Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Семья, дети и... иудео-христианский диалог

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это моё выступление на одной из встреч, записанное (с небольшой коррекцией) некоторое время спустя. Встреча была посвящена вопросу церковного отношения к детям. Первая публикация http://www.kiev-orthodox.org

   Андрей Дударев
  
   Семья, дети и... иудео-христианский диалог.
  
   Так случилось, что я в какой-то степени оказался приобщен к проблематике иудео-христианского диалога. Иудеи, надо сказать, в значительной своей массе вовсе не собираются признавать Иисуса Христа Мессией. Максимум, на что готов "официальный иудаизм" - это на некоторый диалог, в ходе которого можно так или иначе сопоставлять "два Завета". И вот в этом сопоставлении обычно выявляются некие весьма существенные различия. Различий этих довольно много, и одно из них касается того, какой из Заветов считать, если так можно выразиться, главным. Христиане обычно говорят, что Ветхий Завет (а соответственно и всё иудейское наследие) - это лишь путь к Новому Завету, в котором если уж происходит не завершение Божественного откровения, то, во всяком случае, является бОльшая полнота. А "вредные иудеи" говорят, что нет: это христианский Завет - лишь дверь, ведущая в Иудаизм (Ветхий Завет). Основные откровения там.
   Про Новый Завет и христианские откровения нам, христианам, более-менее известно. А что это за такие ветхозаветные откровения, о которых христиане не знают?
   Заметим, что далеко не всегда в Ветхом Завете громким словом "откровение" обозначаются те или иные нюансы жизни человека, вовлеченного в пространство богообщения. Например, "откровение о семье", т.е. о некоем онтологическом единстве мужчины и женщины с вытекающей отсюда заповедью "не прелюбодействуй", можно и не счесть за откровение. Тем более, что Новый Завет довольно красноречиво семье по плоти противопоставляет семью по духу: "И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мар. 3:33-35). Кстати, из этой фразы Иисуса иногда выводят ту мысль, что семья и родовые отношения в Новом Завете уходят на задний план, а на передний план выходит община верующих и духовные, а не родовые отношения внутри этой общины. Налицо некая коллизия, которая усугубляется тем обстоятельством, что становится непонятно, что делать с детьми, которые могут появиться в семьях, оказавшихся внутри общины верующих.
   В рамках представленной "новозаветной антропологии" возможны, по сути, два варианта ответа: первый - это попытаться совсем отказаться от детей (так или иначе это достижимо только в монашестве - предельной форме несемейной жизни), и второй вариант - посвящать детей (если не всех, то хотя бы некоторых) Богу, причем, что понимается под таковым посвящением, ещё нужно специально разбираться. Надо сказать, что монашеское и, часто, братское христианство, терпимо вообще относясь к семейной жизни, всё-таки считает путь одинокого служения более богоугодным.
   Что же по поводу этого может сказать Иудаизм (а с ним вместе и весь Ветхий Завет)? Да, в общем-то, одну простую вещь, а именно: отношения в семье, а, следовательно, между мужем и женой должны быть не только плотскими и родовыми, а ещё и духовными. История из книги Бытия об Адаме и Еве, по сути, ставит задачу обретать "семье по плоти" общение с Богом. И только через обретенное богообщение возможна гармоничная полноценная жизнь супругов друг с другом и окружающим миром. Также и с детьми. Дети - это дар Божий, и как каждый дар, они должны быть посвящены Богу, т.е. отданы Ему обратно в некоем жертвенном акте. И через этот жертвенный акт отношения с детьми, также как и в случае отношений между супругами, становятся не только родовыми, но и обретают духовное измерение. Прообраз таких чистых, избавленных от родового эгоизма отношений - отношения Авраама и Исаака после жертвоприношения Исаака (т.н. Уральский принцип (о воцерковлении и посвящении Богу детей), широко обсуждающийся сейчас в ПСМБ, безусловно, имеет свои духовные корни именно в этом ветхозаветном событии). Поэтому отношение Авраама и Исаака - это не только отношения отца и сына, но ещё и отношения двух членов народа Божьего. Идет ли в этом случае речь о каком-то особом посвящении Исаака? Нет. Просто противопоставление семейно-родовых и духовных отношений стирается. Конечно, это еще "ветхозаветное откровение", но христианам нет особой нужды от него отказываться.
   Надо сказать, что из хода нашего рассуждения подспудно может возникнуть желание расширить т.н. Уральский принцип на отношения мужа и жены, но об этом поговорим как-нибудь в другой раз...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"