Аннотация: Попытка поговорить о том, что такое целостная жизнь и как её обрести.
Среди моего круга знакомых довольно много тех, у кого в этом выборе между вечным и временным преобладает что-то одно. Кто-то живет исключительно временным, при этом всячески отмахиваясь от возможности существования вечного, даже прикрываясь какой-нибудь глубокомысленной цитатой вроде "нет ничего более постоянного, чем временное". Такие люди обычно воротят нос от всего "духовного", "церковного"... иногда даже от "высокого", "нравственного"...
А кто-то наоборот живет почти сплошь исключительно "вечным", как ему кажется. Это обычно напротив "высокодуховные", религиозные, глубоко нравственные до возведения альтруизма в категорический императив люди. Они же, как правило, непрактичны (и готовы кичиться этим), презирают продвижения по службе, звания, деньги (зачем? ведь вечность близко!).
Часто это два не общающихся и даже в чем-то непримиримых лагеря...
В чем мне тут видится проблема? В однобокости каждого из этих взглядов. В первом случае и временное не обретает всей той красоты движения, изменчивости, текучести - того, что так связано с непредсказуемостью жизни. Это временное, когда претендует на свою тотальность, стремится "поймать мгновенье" и поэтому часто извращается в окаменелость, скупость, закрытость или в навязчивый поиск эйфории... Я уж не говорю о том, что в этом случае у человека нет "духовного якоря", и его когда-нибудь может так тряхнуть, что все временное вряд ли послужит ему опорой.
А, если на свою тотальность претендует вечное, то типичные следствия этого: спиритуализм, уход от чувственной жизни, вообще потеря реальности....
Дело в том, что, по моему мнению, вечное проникает в мир через настоящее, а не через прошлое или будущее. Царство Божие либо открывается здесь и сейчас, либо не открывается вовсе. Поэтому нормальное состояние человека - это то состояние, когда и вечное, и временное в его жизни гармонично соединяются. Только тогда жизнь человека становится целостной, а сам человек имеет надежду на обретение полноты жизни, смысла и проч.