Статья архимандрита Кирилла у меня она вызвала двойственное впечатление. С одной стороны предлагается некий историко-теологический экскурс, в ходе которого автор демонстрирует знакомство с широким спектром богословских и философских текстов, с другой - обильно вводятся избыточные или бессодержательные по сути термины: мета-экклезиология, церкво-ориентированная (церковь), экклезиоцентричная (церковь), теополитическое (сознание).
При этом заинтересовало описание идеи создания общих богословских языков (евхаристическая экклезиология и персонализм) в разных конфессиях. Это могло бы послужить некой основой для будущего внеконфессионального единства. Добавим, что причина конфессионального разделения в иерархии, а не в общине. Поэтому сам акцент на общинности, мне кажется, вполне справедлив. Верно наблюдение, что евхаристическая экклезиология (в разных конфессиях) должна была бы переориентировать Церковь с административных структур на общину. Однако в отличие от протестанта Рудольфа Зома, который и представлял такой вариант, в экклезиологии о. Николая Афанасьева евхаристическое собрание не мыслится никак иначе, кроме как общины, возглавляемой епископом. Т.е. вся эта идея переориентировки подрубается на корню.
Отдельно стоит сказать о "природе Церкви". Здесь автор, как представляется, хочет ввести дополнительный универсальный богословский язык, который он пытается представить в догматическом ключе. Мне эта попытка не представляется удачной, т.к. она натыкается на проблему возможности единства по принципу ортодоксии. В корне не согласен с противопоставлением административной природы Церкви её же благодатной и евхаристической природам. Идея оправдания епархиальных структур как структур, призванных к модерированию межобщинных связей выглядит заманчиво. Однако сами эти структуры вряд ли согласятся с такой ролью. К слову, в "Церкви Духа Святого" о. Николая Афанасьева роль старейшего пресвитера совсем не в модерации. Если епископы, как пишет автор, "продолжают выполнять мистериальную и пастырскую роль в общинах", тогда не очень четко представляется в чем именно будет тогда выражаться общиноцентричная природа Церкви.
В любом случае отдельное спасибо автору за заявленную тему.