплатно. Предусматривается, что всякое учреждение или предприниматель будет стимулировать высокие скидки для рейтинговых лидеров,
  <><><>Для низкорейтинговых особ наступит беспросветная жизнь, так как с ними соседи будут даже остерегаться контактировать под угрозой снятия баллов. При этом баллы будут начисляться за дружбу с высокорейтинговым товарищем. Еще очень немаловажный рейтинговый момент тот, что будет применяться рейтинговая наследственность. А это уже кастовое отношение к будущему поколению.
  <><><>Рейтинговая система стимулирует остроту соперничества за благами в игровой лотерейной форме. С другой стороны позволяет не вылавливать конкретного морально-правового нарушителя, а по совокупности поведения отстранением его от социальных благ. И в этом отстранении, как и поощрении, участвует будто бы все общество, а не отдельный государственный орган.
  <><><>Здесь уместно вспомнить тех авторов, которые ратуют за духовность. Дескать, человеческое общество будет развиваться в том случае, если будет развиваться духовно. Понятие "духовность" абстрактное, много смысловое, не для восприятия простым умом. А вот понятие "культура" конкретное, каждый из своего представления может найти различие между культурой и бескультурьем. Всем нам не хватает в той или иной степени культуры. Культуры общей поведенческой, культуры общения, материальной, политической, технологической и какой угодно.
  <><><>Если высокие китайские власти круто взялись за повышение культуры полутора миллиардного населения страны почти репрессивными методами, то это означает, что бескультурье "достало" и является тормозом во всяческом прогрессе. Означает, что распространены общественные язвы и пороки более, чем в других странах. Недоверие друг к другу, в сфере бизнеса, недоверие властям, жульничество, воровство, порча чужого имущества и прочие мелкие и крупные пакости вплелись в менталитет китайца.
  <><><>Более половины заключенных договоров не исполняются юрлицами, а с участием частных лиц и того более, доверие есть проявление культуры. 65% поддельной продукции делается в Китае, не стесняясь детского питания, от которого травятся дети. И свой контрофакт китайцы могут производить в суровой антисанитарии. В таких условиях европеец бы повесился.
  <><><>Параллельно с программой социального рейтинга принята и осуществляется всекитайская программа строительства современных общественных туалетов вплоть в каждой деревне. Это мудрый шаг властей, поскольку культуру гигиены нужно считать началом общей культуры. А в этом начале первостепенную роль играет такое гигиеническое помещение как туалет. К этой категории нужно отнести бани и ванные комнаты.
  <><><>Вспоминаются заводские несмываемые туалеты 50-60 годов прошлого столетия - негде присесть, негде ступить. Такое же впечатление еще до сих пор производят туалеты на некоторых железнодорожных, автобусных станциях и полустанках. Да и вообще в общественных местах. Тут негде и не как самозабвенно облегчится, а вы о демократии, о правах человека? В туалетном помещении сфокусирована материальная, техническая, технологическая, гигиеническая, духовная (если хотите) и всякая другая культура.
  <><><>Как свидетельствуют комментаторы на означенную тему, в частности журналист Анастасия Евтушенко, в Китае общественные туалеты оснащены вай-фаем, телевизорами, банкоматами и турбоунитазами. Даже оборудованы системой распознавания лиц, чтобы не воровали мыло, бумажные полотенца и туалетную бумагу. Но это не все - в туалетных кабинах закрываются надолго и трудно оттуда вытолкнуть клиента. По словам главы правительства Си Цзиньпина , вскоре такие туалеты будут установлены в городах, и в сельских поселениях и, конечно же, в туристических зонах. .
  <><><>Здесь нужно отметить, что общая культура завязана на материальную культуру. Вспоминается пример, когда престарелая мать переехала к дочери в город, то не могла опорожнить мочевой пузырь с кишечником. Получались спазмы, организм закрепощался при виде непривычного "великолепия", если человек всю жизнь бегал "до ветру" в бузину. Второй пример - полировщица вытирает замасленной ветошью отполированный lдо зеркала цилиндр, а предназначенные для этого салфетки использует в быту.
  <><><>Или пришел по импорту станок с блестящими кнопками, привлекающими штучками, но его почему-то не используют. Через три месяца его полностью раскурочили на сувениры. К блестящему и животные тянуться, особенно птицы. Человек, привыкший к одной материальной культуре, пытается со сложившимися привычками подходить и к новейшему материальному обустройству. Повышение технологического уровня производства требует повышения общего культурного уровня работников. Чтобы повысить культуру общества нужно в нее вложиться, и в первую очередь в бытовую культуру. И в этом надо отдать должное китайскому руководству.
  <><><>Яркий пример бескультурья - обшарпанные электрички. Что в Китае, что в России, что в Украине, что в СНГ. С туалетной точки зрения кричалка "Украина це Европа" не корректно. В Европе начали придавать значение гигиене и в частности туалетам после серии эпидемий в средневековье. А еще раньше в Римской империи строительство общественных бань и туалетов осуществлялось за счет городской казны. А "гуляй поля" это туалетное развитие не коснулось. По телевидению промелькнула передача, в которой некий германец предлагал свои гигиенические конструкции недорогих туалетов распространить в Украине и Белоруссии. Видно он провел мониторинг в этих странах. Но похоже к 2030 году кричалку придется поменять на "Украина (совместно с Россией) цэ Китай". Китаец выживет в условиях ядерной войны, хоть на это место претендуют иудеи (см. "Апологетика иудаизма").
  <><><>Большинство авторов переустройства политических систем исходят из идеализации побуждений человека, его разумности, идеалов нравственности и приходят к политическим утопиям. Теме политических утопий и революций посвящена наша статья "Майдановцы и москали. Философия ", эту же тему рассматривает и Миллс в упоминаемой книге. Вот китайская программа культурного воспитания населения как раз и исходит не из идеального человека, а из его "порочных" эгоистических побуждений, поэтому она реалистична.
  <><><>Можно утверждать, что китайская рейтинговая социальная система нарушает права человека, репрессивная. Безусловно, что она несет в себе репрессивные методы принуждения, но в сравнении с нацистскими или ИГИЛовскими методами "культурного воспитания", когда за малейшее отклонение от установленных норм нравственности наказывается расстрелом, китайская система публичного воспитания выглядит лояльной. Эта система не столько опирается на штрафные балы за различные проступки, сколько на поощрительные балы за общественно полезные поступки. Опирается на психологическое стремление быть первым во всем, быть лучшим. Баллы социального рейтинга заменят в некоторой части деньги. Здесь наглядно работает формула - "престиж в обмен на деньги"
  <><><>Следует отметить, что "построение гармоничного социалистического общества" с помощью системы социального рейтинга есть узаконенное расслоение населения. Появиться официальный класс социальных изгоев с низкими рейтингами и класс социальных "победителей" с высокими рейтингами. Психологический инстинкт соперничества обуславливает социальное неравенство, и китайское политическое руководство использует его всеобъемлюще. Китай образец для всего мира, в том плане, что весь мир ожидает еще большая плотность населения, и образование гигантских государств.
  <><><>Социальные популяции отличаются иерархической организацией соподчиненности особей на уровне психофизиологии. У особей разные врожденные наклонности и способности для того, чтобы каждая особь могла занять свою социальную нишу в иерархической пирамиде. Рассматривать равенство людей бессмысленно с точки зрения психофизиологии и социальной активности. Равенство можно рассматривать, как равную правовую и моральную ответственность всех граждан. Но и при этом персоны, занимающие более высокое положение в социальной иерархии должны нести большую ответственность за правовые и нравственные нарушения. В реальности происходит наоборот.
  <><><>љ DS 01.06.2018
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"