Инспектор Климов сочувственно смотрел на Скляра. Кто-то удивится: человек отправил неизвестно куда звездолет с сотней пассажиров, как можно ему сочувствовать? Но уж очень Скляр выглядел измученным и напуганным. В сущности, не очень-то программист виноват. Вирус съел весь софт гипернавигатора "Виверры", Скляр поставил другой, вирусоустойчивый, но в нем не хватало подпрограммы курсопрокладчика, пришлось писать ее вручную. Написал, только отладить не успел - выдернули на авральную работу. А диспетчер решил, что, раз программист пришел, поработал и ушел, значит с гипернавигатором "Виверры" все в порядке, и выпустил ее в рейс. И она исчезла, да так основательно, что - редчайший случай - не могут выследить даже по кильватерному следу. А на борту ровно сто человек в анабиозе, и ресурса криокамер осталось на двое суток. Есть еще скафандры - значит, люди будут убивать друг друга за кислород. Ведь в наше время к управлению звездолетом без специального допуска не подступишься, только автоматике доверяют пилотировать - слишком много катастроф случалось из-за человеческих ошибок. Да и в теперешнем кризисе виноваты люди - программист и диспетчер. Хотя со Скляром не все до конца понятно. Сначала подозревали, что он нарочно подпортил гипернавигатор, тем более, компьютеры выдавали вероятность преступного умысла в семьдесят два процента. Не подтвердилось: Скляр здорово испугался, узнав, что "Виверра" исчезла, охотно сотрудничал. Все пароли раскрыл и согласился на детектор лжи, после которого компьютеры изменили мнение: теперь вероятность, что звездолет исчез из-за ошибки в программе, составила девяносто девять процентов с гаком. Выяснить бы, что там Скляр напортачил, тогда, возможно, и пропавший корабль найдется. Гипернавигатор улетел вместе с "Виверрой", но Скляр остался, и его крепко взяли в оборот - допрашивали под гипнозом. Самое главное - вытянули из его памяти злополучную подпрограмму курсопрокладчика. Но ошибок, способных увести звездолет не туда, в ней найти не могут, хотя уже сутки ищут. Полтора десятка программистов, и Скляр один из них - пялится на экран осоловевшими красными глазами, бормочет что-то, руками разводит, головой трясет. А Климов задумался: правы ли компьютеры? Если в подпрограмме ошибка, то почему ее до сих пор не нашли? Какой-то там "дважды закрытый комментарий" - не ошибка, а так, нарушение обычаев - увидели в первый же час, причем все, и Скляр тоже. Заиграл сигнал вызова, Климов вздрогнул. А Скляр вообще подпрыгнул, в глазах - даже не надежда, мольба. Если "Виверру" не найдут, то будет не сто смертей, а сто одна: как опасался присутствовавший на допросах психолог, Скляр попробует покончить с собой. Одной проблемой больше... Звонил Чен - один из тех, кто тоже ищет ошибку. Без новостей, с одним только раздражением: - Ну что там этот, ничего больше не вспомнил? - А вы ничего не нашли? - как можно спокойнее спросил инспектор. - В таком случае не отвлекайте. Или что-то есть? Чен не отвечал. Зато донесся приглушенный мужской голос - кто-то там был рядом с Ченом: - А почему я не могу найти в списках кораблей "Сверхновую"? Ответил другой голос, женский: - Потому что "Сверхновая" пишется без пробела, грамотей! Скляр неожиданно встрепенулся: - Пробел?! - развернулся к экрану, ударил по клавишам. И коротко рассмеялся. Истерично. Рехнулся от волнения? Или - нашел?.. - Я знаю, в чем дело! - заявил Скляр. - Кажется... Вот, смотрите! Инспектор увидел строчку: "Kurs.EndCoord=xyz_Prev". - Это в курсопрокладчик записываются предыдущие координаты, - взахлеб объяснял Скляр. - А я после "энд" пробел поставил. В прошлой версии программной оболочки контрол-пробел нажимают чтобы... в общем, удобно иногда, но в этой другое сочетание... Под гипнозом я же голосом говорил, устно, пробелов не слышно. И записали слитно. А так получилось... "курс-энд" значит, что подпрограмма курсопрокладчика закрывается раньше времени, "коорд" - целевые координаты, то есть - куда лететь. - А "икс-игрек-зет" - набор координат?! - Ну да, структурная переменная... - И где это?! - Ну... предыдущие координаты. Там, откуда прилетела. - С Фальстафа. И ясно, почему по кильватерному следу не могут найти - она же, выходит, по собственному следу улетала! Слились следы. Инспектор уже вызывал начальство. Все подтвердилось за пять минут: еще позавчера прилетел с Фальстафа беспилотный грузовик, и он, оказывается, записал радиопозывные "Виверры". Но никому не сказал, потому что не был на это запрограммирован. Скляр широко улыбался. Самоубийство отменяется. Инспектор вздохнул: - А если бы на "Виверре" был пилот...