Аннотация: Статья написана для журнала "РБЖ-Азимут"
"Какой заяц? Какой орёл? Какая блоха"?! (с)
Что обычно говорит автор, поставив точку в конце последнего предложения?
Правильно. "Роман я закончил, а теперь буду мучиться и писать синопсис".
И начинается ад. Сначала для писателя, потом для издателя, который будет читать рожденное в болезни, пытаясь понять, о чем речь.
А между тем синопсис - это не так сложно. Нужно только определиться: что вы делаете и зачем.
Откуда есть пошла эта тема.
Для чего вообще нужен синопсис? Обычно его требует издательство, когда вы посылаете роман. Кроме того, он отправляется вместе с рукописью на мастер-класс или романный семинар. Редактор (или ведущий мастер-класса, или собрат по группе, а иногда ваш потенциальный читатель) читает в первую очередь ваш синопсис. Таким образом он сможет понять две вещи: насколько четко вы умеете излагать мысли (а значит, стоит ли читать сам роман) и о чем роман в принципе.
"Эта песня о бедном рыбаке, который поплыл из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу, ждала-ждала, пока не дождалась. Она сбросила с себя последнюю одежду и... тоже бросилась в бурное море. И сея пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли".
"Формула любви".
Вот это и есть идеальный синопсис. Ничего лишнего.
К сожалению, часто издательства получают другие синопсисы - сумбурные и многословные, в которых легко запутаться. Попытаемся разобраться, как же сделать так, чтоб у нас не получился "тулуп, который вышел из зайца, на которого упала тень от города, который орел летел-не перелетел, бежал-не перебежал".
Смотрим определение: "Синопсис - это изложение в одном общем обзоре, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений, одного целого предмета или одной области знаний. В издательском деле - краткое содержание рукописи".
Говоря простым языком, синопсис написанного романа - это краткий пересказ сюжета. Больше ни-че-го. (Есть нюансы, но об этом позже).
Автора интересует в первую очередь синопсис собственного романа, который он собирается послать в издательство. Его и рассмотрим.
С чего начинать.
Тренироваться лучше на кошках. А именно - на чужих готовых произведениях. И есть смысл взять известных авторов. Берем любой роман известного фантаста и для начала пытаемся выразить содержание одной фразой, которая должна включать три обязательных пункта: кто, что делал, чем закончилось.
Примеры.
"Это история о том, как школьник Арсен, вступив в противоборство со злым гением виртуальной реальности, навсегда остается в оцифрованном мире".
"Это история о том, как землянин Максим, оказавшись на незнакомой планете, чуть не разрушил тоталитарный уклад тамошнего общества".
"Это история о том, как девочка Василиса, узнав, что обладает волшебным даром часодейства, добывает ключ от часового круга".
"Это история о том, как юный волшебник Гед вызывает из мрака свою тень и в нелегком бою побеждает ее".
Теперь попробуйте так же, одной фразой, выразить основную мысль своего романа. Удалось? Если нет, продолжаем до победного. Если получилось - отлично. Это скелет вашего будущего синопсиса. Продолжая работать дальше, не отступайте от него.
Переходим непосредственно к синопсису.
Принципы написания короткого синопсиса к своему и чужому роману одинаковы. Почему это легче делать на известном романе известного автора - потому что он обычно лучше написан. (Особенно если вы - автор начинающий). А значит, легче будет выделить ключевые моменты.
Итак, держим в голове то самое предложение, которое мы только что сочинили (скелет), и пишем по пунктам первую фразу синопсиса.Из чего она будет состоять.
--
Герой. Род занятий, возраст, обстановка.
Начать лучше с героя. Возьмем самый простой вариант: в романе одна сюжетная линия и один главный герой.
Для начала назовем героя по имени. Желательно назвать его правильным именем, данным "при рождении" - ведь не секрет, что у некоторых авторов в начале повествования героя зовут Вася, а в середине он уже Коля. И хорошо еще, если не Света.
Вася у нас студент? Сисадмин? Робот? Инопланетянин? Где живет и сколько ему лет? Под "обстановкой" понимается прежде всего эпоха. Что за окном - наши "нулевые" или альтернативное "средневековье"? Или далекое будущее?
--
Завязка. Событие, произошедшее с героем, которое вылилось в сюжет вашего романа.
Если герой - попаданец, то чаще всего - это как раз момент перехода в другой мир. Для фэнтези ключевым событием может быть пропажа артефакта, из-за которого герой отправляется в квест. Или начало войны. Или неожиданное письмо. Для боевика - внезапное нападение неизвестных в подворотне. Для НФ - открытие. Иными словами - это эпизод, который изменил судьбу и повлек череду последующих событий, ранее не запланированных. Т.е. образовал сюжет. Не нужно описывать предыдущие десять страниц, на которых герой с бутылкой пива сидит перед монитором.
Несколько вариантов первой фразы из произвольно выбранных синопсисов.
А. "В своей первой книге "Инопланетяне. По ту сторону космоса" я представляю загадки Вселенной и свой взгляд на них".
Мы видим, что начало совершенно не соответствует схеме. И сразу можем сделать несколько выводов:
- автор - зануда
- автор не умеет писать по существу
- автор переоценивает свои силы
Но может, мы ошибаемся? Выхватываем фрагмент из середины этого синопсиса:
"Извините за непоследовательность, но мне нелегко в нескольких фразах пересказать всю книгу. Каждое написанное слово для меня очень ценно и просто выкинуть его очень сложно".
Нет, мы не ошиблись. Автор пока не умеет писать синопсисы - а возможно, не только их. Но все поправимо.
Б. "Главный герой романа - оборотень Марвин из правящего клана Даркфорест".
Это уже лучше: автор начал с героя. Но при этом не дает нам никаких вводных: что за эпоха? Что за местность? Что за правящий клан - т.е. есть и другие кланы? Автору придется объяснять это отдельно - а значит, синопсис обещает быть как минимум затянутым.
В. "Главный герой романа, древесный эльф по имени Фортель, бывший киллер, который после выполнения очередного задания решил покончить с ненавистной работой, вспоминает древнее эльфийское сказание о Зачарованной Кольчуге, сделанной колдуном".
Из трех вариантов этот - наиболее близок к желаемому. Осталось убрать лишнее: "главный герой романа" и "по имени". Эпоху можно не указывать - на нее косвенно указывает кольчуга.
Иногда бывает, что завязка романа происходит без главного героя. Тогда начинаем с события и эпохи.
Пример.
"2010 год. В результате взрывов в московском метро погибает несколько магов огня. Сильнейшие магические кланы организуют комиссию по расследованию".
Но главный герой не должен заставлять себя ждать:
"В это время в отделение к магу-травматологу Кариму привозят девушку-оборотня с несколькими переломами. Врач оперирует ее".
--
Прочие ключевые (сюжетообразующие события).
Не надо расписывать каждый шаг героя, каждый его день, каждый взгляд. Но желательно указать опорные точки сюжета - те моменты, которые повлияли на дальнейшее действие. Изменили направление, ввели новых персонажей, наградили небывалыми свойствами.
Например. В синопсисе романа "Гарри Поттер и кубок огня" необходимо упомянуть все этапы состязания, а также ссору с Роном Уизли - каждое из этих событий влечет за собой последующее ключевое, а цепь из них формирует линию поведения Гарри. А вот рассказывать про рождественский бал не обязательно - это красивый, но не ключевой момент в романе.
А что у авторов? Заглянем в произвольно взятый синопсис.
Таких и подобных предложений быть не должно, им место в романе (не будем сейчас говорить о стилистике) но не в кратком пересказе сюжета. Если выше упомянутый звук так важен - максимум, что может остаться от фразы: "Ваалунд внезапно слышит странный звук и..." А дальше вы переходите к сути. "... и убегает", - к примеру.
--
Прочие персонажи.
Героев в романе может быть великое множество, иногда бывает с десяток героев второго плана (не эпизодических! Именно второго плана!). Скольким из них нужно предоставить место в синопсисе - решать автору. Но надо учитывать, что каждый лишний персонаж играет против вас и вашего синопсиса: невозможно, не читая романа, запомнить и понять назначение всех новых лиц. Чем меньше их в синопсисе, тем лучше.
А что в реальности? В одном из синопсисов был обнаружен приблизительно такой вариант:
"Характеры героев в моем романе раскрываются в следующих главах:
Глава 1. Попаданка поневоле. Маша Иванова (девочка) и Медведь Топтыгин (медведь).
Глава 2. Кулинарный шедевр. Панда Иностранец (панда) и Тигр Полосатый (тигр).
Глава 3. Я из лесу вышел. Жучка (собака) и Бабушка с Дедушкой (бабушка и дедушка)".
И.т.д. - всего 15 глав с героями.
Во-первых, не надо делать подобное "расписание". Во-вторых - что же получается: в остальных главах романа, кроме названной, герой вообще себя не проявляет? Или его там просто нет? Это должно быть ясно из сюжета.
--
Кульминация.
Этот пункт должен быть обязательно. Даже если вы не знаете или не уверены, где именно кульминация вашего романа - кульминация в синопсисе должна быть четко прописана. Но это не значит, что нужно писать "Кульминация разворачивается в конце произведения" - да, встречается и такое.
Просто рисуйте кульминацию. Как правило, это самый напряженный момент. "Завладев кольцом, Горлум падает в бурлящую лаву".
Можно и подробнее. Например, в "Голодных играх" Сьюзен Коллинз кульминация - когда оставшиеся в живых Китнисс и Пит узнают, что им придется убивать друг друга. И это диктует дальнейший сюжет.
--
Финал.
Обязательно наличие четкого, ударного финала. Если роман заканчивается плохо - подчеркните трагедию. Если герой побеждает - не забудьте сказать о "бонусах" - сдвиге в характере, приобретении особых свойств, женитьбе, получении магистерской степени и.т.д. Если концовка, несмотря на позитив, связана с крайне неприятным для героя событием - сделайте акцент на другом. Например, в романе Натальи Шнейдер "Двум смертям не бывать" Рамон в финале лишается рыцарского сана. Не стоит делать сообщение об этом тяжелом испытании последним предложением синопсиса. Лучше сказать о друзьях и возлюбленной, которые помогают герою выстоять.
Пример финальной фразы:
"Антон становится героем, возвращается в родной город и с помощью Интернета сообщает царской семье о восстании декабристов". Синопсис закончен, все понятно.
Но почему-то некоторые авторы так не считают. И на восьмой странице синопсиса редактор с удивлением обнаруживает следующее:
"Сюжет книги.
. 1) В первой части герой попадает в условное средневековье, где и начинают разворачиваться события. Этот мир наделен магией, там живут эльфы и гоблины. В основном главному герою приходится иметь дело с людьми. Примечательной чертой этого мира является Внеземелье - область типа магической Зоны. В ней существуют аномалии и различные мутанты, а так же немногие выжившие люди.
2) Во второй части герой возвращается домой.
3) В третьей части он снова оставляет родной мир и попадает в средневековье, из которого с таким трудом выбрался".
Сюжет книги? А что же было до того?
Это уже похоже на синопсис синопсиса. Который был на первых семи страницах. Пожалуйста, не надо. Это лишнее.
--
Авторская позиция.
Автор может быть беспартийным и коммунистом. Вегетарианцем и сторонником раздельного питания. Славянофилом и западником. Журналисты будут рады узнать об этом - потом, когда ваш роман станет бестселлером. А скорее всего - не один роман. Но пока нас - редакторов, читателей - это не интересует. Нас интересуют только взгляды и принципы вашего героя - лишь о них вы можете говорить в синопсисе.
Пример.
"Офицер военного времени Илья Смирнов, покидая приснопамятный разоренный Сталинград, еще не ставший, к счастью своему, Волгоградом, направляется к своему знакомому, маршалу Жукову".
Возникает резонный вопрос: для кого является счастьем то, что Сталинград в вашем романе не стал Волгоградом? Очевидно, что не для героя, а для автора - а значит, это лишняя информация. Употребления устаревших слов ("приснопамятный") также нужно избегать - они не соответствуют стилю синопсиса.
Чего еще не надо делать. Примеры.
"В своем романе я использовал нетривиальную идею..."
Поверьте, редактор умеет читать. Если идея есть - ее найдут. Если же ее нет - вы можете хоть десять раз повторить обратное - вам это не поможет.
"Предыстория
Все читали сказки о бабе Яге, но мало кто знает, что в них отразились реальные события. Роман "Берег Костяной Ноги" впервые рассказывает о том, что произошло на самом деле".
Во-первых, как мы уже знаем, никаких пред- и пост- историй в синопсисе быть не должно. Во-вторых - не очень хорошо считать читателя глупее себя. Читатель этого не любит.
"В синопсисе не упоминаются некоторые моменты повествования: путешествие отряда троллей из Мрачных пещер, борьба проклятого народа с целым Королевством, однако акцент в дальнейшем на них будет возрастать".
Думаю, пояснения излишни.
Вообще избегайте объяснений. Вы пишете не рецензию, вы кратко пересказываете сюжет.
А теперь некоторые нюансы.
Если в середине романа встречается ретроспектива - значит ли это, что о событиях, описываемых в ней, надо сообщить читателю раньше, согласно хронологии?
Нет, ни в коем случае. Читатель синопсиса должен получать информацию в том же порядке, что и читатель романа.
А что делать, если в романе две и более сюжетные линии?
Тогда задача усложняется, но принцип остается тем же. Мысленно переводим три линии в одну и сохраняем последовательность, акцентируя на ключевых событиях. Если у вас, к примеру, один герой воюет, второй в это время учится в академии магии, а линия третьего появляется только в письмах к первому, придется чередовать: поле боя - академия- письмо. Разумеется, автор вправе решать, какую долю повествования отвести каждой линии. Вовсе не обязательно объем будет равноценным.
А если романа еще нет?
Бывает, что нужен предварительный синопсис. Некоторые писатели только так и работают: сначала пишут синопсис, а потом, опираясь на него - роман. Иногда издательства требуют синопсис и первую главу (или несколько глав) - чтобы затем заключить договор с автором на написание романа. По схожему принципу действуют редакторы проектов.
Этот синопсис, как правило, более подробный. Здесь вы уже перечисляете не только ключевые сюжетообразующие, а все крупные события, запланированные для героя и всех персонажей второй очереди. Конечно, упомянуть каждого энта в лесу и каждый чих главного героя вы все равно не сможете. В остальном принципы написания те же: вот только роман, содержание которого вы пересказываете, существует пока лишь у вас в голове.
Синопсис чужого романа писать легче, чем своего.
Синопсис готового романа писать легче, чем предварительный синопсис.
Но при этом:
предварительный синопсис проектного романа писать еще легче.