Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Некоторые соображения, вызванные прочтением "Таинствоводственных бесед" о. Георгия Кочеткова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эти комментарии к тексту ректора СФИ были написаны несколько лет назад и не публиковались по причине того, что сами "Таинствоводственные беседы" были тогда внутренним текстом Содружества братств. Однако после размещения "бесед" в "Вестнике РХД" (номера 200-201) они стали открыты для всеобщего доступа. Поскольку тема мне достаточно близка, считаю возможным предложить кое-какие свои мысли, что называется, по поводу... Также на эту тему см. заметки "Булгаковский тренд" http://samlib.ru/editors/d/dudarew_a_n/bulgakovskiytrend.shtml и "Экклезиологические поиски в Преображенском Содружестве Малых Братств. 2006 г." http://samlib.ru/editors/d/dudarew_a_n/ekkleziologicheskiepoiskivpsmb.shtml

  В данном случае речь идет о Теме 10-ой выпуска 7-го. Тема формулируется так: "Таинство веры человека и церкви в новозаветную церковь - экклезиология", 2008г. (позже этот текст был опубликован в "Вестнике РХД").
  В мои задачи вовсе не входит комментирование всей брошюры целиком. Остановлюсь исключительно по личным соображениям лишь на некоторых моментах.
  Дело в том, что в брошюре о. Георгия (с. 35-56) представлены различные типы экклезиологий. Ранее, в 2006 г., попытка предложить методологию экклезиологических типов (моделей) была сделана в моей работе "Реактивация смыслов и динамика жизни. Духовные движения в РПЦ в 20-ом веке. Экклезиологический аспект": http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3143 (на богословском портале "Киевская Русь" эта работа была опубликована под названием "Теология духовных движений": http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/4110/ ). Но, если в моей работе было представлено четыре экклезиологических типа: поместно-приходской, евхаристический, общинно-братский и пневматологический, то в брошюре о. Георгия представлено три типа: поместно-приходской, поместно-евхаристический и общинно-братский.
  В "Таинствоводственных беседах" также как в "Реактивации..." сначала дается характеристика экклезиологического типа, а потом его критика.
  Надо сказать, что о. Георгий довольно подробно развертывает сами экклезиологические типы то здесь, то там приводя удачные цитаты. Так, интересным представляется включение в поместно-приходской евхаристический тип как противовес обмирщению монашеско-аскетическую церковность и соответствующую ей экклезиологию (с.38). Также о. Георгий обращает внимание на то, что в этом экклезиологическом типе центральным для клира становится таинство священства, а для мирян - таинства покаяния, венчания, соборования, но не евхаристия. В поместно-евхаристическом типе кратко представлена некоторая критика со стороны противников евхаристической экклезиологии: обвинения в обособленности жизни каждой общины, а также небрежение служением епископа (с.43). Верно наблюдение, что поместно-евхаристическая община - это община неравных, т.е. по-ветхозаветному иерархическая (с.43).
  Особого рассмотрения заслуживает общинно-братская экклезиология, которую о. Георгий дополнительно усиливает эпитетом евангельская. Соглашаясь в целом с некоторыми характеристиками, представленными в этом экклезиологическом типе, всё же вынужден констатировать, что некоторые обобщения сомнительны. В частности, о. Георгий внутрь общинно-братской экклезиологии включает и экклезиологические разработки о. Сергия Булгакова, представленные в его книге "Невеста Агнца" (в моей работе эта экклезиология выделена в самостоятельный тип и имеет название пневматологическая экклезиология). Это с критической точки зрения не совсем корректный ход, т.к. о. Сергий Булгаков исходит из принципиально иных оснований в своих рассуждениях. Для о. Сергия "после Боговоплощения и Пятидесятницы Христос есть глава всего человечества и, следовательно, живет в нем. То же справедливо и по отношению к Духу Святому" (о. Сергий Булгаков "Невеста Агнца", с. 284). Следовательно, границы церкви у о. Сергия Булгакова и у о. Георгия Кочеткова не тождественны. Если границы церкви у о. Сергия - это границы Духа и поэтому имеют право претендовать на тотальность, то у о. Георгия границы церкви в общинно-братской экклезиологии - это границы общин и братств, в которых тоже, конечно, проявляет себя реальность Духа, но в строгом смысле реальность Духа общинами и братствами не исчерпывается и поэтому тотальность в общинно-братской экклезиологии может обратиться в своего темного двойника - тоталитарность...
  В остальном с текстом о. Георгия вполне можно солидаризироваться. К тому же я приятно удивлен тем, что разрабатываемая когда-то мною методология экклезиологических типов имела свой резонанс в размышлениях ректора СФИ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"