Дьяченко Алексей Иванович : другие произведения.

Урок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Урок

   Учитель физики Даниил Феоктистович Новиков свой второй урок в десятом классе "А" начал с эпизода из собственной жизни.
   - "Хочу поступить в МГУ на юридический факультет, выучусь и стану адвокатом", - мечтательно говорил я отцу. "Адвокат - профессия специфическая", - резонно отвечал мне родитель. - "Нужно влезать в чужую шкуру, оправдывать то, что оправдания не имеет. Для этой профессии недостаточно быть начитанным и языкастым. Нужно сделаться беспринципным. Такому правдолюбу, как ты, разумнее обратить своё внимание на педагогику". Я подумал хорошенько и послушался отца, о чём ни разу не пожалел. Учитель при знакомстве с учениками, как правило, высказывает своё кредо. Мне нужно было это сделать на первом уроке, но думаю, что не поздно ознакомить вас с ним и сейчас. Во-первых, я хочу сказать, что счастлив находиться здесь, среди вас, в обычной московской школе, где вижу столько горящих, заинтересованных глаз, говорящих мне о том, что вы подобно губкам, готовы впитывать всё новое и прогрессивное. И я не обману ваших надежд. Всё новое и прогрессивное я вам открою. А во-вторых, должен сказать, что пришёл я в среднюю школу для того, чтобы служить идеалам добра и справедливости. Учить вас тому, чему в своё время научили меня достойные и искренние педагоги.
   - С трудом представляю себе учителя физики, обманывающего учеников в вопросах изучаемой программы, - врезался в пламенную речь Новикова со своим замечанием ученик небольшого роста по фамилии Тихой, сидящий на первой парте.
   - Таких сколько угодно. Поверь мне. Даже в точных науках, я имею в виду математику. Напишут на доске "два плюс два равняется три" и хоть ты тресни. Ставят "лебедей" тем, кто с этим не согласен. Я полагаю, за девять лет учёбы вы имели неудовольствие сталкиваться с чем-то подобным. Но вернёмся к физике. Вы помните, на прошлом уроке я делился с вами своей теорией о происхождении Земли и других планет?
   - Напомните, пожалуйста, - попросил с последней парты рослый парень по фамилии Шумов. - В голове осталось только то, что все планеты появились из солнца.
   - Совершенно верно, - подхватил его слова Даниил Феоктистович, - абсолютно правильно. Сегодня, листая в транспорте оставленную кем-то книгу по эзотерике, я, представьте, наткнулся на интересный абзац: "Их происхождение кроется в бескрайних безднах прошлого, которому не видно конца. Они текли, словно дурная кровь среди звёзд ещё до того, как Солнце выплюнуло своих расплавленных детей, одним из которых является наша планета". Я так и не узнал, о ком или о чём пишет автор, тут главное другое. Обратите внимание на фразу: "Когда солнце выплюнуло своих расплавленных детей". Признаться, я впервые встретил мнение, схожее с моим мировоззрением. Пусть и в книге по эзотерике. В научных же работах нигде ни полслова об этом не написано. И даже такая гипотеза не рассматривается.
   - А какая версия в науке? - полюбопытствовал Шумов. - Что учёные считают, откуда взялась Земля и другие планеты?
   - Слепились из газа и пыли, - сдерживаясь, чтобы не рассмеяться, пояснил Новиков.
   - Не обманываете? - усомнился переросток с "галёрки".
   - Ты учебник астрономии открой и поинтересуйся, как образовалась Земля. Там чёрным по белому написано, что из пыли...
   - И грязи, - смеясь, подсказал Шумов.
   - Да-да. И причём, внутри ещё откуда-то взялся железно-никелевый сплав. По их логике, если есть магнитное поле, то внутри Земли должен быть магнит.
   - А если не магнит, то что? - задал резонный вопрос Тихой.
   - Обязательно отвечу что, только на мгновение отвлекусь и попрошу вспомнить наш прошлый урок. Я показывал вам фотографию Марса.
   - Как вы говорите, "абсолютно верно", - продолжал Тихой. - И, глядя на огромную царапину, проходящую по касательной, траншею шириной в несколько сот километров, я выдвинул гипотезу, что о Марс, действительно, ударилось что-то огромное, что в прямом смысле слова могло сорвать атмосферу с планеты и погубить на ней всё живое.
   - Да. Но всё же погиб Марс не от этого, а от того, что внутренний ядерный распад на этой планете закончился. Объясняю. Планета жива до тех пор, пока в её недрах работает так называемый "атомный реактор". Как только ядерный распад прекратится, - всё, никакое солнце не согреет. Температура космоса, для тех, кто не знает, - минус двести семьдесят три градуса. Даже если взять наш холод минус шестьдесят и посмотреть на фоне космического, то это будет жара.
   - То есть шубы не спасут, если внутри земли всё остынет?
   - Совершенно верно, Шумов. Никакое солнце тогда не поможет. И, потом, не забывайте, у остывшей земли пропадёт электромагнитное поле. А это значит, что ультрафиолетовое излучение сожжёт на земле всё живое.
   - Не сожжёт, атмосфера защитит, - не выдержал Тихой.
   - Не атмосфера защищает от ультрафиолета, а электромагнитное поле, - осторожно поправил ученика педагог. - Оно у нас, как щит. А поле образуется, отвечая на твой вопрос, Тихой, не из-за магнита, сокрытого в недрах, а из-за того, что внутри земли происходит распад тяжёлых элементов и при этом процессе вылетают электрончики.
   - Поэтому мы с земли и не падаем, - стал умничать Шумов.
   - Нет. Не падаем мы потому, что Земля имеет определённую массу, и мы к ней притягиваемся.
   - А откуда вода на Земле взялась? - засыпал вопросами рослый парень.
   - Всё из тех же вулканов. Очень просто. Водород - самый распространённый элемент во Вселенной. Он - первичный. Чтобы все остальные элементы создать, надо иметь какой-то синтезатор, то, что занимается синтезом элементов. Таким синтезатором всех остальных элементов являются звезды. Объясняю. На поверхности звезды по имени Солнце соединяются два атома водорода и образуют таким образом один атом гелия. Гелий опускается ниже, идёт вглубь Солнца, потому что он тяжелее, чем водород и вступает в другие реакции. И чем ниже опускается, тем более тяжёлые элементы образуются. И в какой-то момент эти тяжёлые элементы Солнцем собираются и выплёскиваются наружу. Таким образом образуются планеты. А в связи с тем, что это уже не Солнце, давления нет, условия другие, то тяжёлые элементы начинают распадаться и, соответственно, согревать нашу Землю. Вот и вся наука. Легко и просто. Главное, - понятно, логично и доказательно. Без всякой мистики и глупости.
   - А в учебнике сказано: "из газа и пыли", - сбил радостный настрой учителя Тихой.
   - Да, - согласился с ним Новиков, - и главное, там не поясняется, откуда эта пыль взялась. Что там написано? От того, что пыль слиплась, планета нагрелась почему-то? Нет. На нашу планету стали падать метеориты и разогрели нашу Землю. Вот! Официальная наука так и заявляет: "Пыль со временем превратилась в камень, на Землю стали падать метеориты и разогрели её до того, что она аж до сих пор кипит". Глупость на глупости.
   - А откуда внутри взялся железно-никелевый сплав? - поинтересовался Шумов.
   - Объясняю. Когда обнаружили, что у Земли есть электромагнитное поле... Но для тех времён это было нормально, они ещё не знали о радиоактивности. Решили, что внутри Земли есть магнит. А единственный известный в то время магнит, который являлся магнитом сам по себе, был только что открытый железно-никелевый сплав. На том и остановились.
   - В каком веке это придумали?
   - В шестнадцатом или даже пятнадцатом. И до сих пор эту теорию не пересматривали. И в школе её вам преподают, да и везде она считается общепринятой. И всё только потому, что никому и в голову не пришло написать опровержение. И все с этим невежеством соглашаются и продолжают тиражировать эту глупость из учебника в учебник.
   - Но это же удобно, - сказал Тихой, - для всех одно и то же. А то фантазировать можно до бесконечности.
   - Фантазировать можно сколько угодно. Ты в этом прав. Но меня всегда удивляло и даже бесило, когда фантазию выдавали за реальность.
   - Даниил Феоктистович, - обратился Тихой официальным тоном, вставая при этом из-за парты. - Вы - взрослый человек и прекрасный учитель. И очень интересно, а главное, эмоционально обо всём рассказываете. Но вы забыли одну очень важную для нас вещь. Нам же экзамен надо сдавать. И все мы хотим получить высокие оценки. Я, например, иду на золотую медаль.
   - И что же? Прикажешь теперь отказаться от здравомыслия, от истины? Я понимаю, что это больше вопросы не к вам, а к Минобру или даже к Академии наук, но... Но если ты с юных лет начинаешь подличать... Ты сейчас об экзамене вспомнил. Это будет экзамен не просто по физике, это будет экзамен прежде всего, на твою порядочность, честность и зрелость. Ты, Тихой, пойми одно. Что ты теряешь, кроме золотой медали, которая сейчас низведена до уровня шоколадной и никому не нужна? На костер-то за правду уже не пошлют.
   - Вы мне предлагаете в непорядочном, нечестном и незрелом мире быть порядочным, честным и зрелым? Это демагогия. Для меня, Даниил Феоктистович, несдача экзамена на "отлично" равносильна костру инквизиции. А все ваши правды, открытия, истины, - всё это, конечно, тоже важно и интересно, но стоит на десятом месте.
   - Не слушайте его, - приободрил Новикова Шумов. - Тихой - это ещё не весь наш класс. А мы с вами хоть завтра - на костёр.
   Зазвенел звонок.
   - "Завтра, завтра, не сегодня, - так лентяи говорят", - закрывая классный журнал, свёл всё к шутке педагог. - На костёр надо идти сегодня, завтра будет поздно.

19.08.2016 г.

  
  
  
  
  
  
  
  

4

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"