Аннотация: Это небольшое предисловие к моей давней заметке "Экклезиологические поиски в ПСМБ".
Андрей Дударев
Булгаковский тренд.
В далеком теперь уже 2006-ом один человек, будучи в теме работы "Реактивация смыслов и динамика жизни. Духовные движения в РПЦ в ХХ-ом веке: экклезиологический аспект", предложил мне подготовить статью в газету "Кифа", где в сжатом виде присутствовали бы основные идеи работы. Тогда ещё многое мыслилось иначе, чем существует на настоящий момент времени. Статья была подготовлена и отправлена по электронной почте тогдашнему заместителю главного редактора "Кифы" Александру Бурову. Он с восторгом принял её и прислал мне следующий ответ: "Дорогой Андрей! Благодарен Вам за присланную статью. Всегда приятно, когда братья и сестры, члены нашего движения пишут серьезные богословские тексты. Тем более, по столь животрепещущей и важной теме. Я сделал небольшую редакторскую правку и разбил текст на главки. Посмотрите".
Мы вступили с Александром в обычную в таких случаях переписку между редактором и автором, в ходе которой присланный мною текст обрел конечный вид. Причем редактирование было творческим: нигде я не почувствовал давления, незначительные предложения Александра по корректировкам текста были вполне уместны и иногда весьма удачны. Поэтому итоговый вариант статьи, который устроил бы и редактора и автора, не заставил себя долго ждать. Александр сообщил, что в одном из ближайших номеров статья появится в газете. Название статьи предлагалось такое: "Откровение о Церкви. На каком этапе усвоения мы сейчас находимся?" Сейчас эту же статью я назвал бы иначе: "Экклезиологические поиски в ПСМБ".
В статье говорилось о том, что в Содружестве были разные волны. Была евхаристическая т.н. афанасьевская волна (связана с именами о. Николая Афанасьева и о. Александра Шмемана), была общинно-центричная волна (архим. Сергей Савельев, о. Сергий и о. Алексей Мечевы и др.), была беседническая волна... И вот тогда, в 2006-ом, мне казалось, в Содружество может прийти булгаковская волна, связанная, прежде всего, с мало понятой экклезиологией о. Сергия Булгакова (но этого не произошло, а появился т.н. неплюевский тренд, связанный с именем Н.Н. Неплюева).
И вот я стал ждать публикации.
Однако вышел один номер, другой, третий... А статьи всё нет. Я написал одно письмо Александру с вопросом. Нет ответа. Написал другое. Также таинственное молчание... Я стал думать, что случилось что-то нехорошее...
Вскоре стало понятно, что статья снята с публикации.
Я обратился к о. Георгию. Он сказал, что не со всем согласен в статье, поэтому опубликовать её в "Кифе" никак нельзя, и посоветовал разместить её в моем блоге.
Время шло. Была опубликована "Реактивация смыслов...", и поэтому острой необходимости в публикации именно "Экклезиологических поисков" не было...
Вскоре о. Георгий разместил свои размышления на эту тему в своих "Таинствоводственных беседах" (позже они вышли в 201-ом номере "Вестника РХД"), где использовал ту же методологию экклезиологических типов. Но, если в моей статье рассматриваются четыре экклезиологических типа: поместно-приходской, евхаристический, общинно-братский и пневматологический, то о. Георгий ограничивается только первыми тремя.
Таким образом, у нас с о. Георгием наметился некий творческий экклезиологический спор. Поскольку тексты батюшки доступны к прочтению, а мой пока нет, исправляю ситуацию и размещаю, как мне и было предложено, "в моем блоге", правда, с некоторым опозданием свою статью.
Итак, статья "Экклезиологические поиски в ПСМБ". 2006 г.