О предельных обстоятельствах и запредельных состояниях.
Слова преп. Силуана Афонского "держи ум свой во аде и не отчаивайся" имеют, на мой взгляд, не только внутренний, связанный с душевным состоянием смысл. Можно также говорить и о внешней, событийной интерпретации этих слов. У Ф.М. Достоевского в "Братьях Карамазовых" есть такие слова: "в горе счастья ищи". Вряд ли, писатель устами старца Зосимы говорил о мазохизме. Скорее, речь идет о некоей настроенности не бояться скорбных обстоятельств. Конечно, ад - это прежде всего внутреннее состояние, связанное с переживаниями стыда, отчаяния, депрессии, страха, боли... Но ад - ещё и внешние обстоятельства жизни. Иногда состояние приводит к обстоятельствам. Иногда обстоятельства - к состоянию. В едином мире граница между внешним и внутренним условна. Привычка держать "ум во аде" приводит к тому, что человек внимательнее относится к действиям благодати Божьей. Смиряя себя, он научается не терять её. Это приводит к душевному миру. Так, преп. Силуан говорил, что настал момент в его жизни, когда благодать уже не оставляла его. Привычка искать "счастья в горе", настроенность на горе, приводит к тому, что в движении субъектов и объектов начинает прослеживаться некая метафизически-позитивная направленность. Горе может 'преломиться' в радость. Жизненный кризис часто помогает выявить важное и отбросить лишнее, произвести переоценку ценностей, подвергнуть ревизии субъект-объектные отношения. При этом анализируются собственная идентичность и место в мире. С новой остротой звучат вопросы: 'кто я?' и 'где я?'. "Человек не падает, он лишь приседает, чтобы прыгнуть выше", - говорится в одной хасидской притче. А преп. Антоний Великий говорил, что видит всех людей спасающимися....
Конечно, чтобы применять такой подход в жизни, нужен некоторый опыт, позволяющий отделить подлинное от всевозможных обманок, которых очень много, особенно когда речь идет об обстоятельствах жизни. В этом есть трудность в практической используемости метода. Поэтому без добродетели трезвения здесь не обойтись...
Что-то меня на аскетически-социологические обобщения потянуло...