Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Метафизический синтетизм Михаила Шемякина. "Другое" христианское искусство?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Михаил Шемякин интересен не только как прекрасный скульптор и художник, но и как духовный мыслитель, через творчество которого приоткрываются доселе скрытые грани реальности. Первая публикация: www.portal-credo.ru, май 2012г.

  Андрей Дударев
  
  Метафизический синтетизм Михаила Шемякина. "Другое" христианское искусство?
  
  Помню впечатление, которое произвела на меня скульптурная композиция Михаила Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых", когда я впервые увидел её на Болотной площади. Была обычная прогулка по Москве, и вдруг - будто злые духи вышли из-под земли и стали кружить свои мрачные хороводы... Помню, было ощущение легкого шока.
  Присмотревшись повнимательнее к этим "духам", я уже начал улавливать какой-то смысл. В центре - дети. Вокруг - "пороки". Сами "пороки", изображенные в виде неких монстров, - порождения взрослых. Получается, что дети, появляясь в этот мир, оказываются окруженными этими силами тьмы, готовыми разорвать их на части. В скульптурной композиции монстров символически тринадцать. Они имеют названия: наркомания, проституция, воровство, невежество, лжеученость, пьянство, равнодушие, садизм, и т.д.
  Но даже, когда я ухватил для себя смысл увиденного, шок не прошел. Всё равно оставался вопрос: что это? То ли застывший ужас из чьего-то кошмарного сна? То ли карикатурный гротеск в стиле Хармса? То ли картины Иеронима Босха в скульптуре? То ли что-то столь яркое и необычное, что может быть свойственно лишь гениальности?.. Увиденное было настолько свежим, непривычным и одновременно глубоким, что не вмещалось ни в какой культурологический контекст. Примерно такое же впечатление было у меня, когда я впервые услышал альбом "Island" группы "King Crimson". Как и музыка "Crimson", шемякинское искусство - сложное, многоплановое и безукоризненно точное.
  Позже я больше узнал об авторе - Михаиле Шемякине. Жизненный путь этого человека извилистый. Родился он в 1943 году в Москве, но детство прошло в Германии, где служил отец. По возвращении на родину в 1956 году Михаил Шемякин поступает в Ленинградскую среднюю художественную школу имени И.Е. Репина при Академии художеств. Затем из этой школы его отчисляют ввиду того, что его художественное мировоззрение не соответствовало нормам соцреализма. Он работает чернорабочим, попадает в психиатрическую клинику, скитается, какое-то время даже живет в монастыре... Пять лет работает такелажником в Эрмитаже. Всё это время Михаил Шемякин не оставляет творчества и ищет творческого общения. В 1967 году он создает группу "Санкт-Петербург" и в соавторстве с философом Владимиром Ивановым разрабатывает теорию метафизического синтетизма, посвященную созданию новой иконы на основе изучения искусства всех времен и народов. Но на родине скульптора и художника не принимают. Он является объектом гонений, которые заканчиваются в 1971 году высылкой из страны и лишением гражданства. Десять лет он живет и работает в Париже. Здесь он получает известность и мировое признание. В 1981 году Михаил Шемякин перебирается в Нью-Йорк, а с 1989 года получает американское гражданство. Сейчас он общепризнанный мэтр, неоклассик, "гражданин планеты", один из чтимых людей мира искусства и культуры.
  Наиболее известные его скульптурные работы - это "Кибела" (Нью-Йорк), "Казанова" (Венеция), "Петр первый" (Лондон, Санкт-Петербург), "Памятник Владимиру Высоцкому" (Самара), "Мемориал жертвам политических репрессий" (Санкт-Петербург), уже упомянутые "Дети - жертвы пороков взрослых" (Москва)... Помимо этого он ещё занимается живописью и графикой, декорирует спектакли, работает с керамикой и стеклом, устраивает современные ныне performances... Диапазон настолько широк, что иногда люди даже не понимают, как это всё может делать один и тот же художник.
  О себе, когда его спрашивают, Михаил Шемякин обычно говорит, что он православный христианин, добавляя при этом, что нерадивый изрядно. Когда же вопрос задают о том, можно ли считать его искусство христианским, он отвечает:
  "Есть ведь целые школы нового христианского искусства, от которых у меня просто мороз по коже! Подлинное христианское искусство может быть вовсе и не связанным с религиозными мотивами, с изображениями святых и прочим. Я, например, считаю величайшим христианским художником Михаила Матвеевича Шварцмана, хотя он в своем творчестве полностью отошёл от образной системы. Он, кстати сказать, прекрасный знаток древнерусской иконы. Я считаю, что после прихода школы Симона Ушакова и разрушения русского канона иконы, она просто-напросто рухнула. И всё, что было связано с религиозной живописью, в том числе и творчество Нестерова, хотя он очень искренний художник, - очень далеко, по моему пониманию, от христианского символа. И особенно далеки современные так называемые христианские школы, как они себя именуют, Христос со слезой, со слезищей... Это тот же лже-Христос, о приходе которого Христос и предупреждал. Растление народного вкуса и только. А в католических церквах - эти пластиковые мадонны, сусальные образы, похожие на журнал Нива, переведенный в краски..." .
  Трудно не согласиться... Можно ещё добавить, что так называемое официальное христианское искусство замкнулось в храме и уже давно стало именно храмовым искусством, исчерпываясь иконописью, храмовой архитектурой и церковным пением (хотя в каждом направлении возможны свои мастера)... Оно стало в известном (соловьевском) смысле музейным. Конечно, никто не призывает отказаться от всего многовекового христианского культурного наследия... Но в таком, всё-таки узком понимании традиции христианского искусства забыто одно очень важное измерение. Я вот что имею в виду. Есть такая, довольно существенная христианская категория - категория суда мира сего. Христос, восходя в Иерусалим, сказал: "ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон" . Христиане продолжают дело Христа на земле, они судят мир сей и в духовном смысле побеждают его: "побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" . В так называемом константиновском периоде церковной истории, когда видимая церковь во многом соединилась с сильными мира сего, эта категория куда-то ушла, ушла в том числе и из церковного искусства. И, как следствие, она часто в том или ином виде возникает за пределами церковной ограды, становясь своего рода противовесом лубочной посредственности.
  Искусство метафизического синтетизма Михаила Шемякина не боится прямых ассоциаций с формами далеких и близких эпох. Его корни глубоко уходят в историческую почву. Оно напоминательно - и указывает надежный путь проникновения в духовные основы макро- и микрокосмоса, где под маской обыденного открывается фантастическое...
  Михаил Шемякин - тот человек, который не отчужден ни от мира искусства, ни от церкви. Может быть, на его примере мы можем говорить о зарождении какого-то нового, но вместе с тем очень важного и очень нужного направления?
  Можно ли называть такое христианское искусство "другим" наподобие того, как есть "другое кино" или "Другая Россия"? Или дилемма по большому счету остается всё той же: есть хорошее искусство и есть плохое? Не знаю. Наверное, всё же шемякинские акценты довольно существенны.
  Как бы там ни было, но духовная реальность в творчестве признанного мастера Михаила Шемякина распахивается навстречу изумленному зрителю с непримиримой пронзительностью...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"