Дробкова Марина Владимировна : другие произведения.

Синопсис - опять, снова, еще раз

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья написана для журнала "РБЖ-Азимут"


  
  
   "Какой заяц? Какой орёл? Какая блоха"?! (с)
  
  
   Что обычно говорит автор, поставив точку в конце последнего предложения?
   Правильно. "Роман я закончил, а теперь буду мучиться и писать синопсис".
   И начинается ад. Сначала для писателя, потом для издателя, который будет читать рожденное в болезни, пытаясь понять, о чем речь.
   А между тем синопсис - это не так сложно. Нужно только определиться: что вы делаете и зачем.
  
   Откуда есть пошла эта тема.
   Для чего вообще нужен синопсис? Обычно его требует издательство, когда вы посылаете роман. Кроме того, он отправляется вместе с рукописью на мастер-класс или романный семинар. Редактор (или ведущий мастер-класса, или собрат по группе, а иногда ваш потенциальный читатель) читает в первую очередь ваш синопсис. Таким образом он сможет понять две вещи: насколько четко вы умеете излагать мысли (а значит, стоит ли читать сам роман) и о чем роман в принципе.
  
   "Эта песня о бедном рыбаке, который поплыл из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу, ждала-ждала, пока не дождалась. Она сбросила с себя последнюю одежду и... тоже бросилась в бурное море. И сея пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли".
   "Формула любви".
  
   Вот это и есть идеальный синопсис. Ничего лишнего.
  
   К сожалению, часто издательства получают другие синопсисы - сумбурные и многословные, в которых легко запутаться. Попытаемся разобраться, как же сделать так, чтоб у нас не получился "тулуп, который вышел из зайца, на которого упала тень от города, который орел летел-не перелетел, бежал-не перебежал".
  
   Смотрим определение: "Синопсис - это изложение в одном общем обзоре, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений, одного целого предмета или одной области знаний. В издательском деле - краткое содержание рукописи".
   Говоря простым языком, синопсис написанного романа - это краткий пересказ сюжета. Больше ни-че-го. (Есть нюансы, но об этом позже).
   Автора интересует в первую очередь синопсис собственного романа, который он собирается послать в издательство. Его и рассмотрим.
  
   С чего начинать.
   Тренироваться лучше на кошках. А именно - на чужих готовых произведениях. И есть смысл взять известных авторов. Берем любой роман известного фантаста и для начала пытаемся выразить содержание одной фразой, которая должна включать три обязательных пункта: кто, что делал, чем закончилось.
   Примеры.
   "Это история о том, как школьник Арсен, вступив в противоборство со злым гением виртуальной реальности, навсегда остается в оцифрованном мире".
   "Это история о том, как землянин Максим, оказавшись на незнакомой планете, чуть не разрушил тоталитарный уклад тамошнего общества".
   "Это история о том, как девочка Василиса, узнав, что обладает волшебным даром часодейства, добывает ключ от часового круга".
   "Это история о том, как юный волшебник Гед вызывает из мрака свою тень и в нелегком бою побеждает ее".
   Теперь попробуйте так же, одной фразой, выразить основную мысль своего романа. Удалось? Если нет, продолжаем до победного. Если получилось - отлично. Это скелет вашего будущего синопсиса. Продолжая работать дальше, не отступайте от него.
  
   Переходим непосредственно к синопсису.
   Принципы написания короткого синопсиса к своему и чужому роману одинаковы. Почему это легче делать на известном романе известного автора - потому что он обычно лучше написан. (Особенно если вы - автор начинающий). А значит, легче будет выделить ключевые моменты.
  
   Итак, держим в голове то самое предложение, которое мы только что сочинили (скелет), и пишем по пунктам первую фразу синопсиса. Из чего она будет состоять.
  
      -- Герой. Род занятий, возраст, обстановка.
   Начать лучше с героя. Возьмем самый простой вариант: в романе одна сюжетная линия и один главный герой.
   Для начала назовем героя по имени. Желательно назвать его правильным именем, данным "при рождении" - ведь не секрет, что у некоторых авторов в начале повествования героя зовут Вася, а в середине он уже Коля. И хорошо еще, если не Света.
   Вася у нас студент? Сисадмин? Робот? Инопланетянин? Где живет и сколько ему лет? Под "обстановкой" понимается прежде всего эпоха. Что за окном - наши "нулевые" или альтернативное "средневековье"? Или далекое будущее?
  
      -- Завязка. Событие, произошедшее с героем, которое вылилось в сюжет вашего романа.
   Если герой - попаданец, то чаще всего - это как раз момент перехода в другой мир. Для фэнтези ключевым событием может быть пропажа артефакта, из-за которого герой отправляется в квест. Или начало войны. Или неожиданное письмо. Для боевика - внезапное нападение неизвестных в подворотне. Для НФ - открытие. Иными словами - это эпизод, который изменил судьбу и повлек череду последующих событий, ранее не запланированных. Т.е. образовал сюжет. Не нужно описывать предыдущие десять страниц, на которых герой с бутылкой пива сидит перед монитором.
  
   Несколько вариантов первой фразы из произвольно выбранных синопсисов.
  
   А. "В своей первой книге "Инопланетяне. По ту сторону космоса" я представляю загадки Вселенной и свой взгляд на них".
  
   Мы видим, что начало совершенно не соответствует схеме. И сразу можем сделать несколько выводов:
   - автор - зануда
   - автор не умеет писать по существу
   - автор переоценивает свои силы
   Но может, мы ошибаемся? Выхватываем фрагмент из середины этого синопсиса:
   "Извините за непоследовательность, но мне нелегко в нескольких фразах пересказать всю книгу. Каждое написанное слово для меня очень ценно и просто выкинуть его очень сложно".
   Нет, мы не ошиблись. Автор пока не умеет писать синопсисы - а возможно, не только их. Но все поправимо.
  
  
   Б. "Главный герой романа - оборотень Марвин из правящего клана Даркфорест".
   Это уже лучше: автор начал с героя. Но при этом не дает нам никаких вводных: что за эпоха? Что за местность? Что за правящий клан - т.е. есть и другие кланы? Автору придется объяснять это отдельно - а значит, синопсис обещает быть как минимум затянутым.
  
   В. "Главный герой романа, древесный эльф по имени Фортель, бывший киллер, который после выполнения очередного задания решил покончить с ненавистной работой, вспоминает древнее эльфийское сказание о Зачарованной Кольчуге, сделанной колдуном".
   Из трех вариантов этот - наиболее близок к желаемому. Осталось убрать лишнее: "главный герой романа" и "по имени". Эпоху можно не указывать - на нее косвенно указывает кольчуга.
  
   Иногда бывает, что завязка романа происходит без главного героя. Тогда начинаем с события и эпохи.
   Пример.
   "2010 год. В результате взрывов в московском метро погибает несколько магов огня. Сильнейшие магические кланы организуют комиссию по расследованию".
   Но главный герой не должен заставлять себя ждать:
   "В это время в отделение к магу-травматологу Кариму привозят девушку-оборотня с несколькими переломами. Врач оперирует ее".
  
  
      -- Прочие ключевые (сюжетообразующие события).
   Не надо расписывать каждый шаг героя, каждый его день, каждый взгляд. Но желательно указать опорные точки сюжета - те моменты, которые повлияли на дальнейшее действие. Изменили направление, ввели новых персонажей, наградили небывалыми свойствами.
   Например. В синопсисе романа "Гарри Поттер и кубок огня" необходимо упомянуть все этапы состязания, а также ссору с Роном Уизли - каждое из этих событий влечет за собой последующее ключевое, а цепь из них формирует линию поведения Гарри. А вот рассказывать про рождественский бал не обязательно - это красивый, но не ключевой момент в романе.
  
   А что у авторов? Заглянем в произвольно взятый синопсис.
   "Из размышлений Ваалунда вывел нарастающий раскатистым эхом пугающий звук".
   Таких и подобных предложений быть не должно, им место в романе (не будем сейчас говорить о стилистике) но не в кратком пересказе сюжета. Если выше упомянутый звук так важен - максимум, что может остаться от фразы: "Ваалунд внезапно слышит странный звук и..." А дальше вы переходите к сути. "... и убегает", - к примеру.
  
      -- Прочие персонажи.
   Героев в романе может быть великое множество, иногда бывает с десяток героев второго плана (не эпизодических! Именно второго плана!). Скольким из них нужно предоставить место в синопсисе - решать автору. Но надо учитывать, что каждый лишний персонаж играет против вас и вашего синопсиса: невозможно, не читая романа, запомнить и понять назначение всех новых лиц. Чем меньше их в синопсисе, тем лучше.
  
   А что в реальности? В одном из синопсисов был обнаружен приблизительно такой вариант:
  
   "Характеры героев в моем романе раскрываются в следующих главах:
   Глава 1. Попаданка поневоле. Маша Иванова (девочка) и Медведь Топтыгин (медведь).
   Глава 2. Кулинарный шедевр. Панда Иностранец (панда) и Тигр Полосатый (тигр).
   Глава 3. Я из лесу вышел. Жучка (собака) и Бабушка с Дедушкой (бабушка и дедушка)".
   И.т.д. - всего 15 глав с героями.
   Во-первых, не надо делать подобное "расписание". Во-вторых - что же получается: в остальных главах романа, кроме названной, герой вообще себя не проявляет? Или его там просто нет? Это должно быть ясно из сюжета.
  
      -- Кульминация.
   Этот пункт должен быть обязательно. Даже если вы не знаете или не уверены, где именно кульминация вашего романа - кульминация в синопсисе должна быть четко прописана. Но это не значит, что нужно писать "Кульминация разворачивается в конце произведения" - да, встречается и такое.
   Просто рисуйте кульминацию. Как правило, это самый напряженный момент. "Завладев кольцом, Горлум падает в бурлящую лаву".
   Можно и подробнее. Например, в "Голодных играх" Сьюзен Коллинз кульминация - когда оставшиеся в живых Китнисс и Пит узнают, что им придется убивать друг друга. И это диктует дальнейший сюжет.
  
      -- Финал.
   Обязательно наличие четкого, ударного финала. Если роман заканчивается плохо - подчеркните трагедию. Если герой побеждает - не забудьте сказать о "бонусах" - сдвиге в характере, приобретении особых свойств, женитьбе, получении магистерской степени и.т.д. Если концовка, несмотря на позитив, связана с крайне неприятным для героя событием - сделайте акцент на другом. Например, в романе Натальи Шнейдер "Двум смертям не бывать" Рамон в финале лишается рыцарского сана. Не стоит делать сообщение об этом тяжелом испытании последним предложением синопсиса. Лучше сказать о друзьях и возлюбленной, которые помогают герою выстоять.
  
   Пример финальной фразы:
   "Антон становится героем, возвращается в родной город и с помощью Интернета сообщает царской семье о восстании декабристов". Синопсис закончен, все понятно.
  
   Но почему-то некоторые авторы так не считают. И на восьмой странице синопсиса редактор с удивлением обнаруживает следующее:
  
   "Сюжет книги.
   . 1) В первой части герой попадает в условное средневековье, где и начинают разворачиваться события. Этот мир наделен магией, там живут эльфы и гоблины. В основном главному герою приходится иметь дело с людьми. Примечательной чертой этого мира является Внеземелье - область типа магической Зоны. В ней существуют аномалии и различные мутанты, а так же немногие выжившие люди.
   2) Во второй части герой возвращается домой.
   3) В третьей части он снова оставляет родной мир и попадает в средневековье, из которого с таким трудом выбрался".
  
   Сюжет книги? А что же было до того?
   Это уже похоже на синопсис синопсиса. Который был на первых семи страницах. Пожалуйста, не надо. Это лишнее.
  
      -- Авторская позиция.
   Автор может быть беспартийным и коммунистом. Вегетарианцем и сторонником раздельного питания. Славянофилом и западником. Журналисты будут рады узнать об этом - потом, когда ваш роман станет бестселлером. А скорее всего - не один роман. Но пока нас - редакторов, читателей - это не интересует. Нас интересуют только взгляды и принципы вашего героя - лишь о них вы можете говорить в синопсисе.
   Пример.
   "Офицер военного времени Илья Смирнов, покидая приснопамятный разоренный Сталинград, еще не ставший, к счастью своему, Волгоградом, направляется к своему знакомому, маршалу Жукову".
   Возникает резонный вопрос: для кого является счастьем то, что Сталинград в вашем романе не стал Волгоградом? Очевидно, что не для героя, а для автора - а значит, это лишняя информация. Употребления устаревших слов ("приснопамятный") также нужно избегать - они не соответствуют стилю синопсиса.
  
   Чего еще не надо делать. Примеры.
  
   "В своем романе я использовал нетривиальную идею..."
   Поверьте, редактор умеет читать. Если идея есть - ее найдут. Если же ее нет - вы можете хоть десять раз повторить обратное - вам это не поможет.
  
   "Предыстория
   Все читали сказки о бабе Яге, но мало кто знает, что в них отразились реальные события. Роман "Берег Костяной Ноги" впервые рассказывает о том, что произошло на самом деле".
   Во-первых, как мы уже знаем, никаких пред- и пост- историй в синопсисе быть не должно. Во-вторых - не очень хорошо считать читателя глупее себя. Читатель этого не любит.
  
  
   "В синопсисе не упоминаются некоторые моменты повествования: путешествие отряда троллей из Мрачных пещер, борьба проклятого народа с целым Королевством, однако акцент в дальнейшем на них будет возрастать".
   Думаю, пояснения излишни.
  
  
   Вообще избегайте объяснений. Вы пишете не рецензию, вы кратко пересказываете сюжет.
  
   А теперь некоторые нюансы.
  
  
   Если в середине романа встречается ретроспектива - значит ли это, что о событиях, описываемых в ней, надо сообщить читателю раньше, согласно хронологии?
   Нет, ни в коем случае. Читатель синопсиса должен получать информацию в том же порядке, что и читатель романа.
  
   А что делать, если в романе две и более сюжетные линии?
   Тогда задача усложняется, но принцип остается тем же. Мысленно переводим три линии в одну и сохраняем последовательность, акцентируя на ключевых событиях. Если у вас, к примеру, один герой воюет, второй в это время учится в академии магии, а линия третьего появляется только в письмах к первому, придется чередовать: поле боя - академия- письмо. Разумеется, автор вправе решать, какую долю повествования отвести каждой линии. Вовсе не обязательно объем будет равноценным.
  
   А если романа еще нет?
   Бывает, что нужен предварительный синопсис. Некоторые писатели только так и работают: сначала пишут синопсис, а потом, опираясь на него - роман. Иногда издательства требуют синопсис и первую главу (или несколько глав) - чтобы затем заключить договор с автором на написание романа. По схожему принципу действуют редакторы проектов.
   Этот синопсис, как правило, более подробный. Здесь вы уже перечисляете не только ключевые сюжетообразующие, а все крупные события, запланированные для героя и всех персонажей второй очереди. Конечно, упомянуть каждого энта в лесу и каждый чих главного героя вы все равно не сможете. В остальном принципы написания те же: вот только роман, содержание которого вы пересказываете, существует пока лишь у вас в голове.
  
  
   Синопсис чужого романа писать легче, чем своего.
   Синопсис готового романа писать легче, чем предварительный синопсис.
   Но при этом:
   предварительный синопсис проектного романа писать еще легче.
  
   Счастливого синопсиса!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"