Я покачал головой и трактирщик-зверолюд насмешливо осклабился:
- Ты, Конст, в последнее время сам не свой. Что случилось? Неужто спокойная жизнь не по душе?
- По душе, Фарри. Но ты же знаешь, мы уходим из вашего мира.
- Так и пора, наверное? Вашими стараниями уничтожена Тьма, наладили торговлю, ремесла, разумные живут по всей земле в мире и довольстве. Дело сделано, теперь вам пора идти в новые миры. Так?
- Так. Но что, если наша точка зрения...
- Что этот мир создан для вашего развлечения, а потому исчезнет, как только вы его покинете? Конст, ну сколько можно верить в глупые сказки? Я живу тут уже сорок лет, видел много ваших и большинство думало именно так. Суеверие это и ничего больше. Ну, ты прости, конечно - я махнул рукой, заглянул в кружку, и трактирщик тут же долил. - За счет заведения. Нет уж, мы живем, и вы живете. Наш мир свободен и вам, светлым пришельцам, пора идти по следам Тьмы. Я прав?
- Прав, конечно.
Непись торжествующе поднял палец, скорчив забавную рожу, а потом переключился на другого клиента. Я отхлебнул, потом кивнул на мгновение отвлекшемуся трактирщику и оставив кружку с недопитым "гномьим светлым" на столе вышел.
Через двадцать минут отключение последнего сервера. Игра, в которой я провел немало славных часов, да что там - в которой я прожил жизнь. Точнее - вторую жизнь. Здесь я восстанавливался, и душой, и телом, пытался сначала вспомнить родных, а потом забыть. Пятьсот уровней, триста почетных улучшений, все высшие достижения и титулы - Мастер-защитник, Воин Света, Жрец Всех Богов, Божественный Кузнец, Первый из Небесного Града и прочая, прочая. Уже лет десять игра жила лишь как соцпроект, несколько оставшихся сотен игроков, летали над миром, не столько творя его судьбу, сколько подправляя. Тут разбойников вывести, там злого мага приструнить - никаких подвигов, только мелкие драки и потасовки. Последнего Дракона убили двадцать лет назад. Последний Темный Бог пал годом позже. Это тихий, спокойный мир, не чета нынешним сценарным.
Идя вдоль аллеи славы я вглядывался в лица статуй. Основатель Острова, Первосвященник Исцеляющей, Первая Хранительница, Великий Лучник - легенды, давно ушедшие. И из игры, и, скорее всего, даже из жизни. Время неумолимо.
"Внимание - до отключения осталось пятнадцать минут!"
Аллея вывела на край летающего острова. Ниже - площадки со стойлами ездовых виверн, грузовые причалы дирижаблей и склады. Остров сейчас шел над побережьем, глянцевая поверхность моря далеко внизу отражала заходящее солнце.
"Справка, время" - "22.47, закат через тринадцать минут".
Нас собрали здесь, всех оставшихся преданных поклонников былой великой Игры. Как будет выглядеть для местных Отключение? Стена Тьмы от горизонта до горизонта? Невероятная вспышка? Просто остановится мысль и действие? Я не узнаю. К чему сундуки, набитые драгоценностями, наилучшая из доступных смертным броня, зашкаливающая игровая репутация, редчайшая Золотая Виверна под седлом, если мира не станет?
"Внимание - до отключения осталось десять минут!"
Рядом с моей опустилась рука.
- Что, старикашечка, грустишь?
- Жду, вьюнош, жду.
- С закрытыми глазами и похрапывая? - Молодой сильф запрыгнул на перила, махнул крыльями. - Десять минут, Конст! Десять минут - и все!
- Точно. Фарри говорит, что будет нас вспоминать.
Мой давний приятель и напарник не ответил.
Виктора я встретил вскоре после того, как начал играть. Бесшабашный пацан, он искал в полупустынном мире людей, собирая команду. Собрал, нахаленок, сумел выстроить квестовую линию так, что нас всех свело в одном месте. Последняя битва Светлых Пришельцев против Великой Тьмы... всего-то сто игроков против малого круга из пяти колдунов-подмастерий, жалкое подобие былых эпичных сражений.
- Не будет. Черт, Конст, я не понимаю - целый мир исчезает, а людям не интересно? В чате одни и те же лица!
- Сколько их, миров... не отвечай, статистика у меня работает. Одним больше, одним меньше.
- Но это старый мир! За него дадут такой бонус - ух прямо!
Я нахмурился. Этот нюанс от меня как-то ускользнул.
- Бонус? Поясни?
- Динозавр!
Перед глазами замелькали ссылки, ролики, куски текста. Пацан работал с Сетью почти на профессиональном уровне, мгновенно создав презентацию. Ну да, "динозавр" я, тело новое, но мозги-то старые: образ действий "если не знаешь - спроси" давно сменился на "любая информация при необходимости запрашивается в Сети".
- Так-с... значит, мы получаем вкусную компенсацию?
- Вот. - Перед глазами мигнул выделенный кусок текста, расплылся в инфо-облако. - Сам считай, сколько у тебя стаж.
- Так от сотворения мира и есть. Побольше, думаю, чем у тебя.
- Мечтай! У меня акк отцовский!
- Ну разве что. Значит, высшая категория?
- Третий пункт смотри.
Я, подумав секунду, решительно смел инфоблако в сторону и вскочил рядом с ним.
- Потом! Пять минут. - Мы смотрели на заходящее солнце, теплые вечерние лучи били в лицо. - Полетаем?
Он со смешком кивнул мне за спину.
Вдоль края острова стояли десятки людей. Крылатые и бескрылые, огромные и маленькие, почти все знакомые лица.
Вик, расправив крылья, рванул вверх, кругом, с криками и смехом, начали взлетать игроки. Ну что же, как и положено, герои уходят навстречу закату? Активировав свиток "божественного полета" я шагнул вперед и не оглядываясь полетел вперед и вверх. Вокруг хаотично мельтешили, закладывая петли, смеялись и ругались все, кто пришел увидеть последние минуты игры, а я просто летел вперед, привычно держа взглядом Вика и считая секунды. Кто-то запел, мелодию подхватили - что-то новое, ритмичное, мне неизвестное - и вся наша стая крылатых и бескрылых, под музыку рванула вперед, вдогонку опускающемуся за горизонт солнцу, над далекой, невидимой в сумерках землей.
Мигнуло.
"Администрация игры благодарит вас за участие!
Проект "Творцы судьбы" официально закрыт."
Было как-то странно не увидеть вечного "Пожалуйста, ознакомьтесь со справкой".
Личка посерела, очертания неба расплывались, захват аккуратно опустил меня на пол. Все, отлетался. Экипировка нитями соскальзывала с тела, оставив пижамную сменку и тапочки, только артефактный тесак оставался висеть в ножнах. Машинально, как тысячу раз до этого, сняв перевязь я сунул в услужливо распахнувшийся шкаф хранилища, потер лоб, проверил схемку лички - система в режиме ожидания, все штатно, - шагнул к окну.
Внизу, во дворе, дворник-таджик терпеливо бил своим ломо-топором по намерзшему льду перед подъездом. Я вызвал ползунок, провел пальцем... Теперь таджик, одетый в грязную тунику, подметал вход в инсулу. Нет, не то. Еще движение - таджик переоделся в джинсовый комбинезон и сунув в рот соломинку присел на коновязь перед конторой шерифа. И это не то... Дворник вскочил, поклонился прошедшим дамам, поднимающим края пышных юбок, поправил шапку с номерной бляхой, а потом погнался за кинувшем в него снежок мальчишкой-гимназистом, забавно выдергивая ноги из глубокого снега и размахивая лопатой. Домовой, поняв картинку, снизил температуру в личке, от окна потянуло сквозняком.
"Время" - "23.05, список дел пуст, рекомендации отсутствуют"
"Заказы" - "Нет заказов"
"Счета" - "Нет поступлений"
Скука. Когда смена "сутки через трое" у пенсионера остается слишком много времени. Тем более если он спит так мало, как я.
"Личка, мир Пути" - "Ожидание... вход"
Привычно поморщившись от слишком густого запаха я поправил форменную шляпу.
- Капитан на мостике!
- Вольно.
- Вольно! Капитан, корабль восполнил ресурсы, экипаж будет собран в течении часа. - Гуманоидный кот с нашивками первого помощника на рукавах кителя замер, ожидая решения, а я оглянулся, рассматривая порт через стекла рубки.
Большой Путь. Когда-то простой симулятор морского боя, клон более популярного проекта, банальный деньгосос, арты-премы и все такое. И вот поди ж ты, во что выросло! А тысячи и тысячи гораздо более тонких, красивых и продуманных игр канули в безвестность.
Наверное, потому что это мир, а то были игры. Сейчас самый верный способ определить возраст человека, это услышал в его речи словосочетание "компьютерные игры". Сказал "игра"? Значит или дошкольник, без допуска в личку, или старик, динозавр, существо из ушедшего прошлого.
"Мирами" вот это теперь называют, в документах - "сценарными проектами". Несколько тысяч, на любой вкус и любую потребность. Фантастические, безумные миры-вымыслы и скрупулезно дотошные миры-соответствия, миры-нуар и миры-релакс, миры боевые, с вечной войной всех против каждого, миры-университеты, миры-кузницы. Все бесплатны по закону и доступны, с оговорками, каждому: три слота в учетной записи нулевого уровня, семь слотов для полноправных. У меня четыре, и только что освободился один - закрыт, проект признан несоответствующим текущим требованиям. Иметь пустой слот не принято. Это признак недостаточной социализованности, от этого лечат. Никакого насилия, нет, просто посмотрят как на дурака и посчитают своим долгом обратить внимание службы эмоционального контроля на очевидно больного человека. А уж те мягко направят, помогут, поддержат.
Ведь мир это замена всему. Первый всегда обучающий, дети, конечно, ходят в настоящие школы, традиция, но уроки они учат в соответствующем мире. Посмотреть на тех же динозавров? Проследить за постройкой, а то и поучаствовать самому в создании пирамид, рисунков Наска или европейских мегалитов? Послушать рассказы исторических знаменитостей о том, как они придумали свои изобретения и почему отправлялись в путешествия, как открывались законы природы и законы социума, как принимались нужные, разумные законы и как из-за этих законов начинались войны? Пустяшное дело, в мирах возможно все.
Вот, к примеру, отправиться в плавание по неведомым морям.
Машинально я проверил капитанский комм. Контракты, состояние экипажа и корабля, счета, текущая политическая ситуация, несколько предложений коммерческого типа - Гранд-Лайн это мир-путешествие. Все серьезно, тут капитаном корабля стать непросто, я поднимался с позиции трюмного матроса, теперь у меня торговый фрегат и это немало. Миры отличаются от игр тем, что в них недостаточно увидеть на надпись "Изучена база навигации такого-то уровня", тут надо ее в самом деле изучить и сдать экзамен. Нет, есть условности, конечно, вместо самостоятельных расчетов и применения сложных формул можно получать от комма готовые решения, но знать, на чем они основаны, капитан обязан. Это не игра, тут все честно. Проморгал ошибку в вычислениях - угробил корабль с экипажем. Пусть даже и корабли тут весьма "романтических" конструкций, и материалы самые фантастические и в экипаже совсем не обязательно люди...
- Отставить сбор команды. Кораблю режим консервации, долгие контракты перевести на союзников, короткие закрыть, выплатить неустойку. Выход!
Рубка вокруг меня стаяла, снова проявились стены лички. Не тянет меня в дорогу, мне бы... чего?
Игры шесть лет назад стали частью возвращения к миру, когда мне объяснили кто я теперь и как дальше придется жить. Правовой курьез - после смерти тело, согласно завещания, было отдано для опытов, провело почти двадцать лет в качестве стенда по отработке некой технологии, наконец оживлено... И возник вопрос - дальше-то кем меня считать? Тем умершим двадцать лет назад человеком? Так от него у меня немного обрывочных воспоминаний да заблокированная в связи со смертью учетка. Новым гражданином? Здрасьте-пожалуйста, это мне в школу идти пришлось бы, как раз в этом году. Вот только бороду седую сбрею, ага.
Когда я учился заново ходить, дышать и думать, мой куратор, Ник, предложил вариант.
Я согласился.
Все имущество меня-бывшего так же по завещанию было передано наследникам, так что начинал я со статуса социального пенсионера по возрасту, отдельную комнату и личку обеспечил небольшой гонорар за помощь в исследованиях Ника. Гражданскую учетную запись в соответствии с постановлением суда восстановили, меня признали вновь живущим. Образование не подтвердили, ну да это понятно, знания и навыки за годы смерти порастряслись, так что ускоренным темпом рванул учиться. Как тогда вертелось в голове: новую жизнь начинаю, на пенсию выхожу.
И вообще - смерть это только начало.
Скука - основная проблема пенсионера. Хорошо, что есть личка и доступ к мирам. Выбор подходящего это личное дело любого самостоятельного гражданина, никто ни к чему не принуждает, просто это ведь полезно и правильно, окунаться в мир, который научит, направит, покажет твою жизнь со стороны, позволит немного измениться. Один слот - мир Школьный, в котором я прошел всю программу за два года... ну да с новой памятью это было нетрудно. Его можно удалить, но опять же хорошим тоном считается хоть раз в месяц зайти туда, помочь ученикам советом и примером. Ник очень удивился и даже развеселился, когда я сказал, что это напоминает принуждение. Ничуть, просто Школьный еще и регулярно тестирует своих посетителей - он один из государственных, встроен в систему сертификации.
Второй слот - мир Большого Пути. Я-бывший в нем играл, играл активно, и даже смог сколотить неплохой капитал. Если бы вывод виртуальных денег в реальную экономику был возможен, быть бы мне довольно обеспеченным человеком, особенно после продажи "антикварного" содержимого ангаров... Увы, экономика миров на реал не влияет уже двадцать лет. Да и введенная тогда же система сертификации подгадила - я через месяц игры смог купить по случаю скоростной торговый крейсер, а права тогда позволяли работать максимум вторым помощником капитана портового буксира, да и то лишь потому, что эта должность сплошная фикция, не требующая мозгов. Ничего, капитанский патент я получил на второй год... и почти сразу же охладел к Гранд Лайн. Хороший мир, качественный, красивый, но мне в нем скучно.
Третий - один из самых старых игровых проектов, малопопулярный, позабытый. Персонаж удален еще до смерти, но сам аккаунт жив, так что создал нового - и давай социализироваться. Морально устаревшая игра, не включенная в систему сертификации, умирала, но этот потрепанный былыми вторжениями Тьмы кусок реальности так походил на меня самого, что я тут завис надолго. Развил брутального "воина снегов", вооружил, собрал несколько ветеранов, зачистили последние остатки темных магов, вырезали людоедов, вычистили ошметки вражеских воинств...
Меня сюда тянуло. Видимо, я-бывший тут всерьез посидел: я забыл, кем он был здесь, и никогда не интересовался. Ник объяснил, почему лучше не лезть в такие подробности, я согласился. Воскрес? Начинай новую жизнь, а то найдутся любители совать персты в раны, так что... Но "содеска" все равно затягивала.
Теперь она исчезла. Хочется думать, что от какой-нибудь "основной ветви реальности" отделился очистившийся наконец от Тьмы и "светлых пришельцев" пузырек, отправляясь по водам Реки Времени в долгий счастливый путь, но в реальности строчка в меню выбора с надписью "Творцы судьбы" просто погасла навсегда. Жаль.
Четвертый слот, полученный после устройства на работу, занимал один из Охотничьих миров. Ник предложил его для тренировки владения телом, плюс тут дают хорошие сертификаты по биологии и выживанию, что никогда не лишне. Мир как мир, все климатические зоны и все виды добычи представлены, собирай трофеи, покупай тренировки, получай доступ к магазину, обзаводись новым оружием, добывай более дорогие трофеи - бесконечная лестница. Не хочешь? Минимальный тренинг по выживанию и сиди сколько вздумается на отдельной полянке, лови местных зайцев сплетенными из местной крапивы силками. Дело добровольное, чем хочешь, тем и занимайся. Я вот как раз сидел, на солнышке грелся, учебные записи изучал, сертификаты нарабатывал.
Да, деньги виртуального мира в реальном почти бесполезны, зато знаниям и навыкам, полученным тут, всегда найдется применение, хотя бы и в других мирах. Ты не станешь командиром наемного отряда без подтверждения сертификатов по работе с персоналом и тактике ведения боевых действий. Не будешь капитаном прекрасного парусника без соответствующего комплекта сертификатов навигационных и торговых умений. Не получишь возможность купить комплект охотника на драконов, не отправишься к звездам, не построишь самый красивый дворец на свете... Сначала изволь подтвердить свои притязания.
Миры должны стимулировать развитие человека в реальности, это их основная задача, даже в законе прописано. Они стимулируют, еще как! А чтобы человек не разбрасывался временем, количество слотов ограничено. Думаю, это правильно.
Так и с деньгами, заработанными в мирах - тратить можно только внутри самого мира, в том числе и на доступный набор обучающих курсов, причем для каждого мира он свой. В Гранд Лайне у меня куча кредов, но они никак не помогут мне завершить сбор сертификата охотника на тигров - пусть даже я способен всадить этому тигру пулю в глаз за километр с открытого прицела. Для этого нужно войти в мир Охоты, но в нем нужны совсем другие умения, нежели в мире волн и течений, так что ты начинаешь с нуля, помощником траппера. Хочешь большего? Учись! Хочешь еще больше? Повышай социальную значимость, получай слот на новый мир, учись в нем, апайся, развивайся. И помни, что убрав мир из слота ты обнуляешь лишь свое положение в нем, но знания и навыки остаются!
"Содеска" была чуть ли не последним миром, в котором не было сертификации умений. Последней игрой, я бы сказал. Теперь все серьезно, теперь нужно выбирать - оставаясь на месте блаженствовать в приглянувшемся мире, или рваться вперед, из одного в другой, повышая свой статус. Хотя есть варианты, конечно... да и не заставляет никто.
Изобилие наступило. Социализм с человеческим лицом: от каждого по возможностям, каждому в соответствии со статусом, но даже самая простая работа позволяет если не купить, то арендовать "индивидуальную комнату дополненной реальности", в просторечии "личку". Отработал смену и айда развлекаться, причем непременно приятным и полезным образом, об этом позаботятся.
Я остановился на пороге лички, поцарапал ногтем дверной косяк. Скучно, знаете ли. Избавление от любимой иллюзии ввергает в уныние.
- Эй, старикашка! Чего грустишь?
- Не грущу, малец, а пребываю в задумчивости.
Вик привычно огляделся, хмыкнул на картинку за окном, мазнул по ползунку - таджик стукнул каблуками форменных антиграв-сапожек и подлетев в воздух начал обрезать ветки с дерева характерно гудящим силовым лезвием.
Доступ к моей личке у Вика почти полный, он меня учил ей пользоваться, когда-то. Лишь месяцы спустя я понял, что выказал шебутному мальчишке невероятное по нынешним меркам доверие, буквально пригласив его на должность "лучшего друга". Что ж, не промахнулся.
- По какому поводу задумался?
- Чем заняться не знаю. Я раньше в это время сидел в таверне у Фарри, и проделывал это уже пять лет.
- Ну ты домосед!
- Мне уже поздно менять привычки. А теперь вот не знаю, чем заняться? Динозавра идти стрелять, рыбку ловить или побрюзжать школьникам о том, как раньше все было хорошо?
- Сложный выбор, точно! Эй, так ты что, бонус не используешь?
- Думаешь, стоит?
Вик прикрыл глаза ладонью, покачал головой.
- Динозавров он стреляет... а сам-то кто?
- Вьюнош, а вот клюкой по бестолковке сейчас кто-то получит!
- Да ла-адно. Ты, похоже, единственный, кто сидел в Творцах ради них самих.
- А ты что там три года делал?
- Отцовский акк гонял. И ждал, пока мир закроют, а всем оставшимся дадут бонус, как положено.
В инфоблаке высветилась табличка, он очеркнул несколько пунктов соглашения.
- Внимательнее надо быть!
- Я простой спасатель, зачем мне юрист-ветка?
- В жизни все пригодится! Давай, жми, встретимся через десять минут на входе!
- Погоди, какой еще? - Но он уже рассыпался нитями.
Постояв минуту, лениво вылавливая куски текста в информационке, я пожал плечами:
"Личка, использование бонусного приглашения" - "Ожидание... подтверждение. Вход."
Засветилась, оживая, комната, маскируя стойку хранилища, мигнул, показывая готовность, основной манипулятор, рябью пошел потолок, пол, стены. Снова тот неуловимый момент, когда привычные очертания сливаются в новый образ, формируя иное пространство - и я оказываюсь в новом мире.
Обычный переходной тамбур, стандартный интерфейс входа. Коридор метров десяти, за спиной закрывается дверь, впереди закрытая другая, с охраной, символом ограниченного доступа. Можно перенастроить на иной вид, но это потом, а пока что два высоченных воина коротко поклонились , один дернул рукоять и шагнул в сторону, открывая путь.
"Добро пожаловать, Константин!
Ваш статус бета-тестера активирован!
Настало время творить судьбу этого мира!"
Опа. Какой знакомый слоган.
2
Вик ждал рядом с входом и увидев меня сразу замахал рукой:
- Поторапливайся, Конст! Каждая секунда это утерянный шанс получить фору при старте!
- Старте чего? Завтра сюда зайти нельзя было?
- Конст, ты что, в самом деле ни...
- Да!
- ...чего не знаешь. Понятно. Про "гонку восхождения" слышал?
Я скосил глаза на подсказку.
"Гонка восхождения", введена шестнадцать лет назад, устраивается при открытии нового мира. Бла-бла, ля-ля... Оп-ля! Однако.
- Вижу, проникся.
- Возможность претендовать на роли в новом мире...
- ...без подсчета собранных сертификатов. Анархия, как в твоем детстве!
- Я тебя придушу когда-нибудь за постоянные перебивания.
- Боюсь! Страшно!
Вторым бонусом "гонки" были бесплатные сертификаты на все, чему мог обучить мир. И это право можно было, пусть и ограниченно, передавать! Не обращая внимания на нетерпеливо дергающегося рядом юнца я прикидывал возможности.
Миры есть миры. Пусть и сценарные, но они прочно связаны с реальным, и все начинают отталкиваясь от своих реальных возможностей. Как ни крути, образование и навыки много значат, если ты умеешь их применять, а сертификат подтверждает именно умение. Если в игрушке можно создать хоть воина, хоть мага и спокойно им развлекаться, то в любом "нормальном" мире предложат роль лишь в соответствии с твоими навыками. Не нравится? Так никто не заставляет! Колхоз все так же дело добровольное, не хочешь - иди ищи другой мир, в котором тебе предложат вакансию получше. Или учись, совершенствуйся, поднимайся, пока не достигнешь желаемого.
Исключение, оказывается, есть - "гонка восхождения".
Все, кто принимал участие в создании и тестировании мира участвуют в этом мероприятии, обычно преподнесенном в виде какого-то похода, или серии загадок основанных на тематике мира. В мире типа Охотничьего пришлось бы очистить кусок территории от местных тварей, не зная их повадок, в Гранд Лайне - пересечь море и так далее.
На чем будет специализироваться "Новая надежда" пока неясно, но даже само участие в гонке означало немалое уважение к принявшему участие, победа же дает возможность стать в этом мире кем угодно, сертификаты учитывались "в долг", главное победить. Гонка сама расставит всех по местам и если ты достоин большего, то и получишь больше! Учитывая, что высокий статус в мирах это автоматически высокий авторитет в реале - подвешенная на веревочке морковка выглядит очень заманчиво. Мне она не нужна, нормальному человеку эти статусные игры интересны только первые шестьдесят лет, но посмотреть изнутри не откажусь. Похоже, тут будет весело!
- Старикашка, регайся по-быстрому! - Конст углядел кого-то из наших приятелей по "содеске" и убежал.
Я еще раз оглядел помещение. Новый мир. "Новая надежда". С чем ассоциации? Пам-парара-а, пам-папам! Неужто про джедаев? Да нет, вряд ли, мир "Далекой-далекой галактики" давно существует, а создавать два одинаковых никто не станет. Надежда? На что? Или - чья?
Люблю разгадывать загадки, они многое говорят о том, кто их загадывает. Каждый человек создавая что-то использует тот груз знаний и впечатлений, что накопил к моменту творения и примерно зная этот багаж нетрудно проследить цепочку мышления, которая сама приведет к отгадке.
В детстве я так искал "спрятанные" коды домофонов, мне это нравилось. Кажется. Не помню.
Что же можно сказать по тому, что я вижу перед собой?
Вход стандартный, два стража без оружия, дверь как дверь. Вскоре после начала гонки любой желающий может попытаться прорваться через "тамбур", попытка дается только одна. Кому-то повезет, сильные бойцы пополнят ряды счастливчиков, но сейчас вид стражи ничего не говорит, обычные гварды.
Что за дверями?
Большой зал, сильно смахивающий на аэропорт своим интерьером, несколько десятков людей, каждый у информационной панели. Так, уже по этому ясно, что скорее всего мир будет техническим, впрочем, необязательно с привычными нам технологиями. Пройдя к свободному терминалу подождал, пока система меня заметит, кивнул на запрос к учетке и с любопытством начал ждать первых откликов.
На экране проступил силуэт ладони, я, не раздумывая, приложил руку.
- Приветствую, Константин!
- Привет.
- Хотите создать новую аватару?
- Было бы неплохо.
Вопрошающий голос звучал чуть механически. Хм... так-так. Знакомое что-то!
- Активирован игровой бонус - предварительный доступ к игре. Внимание, имеется социальный бонус! Желаете активировать?
- Нет.
- Вы уверены?
- Да.
Экран немножечко померк. Мне показалось, что в этом было что-то озадаченное. Как же так - иметь бонус и не пользоваться им?
А вот так.
Когда социальное жилье позволяет не думать о крыше над головой, а стандартный минимальный паек доступен каждому зарегистрированному гражданину, то остается проблема занятости. Кто способен - работает и общается, а что делать немощным? Уходить в миры. Где им по закону предоставляются определенные льготы. Пенсионерам, к примеру, положены, инвалидам разным, телесным и умственным. И серьезные: пониженные цены на обучение, увеличение самых разных параметров. Я слышал байки про то, как здоровый человек калечился ради подобной халявы, хотя это рассматривается как прямое мошенничество.
Ну, а я и пенсионер, и участник государственного проекта, и в чем-то даже инвалид. В совокупности получается...
- Напоминаю, что ваш бонус составляет 1.47 от основного.
Спасибо, а то забывать начал. Много это, много. Стараюсь никому не рассказывать, по совету Ника, за такое и убить могут. Смешно, конечно, только ведь и в самом деле убивают, я новости читаю.
- Не интересует. Стандартное создание персонажа, пожалуйста.
Экран снова помигал.
- Сожалею, Константин. По закону, всем имеющим льготы мы должны их предоставить, поскольку...
- Хорошо, хорошо! - Я вздохнул. - Список доступных, пожалуйста.
Список ничем не порадовал. Обычное уменьшение цен на сертификаты, дополнительные возможности типа шанса на удачу и улучшенного отношения местных - все то, чего я старательно избегал. Не знаю, может, я слишком отстал от жизни, но мне кажется постыдным для здорового мужчины получать подобные скидки.
Что могу - я возьму сам!
К тому же это нечестно по отношению к другим игрокам.
Морщась, пролистнул несколько экранов, нашел косметический раздел, ткнул пальцем в строку:
Терминал мигнул, "переваривая" мое пожелание, потом еще раз - и превратился в зеркало. Ну что же, мне себя стесняться не приходится. Чуть выше среднего роста немолодой мужчина в спортивной одежде, худощавый, седой, короткая бородка или, скорее, длинная щетина. Мои года - мое богатство, да и отношение окружающих гораздо более спокойное. Вариант "достойная старость", хотя можно было бы выбрать что-то другое. Ничего, тело у меня крепенькое, не скрипит... почти.
- Выбранный бонус - максимально возможное (1.47 от оригинала) соответствие тела аватара. Подтвердите, пожалуйста?
- Подтверждаю.
Зеркало расплылось в матовую панель терминала, я мельком отметил, что одежда поменялась на ту, что я видел на аватаре.
- Внимание, просим учесть, что в данный момент мир "Новой надежды" не поддерживает стандартное определение вашего статуса. Проводится тестирование, благодарим за участие!
Ну, понятно - выбор "игрового класса" еще недоступен, гонку будут транслировать в Сети, эту неделю новый мир станет активно привлекать внимание болельщиков и любителей найти "слабое место". Всегда поражался подобным фантазерам, не для того миры создаются, чтобы в них халява обламывалась не тем людям.
- Конст, закончил?
- Вроде да.
"Приглашение в группу" - "Принять"
- Виз, Бекки - ну, ты помнишь. Это Мик, он рейтинговый боец.
Первые двое были знакомы по "содеске", а боец это профессионал, достигший вершин в своем мире и за это получивший приглашение в новый.
- Всем привет, ребята. Вы из фентезятника, я так понял? - Мик оглядел нас и занял "позицию наставника", держа всех в поле зрения. - Я сегодня задержался, ищу группу на миссию, моя команда уже отработала, но... он замер, потом кивнул: - Вижу, вы с боевым опытом все. Приглашаю пройти совместно, от вас выполнение приказов, от меня информация по тонкостям и расклад.
"Поступил общественный заказ - участие в группе Мика." - "Принимаю."
- Отлично, все согласны! В арсенал, бегом, на миссию осталось два часа, они ежедневно обнуляются.
Секунду спустя мы уже бежали за Миком, а тот на ходу, ничуть не сбиваясь, пояснял:
- Миссии ежедневные, самые разные - от выращивания цветов на скорость, причем надо было самостоятельно составить оптимальную подкормку, до чего-то вроде "убить сто крыс", причем убивали мы их в абсолютно темной комнате, на ощупь. Награда - соцбонус при начале гонки, ноль-ноль-единица за выполнение каждой. Вы до конца беты успеваете набрать четыре сотых, немало, да? Так, это арсенал. - Мы затормозили у стандартной пластиковой двери, на которой тут же знакомо проступил силуэт ладони. - Взять можно не больше четырех предметов, содержимое арсенала меняется ежедневно. Есть куча версий, как от экипировки зависит выпадение миссии, но по-моему это все лажа. Берите то, с чем умеете обращаться и будьте готовы ко всему - вчера мы вооружились до зубов и три часа сидели у двери в подземелье, разгадывали надпись. Не разгадали.
- Молви, друг, и входи?
- Твоя версия была третьей. На двести сорок седьмой мы сдались.
- Может, ключ был количественный? Еще три варианта и открылось бы?
- Если нам сегодня это выпадет, то тебе лично предоставлю возможность ввода. Там после каждой неверной попытки било током.
Мы быстро разбрелись по большой комнате, осматривая стеллажи.
Арсенал выглядел скорее подсобкой школьного спортзала, набитой всяким инвентарем - веревки, скакалки, гантели, разного рода палки, даже мячи имелись, правда довольно увесистые. Я, углядев что-то смахивающее на бейсбольную биту подхватил ее, а потом, на всякий случай, подпоясался веревкой и сунул в карман два "теннисных мячика", каждый в полкило весом.
Спустя минуту мы собрались у двери. Бекки, улыбчивая женщина лет сорока, в Творцах отыгрывавшая зверолюдку-друида, нашла что-то вроде пластиковой брони, которую мы отдали Мику - команда могла "скинуться" вещами из лимита, одевая кого-нибудь одного, - и осталась с такой же как у меня битой. Виз, высоченный двадцатилетний парень, решил захватить с собой шест для прыжков, он имел неплохие сертификаты по длинномерному оружию и всегда играл копейщиком. Разбивка на роли, построение, и вот мы снова бежим по коридору к "дверям в Ад", нагоняя или встречаясь с такими группами.
Кстати, коридор все так же не давал никаких намеков: обычные стены с плат-панелями, наверху закрытые матовыми плафонами лампы. Видимо, мысли у всех были одинаковыми, Виз не выдержал первым:
- Есть версии, каким будет этот мир?
- Да ясно, что боевой! - Мик тут же включился в разговор. - Но какой - боевой? Смотри, в арсенальной бетерам выдается различный холодняк и доспехи, но есть еще и ментоусилители - а это уже не средневековье, это хайтек! Бойцы носят самые разные доспехи, от вот такого пластика до кованного металла. Плюс на одну миссию в лесу были две в интерьерах вполне современных, только что без надписей.
- Но у нас сейчас вполне нормальный пластик в руках?
- И что? Это же бета, тут не нас тестируют, а способность сценарника реагировать на обитателей мира. Но, я все-таки думаю, что это не "логис" и не "эмоционал". "Конкиста", скорее всего, или "фронтир". Причем ставлю двадцатку - "мультиверс"!
Мультиверс? Не люблю такое. "Логичное" сочетание несочетаемого, протаскивание караванов через угольное ушко. Сказано мудрыми - мухи отдельно, котлеты отдельно, и нечего смешивать магию с технологиями.
- Теперь самое смешное - тут есть вирты! Настоящие!
- Издеваешься?
- Я серьезно! Реально, иногда при выборе задания можно получить в команду вирта: идет как игрок, выполняет команды, даже роли пытаются отыгрывать.
- Че-ерт, а я надеялся, что мир будет интересным. - В голосе Вика слышалось уныние, его можно было понять - старт через четыре дня, идет финальный тест, бонус потрачен, и вдруг выясняется, что вместе с людьми тут развлекаются роботы.
Нет, лично я против них ничего не имею, "автономные интеллектуальные системы" или попросту "вирты" в жизни штука полезная, хотя лично я оборвал бы руки тому умнику, что придумал делать их похожими на роботов из популярных мувиков, но в игре? Тьфу ты, в мире, конечно! Впрочем, с их возможностью подключаться к Сети, скачивая шаблоны поведения, они тут могут исполнять роль... ну, к примеру магических "големов". Или оживших доспехов. Или нежити. Или, если уж на то пошло, со стопроцентной достоверностью изображать тех же дроидов из фантастических миров - вот уж не найдешь отличий!
- Откуда известно, что это именно вирты, а не какие-нибудь приколисты?
- Так они сами и говорят. К тому же в новостях мелькало, что теперь они будут и в мирах, не слышал?
- Я не смотрю новостей раньше полувековой давности.
- Мизантроп?
- Просто там ничего нового годами. Давай угадаю - на этой неделе приняты поправки к закону, о существовании которого никто не знал, в Мухозасиженске прошли народные гулянья, плавно переходящие в народные волненья, а Очень Важное Лицо поприсутствовало на церемонии пуска Очень Нужного Агрегата. И о погоде...
Все вежливо похихикали. Еще один бонус возраста - можно нести всякую чушь, и ее иногда можно будет выдать за мудрое откровение. Мы уже не бежали, а шли быстрым шагом, Мик продолжал информировать:
- Пищевые и развлекательные блоки еще не подключили, интригу нагнетают, по ним можно было бы узнать хотя бы век. Так что из всех развлечений одни боевые миссии. Но тут уж на любой вкус!
- В мрачном мире будущего нет выпивки и секса, осталась только война.
- О, еще один любитель Вархаммера! Какая твоя любимая раса, друг? Дай угадаю: судя по образу, скорее всего - тау! Всеобщее благо и все такое?
- Нет, мне как-то некроны ближе.
- Мертвенькие? Ну-ну. Пришли, кстати. Народ, готовы?
Мы остановились перед полукруглой аркой, закрытой матовой пленкой силового поля.
- Нам дают подсказку, мы заходим, у нас два часа. Точнее уже час сорок восемь. Есть мнение, что первые пятнадцать минут нам выполнить миссию не дадут, но все равно не расслабляться. Я и Конст первые, Вик и Бекки вторая линия, Виз работает рядом. Итак... - Он сунул руку в нишу рядом с аркой, и под негромкую трель вытащил полукруглую железку. - Это знаю, пазл. Будем искать вторую часть надписи, складываем, вставляем в слот на другой стороне полигона и миссия выполнена. Еще раз - готовы?
- Да! - Кричали дружно, ребят начал захлестывать азарт, я только улыбнулся. - Тогда вперед!
И мы поочередно прошли в арку.
3
Пленка упруго сопротивлялась, пропуская. За ней обнаружилась такая же арка посреди четырехметрового круга, а вокруг, постепенно, прояснялся "туман войны" - пока он не стает окончательно, мы в безопасности, но вот когда все-таки исчезнет...
- Чисто.
Я огляделся. Джунгли? Или что-то наподобие - уровневая система растительности, какие-то писки и скрипы местной фауны, правда не очень правдоподобные. Странные такие крики. Я наклонился, не выпуская из поля зрения лидера, сорвал несколько травинок, потер. Пластик. Кондовый пластик, даже без пропечатки фактуры. Игрушечное "оружие" в арсенале, искусственные джунгли... сплошные подделки, ну да лишь бы награда была настоящей. Что это может быть за испытание?
- Вторую половинку мы будем искать долго. Под каждый кустик не заглянешь, их тут слишком много.
- Спокойно, Бекки. Любые миссии рассчитываются из того, что мы способны их выполнить.
- Для зверюшек, что обитают в подобных местах, как правило нужны копья, а не дубинки, что мы понабрали.
- Это всегда так. Задача беты не завалить нас, а проверить игру, нам не попадется ничего, с чем бы мы не справились. - Он обернулся к стоящим наготове ребятам и добавил: - Смотрите по сторонам внимательнее, сегодня-завтра должны запустить подсказки к гонке. Кто угадает - получит суперприз! Для начала идем по тропинке. - Он на секунду замер, сверяясь со статусами, потом скинул нам порядок движения и сделал первый шаг с площадки.
Мы шли спокойно, редкие птицы, перепархивающие с ветки на ветку, нами не интересовались, так что Мик порадовал рассказами. Для него это была уже вторая гонка, в первую он тоже попал как рейтинговый игрок, но не смог пробиться в финал, оторвавшись от команды. По его словам, в гонке, обычно делившейся на несколько этапов с коротким отдыхом между ними, умершего отбрасывало назад, позволяя вступить в мир только с началом нового этапа. Понятно, что одиночки старались сбиться в группу, но у таких наскоро собранных отрядов, да еще с отставанием на день-два, шансы на победу были невелики.
- Справа!
Мы быстро развернули фронт направо, я и Мик впереди, Вик и Бекки по краям на шаг сзади, Баз следил за тылом.
- Что?
Мик на мой вопрос только поднял руку. После минуты ожидания он наконец выдохнул и ответил:
- Отбой. Но мне не показалось, тут что-то мелькало в траве. Средних размеров, примерно по колено, длинное, около метра, шкура бликует, глянцевая. Шмыгнуло от нас на два часа. Баз?
- Чисто.
- Продолжаем... продолжаем идти по тропинке. Следопыты есть?
Я отозвался:
- Чисто все. Если не заметили, тут или намеренно загрублена структура лички, или это часть испытания. Но следов на такой земле не остается.
- Часть миссии, наверняка.
Следующие пять минут шли пригнувшись. Джунгли, темные , притихли, лишь далеко вверху среди верхушек самых высоких деревьев иногда свистели какие-то существа. Я старательно вертел головой, пытаясь найти что-то не соответствующее общей картинке "более-менее джунглей", но безуспешно. Баз то и дело недовольно шипел - его шест был пригоден только на открытом месте, а тропинку заслонял со всех сторон непролазный кустарник. Может, испытание как раз в том, чтобы пройти через джунгли без мачете? А часть головоломки это лишь отвлекающая ловушка? Может такое быть?
- Слева! - На этот раз кричала Бекки, мы так же быстро развернули строй, но опять ничего не увидели. - Действительно, приземистая тварь, что-то типа жука.
Вик с Базом одновременно ругнулись: жуки это панцирь, метровый жук - это большой прочный панцирь, а у нас только относительно легкие дубинки.
- Мик, где может быть нужный кусок паззла?
- Где угодно. Я предполагаю, что в середине условной зоны. Если кто не заметил, площадка с аркой в ста метрах от края долины, в которую спускается тропа. Будем искать там, внизу. Идем дальше!
Под ногами вскоре захлюпало. Дорожка, якобы "песчаная", напоминала резиновый коврик в ванной, залитый водой, и скользила под ногами. В другой ситуации я бы вышел из мира и полез смотреть что там с настройками детализации и соединительными контурами, но Мик спокоен, значит, все так и должно быть?
- Слева!
- Справа!
Одновременная атака с двух сторон врасплох не застала. Мик мгновенно выдал вектора, команда попрыгала на свои места и спустя секунду я уже лупил с размаху огромного, метр в длину, таракана. Еще два атаковали Бекки, подсказка высвечивала за спиной сразу пять целей, но там были лучшие бойцы группы. Хрусть - "мой" таракан, на подломленной лапе слегка перекашивается, бац - Бекки мгновенно вкладывается в удар, поймав момент, бум - я пинаю его под "брюхо", переворачивая, шмяк-шмяк-шмяк...
- Животы у них слабые!
- Принял!
Мик профи, меняет подсказку в бою и пока мы добиваем второго к нам приходит Баз - на той стороне уже чисто. Минуту спустя все кончено. Мы стоим на тропинке в окружении восьми "трупов", ребята тяжело дышат, нервно оглядываясь, внутренности размолоченных в кляксу тараканов жирно блестят на солнце... Стоп.
- Народ, у вас как с настройками? Разницу между объектами наблюдаете?
- Нет, все нор... О! Кишки.
Баз и Бекки развернулись к лесу, а мы втроем нагнулись к останкам жука.
- Это не боевое испытание. Это проверка на сообразительность.
- И брезгливость.
Хитин жучиных панцирей так же грубо прорисован, как и окружающая действительность, зато клубок превосходно, во всех мельчайших подробностях представленных внутренностей омерзительно выглядящего раздавленного метрового "таракана" самым отвратительным образом намекал, что они тут не просто так. Даже как-то слишком просто.