Аннотация: обзор рассказов конкурса Рт-2013. Вторая группа.
В поисках Русской Души
(обзор рассказов выставленных на конкурс
'Реалистический рассказ' Рт-2013'
Номинация: - Группа 2.
Вступительная часть:
Я, Грошев-Дворкин Евгений Николаевич, вступая на путь обзора рассказов конкурса Рт-2013, перед лицом своих товарищей, КЛЯНУСЬ:
1. быть максимально объективным, честным, не подобострастным;
2. исходить из принципов положения Правил конкурса Рт-2013;
3. не размазывать своё восприятие от прочитанного - быть кратким;
4. поддерживать диалог с каждым из конкурсантов ответившим на обзор.
Обзор рассказов:
1. Индюшка и две подружки - Вербовая О.Л.
Интересно построен рассказ.
Повествование ведётся от первого лица, и всё время ловишь себя на мысли, что это Автор делится своими воспоминаниями, восприятием действительности окружающего мира. А об Авторе, как о покойнике - либо хорошо, либо никак. Таковы требования Конкурса. Можно и самому 'загреметь под фанфары', если ненароком сорвётся слово не хорошее.
Соответствует ли рассказ регламенту заявленному Конкурсом? - Да, соответствует.
Показана ли в рассказе 'Русская душа? - Давайте разбираться.
Ирина - стервочка ещё та. Её душа сродни забубённым душам, если только 'Новым Русским'.
Лана - несколько примитивная, каких много, русско-советская женщина. Для таких, идеалом, на всю оставшуюся жизнь, являются слова из песни:
Женское счастье -
Был бы милый рядом.
Ну, а больше ничего не надо...
Кто остаётся? - Остаётся Марина (Индюшка).
Раскрылась ли Читателю она во всей красе Русской Души? - Не похоже. Она ещё светила всегда и везде, пока был жив муж. А с его кончиной сияние её поблекло и, на поверку, она оказалась не дееспособная. Ни в журналистике, где, как пишет Автор:
- ...мы пробивали лбами бетонную стену бюрократического произвола и смеялись над
ней (стеной, что ли?) в каждом новом номере, придумывая свежие пародии.
Ни в повседневной жизни. Ведь не сумела она одна воспротивиться всему тому, с чем боролся её супруг.
Если говорить о самом рассказе, отвлечённо от темы, то в нём, как червоточины, встречаются не 'логизмы':
- у неё (Марины) кошелёк украли(?), а она - 'Всю долгую дорогу мы болтали непринуждённо и весело'.
- на улице морозно, а Марина: - 'Выйдя на улицу, я поплотнее укуталась в шарф, чтобы ветер не продувал...'. Это какой же шарф должен быть - как черкесская бурка?
И потом вот эти слова: - директриса, бухгалтерша...
Фраза: - ...с ребёнком в животе.
Мариночка, у тебя же муж был главным редактором журнала, которого боялся президентский аппарат. Что же он не научил тебя выражаться литературно, чтобы не резало слух у Читателя?
В общем, суммируя - лично мне рассказ удовольствия не доставил. Хотя, надо отдать должное Автору, написано очень не плохо.
2. Фонтан - Кроатан.
Честно скажу, что с трудом мне дался этот рассказ. Но, поразмышляв с самим собой, вот к какому выводу я пришёл:
1. Почему 'Фонтан'? - Потому, что повествование льётся безостановочно. И не просто льётся, а брызжет во все стороны. И 'вода' в нём, явно, к употреблению не предназначена;
2. Рассказ ли это? - Да, рассказ. Хотя и очень затянут из-за временнОго объёма в повествовании. Мне бы такой объёмности рассказ было совестно выставлять на конкурс. Рассказов на конкурсе более двухсот штук и если каждый будет под 40k, то проще удавиться, чем быть преноминатором;
3. Есть ли в нём 'Русская душа'? - Да, есть. Душа сродни бытию Обломова в известной работе классика. Чем-то аморфным веет от мужика. И сознание, на протяжение всего времени знакомства с ним, сопротивляется информации о нём полученной.
4. И последнее - а кто же Автор? - Автор пожелал остаться не известным.
Проходил мимо, увидел объявление о проведении конкурса Рт-2013 и решил
поучаствовать. Заслал не плохо написанную, я бы сказал - философскую, вещицу
и сгинул 'на круги своя'. Я не удивлюсь, если он больше никогда на СИ не
появится. Потому, как на комм он не отвечает, оставив нам, в качестве визитной
карточки высказывание:
- 'Ничего против сумасшедших я не имею. Единственное мое условие - не
навязывать мне чужих идей'.
На что очень хочется сказать:
- Спите спокойно, дорогой товарищ. Мы не будем мешать вам сходить с ума.
3. Корпоративные ценности - Лисаченко А.В.
Ох, и да чего же мне 'не в дугу и не в тую' писатели максималисты...
Нет, я против них ничего не имею, но, родные мои, пожалейте вы преноминаторов, жюри и этих, как их? - обзорвистов. В конкурсе участвуют двести рассказов. Если каждый из них за 40k будет, то это и на корпоратив времени не останется.
Но ближе к телу, как сказал Ги де Мопасан.
1. Это рассказ? - Очень даже возможно. Но по тому, как Автор преподносит нам события, рассказ сей больше на фельетон машет.
Правда создатель сего повествования предупреждает нас в сопроводиловке к рассказу, что:
'Я серьёзно задумывался, выносить ли рассказ на конкурс, именно по той причине, что он здесь оторван от первых двух частей, и потому главный герой не раскрывается как следует...'
И далее:
'Так что ещё раз очень рекомендую начать с "Белочки" и "В интернет входить здесь" - всё станет понятно, и ... получите удовольствие от чтения'.
Замечательную позицию принял Автор. Остроумную, я бы сказал. Это получается, что если бы Лев Николаевич Толстой задумал поучаствовать в конкурсе Рт-2013, и представил нам 'Бал Наташи Ростовой'... А потом сказал:
- Кто желает познакомиться с этой девушкой поближе - почитайте 'Война и Мир'.
Не слабо, да?
2. О 'Русской душе'.
Здесь самому надо догадываться - где её искать. Обычно 'под раздачу' попадает ГГ. Вглядываемся. Оцениваем. И видим этакого Хлестакова современного рОзлива - чтобы не делать, только бы ничего не делать.
Здрасте, вам пожалуйста! - настали новые времена. Только захребетники всё те же и на 'Русскую душу' никак не тянут. На русского Емелю - это да, но не больше.
В аннотации к рассказу Автор пишет:
-Наш человек приглядывается к новому миру - миру крупных корпораций.
Возможно поэтому я и не получил удовлетворения от прочтения сего труда. Вот когда 'наш человек' приглядится и начнёт 'сеять разумное, доброе ясное', вот тогда, возможно, и моё отношение к написанному изменится.
4. Лекарство от стресса - Сергеев С.В.
Со многими профессиями мне удалось познакомиться в своей жизни, а вот полетать, кроме как пассажиром, не привелось. Я это к чему - уж больно специфичный рассказ вынес Автор на обозрение. Вчитывался я, вчитывался, но многого из рассказа не понял. И мне представляется, что я не один такой. Если сей рассказ начнут обсуждать девчонки, то они точно ничего не поймут. Претендент уже имеем.
Мне кажется, что Автор должен был предполагать это и не посвящать Читателя в подробности описания того, что для обывателя 'тёмный лес'. Основополагающий сюжет рассказа ясен. Вот на нём и надо было остановиться. И повествование было бы намного короче, и не 'утонул' бы отчаянный профессионализм пилота Хрусталёва в описании повседневности жизни военного городка.
Рассказ неплохой. Подкупает новизной темы в нём затронутой. Но не сторонник я длинных описаний, окольного подхода к основной ситуации и чрезмерной (необходимой по сути) специфичной терминологии.
Но верю, что истинные пилоты-вертолётчики оценили бы этот рассказ по достоинству.
5. День цвета крови - Алексеева-Минасян Т.С.
Ну, идея рассказа ясна - провести параллели между днём сегодняшним и 'кровавым воскресением' января 1905 года. Помню, мы об этом ещё в школе писали, на уроке истории. И Автору удалось эту параллель построить: бестолковость митингового выступления неподготовленной толпы во все времена. Кто бы только разъяснил этой толпе, что революции делаются жертвами, которые, как 'пушечное мясо' кидают в горнило митингов. А пользуются плодами революционных переворотов те, кто об этих жертвах потом и не вспомнит.
Ладно, это всё около политическое. А где же здесь о 'Русской душе', которую у нас запросили орги Конкурса?
Я так понимаю, что если о душе речь должна идти, то что-то возвышенное, одухотворённое в рассказе присутствовать должно. А его, сколько не вглядываюсь, в рассказе нет. Может глаз мой замылился? Так пусть Автор мне пальчиком укажет - где об этом написано.
И потом: мне всегда неудобно становится за незнание пишущего того, о чём он в работе своей повествует. Или за то, что в одном абзаце он пишет одно, а в другом противоположное.
Берём первый абзац. Описывается работа прокатного стана. Встречаем такое предложение:
- 'Полоса (раскалённой стали) остановилась и начала остывать и тускнеть на глазах (сиё неправдоподобно), а громкий гудок ... возвестил об окончании бесконечного рабочего дня'.
Это надо понимать так, что прокатный стан, с окончанием рабочей смены, был остановлен? - Противоестественно.
И прокатные станы, и мартены работают безостановочно! Останавливаются только после окончания технологического процесса.
Читаем дальше, и выясняется, что современный парнишка просыпается и неумытый(!) садится за комп. Это на нашу молодёжь похоже.
Далее: 'Учиться в институте ему нравится гораздо больше'.
А через абзац Автор преподносит нам сообщение, что лекции в институте нудные. И что тут должно нравиться?... Ах, вот что - на лекциях можно поспать. Об этом мы читаем уже через несколько абзацев. Ну, если 'русская душа' просит, то почему бы и не поспать.
И потом - в тексте столько слов 'тараканчиков', что только диву даешься. А меня учили в 'Зелёной гостиной', что от них надо избавляться.
В общем - я встречал у этого Автора и лучшие работы. А этот так - на троечку.
6. Стреляный воробей - Ахметшин Д.
Удивительный, с психологической т.з., рассказ. Такое можно написать только с 'натуры'. Придумать такое, с учётом трагизма ситуации, было бы кощунственно.
Рассказ написан на высоком художественном уровне. Соответствует всем пожеланиям описанных оргами Конкурса. И может представлять интерес для жюрейской комиссии.
Ничего дополнительного к сказанному не будет. Потому как рассказ в этом не нуждается. Удачи, Автор.
7. Фиктивный брак - Петрова О.А.
Рассказ, который меня удивил.
Нет, рассказ замечательный, но не обычный по своей содержательной сути. Не всегда встретишь женщину, столь правильно принявшую решение в своей жизни. Это я ни как мужчина говорю, а как человек познавший, в своё время, чувство одиночества.
Всем и давно известно, что 'мужики сво...'. Но если это твой мужик, то и сво... это тоже твоя. Так пусть она никому не достанется. Пусть она будет под рукой, которая, теперь уж, сделает с ним (мужиком) то, о чём тот и не догадывается.
Правильный рассказ.
8. Плыви, Плыви, Кораблик - Холоденко И.
Кристально наивный, жизненный рассказ.
Рассказ о себе, но без прикрас. Читая такое, вспоминаешь свои огрехи детства, за которые стыдно и сегодня. И вспоминая минувшее, хочется дать себе слово быть четным всегда, в любой жизненной ситуации.
Мне представляется, что такой рассказ должны прочитать все. Прочитать для того, чтобы оглянувшись назад никогда в жизни не совершать непоправимого.
Спасибо вам, Автор.
9. Ритрит - Аноним.
Я уже давно уверовал в то, что 'рассказы всякие нужны, рассказы всякие важны'. Но, и в этом я тоже уверен, Конкурсы не место для стёба. Тем более, если он ничем не подтверждён. А уж тем более, если рассказ подписан многозначимо - Аноним.
Извините меня, но обозревать такое - 'рука не поднимается'.
10. Тропинка к Пушкину - Бухарин А.
Сказочный рассказ. Читается, как что-то не реальное, давно позабытое сказание о великом народе. Народе, который верит в судьбу больше, чем в себя. '...где дух Господень - там и свобода' - подводит итог прожитого Автор.
Ну, что же, давайте обозревать этот удивительный рассказ человека, который написал его не понаслышке, а пережив то время вместе со своим народом. Время, правда, было тогда несколько другое. Но рассказ-то написан сейчас!
Я не буду его пересказывать. Остановлюсь только на основополагающих моментах его масштабности.
От царских времён и до развитого Социализма прошла тропинка Автора на пути к осознанию великого поэта. Тропинка эта была не в 'чистом поле с васильками'. Прошла она через голод, холод, войны, болезни, смерти (которой могло бы не быть) родных по крови людей. И вот какой вывод сделал Автор, пройдя этот путь:
- 'Родину не выбирают, её даёт судьба, и я благодарю её...'.
Такой вывод может сделать только человек, по-настоящему полюбивший всё, через что ему пришлось пройти.
А как же слова В.Лебедева-Кумача, которые мы читаем в тексте песни 'Широка страна моя родная'? Не распевал ли Автор со всеми: 'Где так вольно дышит человек'?
И что - вольно ему дышалось? Нет! В те времена никому не дышалось вольно. Потому, что у них Родина была такая. В большинстве своём певцы не осознавали, что Родина только там, где человеку действительно и по настоящему, дышится вольно.
Но и сменить ЭТУ Родину, на другую (не знаю какую) возможности не было. Об этом даже не помышлял никто. Только сегодня, кому-то это удаётся. Но в большинстве своём Человек, который создан для счастья, продолжает прозябать на земле своих предков. Но даже и сейчас, когда всё чаще и чаще раздаются голоса 'не согласных' можно услышать тех, кто чтит мудрость(?) в словах: - Умирать собирайся, а рожь сей!
Согласен - мудрые слова для того времени. Но только ответьте мне - для кого и для чего сеять? И сколько же можно уповать на ржаной хлебушек? Не пора ли распрямиться самому и расправить плечи свои? Взглянуть на Мир с новых, истинно радостных для всех(!) позиций.
Вспоминается, как в самом начале 90-х транслировали интервью с Ал. Розенбаумом. Тогда только-только нувориши начинали строить себе дворцы, замки... Шурика спросили:
- Как он к этому относится?
И тот, с некоторой народной ностальгией в голосе сказал, что лично он мечтает о бревенчатой избёнке. Чтобы окна занавесочками были зашторены, а в печке дрова потрескивали.
Врал уже тогда. Потому, как живёт он, нынче, где захочет и никак не деревенской халупе.
Вот и про этот рассказ мне хочется сказать, что рассказ написан изумительно. Но упаси нас всех воспринять его как руководство к возрождению прошлого, терпимости, покорности судьбе.
11. Пятница - Фост О.
Друзья мои, вы помните Данко? Того самого, историю о котором написал в начале прошлого века Алексей Пешков. До него похожие легенды тоже были, это и про Прометея, и Моисея, и Иисуса Христа. Так уж повелось в роду человеческом, что всякий раз, когда на Землю спускается Небытиё - появляется кто-то, кто готов пожертвовать собою во имя Светлого Дня человечества.
Вот этим 'Кто-то' и оказалась Ленка - студентка вечернего отделения, ещё института, возвращавшаяся в конце недели домой. И было это в пятницу. День всех чертополошен на свете. Но дело здесь не в Пятнице. Дело в том, что 'ещё дымились обломки прежней державы', а на этих обломках прорастала другая страна.
И люди на себе чувствовали все перемены связанные с этим прорастанием. Чувствовала это и Ленка. Чувствовала, но обладая поистине большой Душой, сопереживала всем окружающим, всем кто находился рядом.
Ленка - это Данко конца ХХ века. Про таких дечонок надо писать и рассказы, и песни, былины, сказания. И передавать их из уст в уста, из поколения в поколение.
12. Про Сашку - победителей не судят - их боготворят - Поляков М.С.
Да! Именно Российской! Потому, что русская душа может присутствовать в любом из россиян, к какой бы национальности он не относился. И все мы, если начнём перелистывать страницы своей памяти, можем привести тому множество примеров.
Здоровья тебе, Сашка! Поправляйся. Ты был и остаёшься представителем нашей Отчизны. Лэхайм!
Михаил Сергеевич, маленькая поправка: в еврейском календаре нет такого праздника - Ханко. Есть - Ханука. В русскоязычной среде устойчивым именованием стало 'Светлый праздник Хануки'.
13. 'Обмишурились' - Гуларян А.Б.
История, это такая наука, в которой одно и то же событие из прошлого, можно перечитывать по нескольку раз. Всё зависит от того кто описывает это событие.
'Мы все учились понемногу. Чему нибудь и как нибудь'. Значит, в той или иной мере, с историей знакомы. Во всяком случае, с тем её курсом, который преподавался в школе. Поэтому в зрелом возрасте, когда в руки попадается что-то историческое, мы невольно вчитываемся в попавшийся текст с надеждой узнать то, чего раньше не знали. Если исторический факт нам знаком, но только преподносится нам в изменившейся интерпретации, то здесь можно текст отложить не дочитывая его до конца. Жалко время терять. А вот если исторический факт нам знаком, а кем-то опровергается, то такую книжицу уже из рук не выпустишь. Тем более, если факт опровергается не голословно, а доказательно.
Последний раз я такую книжицу держал в руках читая 'Досье. Россия, которой не было' А.А.Бушкова - Красноярского академика. Читал взахлёб и всё никак не мог понять, почему я сам себе не задал вопросов, ответы на которые опровергают то, чему нас учили в школе. Во многом, очень во многом, в тот момент я был согласен с академиком.
И вдруг...
Включаю телевизор, а там Анатолий Александрович Собчак эту книжицу в руках держит. Я, прямо, прилип к экрану. А Анатолий Александрович, потрясая этим Досье в воздухе, с доброй улыбкой говорит:
- Удивительная книга. Всем рекомендую почитать. Забавнейший сборник исторических анекдотов...
Не верить А.А.Собчаку нельзя. Ему весь Мир верил, когда он жил среди нас. Но всё равно - 'Досье. Россия, которой не было' стоит у меня на книжной полке. Потому, как и написана книжица превосходно, и поколебала она мои догматические устои из Исторической Хроники нашей Родины.
Я к чему всё это так долго и нудно рассказываю? К тому, что если попадутся вам 'Исторические очерки' А.Б. Гуларяна, то, вольному воля, а я бы тратить на них время не стал. Ничего нового, значимого из истории 1905 года, Русско-Японской войны, города Орла и его полицейской службы вы не узнаете.
Так, - рассказики для учащихся среднего школьного возраста. Да, и то для внеклассного чтения.
14. О тех же - Мотраков М.М.
Я уже вздохнул с облегчением, когда взял в руки рассказ 'О тех же' Мотрак Матраковича. Подумалось мне, что закончился мой '...скорбный труд и дум высокое стремленье'. Однако, открыв первую страницу последнего, в обзоре, рассказа долго 'чесал репу', чтобы понять смысл и суть написанного.
То, что это литературная зарисовка из 'жёлтого дома' - я понял. Прочитав внимательно(?) всё от начала и до конца, узнал то, о чём раньше и представления не имел - о быте в этом 'весёлом' заведении. Отметил и профессионализм, с которым этот быт описан. И грамотность текста... И всё никак не мог понять смысла, вынесенного на конкурс, рассказа.
Может смысл в нём скрытый? Может он заключается в том, что мы все, немножко - 'хи-хи'? Нет, ребята-демократы, сдаюсь я. Не под силу с моим умишком осмыслить и оценить эту работу.
Надеюсь только на одно, что Автор снизойдёт до моей никчемушности и поведает о том, что он хотел сказать этим рассказом. А если, до назначенного конкурсом срока он этого не сделает, то придётся оценивать его работу по 'остаточному' принципу.
********
Вот и всё, дорогие мои. Закончил я с обзором ваших рассказов. Если что не так воспринял я в сути их, то пишите. Моя страница открыта для всех. Даже для тех, кто, не набравшись отваги, скрывается под чёрным ником.
А с оценками вашим работам придётся подождать. Буду ждать сообщение от Матракова Мотрак Мотраковича.