Древний Старец : другие произведения.

7гл. Производительное Потребление

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чтобы много производить, надо много потреблять, Потребительскую зависимость мы приобретаем без трудностей, но "зависимость" производительная приобретается с большим напряжением. Как сделать население производительным.

  
  <>Труд человеку стада добывает и всякий достаток,
  <>Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо
  <>Милее ты людям: бездельники всякому мерзки.
  <>Гесиод - 8 в. до н. э.
  <>Производительная деятельность является доминирующим качеством личности, общества в целом. Производство, доходность и потребление - центральные ценности человеческого бытия, взлелеянные его историй. Производительность, удовлетворение потребностей отдельной личности мы можем просматривать в общественном контексте, в контексте социальных взаимоотношений по поводу производства, распределения и потребления жизненных благ. Отдельный человек может реализовать свои способности и потребности только в совместной общественной деятельности. И не в малой степени сфера совместной деятельности и потребления характеризуется отношениями эгоизма. Но здесь следует различить всякую деятельность и деятельность производительную. Производительная деятельность направлена на созидание, производство благ, в то время как просто деятельность может быть и деструктивной, направленной на разрушение. Созидательная и разрушительная деятельность переплетаются, так как и та и другая направлены на удовлетворение эгоистических потребностей и притязания личности и общества.
  
  <><><>ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  
  <>На поверхности общественных событий противоречивость производства и потребления проявляется в сочетании цены на товары и услуги и дохода лица или предприятия. В эту связку цена/доход вклиниваются налоги и отчисления, которые в основном формируют бюджет страны, хотя есть и другие источники пополнения бюджета. За счет бюджета получают зарплату бюджетная сфера деятельности - здравоохранение, образование, армия, полиция, служащие госаппарата и многие, многие другие. К этому нужно добавить строительство объектов за счет бюджета - мосты, дороги, больницы, школы, военные и спортивные сооружения и так далее. В конечном итоге строители этих объектов также получают заработную плату из бюджета.
  <>Условно увеличим цену на товары и услуги, а доход, заработную плату, оставляем неизменной. В этом случае будто бы увеличиваются отчисления в бюджет и прибыль предприятий. Но такое положение вряд ли произойдет, так как каждый гражданин и предприятие сможет купить меньше товаров и услуг, при условии, что ранее доходы полностью отоваривалась. У большинства граждан цены подпирают под зарплатный потолок. Оставим цены неизменными и увеличим значительно зряплату, потому, что этого хочет народ. На большую зарплату можно купить и больше товаров и жить себе пропиваючи.
  <>Допустим, в государстве по просьбе трудящихся единовременно увеличили всем заработную плату в 5 - 10 раз, поднимется ли в этом случае уровень жизни, уровень потребления? Так как зарплата тут же войдет в цену товара, то проще другой вариант - напечатали деревянных рублей эшелонами и выдали всем единовременное пособие по огромной сумме. К потреблению первой необходимости относятся жилье, продукты питания, которые в одночасье не могут быть предложены покупателю, да и пищи люди станут употреблять не больше, потребуют качества. А раз товаров в одночасье не произведешь и на деревянные рубли за кордоном не купишь, то товары панически из магазинов вымываются, и тут же за углом продаются по цене в соответствии с массой денежных средств. Потом эти товары пропадают вовсе, и купюрами приходится клеить стены.
  <>Так или иначе, доходы населения и цены на товары и услуги имеют тенденцию к росту, но проще регулировать доходы, чем цены. Проще если государство держит контроль на все процессы в своих руках, а если все уходит в теневую экономику вместе с государственными служащими? В конечном итоге это не приведет к значительному повышению потребления, а значит и качества жизни, но может спровоцировать общественную дисгармонию и раздоры. В реалии шальные деньги появляются, но не у всех, активные и инициативные характеры ищут и находят способы побочного дохода. Бездонная бочка - бюджетные деньги, можно выиграть тендер на строительство моста, лучше вдоль реки и списывать на него деньги бесконечно. А торговля наркотическими, психотропными веществами, спиртосодержащими напитками, а проституция, игровой бизнес, а оффшоры? Есть сферы деятельности, где умеют деньги лопатой грести, а это все противоречия между доходом и ценами, производством и потреблением.
  <>На механизм производства и потребления сильное влияние оказывают банковские структуры. Основной функцией банков является 'ИГРА НА ДЕНЬГИ', и банки впадают в игровую зависимость и 'заигрываются'. Наше сознание обладает конструктивным свойством изобретательности, реализуем его через игру, игровые моменты, используем для утверждения своей гордыни. 'Жизнь есть игра' назидают нас поэты и философы, и мы этот постулат не отрицаем, а подтверждаем при появившейся возможности. Играют пенсионеры в парках отдыха и клубах в шахматы, шашки, домино, но 'под интерес', играют в рекламных играх на телевидении, играют в казино, играют в финансовые пирамиды. Играют финансовые и промышленные организации на биржах в ценные бумаги, акции и прочие финансовые фантики, в финансовые игры играют и государства между собой и с финансовыми структурами, играют в геополитику и геоэкономику. Играют, чтобы выиграть, ощутить 'этот сладкий миг победы'.
  <>Игровую область трудно отнести к производственной деятельности, также как и к потребляемым услугам. Игрок, проводящий время в казино, за компьютерными играми, или просто поигрывает в покера, нельзя сказать, что занимается производительным потреблением. Игровые услуги можно сравнить с производством алкогольной продукции, с одной стороны доходная отрасль, а с другой продукт массового спроса, с третьей стороны персоны увлекающиеся застольем деградируют физически и психически. В игре деньги приобрели непосредственную потребительскую ценность, подобно товару или услуге. Вот персона выиграла большую сумму денег, она может потребить часть из них, это будет игровой доход, но остальную часть, если не всю сумму опять 'инвестирует' в игру, итак поступит настоящий игрок, какую функцию выполняют в этом случае деньги? Игровые деньги можно заменить, например, фантиками.
  <>Но это все безобидные развлечения отдельных характеров, более значительные социальные последствия оказывают игровые моменты общественного производства, когда правительства заигрываются макроэкономическими показателями производства продукции вопреки показателям культуры классического потребления. Еще более значительные последствия имеет глобальная финансовая игра во всемирном масштабе. Здесь финансовые монстры играют в беспроигрышную игру, за редким исключением выталкивают из игры с незавидными последствиями персон, нарушивших кодекс глобалиста. В проигрыше оказываются большие массы населения, которые играют роль игровых фантиков. Правительства берут кредиты и займы в страстном стремлении повысить качество жизни электората, не за счет производительного потребления, а за счет увеличения заработной платы и пособий. Другими словами, пытаются немножко ПОЖИТЬ ЗА СЧЕТ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ, чем расстраивают сложное равновесие между производством и потреблением.
  <>В любой стране существует слой населения с мульти доходами, у которых образуются 'лишние' деньги и кроме как на накопление их деть некуда. В банке накопления используются на кредиты и ссуды для потребления товаров или инвестиций. Другими словами, персоны с лишними деньгами отдают в долг посредством банковских структур лицам, которые организуют производство товаров и услуг или для потребления. Но наступает 'момент истины' производители и потребители, набравшие в долг, все больше 'забывают' возвращать кредиты и ссуды, и потребление и производство теряют свой темп. Обнаруживается, что ВСЕ ДРУГ ДРУГУ ДОЛЖНЫ, круг взаимных неплатежей расширяется, население охватывает паника и взаимное обвинение. В связке производство и потребление действует принцип 'домино' - недостаток или перепроизводство одного товара тянет за собой недостаток или перепроизводство других товаров, что приводит к разбалансированию рынка.
  <>В производстве товаров и услуг заложен механизм распределения благ, через заработную плату, через доход, дивиденды акционерам, через налоговые нагрузки. Предприятия и организации несут на себе СОЦИАЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ, не только по отношению к своему персоналу, но и гражданам всей страны, пенсии, стипендии, пособия малопроизводительным и непроизводительным слоям населения выплачиваются в основном за счет налоговых отчислений предприятий. С одной стороны это увеличивает цену продукта, но с другой расширяет покупательную способность населения, что позволяет поддерживать объемы производства товаров первой необходимости. Цену на общественно значимые товары и услуги пытаются сдерживать различными экономическими и административными способами, но это снижает предпринимательский интерес, образуются ценовые диспропорции и негативные явления в экономике.
  <>В цене товаров и услуг в сочетании с доходами населения аккумулируются СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, заложена несправедливость существования, безнравственные отношения в обществе. Это сочетание заработной платы и цены является одной из причин конфликтов, как на уровне макро, так и на уровне микро социума.
  
  <><><>СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ
  
  <>Когда мы говорим о повышении уровня или качества жизни, то имеем в виду интенсивное потребление большого разнообразия товаров и услуг. Естественно, интенсивность потребления является производной от интенсивности производства этих товаров и услуг. Но и традиции, а также возможности сферы потребления оказывают влияние на интенсивность производства. Сфера потребления характеризуется структурой и социальными группами потребления. Прежде всего, население делится по степени дохода, есть группа населения с высоким уровнем дохода или накопления денежных средств (мульти состоятельный класс), со средним доходом (средний класс), низким и без всякого дохода (люмпен класс). Чтобы поднять 'качество жизни', интенсивность потребления и производства нужно всего лишь 'переместить' низший класс в средний, а средний в высший, а высший сам себя переместит куда захочет и когда захочет. Но трудности в том, что способен ли мульти класс допустить кого-то в свою отару, и смириться ли средний класс с бывшими 'асоциальными элементами'?
  <>Социальные классы и потребительские группы, разношерстные по своему составу, охватывают территориальные, профессиональные, возрастные, этнические общности. Каждая потребительская группа населения отличается структурой потребления, которая отражает свое представление, сложившийся образ жизни, свои вкусы, моду, традицию, что и как потреблять. Наличие у того или иного лица денежных средств далеко не всегда становит его в ряд активных и интенсивных потребителей. Старшее поколение более консервативно в своих потребительских предпочтениях. Новое поколение потребляет не то и не так. Если чай то по-другому, другой производитель, другая упаковка, т. е. то же, но не такое. Потребительский образ жизни имеет свои особенности, весьма консервативны в своих потребительских предпочтениях люди 'зависимые' и односторонне увлеченные, фанатично занятыt производством, люди с физическими недугами и т. п.
  <>СРЕДНИЙ КЛАСС любимец любой власти. Его лелеют, о нем говорят, мечтают охватить 'в среднем' весь электорат, видимо, власти себя причисляют к среднему классу. Что такое средний класс в нашем представлении, так как другие мнения имеют и другие понимания. Это семья или персона, располагающая бытовой инфраструктурой в виде нестесненной хорошо обустроенной квартиры в многоэтажном или индивидуальном усадебном доме, не менее одного автомобиля, и кое-что из накоплений денежных средств и драгоценностей. Но не материальные атрибуты главное, они могут 'увянуть', а уверенность в настоящей и будущей стабильности, своей профессиональности, знании - как и где можно заработать на жизнь. И еще более главное это жизнеутверждающая идеология, не обязательно сегодня иметь среднюю доходность, но есть основания и старания, что доходность будет постоянно расти. Со среднего класса можно снимать 'кальку' культуры потребления, классическую корзину потребления разносторонне увлеченной личности, социальный стандарт культуры быта и распространять на класс малоимущих.
  <> ЛЮМПЕН КЛАСС это огромный резерв для повышения уровня общественного потребления и производства, но с ним надо напряженно работать обществу и государству. Условно к мульти состоятельному слою можно отнести десятую часть населения, люмпен класс может составлять от пятой до трети, а то и половину населения страны проживания. Люмпен класс это не только группы с низким уровнем и бедной структурой потребления, люмпен-пролетарий или деклассированные социальные элементы, это, прежде всего, сложившийся за долгие десятилетия, а может и столетия, менталитет, люмпен психология и идеология, ЛЮМПЕН ЭТНОС из различных национальностей.
  <>Низкий уровень потребления напрямую связан с низкой доходностью, как принято обозначать люди малообеспеченные, за чертой бедности. Скорее, здесь причина в культуре потребления, которая сложилась не сразу, а в результате длительной низкой доходности большинства. Наибольший удельный вес составляют группы с неприхотливым потреблением, которое вошло в привычный образ жизни, менталитет. Нет стремления к содержательному потреблению, и нет стремления повысить свой доход, приобрести профессию, повысить профессиональный уровень. Главным потребительским идеалом такого менталитета - это прокутить в ресторане заработанную или как-то попавшую в руки сумму, подобно матросу, поработавшему на рыболовецком судне несколько месяцев и получившему в расчет значительную сумму денег за неделю их прокутившему в ресторане, чтобы взметнуть 'миг величия'. И тут же устроится опять на судно половить рыбку и месяцами бахвалится как он небрежно 'бросал деньги' в отчаянном кураже.
  <>Возможно, у этого мальчика и была когда-то мечта заработать много денег послать маме, обновить покосившуюся избу, полюбить девочку с косичками, заняться обустройством усадьбы, Но люмпен ментальная трясина засосала, и в ней растворились мальчишеские грезы. Люмпен менталитет отнесется презрительно к 'культуре потребления', роскоши, успешности. Если посоветовать люмпену, как правильно потратить деньги, то он может оскорбиться, что его с кем-то путают. У него возникнет вопрос с нотками раздражения: 'Зачем, для чего все это'? Половина ресторанной суммы матроса попадет 'девочкам', но девочки тоже не бросятся за 'культурой потребления', не потратят на 'совместное гнездышко'. Они потратят 'на себя', чтобы пройти по главной улице и 'пусть у всех зенки выгорают от зависти'.
  <>Представителя люмпена отличает проявление крайней эмоциональности с редкими проблесками рассудительности, с непредсказуемым переходом от сентиментальности, разговоров о честности, справедливости, дружбе к неоправданной агрессивности и жестокости. Пренебрежение к роскоши к высокому стилю потребления до отношений вандализма. Такой этнос является антиподом, противоположным полюсом мульти состоятельному слою, они оба выражают крайний эгоизм, но каждый своим способом.
  <>Люмпен этнос является объектом заботы любого государства, но успех в его минимизации сопутствует периодами немногим. Но чтобы привить зачатки культуры потребления и производительности, нужно исходить из постижения общей культуры нравственности. Но как мы видим и слышим вокруг себя 'массовая' культура демонстрирует выражение инстинктов природы. А это выражение свидетельствует, что СУБКУЛЬТУРА ЛЮМПЕН ЭТНОСА проникла и захватила общую нравственную культу, которая скрупулезно накапливалась тысячелетиями со времен Древней Эллады.
  
  <><><>СОЦИАЛИЗМ ИЛИ ДЕМОКРАТИЯ?
  
  <>Социализм или капитализм, собственность частная или государственная, ХХ век прошел в этом споре и противоборстве, готов превратиться в вечный спор. Наемному работнику одинаково, что государственное, что частное предприятие, 'лишь бы платили больше'. Но могут быть у каждого и личные предпочтения и ощущения, представления о социальном устройстве. Если исходить из производительности и удовлетворения населения потребительским объемом и качеством, то трудно найти убедительные критерии в пользу того или иного принципа.
  <>Под общественной или общенародной собственностью подразумевается государственная собственность. Бюджет страны собирается со всего народа, деньги это народные, служащие госаппарата, силовые структуры, бюджетные отрасли, бюджетные здания и сооружения - все народное. Но сложный механизм финансирования и распределения не подконтрольный общественности, и в этом главная проблема. Существуют контрольные государственные органы, но они обюрокрачиваются, и 'входят в долю' теневой экономики, при этом конструируются изощренные схемы расхищения и нецелевого использования средств. На крупных фирмах, корпорациях и концессиях, с коллективной формой владения управляющие нанимаются и назначаются владельцами производства, по аналогии с государственными предприятиями, и по форме управления они незначительно отличаются.
  <>Акционеры ведают подбором управляющего персонала и инвестициями, улучшающими и расширяющими производство. И на государственном предприятии и на частной компании многочисленное среднее звено специалистов и управленцев может быть поражено бюрократической пассивностью, зашоренностью правилами и инструкциями. Почему же международная концессия с частным владением капитала считается более эффективной, чем государственная? Видимо, частному владельцу транснациональной корпорации импонирует перспектива 'владения миром', больше чем госслужащему. Властные структуры подвержены демократическим процедурам и чувствуют себя временными, какого бы уровня иерархии они не были. А частные владельцы производств должны чувствовать себя независимо от политических ветров, им легче соединить усилия во взаимодействующую элиту. Частный капитал может легко убежать в тень, в оффшоры, в другое государство, способствовать коррупции.
  <>Когда большинство из нас склоняется к частной собственности, то интуитивно имеют в виду свою собственность, по принципу 'мое мне, а остальное общее'. Не меньшее большинство склоняются к бесплатному медицинскому обслуживанию, образованию, государственным пособиям и привилегиям, общественным зонам отдыха, водоемам, лесам и полям. Улицы, военные и другие подобные объекты не могут принадлежать частному лицу. Персона, пожелавшая свои накопления потратить на производительную деятельность, раскрепощена в своей фантазии, изобретении новых видов товаров и услуг, не затиснута планами и инструкциями, более рискованна в своих затратах. Но во всех случаях инициатива и изобретательность зависит от системы материальных и моральных стимулов.
  <>Парламентская, представительная власть всех уровней и президент избирается народом, благоденствует за счет бюджета, т. е. народных денег и должна распоряжаться в интересах народа, но народ постоянно ропщет. Обещания политиков, всяческая борьба за повышение оплаты труда и пособий не приводит к повышению уровня жизни, не обеспечивает изобилие потребляемых продуктов и услуг. Сложная совместная деятельность, включающая большие массы людей, требует разнообразия выполняемых ролей, контроля, управления и КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Если политик в своем предвыборном рвении просто обещает увеличить доходы или качество жизни, то его конструктивное сознание не способно углубиться в детали сложного социально-экономического механизма. Если политик предлагает, откуда взять средства и как улучшить производство и потребление какой-то группы товаров или услуг, то есть надежда что его сознание обладает конструктивной изобретательностью.
  <>Демократические процедуры выборности не позволяют отобрать ответственных лиц со способностями социальной изобретательности. Электорат воспринимает речи политиков эмоционально, 'не умом, а сердцем', поэтому демократический успех имеют политики с гуманитарным складом сознания. Вот гуманитарий вскакивает на броневичок, говорит зажигательные речи, указывает перстом путь к счастью, и народ зажигается процессом борьбы. Социальную конструкцию, как и любую другую, можно модернизировать постепенно, внося улучшения, практика показывает, что 'революционные изменения' властных структур приводят к 'революционным разрушениям'.
  
  <>ЭГОИСТИЧНАЯ ЭКОНОМИКА
  
  <>Утверждение, что законы психологии являются базовой основой законов экономики и политологии, имеет основание. В производстве и потреблении действует экономический 'ЗАКОН ВЫГОДЫ', материальный интерес или частнособственнический инстинкт , которые мотивируются и стимулируются эгоистическим чувством жадности, чувством присвоения и накопления. Взаимодействие взаимосвязанных сторон на всех уровнях совместной деятельности образует бурлящий, клокочущий, огнедышащий вулкан отношений. В извержении противоречий между притязаниями на свою долю благ, привилегий, интересов и необходимостью все теснейшего совместного сотрудничества можем найти много трагического, но еще больше комического. В дополнение к чувству жадности инстинкт соперничающего тщеславия заставляет раздувать ноздри, а в тандеме с чувством зависти, острее отстаивать свою выгоду. Возможна ли гармония отношений производственных, распределительных, отношений потребления? Видимо, периодическое затухание и воспламенение этого вулкана и есть гармония отношений.
  <>На уровне микросоциума будь то команда спортивная, технологическая, строительная или правительственная успешный результат возможен при слаженном взаимодействии, солидарности всех членов коллектива. Спортивная команда долго и упорно практикует технические приемы взаимодействия. Но в ответственном состязании эти приемы расклеиваются, мяч или шайба то не долетает, то перелетает, то уходит в сторону от своего партнера. Появляется нервозность, взаимное обвинение, передача ответственности, игра на публику, и игра полностью расстраивается. А все дело в том, что кто-то о ком-то подумал не дружелюбно, высокомерно, или чуть-чуть позавидовал, и мышцы неуверенно действуют. Для поддержки психологической гармонии в команде нельзя позволять себе сплетничать, обсуждать и осуждать своих соратников, проявлять обостренный эгоизм ни на публике не в узком кругу. Вот производственная бригада или правительственная команда сплошь из высоких профессионалов, но высочайшие профессионалы должны обладать способностью не только технического, но и психологического взаимодействия, иначе их профессионализм не реализуется.
  <>В любом микросоциуме кто-то кому-то симпатизирует, имеет взаимные предпочтения в общении, кто-то в обществе другого чувствует себя неуютно. Один характер в обществе другого держится скованно или раздраженно, или высокомерный характер явно пренебрежительно и предвзято с одним из сотрудников. У каждого характера разнообразие отношений, ожидание и надежды на отношения. Они, во-первых, напряжены, во-вторых, подвижны, временами могут, у кого-то с кем-то прорваться в негатив, и вся группа будет демонстрировать нервозность. Не существенное становиться предметом соперничества, долгой полемики, как начать и откуда. Сознание любого характера направлено не столько на трудовой процесс, сколько на СВОЮ РОЛЬ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ, занято тревогой, что эту роль оценят ниже уровня притязаний. Это все разнообразие человеческих отношений, как непосредственных, так посредством процесса деятельности, выстраивается в реальный статус каждого участника микросоциума.
  <>Наше поведение обусловлено свойством эгоистичности и в не меньшей степени иерархичности. Но более всего возбуждает 'курятник' микросоциума 'несправедливая' материальная и моральная оценка. Каждый считает, что его незаслуженно унизили, если сослуживца премировали на незначащую сумму больше, или эмоциональнее выразили моральное поощрение, то некоторые могут, почувствовать несправедливо обделенными и затаить обиду. СОПЕРНИЧАЮЩЕЕ ТЩЕСЛАВИЕ внутри социума тормозит общую производительность и роль руководителя, лидера любого ранга почувствовать и минимизировать личностные и групповые антипатии. Нужен иерарх, который бы правил железной рукой и ногой, мог гаркнуть 'цыц, будь по-моему'. Если иерарх правит 'ватными' руками и ногами, то он провоцирует борьбу за власть, 'вирус' оппозиции это сразу почувствует.
  <>Если руководитель выражает кому-то больше внимания, а он на это тоже имеет предпочтение, кто-то более обласкан расположением, более в выгодном комфортном отношении, то вокруг руководителя образуется группа обожателей, 'лица приближенные к императору'. Насколько эта группа или персона выражает свою симпатию к патрону, настолько выражают антипатию к группе влияния и руководителю отчужденная оппозиция. Эта оппозиция из тихой, при влиянии других отношений, может превратиться в организованную, тормозить функциональный процесс в микросоциуме. Когда в команде, бригаде сформировалась оппозиция, то уже не до результатов производства, и в такой оргединице нужно проводить ротацию, вирус борьбы за справедливость остается и никогда не позволит наладить высокое взаимодействие в команде. В своих ожиданиях морального и материального поощрения люди не склонны стремиться к равенству (уравниловке). Скорее наоборот, каждый мнит себя в респектабельном слое и пренебрежительно относится к 'эконом классу'.
  <>Приходится наблюдать телекартину, демонстрацию отношений между работодателями и работниками, когда пассажиры мучаются в аэропорту, а самолеты не летают - 'труд и капитал' выясняют отношения. Это говорит о том, что со стороны владельца и управляющих производством и со стороны наемных работников главной целью деятельности является не товар или услуга, а ПОЛУЧАЕМЫЙ ДОХОД, ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Это стремление обуславливает товары и услуги с низкими потребительскими качествами, а то и вовсе подтасовка и обман потребителя. Раз профсоюзы решились бастовать, то, видимо, они знают о финансовых возможностях предприятия. Но если они знают, то почему не участвуют в процессах управления предприятием, а доводят до конфликта, при котором теряют все три стороны.
  <>В нашем примере авиа услуг непосредственным участником конфликта является потребитель услуг. И это уже противоречия производства и потребления, которые выходят за рамки микросоциума. Потребитель все более организован, участвует в контроле качества, выставляет требования производителю. Правительства и законодатели всемерно этому способствуют, организуя антимонопольные структуры и прочие уловки. В приведенном примере потребитель может получить компенсацию по суду за причиненный материальный и моральный ущерб, власти также могут наказать предприятия и профсоюзы за конфликтность. Но все это правовые санкции по случившемуся конфликту, которые не исключают повторения, конфликтность в принципе.
  <>Мы подробно рассмотрели психологическую модель микросоциума, но ее можно наложить на любой социум и на геополитическом уровне противоборства государств. Экономические отношения обусловлены эгоистической психологией, а другой психологии быть не может по природе человеческой.
  
  <><><>ЭТО ДВОРЕЦ КАРАБАСА БАРАБАСА?
  
  <>Вмешательство эгоизма в производство продолжается в сфере потребления. Собственно для того и производство, чтобы удовлетворять наши эгоистические запросы и притязания, но мы говорим об эгоистических отношениях, когда эгоизм проявляется в обостренной форме. Стремление каждого подчеркнуть свою значимость просматривается всеми материальными атрибутами - пища, одежда, жилище. В первую очередь наше одеяние должно сообщать о наших претензиях на уважительное отношение. Прямым назначением одежды является гигиеническое предохранение тела от внешнего воздействия. Одежда рабочая, повседневная, спортивная, праздничная - одежда для различных внешних условий. Но обширный гардероб значительно превосходит комплект 'на все случаи', и все равно 'одеть нечего'. Респектабельный этикет требует каждый день модную одежду, а она к вечеру выходит из моды. К одежде следует отнести драгоценные различные украшения и просто знаки отличия на голове, в ушах, в носу, на шее, на плечах, на грудях, на ногах. Все это далеко от насущного потребления, а есть утоление чувства 'ориентации поведения на внешний эффект'.
  <>Цена товара должна учитывать устремления ИЕРАРХИЧЕСКОГО РАССЛОЕНИЯ, разделяющие общество на социальные потребительские группы. Одно и тоже товарное содержимое, но в различных упаковках имеют разную стоимость. Упаковка с низкой стоимостью предназначена для 'эконом класса', упаковка с высокой стоимостью предназначена для людей успешных, солидных. Разная стоимость не потому, что производитель хитрит, а потому, что потребитель этого хочет, хочет покупать в отдельном магазине, салоне, которые посещают сливки общества, покупают какие-то безделушки, только им понятные для чего они нужны, но подчеркивающие принадлежность. Тот же костюм или такая же услуга, но в три, четыре раза дороже подчеркивает, что это не для 'всяких', а для людей себя уважающих . Телефонные аппараты с одинаковыми функциональными свойствами, но один из них инкрустирован бриллиантами, а другой с неприхотливым оформлением. Даже не соперничающее, а 'воинствующее' тщеславие пронизывает все наши движения души и тела, это вносит свои 'возмущения и искажения' в идею 'качества жизни', индивидуальные ощущения этого качества.
  <>Как только наши предки опустились с деревьев и приняли вертикальную позу, стали строить культовые сооружения - гордыня требовала забыть о своем животном происхождении. А тем более об этом не должны вспоминать потомки, поэтому внешнему виду здания должно уделяться сакральное значение. Само здание должно впечатлять с внешней стороны больше чем с внутренней, 'кричать' о значимости владельца, принадлежности к избранным, внутренним убранством восхищаются узкий круг приближенных лиц. Каждый иерарх должен себя обозначить и жилищное строение, квартира, дом, усадьба, как с внешней, так и с внутренней стороны обязано отличать владельца. Наши потребительские приобретения и усилия проникнуты потреблением тщеславного соперничества, и стремление украсить свое жизненное пространство об этом красноречиво свидетельствует.
  <>У первых лиц государства должны быть и царские чертоги. Раз размер дохода больше, то и потребление по своей структуре, интенсивности, размаху должно соответствовать и утверждать значимость владельца. Озабоченные и отягощенные важностью мы готовы этот стереотип поменять не жалея никаких затрат, и поэтому не обязательно чтобы размер дохода или должность, звание было соразмерно видимым атрибутом значимости. В конце концов, не столь важно на какие средства производится потребление, уметь жить есть умение потреблять интенсивно и со вкусом, а не задаваться вопросом - 'А на какие средства?' Наоборот видимые атрибуты значимости подчеркивают реальный статус их владельца. Строения, дворцы, поместья, символы нашего величия, персоны и государства. Множество предметов, художественных произведений, спортивного инвентаря, могут быть больше для потребления значимости, для показа, нежели для непосредственного потребления. Но в этом случае надо отметить, что и такое потребление способствует росту производства, тем более, отечественного.
  <>Порицают богатство безвкусицы, золотые унитазы и громадные люстры. Чтобы избежать безвкусицы приведем основные принципы 'экологического' подхода в устройстве жилища. В своих замыслах, проектах, операциях необходимо строить свои конструкции строго в соответствии с теми функциями, которые предстоит исполнять, с их функциональным назначением. Если это кухня, то размеры помещения и расположение оборудования и кухонной утвари должны быть в зоне видимости и досягаемости, с максимальным удобством, 'под рукой'. Дизайн внешней стороны зданий не должен препятствовать быстрому освобождению от осадков, не нагружать перепадом температур, влагой, ветрами. Светильники должны только освещать, быть экономичными и не бросаться в глаза. На вашу люстру с изящным дизайном, если кто-то и обратит внимание, то только из вежливости, а свой глаз ко всему привыкает и уже не восторгается. Если хозяйка репетирует на музыкальных инструментах, то соответственно стремиться и функционально обустроить помещение, под свой комфорт и комфорт окружающих. Такой же функциональный подход ко всем помещениям, какого бы они не были вспомогательного или неопределенного назначения, предметам и объектам.
  <>Помещения имеют свойство захламляться неиспользуемыми вещами и предметами, к ним также следует применять функциональный подход, перепрофилировать, продать, подарить, утилизировать. Пианино стоит без использования второй десяток лет, овощи в нем хранить неудобно, продать за бесценок или утилизировать жалко, надо подарить в школу. И таких крупных и мелких вещей наберется вагон, из них трудно выкурить домашних насекомых. Надо признать, что на комфорт накладываются свои привычки, стереотипы представлений. Но как часто именно в угоду 'как посмотрят виртуальные оппоненты' снижается функциональное удобство, уют.
  
  <><><>РЕКЛАМНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ
  
  <>Назойливая реклама нас достает повсюду, на телеэкране, радио, на улице, а что она внедряет в наше сознание? Конкурирующие производства товаров и услуг в своем рвении перешли от простого сообщения о своих товарах для тех, кто ими интересуются к массированному давлению на сознание потенциальных покупателей. А чтобы долго не искать этих потенциальных покупателей, нужно 'давить' на сознание всего человечества. Конечно это очень затратно, но зато можно расширить производство до транснационального размаха и затраты на рекламу окупятся сторицей. Для этого рекламопроизводители освоили изощренные методы навязывания товара, чтобы его образ застрял как заноза глубоко в подсознании и периодически всплывал как наваждение.
  <>А методы навязывания заключаются в умелой игре на струнах нашего эгоизма. Реклама должна внушить, что приобретенная вещь поднимет ПРЕСТИЖ И ЗНАЧИМОСТЬ ПОКУПАТЕЛЯ, подчеркнет его принадлежность к кругу избранных, социальному слою, сливкам общества, всколыхнет чувство превосходства над остальным миром. Обычный покупатель неохотно расстается со своей наличностью, нужно раскрепостить ЧУВСТВО ЖАДНОСТИ, джентльмен должен небрежно бросать свою наличность без тени озабоченности. Клиент заказывает бармену 'два по сто и всему оркестру', круто, такой рекламный кадр внушает подражание. Но чувство жадности выступает и в форме накопления владений, просто приятно, когда у тебя все есть в запасе, и эту струнку реклама использует с успехом.
  <>Выражение ЧУВСТВА РЕВНОСТИ ни у кого не вызывает отторжение, потому мы так часто видим призывные округлости, то на фоне автомобиля, то на фоне стиральной машины, уж этот кадр провалится глубоко в подсознание. Настоящая леди за ценой не постоит, когда тратит 'на себя'. Она уверена, что красота перевернет мир чувств у ближнего своего с помощью рекламируемой косметики или шортиков. По утверждению не только философов, но и физиков с математическим складом ума чувство зависти является первопричиной всякого движения материи, всего материального. Поэтому если с экрана вещает глас, что в таких вот тапочках ходит весь шоубизнес, и только лохи не успели их приобрести, то 'лохи' стремглав бегут в ближайший маркет.
  <>Реклама 'угадывает' нужды и потребности, воздействует на уровень и характер спроса покупателя. РЕКЛАМНЫЙ КУМИР это популярный шоумен или известный спортсмен, создает моду, потребительский интерес и ожидания к новым продуктам, предметам, изделиям, услугам. Формирует манеры, поведенческое отношение к рекламируемой безделушке, шортикам, гигиеническим или лекарственным препаратам, автомобилям, формирует образ жизни потребителя, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ.
  <>Краткий обзор рекламной сферы показывает, что в потребительских свойствах товаров и услуг значительное место занимает соперничающее тщеславие - 'потребление значимости'. 'КОММУНИСТИЧЕСКИЙ' принцип распределения и потребления - бесплатное жилье по принципу служебных помещений или сдачи в аренду, одинаковая форменная одежда, одинаковый интерьер, бесплатное образование и медицинское обслуживание никогда не приживется, так как он противоречит нашей природе соперничающего тщеславия. Такой подход снижает накал незримого соперничества, и, следовательно, потребления собственной значимости, снижает всеобщую производительность, но не исключает несправедливость распределения благ. Всеобщее равенство и справедливость нарушается в направлении как заполучить этого 'бесплатного' больше, 'к общественной похлебке приспособиться'.
  <>Идеология потребительства доводится до совершенства, так как этого требует ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА и реализация товаров и услуг. Эту идеологию формируют и продвигают производители рекламы, рекламное творчество преобразовалось в науку маркетинга товаров и услуг. С одной стороны маркетинг пытается оказывать влияние на производство, выступая в роли 'заказчика', потребительских свойств, даже видов товаров и услуг, а с другой стороны 'готовит' потребителя к приобретению этих товаров и услуг. Другими словами, маркетинговая реклама преобразуется в 'НАУКУ ПОТРЕБЛЯТЬ', и эта наука использует положения и принципы многих наук - психологии, социологии, философии, оно подчиняет эти науки для своего 'потребительского' применения.
  <>Представим себе персону, увлеченную автомобилями до фанатизма. Она 'проглатывает' всю информацию об автомобилях в газетах, журналах, литературе телевидении, возится со своими автомобилями, реконструирует, улучшает, участвует в гонках и ралли. Характер живет потреблением автомобиля, налицо потребительский фанатизм - плохо это или хорошо, или не плохо и не хорошо? Вот пример из хроники происшествий. Автомобиль затормозил, чуть выехав на переход, оказавшийся рядом пешеход ногой стукнул по автомобилю, может, пытаясь его остановить. Водитель, выскочив из автомобиля, так ударил пешехода, что тот упал замертво. Можно говорить о несчастном случае, а можно сформулировать в правовом стиле, что владелец убил, пытавшегося произвести порчу, за попытку порчи собственности, и убил он без всякого желания убить, поэтому достоин снисхождения.
  <>В этом примере водитель убил не за порчу, или попытку порчи собственности, а за оскорбление собственности, а значит за оскорбление самого себя. Он готов убить морально и физически любого и каждого за оскорбление его собственности за попытку унижения величия собственности как самого себя. Естественно, что он не одинок, такой гордыней страдает большинство населения, собственная вещь важнее человеческой жизни, а главное, человеческих отношений. И тут 'любовью к людям' или нравственным отношениям коррозию нравственности не остановишь, эти призывы только для лицемерного прикрытия действий эгоизма. Ели бы водитель воспринял движения пешехода С ЮМОРОМ, то инцидент бы тут же исчерпался.
  <>Потреблять мы можем непосредственно, без каких-либо производительных усилий. Например, мы поселились в гостинице, питаемся в кафе, нас обслуживают, исполняют 'любой каприз' за щедрую плату. Кто-то может себе позволить 'чистое' потребление, курортный образ жизни, где поднесут, унесут, помоют, погладят, обдуют, убаюкают, если для этого есть желание и накопления. Праздное потребление как мечта, как идиллия блаженства родилась вместе с идиллией изобилия в суровых условиях непрестанного трудового напряжения, в борьбе за существование. Сказания, былины, мифы повествуют мечту о молочных и винных реках, кисельных берегах, златых горах, падающих в рот галушках. Должен же кто-то осуществить мечту, достичь этого блаженства, 'вечной истины'? Но беда в том, что ПРАЗДНАЯ БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРАЗДНУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ, 'трясина засасывает' и персона невольно попадает в зависимость от беспомощности.
  <>Мы приходим в гости к другу детства, и семейная пара взахлеб нам докладывает о своих последних приобретениях и 'почти задаром'. Мы невольно восторгаемся этими успехами, но нам остается либо развить тему и 'похвастаться' своими приобретениями, затем перейти к теме, что все страшно дорожает, поругать правительство, либо промолчать, проглотить чувство 'зависти' и пожалеть о потерянном времени. ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ имеет целью поднять свой реальный статус и вызвать восхищение или зависть у окружающих. Это идеология 'вещизма', переходящая в эротически застольную, ресторанную идеологию. ПОРАЖЕННЫЙ СЧАСТЬЕМ - несчастных не замечает, разве что 'отстегнет' на благотворительность.
  <>Степень общественной развитости и прогресс человечества оценивается по условиям окружающего комфорта, связывается с развитием потребления разнообразия и качества товаров и услуг. Идеология потребительства приводит к коррозии нравственности. Рекламные вторжения непрерывно внедряются в наше сознание мысли о сексе, престиже, превосходстве, власти. Секс символ, кумир потребления в призывной наготе рекламирует какие-то упаковки. Естественно, что кто-то купит эту упаковку не из-за содержимого, а что бы глядя на упаковку почувствовать приятное возбуждение. Потребительская идеология приводит к коммертизации человеческих отношений, и усилению идеалов светских развлекательных услуг, вносит свою лепту в массовую культуру в тандеме с субкультурой люмпен этноса
  
  <><><>НАКОПИТЕЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
  
  <>Что бы много производить, нужно много потреблять. На примере владельца состоятельной усадьбой воспроизведем образец интенсивного и активного потребителя, персоны с высоким стилем разностороннего потребления. Состоятельная усадьба представляет собой обширное поместье с художественной изгородью, парковым дизайном, беседками, флигелями, цветниками, экзотическими кустами и деревьями. Всплески водопадов и журчащие переливы ручьев, с музыкальными мелодиями встроенных струн и мембран. Саму усадьбу можно отнести к произведениям архитектурного искусства. Много разных комнат и залов разнообразного функционального назначения. Естественно, что не голые стены, оформленные по последней моде дизайна, а наполнены разными предметами. Электронные всякие штуки, видео и музыкальные, приборы наблюдения по всему периметру изгороди и территории Спортивный инвентарь, горные лыжи, снасти для рыбалки, снаряжение для охоты.
  <>Когда и как хозяин такого поместья все это разнообразие потребляет? Если учитывать, что хозяин бывает в разъездах, посещает спортивные или культурные мероприятия, то непосредственное потребление того или иного предмета, прибора, механизма происходит изредка. Если и пользуется великолепным набором спортивного инвентаря, то эпизодически. Горные лыжи и вся лыжная экипировка используется в лучшем случае два раза в год, если хозяин не является профессиональным спортсменом. Точно также и снасти для рыбалки, снаряжение для охоты, а еще груда эксклюзивных наборов посуды с претензией на художественность.
  <>В этом примере владелец усадьбы занимается ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ, если сам лично или с наемными работниками, специалистами производит, уход, ремонт, перестройку, строительство, какие-то улучшения с участком, предметами, помещениями. Если мы готовим себе ужин, то мы его и производим, или для себя что-то мастерим, занимаемся уборкой, упорядочением вещей, то одновременно и потребляем и производим. Если мы едем на автомобиле, просто катаемся, то мы его непосредственно потребляем. Но, как правило, мы используем автомобиль по какому-либо делу, а это уже производительное потребление. Персону с непроизводительным потреблением, курортным образом жизни вряд ли можно встретить, разве кто-то позволит себе непосредственное потребление недолгое время, или повесит эти обязанности на ближнего своего. Производительное потребление добавляет потребительскую стоимость, во всяком случае, удерживает ее на потребительском уровне.
  <>Такое производительное потребление является потреблением наиболее интенсивным и активным. Если характер склонен к производительности, то он является и активным потребителем. Инициативный, интенсивный потребитель он же и инициативный, активный производитель, все в одном лице. Если персона вынуждена заниматься или увлечена профессиональной деятельностью 8-10 и более часов в сутки, то активное потребление резко ограничено, но он может привлекать наемных работников, обслуживающие предприятия. Таким образом, по основной деятельности зарабатывает себе достаток и тут же его производительно потребляет.
  <>Производительное потребление имеет хорошую тенденцию перепрофилироваться в производство пробудить предпринимательский интерес. Если мы приобрели какие-то навыки и знания, то появляется стремление их реализовать в большем объеме В нашем примере в случае продажи усадьбы, производительное потребление примет форму производственного. Другую уже конкретную форму производственное потребление примет, если сдавать помещения в аренду, заняться каким-то ремеслом, открыть школу усадебных дизайнеров или архитекторов. В этом собственно и задача интеллекта развивать собственные производительные силы, умножать производство всей страны, создавать рабочие места, увеличивать покупательную способность населения. Тем более, что расширять производство можно в надежде, что произведенные товары и услуги будут востребованы покупателем, а это произойдет, когда покупатель будет способен их купить.
  <>Приведенный пример состоятельной усадьбы это еще и пример НАКОПИТЕЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. Вообще любое жилье, предназначенное для длительного проживания, вещь затратная, и сложно провести разграничение между непосредственным потреблением и накопительным. Назначение жилья в двух словах не сформулируешь, оно несет различные вариации, но в первую очередь - это необходимое жизненное пространство, удовлетворяющее гигиене быта, после трудового дня оно должно позволять комфортно устроить бытовые тяготы и досуг. Кого-то устраивает скромная квартира в многоэтажном здании или хижина. Но никому не мешает владеть обширным поместьем и комплексом дворцовых построек, наполненных различными материальными атрибутами, произведениями искусства, залами для приема гостей.
  <>Само здание имеет стоимость, ухоженный участок земли имеет стоимость, и та масса различных предметов, приборов, механизмов, которыми заполнены здания, тоже имеют стоимость. Их можно продать и поместить уже денежные накопления в банк, получить при этом проценты. Но, как известно 'деньги должны приносить деньги', и многих из нас денно и нощно заботит увеличение дохода, благосостояния. В этой связи любая вещь для потребления легко превращается в товар или средство для получения дохода. Производительное потребление трансформируется в накопительное потребление, а накопительное потребление в 'ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ', в 'капитал', в инвестиции расширения производства, а значит, и потребления.
  <>Если предметы и механизмы устаревают морально и физически, теряют первоначальную стоимость, то здания и участок земли имеют свойство повышаться, в связи с постоянным повышением цен, уровня жизни и плотности населения. Кроме того, усадьба еще имеет ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ СТОИМОСТЬ, поскольку на ней можно организовать производство. Такого рода усадьбой, зданием вообще пользуется не одно поколение, нынешнее поколение пользуется трудами предыдущих поколений, и нынешнее поколение создает блага для будущих поколений. Чем производительнее поколение, тем больше оно оставит ценностей для будущих поколений. Но нынешнее поколение, как и прошлые, способно к войнам и разрушениям. Ученые создают оружие массового умерщвления, которые оставляют нетронутые деяния рук человеческих, но не будем этому особенно радоваться и снижать темпы производительности.
  
  <><><>ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
  
  <>Если главной ценностью характера должна быть производительное творчество, как по основной деятельности, обеспечивающей средствами существования, так и в быту, то необходимо это свойство характера формировать с детских лет. Некоторые дети с раннего возраста проявляют целенаправленную активность, способны себя производительно занять, не требуют особых забот со стороны воспитателей. Это можно заметить по увлеченности, сосредоточенности на действиях с игровыми предметами, сговорчивости в посещении мероприятий, выполнении поручений, заданий, требований. Другие дети под неусыпным контролем и воздействием родителей, которые придерживаются принципа - 'займи ребенка или он сам займется'. В обоих случаях производительно напряженное занятие входит в привычку, и может стать целеустремленным образом жизни на долгие годы.
  <>Но далеко не у всех получается быть производительным непоседой, не все сразу привержены творческой деятельности. Это мы можем заметить по себе, и вокруг, взрослые больше стремятся расслабиться, чем увлечься БЫТОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ, а ведь они были когда-то детьми. Нельзя сказать, что такими плохими были с детства, некоторые даже были очень приличными мальчиками и девочками, успешно и легко осваивали школьную программу, имели успехи на спортивном поприще, приобрели престижную специальность, но как-то постепенно расслабились и стали завсегдатаями застолья. Другие с детства показывали пренебрежение к каким-либо производительным занятиям, отличались суетливостью, взбаламошенностью, неуравновешенностью, эгоистическим своеволием. Проявляли себя дерзко надменными поступками, необъяснимым куражом, приносящим вред себе и окружающим - симптомы силы влияния и властвования над окружающими. Для такой категории бытовые процессы и домашний уют в целом ощущаются серостью жизни, нудной обыденностью, оскорбительной тягостностью. Отвращение к повседневному формирует характер разрушительный более, чем производительный с узкой структурой потребления. При отсутствии трудностей характер быстро изнеживается, впадая, в конце концов, в состояние полной бездеятельности. Для такой категории детей и взрослых нужен более строгий подход в привлечении к производительному труду. Только перед фактом вынужденной необходимости праздность и беспомощность может обрести здравый смысл, напрячь волю и рассудок.
  <>Если, приобретая профессию, характер вынужден зарабатывать на жизнь и привыкать к своей трудовой деятельности, то к бытовым процессам полное пренебрежение. Заботясь о будущем ребенка, родители с ранних лет привлекают и принуждают к успешным занятиям в школе, к напряженным внешкольным занятиям, и всю бытовое обслуживание ребенка берут на себя. Бытовые процессы по самообслуживанию оказываются в тени, вне поля зрения. Отсутствие навыков по бытовому обслуживанию самого себя и домочадцев это не самый главный недостаток. Многие, оказавшись перед фактом, справляются с этими проблемами, но тут вкрадываются три момента. Первый - отношение к бытовым процессам как не престижным, тягостным, рутинным (а если увидят, что я выношу мусорное ведро?). Второй момент - где-то в подсознании затерялся следующий вопрос: 'Почему это должен делать я, это ж делалось и без меня'. И самый главный третий момент - бытовые процессы следует рассматривать как школу взаимодействия, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ОСНОВНАЯ проблема любого общества. Нельзя сказать, что навыки бытового самообслуживания являются основным яблоком раздора в молодых семьях, но это один из многих факторов, вирус, который созревает в эгоистические отношения, а последствия могут быть очень разные.
  <>Можно сформулировать несколько приемов формирования производительного характера В СЕМЬЕ. Первый из них - составление плана предстоящих действий, на ближайшие часы, день неделю, месяц. Детей в школе приучают составлять режим дня, но взрослые это игнорируют, и дети превращаются в таких же взрослых, половина из которых свои ближайшие намерения не могут изложить на бумаге. А между тем, что не написано, то не продумано, дети должны составлять планы каждый день главным образом для родителей, в плановых заданиях должно хорошо просматриваться семейное взаимодействие. Составлять план действий, означает подчинить свои действия сознательному целенаправленному регулированию. Идеи превратить в намерения, намерения в замысел, замысел в план, план в действия, действия в привычку. Военная наука утверждает, что сражение развивается не по плану, но его нужно планировать и разыгрывать. Вырабатывается, воспринимается соответствующая логика сражения, алгоритм и готовность принимать решения. Одно состояние личности, когда кто-то непрерывно выдает задание, принуждает, заставляет, требует и совсем другой уровень самосознания, когда характер подчиняет свое поведение сформулированному замыслу, воплощенному в план действий.
  <>Еще один распространенный прием формирования производительного характера, культивируемый в странах сложившейся демократии, заключается в том, что карманные деньги ребенком должны быть заработаны, а не просто выданы. Если ребенок выполнил какое-то поручение по устройству быта, то ему нужно оплатить потраченное время суммой равной оплате нанятого работника. Например, ребенок вынес мусорное ведро, потратил на это 20 - 30 минут, за это он должен получить по часовой ставке первого разряда. Такой подход формирует реальное соотношение стремления потреблять и производить, развивает инициативу и активность. Ребенок может предлагать свои услуги, в надежде на поощрение.
  <>Заслуживает внимания подработки старшеклассников в период каникул на ближайших предприятиях, по типу студенческих отрядов. Это хорошее знакомство с трудовыми процессами на предприятии или стройке, оно повлияет на ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ и на стремление производить. На выбор профессии старшеклассников, закачивающих образование, в первую очередь влияет романтическое отношение к профессии, сложившееся мнение круга общения о престижности той или иной деятельности. Пусть это будет выбор воображаемый, так как реальный выбор зависит от реальных обстоятельств, но он обозначает стремление характера и отражает сложившееся отношение к трудовой деятельности. Значимость дохода играет значительно меньшую роль, хотя и ассоциируется с той или иной профессией: 'летчик высоко летает, много денег получает', 'футболист все страны посещает, много денег получает' и так далее. И в эти юные годы проблемы потребления за редким исключением стоят очень далеко, нет связи с тем, что я хочу приобрести, и тем, что мне нужно каким-то способом заработать.
  <> Массовые профессии строителя, сантехника, электрика, станочника не имеют такого престижа, не привлекаются таланты, и в промышленном секторе всегда нехватка квалифицированных специалистов. Это можно объяснить засильем телевидения и СМИ артистами, журналистами, юристами, политиками, представления и идеология которых отдалены от потребностей производительности и нужд населения. В условиях тотального соперничества за 'качество жизни' ранний детский профессионализм распространен в спорте, эстрадном шоу, музыке, науке и другим популярным занятиям, устраиваются конкурсы викторины и олимпиады. Следовало бы говорить о производительном детско-юношеском трудолюбии, упорстве и профессионализме, о результате этого трудолюбия, а не выделять и 'воспевать' молодых и юных гениев и талантов. От интеллектуальной элиты зависит процветание государства, подобно же боеспособность армии зависит от способностей генералитета. Но какой бы не был гениальный генерал, он без солдат только 'свадебный генерал', поэтому следует заботиться о боевитости солдат, а из них получаться талантливые генералы. Формирование производительного творческого характера должна уделять ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА, основы которой мы воспроизвели в предыдущей главе, семья, общество и государство.
  
  <><><>ОБЩИННЫЙ МЕГАПОЛИС
  
  <>В главе 4 мы заявили идею 'ГОРОДСКОЙ СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЫ' как проекта глобального 'мироустройства' и в последующих главах расширяли и уточняли его контуры. Продолжим конкретизировать идею, воплощая ее в 'ОБЩИННЫЙ МЕГАПОЛИС' Строительство мегаздания в 20-30 этажей, и 3-4 этажа под землей, с числом жителей от 3 до 5 тысяч, с помещениями различного назначения уже сегодня по плечу строительным технологиям, и такие здания реально существуют. Но мы объединим жителей такого мегаздания в Городскую соседскую общину, по нашему разумению это будет административно-хозяйственная и политическая единица как составная часть МЕСТНОГО ГРАЖДАНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ с административным аппаратом контроля и регулирования бытовой и обслуживающей деятельности.
  <>Такое мегаздание соединяет в себе жилые, административные, производственные, спортивно оздоровительные и вспомогательные помещения. Здание должно располагать и залами для проведения собраний и торжеств, а также игровыми и помещениями отдыха. Подземные помещения заняты транспортными средствами, ремонтными мастерскими. Проектируется и строится такое здание под заранее организованную общину, во всяком случае, заказчиком должна выступать группа будущих жильцов, которая может составить организационное ядро будущей домовой общины. Это общинное ядро должно участвовать в разработке проекта, так как будущие жильцы должны и работать на торговых и обслуживающих предприятиях, расположенных в мегаздании.
  <>Современный город разделен на спальные, деловые и производственные районы, это было выгодно с точки зрения экологии, технологии и концентрации поточного производства и техники управления, использующей стационарные и малоэффективные средства связи. Нынче все эти и другие факторы резко меняются, само производство стало автоматизированным, с меньшим количеством обслуживающего персонала. С развитием мобильной связи и интернет, деловые центры и производства могут быть рассредоточены без потерь, рост услуг и строительные технологии могут изменить облик городов. Многие могут работать на дому в условиях мобильной видеосвязи и рассредоточенного производства. Поэтому интерьер жилых помещений, их насыщенность техническими устройствами должны измениться в сторону производительного потребления. Все товары и услуги возможного потребления приблизятся непосредственно к потребителю и этим требованиям должно отвечать наше мегаздание.
  <>Работа различных исполнителей прямо на дому в условиях рассредоточенных производств и приближение услуг непосредственно к жильцам сокращает перемещение людей и ТРАНСПОРТ. Учитывая, что транспорт станет экологичным на электротяге или новых энергиях, то количество транспорта уменьшиться, а автомобили для прогулок по городу заменяться на электрокары и велосипеды. Все транспортные средства будут храниться в подземных помещениях, любой житель может вызвать себе любое транспортное средство, пассажирское или грузовое по типу такси.
  <>Тенденции развития производственных отношений связаны с изменением структуры самого производства в сторону, прежде всего, УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛИ УСЛУГ. В странах с высоким уровнем потребления доля услуг в национальном продукте и личном бюджете превышает долю продуктов и предметов, и эта доля имеет тенденцию к расширению. Навязчивая реклама и обычное подражание определяет моду на игровые, образовательные, туристические, оздоровительные, медицинские, спортивные, развлекательные и другие разновидности услуг. В основе всякой услуги лежит наше стремление к поиску ПОВЫШЕНИЯ КОМФОРТНОСТИ, мы достигли высокого уровня материально-технической комфортности, но наше тщеславие на этом не останавливается, тем боле для этого есть средства, время и конкретные предложения. Оказываемые услуги скрадывают однообразие бытия его разнообразием, романтикой общения и знакомств с конкретными людьми, а не только с робототехникой. В сфере услуг можно найти применение предпринимательской инициативе, активности и изобретательности, рыночные ниши приложения своих накоплений, гораздо проще, чем в производстве предметов.
  <>Скоростные темпы развития мобильных СРЕДСТВ ВИДЕОСВЯЗИ, видеоконтроля, бытовых и производительных роботов, приборов автоматического управления производственными процессами накладывают воздействие и на структуру производства, и на социальную структуру и отношения. Изготовление, обслуживание и ремонт таких средств отвечает условиям рассредоточенного производства, и такие процессы вполне вписываются в жизнь домовой общины. Необходимость перемещений и обилие транспортных средств предполагает его содержание, обслуживание и ремонт с одной стороны, с другой - транспорт должен находится под рукой. И такая организация транспортного обслуживания доступна домовой общине в условиях мегаздания, а также квартала малоэтажной застройки.
  <>Без ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ не обойдется не одно живое существо, и наши общинники также. Но чтобы крепить продовольственную безопасность нужно наладить производство питательных продуктов. А для этого в проекте мегаздания предусматриваются оранжереи для выращивания овощей и фруктов и помещения для производства питательных червей 'колбаска макдональдс'. Кроме этого, каждый общинник может выращивать овощи и фрукты в квартирных условиях по новейшим агротехническим технологиям. Городская община мегаполиса может распространять сой опыт и инвестировать в сотрудничество с общинами небольших селений, чем повысит свою и общую продовольственную безопасность.
  <>Но ведущую роль в структуре производства будущего, как бы не было это странным, займут отходы нашей деятельности от бытовых до ядерных. Чем интенсивнее потребление, тем интенсивнее накопление отходов, и с их сбором и вывозом могут не справляться самые организованные мусоросборщики. И этот рост отходов вносит коррективы в саму структуру производства, продукты придется производить только из отходов, иначе мировой океан выйдет из берегов. Часть функций берут на себя товаропроизводители и товаропотребители, потребитель может взять на себя ответственность сортировку и упаковку некоторых видов отходов. Например, автоконцерн предлагает новый автомобиль со скидкой в обмен на поддержанный, такой принцип может распространяться на все крупногабаритные бытовые изделия и даже производственное оборудование.
  <>Следует ожидать, что самыми проблемными отходами будут строительные сооружения, наши жилые кварталы. Это связано с моральным старением зданий и сооружений и физическим старением цементно-бетонных смесей. Моральное старение заключается в том, что легче построить новое здание, с новыми требованиями к строениям, жилью, новым технологиям и материалам. Сравним кварталы, построенные 200-300 лет тому назад и требования современного градостроительства. Точно также, если не с большими противоречиями, будут соотносится кварталы через 200-300 лет. Уже сегодня производители товаров должны предусматривать возможность их саморазрушения и утилизации. Потребуются технологии переработки любых отходов в новый продукт.
  <>Должно быть главной заботой дворовой общины, как и всей общественно государственной системы, является забота о производительном подрастающем поколении. В дополнение и развитие профессиональной школы в такой общине есть все условия для воспитания производительного характера. Естественно, что в таком мегаздании должны быть приюты для присмотра и развития детей дошкольного возраста. Но основная фишка в том, что дети старших классов должны находится в среде взрослых занятых производительным трудом. И чем раньше произойдет такая совместная производительная деятельность, тем раньше появятся навыки взаимодействия, навыки ролевой профессии.
  
  <><><>РЕКЛАМНЫЙ ПРОЕКТ
  
  <>Идеологическое воплощение Городской соседской общины мы предусмотрели в проекте 'РЕКЛАМНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СТАНДАРТА БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ', изложенного в гл. 5. Здесь мы расширим и уточним эти проектные изыски с учетом решения проблем производительного потребления. Для того чтобы повысить уровень жизни мало поднять доходы, заработную плату, нужно РАСШИРИТЬ СРЕДНИЙ КЛАСС ЛЮМПЕН ЭТНОСОМ, привить навыки культуры производительного потребления. Такую глобальную задачу в рамках Городской соседской общины, как базовой формы гражданского общества и решает наш проект рекламного просвещения. Проект призван использовать достижения рекламного воздействия на сознание потребителя, но изменить это воздействие на экологическую и общую культуру потребления.
  <>Выше мы показали, что рекламный кумир формирует образ жизни потребителя, потребительское мировосприятие. Будет ли этот рекламный образ походить на успешного потребителя манипулирующего последним криком моды рекламируемых атрибутов, походить на бравого солдата спецназа или походить на мачо и секси. В нашем рекламном проекте это образ производительного потребителя, который излучает активность, инициативу, демонстрирует сдержанное и экологичное потребление, последние достижения научного производства. Такая телепрограмма культуры просвещения в комплексе бытовых процессов может быть школой производительного взаимодействия в семье. Она не должна быть безличной, показывать распределение обязанностей и ответственности между полами и возрастами при участии детей.
  <>Сегодня потребители информационного продукта являются ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ через оплату налогов, антенн, разрешений, но НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКАЗЧИКАМИ, не могут выставить требования, повлиять на его идейно-нравственное качество. В этом плане потребитель информации является объектом насилия, примером являются рекламные вставки, мы их не заказывали, но они давят на наше сознание. Кто владеет информацией, тот владеет миром - этот лозунг актуален всегда. Функции потребительского общества информационного продукта, влияющие на его качество, берет на себя Городская община.
  <>Воспроизведем образ рекламного 'классического потребителя' на некоторых бытовых примерах. Рекламирование домашнего холодильника и других кухонных принадлежностей сопровождается подробными инструкциями по сохранению разнообразных продуктов в соответствии с 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНКОЙ', отражающей минимальный набор продуктов достаточный для здорового рационального питания (классический набор). Этот набор продуктов должен обеспечиваться предложениями местной торговли, и он же по стоимости должен сочетаться с доходом ниже среднего, которым располагает наибольшее меньшинство местного населения.
  <>'Рекламное просвещение' знакомит слушателя и зрителя c процессом быстрого и качественного приготовления блюд из классического набора продуктов в рамках рекламируемых технических средств, приспособлений и принадлежностей. Кухонные процессы рекламной программы заканчиваются уборкой и мойкой посуды с применением последних технических достижений. Таким образом, формируется культура быта, культура потребления, комплекс всего бытового процесса, от заготовки и хранения продуктов, до приема пищи и уборки помещения. При этом участвуют в таком рекламном просвещении не только артисты и журналисты, но и профессиональные эксперты, представители разных групп потребителей, общественных организаций, они являются инициаторами и заказчиками такой телепрограммы. Гигиенические средства, предметы и принадлежности обустройства ванной и туалетной комнат рекламируются в комплексе всех процессов по уходу за телом и вещами. Аналогичные теле сюжеты повествуют о других комнатах и помещениях. Рекламирование интерьеров и принадлежностей спальной комнаты может включать рецепты гигиены спальных принадлежностей и глубокого сна, но допускать просвещение о гигиене супружеских отношений.
  <>Детско-школьная комната или зона в общей комнате, предлагаемая мебель и принадлежности с познаниями требований подготовки школьника и детского развития. Если ребенок будет видеть каждый день на телеэкране как такой же, как он укладывает в порядок свои пожитки в форме комиксов, и на это будут обращать домашние, то он подсознательно что-то полезное позаимствует. Следует не забывать в рекламном просвещении и о членах семьи пенсионного возраста, они синхронно должны вписаться в орбиту бытового взаимодействия и не брать на себя весь груз бытовых процессов, не придавать им тягостный унизительный образ. Бытовые процессы формируют навыки самообслуживания, если характер может сам себя обслужить, то велика надежда, что при случае обслужит и других.
  <>Реклама культуры потребления потеряет смысл и даже спровоцирует раздражение, если параллельно не будут рекламироваться источники и способы зарабатывания дохода. Для этого необходимо рекламировать рабочие места, профессии и специальности наряду с новинками выпускаемой продукции, техпроцессами изготовления. Естественно, что такие телепередачи содержат не только формальный перечень вакансий массовых профессий, профессиональные требования, требования к исполнению, но главным образом сюжеты о людях, работающих на предприятии десятки лет и начинающих трудовую деятельность, их жизнь, заботы и достижения. Знакомство с различными производствами и процессами может представить интерес не только аудиторию безработных, но и утолит любознательность любого зрителя, расширит его кругозор и представления, объединит стремления и активность.
  <>Производственное предприятие является организованным процессом сложного взаимодействия различных должностей, рабочих мест и технологических процессов. Современное телевидение с успехом может расширить экскурсии учащихся и желающих на промышленное предприятие. Тем более знание производств, профессиональных процессов дополняет школьное образование, поднимет престиж массовых профессий, подготовит морально выпускников школ к будущей профессиональной деятельности, сформирует убеждение, что ВСЕ БЛАГА ВОЗНИКАЮТ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ. Киносюжеты о реальных людях с реальными судьбами и отношениями работающих на предприятиях живущих рядом, сгладят искаженные представления о человеческих отношениях, избавят авторов от бессодержательной словесной шелухи и бутафории наигранных человеческих отношений
   <><><>No D S 20.04.2012
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"