Эти строки были написаны в Израиле. В первой из стран зарубежья, в которой я оказался по гостевому приглашению.
Страна эта поразила своей самобытностью. Ощущения превосходства жизненного уклада этой страны над укладом жизни в России, где я прожил всю свою жизнь, не покидали меня долго. Потом эти ощущения стали сходить на нет и со временем улетучились полностью. Зачем бередить душу несбыточными желаниями?
Но вот однажды, из телевизора, узнаю:
- В настоящее время в Израиле проживает семь с половиной миллионов человек.
Когда я побывал в Израиле впервые, то в этой маленькой стране проживало чуть больше четырёх с половиной миллионов жителей. Это что же получается: население Израиля каждый год увеличивается на тридцать тысяч человек? Это, по нашим Российским меркам, выходит, как будто население Петербурга прирастает на три десятка тысяч горожан ежегодно. А Петербург, по своему социальному статусу, не в хвосте у России плетётся. Это вам не Забалдуйск в тьму-тараканьей провинции. Но мечтать о таком демографическом взрыве даже ему не приходится. Так в чём же дело?
В Израиле я повстречался со своим однокашником - Юриком Шапиро. Мы вместе ЛИИЖТ заканчивали. Потом работали на строительстве мостов, набережных, всевозможных тоннелей на улицах и площадях города Героя - Ленинграда.
Потом Юра, чувствуя беспросветность своего бытия, в Израиль подался. Я же, ещё веря в социализм как в наивысший строй развитого человечества, завернул свой диплом в целлофановый пакетик и, поставив крест на инженерной деятельности, пошёл работать водителем автобуса городских маршрутов.
По приезду в Израиль мы Юрочкой встретились, и у нас появилась возможность сравнить результаты своих жизненных потугов.
Отличались они незначительно. Никто из нас не бедствовал. Крыша над головой была у обоих. Дети наши были устроены. Жёны обихожены и жили в своё удовольствие. И машины были у каждого: у меня - "Москвич", а у Юры - иномарка французская. В одном только разница была - Юра по-прежнему инженером работал и строил трансизраильскую магистраль от Красного моря до границы с Ливаном, а я баранку автобуса крутил по чавкающим сыростью питерским улицам.
Здесь впору Маяковского вспомнить - трибуна революции: - Все работы хороши... Этим себя и успокаивал тогда.
Русские, даже если они евреи, после длительной разлуки обязательно "бутылочку раскатать" должны при встрече. Так и у нас с Юриком произошло: купили финского "Абсолюта", жёнка его мяса нажарила, да под салатики, да под соусы разные, коих в Израиле до "дурика", состоялся наш разговор о житье-бытье. Мне Юрию Борисовичу рассказывать что-либо не зачем было - знал он всю нашу жизнь совейско-российскую до тонкостей. А вот мне послушать его было интересно.
- Считаю, - начал Юрий Борисович свой рассказ - что евреям всего мира повезло в конце концов. Сколько же народ этот, как перекати-поле, поскитался гонимый всеми и отовсюду. И всё это потому, что народ этот Богом избранным оказался. Написано ему на роду было и свет, и мудрость выработанную в народ привнести, и страдать из века в век за грехи людские.
А кому же понравится премудрости всякие слушать? Всяк сам по себе мудрейшим из мудрых себя числит. Уж где-где, а в России это у всех "на лбу написано'. И чем человек необразованней, чем никчемушней - тем он больше из себя самомнения давит. А уж обвинить еврейскую нацию во всех грехах на земле - это, пожалуйста. Кому же захочется на себя хоть часть ответственности взять в случае беды людской. Для этого евреи есть. Вот они во всём и виноваты. Вот им и ответ нести.
Но настали и для евреев светлые времена - все кто хочет, из колен Израилевых, все могут поселиться на Земле Обетованной. А если не желает кто - тому мир на все четыре стороны открыт. Израиль насильно никого не удерживает. Но начинать жизнь в Израиле очень трудно. Особенно если нет счёта в Швейцарском банке. А у эмигранта из России, до недавнего времени, вообще никаких связей с потусторонним миром не было.
Юра достал из холодильника запотевшего "Абсолюта" и с добродушной улыбкой, с ощущением скорого блаженства, уселся в кресле за обеденным столом.
- Однако не так страшен Чёрт, как его в книжках нехороших рисуют, - продолжил он свой рассказ разливая по хрустальным стопкам кристально-прозрачную жидкость.
Ты, Евгений, закусь то накладывай себе. Считай, что ты дома, а не в гостях. Мы весточке с Питер-града всегда рады, хоть и попил он из нас кровушки.
- По приезду в Израиль, если ты официально на ПМЖ сюда едешь, российских в Ульпан определяют. Ульпан - это такое общежитие, где тебе три месяца предоставляется возможность пожить. Пожить, оглядеться вокруг, обнюхаться, чтобы понять - куда ты попал. В Ульпане тебя языку еврейскому учат, знакомят с жизнью израильской, культурой еврейской, с законами Государства, рассказывают о твоих обязанностях и правах. В общем обучают всему понемножку. За три месяца многому не обучишься. А уж языку, да если ты в возрасте, тем более.
В Ульпане тебе absorption выплачивают: "корзину" эмигранта, пособия из расчёта прожиточного минимума. Помогают со съёмом жилья (на это, кстати, тоже деньги выделяют), с трудоустройством, если по твоей специальности вакансии есть. А если вакансий нет - то сам себе работу ищи. В Израиле с работой очень напряжённо, если ты специалист без звания и имени в кругах соответствующих. Здесь инженеров, докторов, научных работников со всего мира понаехало.
И вот что интересно: стартовая площадка для всех одна, а жизнь, со временем, у всех разная. И результаты её, от мировозрения твоего зависят. От того как ты осознал, что на свою вторую Родину приехал, на сколько готов доверится ей. Хотя никаких жертв эта Родина от тебя не требует. Это тебе не в России, где "раньше думай о Родине, а потом о себе". Здесь богатство страны прирастает богатством населения в ней проживающего. И богатеть тебе никто не запрещает. Вот только путь к богатству с нуля начинается. Врубаешься?
Мы, выкурив по сигарете на пентхаусе, вернулись в комнаты, и расселись по за столом, так щедро уставленном и выпивкой, и закуской. В комнате, в одиночестве, скучала без нас Натаха - Юрика жена, поглядывая на экран телевизора с отключённым звуком.
- Как живётся, Женя, в России-матушке. Что нового перестройка принесла россиянам? Слухом земля полнится, что в России теперь для народа все пути, все дороги открыты - так?
- Так то оно так, вот только идти то некуда оказалось. Сейчас у народа Российского одна забота - как в эпоху повального голода, государственной разрухи и безденежья выжить. О свободе, как о категории существования, мало кто думает. Многие о коммунистах в Кремле скучают. А чем всё это закончится - никому не ведомо. Я так думаю, что и Ельцыну, и слугам его также. Поживём - увидим.
- А в Израиль приехать - не было такой мысли?
- В Израиль?... Была такая мысль. Она и сегодня меня не покидает. Вот только, как у Владимира Семёновича в песне поётся: - "Русский я по паспорту...".
- Ну, так у тебя жена еврейка. Этого достаточно, чтобы тебя здесь как родного встретили.
- А вот жена категорически против переезда в Израиль. Она у меня живёт по принципу: - Лучше быть первым человеком в деревне, чем последним в столице городской. И потом ленивая она у меня. Делать ничего не умеет и не хочет, а мне уже её на себе не вытянуть. Прошли те времена - старый я стал.
- Не отвлекайся, Евгений, - прервал меня мой однокашник. - Давай-ка ещё по одной выпьем и продолжим наш разговор, если тебе интересно житьё-бытьё израильское.
Мы дружно опрокинули в себя чудодейственный напиток, зажевали его мясом жареным и я выжидательно глянул на Юрика.
- Снять жилплощадь в Израиле - труда не составит. Здесь это свободно. И вот тут-то ты и узнаёшь, что за всё, что тебе в обиходе требуется - платить надобно. И платить суммы немалые. Тех субсидий, что тебе Государством обещано, как не крутись - не хватит. Приходится экономить. Причём экономить на всём. И в первую очередь - на воде. Вода в Израиле - это тебе не Питере, где открыл кран и хоть залейся ею. Здесь вода "на счётчик поставлена". От того и краны повсюду быстрозапорные, а не с вентилями. Дёрнул планку вверх - вода полилась. Руки смочил - планку вниз дёрнул. Пока руки мылишь - вода у тебя "взаперти сидит". А когда мыло смыть время настаёт, то тогда планку на кране опять вверх дёрнуть требуется. Так и в душе: пока обмываешься - надо на педальке стоять. А бошку или жопу мылишь - с педальки соскакиваешь.
Многие знаешь, как воду умудряются экономить? - Они отработанную воду в вёдрах держат. А используют её, когда в туалете смыть за собой требуется. Вот такие, брат, дела. Это тебе не в России, где всё вокруг народное, всё вокруг ничьё, - сказал Юра и грустно улыбнулся.
- Сдаётся мне, Юрочка, что у России всё это впереди. Недолго её народу халявами осталось пользоваться. Что-то назревает такое по всей стране, - отвёл я от Юрика взгляд, ковыряя салат в своей тарелке. - Давай-ка плесни ещё по глоточку под рыбу фаршированную.
Юра налил и, отвернувшись в сторону, задумался, как будто вспоминая всё, через что ему пришлось пройти с Натахой на этой благоговейной земле.
Мы выпили, помолчали. Наташка поднялась из-за стола и, потянувшись зевая, сказала:
- Ладно сидите, общайтесь. Только не напивайтесь. А я спать пошла. Завтра на работу ни свет ни заря. После ночных гуляний в ресторане прибираться до обеда буду. А после двух я свободна. Так что, Женя, ещё увидимся, если дождёшься меня. Бай, господа!
Наташка ушла куда-то по коридору оставляя меня недоумевать:
- Как она не путается во всех комнатах такой большой, просторной квартиры?
- Юра, а зимой в квартире холодно? Я смотрю, у вас и батарей отопительных нет.
- Всяко бывает. Бывает, что улицы Иерусалима и снегом накрывает. Но отопления кондиционерами вполне хватает. А снег - он долго не лежит. Сутки, двое и нет его. Если к обеду растает, то к вечеру асфальт уже сухой. Здесь климат чудодейственный. Оттого старики здесь до ста лет доживают. Правда нам это не грозит - мы своё здоровье ещё в России угробили. За кусок хлеба насущного. До сих пор вспоминаю - когда в институте учился, то на трёх работах трудиться приходилось, чтобы как-то семью содержать. Эх, жизнь...
- А здесь, что - лучше?
- Здесь, Женя, жизнь человека года два-три на прочность испытывает. А потом, если ты все испытания выдержал, живи в своё удовольствие. Только работать, при всех удовольствиях, приходится много. Ох, как много. Только в Шабат и отвлечёшься от бремени трудового.
- Так в чём же тогда удовольствия заключаются, если за трудом повседневным ты света белого не видишь?
- А удовольствие в том, что я знаю - результатом труда моего, мои дети воспользуются, когда меня не будет. И им, для совершенства в жизни, не надо будет проходить тернии, которые на моём пути стояли. А детям моих детей представится возможность ещё выше подняться в своём развитии на благо своих потомков и Государства Израилева. И чем интеллектуальней мои потомки будут, чем богаче и материально, и духовно - тем богаче страна эта будет. Вот такая здесь взаимосвязь, а не наоборот. Только при богатом народе Государство богатым становится - заруби это себе на носу, Евгений.
- А до этого, что - придётся помойной водой говно в унитазах смывать?
- Да, Евгений! Да! И не только это.
Здесь, кто только-только жить начинает, на всём экономит. Даже на транспорте.
Если тебе куда-то попасть необходимо, то пешком приходится идти, чтобы сэкономить лишних десяток шекелей. Потому, что здесь "зайцами" никто не ездит. Не воруют здесь у Государства, как бы бедно ты не жил. Этим Израиль от России и отличается.
Эмигранты в Израиле со ступеньки на ступеньку шагают к своему благосостоянию.
Сперва, на воде экономят и на всём чем только можно. В магазинах покупают всё самое дешёвое. Ты заметил, что колбасы в магазинах без "жопок" нарезают?
- Заметил...
- А куда эти "жопки" деваются - не знаешь? Так вот знай, что обрезки от колбас разных, ветчин и прочих вкусностей - отдельно складываются. И в конце рабочего дня, под закрытие магазина, продаются неимущим за цену смехотворную - чисто символическую, но никогда не задаром.
Или вот в пятницу, незадолго до захода солнца, на рынках народ, который победней, промышляет. Там он овощами разными на неделю запасается за цену малую. Потому как торгашу, до начала Шаббата, свой прилавок прибрать требуется. Вот он и продаёт под конец дня всё за "копейки", потому как с заходом солнца жизнь в Израиле только увеселительная начинается. А работать - не моги. Вера иудейская запрещает.
- Эмигранты, я тебе уже сказал, со ступеньки на ступеньку в своём благополучии шагают.
Сперва, экономят на всём. Потом начинают, постепенно, транспортом пользоваться. В магазины ходить - Super Маrket-ы. Но и там стараются, что подешевле выбрать. А потом и на цены обращать внимание перестают, а покупают то, что душа просит. И одеваются не в "Армии Спасения", а в Boutigue эксклюзивном. А далее и жилплощадь себе покупают - хотя это и без надобности. В Израиле снять приличный townhouse дешевле будет, чем ежемесячно банку ипотеку выплачивать...
Ну и, конечно же - автомобиль. Без автомобиля в Израиле, как без породистой собаки в России - обойтись можно, но для престижа иметь надо обязательно. Правда есть и такие, которые на машинах в другие города на службу едят. И таких здесь много. Но проблем с транспортом не наблюдается. Здесь автобусы минута в минуту ходят - престиж фирмы.
Ну, а дальше - остаётся только работать добросовестно и, если тебе это надо, расти по службе. Вот такие, брат, дела.
- Что? Ещё по одной?...
- Наливай. Давай за Израиль выпьем. За то, чтобы у тебя в этой стране всё было так, как ты того желаешь.
- А я и не сомневаюсь, что так оно и будет. И квартира моя, мною заработанная, и семья моя, мною обихоженная и сам я, получивший, на старости лет, возможность воздействовать на свою будущность - тому доказательство.
Меня вот твоя будущность волнует. Как-то у вас всё в России сложится...
******************
Прошло полтора десятка лет.
В квартире у нас женой появился водомерный счётчик. Квартплата выросла до суммы жёниной пенсии. От "Москвича" пришлось избавится - налоги на транспорт, страховка с техническим осмотром стали неподъёмными. А по утрам мы с женой забавлялись тем, что ходили из "Пятёрочки" в "Перекрёсток", из "Перекрёстка" в "Полушку" и далее по 'Super Market'-ам в поисках дешёвых продуктов. Всё как в Израиле - только наоборот.
А жителей в Петербурге становилось всё меньше и меньше. Толи умирать стало больше, толи на "Землю Обетованную" народ подался.