Дворецкий Владислав Васильевич : другие произведения.

Род

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Значение Семьи и Рода для наших предков. То, чего нам так не хватает в современной жизни...

1 Род

- Деда, деда, расскажи сказку, ну расскажи...

- А родичам уже помог по хозяйству?

- Помог деда.

- Ну что с тобой поделаешь, дитё и есть дитё...

- Я уже не дитё. Мне сегодня уже 12 вёсен исполнилось. Отец обещал меня через три дня уже и на охоту взять вместе с братьями.

- Охо-хо-нюшки. Не дитё. А сказки ещё ему рассказывай...

- Ты ж так красно сказываешь. Ну деда...

- Ладноть, что с тебя взять. - Дед при этом улыбнулся в пышную и уже посеребрянную бороду.

- Только это будет не сказка, а...

- А что деда?

- Не перебивай старших, мал ты ещё для того. Старших надоть слушать и слушаться, а не городить своё и перечить старшим. Когда борода вырастет, тогда и говорить будешь, а перечить старшим не надоть. Ишь ты, 12 вёсен ему уже, а мне уже 64-ая идёт. Ох и долгонько ж я живу уже на белом свете. Ты прям не Благослав, а Баламут.

- Ой, прости деда. Благослав закрыл малыми ладошками рот, и уставился на деда испуганными глазами.

- Что же, о чём это я?

- О сказке, деда?

- О сказке, говоришь? Ах да...

- Ну что ж внучёк, слушай и запоминай, тебе эта сказка ещё пригодиться. Ведь не сказка это будет, а сказ о Роде и родоначальнике нашем.

Дед Боголюб посмотрел исподлобья на Благослава. Тот, казалось, превратился в одно большое ухо.

Дед глубоко вздохнул и начал сказ:

" - У нас род древний. Ты с братьями уже двенадцатый в роду. А первым в нашем роду был Яробор, а прозвище у него было Волк.

Дед покосился на внука. Тому казалось не терпелось спросить что-то.

- Ладноть уж спрашивай. - Боголюб вздохнул.

- А чего у него прозвище было Волк?

- Оттого был прозван так, что ярился сильно на охоте в запале, и нередко и на волка выходил с голыми руками, без ножа али копья.

- Так вот отчего у нас на семейных оберегах волчья голова в круге наведена.

Дед согласно кивнул и продолжил:

- Любо ему было это. Но ещё больше любил он ратиться. И славным воем был. В запале, бывало, в самой гуще врагов бился он. И враги боялись его сильно. И полтора десятка у него таких же рубак было, без страху, без удержу. Мог и сотником стать, кабы не ярость его великая.

- Собрались они как-то на войну с дреговичами2. И многих тогда ворогов побили и взяли скарба много и полона також. И приглянулась ему тогда дочка местного старейшины. А звали ея Избора. И сильна також она была и непокорна. И бывало ж ругались сильно и дрались даже с Яробором. Но прижилась с ним-таки Избора. А когда викуп за полон привезли богатый, то не захотела она возвертатися в отчий дом и осталась с мужем своим. Ведь род её перебили в бою. Одна осталась. Некуда ей было идти.

И отповедь ея была такова:

- "Сама я осталась. Не возвернуться мне назад. Нет у меня Рода больше в земле той. Почитала я Род свой и почитать буду пращуров своих, но видно, прогневился на нас Великий Род-Создатель, Отец Сварога-Неба и прародительницы Лады, и покарал семью мою. Так тепер пускай он, Яровой, муж мой, будет завместо павших родичей моих. С ним и продолжу род свой".

- И дал им Род -Создатель четырёх сыновей, и все четверо разную наук постигли:

- Первый, Благояр, воем сильным и умелым стал, почитал Перуна, покровителя воев, и сотни воев бывало водил на ворогов, и прославился сильно, не меньше Благояра, и ценим был князем за удаль и удачу в бою.

- Видослав, второй сын, Великим волхвом3-кудесником был сильным, многоведающим и мог дать дельный совет, мудрость и знания от Даждьбога получивший.

- Барбата, лекарем-знахарем стал знающим, много трав-кореньев и наговоров разных лечящих знал, считал своим покровителем молодое сонлце-Ярило, и хоть часто спор был у них, и бранились крепко меж собою, Барбата и Видославом, не забывали, что они братья меж собою.

- Могучар, знатный кузней был на много верст вокруг, всякая работа у него в руках спорилась, на его работу сходились посмотреть мастера аж из полянских4 земель. Я и сам кузнец неплохой, а предок наш Могучар, и вовсе чародействовал у горна кузнечного. И покровителем у него был сам Сварог, давший нам всем в ремёслах пониманье.

- Деда, а что с ними со всеми случилось?

- Ну что же, слушай внук, что с ними дальше было:

"Яровой и Избора дожили до многих лет. Яровоя задрал на охоте медведь, а Избора скоро и сама перешла к нему в Навь;

Благояр стал княжьим воеводою и сложил голову в походе, в сече великой с хозарами5;

Видослав прожил больше 70-ти лет, победил в бою могучем Великого волхва страшного Чернобога , но надорвал силы, и сам вскоре помер.

Барбата тоже надорвался, спасая людей многих, когда стал мор великий среди радимичей6, насланный волхвом Чернобоговым. Многих он спас тогда своим врачеванием, и помнят его и брата его Видослава до сих пор в краях сих.

Могучар же, дожыл до лет многих, почти до ста год, и помер своей смертию, в достатке и славе искусника в ремесле кузнечном и умельцем справным по дереву работы, в славе мастера великого.

И слушали они родителей своих и внимали им, и их советам. И как бы ни бранились братья меж собою, а всегда подмогу получали друг у друга в беде, совет и наставничество когда надо было. И не забывали свой род никогда

И потомков, и учеников у них было великое множество, и славны они были делами своими, а потомки их приумножать должны славу эту и искусничество их".

Яровой же сделал и первый оберег для Рода. Он показал ему свой оберег на шее: серебрянный круг с ощеренной волчьей пастью посередине.

- Деда, а тогда почему Премила, сестрёнка моя, не слушает ни тебя ни отца с матерью и сказывает, что жених, Велизар, ей не люб, и она сама выберет себе пригожего по душе? - вопросил с интересом внук

- Чего?... - встрепенулся и нахмурился дед, а его рокочущий, словно морской прибой в непогоду голос разнёсся по всему дому. Но вскоре глубоко вздохнул немного пришёл в себя, отпил квасу из кувшина на столе и вроде успокоился:

- Дурища, потому что. Чем он ей не люб и не пригож? И не стар ведь ещё, но уже мастер по литью, и отец у него мастер по каменьям драгоценным знатный, но главное даже не это всё, а... Боголюб задумался, а затем веско произнёс:

- Понимаешь внук... Ведь человек без Рода, Благослав, не может жить. Он аки лист с ветви дуба оторвавшийся. Кружит и кружит его ветром, и не может он прихилится ни к кому другому в пору Световитову.

А у них в роду все сильны, кровь у них сильная, и преклонение к Роду у них сильно. Ведь ни мор, ни войны,ни даже стихии земние и небесние не столь страшны, как вырождение, коль не у кого и совет спросить, когда Род мельчает и приходит в упадок, когда младшие перестают слушать наставничество старших, более знающих и опытных, повидавших больше чем они на своём веку, живут только своим умом, и не хотят помощи в тяжкий час от других. А когда Род сильный, ему ничего не страшно, все родичи знают, что за них заступятся и если нужно, то и отомстят и Род тогда выстоит перед любой напастью. И не забывать нужно кто ты и откуда.

- Понимаешь ли ты меня внук. Боголюб строго и внимательно посмотрел

на внука. Тот задумался, а затем медленно кивнул.

- Вот и ладноть. А Премила сделает так, как Я скажу. Я здесь Глава Рода, и она сделает всё для укрепления силы Рода.

Да чуть не забыл. Боголюб встал, открыл из сундука искусно сделанный дубовый ларец, и достал из ларца медальйон, на котором с большим искуством щерилась волчья голова в круге.

Ой, деда, это мне? - радостно вскинулся Благослав, а глаза его просто засияли от радости. Но он быстро взял себя в руки и успокоился, видя серьёзное и сосредоточенное лицо Боголюба.

- Внук, носи этот оберег с честью, не забывай, Боголюб, кто ты и

откуда, помогай роду своему и не оставляй его в беде. И пусть Род

Создатель и пращуры помогут и сберегут тебя и весь наш род.

Благослав поклонился уже не просто деду, а Главе Рода в пояс и затем произнёс:

- Не посрамлю Род свой и продолжу Его в потомках своих, клянусь

защищать и оберегать Его, и пусть Род сбережёт и защитит меня

в тяжкое время.

Дед широко и как-то светло улыбнулся и крепко обнял внука...

___________________________________________________________________

Примечания

1Род - древнеславянский единый Бог, создатель всего живого и сущего. Отец Сварога и Лады.

Символ Рода - круг.

Цвет - красный.

Род разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя - Явь. Нижний - мир духов. Туда уходят умершие. Это - Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли "навьими" людьми.

Род родил Сварога - великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Сейчас же важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино - боги и природа. И люди, которые называли себя внуками и детьми, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Он отделил Правду от Кривды.

Род упоминает в летописях с главными божествами вместе с рожаницами, сопровождавшими его женскими божествами. (позднее) Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, который сородичи считали своими покровителями. Они так же имели и древнее наименования щур, дед.

Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. (кстати именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай) Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни на Земле. А еще согласно верованиям славян именно Рода посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.

Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира.

Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде "пасхальных" яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярный бог.

Птицей Рода следует почитать также утку. А рыба Рода - щука, потому после ухи иная царица в сказках приносит дитя.

2 Дреговичи - союз восточнославянских племён по р. Припять и в основном по её левым притокам в 6 -середине 12 вв. С 10 в. в Древнерусском государстве. К середине 12 в. утратили своё этническое наименование. Дреговичи - древнерусское племенное объединение, обитавшее по реке Припяти и в более северных областях днепровского Правобережья. Сохранились археологические памятники дреговичей: остатки земледельческих поселений, курганы с трупосожжениями и небольшие городища. В курганах встречаются погребальные сооружения в виде деревянных домиков с двускатными крышами. В X в. земли дреговичей вошли в состав Киевской Руси, явившись позднее основой территории Туровского княжества. Северо-западная окраина земли дреговичей стала частью Полоцкого княжества.

3Волхвы - служители древнеславянского языческого культа, особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были мудрецы, сила которых заключалась в знании ими тайн, передаваемых из поколения в поколение, требующих длительного специального учения и потому недоступных обыкновенным людям. Таким образом, сообщество волхвов было у древних народов своеобразной "академией всех тогдашних наук", включая науку управления людьми.

Славянское слово "волхвы" (иное написание "волсвы") имеет значение "жрецы Велеса", наиболее почитаемого у славян языческого бога домашнего скота. Кельтский аналог слова "волхв" - "друид".

Существовала четкая иерархия волхвов (друидов) по степени знания, на которые поднимались постепенно по мере обучения. Волхвы могли представлять собою разные степени "мудрости" - от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Далеко не каждый современный человек, даже имеющий высшее образование, может самостоятельно точно определить в году дни солнцестояния и равноденствия, а "квалифицированные" волхвы вполне справлялись с этой задачей, т.к. именно эти дни были самыми священными языческими праздниками и на них строился солнечный календарь волхвов (друидов).

В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями, гаданиями, умением ведения рунических записей, владением счётом и искусным врачеванием.

Волхвование - это синоним колдовства, предсказания. Волхв одновременно являлся пророком, сведущим звездочетом, шаманом, правильным предсказателем погоды, знатоком, когда и что следует сеять, когда и как добывать и сохранять дары природы, умелым целителем и мудрым составителем снадобий, искушенным психологом и знатоком управления человеческими сообществами.

В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с правителем. ("Волхвы не боятся могучих владык" - А.С.Пушкин) И после принятия христианства князья частенько приходили к волхвам за предсказаниями, указаниями в сложных обстоятельствах и духовной помощью. Волхвы почитались хранилищем мудрости и носителями связи Рода и Вселенского Разума (природы).

После принятия христианства на Руси волхвы бесстрашно боролись за независимость славян и стали участниками многих восстаний против поработителей-варягов (викингов).

Последние "настоящие" волхвы упоминаются в XIII-XIV вв. в Новгороде и Пскове. К этому времени язычество на Руси было практически ликвидировано. Вместе с волхвами исчезли их древняя руническая письменность, их знания. Практически все рунические записи, включая исторические хроники, были уничтожены христианами. Изначальная письменная история славян до VIII века стала неведомой. Археологи изредка находят лишь разрозненные фрагменты надписей на камнях разрушенных языческих храмов и на черепках глиняной посуды.

4Поляне - восточнославянское племенное объединение 6-9 вв., обитавшее по берегам Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Создали раннегосударственное объединение в Среднем Поднепровье - "Русскую землю" (1-я половина 9 в.), ставшее ядром Древнерусского государства.

5Хазары (Хозары) - кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на западе до реки Днепр. Хазары построили важные в торговом отношении города и занимались торговлей с Русью и Византийской империей. Правитель хазар, именуемый каганом, был одновременно духовным лидером своих подданных. Терпимые по отношению к другим вероисповеданиям, каганы предоставляли убежище тысячам евреев из Малой Азии и Византийской империи, равно как мусульманам и христианам. Три эти религиозные группы соперничали между собой с целью обратить в свою веру хазар, исповедовавших свою традиционную религию. В середине 8 в. каган и его окружение обратились в ислам, но в начале 9 в. каган Булан объявил государственной религией иудаизм и сменил свое имя на Обадию. Тем не менее Хазарский каганат продолжал придерживаться принципа веротерпимости. Он был окончательно разгромлен в 965 объединенными усилиями Руси и Византии. Последние остатки хазар в Крыму были истреблены византийцами и русскими дружинами в 1016.

6Радимичи - союз восточнославянских племён, расселившихся в междуречье Днепра и Десны. Платили дань Хазарскому каганату. Около 885 подчинены князем Олегом, в 984 окончательно покорены князем Владимиром I Святославичем. В 11 -начале 13 вв. жили в Черниговском и Смоленском княжествах. Утратили своё племенное наименование; с 1169 в источниках не упоминались.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"