Аннотация: Нежданно получил записки Павла Базарова о посёлке, где прошла моя юность. Вот и вступил с ним в диалог.
Возрождение.
Базаров:Под таким редким оптимистическим названием объединены комплекс посёлков и железнодорожная станция. Говорят, что в 20-х годах ХХ века на этой территории была сельскохозяйственная коммуна под названием 'Возрождение'. Она впоследствии и дала название станции.
Грошев: Позвольте, дружище, - кто говорит?
Представляется, что если существование коммуны имело место, то факт сей был известен краеведческому музею города Хвалынска. Посетив его экспозиции многое можно узнать из истории нашего края, но о мимолётном существовании коммуны в музее сведений нет. Как нет и намёка на то, что со времён 'в 20-х годах ХХ века' были найдены останки от упомянутой коммуны и, следовательно, поселения.
Если у нас нет достоверных фактов события, мы не в праве пользоваться источниками ОБС (одна баба сказала). Можно высказывать свою версию ранее происходившего, но в этом случае необходимы косвенные подтверждения наших размышлений.
Базаров:Наличие железной дороги стало определяющим фактором в выборе площадки для строительства завода по обогащению урана по линии ведомства Л. П. Берии. До сих пор нет точных данных о том, что здесь намечалось построить, но известно, что это было связано с советским атомным проектом.
Грошев: Получается, что сперва, незнамо зачем, построили железную дорогу, а её наличие определило выбор 'площадки под строительство'? Не кажется ли вам, что это противоречит постулатам экономики. Железные дороги строят под заранее определённые цели экономического развития. Так было всегда и везде.
Изначально ветка Сенная-Сызрань строилась для обеспечения крекингов в верховьях Волги сырой нефтью Каспия. Добыча нефти в Сибири, в середине двадцатого века, была 'в проекте'. Тогда не было ни трубопроводов для её перекачки, ни железнодорожных путей для транспортировки.
В информации полученной из школы-5 посёлка Возрождения говорится, что жел.дор. пути на данном участке прокладывались с целью переброски войск для Сталинградского сражения. Но тут не вяжутся даты этих событий. Сражение уже закончилось, а строительство путей - нет. Следовательно строительство дороги было необходимо ещё для чего-то. Возможно, что 'это было связано с советским атомным проектом.' Вы в этом уверены? Тогда зачем пишите 'До сих пор нет точных данных о том, что здесь намечалось построить...'
Ну, а если говорить о 'советском атомном проекте', то позволю заметить, что впервые И.В. Сталин задумался об этом после проведения Потсдамской конференции. Где Трумэн позволил припугнуть "дядюшку Джо" наличием у него атомного оружия.
Общеизвестный факт из воспоминаний маршала Василевского А.М. (не дословно): Вернувшись с конференции (Потсдамской) Сталин приказал взорвать на Семипалатинском полигоне несколько вагонов тринитротолуола. Эффект взрыва был сравним с взрывом атомной бомбы приготовленной для Хиросимы. Cейсмические станции США зафиксировали этот взрыв и приняли его за испытание атомной бомбы. После чего Трумэн ни разу не заикнулся о преимуществе Соединённых Штатов.
'Советский атомный проект' зародился ни как не раньше лета 1945 года. Советским учёным ещё предстояло научиться обогащать уран. И не надо забывать, что , технологически, для отделения чистого урана от породы (именно этот процесс наз. обогащением) необходимо количество воды в объёме, многократно превышающем возможности местности, под названием Возрождение, его дать. Т.ч. уважаемый автор, не вяжется ваша версия с целью построения в наших краях промышленного центра связанного именно с этой направленностью.
Последнее на что хочу обратить ваше внимание, это то, что воду, после промывки урановых руд, следовательно заражённую радионуклидами, надо куда-то девать. И куда бы её сливали в наших краях? В пруд у завода Электрофидер?
Я не призываю вас отказаться от своей версии. Пускай она будет. Но прошу подтвердить её логическими рассуждениями исходя из того, насколько доступна нам информация о 'советском атомном проекте'.
Базаров:В 1951 году на территории 30 км2 началось спешное строительство различных объектов (даже сельскохозяйственные поля близлежащих колхозов были не убраны, и колхозам была выплачена компенсация за утраченный урожай). Был построен завод по производству бетонных изделий, подведены десятки километров железнодорожных путей, Дом культуры, кафе, бани, гостиницы и, конечно, бараки (87 шт.).
Три тысячи восемьсот заключённых посменно возводили жильё, гаражи, дороги и промышленные объекты. Дизельные силовые установки обеспечивали электроэнергией. По периметру поселения лагерников - колючая проволока, вышки и собаки.
Грошев: Не буду говорить о дате начала и площади строительства - неведомо мне об этом. Но, позволю заметить, что вы до наивности хорошего мнения о Советском (Российском) правительстве если сообщаете, что 'колхозам была выплачена компенсация за утраченный урожай'. Не бывало такого ни в какие времена и ни при каких обстоятельствах. А как на самом деле? - Двадцать четыре часа на сборы и чтобы духа вашего здесь не было! А как есть? - Приезжает бульдозер и 'под нуль' сносит частников с обжитой территории. Будь ты владелец дачного участка, частный предприниматель с ларьком, член гаражного кооператива. Согласны? Или вам неизвестно, что творят власти в Москве и Петербурге? А может вы живёте своей автономией? Сомневаюсь.
Далее вы пишите: - '...подведены десятки километров железнодорожных путей, Дом культуры, кафе, бани, гостиницы ...' - Когда и где всё это было сделано? Однопутную ветку жел.дор. путей помню. Об этом написано в 'История посёлка Возрождение' Но она была проложена никак не на десятки километров. Хотя согласен, что для масштабного строительства, тем более для 'атомного проекта', железнодорожный комплекс (маневровые пути, стрелки, средства связи) необходим. А вот всё остальное - '...Дом культуры, кафе, бани, гостиницы...' - здесь вам придётся меня переубедить.
1951 год. До всеобщей амнистии ещё два года. Экономика Советского союза держится на ГУЛагах. Какие Дома отдыха? Какие кафе, бани..? - А 'десять лет без права переписки' не хотите?
Вот по поводу бараков спорить не буду. Бараки были, сам видел. А сколько? Вы пишите - 87. Возможно. Но если принять это их количество за действительное то получается около пятидесяти человек в бараке. Так? - А не кучеряво ли жилось заключённым в 1951 году? Помнится в 1961 году, в лагере где батяня мой (выражаясь словами В. Высоцкого) 'давил смердных гадов', барак был рассчитан на один отряд. А отряд, по нормам нагрузки на одного офицера и по санитарным нормам для ИТУ, включал в себя 100 (сто) человек.
Про колючую проволоку, вышки, собак, говорить не буду. Куда без них даже в двадцать первом веке?
Базаров:Строительство шло поточным способом (м.б. методом?) : одни копали фундаменты, другие их заливали, третьи ставили стены и крышу. Многие комплектующие шли с других регионов, да и местный ДОК (деревообрабатывающий комбинат) работал круглые сутки.
Грошев: Позвольте два вопроса: - Откуда для круглосуточной работы ДОКа брали древесину? И куда расходовались пиломатериалы? По тому, каков будет ответ читатель, вдумчивый читатель, решит для себя насколько ваша версия состоятельна. Нельзя, на мой взгляд, сказав 'А', промолчать о 'Б'.
Базаров:Министр внутренних дел Л. П. Берия зорко следил за ходом строительства. По рассказам местных жителей он несколько раз приезжал в собственном поезде и посещал возводимые объекты.
Грошев: 'Брат мой во Христе и писательской упряжке', даже если он и приезжал, то поездка эта была тайной 'за семью печатями' для всех, а для 'местных жителей' и подавно. Вспомните поездку Ким Чен Ира на личном поезде до Москвы и обратно. Вроде бы наш он был по идеологии и вере. Красную книжицу коммуниста у сердца хранил. Но Лаврентий Павлович поважнее корейца был. Он на Союзе руку держал, а Корея с Союзом не сравнима.
Базаров: Удивляют сроки строительства: все объекты были возведены за 2-3 года. Начальник стройки - полковник МВД Архангельский (инициалы не установлены). Под его руководством ранее был построен Московский Государственный Университет. Начальник СМУ - Н. Н. Заец. В руководстве строительства посёлков был подполковник Д. В. Буров, ранее руководивший cтроительством.
История - это устные рассказы. К сожалению, фактов первого этапа строительства очень мало. Я думаю, что придёт время, и другие авторы поработают в секретных архивах над этой темой. И будет воссоздана более полная картина.
Как скоро началось строительство, так оно скоро и закончилось в 1956 году.
Грошев: Здесь так же несколько вопросов к автору:
1. Сколько времени шло строительство? Если 'все объекты были возведены за 2-3 года', то никак не '...и закончилось в 1956 году.' Поскольку, как написано ранее 'В 1951 году на территории 30 км2 началось спешное строительство различных объектов ...'
2. Если 'полковник МВД Архангельский (инициалы не установлены)' строил здание МГУ, то чем он провинился, что его сослали на строительство поселений для заключённых? Других, законченных строительством, объектов в 1961 году я не видел. Или, в 1956 году, строительство так и не было закончено. Что-то здесь, друг мой, не связывается? Расшифруй бестолковому.
Базаров:Многие связывают это с арестом Берии, но я от бывшего работника Горкома Ю. А. Минеева слышал такую версию: в начале 50-х годов он слушал зарубежную радиостанцию, где говорили о крупном строительстве военного объекта и указывали его точные координаты, которые соответствовали координатам территории поселка Возрождение. В то время американские самолёты-разведчики беспрепятственно летали над территорией СССР и, возможно, что-то увидели и сфотографировали.
Грошев: Вы меня простите, господа, но в 1950 году ещё не были построены стратегические самолёты, способные преодолевать расстояния до центральной Волги. Только в шестьдесят первом (полёт самолёта Пауэрса) появился один из них - У-2 назывался. И летал он на сверхвысотах не потому, что боялся быть сбитым, а потому, что топливо экономил. Однако, что либо сфоткать с высоты в 21 тысяча метров было, по тем временам, проблематично. Это был, скорее всего, психологический полёт. Этакая проверка СССР 'на вшивость'. А во времена 'теперь уже былинные' ни самолётов таких не было, ни средств ПВО. Вы вспомните откуда наши 'бомбовозы' летали бомбить Берлин в сорок первом году. А в СССР авиация была на порядок лучше, нежели в США. Те, даже, до Японии долететь не могли когда их приспичило с Пёрл-Ха́рбором.
Скорее всего это была наземная деятельность шпионов из-за 'бугра'. Здесь достаточно вспомнить об освоении целинных земель. Вы думаете с чего это партия и правительство рюхнулись залежи поднимать? Возомнили, что заботой о народе пропитались? Дудки! Космодром в Байконуре начали строить тогда. А чтобы скрыть режим работы железных дорог задействованных на обеспечение строительства материалами, машинами и механизмами, объявили об освоении целины. А там попробуй разберись что для чего возилось. Но, ещё раз повторяю, не было у американцев средств долететь до центральных районов России. Мне об этом один знакомый негр рассказывал. Шучу, конечно.
Принимается в редакции автораПо косвенным признакам можно сказать, что строительство было продолжено в Димитровграде, бывшем Мелекесе (часть семей из Возрождения переехало в Димитровград).
Ныне живущие бывшие работники лагеря - водители, охранники и т.д. - не могут рассказать, что же собирались здесь производить, т. к. давали подписку о неразглашении тайны. Так или иначе строительство связано с атомным производством. До сих пор жители соседних сёл, когда хотят что-то купить или
продать в посёлке, говорят: 'Поедем в зону'. Да и хвалынчане до сих пор говорят: 'Работает в зоне'. Из топонимических названий часто употребляется 101-ый объект.
- Где нашёл корову?
- Да у 101-ого объекта.
Несмотря на то, что это было давно, название сохранилось. Сохранившиеся железобетонные сооружения, уходящие в степь, словно многотонные каменные истуканы с о. Пасхи, молча смотрят с укором на бесполезно затраченный труд.
101-ый объект. Фото из архива автора.
На базе ранее возведённых объектов намечалось возвести более крупную стройку - ГЭС. Самое узкое место в нашей местности между сёлами Агрофеновка и Екатериновка (ширина Волги здесь составляет 2 км) было идеальным для возведения плотины. Но окончательное решение о строительстве принимал академик С. Я. Жук, один из инициаторов знаменитого проекта по повороту сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. Помня о наших оползнях, когда в 1839 году 70 домов села Большая Фёдоровка сползли в Волгу, и, проведя разведку грунта, он принял решение перенести строительство ГЭС в город Балаково.
Открывшаяся в 1953 г. школа (директор П. И. Блохин) собрала лучших педагогов (И. А. Железников, Н. А. Ермолаев, Ю. Суркова и другие), которые установили высокую планку педагогического мастерства, которая сохраняется до наших дней.
С 1962 по 1964 в школе преподавал урок рисования известный художник Владислав Поляков.
В 1965 году школа из барачных помещений перешла в новые здания, в которых она сейчас и находится (директор А. П. Ватолин). В эти же годы была открыта больница с ведущим врачом А. М. Земляниковым.
После ликвидации стройки в соответствии с распоряжением Совета министров СССР от 6 марта 1957г здания и сооружения почтового ящика ?250 были переданы министерству электротехнической промышленности. Так был образован завод 'Электрофидер' - предприятие союзного значения. Первым директором был назначен Николай Тихонович Самсонов. К своим обязанностям он приступил 9 мая 1957.
Николай Тихонович Самсонов. Фото из архива Л. В. Певцова.
Основными рабочими завода были жители прибрежных затопляемых сёл. Они семьями устраивались на предприятие. Среди них семьи Кузьминых, Дмитриевых, Чаплановых, Артемьевых, Араповых. Впоследствии на завод стали приходить работники из сёл бассейна Терешки: Варваровки, Нижнего и Верхнего хуторов, Давыдовки, Елшанки, Старой Лебежайки. Жильё - бараки и финские домики - было свободно, и после небольшой доработки они служили населению долгие годы. Специалисты со всех уголков страны приезжали по направлению на завод. Это был будущий пласт поселковой интеллигенции. Они создали здесь семьи и пустили корни. Среди них Л. В. Певцов, А. Д. Кукуруза, А. А. Муравьёв и другие.
Впоследствии долгие годы возглавлял завод Н. И. Вейцман, который внес огромный вклад в развитие посёлка и завода. Впервые в нашей степи появилось промышленное предприятие, известное и за рубежом, так как в 80-х годах завод
поставлял продукцию в 30 стран мира.
Грошев: Здесь не могу ничего ни добавить, ни изменить. Не владею информацией даже косвенной.
Базаров:В 60-е годы вновь был образован лагерь заключённых в количестве 400 человек, но уже уголовных элементов, которые работали на производстве железобетона. Руководство лагеря: капитан Краснослав Александрович Хромушин, капитан Грошев.
Грошев: А вот тут позвольте высказаться.
Появился я в Возрождении в июне 1961 года. Лагерь (п/я 250) уже существовал. Существовал как отрыжка ГУЛаговской зоны конца сороковых, начала пятидесятых годов. Начальником лагеря был майор Бакулин (дядя Володя_. Это тот, кто был отцом Бориса Бакулина.
К весне 1962 года его от должности отстранили ввиду отсутствия специального образования. Дядя Володя (не помню я отчества) до майора во время войны дослужился. А прислали на его должность майора Гордеева Михаила Ивановича. Вместе с ни и жену - Валентину, которая глав-врачом при зоне служила.
Отец мой - капитан Грошев Николай Степанович - действительно служил 'на зоне' в должности начальника отряда и, на общественных началах, был замполитом. Но, как таковой, руководящей должности не занимал. Место было занято, а высшее юридическое образование он получил только в шестьдесят третьем году.
Много шума среди жителей посёлка произвело событие летом 1963 года - побег троих заключённых с производственного объекта (полигона по производству ЖБИ). Заключенные с высокой башни наклонной галереи бетонного узла наблюдали за движением пассажирских и товарных поездов, проходящих через станцию Возрождение. Да и в районе 101-го объекта высокие камыши примыкали к железной дороге. Всё это вселяло надежду на удачный побег. В 30 метрах от охраняемой зоны работали рабочие завода 'Электрофидер'. В рабочую зону, где производилась продукция, на производстве которой использовался труд заключённых, поставляли железнодорожные вагоны. Они завозили инертные материалы и вывозили готовую продукцию. Также при вывозе использовался автотранспорт, на котором работали вольнонаёмные. Трое заключённых решились на побег. Они связали водителя Алексея Хартова и затолкали его в подземную галерею. Во время 'пересменки' работников завода 'Электрофидер' они сели в кабину грузовой машины, завели её и на полном ходу пробили доски деревянного
забора. Но с противоположной стороны забора были предусмотрительно установлены заострённые колья. Машина уткнулась радиатором в один из кольев и заглохла. Беглецы кинулись в проход между цехами завода, по которому люди уходили на работу и приходили на смену. Часовой на вышке выстрелил несколько раз, но, боясь попасть в гражданских людей, прекратил стрельбу. Была поднята тревога. Солдаты охранения на машинах и мотоциклах с собаками кинулись в погоню. Вскоре беглецов догнали в камышах. Свобода была недолгой.
Базаров:Задержанных привели к внешней части лагеря, куда заходила железная дорога, и старшие офицеры злодейски начали избивать заключённых ногами то ли в назидание другим заключённым, то ли чтобы возвыситься среди людей, имея власть казнить или миловать. Женщины, работницы завода, видя это злодейство, стали кричать на офицеров: 'Звери! Прекратите избивать!'. Видимо, сострадание и милость к падшим живёт не только в стихах, но и в нашем народе. Беглецов затолкали в закрытые машины и увезли в центральный лагерь. Вероятно, там продолжилось истязание.
Грошев: Вот тут позвольте высказать сомнения по поводу написанного:
- на территории лагерей никогда не заходили железные дороги, если только на территорию пром-зоны. Заезжали автомобили при всестороннем их осмотре охранной командой. Вы это могли видеть и в художественных фильмах. А как, скажите, досмотреть железнодорожный вагон?
- офицеры мордобитием не занимались. Можно было и самому 'под статью залететь'. Всяческое нарушение лагерного режима каралось орг-периодом на всей территории лагеря. И дай вам Боже не знать, что это такое. А вот 'экзекуцию' над провинившимися совершали сами заключённые. Офицеры делали вид, что ничего не замечают. Правда были ещё надзиратели из числа сверхсрочников, но те, заблаговременно, убирались в служебные помещения.
Конечно же, в случае орг-периода, усиливалась охрана лагеря силами ВОХР.
Когда я смотрю фильм 'Джентльмены удачи', я вспоминаю эти события, произошедшие на моих глазах, но не как комедию, а как трагедию. Если кто-то из этих беглецов остался в живых, пусть свяжется с автором.
Впоследствии в 1965 году лагерь был переведён в другое место, а на базе оставшихся производств железобетона в 1985 году был сдан в эксплуатацию завод ЖБИ-3 с объёмом 25 тыс. м3 бетона в год. Его продукция шла во многие регионы России. Директором завода был П. Ф. Колдыркаев. Это по численности маленькое предприятие кроме основной работы занималось крупным строительством: на территории посёлка появились дополнительные пятиэтажные дома, десятки домиков.
К сожалению, реформы 90-х годов нанесли непоправимый вред заводу 'Электрофидер' и уничтожили завод ЖБИ-3. С этих так называемых реформ начался закат хозяйственной деятельности посёлка.
Многое с тех пор кануло в лету. Однако сохранившиеся названия напоминают нам о бывшей некогда здесь стройке века: рабочий поселок, ИТР /поселок инженерно-технических работников/, 1городок, 2 городок. Грешно, конечно, но нельзя не вспомнить шуточного названия кладбища в п. Возрождение: 3 городок. Если человек умер, а некоторые приезжие спрашивают о нём, то им отвечают: 'Он давно на третьем городке' Кстати, в других населённых пунктах есть подобные шуточные названия кладбищ (на Мазарки ушли и т.п.)
Однажды мне пришлось быть участником зарождения топонимического названия. Во время майских праздников я был дежурным по заводу 'Электрофидер' Примерно в час ночи звонит телефон. На проводе Москва. Я беру трубку, слышу: 'С вами говорит Хомич'. Я не сразу понял, кто звонит и переспросил. Голос ответил по слогам: 'Хо-мич'. И тогда я вспомнил, как в пионерлагере в 50-х годах ходила веселая песенка, которую пели нам московские ребята. Вот ее текст:
На московском стадионе начинается игра.
На одних воротах - Хомич,
На других - его жена.
Я понял, что звонит сам легендарный вратарь. Голос в трубке продолжал:
- Вот здесь у меня сидит Эдик. - Я опять не понял, что еще за Эдик, потом оказалось, что это Эдуард Стрельцов.
- Мы, команда ветеранов СССР, согласны приехать к вам и сыграть товарищеский матч по футболу, давайте определим сроки.
Я, конечно, не мог решать такие вопросы один и утром доложил о разговоре директору завода Н. И. Вейцману. Наш директор ранее вел предварительные переговоры по поводу проведения встречи между футбольной командой п. Возрождение и ветеранами СССР. Машина закрутилась: были подключены спортивные функционеры, комитет по физической культуре и спорту, активисты спортивной работы А. Н. Горбатов, Э. М. Мкртчян. 12 августа 1979г спортивный праздник состоялся. Об этой встрече до сих пор вспоминают жители поселка. А стадион, на котором играли ветераны футбола, хотят назвать именем Эдуарда Стрельцова. Такое же название носит стадион в Москве, где установлен памятник великому футболисту.
Лучшим футболистом со стороны нашей команды был признан Вячеслав Иванович Логунов. Он сохранил бесценную фотографию, на которой легенды советского футбола, в том числе Эдуард Стрельцов, В. В. Козлов, В. Ф. Балясников и другие изображены с командой п. Возрождение.
Легенды советского футбола с командой п. Возрождение. Фото из архива В. И. Логунова.
В настоящее время В. И. Логунов проживает в г. Сызрани, активно продвигает спорт в массы, один из первых в городе стал лауреатом премии имени Ленинского комсомола. Входит в сотню почетных граждан Самарской области.
В посёлке проходили соревнования шахматистов. Инициатором популяризации шахмат был учитель математики И. А. Железников.
Гроссмейстер Н. Крогиус (был тренером-секундантом чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского на матчах за мировую корону с Тиграном Петросяном в 1969, Москва, и Бобби Фишером, в 1972, Рейкьявик) во время сеанса одновременной игры в Доме Культуры п. Возрождение. Фото из архива автора.
Любимцем тольяттинцев стал Ринат Юмангулов, лучший хоккеист тольяттинской 'Лады'. Тоже выходец с Возрождения.
Не подумайте, что жители постоянно играют в футбол и шахматы. Выходцы с берегов Волги и Терешки никогда не забывали прежнего хозяйственного уклада: держали скотину, рыбачили, занимались огородничеством, садоводством и пчеловодством. Правда, сейчас это пошло на убыль - сказываются старение населения и климатические изменения (засушливость). Но остались редкие энтузиасты, такие как А. Макаров, у которого сад на загляденье. Иван Мичурин нашёл бы с ним тему для разговора. Или наш почётный гражданин К. П. Кузьмин, бывший глава посёлка и рыбак с 70-летним стажем. По многим показателям его можно вносить в Книгу Рекордов Гиннеса. Он в любом водоёме может выловить сома. Известный краевед В. Непочатых в одной из своих книг написал о нём: 'Его каждая рыбёшка на Волге в глаза знает'. Лучше не скажешь.
Жители заметили, что в засушливый летний период все грозовые тучи обходят нас стороной. Дожди идут рядом. Проблема воды для хозяйственной деятельности всегда остро стояла перед жителями. Первоначально в посёлках построили 6 бетонных ёмкостей по 50 м3 и врыли их в землю. Воду стали завозить автомобилями со станции Возрождение. Но посёлки росли, население прибавлялось, и стало ясно - надо строить водопровод с реки Терешки (т.к. на Волге слишком высокий берег). Вода без очистки стала поступать в водоразборные колонки, а жители посёлка ИТР в летний период для полива садов и огородов использовали воду с ближайшего озера. В начале 1970-х годов построили водоочистные сооружения производительностью 3000 м3 в сутки. Магистральные водопроводные трубы начали ржаветь и выходить из строя, что приводило к частым поломкам. Да и сечение труб было недостаточным, воды не хватало. В 2000-е годы были проложены современные пластиковые трубы, срок службы которых составляет 70-80 лет. Первоначально построенные железобетонные ёмкости используются до сегодняшнего дня в случае аварии на водопроводе или во время пожаров. Вот уже много лет местные энтузиасты продолжают бурить глубокие скважины, но результаты пока плачевные. Видимо, инженеры-строители п/я-250 первоначально искали сухой бугор, чтобы не было плывунов и близкого залегания грунтовых вод.
Есть категория наших земляков, которые широко известны: А. Н.Горбатов, переехав из Возрождения в Саратов, стал почётным гражданином Саратовской области. В. В. Капкаев возглавляет Саратовскую областную Думу. Они прославляют нашу малую родину на самом высоком уровне. Объёмы данной книги(?) не позволяют перечислить всех бывших жителей нашего посёлка, которые добились результатов в разных регионах страны.
Сотни крепких мужчин работают вахтовым методом в Москве и Сибири, обналичивая заработанные деньги по месту жительства, тем самым поддерживая местных лавочников. Другие копают свалки, добывая металл, нерационально брошенный в советские годы. Школьники думают о будущем. Пенсионеры смотрят в прошлое. /Выделенное Вами звучит не просто иронично, но резко. А потому уместно будет в юмористическом журнале. Вы поставили задачу: описать историю поселка в разные времена. Сделайте это без резких выпадов. Многие не могут покупать продукты, выезжая за пределы поселка. А потому благодарны открывшимся новым магазинам. Представляете, Шепель
(это, которая Валентина Власова? Мне бы адресочек её и номер телефона.)прочитает и обидится за то, что Вы ее лавочницей назвали. Можно про лавочников убрать? И пояснить, почему крепкие мужчины уезжают на вахты?/
В 2000-е цивилизация не обошла стороной Возрождение. Проведена газификация, установлены вышки сотовой связи, проведён Интернет. У населения появилось больше легковых автомобилей. В связи с закрытием ряда предприятий население частично работает в фермерских хозяйствах. Население стареет, высокая смертность, приезжих мало. И впору менять название 'Возрождение' на противоположное.
Весьма благодарен автору за подборку материала посвящённого посёлку Возрождение. Получил огромное удовольствие от общения. Ну, а то, что влез со своими правками - извиняйте. Для меня, так же как и многим, ранее проживающих в нашем посёлке, Возрождение является святой землёй. И рассказать о ней максимально подробно и правдиво считаю своим долгом.