Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Феномен пророчества и переходное время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это небольшое эссе родилось из моего выступления на конференции "Служение Богу и человеку в современном мире". После выступления на одном из семинаров конференции, который назывался "Пророческое служение в Церкви и обществе", у меня возникла мысль письменно зафиксировать сказанное. Текст я и предоставляю на суд читателей. Первая публикация: сайт www.portal-credo.ru март 2012г.

  Андрей Дударев
  
   Феномен пророчества и переходное время.
  
   При исследовании феномена пророчества можно обратить внимание на тот факт, что очень многие библейские пророки живут в так называемое переходное время. При этом сам переход здесь возможен как в качестве географической перемены места пребывания (Моисей, Иеремия, Иезекииль и др.), так и в качестве перемены религиозно-политической конфигурации общества (Илия, Самуил и др.). В данном случае речь идет о тех людях, какие повлияли на большие социальные группы.
   Конечно, можно говорить о феномене пророчества применительно к личной жизни человека. И здесь тоже существенен тот факт, что с пророком человек обычно сталкивается, когда в жизни происходит "переход". Этот "переход" или "поворот" может быть связан с покаянием (напомним, что слово "покаяние" в переводе с греческого означает "изменение") или с обращением, т.е. обретением веры, с началом осознания человеком себя как того, кто "рожден свыше". Служение пророчества также нужно отделить от просто созерцания, т.к. оно связано с действием.
   При рассмотрении апостольского века в истории Церкви бросается в глаза, что в апостольских посланиях то здесь, то там говорится о пророческом служении. В более позднее время о феномене пророчества мы слышим гораздо меньше. Это вполне объяснимо в рамках того подхода "переходного времени", о котором мы говорили выше: с вступлением в силу Нового Завета в народе Божьем происходит значительная трансформация. Царство Божье с приходом мессии становится ближе, в народ Божий входят язычники, и сама жизнь народа Божьего существенно меняется. Такой резкий религиозный "поворот" сопровождается заметным усилением пророческого служения. Один из главных пророков того времени - апостол Павел, деятельность которого поистине имела поворотное значение для судьбы всей церкви.
   В более позднее время, когда церковь, новозаветный народ Божий, теряет целостность и распадается на малые группы или отдельных верующих, а существенная часть этого народа и вовсе расцерковляется, поводов для пророческого служения становится все меньше. При этом по-прежнему можно говорить о пророчестве применительно к отдельному человеку, такие встречи с пророками-подвижниками то здесь, то там происходят...
   Также время от времени появляются те, кто стремится единым взором охватить церковь и общество, пытаясь и для такого "расширенного" народа Божьего проникнуть в тайны Божьей воли. Применительно к судьбе нашего отечества и русской церкви, когда мы уже рассматриваем рубеж 19-го - 21-го веков, можно с некоторой долей условности к таким людям причислить и известных представителей русской мысли: Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, о.С.Булгакова, преп. Марию (Скобцову), А.И. Солженицына, митр. Антония (Сурожского)... Может быть, к этому ряду можно добавить ещё некоторые имена.
   В это время в стране и в тесно сплетенной с судьбой страны русской православной церкви происходят тоже существенные "поворотные" процессы, связанные с судом Божьим над церковью, который, по мнению многих, происходил в 20-ом веке, с антропологической катастрофой, с наступлением, так сказать, "постхристианской" эры. Из этого "поворота" русская церковь должна выйти либо обновленной, либо ей грозит опасность "вылететь за поворот" - сбиться с Божьего пути. Поэтому, когда мы говорим о современных задачах обновления церкви, нужно всегда иметь в виду, что задачи эти относятся не столько к конкретному духовному движению, сколько в некотором смысле даны объективно той совокупностью духовно-исторических процессов, в которую мы оказались вовлечены.
   В этом смысле "откровение о братстве как о пророческом действии" должно быть соединимо с другими откровениями, чтобы можно было говорить о некой цепи пророчеств. А разговор о харизме движения должен соединяться с разговором о временном и вневременном в пророчестве как таковом, с одной стороны, и с темой святого остатка - с другой.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"