Аннотация: Последняя номинация из кокурса "Моя планета-2013"
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я уже было посчитал законченной свою работу в качестве обзорвиста конкурса. И хотел попрощаться с Оргами столь славного мероприятия. Но тут получаю сообщение:
Евгений Николаевич, мы будем рады, если вы выскажете свое мнение и по работам Жюрейского списка. Срок голосования за группы ВС и Этно - по 30 апреля, за остальные - до конца конкурса, то есть где-то до 20 мая.
Подумал, подумал и решил:
"Пусть мне будет хуже. Почитаю и эти рассказы. Может, что-то новенькое для себя отыщу. Может моё слово в ком-то отзовётся. Главное, чтобы это не получилось "против ветра", поскольку мои работы так же участвуют в конкурсе".
C творчеством Татьяны Викторовны ЮРИНОЙ, я встречался неоднократно. Нравится мне тематика напрямую связанная с Центральной Азией. Бывал я в тех краях и творчество это мне близко и понятно.
Я не буду останавливаться детально на содержательной части произведения. Те, кто хочет окунуться в Мир Шаманов, народа, проживающего в суровых условиях гор, кто не знает, что такое жизнь, навсегда оторванная от городского благополучия, тот пусть прочитает несколько страниц, и он соприкоснётся со всем этим. Автор доходчиво, опираясь на эпос народов Центральной Азии, доносит всё до своего Читателя.
Что бы хотелось поправить в тексте:
- В долинах таёжных рек...
А если так:
- В долинах гор, по берегам рек...
- Счастье, здоровье, богатство - это воля их двоих, а не кого-то одного.
В данном случае разговор идёт о добром Ульгене и кровожадном Эрлике, так? Тогда как это вяжется с этим предложением?
- Мир велик, ипростомучеловеку живётся в нём нелегко. - По-моему, это слово "простому" нужно убрать. А то получается, что человеку "не простому (зажиточному)" живётся легко. А это уже диссонанс.
- Обиделся на них человек и пошёл в лес за дровами.
Предлагаю так написать это предложение:
- Обиделся на них "старый человек" и ушёл в лес. - Тогда будет ясно, что и здесь разговор идёт о медведе. Ну и если он обиделся, то уместно предположение, что услугу, "пошёл ... за дровами", в обиженном состоянии не делают.
- Ну, а потом арака в ход пошла - самогонка ячменная.
Я уверен, что этот напиток мужского, уважительного, рода. Значит "самогон ячменный". Но никак не "самогонка", ибо это слово унижает сей священный напиток.
- Сладкоспалось на медвежьих шкурах Шелтреку.Жарко в объятиях любимой Анчак... Татьяна, да спала ли ты с мужчиной?
- Жарко спалось на медвежьих шкурах Шелтреку. Сладко в объятиях любимой Анчак... - Вот как должны звучать эти предложения(!).
- Шаман наседьмойдень камлания только и смог отогнать души... - На седьмой день? А может быть на девятый. Именно на девятый день душа расстаётся с телом человека.
Вот, Татьяна, мои пожелания к тексту. А уж как ты с ними распорядишься... Решай сама. В любом случае желаю тебе удачи и самого-самого...
___________________________________________________________________________________________________
"Прости, дорогой.
Не проникся ты, поверхностный твой обзор."
Вот такой коментарий я получил в ответ на обзор этого повествования.
И от кого? - От человека-наставника, котоый ещё недавно учил меня соизмерять мысли свои с написанным мною текстом.
Я даже опешил: это что же получается, что прочитав написанное кем-то я должен "влезть в шкуру" Автора? А как же своё вИдение?
Заявляю всем: - Всегда и во все времена оставляю за собой право думать так, как считаю нужным. И если чья-то работа вызовет во мне ассоциации противные от авторских задумок, то, извините, значит так тому и быть.
За Авторм всегда остаётся право оспорить моё вИдение сюжета. Но делать категорические заявления, на мой взгляд, это проиграть спор.
Остаётся только удивляться тому, насколько плодотворен конкурс 'Моя планета-2013'. Ну, скажите, разве увидели мы все те прелести с комментариями Автора о стране, которая ещё совсем недавно пылала в огне. Нет, это поистине чудо какое-то.
Хочется от всей души поблагодарить нашего Сержанта. Это то, что не только расширяет наш кругозор, но и влечёт побывать там, где ещё не был.
Спасибо огромное, Автор.
___________________________________________________________________________________________________
Ну, что же... Попробую дальше, не взирая на то, 'что первый блин - комом' (см. обсуждения работы'Мы рождаемся и умираем часто') продолжить размышлизмы над работами 'сильных Мира сего'. Уж оч. хочется посмотреть, насколько я будут 'против ветра'.
___________________________________________________________________________________________________
С творчеством этого Автора меня сближает общность темы, которой мы 'болеем' уже столько времени. Тува, это то место, которое сближает всех не тувинцев, если они, хоть раз, побывали в тех краях.
Тува, это край, в котором жизнь можно воспринимать только осязанием. Ч.л. осознать разумом своим, логикой мышления европейца, здесь невозможно. Это страна, которая живёт по своим, не приложенным для нашего осознания, законам. Я имею ввиду не конституционные законы, а законы жизни в Туве коренного населения. Кто бы он ни был, престарелый, иссушенный солнцем и горными ветрами, старец, или улыбчатый, взглядывающий с интересом и любопытством вдаль горных долин(!), юноша. А может быть и молчаливая женщина с поникшей от времени головой, или подвижная, как горная газель, девушка. Все они настолько переплелись с природой своего края, что понять логику их поведения, порой, представляется затруднительно.
Затруднительно до тех пор, пока ты сам не осознаешь необходимость слиться с окружающей тебя природой. И, хочется заметить, что это не всегда и не всем удаётся.
Однако из рассказа, прочитанного только что, можно сделать вывод, что у Автора это получилось. И получилось превосходно.
Мне будет жаль столь естественного для Тувы рассказа, если Автор, идя на встечу пожеланиям несведущим Читателям, что-то в нём изменит. Туву нельзя изменить. С ней можно только слиться.
P.S. Сейчас даже и не припомню, сколько раз проезжал я мимо горы Хайрокан.
Прочитал, задумался и вот, с некоторой тревогой, решился всё таки высказаться по поводу прочитанного. Но что и как здесь можно сказать, когда до тебя уже высказалось столько Читателей. Остаётся лишь ещё раз повторить слова классика: - Ну что за прелесть эти сказки!
После знакомства с такой прозой, уже не страшны те, кто выдавливает из себя небылицы не связанные с жизнью никоем образом. Вот где есть чему порадоваться и поучиться. И, что интересно, при всей своей самодостаточности, Автор никогда не позволяет себе обосабливаться от народа его читающего. Побольше бы таких.
Я счастлив и горд знакомством с Вашим творчеством, Татьяна Николаевна.
И это сказано без лести. Потому, как талант в лести не нуждается.
Просто удивляться приходится от возможностей, открывшихся перед нашими ребятами. Хочу туда поеду, хочу сюда... Один из членов жюри, так тот вообще свой отпуск посвятил автопробегу аж до самой Хорватии и дальше. И вот ещё одна из любителей выпорхнуть из 'окна' в Европу. В Малую Азию, если точно. А почему бы и не слетать, коли возможности сочетаются с желаниями.
Славная статейка получилась. Этакое сочетание художественной составляющей с историческим прошлым древнего города. Я бы и понятия не имел, коли не попалась мне эта статейка в руки, о всех прелестях и исторических особенностях города на берегу Эгейского моря. Да и где оно это море? - Отсюда не видать. А вот прочитал воспоминания Галины Альбертовны и, вроде бы как, богаче знаниями стал, одухотворённее. Senkju veri mach Вам за это, Автор.
Татьяна Алексеевна, как обычно, в своём репертуаре: идеально выверенный текст, ни одной ошибочки и ничего не понятно. Опять её унесло в мир легенд, сказаний явно нам не знакомых. Т.ч. здесь размышлизмы неуместны. Здесь надо читать и удивляться широте её кругозора. Её способности преподнести Читателю то, о чём он и понятия не имел. А это есть немалый труд.
Остаётся только склонить в почтении голову и признать себя никчемушним.
Нет, основной смысл сюжета ясный: народ который живёт в содружестве с природой. И нигде нибудь, а в дикой Автралии, в дикие времена. И это здорово, что такой народ существует.
Но разве мы все живём не в столь дикие времена нашего Отечества. Вот бы о чём легенду сложить...
Если как, на мой взгляд, то неинтересным показалось мне это написательство. Какое-то оно дежурное, что ли. Как будто именно для данного случая написано.
На свете столько вокруг нас очарований, столько духозахватывающих мест, событий, явлений, что обладая такой способностью в письменном изложении, можно было бы применить его с большей пользой для Читателя. И вообще, мне непонятно почему многие Авторы из 'жюрейского списка' отдали предпочтение описанию заграничных своих посещений. А кто же о нашей сермяжной России повествовать будет?
Вчера вечером закончил читать все работы представленные на конкурс 'Моя планета-2013'. Перелистнул последнюю страницу рассказа Елены Калугиной 'Властелинша Алтайских колец', вздохнул разочарованно и подумал: 'А чем другие Авторы хуже тех ребят, которые зачислены в 'жюрейский список'. Такие же, каких множество встретил я на странице этого самого конкурса. Правда, все из членов 'жюрейского списка', ребята грамотные и в написательстве, и с литературной т.з. У всех работы написаны - не подкопаешься. Каждое слово в стрОку. Но есть один изъян: некоторые работы написаны, как будто под трафарет - не захватывают. А в остальном: Да! Достойные ребята включены в жюрейство. А когда видишь, что потуги твои в обзоре работ без надобности, то и выдавливать из себя ЧТО-ТО - не хочется. А посему, не стану я дальше ничего писать. Нового ни для себя, ни для других, я не открою. А зацикливать внимание Читателя на том, что тебе понравилось, а что нет - это не серьёзно. Пусть он сам прочитает и решит для себя, что здесь действительно достойно внимания, а что нет.
Про себя же скажу, что только двух Авторов я прочёл с захватывающим интересом. Это - Чваков Димыч и Буденкова Татьяна Петровна. Остальные восторженного визга во мне не вызвали. Да - грамотно, да - оформлено, но и только'
Евгений Николаевич! Мне очень интересно Ваше мнение!
Буду признательна Вашим замечаниям по мои двум рассказам))
Когда читаешь такие строки в своём разделе 'Добавить комментарий', то 'рука не поднимается' промолчать, уйти в сторону, оставить без внимания пожелание Читателя обзоров на работы конкурса 'Моя планета-2013'. И я решил 'снять обет молчания' и ответить на ранее прочитанную работу. Итак:
Сразу скажу, что приятно читать даже исторический экскурс, если в нём нет этакого нравоучительного, занудного подтекста. Читаешь и, как будто, вместе с Автором переживаешь действа всех героев рассказа. Живо, увлекательно, красочно описано всё, что следует за словами повествования. Вот так и надо бы писать всем, кто, в меру своего интереса, лезет в исторические (и не только) дебри той жизни, которая большинству Читателей незнакома.
Но я и раньше говорил, что Авторы, которые зачислены в 'когорту' жюрейского списка, представляют собой достойных писателей. Здесь, как говориться: не убавить и не прибавить. Все отписались на высоко грамотном литературном языке. Так, по крайней мере, показалось мне. А я с литературой, как 'написатель', дружу совсем недавно.
Чтобы хотелось поправить в тексте:
- Илланкуэ! - опять закричали во дворе, и девушкавыбежалак подругам.
Казалось бы дейсто уже совершено, 'девушка выбежала', но дальше:
- На озеро! Меня ждут! - от нетерпения Илланкуэ крутанулась на одной ноге,поглядывая на выход.
Т.е. девушка всётаки не 'выбежала'. Следовательно, уместнее написать 'побежала к выходу', так? Или я опять придираюсь по мелочам?
Далее:
- У каждой дома имелась баня...
Здесь, на мой взгляд, необходима объясняющая вставка:
- У каждойиз девушекдома имелась баня...
Потому, как в повествовании теряется ясность у кого наличиствует баня: домов, девушек... Надеюсь, что это так же не относится к разряду мелкостных придирок.
Вот и всё, Маргарита Игоревна. Я удовлетворил Вас своим обзором? Этого достаточно или второй рассказ тоже Вас интересует? Если да, то это после футбола - ЦСК со Спартаком играют. Советую посмотреть. А в 15.45 начинаются гонки 'Формула-1' в Бахрейне. Удивительное представление. Я за Фернандо Алонсо болею. Давайте поддержим его, а то англичане обложили его со всех сторон. Сегодня он стартует с третьей позиции.
В то утро я проснулся ни свет, ни заря. Исторический экскурс госпожи Свидерской не давал мне покоя. Ещё раньше, когда впервые его прочитал, обратил внимание на необычайную схожесть того, доисторического, времени, с временами, в которых пребываю сегодня. 'Это что же получается, - рассуждал я сам с собой, - История повторяется?.. Ну, это мы уже проходили: - История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. Но, позвольте заметить, что тот исторический период, который пришлось пережить нашему народу, никак фарсом не назовёшь. Скорее всего, История просто повторяется. Но не сама по себе, а кто-то повторяет исторические события, применяя их на соотечественниках'
Так рассуждал я, прохаживаясь по аллеям пустынного сквера шурша прошлогодней листвой.
Из-за кустов, неожиданно для меня, раздались слова давно неслышанной песни:
А наливай старик старухе,
Старуха будет пить вино...
Вино, вино, вино -
Оно на радость нам дано!
Обойдя заросли кустарника, я вышел на детскую площадку. На ней, присев на борту песочницы, сидел удивительно знакомый силуэт мужчины. Сидел он ко мне спиной и в такт мотиву песни размахивал рукой, в которой обозначилась бутылка портвейна '777', а попросту - три семёрки. Магическая, надо сказать, цифра, обещает удачу во всех злачных деяниях.
Я неслышно подошёл и услышал завершение куплета:
По маленькой, по маленькой
Налей скорей налей.
По маленькой, по маленькой,
Чем поят лошадей.
- Егорыч, ты ли это?, - воскликнул я недоумённо. - И что это ты решил со сранья трапезу нАчать? Люд-то рабочий ещё на работу не собрался, а ты уже причащаешься.
- Это для рабочего человека день ещё не начался. А для счастливого, коем я себя числю, самое время 'для старта'.
- И в чём же счастье твоё? Поделись. Может и от меня думы тяжкие отвяжутся?
- А вот выпей с утречка бутылёчек портвейшка и на весь день себя счастливым почувствуешь. Это уже временем проверенно. На, пей прямо из горлА.
Я не сумел отказаться. Опять же хотелось познать правоту своего соседа, который, так же как и я находился на пенсии. Так что торопиться нам было некуда, если только за добавкой счастья, которое мне Егорыч обещал. Выпив 'прямо из горлА' изрядную порцию дневных благ, я огляделся окрест: - Хорошо прошло обещанное счастье!
- А что ты там про 'думы тяжкие' говорил? - спросил меня сосед вполне трезвым голосом.
- Про думы? - переспросил я. - Так это я о чтиве, которое мне надысь прочитать пришлось. Во, сам погляди. Называется 'Законы Несауалькойотля', чёрт меня побери. И не выговоришь сразу. А написала сей рассказ Маргарита Свидерская, ты её не знаешь. Она этот рассказ на конкурс литературный выставила, а мне его обозреть надобно.
- А ты наплюй и не обозревай. Зачем тебе хвороба эта? А то тебя жизня не научила, что своё мнение при себе держать надобно. Вот так вякнешь вещь умную и сам, потом, в дураках окажешься.
- Нет, Егорыч, тут дело принципа. А принцип этот в том заключается, что я по этой Свидерской себя измеряю. Помнишь, как Маяковский говорил: - Я себя под Ленином чищу... Вот так и я - прочитаю что-либо у грамушного писателя и сам после этого умнее становлюсь.
- Вот от таких умных и все беды наши. Если вы такие вумные, так что же вы строем не ходите, как при Советах? О чём хоть рассказец ентот?
- А рассказ, Егорыч, жуть как задуматься заставляет. Эта Свидерская, своего Читателя окунает во времена жуть как давнишние - аж ещё до нашей эры это было. И было не у нас в России, а в странах Латинской Америки. Правда той Америки ещё и в помине не было...
- Так может враньё всё это? - перебил меня сосед.
- Не похоже. Потому, как то о чём она пишет, как будто в наши времена всё происходит. Я тебе расскажу, только ты меня не спрашивай, как там города разные зовутся, и имён тоже не спрашивай. Уж больно они заковыристые все. Их если только после литра выпитого произнести можно... К стати, там портвешок остался ещё? Не пора бы нам счастье своё усугубить?
- Не волнуйся, дорогой. Я на весь день затарился. К вечеру точнёхонько счастливыми станем. На, сам открывай бутылёк. А я ентот допью - не пропадать же добру.
Глотнув ещё по солидной порции счастья, я продолжил свой обзор ранее прочитанного рассказа. Приятно когда тебя слушают и вопросы задают.
- Так вот, в Латинской Америке это было. Во времена древние и дремучие. Но, что удивительно, народец тот, про которого Автор пишет, уже тогда по законам жил, а не по понятиям. Не то, что в нынешние времена.
Жил был тогда..., ну, вроде князя удельного. И была у него жинка блудливая. И вот эта жинка, как кого ни соблазнит, так сразу с него статую лепит, а самого - 'секир башака' и из памяти долой. И вот в опочивальне у жинки этой самой, статуй накопилось - видимо, не видимо. Для чего она так делала, того не ведомо. Скорее всего, статуи эти ей душу согревали, как нашей Алке Пугачёвой мужья её бесконечные.
Прознал про это муженёк еённый. И так в нём взыграло ретиво, что решил он жинку суду предать. А суд у того народа только в столице ихней Родины был. Ну, как у нас в Москве. Вот собрал он караван цельный народа своего, и отправился пёхом в эту самую столицу. Автомобилей, самолётов тогда тоже не было. От того они пёхом и отправились.
- Ой, ну и мудилой твой князь оказался, - перебил меня Егорыч. - Ой, и дурак! Это он, как та вдова унтерская, сам себя высек. О позоре под крышей дома своего, на весь мир раззвонил. Был бы он мужем стоящим, так ни в жизнь не допустил сраму такого. Надо было, во-первых, самому сою жёнку обрабатывать. Да так, чтобы она опосля каждого разу неделю себе промеж ног заглядывала и примочки ставила. А уж если не могёшь, то на себя и пенай. Баба она к жизни любвиобильной больше склонна, чем мы мужики. Это перед нами кажный день задача стоит, где не лишнюю копейку заработать, да в семью принести. А баба, щи сготовила, посуду помыла и свободна. Вот от безделья еённого на неё блуд и навалился.
И потом, я тебе так скажу - правы американцы, когда отказали нашим своего шпиёна выдать. Помнишь, как они сказали? - 'Он хоть и говно, но это наше говно. И разбираться с ним мы сами будем!'.
А этот, мать его ети, свою жинку и на верховный суд тащит через весь материк. И ещё, небось, в кандалах и в рубеще? Я бы такого ни в жизнь губернатором, то бишь - князем, не поставил.
Ну, а дальше то что было, рассказывай.
- Ну, долго ли коротко, а добрались они до стольного града своего. Название у города того, тоже мудреное, я и вспоминать не хочу. Но то, что это столицей было - это точно. Потому, как кругом и всюду храмы стояли, сады цвели, культовые заведения всякие-разные, бассейны и всё, всё, что нам, грешным, и не привидится никогда. Тот князь, с дочкой своей в ту столицу прибыл. Так и им всё таким чУдным показалось... Вообщем, как ежели узбек какой, из своих степей, да в Москву попал. И, что интересно, никто не работает, но все торгуют. Откель только товар берут, непонятно. Не иначе спекулируют, как и в наши времена. Правда про компьютеры Маргарита не пишет ничего. Не было их на рынке.
Тут уже я прервался и говорю Егорычу:
- Давай-ка, сосед, ещё по бутыльку оприходуем. Сейчас самое интересное начнётся. Про то, как в то стороне людей судят. Вот где страсти-мордасти начнутся. Так, что нам без добаки счастья твоего никак не обойтись будет.
Егорыч, в ожидании пересказа моего, торопливо залез в сумку и смачное 'бульк-бульк-бульк' успокоило мою тревожную душу. Занюхав портвешок рукавом, я продолжил вещать о временах описываемых Маргаритой.
- По тем закона, нам сосед, уже бы давно бошки поотрубали. Потому, как небыло у них понятия, что 'вино на счастье нам дано'. У них все, кто счастие ищет, подлежали казни через отруб головы. По другому там не казнили. Потому, как они из черепов стенки выкладывали.
- Это что же, столько у них алкашей было? - перебил меня в меру счастливый человек.
- Не встревай, а слухай дальше, что Свидерская пишет.
Всего законов было восемьдесят. По числу всяческих преступлений в тех краях. И каждый закон, без всякого следствия, приговаривал к отрубу головы. И что удивительно, если глянуть на стены в той столице, которые сплошь из черепов сложены были, то мнение такое, что законы на заготовку черепов только и были нацелены. Так что, какое преступление другого лучше или хуже - всё едино. За любое из них 'секир башка' человеку.
А преступления, которая эта тётка в своём рассказе описывает, от наших ничем не отличаются: мошенничество, воровство, прелюбодейство... да мало ли их накопилось за историю человечества. И вот заметь: бошки рубили, а преступления как были, так и остались. Аж до наших времён живы. И не только живы, но и процветают. Вот такие дела, брателла.
- Ну, а чем заканчивается история эта? Как у той княжны-то судьба сложилась?
- У княжны, говоришь. Оттяпали и ей голову. Жалко, конечно же. Это сколько она могла счастья и удовольствия нам мужикам подарить. Я бы к такой заглянул в опочивальню. Но только с уговором, чтобы живым опосля этого остаться.
Вот такая история с этой Историей. Давай ещё по глоточку.
- Ну и в чём тут сокрыта тревога мыслей твоих с которыми ты пришёл? Всё как в жизни. Всё естественно. Здесь тревожится, я причины не вижу.
- Возможно, что ты и прав, Егорыч. Мне вот какая мысля покоя не даёт. Вот если и сегодня нашей власти дать такие права, чтобы без следствия, без права на защиту, последнее слово опосля зачитки приговора, то вокруг Кремля можно было бы ещё одну стену возвести. Уж больно народец у нас пришибленный какой-то. А власть она ещё преступней, чем народ ею управляемый, я имею в виду тружеников, которые ей блага создаёт, а счастье своё в песочницах пропивает.
Есть у тебя что в сумке? Нет. Ну, тогда пошли в лавку, теперь моя очередь тебя счастливым делать